Патриарх Тихон внимательно прочитал это прошение. Слова «не признавая такого постановления законным и обязательным для себя и не подчиняясь ему» он подчеркнул и написал свою резолюцию: «Постановления незаконны». Вскоре состоялось заседание Священного Синода под председательством Патриарха Тихона, который, рассмотрев прошение православных астраханцев, постановил: «Предложить Высокопреосвященному Фаддею немедля выбыть из Москвы к месту своего служения» (6, с. 193). 20 декабря 1923 года Архиепископ Фаддей выехал в Астрахань. Ехал он без сопровождения, в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и с узелком, где были зеленая жестяная кружка и съестной припас, к которому, впрочем, он не притронулся. Всю дорогу Архиепископ Фаддей или читал, поднимая книгу близко к глазам, или молча молился, или дремал. Когда подъезжали к городу, стал слышен колокольный звон. Только лишь поезд остановился, купе заполнилось встречавшим архиепископа духовенством. Все подходили к нему под благословение, искали глазами багаж и с удивлением обнаруживали, что никакого багажа у Архиепископа не было. Владыка смутился торжественностью встречи; выйдя на перрон, он смутился еще больше, увидев толпу встречающих, а на вокзальной площади – людское море. У вокзала Архиепископа ожидала пролетка, но она не смогла проехать через толпу, и он в окружении людей пошел пешком. Расстояние до церкви было небольшое, но потребовалось около двух часов, чтобы дойти до нее. Моросил мелкий холодный дождь, было грязно, но это нисколько не смущало Архиепископа. Около одиннадцати часов дня он дошел до храма, и началась литургия. Был воскресный день, праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Облачение для владыки нашли с трудом, потому что оно хранилось в богатой ризнице кафедрального собора, захваченного обновленцами. Облачение привезли из Покрово-Болдинского монастыря, оно принадлежало архиепископу Тихону (Малинину). Мантия принадлежала замученному в 1919 году епископу Леонтию (Вимпфену), ее отыскали у одного из монахов Иоанно-Предтеченского монастыря; посох принадлежал замученному в 1919 году архиепископу Митрофану (Краснопольскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

