При нашествии поляков на г. Кострому в 1608 г. обитель эта подверглась разорению, при чем настоятель и братия умерщвлены, но затем обитель была восстановлена. В 1681 году Крестовоздвиженский монастырь обращен в женский по следующим обстоятельствам. Во время сильного пожара 12 июня 1679 г., истребившего Костромской кремль, равно и большую часть нового города и посадов, были уничтожены находившиеся подле Успенского собора и Крестовоздвиженского монастыря кельи сорока беспоместных инокинь, средствами содержания которых служили доброхотные подаяния богомольцев, приходивших на поклонение чудотворному Феодоровскому образу Божией Матери. Оказавшись теперь в бесприютном, положении, инокини обратились к царю Федору Алексеевичу и патриарху Иоакиму с просьбою о том, чтобы дозволено было им поместиться в Крестовоздвиженском монастыре по выведении из него архимандрита с четырьмя иноками в другие монастыри. На эту просьбу последовала в 1681 г. соизволительная грамота, при чем все прежние вотчины и земли мужского монастыря предоставлены во владение инокиням во главе с игуменьей Капитолиной, архимандрит же с братией переведен в находившийся тогда «на посаде» Богоявленский монастырь, бывший до пожара 6 сентября 1847 г. мужским. Как видно из описи за 1772 г., в переименованной женской обители при Успенском соборе находились две ветхие каменные церкви: одна в честь Воздвижения Креста Господня с приделом во имя Алексея человека Божия, другая в честь Введения во храм Пресв. Богородицы; еще каменная колокольница с шатровым верхом; затем десять деревянных келий с пристройками и ограда деревянная «с тарасы», срублена с небольшими башенками. Но недолговечно инокини пребывали в Крестовоздвиженском монастыре. Преемник Костромского епископа Дамаскина, в 1766 г. испросившего у коллегии экономии (заведовавшей имениями упраздненных монастырей) в городское для себя подворье Ризположенский Анастасиин женский монастырь (в посаде, за Новым городом), уже упраздненный штатами 1764 г. с обращением в приходскую церковь, епископ Симон Лагов находил это подворье однако не в очень близком расстоянии от Успенского собора «без мала на версту», почему, писал он, «не токмо от езды дальней затруднение претерпеваем, но и приборы и запасы нужны двойные, а от того и убытки двойные чувствуем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В конце 1950-х - начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города. Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Скончался 21 января 1840 года в возрасте 74-х лет. Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам: " При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна " . Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений. По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых было принято решение о канонизации святого в лике местночтимых святых Костромской епархии . 25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы канонизация была совершена. Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь . Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко светозарная звезда/возсиял еси в пределех земли Костромския,/преподобне отче наш Тимоне,/последуя завету преподобнаго Серафима Саровскаго,/в Надеевской пустыни подвигом бдения, пощения и молитвы подвизался еси,/многия иноки и в миру сущия ко Христу привел еси,/ныне со святыми у Престола Божия пребываеши./Молися Христу Жизнодавцу//о всех, с верою имя твое призывающих.

http://drevo-info.ru/articles/14515.html

В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский муж. мон-рь (см. Богоявленско-Анастасиин мон-рь ), основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским. В ходе возрождения бывш. Богоявленского мон-ря большая часть инокинь была переведена в него, а бывш. А. м., к-рый после объединения стали называть «старый монастырь», игум. Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто уч-ще для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. ДУ оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел. К 1917 г. в А. м. проживали 53 монахини и 323 послушницы. В нач. 1919 г. обитель закрыли, на территории старого мон-ря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница - игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы А. м. действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской ц. разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская ц., и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская ц. В 40-50-х гг. XX в. территория А. м. была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 гг.

http://pravenc.ru/text/114784.html

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибывает во Владивосток 15 сентября 2007 г. 10:57 Российская святыня — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы — в субботу прибывает спецрейсом во Владивосток из Южно-Сахалинска, сообщил РИА «Новости» сотрудник пресс-службы Владивостокской и Приморской епархии . «Ее доставят священнослужители из Костромской епархии . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона останется в Приморском крае с 15 по 23 сентября в рамках дальневосточного крестного хода», — сказал собеседник агентства. По его словам, сразу по прибытии у трапа самолета пройдет молебен Пресвятой Богородице. Затем икона отправится в Свято-Никольский кафедральный собор, откуда в воскресенье начнется большой крестный ход до Покровского храма. Здесь икона останется до 20 сентября. «Оттуда она будет перевезена в Рождество-Богородицкий женский монастырь в село Линевичи, где состоятся торжества в честь праздника Рождества Богородицы. 21 сентября чудотворную реликвию встретят в Покровском храме Уссурийска, а в субботу она вернется во Владивосток», — сказал представитель епархии. В воскресенье, 23 сентября пройдут проводы иконы у железнодорожного вокзала Владивостока. Святыня отправится в вагоне-часовне в Хабаровск. «Эта икона — одна из самых известных в мире, наряду с иконами Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Иерусалимской, Одигитрией Влахернской, о которых Священное Предание говорит, как о написанных апостолом и евангелистом Лукой», — сказал собеседник агентства. По его словам, эти пять святынь — уникальные шедевры ранневизантийской иконописи и находятся под защитой государства. При этом только Феодоровская икона может быть вывезена из места хранения — Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы. «Потому это событие можно рассматривать как уникальное явление в культурной жизни Дальнего Востока», — добавил собеседник агентства. Святыня издавна чтилась на Руси как покровительница семейного очага и подрастающего поколения. Она до 2001 года ни разу не покидала пределов костромской земли. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295216.htm...

