Сербская церковно-народная автономия признана IX статей венгерского закона 1868 года, но её далеко не всегда уважает мадьярское правительство. Важные отрасли православно-сербской церкви составляют Далмация и Босния с Герцеговиной, краткий очерк исторической судьбы которых мы и представим теперь. Далмация, переселения сербов в которую начались уже давно, но получили массовый характер после разрушения сербского царства турками, несколько раз переходила от Австрии к Италии и Франции и обратно, пока окончательно (в 1814 г.) не утверждена была за Австрией. Если в Венгрии правительство всячески старалось совратить сербов в унию, то в Далмации, лежащей между такими ревностно-католическими странами как Австрия и Италия, это желание превратилось в настойчивую политику, особенно у Франца I, который находил себе охотного пособника в лице православного епископа Бенедикта Кралевича. Действуя прямо, правительство могло возбудить народные страсти и вызвать восстание; поэтому, чтобы отвести глаза православных сербов от главной своей цели, австрийский министр внутренних дел граф Саврау порешил устроить в одном из городов Далмации для образования местного православного духовенства семинарию, открытия которой далматинские сербы ждали с большим нетерпением. После долгой тайной переписки между австрийским правительством и епископом Бенедиктом Кралевичем в новооткрытую семинарию в г. Шебеник в качестве учителей были приглашены униатские священники из Галиции, которые и прибыли в начале 1820 г. Их было четверо, а именно: Алексей Ступницкий – ректор и профессора: Яков Чистинский и Яков Геровский, преподававшее богословские науки и латинский язык и Василий Терлецкий, преподававший немецкий язык. Изучение последнего было обязательно для всех, богословские же науки преподавались в этой семинарии на латинском языке. Между тем протосинкел Кирилл Цветкович, близко стоявший к епископу Кралевичу, узнав о тайной переписке его с австрийским правительством относительно унии, известил далматинских патриотов о тайных замыслах Кралевича, и они дружно выступили на защиту православия, отвергли власть Кралевича и добились удаления униатских преподавателей из их семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Великое чудо: явились огненный столп и мужи огненного вида, и прогнали болгар. – Тогда мы пошли до гор. Бдына. Он на деревьях переходит р. Дунай. Заняв все его владения, мое кралевство готово было разорить все жилья и город, где был дворец его. Но он униженно умоляет, как самый последний из слуг, обещаясь быть в полном послушании моему кралевству. От меня предложено, чтобы взял в жену дочь вельможи моего, великаго жупана Драгоши, и он так и поступил. Потом выдал я дочь мою за сына его Михаила». Война с западною Болгариею происходила в 1292 г. Шишману вздумалось поживиться за счет Сербии, как Милютин усиливался за счет империи; но Стратимир не расчел, что у него далеко не те средства, что у Милютина79). «Сильный, нечестивый, царь татарский Ногай поднимается против меня со всеми силами. Мое кралевство посылает ему дары. Беззаконный царь, спешивший против меня, возвращается назад. Послал я к нему на службу сына Стефана с знаменитыми начальниками. Когда уже отчаивались в возвращении его, он воротился невредимый; закипело междоусобие у нечестивых». Татарин Ногай, столько известный России, в 1294 г. свергнул с болгарского престола Тертера и посадил Смильцу; - гордый хан грозил тем же и Милютину. Не долго после того закипело междоусобие между сыновьями Ногая; старший сын Тшуке (Цока) разбил на голову младшего; тот обратился с жалобою к х. Тохтаге; война кончилась пленом и смертию Ногая, в 1299 г.80). «Безбожные персы и арабы вооружились на христианский род. Они поселились в великой Романии и укоренились тут на полной свободе, живя 20 лет. Мое кралевство призывает   79) Житие Милютина, «вниде с силами своими до Хвостна, недалече от печьския патриархии, которую опленити хотяше». Родослов у Раича II, 452-457. Ждрело – жерло узкая долина между параллельными горами, по которой протекает река, - в Пожеравичском округе. Гласник IV, 192-194. Догадка Раича о времени войны против Куделина и Дремана (2, 454) – не верна; надобно отнесть войну эту к 1291 г.; притом более, чем вероятно, что эти разжившиеся аристократы