Уже давно сознавалась нужда в учреждении в городе Костроме такого общества, которое поставило бы своей задачей изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории, также распространение в обществе, и по преимуществу в духовенстве, церковных историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-историко-археологического характера. И вот в удовлетворение таковой епархиальной нужды назначена преосвященнейшим Тихоном в конце марта 1911 года комиссия из инспектора классов епархиального женского училища священника П. Алмазова и преподавателей духовной семинарии И. Баженова и И. Студитского для выработки проекта устава предположенного к учреждению церковно-археологического общества. Означенной организационной комиссией в мае того же года представлен на усмотрение Его преосвященства проект устава Костромского церковно-исторического общества, каковой и был представлен преосвященным Тихоном Святейшему Синоду на утверждение. Определением Святейшего Синода устав общества утвержден, и 3 июня в 7 часов вечера в актовом зале епархиального женского училища совершилось торжественное открытие преосвященным Тихоном Костромского церковно-исторического общества в присутствии около 200 лиц. Торжество это почтили своим присутствием преосвященный викарий Кинешемский Арсений, архимандриты монастырей Макарьевского Иов и Ипатьевского Платон, во главе с начальниками корпорации духовной семинарии, женского епархиального училища, мужского духовного училища, отец смотритель Кинешемского духовного училища и учитель оного С. Нарбеков, отцы законоучители гимназий, женской учительской семинарии, отцы протоиереи и священники города Костромы и благочинные 5[-го] Юрьевецкого округа протоиерей В. Панов и 4[-го] Нерехтского округа священник А. Виноградов , 7[-го] Костромского округа священник И. Успенский, 8[-го] Нерехтского округа священник К. Островский, директор народных училищ И. Виноградов и инспектор из 1[-го] Костромского округа Е. Орлов, воинский начальник В. Токмачев, генерал-майор А. Маргаритский, художник-архитектор Д. Милеев (производитель реставрационных и ремонтных работ в Ипатьевском монастыре), городской архитектор Н. Горлицын, полицеймейстер С. Моисеев и другие лица из местной интеллигенции, также учительницы и воспитательницы женского епархиального училища во главе с начальницей Л. Поспеловой, попечительница образцовой при женском училище школы Е. Божукова и другие. Торжество открытия церковно-исторического общества началось молебствием в Покровской церкви епархиального училища, совершенным преосвященным Тихоном в сослужении отца ректора семинарии протоиерея В. Чекана, кафедрального протоиерея П. Крутикова, ключаря кафедрального собора протоиерея Н. Краснопевцева и инспектора классов училища священника Н. Виноградова . Пред молебствием Его преосвященство с следующим словом обратился к присутствовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЗНЕСЕНСКИЙ Иоанн Иоаннович (5.09.1838, с. Вознесенское Макарьевского у. Костромской губ.- 18.12.1910, Кострома), прот., педагог, исследователь церковного пения. Род. в семье дьячка. Имел хороший голос и с детства пел на клиросе, позже - в церковных хорах тех учебных заведений, где получал образование. Окончил Макарьевское ДУ (1854), Костромскую ДС (1860), МДА (1864). Вероятно, в 1862 г. был рукоположен во диакона. С осени 1864 до осени 1883 г. преподаватель греч. языка и церковного пения в Костромской ДС, где имел также множество обязанностей по организации воспитательной и хозяйственной работы. Неск. лет В. работал над составлением каталога фундаментальной б-ки Костромской ДС (5300 названий, неск. тыс. томов), завершив его осенью 1883 г. (НБУВ ИР. Ф. 3. 12639). Во время летнего отдыха В. записывал клиросные напевы, а также песни и псальмы Костромской земли (более 1000), сборник к-рых впосл. передал Костромскому археологическому комитету (Там же. 12670). В 1878 г. В. написал программу по церковному пению для семинарии (до этого времени подобных программ, учебников и нотных пособий не существовало); составил нотный учебный сборник на основе церковных напевов Костромской епархии. Сопоставляя эти напевы с изданиями Придворной певческой капеллы , В. отметил в последних потерю «церковной мелодии в пользу гармонии» (Там же. 12639). «Разрабатывал на гласы» (т. е., очевидно, гармонизовал) записанные им напевы (Там же. 12637), в 1881 г. составил 150 листов нотного текста. В это время В. задумал работы по истории и теории церковного пения, к-рые могли бы служить учебными пособиями. Его начинания были поддержаны С. И. Миропольским , ревизовавшим Костромскую ДС весной 1883 г. и занимавшимся составлением учебных программ. Впосл. Миропольский вел переписку с В. по вопросам преподавания церковного пения, присылая ему программы на отзыв (Апр. 1884 г.//Там же. 12651). С 20 дек. 1883 по дек.

