Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ (Кралевич, наст. фамилия Пачавура (серб. по др. данным, Полизович; 15.01.1765, по данным Н. Милаша, 1767, близ г. Фессалоника - 1.02.1862, Венеция), еп. Далматинский. Родители - грек Хрисодул и болгарка Александра. Принял монашество в мон-ре св. Анастасии близ Фессалоники, затем переехал в Бухарест. 3 года жил в Янине при Али-паше. Получил копию грамоты мон-ря на горе Синай, с к-рой, представляя себя протосинкеллом, собирал милостыню в Боснии. В 1806 г. по подложной грамоте К-польского Патриарха митр. Боснийским Каллиником был хиротонисан во епископа Кратовского. После отъезда митр. Каллиника в Стамбул управлял Боснийской митрополией. Из-за связей с вождем серб. восстания 1804-1813 гг. Карагеоргием был арестован боснийским везиром, а затем отпущен благодаря взятке. Бежал в Славонию, просил австр. власти оказать содействие в организации восстания в Боснии. В сент. 1807 г. митр. Карловацкий Стефан (Стратимирович) предоставил ему убежище в мон-ре Бешеново. В нач. 1808 г. уехал в Белград, где общался с рус. дипломатом К. К. Родофиникиным и получил рус. паспорт. 17 апр. уехал в австр. г. Землин (Земун), а затем в занятую французами Далмацию, где был представлен генерал-губернатору Далмации и Иллирийских провинций О. Мармону, у к-рого просил помощи для организации восстания в Боснии. В сент. 1808 г. была учреждена Далматинская епархия, и 28 янв. 1809 г. от населения и духовенства главе местных властей Вико Дандоло было подано прошение о назначении В. Далматинским епископом. В марте 1809 г. в Далмации вспыхнуло антифранц. восстание, в ходе к-рого В. сохранил верность французам. В июле 1809 г. австр. войска взяли Шибеник, арестовали В. и отправили в Осиек, а затем в мон-рь Бездин. Был отпущен после заключения между Австрией и Францией мирного договора в окт. 1809 г. Вернулся в Далмацию и 26 марта 1810 г. Наполеоном был утвержден епископом Далматинской епархии, к к-рой были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 20 мая состоялась интронизация в Шибенике. Открыл в Шибенике семинарию и консисторию.

http://pravenc.ru/text/150213.html

Часть далматинского священства не признала его хиротонию и по-прежнему подчинялась митрополиту Дабро-Босанскому, а сербы Боки-Которска - митрополиту Черногорскому. Сначала резиденция еп. Никодима находилась в мон-ре Крка и он именовался «епископ Кркский». Он заботился о благолепии богослужения, возобновил в 1694 г. мон-рь Драгович, перенес кафедру в Шибеник. Много внимания уделял защите православных от навязывания им унии, но был вынужден уйти на Св. Гору, чтобы избежать подчинения католич. епископу Сплита. В 1707 г. вернулся на кафедру и вскоре умер, а епархия на долгое время осталась без епископа. Патриарх Печский Моисей (Райович ; 1712-1725) во время посещения Далмации призывал сербов к противостоянию угрозам правосл. вере ( В. Изабрана дjeлa. Capajebo, 1982. Т. 1. С. 27). Активные защитники Православия подвергались арестам. Неск. месяцев провел в тюрьме свящ. Симеон Кончаревич, к-рый в 1750 г. на Церковно-народном Соборе в далматинском Косове, несмотря на запрет венецианских властей, был избран епископом Далматинским. В 1753 г. власти изгнали его с кафедры. 4 года он жил в дер. Попина (совр. Велика-Попина) обл. Лика и управлял епархией через архим. Никанора (Раевича). Когда он понял, что не сможет вернуться на кафедру, уехал в Россию, чтобы известить рус. царя о тяжелом положении сербов в Далмации и просить его помощи. В 1762 г. пытался вернуться в епархию, но власти выслали его в Россию. Далмация официально получила первого правосл. епископа, когда попала под власть французов. В сент. 1808 г. по предложению ген.-проведитора В. Дандоло ген.-губернатор О. Мармон учредил правосл. епархию с центром в Шибенике. 26 марта 1810 г. имп. Наполеон утвердил избрание на кафедру еп. Венедикта (Кралевича) . Тогда же к епархии были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 8 нояб. 1813 г., после передачи Далмации под власть Австрийской империи, еп. Венедикт перешел в юрисдикцию Карловацкой митрополии. Но 6 апр. 1819 г. в Вене он лично передал властям прошение о введении в Далмации унии и просьбу направить в открытую им в Шибенике семинарию учителей-униатов.

