Молитва главопреклонения. Когда священник повелевает нам: Главы наша Господеви приклоним, и сам, читая молитву главопреклонения, наклоняется: тогда он показывает рабство наше и смирение пред Богом, и снисхождение к нам Самого Христа Бога, даже до зрака раба. Но когда иерей встает и произносит возглас, тогда этим он показывает наше восстание от падения и смерти и воскресение Христа Господа; потом вслух и от всей души он благодарит Бога, читая: буди держава и проч. Подобное же этому знаменование имеет и вообще наше коленопреклонение, когда оно бывает; о чем см. 4 часть, гл. 24. §30. Лития на вечерни в притворе Исходим в притвор совершающе литию. В первой части (гл. 10, §12) показано, что притвор назначается для оглашенных и кающихся. Посему церковь , как бы нося образ кающихся и оглашенных, смиряясь перед Богом и испрашивая Его помилования, совершает в притворе некоторую часть службы, то есть литию. Лития есть общее исхождение из храма, производимое иногда среди города, или вне его, для умилостивления Господа, как и в Уставе (на листе 252) переводится также: исхождение. Симеон Солунский (в гл. 330) пишет: «лития совершается в притворе в праздничные дни и в субботу; а во время какой-нибудь нашедшей язвы или несчастия поется при стечении народа или среди города, или вне его, около стен». Далее тот же Симеон Солунский объясняет значение литии, поемой в притворе на вечерни: «в притворе на вечерни творим литию во изображение того, что Спаситель наш в последние дни сошел к нам долу, и этим умилостивляем Его. И, стоя пред священным храмом, как бы пред небесными вратами (средними западными), умоляем Его; ибо недостойны воззреть на высоту небесную, если, став пред вратами, не возопием: согрешихом; тогда и Сам Господь, исшед к нам в сретение, с любовию объимет нас. Вот что значит молебствие и молитва иерея пред дверьми! Она значит, что он снова просит у Господа отверзть нам Едем и небо, или, лучше сказать, Божественную утробу, которую мы затворили для себя, к своему несчастию». О литиях, бываемых среди города и вне оного, сказано будет в 4 части, гл. 24, §57. «Господи, помилуй» на литии поется много раз, а наконец трижды

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Святой престол означает еще гроб Спасителя, в котором погребли Его Иосиф и Никодим. Доказательства сего будут указаны в изъяснении литургии св. Иоанна Златоустог о. Симеон Солунский (гл. 136) говорит: «святая трапеза есть гроб, а алтарь – гробница вокруг гроба». Сверх сего св. престол называется еще и престолом Божиим, скиниею, селением и жилищем славы Всесвятого. Престол есть место присутствия Божия, скиния и проч На сем престоле пренебесный Бог , седяй на херувимех, почивает таинственно. Симеон Солунский (в гл. 3, о храме) пишет: «в алтаре страшный жертвенник, т.е. трапеза, знаменует небесного Владыку; и эта трапеза называется седалищем и местом Божиим, успокоением, очистилищем и местом совершения великой жертвы, гробом Христовым и местом селения»; и (в гл. 98): «священная трапеза есть престол Божий, место воскресения Христова и честный гроб». Впрочем св. престол принимает и другие значения, смотря по тому, какое обстоятельство воспоминается из жизни Спасителя. Так он иногда означает горницу, где Христос совершил Тайную вечерю, вертоград, где иссечен был гроб Христов, гору Елеонскую, откуда Иисус вознесся. Об этих и других значениях святого престола будет упомянуто на своем месте, при объяснении литургии св. Златоуста. §4. Почему престол и другие церковные утвари имеют разные значения? Не только св. престол, но и жертвенник и все утвари церковные, как то: чаша, дискос, звездица, покровы и все одежды епископские, священнические и диаконские имеют разные значения, как увидим в чине литургии Златоустого. Причина, почему одни и те же вещи принимают различное значение, есть следующая: так как невозможно устроить столько необходимых и различных вещей, сколько воспоминается обстоятельств из жизни Спасителя, то одной и той же вещи даются многие значения, соответствующие разным местам, временам или словам. Отцы церкви не могли в алтаре устроить столько мест и вещей, сколько необходимо для служения; поэтому, избегая тесноты, одному месту и одним вещам дали многие значения. «Не всякий час», пишет св. Герман, «место и время определяют св. отцы, иначе потребовалось бы множество жертвенников и престолов, а это неприлично и для самого таинства». §5. Престол бывает четвероугольный и возвышенный