http://pravenc.ru/text/155118.html

протоиерей Иоанн Вознесенский (05.09.1838–18.12.1910) Церковное пение протоиерей Иоанн Вознесенский Педагог, исследователь русского церковного пения. Биография Родился в с. Вознесенском Макарьевского уезда Костромской губернии в семье дьячка. Имел хороший голос и с детства пел на клиросе, позже - в церковных хорах тех учебных заведений, где получал образование. Окончил Макарьевское ДУ (1854), Костромскую ДС (1860), МДА (1864). Вероятно, в 1862 г. был рукоположен во диакона. С осени 1864 до осени 1883 г. преподаватель греч. языка и церковного пения в Костромской ДС, где имел также множество обязанностей по организации воспитательной и хозяйственной работы. Несколько лет работал над составлением каталога фундаментальной б-ки Костромской ДС (5300 названий, неск. тыс. томов), завершив его осенью 1883 г. (НБУВ ИР. Ф. 3. 12639). Во время летнего отдыха Вознесенский записывал клиросные напевы, а также песни и псальмы Костромской земли (более 1000), сборник которых впоследствии передал Костромскому археологическому комитету (Там же. 12670). В 1878 г. написал программу по церковному пению для семинарии (до этого времени подобных программ, учебников и нотных пособий не существовало); составил нотный учебный сборник на основе церковных напевов Костромской епархии. Сопоставляя эти напевы с изданиями Придворной певческой капеллы, В. отметил в последних потерю «церковной мелодии в пользу гармонии» (Там же. 12639). «Разрабатывал на гласы» (т. е., очевидно, гармонизовал) записанные им напевы (Там же. 12637), в 1881 г. составил 150 листов нотного текста. В это время В. задумал работы по истории и теории церковного пения, которые могли бы служить учебными пособиями. Его начинания были поддержаны С. И. Миропольским, ревизовавшим Костромскую ДС весной 1883 г. и занимавшимся составлением учебных программ. Впоследствии Миропольский вел переписку с В. по вопросам преподавания церковного пения, присылая ему программы на отзыв (Апр. 1884 г.//Там же. 12651). С 20 дек. 1883 по дек. 1893 г. В. был инспектором Рижской ДС, преподавал Свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Гавриил, архиепископ Тверской и Кашинский (Розанов Василий Федорович) Родился 26 января 1781 года в семье священника Костромской губернии. Образование получил в Костромской, а затем в Троицкой лаврской духовных семинариях и по окончании назначен учителем пиитики в Костромской духовной семинарии. 15 октября 1811 года пострижен в монашество и назначен префектом Вологодской духовной семинарии, а 24 октября возведен в сан архимандрита Спасо-Каменного монастыря, С 11 сентября 1814 года – ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1819 году вызван на чреду священнослужения в Санкт-Петербург и определен законоучителем 1-го кадетского корпуса. С 1820 года – настоятель Ярославского Толгского монастыря и ректор духовной семинарии. 18 сентября 1821 года хиротонисан во епископа Орловского. 22 мая 1828 года переведен в Екате- ринославскую епархию. 31 декабря 1832 года возведен в сан архиепископа. 9 мая 1837 года назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. 1 марта 1848 года переведен в Тверь. 15 февраля 1857 года уволен на покой с правом управления Калягиным монастырем. 18 марта 1858 года переведен в Тверской Желтиков монастырь. Скончался 8 сентября 1858 года. Погребен в соборной церкви Желтикова монастыря. О преосвященном Гаврииле высказывались различные мнения. Он активно занимался епархиальными делами. Будучи Херсонским архипастырем, преосвященный Гавриил построил в Одессе архиерейский дом с церковью и несколько новых церквей в городе, открыл семинарию, основал женский Михайловский монастырь с епархиальным женским училищем, успешно вел борьбу с расколом. Он всегда был добрым отцом пасомых, и особенно в годы тяжких испытаний. Во время чумы 1837 года преосвященный принял все меры предосторожности, чтобы избежать распространения заразы. Он призвал народ к покаянию. Сам неоднократно посещал карантины. В ответ на эту деятельность преосвященного Гавриила о нем написано немало теплых строк, из которых делаем выдержку: «Одесский Архангело-Михайловский училищный монастырь – это учреждение есть незабвенный памятник пастырской заботливости о сиротах духовного звания, обыкновенно погрязающих в невежестве и грубости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий (Спасский) Скачать epub pdf Сергий, в мире Иоанн Спасский, родился 21 мая 1830 года, в селе Карпове Костромской губернии. Первоначальное школьное образование он получил в Макарьевском духовном училище, куда поступил в 1839 году. С 1844 года он учился