Со временем епархии возвратили здания соборов в районных центрах: в 1988 г.- Успенский собор в Кологриве, в 2002 г.- Тихвинский (Александро-Невский) собор в Макарьеве, в 2004 г.- Благовещенский собор в Буе и Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. В 90-х гг. начали восстанавливать старые и строить новые часовни. На 1 янв. 2003 г. в епархии было 23 часовни, на 1 янв. 2008 г.- 36, на 1 янв. 2010 г.- 45. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. В 1990 г. был возрожден Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь, в 1991 г.- Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, в 1992 г.- Пахомиево-Нерехтский жен. и Троицкий Ипатиевский мон-ри, в 1993 г.- Макариево-Унженский жен. мон-рь, в 1994 г.- Паисиев жен. мон-рь, в 1995 г.- Иаково-Железноборовский мужской мон-рь. Возникло и несколько новых обителей: Знаменский жен. мон-рь в Костроме, Успенская Тетеринская жен. пуст. (1993), Домнинский во имя св. Царственных страстотерпцев женский монастырь (2004). В ходе ремонта храмов были полностью восстановлены несколько разрушенных колоколен. В 1995-1996 гг. в Галиче отреставрировали шатровую колокольню ц. Василия Великого в Рыбной слободе, в 1995-2001 гг.- колокольню Знаменской ц. в Костроме, на рубеже XX и XXI вв.- 3-ярусную колокольню Никольской ц. в г. Мантурове, на которую в окт. 2003 г. подняли колокола. В нач. XXI в. в епархии заметно увеличилось количество храмов. В 1995 г. их насчитывалось 152, в 1998 г.- 159, в 2003 г.- 185. Наряду с восстановлением старых церквей строились новые. В 1989-2009 гг. появились 38 новых храмов, из них 21 приходский, 16 домовых и кладбищенский. В числе новых церквей - храм во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников и исповедников Российских в Костроме, храм во имя прп. Тихона Лухского в г. Волгореченске, храм во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в пос. Сухоногово Костромского р-на, храм во имя свт. Спиридона Тримифунтского в г. Нее, деревянный Никольский храм в г. Шарье.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

К 1821 году недалеко от нового храма воздвигли каменную церковь, также Преображенскую, пятиглавую с трехъярусной колокольней, один из приделов которой посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. В " Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии " (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами. В 1870 году на погосте имелось 4 дома, где проживал 21 человек, при погосте имелось церковноприходское училище. Ежегодно здесь проходила ярмарка. В XIX - начале XX веков небольшой погост на Письме являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. Особое множество паломников стекалось дважды в год, в дни памяти преподобного - 10 января и 9 июня (по старому стилю; последняя дата - местночтимое празднование). Поклонившись святым мощам и приложившись к раке старца, паломники обычно проходили для утоления жажды и омовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному, по преданию, самим основателем обители. В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного вновь сгорела, и к 1909 году на ее месте был выстроен новый деревянный шатровый храм. В советское время погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении Макариево- Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина (Травина), 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи. 22 июня 2000 года Макариево-Писемский монастырь торжественно отметил 600-летие своего основания. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители около 30 сестер. Священнослужителем и духовником монастыря является игумен Михаил (Беляев) - уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны, удостоенный одиннадцати правительственных наград и пострадавший за веру Христову: семь лет (с 1949 по 1956 годы) он провел в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году он был рукоположен во священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским), 21 августа 1996 года принял в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года был возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Освящены они в Сентябре месяце 1852 года, 18 и 19 числе Преосвященным Павлом, при стечении многочисленнейшаго народа из всех сословий, в первый день много утешеннаго назидательным поучением Архипастыря. Иконостасы в них столярные, резанье высокой и красивой работы, деланы Костромским мещанином Федором Яковлевым Дурляниным за 1500 рублей. Из святых икон многия искусно