http://pravenc.ru/text/168664.html

2. Епархия далматинско-истрийская. Со времени Наполеона I православная сербская церковь в Далмации была устроена как самостоятельная епархия и получила своего епископа. Указ Наполеона I об устройстве далматин­ской церкви вышел 19 сентября 1808 года. Австрийская империя, под власть которой перешла Далмация в 1814 году, признала самостоятельность православной серб­ской епархии и утвердила ее законом. Резиденции сербских епископов была в Шибенике до 1841 года, а тогда пе­ренесена из Шибеника в Задр (Zara), где и ныне на­ходится. Первым епископом сербским в Далмации был Венедикт Кралевич (род. в Македонии 1767 г., 1862 г.). Поставлен в далматинского епископа императорским ука­зом Наполеона I в марте 1810 г. В 1823 г. оказалась сует­ной попытка его ввести унию в Далмации, и он убежал в Венецию, откуда управлял епархией через своего намест­ника до 1829 г., когда вышел в отставку с пенсией и до самой смерти проживал в Венеции. Вторым епископом был Иосиф Раячич (род. 1784 г. в Хорватии, 1861 г. в Карловцах). Управлял далматинской епархией до 1834 г., когда перешел в вершецкую епархию. В 1842 г. назна­чен карловецким архиепископом и митрополитом, а в 1848 г. и патриархом. Третьим епископом был Пантелеймон Живкович (род. в Карловнах 1795 г., 1851 г.). Определен на кафедру далматинского епископа в 1835 г. и менее чем через год перемещен в епископа будимского. С 1836 до 1843 г. далматинская епархия не имела своего епи­скопа, а управлялась викариями карловецкого митрополита. В декабре 1843 г. епископом далматинским назначен Иерофей Мутибарич (род. в бачском округе 1799 г., 1858 г. в Карловцах). Управлял епархией до 1853 г. в этом году вступил в управление далматинской епархией Стефан Кнежевич (род. 1806 г., в Задре 28 января 1890 г.). Во время его тридцатисемилетнего управления упо­рядочены в далматинской епархии приходы и блогочиния (протопресвитериаты), учрежден епархиальный духовный суд, назначено добавочное жалованье приходскому духо­венству из государственного казначейства, преобразована старая клирикальная школа в нынешний „православни богословски завод у Задру“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

е. при объездах епархий вместе с церквами и приходами католическими осматривать и посещать церкви и приходы и православные; не позднее второй половины XVII в. епископы успели истребовать от правительства, чтобы эти их притязания были признаны и утверждены, как действительные права, со стороны власти государственной. Такое вмешательство латинского духовенства в дела православной церкви, крайне оскорбляя и раздражая православных, иногда вызывало с их стороны открытое сопротивление, но все случаи подобного сопротивления оканчивались тем, что непокорные при содействии гражданских властей были заковываемы в железа, сажаемы в темницы и подвергаемы всякого рода мучениям и истязаниям (см. Србско-далмат. Магаз. 1850 г. стр. 102, 1865 г. стр. 147 sqq, 1866 г. стр. 155 и в книжке le Вгет’а Acta Ecclesiae Graecae annorum 1762 et 63, Stutgardiae, 1764, р. 41 sqq). Стеснение православным в построении церквей доходило до такой степени, что указами первой четверти XVIII в. им дозволялось строить их только в таком случае, когда изъявит на то свое согласие местный католический епископ и соседние католические жители (Србско-далмат. Магаз. 1865 г. стр. 152), т. е. иначе, что у них совсем отнимаема была возможность строить новые церкви. Следствием всех этих мер латинского духовенства было то, что и должно было быть: так как мужество переносить унижения и страдания обыкновенно имеет только меньшинство, а не большинство людей, то большинство православных далматинцев волей-неволей постепенно присоединились к католичеству, а на стороне православия осталось именно только меньшинство их; в настоящее время из 400 слишком тысяч сербского населения Далмации православных тысяч до 80-ти 353 . Православная епископская кафедра в Далмации была учреждена во время занятия области французами, в 1808–10 г. (декретом Наполеона от 19 сентября 1808 г. назначено было быть кафедре, а декретом его же от 26 марта 1810 г. назначен был первый епископ Венедикт Кралевич, см. книгу «Житие, сиречь рождение, воспитание....

