д. Во время сих странствий по чешской земле, я имел случай познакомиться с некоторыми учеными литераторами чешскими, кои были мне полезны и в отношении филологическом и в отношении моего путешествия. Так в Ковани я нашёл пастора Винарицкого, занимающего одно из первых мест в современной литературе чешской, и владеющего художественным литературным чешским наречием; в Соботке декана Ветешника, а в Либони декана Антония Марка, из которых последний также с честью действовал на литературном поприще; в Ичине – профессоров Шира и Махачка, из которых первый давно уже занимается сравнением славянских корней с санскритскими, а второй переводом лучших германских писателей на чешский язык; в Плзни – профессора Сметану, посвятившего себя составлению учебных руководств на чешском языке; в Козоедах одного из лучших беллетристов чешских, пастора Юрия Марка, и прочих. Вообще можно заметить, что в Чехии с года на год увеличивается число людей, посвящающих себя отечественной литературе, и еще более число людей, оживлённых любовью к Отечеству. К этому надобно прибавить, что таких людей более всего можно найти в духовном сословии: это – столп чешского народа. Во всей Богемии считается жителей 4.250.000, и из них чехов, не забывших своего языка, 3.000.000; остальные суть или немцы, или онемеченные чехи (жидов 70.000, цыган не более 2–3 тысяч, и прочие). Язык немецкий господствует отчасти в городах, хотя впрочем в них и сами немцы принуждены уметь говорить по чешски, и более по границам Богемии, особенно на севере, западе и юге, менее па востоке; вся середина Богемии остаётся Чехией. Именно, общими чертами границу между немецкой Богемией и Чехией на севере и северо-западе, начиная с восточной границы Богемии на севере, можно провести от Браунау к Кралевудвору (Konigshof), Либерцу (Reichenberg), Мельнику, Лютомерицу (Leitmeritz), Рабенштейну, Плзни (Pilsen) и Вальдминхену на границе баварской, так что у Вальдминхена чехи живут на самой даже границе; за Вальдминхеном на юго-восток граница Чехии идёт к Яновицу, Прахатице, Грацену, переходит в Австрию за Гмюнд и к Личову (Litschau) и входя опять в Богемию, проходит мимо Генрихова (Neuhaus), тут на юге немцы живут ещё у Будеёвиц; на восток немцы живут около Иглавы и далее за Поличной по границам Моравским к северу на узкой полосе земли к Находу, так что около Находа и далее, почти до Браунау, чехи живут на самой Прусско-Силезской границе.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Salaville S. Une version grecque de la regle de Saint Augustin//Hellenika. T. 4. 1931. P. 81–110. IX.            Византийское монашество и славянские страны Исцунко Д. С. Церковные и монастырские уставы. М., 1976. Троицки j С. Ктиторско право у Buзahmju и Heмahckoj Ср6иjи//Глас Србске Кралевске Akaдeмju. Т. 86. 1935. С. 79–133. Щапов Я. Устав князя Ярослава и вопрос об отношении к византийскому наследию на Руси в середине XI в.//ВВ. Т. 31. 1971. С. 71–78. Casey R. Р . Early Russian Monasticism//ОСР. T. 19. 1953. P. 372–423. Corovi V. Spisi Sv. Save. Belgrade, 1928. Grani B. Die Disziplinarstrafbestimmungen des vom hi. Sabbas, dem Erzbischof und Gründer der serbischen Autokephalkirche erlassenen Typikons des Chilandar- (Cheilantar-) Klösters//SBN. T. 5. 