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава III. Молитва жене родильнице по четыредесятих днех §1. Молитва родильнице после четыредесяти дней По четыредесятих днех. Число четыредесяти дней полагают все требники рукописные и печатные; то же число предписывает новелла Льва Премудрого, упомянутая у Матфея Властаря (под буквою А, в гл. 16): «о рождших женах определяем, что они, по обыкновенному закону естественного очищения, – если не настоит особенных причин необходимости изменения сего устава, – до четыредесяти дней не могут быть допускаемы к принятию таинств – иноверные – к крещению, а православные – к причащению Божественных Таин. Но когда они подвергаются какому-либо сильному недугу, угрожающему опасностию скорого окончания жизни, тогда они тотчас сподобляются крещения, если не крещены, и причащения Св. Таин». Впрочем, все сии предписания и прочие правила последовали для того, чтобы родившие жены доказали свое повиновение св. церкви касательно чистоты, подражая Богородице Деве, Которая, хотя и не требовала никакого очищения, как Непорочная Приснодева, но исполнила закон очищения. §2. Воцерковлятися Во еже воцерковлятися. Воцерковлять значит вводить верных в собрание церковное и причислять их к оному; а воцерковлятися значит быть вводимым к нему. Властарь (под буквою Е, в гл. 17) говорит: «Епископ есть надзиратель и попечитель всех воцерковляемых душ». Посему, кто в первый раз вводится и приемлется в церковь , в которой совершаются моления и священнодействия и производится слушание Слова Божия, тот воцерковляется, как это объясняют помещенные в заглавии над сими молитвами следующие слова: начало прияти вводитися в церковь . §3. Восприемник при крещении И хотящему прияти. Хотящий прияти есть восприемник, который, сверх того, в правилах церковных именуется: приимец и кум, то есть отец крестный: потому что он приемлет оглашенного от святого крещения, чтобы научить его благочестию, и тот (то есть крестник) становится его сыном. При Требнике в Номоканоне, в правилах 200, 209 и 212, упоминается не только восприемник, но и восприемница. Впрочем, в том же большом Требнике (лист 7, на обор.) показано: «ведати подобает, яко во святом крещении, един довлеет восприемник, аще мужеский пол есть крещаемый; аще же женский, токмо восприемница, в нужде же смертней может крещение быти и без восприемника». §4. Воцерковление

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§83. Последование о священнике, во сне искусившемся Последование о священнике, во сне искусившемся. Как чистота возвышает священника до небес, так далеко низводят его телесные скверны. Если случается телу его впасть в какое-либо осквернение, церковь повелевает ему в то же время очиститься приличными молитвами. §84. И молитва сия Марка монаха Монах Марк, издатель сей молитвы, кажется есть тот самый постник, который в юности своей отличался от прочих сверстников непорочностью своей жизни и впоследствии времени пребыл усерднейшим хранителем чистоты и целомудрия, как повествуется о нем в житии Макария (января 19 дня). §85. Мартиниана Этот Мартиниан (память его февраля 13 дня) так свято чтил и хранил чистоту тела, что лучше избрал лежать на разжженных угольях, нежели оскверниться любодейным соитием. §86. Мечта во сне И аще убо есть мечтание от демонскаго искушения. Вальсамон изобразил мнение о сем в ответе на вопрос Марка, епископа александрийского: «мирянин, искусившийся во сне, если сам подал причину плотскому повреждению, да удержится от принятия Святых Таин, если же по зависти бесовской, небоязненно да приступает к оным. Но касательно епископов, священников и диаконов, претерпевших таковое же искушение по одному сатанинскому посмеянию, мы не знаем и не имеем того же решения. Посему для чести священства советуем им лучше удержаться от священнослужения в тот день, пред которым случилось сластолюбивое сновидение. Но когда чрез медление может произойти опасность, или по причине какой-либо надобности: тогда в той же ночи да разрешится искушения сеть, и да восстанет в том же дни священнодействия власть». И Иоанн, епископ цитрский, в ответе 29: «иереям и мирским людям, осквернившимся сонным мечтанием, прилично в этот день удержаться от святынь для чести священства. Если же отсрочка священнослужения угрожает опасностию или бедою, или если настал пресветлый день (праздник), неотсрочно требующий священнодействия: тогда да сокрушится сеть искусителя, да возвысится же священства мочь».