Никон (Софийский Николай Андреевич), архп. Карталинский, Экзарх Грузии Родился 14 мая 1861 года в семье священника Солигаличского уезда Костромской епархии. Детство свое он провел среди крайней нужды и всякого рода затруднений. Когда ему было три года умер его отец. Начальное образование он получил в Солигаличском училище, а среднее – в Костромской духовной семинарии. 27 авг.1882 года был назначен надзирателем Макарьевского духовного училища. 20 февр.1883 года рукоположен во священника. В 1884 году он потерял жену и это, тяжко поразившее его обстоятельство, дало направление дальнейшей судьбе: он поступил в СПБ духовную академию. В 1887 году пострижен в монашество. В 1888 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором СПБ духовной семинарии. 30 марта 1891 года определен ректором Владимирской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. Педагогическую деятельность его характеризовал один из старейших наставников Владимирской семинарии в следующих чертах: «Привязывая к себе сердца наши обаянием своего общения и любовью к нам, вы с другой стороны твердо и мудро держали пред нами и знамя дарованной вам власти. Действуя всегда прямо и открыто, но без шума, сохраняя постоянно ровный благородный тон, вы невольно подчинили нас своему начальственному влиянию и тому строю, который крепко держали в своих руках.И тем охотнее и свободнее мы сами подчинялись ей, что видели в вас блюстителя справедливости и законности и в области прерогатив, исключительно предоставленных усмотрению и совести начальника. Оттого ваша власть над нами не была каким-либо бременем, а только средством возбуждающим и ободряющим; нам служилось при вас легко, – легко не потому, что являлась возможность легкого отношения к своим обязанностям, а потому, чтовы умели делать и самые трудности для нас легкими и нечувствительными» ... Приведем слова, сказанные им при прощании с воспитанниками Владимирской семинарии. Он говорил: «Я наказывал лишь для сохранения целого заведения и сотен питомцев его, следуя словам великого иерарха русской земли, говорившего: всегда нужно смотреть, как бы милуя одну личность, не погубить все целое», и примеру врачей, которые для сохранения жизни человека, отрезают больные члены... Но все строгие взыскания, предписываемые законом и совестью я всегда растворял милостью; лишь непосвященным в дело они казались сухой правдой. Теперь без вреда для вас могу сказать, что иногда я совершенно прощал даже крупные проступки, когда они не были разглашены, когда не соблазняли и когда помилование, как тайное, не могло подать повода считать проступки дозволенными и, таким образом, служить поводом к распущенности заведения. Теперь без вреда для вас могу сказать и то, что детских шалостей ваших часто видя не видел и слыша не слышал, когда они не свидетельствовали о нравственной испорченности» .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Протоколом консистории 13 августа 1759 года положено было выписать для семинарии из Синодального экономического Правления еще четыре экземпляра славянской библии, в 4-ю долю, и они куплены. 22 октября 1767 года, как видно из протокола от этого времени, куплены Преосвященным Дамаскиным для семинарии следующие книги: 1) арифметика, собранная из разных авторов; 2) Вейдлерова теоретическая и практическая арифметика; 3) тригонометрия, алгебра, военная архитектура или фортификация; 4) пять экземпляров Геснерова латинского лексикона. Тогда же предположено выписать (и выписано) еще пять экземпляров лексикона. 