1878 г. – родился в с. Ватулине Бельского уезда Холмской губ. 1904 г. – окончил Казанскую Духовную Академию. 1905–1911 гг. – архимандрит, настоятель нескольких монастырей. 1914 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. 1916–1917 гг. – епископ Кронштадтский. 1917–1919 гг. – епископ Ладожский. 1917–1927 гг. – епископ Минский и Туровский. 1925 г. – уклонился в григорианство, но в конце июня того же года покаялся. Чтобы спасти местную Церковь от разгрома, встал на путь автокефалии, основываясь на директивах Патриарха Тихона о возможности самоуправления в период гонения. 1928 г. – архиепископ Енисейский и Красноярский. Конец 30-х гг. – вызван в Москву и назначен членом Св. Синода. 1931 г„ 17 мая – по прибытии в Москву скоропостижно скончался в храме у престола. МИТРОФАН (Краснопольский Димитрий), архиепископ Астраханский. 1869 г., 22 октября – родился в Воронежской губ. 1890 г. – окончил Воронежскую духовную семинарию. 1893 г. – поступил в Киевскую Духовную Академию. 1896 г. – принял монашество. 1897 г. – иеромонах. 1902 г. – ректор Могилевской духовной семинарии, архимандрит. 1907 г., 11 февраля – хиротонисан во епископа Гомельского, викария Могилевской епархии. 1907–1912 гг. – член Третьей Государственной Думы. 1912 г. – епископ Минский. 1916 г., 6 июля – епископ Астраханский и Царевский. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви, председатель Отдела о Высшем Церковном Управлении, Сторонник патриаршества. 1918 г., 12(25) апреля – архиепископ. 1918 г., 11(24) мая – по благословению Патриарха Тихона совершил прославление святителя Иосифа, убиенного митрополита Астраханского. 1919 г., 23 июня (6 июля) – арестован и расстрелян в Астрахани. МИТРОФАН (Русинов Евлампий Владимирович), епископ Одесский. Родной брат архиепископа Тихона [Русинова]. 1881 г. – родился. 1915 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1916–1918 гг. – преподаватель Воронежской духовной семинарии, архимандрит. 1923 г. – «хиротонисан во епископа Лукояновского» обновленцами. 1924 г. – принёс покаяние Св. Патриарху Тихону и в октябре хиротонисан во епископа Болховского, викария Орловской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. Текст подготовил игумен Дамаскин (Ор­ловский). Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 26 декабря 2001 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о поступивших в Комиссию материалах, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1. Одобрить доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. 2. Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена: от Астраханской епархии: архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского; 1869 — 6 июля 1919); 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Церквей для включения их в святцы. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Митрофан (Краснопольский), Архиепископ Астраханский и Царевский октября 1869 — †23 июня/6 июля 1919 Прославлен 26 декабря 2001 г. Память празднуется 23 июня/6 июля (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) В 2009 году исполняется 90 лет со дня мученической кончины архиепископа Астраханского и Царевского Митрофана (Крас­­нопольского). Священномученик Митрофан родился в 1869 году в семье крестьянина Воронежской губернии Ивана Краснопольского и в крещении наречён был Димитрием. Родители его были бедны, и он с детства близко познакомился с суровой нуждой. Первоначальное образование Дмитрий получил в сельской школе, а затем благодетель устроил его в Бирюченское духовное училище. Окончив училище в 1884 году, Дмитрий как один из первых учеников был принят в Воронежскую Духовную семинарию на казённый счёт. В 1890 году Дмитрий окончил Духовную семинарию, женился и в том же году был рукоположен во диакона. В 1893 году он овдовел и был зачислен в Казанскую Духовную академию на казённый счёт. В 1896 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан, а через год рукоположен во иеромонаха. В 1897 году иеромонах Митрофан был назначен инспектором Иркутской Духовной семинарии, в 1902 году — инспектором Могилёвской Духовной семинарии и возведён в сан архимандрита. Здесь он стал активным деятелем Могилёвского Богоявленского братства, много сделавшего для сохранения Православия в то время, когда Белоруссия была отторгнута от России. Теперь же Православие подстерегала ещё большая опасность — теплохладность самих православных.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