украшены мастерством обшежительных сестр. Все устроение приделов, со стенным росписанием настоящей Ризположенской Церкви и сделанием в ней красивых хоров для клирошанок, стало более 10 тысяч рублей. В 1832 году Сентября 14 дня, во время вечерняго пения, случился большой пожар у близ живущаго купца Крючкова, от коего сгорели в Монастыре: деревянная ограда, старыя деревянныя Игуменския кельи, прежде бывшия Архиерейския, 12 келей монахинских, скотной двор с сеновалами и погребами. Что самое и побудило в том же году строить каменную ограду, которая и кончена кладкою в следующем 1833 году, вышиною в 1 аршин, а длиною на 45 саженях. Потом вскоре построены вновь близ Сульских ворот: деревянный корпус на 11 саженях для золотошвеек, деревянныя ж прачешныя, катальная, красильная, ткацкая и сторожевая, а за оградою на Суле скотный двор с сеновалами и погребами. За все плачено денег 11968 рублей. За сим предположено устроить больничныя кельи при Сретенской Церкви, для чего уже и выведен каменный фундамент. И так введение общежития очевидно много содействовало, при благотворительности добрых граждан Костромских, ко внутреннему и внешнему благоустроению обители. Ныне в сем Монастыре пространства от восточных Святых ворот до западной стены 18 сажень, от южных съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени, вокруг же всей ограды 312 сажен. Из древних прикладов, доселе на лице находящихся, достойны замечания следующия: 1) Святое Евангелие в поллиста на Александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа русии на Кострому вмонастырь внастасеин девичь лета ___ (1655) Апреля т ден а подписал сию книгу приказу болшого двора подячей Любимасманов». 2) На серебреном потире вычеканено: «Лета ___ (1655) Государь Царь и великий Князь Михаило Федорович всея русии пожаловал на Кострому настасеина девича Монастыря вцрковь сосуды серебреные». 3) Серебреное позлащенное кадило, на коем надпись: «Лето ___ (1658) Месяца Майя сие кадило Воздвиженскаго Монастыря построено при Архимарите Филарите трудихъся о сем аз грешный». 4) Евангелие печатанное 1663 года на листах онаго: «Лета ___ (1681) году Августа в к д Костромскаго Богоявленского Монастыря Архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестолное вноводевичь воздвиженский Монастырь что вкремле города по родителех своих при Игумении Пелагее Немцове с сестрами а подписал сию книгу Евангелие напрестолное Богоявленскаго Монастыря по приказу Архимандрита Павла того ж Монастыря слушка Данилко Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=41246

19 мая во время Божественной литургии в Троицком соборе Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , на которой присутствовал имп. Николай II, она молилась в галерее собора. После окончания литургии игум. Досифея передала в дар царю икону. 20 мая утром она присутствовала в бывш. Костромском кремле на закладке монумента в честь 300-летия Дома Романовых. Во 2-й пол. дня, во время посещения Богоявленского Анастасиина жен. мон-ря имп. св. Александрой Феодоровной , игум. Досифея преподнесла ей подарок, изготовленный в обители. 29 мая 1913 г. М. Р. м. впервые посетили совершавшие поездку вниз по Волге на пароходе «Император Александр Благословенный» члены имп. фамилии: вел. кнг. Мария Павловна Старшая (1854-1920), вдова вел. кн. Владимира Александровича, президент Академии художеств, ее сын вел. кн. Борис Владимирович (1877-1943), вел. кнг. Мария Александровна (1853-1920), дочь имп. Александра II, и герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1863-1934). Вскоре после начала первой мировой войны, 25 авг. 1914 г., в мон-ре был открыт лазарет для раненых на 6 коек, содержавшийся за счет обители. Всего в 1914-1917 гг. в лазарете прошли лечение 87 раненых. 17 февр. 1915 г. духовенство 4-го округа по предложению благочинного Ширяева решило «в целях поднятия религиозного настроения среди местных жителей, желающих найти себе в настоящую тяжелую годину утешение в усердной молитве», провести большой крестный ход 26-28 мая 1915 г. из мон-ря до с. Шилекши (Костромские ЕВ. 1915. Отд. неофиц. 10. С. 183). Для участия в нем в Решму из Костромы прибыл епархиальный миссионер прот. Алексий Дьяконов. Утром 26 мая 1915 г. многолюдный крестный ход во главе с Ширяевым и Дьяконовым отправился из мон-ря. При пении монастырского хора его участники несли икону прп. Макария и Казанский образ Божией Матери. К ним присоединились крестные ходы из сел Пеньки, Зобнинское, Шилекша, Дебово и Берегово. Через 3 дня крестный ход завершился в мон-ре. 18-19 июня 1915 г. из М. Р. м. состоялся большой крестный ход в Казанский скит на р.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