1939. P. 646–656. Heppell M. The Early History of the Kievan Monastery of Caves//The Theotokos Evergetis and Eleventh-Century Monasticism/Eds. M. Mullett, A. Kirby (­ Belfast Byzantine Texts and Translations 6.1). Belfast, 1994. P. 56–66. Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984. Mirkovi L. Tipik arhiepiskopa Nikodima//Bogoslovije. T. 1. 2. 1957. P. 12–19; T. 2. 1. 1958. P. 69–88. Mirkovi L. Ein Typikon des serbischen Erzbischofs Nikodemos: vom Einfluss Konstantinopels auf den Gottesdienst der serbischen Kirche//SBN. T. 8. 1953. P. 429–433. Rouet de Journel M.-J. Monachisme et monastèeres russes. Paris, 1952. Smolitsch I. Das russische Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen. Würzburg, 1953. X.              Основание монастырей и управление ими Alivisatos Н . Die kirchliche Gesetzgebung des Kaisers Justinian. Berlin, 1913. Deslandes S. De quelle autorité relevent les monastères orientaux//EO. T. 21. 1922. P. 308–322. Grani B. L’acte de fondation d’un monastère dans les provinces grecques du Bas-Empire au V е et au VI е siècle//Mélanges Charles Diehl. Vol. 1. Paris, 1930. P. 101–105. Grani B. Das Klösterwesen in der Novellengesetzgebung Kaiser Leons des Weisen//BZ. Bd. 31. 1931. S. 61–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

4-й полк, создание которого было начато в апреле 1942 года, нёс службу в районе Кралево и Крушевца до ноября 1942г., а затем был расформирован, и его подразделения были переведены в 1-й и 2-й полки. 25 января 1943 года должность Командира корпуса была переименована в должность Инспектора русских частей в Сербии, а Штаб Корпуса в Штаб Инспектора Русских частей в Сербии. 8 февраля должность Инспектора была переименована в должность Инспектора-Генерала Русского Охранного корпуса. 1-я и 2-я особые роты были созданы из пленных красноармейцев исключительно по инициативе германского командования без каких-либо консультаций со штабом корпуса. 12 марта 1943 года в Белград в район Баницы прибыли добровольцы из числа советских военнопленных в числе 297 человек из которых было сформировано две «особые» роты с командным составом из ветеранов Русского корпуса. К новым солдатам на пасхальной службе обратились с приветственным словом митрополит Анастасий и генерал Штейфон. Сами по себе солдаты этой роты воевали хорошо до тех пор, пока сильны были немцы. 9-я рота 3-го полка (советская рота) поначалу хорошо проявляла себя в обороне двух фабрик под Иваницкой и успешно воевала против партизан с мая по ноябрь 1943 года. Однако, как только они увидели, что немцы стали проигрывать, то начали массово перебегать на сторону партизан. После перевода роты в район Звечаны под Косовской Митровицей, из роты с ноября по январь дезертировало двадцать человек, а когда 9-ю роту перебросили в Рашку, и все «советские кадры» перешли в 1-й взвод, то вскоре сбежали и все остальные. Идея, ради которой воевали белые в гражданской войне, проявляла свою живучесть и в Югославии вне зависимости от тяжелых обстоятельств и недостатка средств. С 1943 года генерал Штейфон приказом главнокомандующего немецкими войсками в Сербии от 1 августа 1943 года был вновь назначен командиром Русского охранного корпуса с произведением его в чин генерал-лейтенанта. Командиром 1-го полка был оберст Зборовский, 2-го – оберст Мержанов и 3-го – оберст Гонтарев.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/russka...