14 мая 1771 г., как видно из протокола от этого времени, куплено для семинарии 92 тома латинских книг, оставшихся после покойного епископа Дамаскина, на сумму 225 руб. 75 коп. В июле 1771 г. куплены в семинарскую библиотеку, на кошт семинарский, немецкие ландкарты с некоторыми курьезными листами, числом 75, ценою за каждый по 12 коп. Преосвященный Симон много заботился о библиотеке семинарии и 15 марта 1774 г., в письменном приказании, дал по этому предмету подробные правила. Это приказание состоит из 14 пунктов. Первым пунктом повелевается иметь книгам исправный реестр, с полным означением примет, а именно означить: о чем книга и какого автора, где и в каком году печатана, в каком переплете, полная или не полная, ветхая или новая. Разделение книг, кроме их величины, должно быть и по содержанию. Надобно сначала записывать книги в лист, в следующем порядке: священные, философские, исторические и классические; таким же порядком записать книги в полулист, в 4 и 8 доли и при том латинские записывать на латинском языке, а русские на русском. Второй пункт: подлинные реестры книг хранить в библиотеке, а точные копии отправить в консисторию, за подписью префекта и книгохранителя. При переписке каталога, после каждого отделения, оставлять пробелы для записывания вновь поступающих книг, и об этих последних ежегодно доносить консистории, сколько их прибыло, каких авторов и на каком языке, вообще ежегодно рапортовать в консисторию о целости их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что экзамены в декабре имели свое значение и даже грозное действие, видно из того, что в марте 1857 года было предписано – исключать малоуспешных учеников после декабрьских экзаменов, «но только после всех мер, принятых к исправлению таковых учеников». Значение декабрьских экзаменов достаточно усматривается из постановления правления Костромской духовной семинарии от 9 января 1867 года, по которому 12 ученикам, оказавшим в сентябрьской трети успехи недостаточные и, судя по их способностям, обещавшим оказать впредь успехи лучшие, дозволено продолжать учение в семинарии до усмотрения на следующем испытании, но с тем, чтобы они содержались уже на собственном иждивении, и те четверо из них, коим было назначено в декабре казенное пособие, лишены его; четыре ученика среднего отделения, как признанные не обещающими и впредь лучших успехов, тогда же исключены из семинарии, и затем для восполнения нормального числа учеников, определенного в количестве 400 для общего состава Костромской семинарии, включены в штат шесть семинаристов из числа учеников низшего отделения, в течение сентябрьской трети оказавших успехи достаточные, каковым ученикам с разрешения епископа Платона дозволено было обучаться ранее вне штата. На внутренних испытаниях при окончании учебного года ученики семинарии должны были сдать письменные экзамены. Так, во время экзаменов от 16 июня и до 10 июля 1838 года костромские семинаристы написали одно сочинение на латинском языке, а другое – на русском, а именно – в высшем отделении на темы: De primario objecto fidei christianae (о первостепенном предмете христианской веры) и «О важности священнического служения»; в среднем отделении: De ultimo fine hominis (о последнем конце человека ) и «О необходимости нравственного образования»; а в низшем отделении: De modestia iuventuti necessaria (о скромности, необходимой для юности ) и «О пользе умственного образования». Устные испытания производились по жребию или по так называемым билетам, чаще же чрез вопросы своих наставников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

питанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами, в состав новых академических курсов 88 воспитанников, окончивших курс семинарского учения, из них а) в С.-Петербургскую академию – 25, по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Вятской, Иркутской, Калужской, Костромской, Курской, Литовской, Новгородской, Олонецкой, Пензенской, Подольской, Полтавской, Рижской, Рязанской, Смоленской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской, Тобольской, Томской, Холмской и Черниговской; б) в Киевскую академию – 25, по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Владимирской, Волынской, Донской, Калужской, Кишиневской, Киевской, Костромской, Курской, Литовской, Могилевской, Нижегородской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Полтавской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Уфимской