в Костромской духовной семинарии, где большое влияние на его умственное развитие оказывал преподаватель той семинарии Ив. Гавр. Соколов, воспитавший в Иоанне Спасском особенную любовь к естественным наукам. По окончании курса в семинарии, Иоанн Спасский, обращавший на себя внимание наставников своими успехами и развитием, в 1849 году был отправлен на казенный счет в Киевскую духовную академию и здесь был одним из лучших студентов. В числе его товарищей по академии был будущий митрополит Сербский Михаил. Уже в бытность свою в академии Иоанн Спасский обратил на себя внимание своими научными работами. Перед окончанием курса им было написано на степень магистра серьезное научное исследование по неразработанной еще в то время Библейской хронологии, под заглавием: «Изследование библейской хронологии», напечатанное Киевской академией в 1857 году на казенный счет. По окончании, в 1853 году, курса в академии со степенью магистра богословия, Иоанн Спасский 9 декабря того же года был назначен преподавателем словесности в свою родную Костромскую семинарию. Впоследствии он там-же исполнял обязанности преподавателя немецкого языка, помощника ректора по профессорской должности и помощника инспектора. Овдовев в 1857 году и поручив воспитание своей дочери родителям покойной жены, Иоанн Спасский в 1858 году принял монашество, будучи пострижен в день «Обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского», 5 июля, в Ипатьевском монастыре, с именем Сергия. 6 июля был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля – во иеромонаха. С этого времени он еще более предался своим любимым научным занятиям; вместе с тем со всегдашним усердием исполнял и свои служебные обязанности сначала в той-же Костромской семинарии, а с 8 декабря 1858 года в – Вифанской, куда он был перемещен на должность инспектора, с возложением на него обязанностей преподавателя разных богословских предметов. Здесь он два раза исполнял должность ректора семинарии и здесь же он положил начало составления своей библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преосвященный Вениамин – уроженец Курской губернии, сын священника о. Николая Платонова; в мире носил имя Василия. Образование Василий Николаевич Платонов получил в Курской духовной семинарии и Киевской духовной академии, где в июне 1845 г. окончил курс учения по первому разряду и в январе 1846 г. удостоен степени магистра. Службу Василий Николаевич начал с должности помощника ректора по учебной части, т. е. преподавателя богословских наук в родной ему семинарии – Курской, назначенный на эту должность определением Духовно-учебного Управления от 24/29 сентября 1845 г. Будучи профессором семинарии Курской, Василий Николаевич, вследствие прошения своего, в июне 1848 г. был пострижен в монашество, с именем Вениамина, а в августе месяце того же года инок Вениамин рукоположен был сначала в иеродиакона, а потом в иеромонаха. В декабре месяце 1851 г., профессор Курской духовной семинарии иеромонах Вениамин Платонов , определением Св. Синода, перемещен был в Литовскую духовную семинарию на должность инспектора и профессора по классу логики, психологии и латинского языка. Здесь о. Вениамин, в январе I860 г., по определению Св. Синода, за отлично-усердную службу, возведен в сан архимандрита, с присвоением ему лично степени настоятеля третьеклассного монастыря. В декабре 1859 г., о. архимандрит Вениамин перемещен Св. Синодом на должность инспектора и профессора богословских наук в Казанскую духовную академию, а в марте месяце 1864 г. – на должность ректора и профессора богословских наук в Харьковскую духовную семинарию и назначен настоятелем Старо-Харьковского Преображенского монастыря; в то же время, на основании устава духовных консисторий, он должен был вступить в исполнение обязанностей члена Харьковской духовной консистории. Должность настоятеля монастыря и члена консистории о. Вениамин в 1867 году должен был оставить, по силе требований нового устава духовных семинарий, высочайше утвержденного 14 мая 1867 года; но в должности ректора и преподавателя Харьковской семинарии он пробыл по июнь месяц 1872 г. 24 июня 1872 г. высочайше утвержден был всеподданнейший доклад Св. Синода о бытии ректору Харьковской духовной семинарии, архимандриту Вениамину епископом Сумским, виварием Харьковской епархии и 30 июля, того же года, о. архимандрит Вениамин хиротонисан был во епископа. Епископом Сумским Преосвященный состоял до 9 апреля 1883 г., когда состоялось высочайшее утверждение всеподданнейшего доклада Св. Синода о бытии ему епископом Кинешемским, виварием Костромской епархии. – За служебные отличия Преосвященный имеет ордена: св. Владимира 2-й и З-й степени, св. Анны 1-й ст., 2-й ст. с императорской короной и 3-й ст.; кресты имеет: магистерский, наперсный, жалуемый Св. Синодом пресвитерам и наперсный в память войны 1853–1856 гг. Орден св. Владимира 2-й степени Преосвященный получил за свою отлично-усердную пятидесятилетнюю службу пред своим юбилейным торжеством. Отроду Преосвященному 78 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