В окт. 1989 г. Архиерейский Собор РПЦ поручил Комиссии по канонизации подготовить материалы для прославления И. К. На Поместном Соборе 7-10 июня 1990 г. И. К. был причислен к лику святых РПЦ. В восстановленном Иоанновском мон-ре раскрыт и отреставрирован храм, являющийся усыпальницей. Мощи святого, опущенные ниже уровня пола и забетонированные, не обретены. Каменная гробница установлена на прежнем месте, вероятно над мощами. Почитание И. К. приобретает все большие масштабы. К 2010 г. во имя И. К. освящены женский монастырь в с. Кислуха Алтайского края, неск. храмов в обителях РПЦ и РПЦЗ, храмы в городах Ютика (близ Джорданвилла, США), Сан-Диего (США), Гамбург (Германия), Кастровиллари (Италия), Москва, С.-Петербург, Киев, Минск, Одесса, Волгоград, Ростов-на-Дону, Брянск, Чебоксары, Кострома, Тверь, Владивосток, Тольятти, Красноуральск; при Казанской ДС, в Поморском гос. ун-те в Архангельске; в городах Судак (Крым, Украина), Локса (Эстония), Электросталь, Мытищи и пос. Белые Столбы Московской обл., Всеволожск, в поселках Вырица, Подборовье, в с. Павлове Ленинградской обл., Жигулёвске и пос. Волжский Утёс Самарской обл., Гай и поселках Саракташ Оренбургской обл., Берёзовский Кемеровской обл., Радужный Ханты-Мансийского АО-Югры; в поселках Пашино (в черте Новосибирска), Березник Архангельской обл., Карамышево и дер. Лудони Псковской обл., в поселках Мокроус и Алексеевка Саратовской обл. и др. Именем пастыря названы благотворительные заведения, приюты, медицинские и учебные заведения, в т. ч. епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы (С.-Петербург), правосл. гимназии в городах Оренбург, Бийск и Железнодорожный Московской обл., школы при Макариевом Решемском монастыре , костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре, Душепопечительский центр (Москва), Православное братство трезвости (Луцк, Украина) и др. В 2009 г. на празднование 180-летия со дня рождения И. К. в С.-Петербург прибыло ок. 350 представителей храмов, приходов, школ, различных учреждений, посвященных святому, из 93 епархий РПЦ, а также из США, Канады, Австралии, Европы. В 1999 г. в восстановленной квартире И. К. в Кронштадте (ул. Посольская, д. 21, кв. 12) был открыт мемориальный музей, в С.-Петербурге и др. городах регулярно проходят церковно-научные Свято-Иоанновские чтения. Именем И. К. названа одна из площадей С.-Петербурга, на которой находится посвященный ему храм. В июне 2000 г. в с. Сура открыт Музей св. Иоанна Кронштадтского.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Утром члены комиссии встретились с руководителем курсов митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . Встреча прошла в атмосфере любви и взаимопонимания, сопровождалась обсуждением дальнейших перспектив обучения монашествующих в Костромской митрополии. В первой половине дня выездная аккредитационная группа присутствовала в Костромской духовной семинарии на аттестации монашествующих в форме зачетов по дисциплине «Церковнославянский язык». Зачеты сдали слушатели курсов из Знаменского женского монастыря, Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря, Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря и Богоявленско-Анастасииного монастыря. После зачета члены комиссии ознакомились с документацией курсов и наличием основной литературы для слушателей. Во второй половине дня комиссия выехала в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь Костромской епархии. В обители члены комиссии поклонились мощам преподобного Пахомия Нерехтского и затем встретились со слушателями курсов. На зачете по предмету «Основы богослужебного устава и литургики» присутствовали также сестры из Успенского Тетеринского женского монастыря. Все слушательницы курсов успешно ответили на все билеты и проявили большой интерес к изучению богословских предметов. В завершение работы члены выездной комиссии отметили хорошие знания учащихся на курсах и высказали пожелание — продолжать дальнейшее обучение насельников и насельниц монастырей в Костромской митрополии. Вечером этого же дня члены комиссии выехали в Москву. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри з ключовими словами життя   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У «Ковчег» монастиря у Ради У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6080666...