Драгутина действовали по внушениям Шишмана, завидовавшего, как говорит Даниил Милютину, и после уничтожения их хотевшего завладеть их уделом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Драган , группа из Кралево в начале февраля побывала на международном фестивале « Братья » в Гродно , где встречались представители братских славянских народов . Что было , на Ваш взгляд , самым важным и значительным на фестивале ? Каковы его итоги ? С организаторами фестиваля «Братья» Славянское общество сотрудничать с 2007 года. До сих пор удалось устроить две поездки молодежи из Сербии и Черногории на фестиваль - в 2008 и 2009 году. На этот раз нам помог факт, что фестиваль проходил в Гродно, с которым г.Кралево побратался в ноябре прошлого года. Мы обратились с просьбой к администрации города с предложением: организовать поездку для несколько лучших учеников средних учебных заведений, послать своего представителя и там непосредственно поработать на укреплении связей с братским городом. Они согласились. Так как у города финансы в действительно плачевном состоянии, решили, что оплатят расходы за поездку 9 человек: 6 учеников, представителей города, Славянского общества, и водителя. С предложением послать своих представителей мы обратились и к нашей епархии, но там не успели организоваться. Вот как пишет Анна Вулович, ученица выпускного класса средней медицинской школы на недавней пресс-конференции в Кралево: «Самый красивый опыт в моей жизни! Я никогда еще не видела такого уважения и радушия к моей стране и народу. Я поняла так много о жизни, о настоящих ценностях, осознала то, в чем ошибаюсь, что нужно исправить. Эта поездка навсегда останется в моей памяти. И буду помнить только хорошие вещи - а их было так много. Благодарю всех, кто мне дал возможность познакомиться с нацией такой непохожей, а в душе такой же, как моя». Это не пустые слова. Чувства Анны Вулович полностью разделяют остальные ученики. Для меня было настоящей радостью снова смотреть, как у наших ребят от общения со сверстниками из православных славянских стран резко меняется поведение к лучшему, как они задумываются над тем, что увидели. Все они, как талантливые ученики, уже побывали в разных западных странах, и к поездке готовились как к очередной, обыкновенной тусовке, какими являются экскурсии печального сербского «просвещения» и образовательных учреждений западных стран. Поэтому на их лицах вначале можно было заметить легкое разочарование - комнаты не очень роскошные, питание не то, к кому привыкли... Потом подружились с сверстниками - какие замечательные ребята! - стали по мере своих сил углубляться в очень богатую программу (только один из них понемножку понимал по-русски) - как интересно!.. Если скажу Вам, что половина из них впервые в жизни исповедовалась и причастилась, - думаю, что этим все сказано. Таких образовательных мероприятий у нас просто нет.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/12/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Горькие плоды разобщенности Интервью с поэтом, переводчиком, общественным деятелем Сербии 11.03.2013 542 Время на чтение 22 минут Драган , первый вопрос хочу Вам задать , как одному из организаторов Русского дома в Кралево : каковы его главные цели и задачи в культурном и общественном смысле ? В самом начале надо подчеркнуть, что никакого «Русского дома» - в смысле определенного помещения, официального учреждения - у нас пока нет. Русский дом в Кралево - это в первую очередь частная попытка несколько неравнодушных людей, жителей сего города, разогнать хоть немножко темноту, мусор в которых мы все живём, побудить личным примером своих сограждан, чтобы они сами, по мере собственных сил и возможностей, взялись расчищать этот мусор перед нашим общим порогом. Тот факт, что жизнь зачинателей целого проекта главным образом связана с искусством, просвещением, - тем самым определил и поле нашей деятельности - литературной, просветительской, культурной. Знакомство, общение с российскими общественными деятелями, создание русско-сербского Братства, прекрасно совпало с нашими устремлениями: открылась возможность поработать не только на приближении родственной русской культуры к сербскому человеку, а и на продвижении собственных достижений в одной великой, к сербам