Храмовый праздник Сретения Господня в Костромской духовной семинарии и ныне совершен был с подобающим торжеством. По издавна установившемуся обычаю, накануне праздника в 2 ½ часа пополудни в семинарскую церковь была из кафедрального собора принесена местная святыня – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которая, по принятии ее начальствующими и служащими в семинарии лицами в своих квартирах, была поставлена в киоте при левом клиросе храма. В 6 часов началось и продолжалось до 9 часов всенощное бдение – при столь значительном количестве сторонних богомольцев, что ими был занят почти весь поместительный семинарский храм и вся обширная паперть, и многим воспитанникам пришлось тесниться на хорах. Пред величанием чудотворный образ был изнесен на аналой среди храма для последовавшего в обычное время поклонения и лобзания верующими. В самый праздник с 9 часов Божественная литургия была совершена преосвященнейшим Виссарионом в сослужении отца ректора, двух протоиереев и двух иереев – при 3 диаконах и 2 иподиаконах. За литургией, равно и как и на всенощном бдении, богослужебные песнопения исполнял семинарский хор, при чем некоторые из песнопений за литургией были исполнены всеми воспитанниками семинарии весьма стройно и величественно. Пред отпустом архипастырь по обычаю сказал поучение на текст: «Се, лежит Сей на падение и на востание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» ( Лк. 2, 34 ). Торжество в храме завершено в 12 часов 20 минут молебном Спасителю и Божией Матери. Окончив благословение многочисленных присутствовавших в храме, архипастырь зашел для небольшого отдохновения в квартиру отца ректора, куда прибыли также почетные посетители торжества, все преподаватели и должностные лица семинарии. Почти в час пополудни преосвященный Виссарион, сопровождаемый всеми означенными лицами, прибыл на акт в семинарский рекреационный обширный зал, где, кроме 500 с лишком воспитанников семинарии, присутствовали уже посторонние посетители. Акт начался общим пением «Царю Небесный»; вслед за тем, по благословению владыки, преподаватель греческого языка протоиерей Н. Вертоградский произнес речь «О христианском воспитании как основе благосостояния семейного и государственного». По окончании речи отца Вертоградского хором воспитанников исполнен концерт «Блажен муж, бояйся Господа». Затем секретарь семинарского правления И. Баженов сообщил с кафедры следующие краткие отчетные сведения о состоянии Костромской духовной семинарии за 1900–1901 учебный год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Скачать epub pdf Тамбовская духовная семинария при ректорах Феодоре (Поздеевском) и Симеоне (Холмогорове) в 1904–1907 годах Основанная в 1779 году, Тамбовская духовная семинария была одним из крупнейших учебных заведений края. В начале XX века здесь обучалось от 550 до 600 воспитанников, из них 205 содержалось на казенный счет. Возглавлял семинарию ректор. В штате семинарии состояли инспектор, 27 преподавателей, 4 помощника инспектора и три надзирателя. 9 февраля 1904 года указом Святейшего Синода за 1204 инспектор Казанской духовной семинарии, иеромонах Феодор (Поздеевский) был назначен на должность ректора Тамбовской духовной семинарии, с возведением его в городе Казани в сан архимандрита («Тамбовские Епархиальные Ведомости» (далее «ТЕВ»), 10, 1904. С. 183.). Предшественник нового ректора, архимандрит Нафанаил, находившийся на этом посту два года, указом Святейшего Правительствующего Синода от 5 февраля 1904 года за 1108 назначался епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» представляли нового ректора: «Архимандрит Феодор, вновь назначенный Ректор Тамбовской духовной семинарии, в миру Александр Васильевич Поздеевский – сын священника села Макарьевского, Ветлужского уезда, Костромской губернии. После Макарьевского духовного училища А. В. Поздеевский продолжал свое образование в Костромской духовной семинарии и закончил его в Казанской духовной академии. Серьезность, глубокая, совершенно чуждая показной внешности религиозность и необыкновенная скромность были отличительными чертами студента Поздеевского в течение всего академического курса. Духовную академию он окончил в 1900 году, со степенью кандидата богословия первого разряда (магистрант) и, как один из самых даровитых студентов курса, был оставлен на год в академии в качестве профессорского стипендиата при кафедре Патристики (где состоял с 15 августа 1900 года по 15 августа 1901 года – примеч. Р. П.). В первых числах июня 1900 года пострижен в монашество с именем Феодора и затем посвящен в сан иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРЧАКОВ Михаил Иванович (20.05 (или 8.11).1838, дер. Палкино Галичского у. Костромской губ.