5043 Архиепископ с 20.05.1912. В 1907–1912 гг. – депутат II и III Государственных Дум, фракция русских националистов. В IV Думу баллотироваться отказался. 5044 Состоящий на покое епископ бывший Киотосский (Япония). Командирован в Холм для содействия Преосвященному Евлогию (Георгиевскому) в управлении епархиальными делами, во время отсутствия последнего в Санкт-Петербурге по должности члена Государственной Думы. 5047 Епископ Кременецкий; викарий Волынской иерархии. Первая дата – определение Св. Синода 66 от этой даты (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 59, л. 3). На епархии не был. 5048 Епископ Кременецкий (и Волынский). В связи с отходом Холмщины к новообразованному Польскому государству Патриарх Св. Тихон снова поручил Кременецкому Преосвященному Дионисию Валединскому временное управление епархией. 5054 Архимандрит; брат епископа Каширского Марка (Петровцы). Бывший клирик Мукачевской епархии. Определен на епархию всего за день до хиротонии. Вторая дата – определение на покой. 5056 Местная традиция издавна и, вероятно, ошибочно, именовала епископа Леонтия (фон Вимпфена) в 1918–1919 гг. «Царевским». «5 сентября 1947 г. он был назначен епископом Царевским, викарием Астраханской и Енотаевской епархии» (Святые земли Астраханской. Астрахань, 2001. С. 147). Но в действительности Астраханская епархия была «...и Царевская», а епископ Леонтий был определен этой датой на Енотаевскую кафедру. В октябре 1918 г. точно был Енотаевским (см. Приложение С. 864). Маловероятно, чтобы в самом кон. 1918 – первой пол. 1919 г. епископа Леонтия «переименовали» в Царевского, что сказалось бы и на титуловании его Астраханского кириарха сщмч. Митрофана (Краснопольского). Определение Св. Синода и Св. Патриарха по этому поводу неизвестно. см. Енотаевская. 5058 Вариант первой даты – 1940 г. (Серафим Ган, свящ. Епископ Иувеналий Килин [веб-сайт www.pravoslavie.ru]). 5061 Архиепископ с 06(19)05.1989. Вторая дата – определение на покой. Скончался 01(14)12.1997. Некролог: ЖМП. 1998. 5. С. 47–49. 5064 Н. Кирьянов указывает епископа Симеона (Михайлова) Чебоксарским еще в августе 1924 г. (см. Приложение 8. С. 882), может быть, ошибочно? Далее см. Глазовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1923 году обновленцы усилили давление на православных и при поддержке ОГПУ стали захватывать православные храмы. После захвата обновленцами храма Рождества Христова отец Василий перешел служить в Покровскую церковь. Отец Василий, как священник, все время служивший в Астрахани, и как ревнитель благочестия, был почитателем подвига мученического, которым прославился архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский), расстрелянный вместе со своим викарием в 1919 году, и в течение многих лет вместе с прихожанами ходил на могилу расстрелянных и служил панихиды. В 1927 году ОГПУ решило прекратить все видимые проявления почитания священномучеников, и 13 июля 1927 года уполномоченный Астраханского ОГПУ вынес постановление, в котором писал, «что священник Залесский в последних числах апреля 1927 года без ведома соответствующих органов местной астраханской власти и церковного совета, совместно с верующей массой общины Покровской церкви организовал шествие на могилы расстрелянных за контрреволюционные действия астраханских епископа Леонтия и архиепископа Митрофана, где публично служил панихиду по расстрелянным... данное шествие, организованное Залесским, является не чем иным, как явной политической демонстрацией против рабоче-крестьянской власти...» 15 июля отец Василий был арестован и на следующий день допрошен. Отвечая на вопросы следователя, священник сказал: «Я, Залесский, действительно служил панихиду на могилах епископа Леонтия и архиепископа Митрофана; это было вскоре после Пасхи, в мае месяце, а какого именно числа, не помню... Панихида... на могилах... была отслужена по просьбе верующих нашего Покровской и Рождественской церкви прихода. Такие панихиды... служились по просьбе прихожан и по личному желанию из года в год» . Следователь поинтересовался, знает ли священник, что архиереи были расстреляны за контрреволюционную деятельность, на что отец Василий ответил: «Знаю о том, что в 1919 году в июне месяце... епископ Леонтий и архиепископ Митрофан были расстреляны, а за что именно они были расстреляны, для меня неизвестно и до настоящего времени, но все же предполагаю, что они расстреляны за какие-либо государственные преступления. Запрещается ли служить панихиды на могилах расстрелянных епископа Леонтия и архиепископа Митрофана, я... о таких запрещениях не знаю» .

http://fond.ru/kalendar/109/vasiliy/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография МИТРОФАН Григорьевич Вильгельмский (1883-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИТРОФАН Феодосиевич Корницкий (1873-1937), прот., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе святых Брянской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИХАИЛ Лисицын (19 октября 1862 – 26 февраля 1918), священник, священномученик (пам. 26 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 15 сентября – день памятм новомучеников Кубанских) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ (между 1397 и 1400 (?) - 1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский МИХАИЛ Иванович Абрамов (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Адамонтов (Адамантов) (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Белороссов (1869-1920), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Александрович Березин (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 31 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Иванович Блейве (1873-1919), прот., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_118.htm...

