Синоду и разнообразные предложения, но, как позволяют думать архивные документальные данные, не оказывал влияния на синодальных членов и, предоставляя им действовать по собственному усмотрению, легко мирился с утратой и той доли фактического влияния на церковное управление, какое уже успела приобрести прокуратура в предшествовавшее время. 5 марта 1802 года обер-прокурор предложил на рассмотрение св. Синода отношение костромского губернатора об излишней переписке местной духовной консистории с губернским правлением по делу о найденном мертвом теле пономаря Степанова 576 . Губернатор обвинял местное епархиальное начальство в частых незаконных требованиях, предъявлявшихся к губернскому правлению и затруднявших его бесполезной перепиской. Все участие обер-прокурора в обсуждении неправильных действий епархиального начальства выразилось только в том, что Хвостов предложил на рассмотрение св. Синода отношение костромского губернатора и, по желанию Синода, уведомил губернатора о состоявшемся постановлении 577 . – В таком же пассивном положении мы видим синодального обер-прокурора при производстве дела, начавшегося в высшем церковном учреждении по предложению Хвостова, получившего от статс-секретаря Муравьева письмо с объявлением именного императорского указа о рассмотрении прошения солдатки Сторчачки и казака Телембета, обвинявших своего приходского священника «в несносных обидах» и произвольном недопущении их, прихожан, к исповеди и причастию. И здесь обер-прокурор не оказывал никакого влияния на решение возбужденного дела и ограничился только тем, что объявил Синоду императорский указ и принял от него поручение доложить государю о состоявшемся синодальном постановлении, неблагоприятном для жалобщиков 578 . Не оказывая почти никакого влияния на характер деятельности синодальных членов, Хвостов принужден был даже довольно часто делиться с наиболее влиятельным членом св. Синода, митрополитом Амвросием, самыми важными прерогативами обер-прокурорской власти, и мы видим, что по одним и тем же делам обращались со своими предложениями к высшему церковному учреждению и обер-прокурор Хвостов и митрополит Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

  ЖУРНАЛ 112 СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Таллинской епархии с титулом «Маардуский» избрать иеромонаха Сергия (Телиха), клирика Таллинской епархии. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Сергия (Телиха) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О чем и послать соответствующий указ.   ЖУРНАЛ 113 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Костромского и Галичского Ферапонта с предложением образовать новую епархию на территории Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Антроповского, Вохомского, Галичского, Кадыйского, Кологривского, Макарьевского, Мантуровского, Межевского, Нейского, Октябрьского, Островского, Павинского, Парфеньевского, Поназыревского, Пыщугского, Солигаличского, Чухломского, Шарьинского районов Костромской области Галичскую епархию, выделив ее из состава Костромской епархии. 2. Правящему архиерею Костромской епархии иметь титул «Костромской и Нерехтский». 3. Правящему архиерею Галичской епархии иметь титул «Галичский и Макарьевский». 4. Епископом Галичским и Макарьевским избрать иеромонаха Алексия (Елисеева), клирика Русской духовной миссии в Иерусалиме. 5. Место наречения и хиротонии иеромонаха Алексия (Елисеева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О чем и послать соответствующий указ. 6. Образовать в пределах Костромской области Костромскую митрополию, включающую в себя Костромскую и Галичскую епархии. 7. Главой Костромской митрополии назначить Преосвященного Костромского и Галичского Ферапонта.   ЖУРНАЛ 114 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Челябинского и Златоустовского Никодима с предложением образовать новую епархию в Челябинской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Златоустовского, Трехгорного, Усть-Катавского городских округов, а также Ашинского, Катав-Ивановского, Кусинского и Саткинского районов Челябинской области Златоустовскую епархию, выделив ее из состава Челябинской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/4726691.ht...