- 5.08.1910, С.-Петербург), прот., историк, канонист, юрист, общественный деятель, член Гос. совета. Род. в семье дьячка. В 1845 г. поступил в Галичское ДУ и завершил курс первым учеником. По окончании Костромской ДС (1857) и СПбДА со степенью кандидата богословия (за работу «Шлейермахер, протестантский реформатор новейшего времени») 3 окт. 1861 г. назначен преподавателем Костромской семинарии (выделялся знанием языков), 22 (или 28) янв. 1862 г.- псаломщиком рус. церкви в Штутгарте. Будучи за границей, посещал лекции в Тюбингенском, Гейдельбергском, др. герм. и швейцар. ун-тах и Страсбургской академии. Печатался в «Вестнике Юго-Западной и Западной России», заведовал отделом слав. известий газ. «Голос». В дек. 1864 г. Г. вернулся из заграничной командировки и в янв. 1865 г. поступил вольнослушателем на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та. 15 февр. 1865 г. назначен законоучителем Женского ин-та имп. Марии Феодоровны (Мариинского). 9 мая 1865 г. Г. был рукоположен во иерея к церкви при Мариинском ин-те, в конце того же года признан заслуживающим степени магистра богословия за обзор раннехрист. церковно-исторической лит-ры «О церковных историках первых восьми веков христианства», удостоен серебряной медали за соч. «О происхождении и системе преторского эдикта». Окончил ун-т в 1866 г., с 10 мая кандидат права. В 1867 г. Г. был назначен законоучителем 2-й с.-петербургской прогимназии (до 1869), членом Комиссии по разбору Синодального архива, принимал участие в составлении III и VI томов «Полного собрания постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания». М. И. Горчаков. Фотография. Нач. 1900-х гг. М. И. Горчаков. Фотография. Нач. 1900-х гг. В 1868 г., после защиты дис. «Монастырский приказ: 1649-1725», Г. получил степень магистра гос. права и был определен доцентом ун-та по кафедре церковного законоведения.

http://pravenc.ru/text/166281.html

Священномученик Алексий родился 5 октября 1883 года в го­роде Буй Костромской губернии в семье секретаря городского управления Александра Николаевича Дроздова. Алексей окончил Галичское духовное училище и три курса Костромской духовной семинарии и поступил на должность учителя церковно-приход­ской школы в селе Судай Чухломского уезда. 22 октября 1904 года в Ипатьевском монастыре он был рукоположен во диакона к Ни­кольской церкви села Никольское-Горицких Нерехтского уезда ; за литургией епископ Костромской Виссарион (Нечаев), рукопо­лагавший его, сказал слово, проникнутое большой тревогой за победу в шедшей в то время войне и вообще за будущее России, обратив внимание слушателей на причины возможных бедствий. «В среде так называемых образованных людей, – сказал он, – го­сподствует неверие, неуважение к Церкви, ее заповедям, священ­ноначалию. Не только на словах, но и в печати безнаказанно до­пускается отрицание различия между добром и злом, грехом и негрехом. Что, например, гнуснее плотских грехов, осквер­няющих тело и душу? Но нашлись лжеучители, которые прослав­ляют плотоугодие как святое дело и плоть, орудие плотских гре­хов, называют святой плотью, всячески унижают воздержание от распутства и глумятся над законным браком. Приходится слы­шать и читать, как дерзко осмеивается любовь к Отечеству, преданность правительству, уважение к судебным учреждениям, пре­подавание Закона Божия в училищах, подвергаются поруганию основы жизни церковной, семейной, общественной. Для пропо­ведников всех подобных лжемудрований нет ничего священного. Нельзя не признать виновным и то общество, среди которого терпимы эти учения, ибо чем объяснить успех и широкое распространение их в обществе? Ничем иным, как сочувствием к ним общества и отсутствием противодействия им или крайне слабым противодействием с его стороны. Милосердый Господь долго тер­пел это зло. К прискорбию, оно дошло до такой степени, что терпеть его долее оказалось невозможным. И вот Господь попу­скает на нас беды и напасти...»

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/536/Alek...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010