и Харьковской; в) в Московскую академию – 20, по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Вифанской, Вологодской, Волынской, Иркутской, Могилевской, Московской, Новгородской, Олонецкой, Подольской, Полтавской, Рижской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тифлисской, Томской, Тульской, Холмской и Черниговской и г) в Казанскую – 18, по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Вологодской, Вятской, Донской, Иркутской, Казанской, Курской, Литовской, Орловской, Пермской, Рязанской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тобольской, Томской, Уфимской и Харьковской; остальные затем казеннокоштные вакансии в академиях С.-Петербургской – 5, Киевской – 5, Московской – 10 и Казанской – 12 предоставить лучшим из имеющих явиться в качестве волонтеров; 3) поручить Советам духовных академий, по окончании приемных испытаний в академиях, представить Святейшему Синоду сведения, требующаяся Синодальным определением от 12 января 1849 года, с указанием и тех лиц, которые явятся на экзамен не по вызову и будут приняты в число воспитанников академий, и 4) предписать семинарским начальствам, чтобы при избрании воспитанников в академии: а) обращали, согласно особым постановлениям высшего духовного начальства, самое строгое внимание на благонадежность избираемых как по способностям, успехам в учении и благонравии,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

нием Комитета, о назначении в текущем году в состав ново-образуемых курсов духовных академий окончивших курс воспитанников духовных семинарий. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: 1) разрешить академическим Советам вызвать к подлежащему сроку из числа 170 семинарских воспитанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами, в состав новых в академиях курсов 87 воспитанников, окончивших курс семинарского учения, а) в С.-Петербургскую академию 25, именно по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Владимирской, Иркутской, Калужской, Курской, Минской, Могилевской, Новгородской, Олонецкой, Орловской, Пензенской, Пермской, Полтавской, Псковской, Рижской, Рязанской, С.-Петербургской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Холмской, Черниговской и Ярославской; б) в Киевскую академию 25, именно по одному воспитаннику из семинарий: Витебской, Владимирской, Волынской, Воронежской, Вятской, Донской, Екатеринославской, Кишинёвской, Киевской, Костромской, Кутаисской, Нижегородской, Новгородской, Одесской, Орловской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Тифлисской, Томской, Тульской и Ярославской; в) в Московскую академию 20, именно по одному воспитаннику из семинарий: Вифанской, Вологодской, Волынской, Воронежской, Екатеринославской, Костромской, Красноярской, Курской, Литовской, Могилевской, Московской, Новгородской, Орловской, Полтавской, Рязанской, Самарской, Ставропольской, Тамбовской, Тверской и Харьковской; 2) в Казанскую академию 17, именно по одному воспитаннику из семинарий: Астраханской, Владимирской, Вятской, Иркутской, Казанской, Калужской, Курской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Смоленской, Тверской, Томской, Уфимской, Черниговской и двоих из Тобольской. 2) Остальные затем казённокоштные вакансии в академиях С.-Петербургской – 5, Киевской – 5, Московской – 10 и Казанской – 13 предоставить лучшим из имеющих явиться к приёмным испытаниям, в качестве волонтёров; 3) Советы духовных академий должны немедленно сообщить о настоящем постановлении Святейшего Синода подлежащим семинарским Правле-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