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Престол был на четырех столпах. Св. престолы в христианских храмах издревле в основании своем имели троякое устройство: по первому способу устройства верхняя доска престола утверждается на четырех столпах, каковое устройство престолов везде усматривается и доныне. По второму способу верхняя доска престола вся бывает основана на одном столпе или единостолпии. По третьему способу та же верхняя доска полагается на ковчеге, то есть на четырех сплошных, – деревянных, каменных или серебряных – стенах; или, вместо такового ковчега, иногда весь престол устрояется на самых гробницах мучеников и других святых. Симеон Солунский (в гл. 101) говорит: «столпы, имеющие держать священную трапезу (то есть верхнюю дску), должны быть прочно утверждены, или один столп (потому что иногда устрояется и один столп – χαλαμος, трость), или вместо столпов устрояется четвероугольник, называемый продольным ковчегом, или рака, и приуготовляется священная трапеза». Что знаменуют четыре столпа, поддерживавшие верхнюю дску или трапезу св. престола, о том показано в первой части (в гл. 3). Но когда трапеза устрояется на одном столпе или единостолпии, то знаменование этого единостолпия Симеон Солунский (в гл. 133) объясняет следующим образом: «очень часто трапеза имеет один столп, который называется каламос, то есть трость, – в знаменование единого высшего всех Иисуса, Который и тростию по главе биен был, и тростяный скипетр приял в Свои руки, сокрушая им главы змиев и пиша нам спасение». А о престолах, поставленных на мученических гробницах, упоминает Иероним против Вигиланция: «итак, согрешает ли римский епископ, что он приносит священнодействие Господу над костями мертвых людей – Петра и Павла, для нас святопочитаемыми, а для тебя – над прахом презренным, и что гробницы их заступают тогда место престолов?» – Для чего престолы поставляются на гробницах мученических и с каким намерением св. церковь совершает на таковых престолах священнодействие, – все это объясняет бл. Августин (в кн. 8, гл. 28): «кто слыхал когда-либо из верных, чтобы священник, стоящий пред престолом, воздвигнутым в честь Божию над святым мученическим телом, произносил в молитвах своих: приношу жертву тебе, Петр или Павел, или Киприан; – тогда как эти жертвы, при воспоминании святых, приносятся Богу, соделавшему их и человеками и мучениками и озарившему их славою со святыми Своими ангелами, – когда чрез сие православие их мы научаемся воссылать благодарение истинному Богу за их победы и, призвав Его же в помощь, при воспоминании мучеников, возбуждаемся к подражанию их подвигам, в надежде получить те же торжественные венцы, которых они сподобились? – Итак, какие бы ни отправляли службы благочестивые христиане на местах мучеников, – все эти службы составляют украшение их памяти, а не священнослужение и жертвоприношение мертвым, как богам». §4. Срачица на архиерее при освящении храма

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

И по амине полагает Евангелие на святой трапезе. По совершении молитвы и по снятии Евангелия с главы посвящаемого на св. престол, архиерей принял все посвящение. Симеон Солунский (в гл. 207) говорит: «иерарх же, взяв священное Евангелие, полагает на трапезе: потому что хиротонисавшийся принял благодать его, – и весь есть Евангелие и божественное орудие Евангелия Христова». §11. Аксиос при посвящении архиерея И тако налагает хиротонисуемому омофорий, глаголя: аксиос. Во 2-й части (гл. 6, §17) показано, что иерарх имеет все одежды священнические и сверх их – омофор; посему здесь над прочими одеждами аксиос не повторяется, но поется только при возложении одного омофора. О принадлежности сего омофора одному епископскому сану хотя также показано в вышеозначенном месте, но сверх других свидетельств достойно замечания свидетельство о сем Исидора Пелусиотск ого (кн. 1, посл. 136): «омофор епископа, сотканный из волны, а не из льна, означает кожу той заблудшей овцы, которую Господь, обретши, взял на рамена Свои. Ибо епископ, нося образ Христа, исполняет Его дело, а самою одеждою показывает, что он есть подражатель того благого и великого Пастыря, Который понес немощи Своего стада». Св. Герман пишет: «омофор, которым облагается епископ, образует кожу овцы, которую взыскал заблудшую Господь и, обретши, подъял на рамена Свои и с незаблудшими сопричислил. Омофор имеет и кресты, – в ознаменование того, что как Христос на раме нес крест Свой, так и все, хотящие подражать жизни Христа Спасителя, носят на раменах крест свой, то есть претерпевают злострадание: ибо крест есть знамение злострадания». Симеон Солунский (в гл. 208) говорит: «потом украшает его (посвященного), как пастыря Христовых овец, возведенного в сан по благости Христа, омофором, который являет вочеловечение Спасителя. Ибо, благословляя рукоположенного, целующего в это время омофор и руку его, он (иерарх посвящающий) облагает омофор окрест выи новопосвященного, возглашая: аксиос». §12. Саккосы издревле не все архиереи носили