11/24 октября 1917 г., на первой сессии Собора, епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский, сщмч., † 1919) выступил с докладом от Отдела о высшем церковном управлении по поводу так называемой «формулы перехода к очередным делам», принятой Отделом по окончании проходивших в нем прений о высшем управлении. В своем обширном выступлении преосвященный Митрофан изложил краткую предысторию обсуждения вопроса о патриаршестве в Отделе, подробно осветил доводы в защиту скорейшего восстановления патриаршества и огласил принятую Отделом «формулу» о восстановлении патриаршества следующего содержания: «По окончании общих суждений или прений по вопросу о высшем церковном управлении в Русской Церкви, Отделом принята следующая формула перехода: " выслушав общие прения по вопросу о высшем церковном управлении и 1) принимая, как исходное положение в дальнейших своих работах, восстановление сана патриарха, присвояемого первому между равными Епископу, возглавляющему управление церковными делами Российской Православной Церкви, и 2) вместе с органами этого управления подотчетному церковному поместному Собору, Отдел переходит к дальнейшему рассмотрению законопроекта о высшем церковном управлении " . Принятием такой формулы Отделом в положительном смысле разрешен вопрос о патриаршестве в России, как институте исполнительном при Соборе. Расчленяя указанную формулу на составные части, находим, что в ней заключаются следующие основные положения: 1) Поместному Собору принадлежит высшая власть в Российской Церкви. 2) Восстановляется патриаршество, которым возглавляется управление церковными делами Российской Православной Церкви. 3) Патриарх является первым между равными ему Епископами. 4) Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору...» . Данная «формула перехода» с четырьмя «основными положениями» выносилась Отделом на обсуждение в общем заседании Собора, так как определенное соборное решение по данному вопросу признавалось существенно важным для дальнейшей работы всех отделов, соприкасающихся с вопросами высшего церковного управления.

http://bogoslov.ru/article/2271021

В начале ХХ века в Гомеле были построены Успенская железнодорожная церковь и Преображенская каменная церковь (1901), Полесская Свято-Николаевская церковь (1904, освящена в 1907) и Георгиевская армейская церковь (1904). Имелись домашние церкви: Вознесения Господня (1866 г.) в духовном училище, Александро-Невская – в здании мужской гимназии (1899), Иоанна Богослова и св. Елизаветы – в замке княгини Паскевич (существовала со 2-й половины века.). В 1895 г. старанием мирового судьи Бренчанинова построена и освящена Александро-Невская церковь при тюрьме. Были построены храмы на православном кладбище: на Засожском в 1885 г. св. Феодора Тирона (деревянная) на средства надворного советника Фёдора Молеванского, на Новиковском – в 1896 г. Рождество-Богородицкая, каменная с деревянным куполом, за средства казённых крестьян г. Гомеля. До 1917 г. в Гомельском уезде действовал Чонский Макарьев женский монастырь . В 1912 г. здесь подвизалось 20 монахинь во главе с игуменией. Главный храм имел приделы во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученика Прокопия. В 1907 г. было создано Гомельское викариатство Могилёвской епархии (существовало до 1935 г.) во главе с викарным епископом, который носил титул «епископ Гомельский». Первым епископом был Преосвященейший Митрофан (Краснопольский), ректор Могилёвской духовной семинарии. После революции 1917 года значительная часть Гомельщины оказалась в составе РСФСР. С 1919 по 1926 г. существовала Гомельская губерния, куда вошли 8 уездов упразднённой Могилёвской губернии, Гомельский и Речицкий уезды. В 1923 г. была создана Гомельская епархия, которая присоединилась к обновленческой церкви. Но епископ Гомельский Тихон (1923–1929) был противником обновленчества и остался верным правоверному Православию. В 1924 г. часть духовенства и мирян во главе с епископом Тихоном присоединилась к РПЦ Московского Патриархата. Таким образом, в 1923–1924 гг. в Гомеле одновременно существовали два епархиальных управления – обновленческой церкви и Православной. В 1934 г. после распада Белорусской автономной Православной церкви (обновленческой) закончился период раскола в истории Гомельской епархии. В 1935 г. был закрыт Гомельский Петро-Павловский собор. Показательные судебные процессы, например, «дело церковников» в Гомеле свидетельствовали о политике физического уничтожения священства и активных верующих.

http://azbyka.ru/palomnik/Гомельская_обл...