До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. “радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи. Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии “Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания “верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды. В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г. Древнюю архитектуру собора сильно искажает “новый” собор — обширные пристройки 1864-1869 гг., выполненные в русском стиле. Они охватывают здание двумя крупными боковыми притворами с крыльцом с юга и огромной основной частью с запада. Последняя — четырехстолпная, с повышенным средним нефом и большой световой главой над центром в окружении четырех маленьких. Притвор ее соединен в 1870-х гг. длинным переходом башней-колокольней. Обильный кирпичный декор фасадов нового здания, стилизованный под формы XVI-XVII вв., выглядит довольно тяжеловесно: пучки полуколонок, различные ширинки, городчатые карнизы и всевозможные наличники с колонками, балясинами, кокошниками и пр. В интерьере четыре столба сложного сечения, поставленные в центре, поддерживают крестовые своды над боковыми ячейками. Крупные подпружные арки с парусами выделяют более высокую среднюю часть, увенчанную барабаном с куполом. До пожара 1982 г. в соборе сохранялись фрагменты масляной росписи XIX в., лепные карнизы в верху стен и в основании светового барабана. В настоящее время в соборе установлен новый иконостас, выполненный по образцу иконостаса XVIII в. Состав икон — сборный. Храмовая икона “Богоявление” 1727 г. — письма известного царского изографа костромича Кирилла Уланова. Это одно из последних произведений, созданных им на родине.

http://sobory.ru/article/?object=05164

Игумения Анастасия с 29 апреля 1907 года, в мире Ольга Васильевна Смирнова, дочь чиновника города Ярославля. Отец её умер в молодых летах. Мать её осталась с нею и еще другой дочерью без всяких средств жизни и чтобы приобрести возможность содержать свою семью, отправилась в Петербург на курсы акушерства, детей же поручила наблюдению прислуги. Через два месяца приехала из Петербурга мать и не узнала своих детей: так истощены они были голодом. Дальнейшая жизнь сирот протекала в усадьбе, которою управляла их бабушка (со стороны матери), женщина очень строгая, взыскательная и даже жестокая, к которой они переселились со своей матерью после помянутого случая. Жизнь, полная невзгод и лишений, не могла быть привлекательной для девочек. Отрадными минутами в этот период жизни, по словам Игуменьи Анастасии, были поездки её к другой бабушке (со стороны отца), вдовы священника, женщины глубоко религиозной и доброй. Бабушка любила читать жития святых, а внучка слушать её чтение. После каждого чтения бабушка повторяла: «Вот как жили святые-то, не как мы грешные!» а внучка мечтала о том, как она будет спасаться, когда будет взрослой и долго решала трудный вопрос, где лучше достигнуть спасения: в монастыре, или же в лесу и пустыне. 9 лет девочка поступила в Ярославский «Екатерининский дом призрения ближнего», училась очень хорошо, но терпела много вследствие бедности. Решающее значение на выбор жизненного пути имело чтение жития Препод. Серафима Саровского . После этого чтения воспитанница Смирнова бесповоротно надумала уйти из мира. Осуществить же ей своё намерение суждено было не тотчас по окончании. Нужно было помочь матери и сестре в их содержании и для этого занять должность учительницы начальной земской школы. И только после устройства сестры замужеством она стала свободной и поступила в Костромской Богоявленский монастырь под руководство Игумении Марии. С 1884 – 1891 годы состояла учительницей в школе грамоты в Покровской пустынке, принадлежавшей этому монастырю. 1891 году переведена была в Галичский монастырь и была воспитательницей и учительницей девочек монастырского училища с 1893–1905 г., 1901 года 28 июня пострижена в монашество. По смерти Игумении Ангелины 1907 года 5 января сестрами монастыря была избрана начальницей. Преосвященный Тихон ходатайствовал за нее перед Св. Синодом и Св. Синод утвердил её в должности. 