кущем году в состав новообразуемых курсов духовных академий окончивших курс воспитанников семинарий. Приказали: По рассмотрении изложенного в журнале Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: 1) разрешить академическим Советам вызвать к подлежащему сроку из числа 167 семинарских воспитанников, рекомендованных местными епархиальными и семинарскими начальствами в состав новых в академиях курсов, 87 воспитанников, окончивших курс семинарского учения: а) в С.-Петербургскую Академию 25, именно из семинарий: Архангельской 1, Вологодской 1, Витебской 1, Владимирской 1, Волынской 1, Вятской 1, Калужской 1, Костромской 1, Курской 1, Литовской 1, Минской 1, Могилевской 1, Новгородской 1, Одесской 1, Олонецкой 1, Орловской 1, Полтавской 1, Рижской 1, С.-Петербургской 1, Таврической 1, Тверской 1, Уфимской 1, Холмской 1, Черниговской 1 и Ярославской 1; б) в Киевскую Академию 25, именно из семинарий: Астраханской 1, Владимирской 1, Волынской 1, Воронежской 1, Вятской 1, Донской 1, Калужской 1, Киевской 1, Кишиневской 1, Курской 1, Могилевской 1, Нижегородской 1, Новгородской 1, Орловской 1, Пензенской 1, Полтавской 1, Рязанской 1, Самарской 1, Симбирской 1, Ставропольской 1, Таврической 1, Тамбовской 1, Тифлисской 1, Тульской 1 и Ярославской 1; в) в Московскую Академию 20, именно из семинарий: Благовещенской 1, Витебской 1, Вифанской 1, Владимирской 1, Воронежской 1, Иркутской 1, Литовской 1, Московской 1, Новгородской 1, Орловской 1, Пензенской 1, Подольской 1, Рязанской 1, Смоленской 1, Тамбовской 1, Тверской 1, Томской 1, Тульской 1, Холмской 1 и Ярославской 1; г) в Казанскую Академию 17, именно из семинарий: Благовещенской 1, Вологодской 1, Воронежской 1, Вятской 1, Донской 1, Иркутской 1, Казанской 1, Костромской 1, Нижегородской 1, Оренбургской 1, Пермской 1, Самарской 1, Саратовской 1, Ставропольской 1, Тамбовской 1, Тверской 1 и Тобольской 1. Из остальных свободных вакансий предоставить лучшим из имеющих явиться волонтерами: в С.-Петербургской академии – 5, в Киевской – 5, в Московской – 10, а в Казанской – 13. 2) Советы академии должны немедленно сообщить о настоящем постановлении Святейшего Синода подлежащими семинарскими Правлениями к должному с их

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: предложенный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 2 сего июня за 612, журнал Учебного Комитета за 217, о назначении в текущем году в состав новообразуемых курсов духовных академий окончивших курс воспитанников семинарий. Приказали: По рассмотрении изложенного в журнале Учебного Комитета, Святейший Синод определяет: 1) разрешить академическим Советам вызвать к подлежащему сроку из числа 136 семинарских воспитанников, рекомендуемых местными епархиальными и семинарскими начальствами в состав новых в академиях курсов, 87 воспитанников окончивших курс семинарского учения, а) в С.-Петербургскую академию 25, именно из семинарий: Архангельской 1, Вологодской 1, Вятской 1, Волынской 1, Иркутской 1, Калужской 1, Курской 1, Литовской 1, Могилевской 1, Нижегородской 1, Новгородской 1, Одесской 1, Олонецкой 1, Пермской 1, Полтавской 1, Рижской 1, Самарской 1, С.-Петербургской 1, Смоленской 1, Тверской 1, Уфимской 1, Харьковской 1, Холмской 1, Черниговской 1 и Ярославской 1; б) в Киевскую Академию 25, именно из семинарий: Владимирской 1, Волынской 1, Воронежской 1, Донской 1, Екатеринославской 1, Калужской 1, Киевской 1, Костромской 1, Курской 1, Могилевской 1, Нижегородской 1, Новгородской 1, Одесской 1, Оренбургской 1, Орловской 1, Подольской 1, Полтавской 1, Рязанской 1, Саратовской 1, Симбирской 1, Ставропольской 1, Таврической 1, Тамбовской 1, Тульской 1 и Ярославской 1; в Московскую Академию 20, именно из семинарий: Вифанской 1, Владимирской 1, Воронежской 1, Литовской 1, Минской 1, Московской 1, Новгородской 1, Орловской 1, Пермской 1, Подольской 1, Полтавской 1, Рязанской 1, Самарской 1, Смоленской 1, Тамбовской 1, Тверской 1, Томской 1, Тульской 1, Холмской 1 и Ярославской 1 и г) в Казанскую Академию 17, именно из семинарий: Астраханской 1, Вологодской 1, Вятской 1, Иркутской 1, Казанской 1, Курской 1, Костромской 1, Нижегородской 1, Оренбургской 1, Пермской 