более чем дружественно настроенной стране. Итак, главные цели и задачи будущего Русского (лучше сказать: сербско-русского) дома у нас сложились давно до официальной инициативы, которую мы начали в 2010-м году. Их вкратце можно определить так: через укрепление связей с нашими русскими друзями мы стараемся прежде всего помочь самим себе - своему униженному народу, дезориентированной молодежи, затоптанной культуре и истории... Скажем и то, что наши требования для Русского дома тогда были предельно скромными: мы только просили предоставить и помочь нам в ремонте помещения в центре города, находящегося ряд лет в полном запустении. Для ремонта по нашим расчетам нужно было не более 12-15 тысяч евро. Мы рассчитывали часть работ по ремонту сделать с помощью кралевских предприятий, недостающие средства обеспечили бы город и одно из крупных российских предприятий в Сербии. «Русский дом» представлял бы собой магазин с русскими книгами, сувенирами, музыкой - чтобы и таким образом приобретать средства для своего существования, - и офис, в котором, между прочим, наши новые русские сограждане, которые как раз в то же время начали заселяться в окрестностях Кралево, могли бы получать нужную им бытовую и деловую информацию. Остальное - выставки, литературные вечера, концерты, курсы русского языка, организовали бы по-прежнему, в сотрудничестве с остальными городскими культурными институтами, но на гораздо высшем уровне и более качественно. О причинах, из-за которых это у нас тогда не получилось, я писал в статье «Единство прочнее мира», недавно опубликованной на РНЛ.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/12/...

Увидев то князь Петр большую неправду дворянина того, хотя отмстить ту неправду его, и выехал против дворянина. И оба два ударились столь крепко, что дворянинов конь никоим обычаем не состоял 820 , от великого заезду и удару князя Петра упал и с дворянином на землю. Краль и все предстоящии вельми удивились такой силе и богатырскому делу и стали князя Петра выхваливать. И послал до него краль спрашивать, из которой земли и какого роду, и как имя ему. И князь Петр посланному от краля о себе поведал «Буди кралевскому величеству вестно, что я французской земли шляхтич небогатой, только породы доброй, славы и чести себе заслуживать от кралей великих и от князей», а имени своего не сказал. Выслушав посланный от князя Петра речи и сказал кралю Неопалитанскому, что сказался французской земли шляхтич небогатой, только породы доброй, что славы и чести себе заслуживать от кралей великих и от князей, а имени своего не сказал. Краль видя рыцаря доброго человека разумного, в силе своей крепкого, а что он имени своего и прозвища, и какой породы – не сказал, и краль стал мыслить сам себе «Конечно, он не простого, но доброго роду». И на том рыцарском деле и шурмованье князь Петр от всех великую славу рыцарскую себе получил. Ни един против его стоять не мог, кто с ним ни съезжался, все срамом отъезжали от него. И того ради ему краль и все сенатори дали ему преднее место у всех рыцарев, и назвали его Рыцарем Златых Ключей, потому что на шелму два ключа было золотых приделаны висящих. И в то время прекрасная кралевна Магилена всем сердцем его стала любить и об нем мыслить. Как он с копьем своим ездил по месту и шурмовал любезно, а прекрасная кралевна Магилена на него зрела, и сердце ея любовию по нем распалилась. А как то шурмованье скончалось, и с места почали разъезжаться по домам своим, и как поехал князь Петр к себе, и его многие рыцари проводили, и великую честь воздали. И от того часу прошла про него великая слава во всем кралевстве Неопалитанском и в иных государствах. Яко кралевна Магилена милости просила, молила у отца своего, чтоб указал выкликать к шурмованью рыцарскому, хотя видеть еще храбрства князя Петра. Многому времени минувши, указал краль писать по многим государствам, чтобы рыцари съезжались для шурмованья рыцарского, и у себя в кралевстве указал выкликать охотников рыцарев добрых. И все то чинил для дщери своей, прекрасной кралевны Магилены, а она для того, чтоб ей еще видеть храбрство Рыцаря Златых Ключей. И всегда отца к тому приводила, чтоб часто шурмованья были.