Иде убо и врачем сие любезно: егда бо болзнь напоеньми и обязаниемъ повинути не възмогуть, тогда рзаниа и жжениа прилагаютъ, въ еже бы пользы подати страдающему. И Господь такоже по онхъ всхъ неисцльн нас недугующих обрте, тогда прочее запустнию поплнениемь попусти быти, мучительнйшаго варвара наводя, съ многою злобою вся испровращающа, якоже лютый нкий зврь вся поядая, останкы же ноготми растръзаа. Тако тогда, Батыеви Русь поплняющу, съ многою буестию и сврипьствомъ, яко сточнитися лютости его оному мучительству, иже при Ираклии варваровъ иногда. 24 Храбрыя руси мечь пояде, овы же плещи въдаша съпротивным. Скипетродръжателя же овы оружиемъ падша, овы же кралевьства странники гостяше, всякыя помощи отпадше. Пресвтлаго же Михаила князя великаго отъ сыроядца-зверя угры спасаху, 25 преже на стол преименитомъ иногда Киеву предсдвша. Грады же ратникъ испровращая, и гражаны овы въ плнъ, овы же оружию ядь полагаа, користи имя съкровища обртъ княжеска, великое мучительство всему рускому языку сътвори. Протече же даждь и до предлъ Великаго Новаграда. Таможе внити ему, якоже глаголють мнози, Божественнаа сила възбрани, ибо здравьствоваше тогда Великий Новъградъ от злобы оноя, чистъ бо баше зависти, и неправды, и гръдости. Равность в себ наипаче любяще, и нравом нкако прости, гордитися не зло вдяще. Наипаче же церковныя мужа зло почитаху, и учителей стыдящеся по многу, удобь послушни поучаемымъ суще. Къ архиерею же, поистин яко овца къ пастырю и яко къ Христу, говяху, еже и сыроядца оного не попусти вредити ихъ или озлобити, но внегда къ предлом ихъ приближитися, купно постыдвся, плещи вдаде, – Божественй сил възбраняющи ему. Възвращающу же ся безбожному кагану 26 въ своя, заповдь положи, яко да велиции князя и мстоблюстителе, грададръжци же и мстницы, хотящии въсприати своя хоругви же и областиа, въсходятъ въ Орду и от кагановы рукы кыйждо свою власть да въсприимет, покаряяся и работая варваром, на мст своемъ сдя. И по отшествии безбожнаго оного варвара, велиции князи и мстоблюстители, градодръжци же и мстьници, кыйждо от бгьства своего въ своя възвращахуся. Но понеже заповдь мучителя разумшя, еже въсходити въ Орду, оттуду власти взимати, и тако ни единого покоя, ни ослабы получивше, вси къ каганови въ Орду идяху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андросов, Иван Иванович — см. о нем в «Несмертельном Головане» (наст. изд., т. 6, стр. 364). 522 Подпури — вместо: попурри (соединение отрывков из одного или нескольких музыкальных произведений). 523 Камариновые серьги — вместо: аквамариновые. Аквамарин — драгоценный камень голубовато-зеленого цвета. 524 Святая Цецилия — святая католической церкви, образ девственной невинности. 525 …внимательного призрения…— вместо внимания. 526 «Заволохател» — зарос волосами. 527 Подоплека — подкладка у крестьянской рубахи (от плеч до половины груди и спины). 528 …была очень слукмена…— имела очень хороший слух. 529 Тро боку (франц. trop beaucoup) — слишком много. 530 …крячком скрячивали…— Кряч — толстая веревка. Скрячивать — закручивать. 531 Приползут змеи и высосут очи, И зальют тебе ядом лицо скорпионы — не вполне точная цитата из сербской песни в переводе А. X. Востокова «Марко-кралевич в темнице». 532 Тьма промежная — вместо: кромешная. 533 Турецкий Хрущук — Рущук, город в Болгарии. 534 Со сносом — с краденым. 535 Лобанчик — золотая монета. 536 Пестрядь — грубая бумажная ткань из разноцветных ниток. 537 …в признак пришла…— в сознание пришла. 538 Плакон — вместо: флакон. 539 Тальки — мотки пряжи. 540 Загнетка — передняя часть русской печи. 541 Постоялый дворник — хозяин постоялого двора. 542 …старики, которые помнили, как за жестокого графа наказывали…— то есть за убийство фельдмаршала М. Ф. Каменского. 543 Известный военный писатель генерал Ростислав Андреевич Фадеев, долго сопутствовавший покойному фельдмаршалу Барятинскому…— Барятинский, Александр Иванович, князь (1814–1879), генерал-фельдмаршал, в годы с 1856 по 1862 был главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом и наместником Кавказа. Фадеев, Ростислав Андреевич (1824–1883), генерал, реакционный публицист на военные темы, в годы с 1859 по 1864 состоял при наместнике Кавказа. 544 Темир-Хан-Шура — ныне Буйнакск, Дагестанской АССР. 545 Поливанный — глазированный. 546 Поль де Кок (1794–1871) — автор многочисленных нравоописательных романов, главным образом из парижской жизни, поверхностных, веселых и фривольных. Его романы неоднократно переводились на русский язык и у невзыскательных читателей 30-50-х годов пользовались огромной популярностью. 547