1, Рязанской 1, Самарской 1, Симбирской 1, Там-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тихвинский Федор Васильевич (1862–?) – бывш. священник, член Всероссийского крестьянского союза. Депутат II Гос. Думы от Вятской губ., труд. Священник с. Чудинова Орловского уезда, за либеральные взгляды находился в опале, за что был переведен служить из Уржумского уезда в село. Законоучитель местной гимназии. Участвовал в издании газеты «Трудовой Народ» (1907). В Думе выступал с речами по аграрному вопросу и за отмену смертной казни. После роспуска Думы за политическую деятельность был лишен священного сана. – 318, 319 Тихомиров Лев Александрович (19.01.1852–16.10.1923) – народоволец, затем религиозный публицист и философ. В 1870–1880 гг. – один из главных идеологов революционной партии «Земля и воля», член Исполкома партии «Народная воля». После разгрома партии в 1881–1882 гг. эмигрировал в Париж. За границей Тихомиров пережил духовный перелом и поворот к православию. Он публично отрекся от своих революционных взглядов и в 1888 г. написал работу «Почему я перестал быть революционером», направил царю личное покаянное послание и в том же году получил разрешение вернуться в Россию, где написал многочисленные книги и статьи православно-монархического содержания. С 1909 по 1918 г. – редактор и издатель монархической газеты «Московские ведомости». Автор книг «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (1918). Умер в Сергиевом Посаде. См. библ. – 290 Тихон, епископ Костромской см. Тихон (Василевский Николай), архиепископ Тихон (Василевский Николай) (01.05.1867–17.07.1927) – архиепископ Курский и Обоянский, обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий. В 1891 г. окончил Киевскую духовную академию, кандидат богословия, инспектор Ладинского епархиального женского училища. С 1892 г. – учитель Херсонского духовного училища. С 1893 г. – учитель Полтавского духовного училища. 28.06.1895. пострижен в монашество. 17.07.1895 рукоположен во иеромонаха. С 1895 г. – инспектор Томской духовной семинарии. С 1897 г. – инспектор Минской духовной семинарии. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии. С 09.12.1899 – председатель Минского епархиального учительского совета. 26.05.1903 хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 16.06.1905 – епископ Костромской и Галичский. 11.07.1914 возведен в сан архиепископа. 11.07.1914 г. – архиепископ Курский и Обоянский. С 15.05.1917 архиепископ Курский и Белгородский; с 02.09.1917 на покое. С 1917 г. епископ Воронежский и Задонский. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол и был возведен в сан обновленческого «митрополита» Киевского. Возглавлял Гомельскую, Воронежскую, Киевскую обновленческие кафедры. Скончался на Воронежской обновленческой кафедре без воссоединения с Православной Церковью. – 259

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Этот устав Костромская гимназия весьма скоро привела в исполнение. Хотя, за не достатком документов, мы и поможем сказать, как и при каких обстоятельствах введено было преподавание этих наук; но из сохранившихся в архиве документов несомненно известно, что все эти науки уже в 1805 году преподавались в Гимназии. Между делами этого года 558) есть, выразимся словами документа, раззначение предметов и годового жалованья учителям Костромской губернской гимназии – Считаем не излишним выписать это раззначение: 1) учителю чистой и прикладной математики и коммерческих наук, Александру Светогорскому жалованья 650 руб. 2) Натуральной истории, физики и начал политической экономии Якову Протопопову 650. 3) Латинского языка и изящных наук Герасиму Иорданскому 550. 4) Истории со включением Мифологии и древностей, Географии, Статистики и начал философии Василию Чижеву 650. 5) Немецкого языка Василью Дюфреню 400. 6) Французского языка иностранцу Тейзеру 400. 