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Глава III. Чин хиротонии диакона §1. Диакон посвящается после песни: достойно есть По еже рещи архиерею: и да будут милости Великаго Бога. Диакон посвящается после песни: достойно есть яко воистину, по совершении всех поминовений и после того благословения, которое архиерей преподает народу в словах: и да будут милости Великаго Бога. Причину, по которой в это именно, а не в другое время литургии посвящается диакон, см. ниже (в гл. 6, в чине избрания архиерейского, §6 и во 2 части, в гл. 10, о литургии Преждеосвященных, §14). §2. Диакон посвящается в алтаре и приемлется диаконами И оставляют иподиакони имущаго хиротонисатися в царских вратех: приемлют же его два протодиакона и диакон. Что посвящение в сан иерархический, начиная с чина диаконского, должно происходить именно в алтаре, это явствует из творений св. Дионисия (гл. V), где он говорит: «диакон же, преклонив одно колено пред Божественным престолом, имеет на главе своей десницу посвящающего его священноначальника». И ниже: «приведение посвящаемого к Божественному престолу и преклонение пред ним колен означает то, что все, посвященные в сан священный, должны совершенно предать жизнь свою Началосовершителю Богу и всецело покорить Ему все силы духовной своей природы» и проч. §3. Обходит трижды святой престол и целует углы его И обходят святую трапезу. По древнему обыкновению св. церкви, священноначальники, намереваясь возносить молитвы о людях и кадить фимиамом св. трапезу, то есть святой престол, по словам пророка Давида ( Пс.25 ), обходят жертвенник, – и, обходя жертвенник, по другому выражению того же пророка ( Пс.26 ), приносят в селении Его жертву хваления и воскликновения. Посему некто, побужденный движением духа к исполнению сего обряда, в восторге своей ревности к сему благочестивому обычаю, сказал: Вниду первее во храм Божий, обыду жертвенник Божий, слезами омочу честнейшее подножие и не прежде изыду, как святые двери и святую оную трапезу облобызаю. Но для чего посвящаемый диакон исполняет ныне этот обряд, в изъяснение сего могут быть представлены различные причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Посему-то св. церковь призывает мучеников в союз с своим ликом и их молитвенным ходатайством испрашивает обильного излияния на нас милости Божией. Светло и праведно славословит она при сем случае и Христа, как верховного Начальника священнослужения, как радование апостолов и мучеников: потому что Он – Началовождь и Виновник победы и венцев; Он умер за нас и превознесен, дабы победить врагов нашего спасения; также прилично исповедуется здесь и единосущие Св. Троицы. Если и всякое священнодействие, то тем паче посвящение мужа в сан священнослужителя горних таин действительно составляет истинное веселие и радость ликов, празднующих на небе». §4. Целует руку и колено архиерея Целует и архиерейскую руку и колено. Посвящаемый диакон, целуя архиерейскую руку и колено, то есть священную одежду на колене, доказывает этим, что он смиренно чтит достоинство архиерея и исповедует, что вся власть, которую приемлет он от Самого Бога, нисходит на него чрез посредство архиерея. §5. Приклоняет колено И приклонив едино колено десное. В изъяснение обряда поставления чтеца и певца (смотри выше гл. 1, §1) показано, что три степени священноначальников, то есть степень диакона, священника и епископа; епископ имеет благодатную силу преподавать, совершать и очищать: священник – совершать и очищать, а диакон – только очищать или служить. Посему, тогда как посвящаемые в две первые степени для получения многообразных и высших благодатных даров приклоняют оба колена, диаконы, приемлющие низший и единственный дар, при поставлении на служение Богу и престолу, приклоняют только одно колено десное. Св. Дионисий (на стр. 97) говорит: «Диакон, приклонив одно колено пред Божественным престолом, имеет на главе своей десницу посвящающего его священноначальника». Причину сего обряда присоединяет толкователь Дионисия, Пахимер: «диакон, как имеющий одну очистительную силу, приклоняет и одно колено». Такую же причину приводит Симеон Солунский (в гл. 169) несколько обстоятельнее: «диакон приклоняет одно колено, показывая вместе и покорность и освящение: потому что он приводится принять один только дар священного служения, – то есть дар служить при таинствах, призывать и приглашать к ним: ибо он только приводит, возвещает о совершении таинств и приглашает к ним прийти, но не совершает; он говорит: Благослови, но не благословляет; напоминает: Господу помолимся, но не молится; говорит: премудрость и – вонмем, но не подает совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