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Совершенно новой чертой является рассказ о том, что Александр перед выступлением опять учит своих бояр, на этот раз обращая внимание их на нищих. Выражение по поводу того, что князь не успел послать вести к отцу «В град Киев» (так в изд. списке первон. редакции); «жалостно слышати» опущено, как в Рост. Комп. и Ник. лет. Время выступления обозначается так: «в день недельный, в ню же свершается память свв. отець шестаго събора...» (относительно «шестого» собора ср. Русск. Врем.). Личность Пелгуя очерчена в несколько ином духе: Сей же бысть разумен и благочестив и сему поручена бысть стража утреничнаа морьскаа (ср. изд. список). Слова князя, обращенные к нему, распространены фразой: дóндеже узрив славу Божию (ср. Ник. лет.). Формула Невского боя, которая в первоначальной редакции отличается чрезмерной краткостью, изменена до неузнаваемости. Говорится, что полки бились «крепко на многы часы», причем отмечено, что «никогда же бо бывала такова брань князем Русским преже сих, яко и за рукы емлющеся сечахуся». Кровь лилась при этом «яко туча дождевнаа», «и паде множество трупиа от обоих». Только к вечеру «призре Господь милостивным си оком на род христианьскый и поможе великому князю Александру». Первая часть этой формулы представляет буквальное сходство с не раз упомянутым описанием боя в Паремии в честь Бориса и Глеба: «и съступишася обои и бысть сеча зла; ака же не бывала в Руси и за руки емлюще сечахуся». Выражения же «на многы часы» и «пролиася кровь яко туча дождевнаа» типичны для Повести о Мамаевом побоище 106 . Что касается до указания, что битва продолжалась до вечера, то и для него есть параллели в новости о Мамаевом побоище (ср. Полное Собр. Русских Летописей, т. IV, стр. 80: в 9 час дни призре Господь милостивыма очима на вси князи Рустии) и в других воинских повестях 107 . Вообще, можно думать, что автор жития был знаком с целым рядом воинских повестей, из которых он взял краски для дополнения картины боя. Гораздо меньше его интересует эпизод с шестью храбрецами. Он ограничивается перечислением их имен и следующей общей картиной: «Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убиша, инех же руками яша и многи корабля разбиша и доехав кралев шатер великыи златоверхыи и столп его подсекоша». Отдел молитв, который вообще у автора богато предоставлен, увеличивается новым вкладом в виде особого благодарения, произнесенного Александром, в подражание Дмитрию Донскому из повести о Мамаевом побоище 108 , по возвращении с победы. Оказывается, что тот же 9 стих 19 псалма, который в первоначальной редакции приведен перед битвой, перенесен сюда и превращен здесь в зерно новой молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К сему бо имеяше велию веру и к святым страстотрьпцем Борису и Глебу и всегда память их честно творяще. Бе же тогда некто муж, стареишина земли Ижрьскиа, именем 243 Пелгусии, наречено же бысть имя ему в святем крещении Филипп. Сей же бысть муж разумен и благочестив, и сему поручена бысть стража утреничная морьская. Оному же стрегущу обоя пути и всю нощ без сна пребысть, стражбу свою деющи. И егда же въсходящу солнцу, услыша шум страшен по морю и виде насад гребущ, в немже стояща святии страстотрьпци Борис и Глеб во одежах чрьвленах, рукы свои на рамех дръжаща. Гребци же седяще, акы мьглою одеяни. И рече блаженный Борис: «Брате Глебе, повели грести, да поможем сроднику своему Александру». Пелгусии же, видев таковое видение и слыша глас от святою мученику, и зело трепетен стояше. И отиде насад от очию его. Он же иде скоро, поведа сиа великому князю Александру. Князь же великии рече ему: «Не повежд сиа никому же, дóндеже узриве славу Божию». И бысть час шестыи дне, съшедшимся обоим плъком и бившимся крепко на многи часы. Никогда же бо бывала такова брань князем Русским прежде сих, яко и за рукы емлющеся сечяхуся. Пролиася кровь, яко тучя дождевная и паде множьство трупиа от обоих. И уже бяше вечеру сущу, призре Господь милостивным си оком на род христианьскии и поможе великому князю Александру, изби множство безчислено от Римлян, яко и самому кралеви възложи печять на лице копием своим. В полку же тогда великого князя Александра явишяся шесть муж храбрых, крепко мужъствовавше по своем князи. Гаврил Олексин, Збыслав Якупов, Яков Полочянин, Миша Новъгородець, Сава и некто от слуг Александровых, именем Ратмир. Сии убо мнозех от Римлян нарочитых убишя, инех же руками яшя и многы корабля разбишя и доехав кралев шатер, великии, златоврьхии, и стлъп его подсекошя. Видевше ж Римляне падение шатра, зело възметошяся и въскоре побегошя. Бысть же в то время чюдо дивно, якоже 244 при Езекеи цари, егда прииде Сенахирим, Асириискии царь, хотя пленити святый град Иеросалим, и внезапу Ангел Господень изби от плъку Асирииска 185000.