2. Утвердить наместником обители иером.Филарета (Панку). – 1995, 5, 15. -------- 2861. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 марта 1991 года: 1. Благословить открытие в Ленинградской епархии Рождество-Богородицкого Коневского мужского монастыря. 2. Утвердить настоятелем обители архим.Назария (Лавриненко). – 1991, 6, 10. 2862. КОМАРОВ Е. Обитель преподобного Арсения. – 1991, 11, 20. 2863. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: Освободить архим. Назария (Лавриненко) от временного и. о. настоятеля монастыря и назначить на эту должность иером.Мстислава (Дячину) с возложением наперсного креста. – 1999, 8, 9. -------- 2863. БОГАЧЕНКО И., прот. В Свято- Троицком Корецком монастыре. – 1987, 10, 31. 2864. ЕГО ЖЕ. В Свято-Троицком Корецком монастыре. – 1988, 2, 18. 2865. В МОЛИТВЕ и труде. – 1988, 6, 38. 2866. БОГАЧЕНКО И., прот. Праздничные дни в Корецком монастыре. 1988, 7, 31. 2867. ЕГО ЖЕ. В Свято-Корецком монастыре. – 1988, 11, 18. 2868. ЕГО ЖЕ. Юбилейные торжества в Корецком монастыре. – 1989, 2, 19. 2869. ЕГО ЖЕ. В Корецком Свято-Троицком монастыре. – 1989, 4, 18. 2870. КОРЕЦКИЙ Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь. – 1990, 6, 18. -------- 2871. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Корнилие-Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере. 2. Утвердить иером. Вениамина (Тамразова) наместником обители. – 2000, 4, 22. -------- 2872. ОПЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19, 20 июля 1990 года: Благословить открытие Костромского Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря. – 1990, 10, 5. 2873. КОМАРОВ Е. Первая служба в обители. – 1991, 5, 29. 2874. КИРЬЯНОВА О. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь. – 1996, 11, 52. -------- 2875. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 13 ноября 1989 года: Утвердить настоятельницей Покровского Красногорского женского монастыря Киевской епархии монахиню Агнию (Меняйло) с возведением в игуменское достоинство в связи со смертью игумении Иларии. – 1990, 2, 4. 2876. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1989 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня – чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора. В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. – женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу 2. С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте – кинотеатр «Родина» БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище) Город Боровск. Часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским). В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Проезд : до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)

http://pravoslavie.ru/1905.html

Я вышел, было, на берег, намереваясь ехать в город, но не оказалось ни одного извозчика, потому я возвратился на пароход и волей-неволей должен был там переночевать. В среду, 29 числа, в восьмом часу утра, когда уже совершенно стало светло, мы втроем с моим келейником и отцом Дионисиев оставили пароход и пошли в Кострому прямо к Успенскому Собору в Кремле. Он древний, первоначально строенный в половине XIII века, но при Екатерине II сгорел и обновлен по ее повелению и на ее деньги. Он имеет ту особенность от всех наших церквей, что алтарями обращен на запад, а не на восток; думают, что этому причина та, что место явления иконы Феодоровской Божией Матери Костромскому князю в 1239 году, 16 августа, было к западу от города, а не к востоку: туда при построении храма и велел он обратить алтари. Икона чудотворная Феодоровской Божией Матери величиной в аршин в драгоценной золотой ризе, унизана жемчугами и богато украшена алмазами и разными дорогими каменьями; она поставлена высоко и чтобы приложиться нужно взойти четыре ступени. Прежде празднество этой иконы совершалось в 16 день августа, а со времени избрания на царство Михаила Романова, в 1613, совершается в день его избрания, то есть марта 14 дня. При моем приходе в соборе ранняя обедня была уже окончена, и я просил отслужить мне молебен с акафистом чудотворной иконе. От собора мы пошли пешком далее, извозчиков не попадалось и так дошли до площади, на которой поставлен памятник Сусанину: возвышенный столб, на вершине оного поясное изваяние, изображающее Михаила Феодоровича, а на широком поясе подножия изображение Сусанина, убиваемого поляками за то, что он завел их в глухие дебри и через то спас юного Михаила от смерти, которая ему угрожала. От площади, где памятник, наподобие лучей во все стороны несколько улиц, не очень длинных, так что виден конец каждой. В конце одной из них я увидел монастырь и, узнав, что это Крестовоздвиженский Богоявленский, туда направился. Странная судьба этой обители. Крестовоздвиженский монастырь, основанный в XV веке, был в кремле поблизости от собора; в 1680 году его преобразовали в женский, в 1773 году, когда сгорел собор, выгорел и монастырь и весь разобран, а последняя игумения (Клавдия) и сестры переведены в Анастасиев Ризоположенский, основанный царицей Анастасией Романовной, и так существовал до 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