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только я мышлю, ни во мне богатырства, ни во мне умных слов, за что ваша такая милость государская ко мне, да вижу, милость праведная Божия надо мною и ваша государская неудобь сказаная милость. Нигде иньде не хощу пребывать, только у милосердия Божия и у вашей государской милости. Видя, государыня прекрасная кралевна, вашу государскую милостивую породу, и столь ко мне, убогому человеку, милость свою кажете государскую, но всем богатым и убогим своего государства и иного милость свою государскую кажете и имя свое славите, о которой милостивой вашей славе я от многих людей в посторонних государствах слышал, а ныне сам милость вашу к себе обрел, то всегда уста мои, где ни буду, славу и милость явственно величать будут от нынешнего времени. Милостивая кралевна, убогий чужеземец, молю, чтоб могл быти при милости вашей последним служебником 826 своим, а иным ничем такую вашу государскую милость, только должен Бога молить, где буду в посторонних государствах, ваше государское имя прославлять». Услышав от него кралевна Магилена рекла к нему: «Великий рыцарю, не имею я такого неистовства, как ты себя нижишь 827 , только ведаю, что всякая в тебе есть доброта, и всем тебя Бог одарил, и дал тебе мудрую богатырскую силу. Не только нашему величеству кралевскому то любо, но и всем посторонним государствам то мило и славно. А государя моего батюшка и государыни моей матушки, и моя отменная милость и любовь к тебе. И за такую твою славу рыцарскую и таких мудрых твоих дел вельми бы я тому рада была, чтоб мне почаще с тобою разговаривать. Всем есми ты мне люб и мил рыцарством и дородством и умом. Радошна бы я была, чтоб ты у нас при милости государя моего батюшки пребывал и прочь не отъезжал». Услышав то князь Петр такие милостивые речи кралевны Магилены, встал, учинил ответ премудР.П отом промежь ими были всякие многие речи любительные 828 . И с той их общей беседы и милое друг на друга зрение, объяло его помышление сердечное, иже тем сердцем своим и любовию приклонился к прекрасной кралевне Магилене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Существует ли у Русского дома в Кралево связь с Косово ? Как она осуществляется ? Нет. В первую очередь - по причине нашей несостоятельности. Безработица, полная нищета в народе сильно возрастает. Вот парадокс: те, у которых есть нужная профессия охотно едут работать в сербские части Космета, потому что там государство все-таки старается обеспечить как-никак достойные зарплаты. В «неоккупированной» части Сербии в той сфере царит полное беззаконие: народ работает - если работает - за гроши, и те гроши нередко не платят. Хотелось бы узнать о других Русских домах в Сербии , есть ли между ними взаимодействие ? Сербское общество чрезвычайно раздробленно. Я знаю, что в некоторых городах есть Русские дома, но настоящего взаимодействия между ними нет. Недавно тоже организована сеть сербско-русских обществ, но мы пока не видим смысла принимать участия в этом. Какие мероприятия запланированы в Кралево в связи с побратимством с белорусским городом Гродно ? Не знаю. Говорят общие вещи, о сотрудничестве в сферах экономики, образования, промышленности. По-видимому, представители новых городских властей тоже не считают нужным серьезно пользоваться опытом посторонних лиц и организаций. Когда я 5 лет тому назад их предшественниками упомянул о возможности установлении связей с Белоруссией, они мне смеялись в лицо. Интересно, что тогда городом тоже правили представители «патриотических» партий. Расскажите о вдохновляющих примерах таких побратимств . Очень важно , чтобы побратимство было не только на бумаге , но в делах , чтобы оно рождало серьезные перспективные инициативы . Вдохновляющих примеров нет. Их можно найти только на уровне частных лиц или гражданских организаций. Кралево, например, много лет назад побраталось с Зеленой Горой из Польши, Марибором из Словении... Ничего конкретного или действительно полезного из этих побратимств не видно. Почему? А потому, что никогда не была дана возможность людям действительно заинтересованным в этих делах внести свой вклад. Опасаюсь, чтобы такое не случилось и в случае с Иваново и Гродно. Выходит, что до сих пор все инициативы о побратимствах лишь только служили для развлечения народа и прогулки политиков.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/12/...