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Годи тоби, пане куме, листи королевски держати, Дай мени хоть прочитати!» «На що тоби, пане куме, их знати? Ми дани не даем, У вийско польске не йдем; Не луччеб нам з ляхами, Мосцивими панами. Мирно пробувати; А ниж иийти лугив потирати, Своим тилом комарив годовати?» То Хмельницкой тее зачував, Ще луччих напиткив подавав. То Барабаш як упився, На лижку спати звалився. Тогди Хмельницкий ключи одбирав, Чуру свого до города Черкаса посилав; Велив ключи пани Барабашевой подати, Листив королевських питати, То чура до неи прибувае, Словами промовляе; «Пани Барабашова! твий пан став у нас гуляти, А тоби велив листи королевськи подати!» «Де-сь моему панови лихом занудилось, Що с Хмельницким гуляти охотилось! Пийди, в глухим конци пид воритьми Як од Брянщины да и до сего ж то дня Листи королевськи в шкатули визьми». То чура скоро листи достав День и ничь до Чигрина поспишав; Тогди Барабаш рано прочинае, У кармани поглядае, аж ключив немае. Вин старосту Кричевського пробуждае, Двома киньми тихо з двора виизжае; Думае, гадае, Як пана Хмельницкого до рук прибрати Ляхам отдати! (Максим. укр. думы 64). 3. Угнетение Украины и восстание. Дума. (1648 г.) Як од Кумивщини да до Хмелнищини, Як од Хмелнищини да до Брянщини, Як од Брянщины й до сего ж то дня, Як у земли кралевський да добра не було. Як жиди рандари Вси шляхи козацьки зарандовали, Що на одний мили Да по три шинки становили. Становили шинки по долинах, Зводилн щогли по високих могилах. Ище ж то жиди рандари У тому не перестали! На славний Украини вси козацьки торги заорандовали Да брали мито-промито: Од возового По пив – золотого. Од пишого пиипеници по три денежки мита брали, Од неборака старця Брали кури да яйця. Да ище питае: «Ци нема, котик, сце, цого?» , Ище ж то жиди рандари Утому не перестали: На славний Украини вси козацьки церкви заорандовали. Которому б то козаку, альбо мужику дав Бог дитину появити, То не йди до попа благословитьця,  Да пийди до жида рандара, да полож шостак, щоб позволив церкву одчинити, Тую дитину охрестити.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

509 Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина//Социальные и правовые институты средневековья. М., 1996. С. 85–125. 515 Ангелов Д. Принос към народонаселените и поземельни отношения във Македонии (Епирски деспотат) през първата четверт на XIII век (Главн епоред документи на Охридскита архиепископия)//Известия на Камарата на народ-ната култура. Серия жуманитарни науки. Т. IV. 3. София, 1947; Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина... С. 68. 518 Каждан А. П. Социальный состав... С. 110. –В XI–XII вв. из этой семьи выходили в основном высшие военачальники, наиболее известным из которых был Алексей Врана, полководец конца XII в. 519 Этот договор опубликован: Chronicon Danduli. Corpus Muratori. Rerum Italicarum Scriptores. Mediolani, 1723–1751. T.X. 1. 522 В приложении к тому VI публикации Питры на с. 839–857 имеются справки о казусах книг «Василик», использовавшихся Димитрием Хоматином. 540 Соколов П. Н. Церковноимущественное право в греко-римской империи. Новгород, 1896. С. 248–262; Иером. Михаил (Семенов). Законодательство римско-византийских императоров о внешних правах и преимуществах церкви (от 313 до 565 г.). Казань, 1901 (автор исследует в основном правовую базу ктиторства); Granic В. 1) L " acte de fondation d un monastfere dans les provinces greques du Bas-Empire au Ve et au VIe siecle//Melanges Charles Diehl. Paris, 1930. Vol. I. P. 101–105; 2) Die rechtliche Stellung und Organisation der griechischen Kloster nach dem justinianischen Recht//Byzantinische Zeitschrift. 