5) Водосвященая серебреная местами вызолоченная чаша с надписью по обводу: «На Кострому вдом Пречистыи Богородицы Риз положения Настасейново девич Монастыря приложила сию чашу Минина жена Кирилловича Грязева вдова Олена Ивановна». 6) Серебряный вызолоченый напрестольный Крест с частицами Св. мощей и надписью: «влет ___ году месяца Марта в s ден построился сей святый крест во обител воздвижения честна Креста иже на Костроме тщанием тояж обители игумении Екатерины с сестрами». 7) На другом же серебреном Кресте: «зделан сей честный и животворящий крест 1764 году Костромскаго Крестовоздвиженскаго Девичья Монастыря при Игуменье Акилине месяца Сентемврия 18 Числа. http://kostromka.ru/kostroma/sight/monastery.php Крестовоздвиженский Монастырь с древних времен был мужеским. Но в 1681 году обращен в женский по таковому случаю: в 1679 году, Июля 12 дня, город Кострома погорел, в том числе сгорели и кельи, бывшия подле Успенскаго Собора, безпоместных сорока Монахинь питавшихся подаянием от Богомольцев, приходивших на поклонение к Чудотворному Образу Божия Матери Феодоровския. Сии монахини просили Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича и Святейшаго Патриарха Иоакима о помещении их жительством в Крестовоздвиженском Монастыре и о выведении из онаго Архимандрита с братиею, коей числом было только четыре человека в другия Монастыри. На что от Патриарха Иоакима и последовала в 1681 году соизволительная граммата. Архимандрит с братиею переведен в Костромской Богоявленский Монастырь, а в Крестовоздвиженский помещены монахини с полным правом владения прежними отчинами и землями. Первою Игуменьею поставлена из Московскаго Вознесенскаго девичъяго Монастыря старица Каптелина. За сим Монастырем до штатов состояло отчиною крестьян 688 человек. Годовых отчинных доходов деньгами 400 рублев, хлебом 300 четвертей. В сем Монастыре по описи того времени (1772 г.) значились: 1) Крестовоздвиженская каменная Церковь с таковым же приделом Алексия человека Божия, ветха; 2) Введенская каменная Церковь, очень ветха;

http://sobory.ru/article/?object=41246

Успенский храм села Домнино был закрыт с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм является подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Священник Успенского храма села Домнино отец Александр с матушкой. Фото Владимира Ештокина В марте 2004 года в Домнине был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев — царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.   Сусанино Отправляясь дальше, невозможно проехать мимо Сусанино, примечательного своим Воскресенским храмом. Свое современное название село получило в 1939 году, а прежде оно называлось Молвитино. Удивительно, но Сусанино-Молвитино также некоторым образом связано с царской фамилией: в 1866 году уроженец села О. И. Комиссаров спас Александра II от смерти во время покушения на него Дмитрия Каракозова. Сусанино. Церковь Воскресения Христова. Фото Владимира Ештокина В Сусанино лучше всего оказаться ранней весной. Найти церковь Воскресения Христова (сейчас в храме находится музей подвига Ивана Сусанина), обойти её с нужной стороны и посмотреть на церковь чуть-чуть со стороны и сверху. Если повезёт и всё совпадёт, то, возможно, вы увидите все как на знаменитой картине «Грачи прилетели»: белая колокольня и купола вдали, чуть ближе — деревенские крыши, талый снег, лужи, деревья с гнёздами и прилетевшие грачи. Местные жители с охотой расскажут вам, куда пойти и где лучше встать, чтобы увидеть церковь «как на картине». Трижды обойдя вокруг церкви, мы так и не смогли найти именно этот ракурс. Такое ощущение, что художник писал свою картину откуда-то сверху — или были установлены леса, или здесь был какой-то холм, следов которого обнаружить не удалось…   Макарьев От Костромы до Макарьева, где расположен Макарьево-Унженский монастырь, более 180 км. Макарьев встретил нас громкой музыкой и большим скоплением народа. Было солнечно и морозно. В городке проходили районные соревнования по бегу в валенках. По этому случаю на центральной площади организовали небольшой рынок и перекрыли движение. Выпив крепкого горячего чаю и поздравив победителей, мы смогли, наконец, попасть в монастырь. Макарьев. Соревнования по бегу в валенках. Фото Владимира Ештокина

http://foma.ru/kostroma-fotoputeshestvie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010