И великий государь Иванъ, Божиею милостью царь и государь всеа Русии и великий князь, по ихъ челобитью, Гастауса Ериковича, короля Свйскаго, и всю землю Свйскую пожаловалъ, веллъ своему боярину и намснику Великого Новагорода князю Борису Ивановичю Горбатому да дворетцкому Семену Никитичю Бутурлину и своей отчине, Великому Новугороду, взяти перемирье, да и торгъ своей отчины людемъ с Свйскою землею веллъ держати по старин. И добиша челомъ великого государя царя рускаго намснику ноугородцкому и князю Борису Ивановичю Горъбатому и дворетцкому Семену Никитичю Бутурлину послове свйские, господинъ Кнутъ Ондревичъ да Бернядинъ Николаевичъ, и взяли перемирье с великого государя царя рускаго намсникомъ со княземъ Борисомъ Ивановичемъ Горбатымъ и з дворетцкимъ с Семеномъ Никитичемъ Бутурлинымъ за великого государя отчину за всю Ноугородцкую землю на шездесятъ лтъ, от Благовщеньева дни лта семь тысящъ четыредесятъ пятово до Благовщеньева дни лта семь тысящъ сто пятого, и за всю землю Свйскую. А на томъ миру быти създу на Соболине, на Оксе рек, после взятия миру на десятомъ году на Ильинъ день лта седмь тысящъ пятьдесятъ пятого, а на създе быти из великого государя царя рускаго отчины, из Великого Новагорода, также и из Свйскаго кралевства честнымъ людемъ с обе стороны, которымъ отвести и рубежъ учинити земл и вод по княжь Юрьевымъ грамотамъ и по княжь Магнушевымъ грамотамъ. А на томъ на всемъ на сей перемирной грамоте повелниемъ великого государя Ивана, Божиею милостью царя государя всеа Русии и великого князя, бояринъ и намсникъ Великого Новагорода князь Борисъ Ивановичъ Горбатой и дворетцкой Семенъ Никитичъ Бутурлинъ к сей грамоте печати свои привсили и крестъ на сей грамоте целовали и за отчину великого государя царя рускаго, за Великий Новгородъ и за всю Новгородцкую державу. А от Свйские земли от Гастаусовы королевские державы и от Выборские державы и от Выбора города, и от все земли Свйские и за Выборъ городъ и за Выборскую державу и за всю землю Свйскую от Гастауса короля и от совтниковъ кралевства Свйскаго целовали крестъ послове кралевства Свйскаго, Кнутъ Ондревичъ да Бернядинъ Николаевичъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом указала изготовить мыльню 873 и, по извычаю своему, шла в больницу досматривать больных. И осмотрев иных больных, пришла к князю Петру и рекла ему «Приятелю милый, не хощу я, чтоб ты промеж больными боле лежал, указала я тебе мыльню изготовить, чтоб ты с тех трудов своих от немощи обмылся, а я тебе послужу. Потом тебе дам особую светлицу и постелю, где тебе быть упокойнее, чтоб ты вскоре от немощи здрав был. А я имею надежду на Господа Бога, что милостию своею помилует тя и обвеселит тя от печали твоей, и даст тебе видети в коротком часе прекрасную твою кралевну Магилену». Потом вывела его и привела в мыльню, вымыла ему главу его и помазала благоуханными мастьми 874 , потом указала его отвесть во уготованную ему светлицу. Князь же Петр вшед в ту светлицу и удивился украшению ея, и рекл сам к себе «Истинно украшение в сей храмине не простого есть человека, вижу, что старица сия кралевского роду, потому что сие украшение бывает в королевских и княжеских домех, а не у простых людей». Кралевна Магилена шла до своей светлицы, обмыв лице свое, надела на себя королевское платье и всячески украсилася, и, покрыв главу