При входе, когда певчие в алтаре поют Ες πολλ τη, δσποτα, архиерей кадит сначала кругом св. престол. Симеон Солунский (в гл. 98) пишет: «и кадит тотчас жертвенник, так как он есть престол Божий и место упокоения (Христа) и образует Самого Христа закланного, бессмертного, мысленно приносимого в жертву, лежащего на престоле и непрестанно священнодействуемого». После престола архиерей кадит и народ, показывая ниспослание Св. Духа на землю, которое случилось после вознесения Христова. Симеон Солунский (в гл. 58, о храме) пишет: «когда, вшед в алтарь, кадит кругом священную трапезу, то этим означается пришествие Св. Духа, Который сошел к нам с небес после вознесения Христа на небо». §8. Тропари по входе По входе читаются тропари святых храма и святых, в тот день празднуемых, для того, чтобы показать, что Христос по воскресении и вознесении отверз им всем рай. А когда поются праздничные тропари, тогда означается, что события этих праздников совершены Христом, пришедшим на землю. §9. Диакон возглашает: «благослови, владыко» Благослови, владыко, время Трисвятаго. Что диакон, служащий со священником, начинает всякое священнодействие не просто, но с благословением, о том было сказано в сей части (в гл. 6, §26). Чрез прошение, повторяемое диаконом, и благословение, которое дает священник, означается начало нового и отдельного таинственного действия. Так и здесь диакон просит священника благословить время Трисвятаго, как новое и отдельное действие. Архиерей начинает литургию Священник, изъявляя свое согласие на это, произносит приличные слова: яко Свят еси, Боже наш, и проч. Когда же архиерей совершает служение, то, пребывая до сего времени в молчании, в первый раз говорит этот возглас сам. Св. Герман пишет: «Иисус Христос доселе хотя и был архиерей, но еще не всем Он был явлен и ведом, еще не обращался среди людей и не совершал преестественного и дивного Своего служения. Доселе, пользуясь своим временем, иерей совершал служение, подобно тому как Предтеча преподавал крещение покаяния; теперь же, видя входящего архиерея, устраняется от своего места и тихо, про себя, как бы говоря то самое, что говорил и Иоанн: сему подобает расти, мне же малитися, – с сей минуты предоставляет совершать высшие таинстводействия ему. Архиерей возглашает: яко Свят еси, Боже наш» ( Ин.3:30 ). §10. По входе поминаются живые

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Седящие же с иерархом на сопрестолии носят образ апостолов. Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) пишет: «иерарх, седящий на сопрестолии, образуя Христа, соседателями имеет соепископов и иереев, образующих апостолов». О горнем месте и сопрестолии подробнее см. в 1 ч., гл. 5. Горнее место в таинственном смысле означает тот пренебесный престол, или престол славы Христовой, о котором упоминается в следующей молитве так: благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех. И хотя без сомнения этот таинственный престол можно бы назначить и в другой части видимого храма; но нет ни одной части в храме, где бы удобнее можно было видимым образом изобразить невидимый престол Христа и седение Его одесную Отца, как превосходное то горнее место, куда отходят для седения в церкви архиерей или иерей. Омофор отлагается Отходя на горнее место, архиерей сначала снимает с себя омофор для означения, что Иисус Христос принес овча Свое, то есть нас человек, и предал оное Отцу Своему; ибо мы чрез Иисуса Христа имеем приведение ко Отцу. Сверх сего, архиерей не может иметь на себе тогда омофора и потому, что наступает благовестие слова Божия. Симеон Солунский (в гл. 69) пишет: «во время чтения Евангелия архиерей слагает омофор, показывая свое рабство пред Господом: потому что в это время представляется Сам Господь, вещающий чрез Евангелие и присутствующий здесь в это время, и омофор, образ воплощения Его, архиерей не дерзает носить, но, сняв оный с плеч, отдает диакону, который и держит его согнутым в правой руке, стоя близ архиерея, а также предходя и на великом входе со Святыми Дарами». §15. «Вонмем» пред – «мир всем» Вонмем. По восхождении архиерея или иерея на горнее место произносятся слова: мир всем, к выслушанию коих диакон прежде возбуждает народ, говоря: вонмем. Св. Герман пишет: «вонмем, то есть послушаем, станем внимать все с умиренною душею». Следовательно и сии слова: мир всем мы должны слушать с таким же вниманием. §16. Мир всем Мир всем. Симеон Солунский (в гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010