29 апреля того же года она была произведена в Игумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На душе была Пасха Красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная, которая всем нам воссияла! И так захотелось обнять весь мир и поделиться этой новой обретенной радостью с ближними моими! Всё-всё исполняется Иногда дружеский совет способен стать предисловием для вашей новой удивительной истории, словно подтверждая, что в жизни всё происходит промыслительно. Летом 2021 года в благодатную августовскую пору довелось нам гостить в Костроме у моего брата. Наш приезд в этот древний волжский город совпал с Праздником Преображения Господня. На службу отправились в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный в 1426 году преподобным Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского, и считающийся жемчужиной архитектурного ансамбля Костромы. Поклонившись в Богоявленском соборе чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, отправились в ещё один давно желанный для посещения монастырь – Ипатьевский. Удивило, что накануне и «яндексные», и «гугловские» синоптики единогласно обрекали день грядущий на испытания грозовым ненастьем. На деле же – лишь утренний легконогий дождик пробежался по улицам Костромы, и в небе по- хозяйски засияло солнце. После посещения Ипатьевского монастыря у нас в запасе оставалась добрая половина дня. Внезапно вспомнился данный накануне братом совет, что стоит побывать в Плёсе. Об этом месте я знала лишь, что городок входит в маршрут Золотого кольца, и что там одно время проживал и писал пейзажи Левитан, слышала также, что в Плёсе находится дача одного известного чиновника. Навигатор подсказал, что преодолеть придётся порядка 70 километров, но это обстоятельство нас, жителей мегаполиса, совсем не пугало. Без долгих раздумий отправились в путь. По дороге встретили городок Приволжск, на подъезде к которому обратила на себя внимание виднеющаяся издалека чудная шатровая колокольня. Оказалось, звонница принадлежит Свято-Никольскому женскому монастырю, мимо которого при следовании по городу провёл нас навигатор. Решили обязательно заглянуть в эту обитель на обратном пути.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

До сер. XVI в. все постройки К. м. были деревянными. 23 апр. 1559 г. по инициативе игум. Исаии (Шапошникова) над местом погребения прп. Никиты был заложен, а в 1565 г. освящен каменный 5-главый 4-столпный 3-абсидный Богоявленский собор. Вероятно, его возводили ростовские мастера. Одним из главных жертвователей на строительство был кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Иоанна IV Васильевича . В 1569 г. кн. Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил К. м. В том же году князя убили в Александровой слободе по приказу царя Иоанна Грозного. Царский гнев обрушился и на иноков монастыря: значительная часть братии во главе с игум. Исаией была казнена в 1570 г. Игум. Исаия погребен в подклете собора. В Смутное время, в кон. 1608 г., отряды Лжедмитрия II во главе с А. Ю. Лисовским во время захвата Костромы осадили мон-рь. 30 дек. захватчики ворвались в К. м., разграбили и разгромили обитель, погибли 13 иноков, 5 монастырских служебников и 38 монастырских крестьян. Впоследствии насельники вплоть до революции 1917 г. ежегодно 30 дек. поминали погибших защитников обители. В 2004 г. преподобномученики иеромонахи Трифиллий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, монахи Варлаам, Дионисий, Иов, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий были включены в Собор Костромских святых. По окончании Смутного времени значение К. м. стало быстро расти. В сент. и окт. 1619 г. обитель дважды посетили царь Михаил Феодорович Романов и царица-инокиня Марфа , совершавшие по случаю освобождения из польского плена патриарха Филарета (Романова) благодарственное паломничество в Макариев Унженский монастырь . Царь Михаил Феодорович пожаловал к чтимому образу Богоявления 2 «золотых угорских» (венг. монеты), а инокиня Марфа - ведро церковного вина «да [наперсный] крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас Нерукотворенный, да на пробою два жемчуга бурминских» (Там же. С. 295). С нач. XVII в. монастырю покровительствовали владевшие в Костромском крае многочисленными вотчинами бояре Салтыковы, основавшие в обители родовое кладбище. Первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был похоронен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил; † 1608), затем его сыновья - бояре Борис Михайлович († 1644) и Михаил Михайлович († 1671), пользовавшиеся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Феодоровича, его внук - Петр Михайлович († 1690), и правнук - стольник Федор Петрович († 1662), убитый в Москве во время стрелецкого бунта, и др.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010