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Трое из них знали греческий язык: старец Арсений Глухой, Богоявленский игумен Илия и мирянин Григорий Онисимов. С ними работали еще старец Антоний Кралев и известный протопоп Иван Наседка. Для них отведена была особая комната, «палата» так назыв. «Правильная». При справщиках состоял вспомогательный штат чтецов и писцов. Работали на совесть, по документам, не довольствуясь догадками от своего разума. Пособием служила богатая коллекция пергаменных и бумажных, по возможности самых древних рукописей. Собраны были они по особому указу царя и патриарха: «повелеста от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и от тех древних божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша». Так образовалось начало знаменитой в науке нашего времени так называемой «Типографской Библиотеки» рукописей в Москве. Благодаря особому вниманию к книжно-типографскому делу патр. Филарета, получился довольно показательный статистический итог. Оказалось, что из Московской типографии за время п. Филарета вышло печатных изданий книг больше, чем за все время русского книгопечатания от его начала при Грозном. Цикл богослужебных книг был напечатан полностью и некоторых даже по много изданий. Вся Минейная «Библиотека» в 12-ти томах была напечатана полностью, равно как Октоих и Каноник. В двух изданиях вышли: Триодь Цветная, Шестоднев, Учительное Евангелие. В трех изданиях явились: Евангелие, Псалтирь Следованная, Триодь Постная, Типикон. В 4-х изданиях: Апостол, Требник, Минея Общая. В 5-ти изданиях: Часослов. В 6-ти: Служебник. На титульных листах всех книг значится благословение патриарха, а у некоторых из них отмечено и личное его свидетельствование. В послесловиях не раз отмечено, что изданные книги исправлялись по древним харатейным славянским спискам, но нигде не сказано, чтобы они сличались с текстом греческим, будь то рукописным, или новопечатным. Детальной построчной проверки этого факта наша наука еще не проделала. И, вероятно, инструкция сверху, от патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Третий имянем Ияков, Полочанин, ловчий бе у князя; сей наеха на полк с мечем и много мужество показа. Четвертый имянем Миша, Новоградец; сей пешь с дружиною изби три корабли Римлян. Пятый имянем Сава; сей великий шатер кралев златоверхий подсече; Римляне же, видевше падение шатра, возмятошася. Шестый имянем Ратмир; сей много бися пешь, егоже оступиша мнози Римляне, и от многых ран пад, скончася. Избиено же бысть множество Римлян, а останок их с срамом побеже. А трупия мертвых своих великих воевод три корабли наметаша и потопиша в мори, а иных ямы иззасыпаша, а язвении бес числа бяху, Новоградцев же токмо 20 убиено бысть. Чюдо о ангельском пособии Бысть же в то время чюдо предивно и памяти достойно, якоже в древняа дни при царе Иезекии, егда прииде Сенахирим, царь Асирийский, хотя пленити святый град Иерусалим, и внезапу Ангел Господень изби от полка Асирийска 185 тысящ, и въсташа заутра и обретоша трупия мертвых. Тако же и ныне при победе великаго князя Александра, егда победи краля, обон пол реки Ижеры, идеже не бе проходно полком Александровым, и тамо обретошася многое множество трупиа мертвых, иже избиени от Ангел Божиих. Христолюбивый же великий князь Александр Ярославич возвратися с предивною победою во свою отчину в Великий Нов град, славя и благодаря Бога, глаголя сице: Благодарение. «Благодарю Тя, Владыко преблагый, и славлю имя пресвятое Твое, яко призвах бо Тя, Премилостиве, в день печали моея, избавил мя еси, и не оставил еси нас, убогых раб своих. Тии безбожнии спяти быша и падоша, мы же, раби Твои, востахом и исправихомся, Твоею помощию спасаеми. Всех бо тепле кающихся милуеши; благодетельствуеши 263 и прославляеши, иже от всея душа Тебе работающих, и всем, иже со страхом и любовию Тебе ищющим, близ обретаешися, и к Тебе Единому зрящих не презираеши, и всем, иже к Твоей дрьжаве прибегающим, вся, яже на пользу, прошения подаваеши. Ты бо еси един благых податель, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком, аминь». Оттоле же обыче зватися святый Александр Невский, понеже рать спя бысть с Римляны близ великиа реки Невы, усть реки Ижеры, в лето 6749.