свою тонким платом, шла к князю Петру в светлицу. И вшед, рекла к нему «О, великий рыцарь, возлюбленный женише мой, князе Петре! Ныне развесели сердце мое, на которое многое время печаль была. А то я есть погибшая Магилена, возлюбленная твоя невеста, для которой много зла претерпел, также и я для тебя. Я есть она, которую ты взял из дому отца моего великого краля Неополитанского. Я есть она, что тебе, приятелю своему, дала златую чепь, благословение матери своей, а к тому, возлюбленный женише мой, я есть та, по ком печально сердце твое», и сняла с главы своея тонкий плат, распустя долгия власы свои. Князь Петр познал возлюбленную свою невесту, прекрасную кралевну Магилену. И как князь Петр узрил возлюбленную свою невесту, которую долгое время не видал, востав с места своего и обнял ее вельми любезно. И с той великой радости вельми плакали оба многое время, не мог друг другу слова промолвить. И престали от великого плачу, сели вместе, друг к другу различные свои скорби и печали, беды сказывали, и была промеж ими невымолвная радость, и не имели совершения 875 речам своим. А кралевна не могла насмотреться на возлюбленного своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В новейшее время в Греции И. стали почитать как покровителя скорняков (что связано с его милотью) и г. Кастории - главного центра производства шуб. Поствизант. предания рассказывают о преследовании И. всадником-Мухаммадом или наоборот. С И. также связана легенда, основанная на сюжете «Одиссеи» Гомера ( Homer. Od. 30. 120-136), о том, что, когда И. устал быть гребцом на корабле, он решил поселиться далеко от моря. Взяв весло, он отправился в путь, спрашивая встречных, как называется этот предмет. Когда жители одного горного села назвали весло деревяшкой, И. поселился в горах. В Греции любовь к прор. И. сохранилась до XX в. Согласно переписи церквей 1918 г., 75 были посвящены И. (не считая часовен). Почитание И. у южных славян и на Руси У слав. народов почитание И. также было связано с представлениями о нем как о повелителе природных явлений и стихий. Ильин день праздновался у мн. слав. народов, чтобы пророк защитил от грома и пожаров. Для этого нужно было вынести из домов все сверкающее и блестящее. И. приписывалась также власть над дождем, поэтому ему совершались молебны от засухи. В Ильин день были запрещены все домашние и сельскохозяйственные работы; несоблюдение этого правила могло навлечь гнев святого. Существовали представления о том, что молнии - это стрелы, которые И. пускает в нечистую силу (чертей, ламий). Прор. Илия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница. 1314 г. Прор. Илия. Роспись ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница. 1314 г. Ильин день считался границей сезонов, при этом у юж. славян (напр., в Македонии) этот день назывался серединой лета, а в России - поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей и было запрещено купаться (чтобы не утонуть или не заболеть). В этот день можно было начинать пользоваться плодами нового урожая. Праздник связывался в представлениях славян с брачной темой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки - о том, чтобы выйти замуж. Почитание И. у юж. славян носило народный, низовой характер.

http://pravenc.ru/text/389301.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010