1929. Bd 29; Tpouцkuj С. Ктиторско право у Византии и неманчко) Срби)и//Глас Српске Кралевске академике. 1935. Т. 168. 541 Lemerle Р. 1) Un aspect du r6le des monasteres donnees a des laics, les charicticaires//Academie des inscription et des belles-lettres. 1967. Janvier-Mars. P. 355–387; 2) The Agrarian history of Byzantium from the origins to the twelfth century. The sources and problems. Galway, 1979. P. 167–179 (исследователю во многом удалось показать правовой статус харистикарных монастырей и их развитие. Но он не смог различить харистикариат и ктиторство как два византийских феодальных института); Janin R. Le monachisme byzahtine au Moyen Age (X–XII)//Revue des Etudes Byzantines. T. XXII. P. 5–44. См. также новейшие работы по позднему ктиторству: Konidares I. Nomike theorese ton monasteriakon typikon. Athenes, 1984; Manaphes K. Monasteriaka typika-diathekai. Athenes, 1970; Galatariotou G. Byzantine Ktetorika Typika: A comparative Study//REB. 1987. T.85. P. 77–138.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кажется, я перечел все те главные черты или исторические свойства, которые могут препятствовать объединению юго-западных единоплеменников наших. Мы видим, что всё у них разное, иногда противоположное, даже враждебное, всё может служить у них разъединению, всё: религия, племенное честолюбие, предания древней славы, память вчерашнего рабства, интересы экономические, даже монархические чувства направлены у одних на князей черногорских, у других на потомство Милоша, у третьих на мечты о короне Вячеслава и Юрия Подебрадского, у иных, наконец, это чувство состоит просто в привычной, хотя и много остывшей уже, преданности Габсбургскому дому, или оно направлено на временное охранение власти султана. Что же есть у них у всех общего исторического, кроме племени и сходных языков? Общее им всем в наше время – это крайне демократическое устройство общества и очень значительная привычка к конституционной дипломатии, к искусственным агитациям, к заказным демонстрациям и ко всему тому, что происходит ныне из смеси старобританского, личного и корпоративного, свободолюбия с плоской равноправностью, которую выдумали в 89-м году французы, прежде всего на гибель самим себе. Разделять югославян может многое, объединить же их и согласить без вмешательства России может только нечто общее им всем, нечто такое, что стояло бы на почве нейтральной, вне православия, вне византизма, вне сербизма, вне католичества, вне Юрия Подебрадского, вне Крума, Любуши и Марка Кралевича, вне крайне болгарских надежд. Это, вне всего этого стоящее, может быть только нечто крайне демократическое, индифферентное, отрицательное, якобински, а не старобритански конституционное, быть может, даже федеративная республика. Заметим еще вдобавок, что если бы такая республика 28 создалась по распадении Австрии и по удалении турок за Босфор, то она вышла бы не из тех побуждений, из коих вышли Соединенные Штаты Америки, а из других, в охранительном смысле гораздо худших начал. Люди, которые, ушедши из старой Англии, полагали основы Штатам Америки, были все люди крайне религиозные, которые уступать своей горячей личной веры не хотели и не подчинялись государственной англиканской епископской Церкви не из прогрессивного равнодушия, а из набожности.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Противник бежал, и русская артиллерия огнем преследовала его до села Писканя. В то же время бойцы Корпуса не смогли воспрепятствовать противнику переправиться через реку Ибар. Не удалось, так как болгарский бронепоезд, на который была посажена 3-я рота 5-го полка, дойдя до села Корлача, дальше двигаться отказался, опасаясь попасть под обстрел партизан. Тогда 3 рота, выдвинувшись в пешем порядке, открыла огонь по партизанам. Но те под огнем всё-таки смогли ночью переправиться через Ибр. В дальнейшем там было найдено семнадцать трупов партизан и большое количество неиспользованного перевязочного материала. После обороны Лесковца 3-й батальон 4-го полка по приказу командира боевой группы полковника Дизнера занял позицию от станции Сталач до Ниша для обеспечения жизненно важной дороги Ниш-Белград. После захвата станции Велика Плана советскими войсками полковник Дизнер был ими расстрелян и 3-й батальон остался без командования. В это время советские войска подошли к Алексинцу и 10 октября партизаны начали наступление на все позиции 3-го батальона. 