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опустошенные их страны заселены новыми немецкими поселенцами и получили немецкий характер. В последующие века, под влиянием господствующего племени немцев, здесь исчезли почти всякие следы славянской народности. В настоящее время эти древние славянские страны составляют – можно сказать – самое ядро немецкого (прусского) государства. Следы славянской народности сохраняются только в некоторых славянских наименованиях местностей, искаженных немецким произношением или переведенных на немецкий язык (Королевец – Königsberg, Кралев Градец – Königsgrädz, Щетин – Stettin, Гданск – Danzig, Колобрег – Kolberg н др.), и в небольших сохранившихся остатках славянского населения в так-называемой Вендской Лузации, Померание и других прусских землях. Так гибельно здесь было для славянской народности раннее влияние немецкого племени и римско-католической церкви. Замечательно впрочем, что насильственно распространенному католицизму в этих местах не удалось утвердиться прочно. В XVI веке в прибалтийских странах скорее всего принято было протестантство. IV. Подавление православия латинством в других западно-славянских племенах, просвещенных св. Мефодием. – Очерк истории христианства в Чешской стране. Во всех других западных славянских землях, принявших при св. Мефодии христианскую проповедь на славянском языке, православное вероисповедание постепенно было вытеснено римским, и славянское богослужение латинским. Главною причиною этому было то, что западные славяне были слишком разобщены с православным восточным миром, жили далеко от главных центров восточного славянства и восточного православия. Разделенные притом на несколько отдельных государств, из которых при взаимных междоусобиях ни одно не могло приобрести надолго твердости и силы, они должны были подчиняться политическому, а затем и религиозному влиянию соседних сильных католических государств. В особенности средневековая священная римская империя со времен Оттона I приобрела сильное влияние на западные славянские страны, и во всех землях, находящихся от неё в зависимости, старалась утверждать господство римской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Киприан, архиеп. 234 Киприан Пыжов, архим. 493, 496 Киприан, архим. 170 Кирик 17 Кирилл, равноап. 7, 8, 15, 87, 115, 292, 312 Кирилл, митроп. 31, 40, 41, 172 Кирилл I, митроп. 43, 44, 45, 46 Кирилл II, митроп. 83 Кирилл, архиеп. 380, 381, 383 Кирилл, епископ 41, 101, 187, 491, 492 КириллБелозерский, преп. 88,105, 108 Кирилл Иерусалимский 115 Кирилл Лукарие 241, 242, 248 КириллСмирнов,митроп. 427, 428, 431, 433, 434, 435, 439, 440, 496 Кирилл Терлецкий, епископ 238, 239, 141 Кирилл Туровский , свят. 118, 120, 127 Кирилл Флоринский, архим. 320 Кирилл Челмский, преп. 132 Кирилл, " епископ» 351 Кисель Адам 250 Клеопа, старец 335 Климент, папа 7, 8, 9, 11 Климент III, папа 139 Климент VIII, папа 231, 240 Климент, митроп. (Клим Смолятич) 36,37,38,70,118 Ключевский В. О. 106, 277 Княгинский Иов 246 Кобылий 84 Ковалевский Е. 469 Ковшаров И. 412 Козловский А. 274, 333 Козма Минин 169, 171 Колесников А., прот. 494 Колесников Кирилл 342 Колесников Силуан 342 Колосов А. 434 Колтон 483 Колычев, боярин 81, 82 Комнин Исаак, император 44 Конашевич-Сагайдачный Петр, гетман 245 Кондаков Н. , проф. 318 Константин (Мефодий), равноап. 7, 8, 11, 13, 14,33 Константин Васильевич, князь 93 Константин Великий , император 217 Константин Всеволодович, князь 129 Константин Федорович, князь 129 КонстантинКонстантинович, князь 399 Константин Ярославский, князь 120 Константин, император 61, 89 Константин, митроп. 30, 37, 38, 127 Константин, архиеп. 381 Константин, епископ 493 Константин, иерей 398 Константинов Димитрий, прот. 459 Конт 341 Концевич И. 494 Кончака, сестра хана Узбека 41 Копинский Исайя, митроп. 246, 247 Кополович Иоанн, прот. 454 Корейша Иван Яковлевич, юродивый 337 Корнилий, митроп. 194 Корнилий Комельский, преп. 124, 158 Корнилий Печерский, преп. 121 Корнилий Соболев, 431 Косой Феодосий 125 Коссов Сильвестр 249, 250 Костюшка358 Кочубей, граф 359 Кочуров Иоанн, свящмуч. 381, 394 Кошица 299 Кралев Антоний 179 Кранов 393 Красиков Н. 393 Красиков П. 389, 404 Красницкий В., свящ. 414, 415, 416, 417, 419

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010