7) Рисовального искусства Николаю Бекеневу 300. Из этого документа видно, что почти все учители были из семинарии. Как они ухитрялись преподавать некоторые, совершенно им не знакомые науки, непостижимо. Недаром видно говорит латинская пословица: docendo discimus. Но как бы то ни было, а Костромская гимназия, позаимствовавшись учителями от семинарии, стала по-тогдашнему на твердую почву. Из расписания жалованья учителям гимназии мы мажем заключить, что положение их в финансовом отношении было довольно удовлетворительно. К этому надобно присоединить то, что некоторые из учителей имели казенное помещение, а другие пользовались от гимназии дровами, свечами и тому подобными предметами. Из этого краткого обзора учебной части в Костромской гимназии видно, что воспитанники ее получали довольно полное образование; так, что оказывались годными для поступления в высшие учебные заведения. Так в 1809 году из Костромской гимназии посланы в Ярославское Демидовское высших наук училище ученики: Василии Ян и Федор Дмитриев; а в 1811 году поступили в С.-Петербургский Педагогический Институт Адриан Протопопов и Иван Шульгин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—340— Приложение (К журналу собрания Совета Академии 3 сентября 1901 года, ст. I). Донесения комиссий, производивших поверочные испытания студентов духовных семинарий и других лиц, явившихся в Академию для поступления в состав нового (LX) академического курса: а) Донесение комиссии, производившей поверочные испытания по Священному Писанию Нового Завета: «Державшие поверочные испытания по Священному Писанию Нового Завета шестьдесят четыре студента духовных семинарий получили следующие баллы: восемнадцать студентов Московской семинарии: 4+, 4+, 4, 4, 4-, 4-, 4-, 4-, 4-, 4-, 3½, 3+, 3, 3, 3, 2½, 2½, 2-; шесть – Вифанской: 4½, 4½, 4, 3½, 3+, 3-; четыре – Тамбовской: 4+, 4+, 3½, 3+; три – Владимирской: 4, 4-, 2½; три – Рязанской: 5-, 4½, 4+; по два – Нижегородской: 4+, 4; Новгородской: 4-, 4-; Уфимской: 4, 2½; Полтавской: 4+, 2½; Тверской: 4-, 3½; Воронежской: 4-, 4-; Волынской: 4-, 2½; и по одному: – Одесской: 4½, Вологодской – 4½, Холмской – 4-, Смоленской – 4-, Архангельской – 4+, Кутаисской – 4+, Орловской – 4, Костромской – 3½, Рижской – 3½, Вятской – 3-, Симбирской – 3½, Кишиневской – 3½, Ярославской – 4½, Калужской – 3½, Курской – 4½, и Астраханской – 3+. Кроме того, один студент Московского Университета получил 4-, два воспитанника Черкасской гимназии – 4 и 3 и один Тобольской – 3½. Наивысшую отметку пять минус получил один студент присланный Рязанской семинарии, четыре с половиною – семь присланных студентов – двое Вифанской и по одному – Одесской, Вологодской, Рязанской, Ярославской и Курской, четыре плюс – восемь студентов – трое присланных из Кутаисской, Тамбовской и Полтавской, два волонтера Московской и по одному Архангельской, Рязанской и Тамбовской, – четыре – восемь студентов, – трое присланных из Владимирской. Орловской и Нижегородской и волонтеры: два Московской и по одному Вифанской, Нижегородской и Уфимской, – четыре минус – пятнадцать студентов – шесть присланных из Смоленской, Новгородской, Московской, Тверской, Воро- —341— нежской и Волынской семинарии, пять волонтеров Московской и по одному Владимирской, Холмской, Новгородской и Воронежской, – три с половиною – девять студентов – один присланный из Симбирской и по одному волонтеру из Кишиневской, Вифанской, Тамбовской, Костромской, Рижской, Тверской, Московской и Калужской семинарии, – три плюс – четыре волонтера семинарий Тамбовской, Вифанской, Московской и Архангельской, – три – три волонтера Московской, три минус – два волонтера Вифанской и Вятской, два с половиною – два волонтера Московской и по одному Владимирской, Уфимской, Полтавской и Волынской, – и два минус – один волонтер Московской. Средний ответ всех 64 студентов семинарий равняется ок. 3, из них 45 волонтеров имеют немного более 3½ и 19 присланных – несколько более 4, именно 4.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010