10-я и 11-я роты оказались в окружении превосходящих сил противника, которые, израсходовав боеприпасы, отступили через реку Моравец к своему батальону. С наступлением советских войск батальону пришлось удлинить линию обороны к северу от станции Житковац для защиты Алексинца, переполненного отступавшими немцами. 11 октября немецкий комендант Ниша дал приказ 3-му батальону 4го полка сняться с позиций, взорвать все мосты и сооружения и через город Ниш следовать на город Прокупье. Следуя к Нишу, 3-й батальон предпринял наступление на советские войска, которые до этого выбили немцев из села Рутовцы. Внезапной ночной атакой батальон выбил противника (силою до полка) из села, однако, войска по приказу коменданта Ниша, вместо движения по открывшейся дороге на Кралево, продолжали движение на Ниш. Батальон последним переправился через подготовленный к подрыву мост через Нишаву, войдя в уже оставленный немецкими войсками Ниш. У села Александрово 14 октября 3-й батальон 4-го полка вступил в бой с советскими частями, поддерживаемыми силами авиации и артиллерии. Тем не менее, батальон выдержал все атаки до темноты, а в сумерках ушел в горный массив Ястребац.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/15/traged...

10-я и 11-я роты также были переброшены монитором в Белград, составив отряд генерала Мамонтова, который из Белграда в конце октября был переброшен в село Стары Янковцы, где из него и 4-й учебной роты был создан новый 3-й батальон 2-го полка, так как старый 3-й батальон к этому времени перестал существовать. 3-й батальон 2-го полка в ноябре был переброшен по железной дороге в Бырчко, где занял оборону в районе сел Бырка, Паланка, Буквик. 15 ноября на них напали партизаны, но после первоначального успеха партизан, вошедших в центр села Бырка, русские их оттуда выбили. 3-й батальон 2-го полка вел бои по обороне от партизан Бырчко, усиленный силами роты полковника Нестеренко,переименованной в 9ую роту, и несколькими немецкими танками, обеспечив выход немецкой колонны с направления Зворника. В ходе тяжёлых двухмесячных боёв корпус вместе с другими немецкими частями задачу выполнил, хотя и понес тяжёлые потери. Так в книге «Русский корпус на Балканах», ветераны корпуса свидетельствуют, что три батальона, находившиеся у границы, потеряли погибшими до 80% личного состава. За эти заслуги немецкое командование дало право корпусу называться просто «Русский корпус». Согласно приказу генерала Мюллера от 26 октября 1944 года 4-й полк и отдельные подразделения корпуса были переформированы в три отдельных батальона: 1-й – командир майор Шелль, 2-й – командир майор Попов-Кокоулин и 4-й – командир майор Шебалин. Силы 1-го и 4-го отдельных батальонов 2го полка вели бои в Чачке с советскими войсками, дабы затем 2 ноября 1-й и 4-й батальоны, выступив из Чачка, продолжили движение маршем в Сараево, куда они прибыли 18 декабря. 2-й отдельный батальон 4го полка, выполнив задачу по обеспечению движения отходящих немецких войск по железной дороге на Кралево – Чачак, также 29 ноября выступил в Сараево, куда прибыл 13 декабря. 21 декабря 1-ый и 4-ый батальоны соединились со 2-м батальоном в городе Киселяк под Сараево. На следующий день приказом командира боевой группы генерала Гатарева был вновь создан 4-й полк из трех батальонов: 1-й – командир майор Шелль, 2-й – командир майор Попов-Кокоулин и 4-й – командир майор Шебалин. Командиром полка был назначен майор Эйхгольц.

http://ruskline.ru/opp/2023/03/15/traged...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010