Соч.: Епархиальные съезды духовенства и их деятельность и значение. Омск, 1902. (Беспл. прил. к Омск. ЕВ. 1902); Речь при наречении во еп. Сумского, вик. Харьковской епархии//ПрибЦВед. 1909. 31. С. 1415-1416; Архипастырское слово к соработникам на ниве Христовой пастырям Церкви Черниговской. Чернигов, 1912. Арх.: ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 531; РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 19128; РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 199 (форм. список); РНБ ОР. Ф. 102. 432. Л. 45. Лит.: Савинский С. Преосв. Василий, еп. Черниговский и Нежинский//Рус. паломник. 1913. 45. С. 720; он же. Открытое письмо сотруднику «С.-Петербургских ведомостей» по поводу неосновательных выпадов сотрудников газеты против еп. Черниговского Василия. СПб., 1915; Собор, 1918. Определения. 1994. Вып. 1-4; Агафонов П. Н. Архиеп. Пермский и Кунгурский Андроник (Влад. Никольский). Пермь, 1995. С. 60; Рос. Церковь в годы революции (1917-1918). М., 1995; Королев В. А. Любовью побеждая страх: Жизнеописания нмч. Российских: Архиеп. Пермский Андроник, еп. Соликамский Феофан, архиеп. Черниговский Василий, еп. Семиреченский Пимен, 1867-1918. Фрязино, 1998; Священный Собор Правосл. Российской Церкви 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 3-я сессия/Сост. А. Г. Кравецкий и Г. Шульц. М., 2000. Игум. Дамаскин (Орловский),К. Г. Калганов Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150523.html

В сент. 1918 г. в Астрахани возник Епархиальный союз церквей во главе с Царёвским еп. Леонтием (Вимпфеном) , союз провозгласил своей задачей демократизацию Церкви и ограничение власти архиереев. Астраханский архиеп. Митрофан (Краснопольский) прекратил общение со своим викарием. В 1919 г. началась кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе к-рой были расстреляны причт и совет церкви с. Карантинного (11 чел.), староста астраханской Владимирской ц., 23 июня расстреляли архиеп. Митрофана и еп. Леонтия. Епископов обвинили в причастности к контрреволюционной группе «Цианистый калий», к-рая якобы имела цель отравить военное руководство города и часть личного состава воинских частей. До назначения правящего архиерея Патриарх Тихон возложил управление Астраханской епархией на викарного Енотаевского еп. Анатолия (Соколова) . После перевода в марте 1920 г. на Астраханскую кафедру архиеп. Палладия (Соколова) еп. Анатолий был назначен еп. Царёвским, спустя 3 месяца архиеп. Палладий скончался и еп. Анатолий вновь встал во главе епархии. Проповеди еп. Анатолия, в к-рых архиерей объяснял происходившие в России события как борьбу Бога с антихристом , послужили поводом для обвинения еп. Анатолия в подстрекательстве к беспорядкам в отдельных городах и селениях края. Объезд архиереем епархии в 1920 г. закончился акциями гражданского неповиновения, после чего были проведены массовые аресты священнослужителей. В кон. 1921 г. на Астраханскую кафедру был назначен архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , до апр. 1922 г. остававшийся в Москве, где он был арестован. В нач. мая в Астрахани началось следствие по делу еп. Анатолия (Соколова), ключаря кафедрального собора о. Димитрия Стефановского и др., обвиненных в сопротивлении изъятию церковных ценностей . В июле 1922 г. еп. Анатолий уклонился в обновленчество и создал раскольнический «епархиальный совет». Обновленцы при поддержке властей заняли часть храмов епархии. В июне 1923 г. общегородское собрание духовенства и мирян постановило считать еп. Анатолия отпавшим от правосл. Церкви и прервать с ним общение, в ответ епископ запретил большинство астраханского духовенства в священнослужении. Осенью 1923 г. церковноприходской совет, в к-рый входили представители всех правосл. общин Астрахани, направил прошение Патриарху Тихону с просьбой назначить др. епископа.

http://pravenc.ru/text/76736.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010