Тило Клиннер в ходе общения затронул тему казахстанско-германских отношений в области экономики, культуры и образования. По словам посла, сотрудничество двух стран имеет большие перспективы. Гость упомянул об осуществлении в текущем году двух больших проектов — проведении музыкального фестиваля классической музыки и праздновании 20-летия Казахстанско-Немецкого университета. «В рамках фестиваля " Astana Piano Passion 2019 " совместно с казахским пианистом Амиром Тебенихиным, живущим в Германии, зародилась идея организовать музыкальный фестиваль в Казахстане по случаю 275-летия великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. В сентябре Казахстанско-Немецкому университету в Алма-Ате исполняется 20 лет. Университет должен стать " Немецким университетом на Шелковом пути " . В этом аналитическом центре должны быть разработаны инновационные решения для Центральной Азии. Необходимо вырастить новое поколение студентов, ориентированных на потребности региона и большие взаимосвязи», — сказал дипломат. Митрополит Александр рассказал гостю о давних дружеских отношениях с представителями Евангелическо-Лютеранской Церкви Баварии, и, в частности, с известным в Германии пастором Клаусом-Юргеном Репке. Иерарх отметил, что многие годы Клаус-Юрген Репке, будучи оберкинхератом, являлся инициатором и организатором различных проектов по оказанию благотворительной помощи Русской Православной Церкви. В частности, при содействии Лютеранской Церкви Баварии восстановились порушенные православные святыни Костромской земли и развивалось социальное служение Костромской епархии с 1989 по 2010 годы. Архипастырь и посол ФРГ обсудили перспективы сотрудничества Митрополичьего округа и дипломатической миссии Германии в области реализации совместных образовательных и просветительских программ на базе Алма-Атинской православной духовной семинарии и православных духовно-культурных центров в Нур-Султане и Алма-Ате. На память о состоявшемся общении гостю были подарены издания, рассказывающие об истории и современной жизни Православия в Казахстане, и диски с записями митрополичьего хора под управлением Заслуженного деятеля искусств России О.Н. Овчинникова.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Что студентам Академии отец Антоний оказывал не одну материальную помощь, но и духовную, – пишет профессор МДА П.С. Казанский , – знаю это из отношений его к моему покойному брату архиепископу Костромскому Платону , скончавшемуся в один день и почти в один час с отцом Антонием. Отец Антоний узнал брата еще студентом, с 1832 года, и приветливо принимал его к себе ... В 1868 году отец Антоний одно письмо свое к Преосвященному Костромскому Платону заключил такими словами: «Позвольте братски обнять Вас, любезнейший святитель. Верую, что увидимся здесь или там, где не будет пременений , но всюду мне будет в радость». Они встретились на пороге вечности» (3, т. 2, с. 732, сноска). Далее профессор Казанский делится своими личными впечатлениями об архимандрите Антонии: «Для меня лично воспоминание об отце Антонии всегда соединено с чувством глубокой благодарности к нему. Занят ли он был делами, были ли у него гости, лежал ли он в постели, доступ к нему был свободен. На всякую просьбу, обращенную к нему, у него был один ответ: с любовию и не на словах он делал, что мог. Во время неоднократных моих тяжких болезней он по нескольку раз в день навещал, утешал своим словом, помогал известными ему врачебными средствами, сам посылал верст за 25 за опытнейшим врачом, заботился и о духовном врачевании, старался исполнять и прихоти больного. Раз в болезни мне захотелось винограду; в Посаде его не оказалось. Он послал нарочного в Москву (железной дороги не было), чтобы привезти мне винограду. Раз, в бреду, часу во втором ночи я потребовал, чтобы призвали ко мне отца наместника. Бывшие при мне приняли мой бред за серьезное желание и вызвали его ко мне. Между тем я и забыл о своем бреде. Отец Антоний не только не огорчился безвременным призывом, но более часу просидел при моей постели» (3, т. 2, с. 733). Митрополит Филарет советовался с архимандритом Антонием перед принятием решений в некоторых академических делах. «Ректор Академии просил для напечатания проповедь , – писал он в одном из писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

– Значит, офицер убил солдата, – обратился ко мне митрополит. – Да нет же, владыка! Солдат убил офицера, – уже с досадой сказал я. – Так вы хотите, чтобы убитого не отпевали? Я всё же не пойму: офицер застрелил пьяного солдата? – опять обратился ко мне митрополит. – Владыка! Убийца, преступник – солдат; жертва – убитый офицер. Я вас очень прошу: если генерал Орановский явится к вам с просьбой, – откажите ему, – чуть не с отчаянием ответил я. – Хорошо, хорошо! – согласился митрополит. Я уехал, совсем не уверенный, что митрополит уразумел дело. Впрочем, генерал Орановский к митрополиту не обращался. В некоторых вопросах митр. Владимир проявлял крайнюю односторонность и нетерпимость. Всё это вместе взятое делало его никуда негодным председателем, чаще запутывавшим вопросы, чем помогавшим уяснению их. В синоде, где он председательствовал, дело разбиралось, шли споры, а мысли председателя были заняты совсем другим, и все рассуждения и споры проходили мимо его ушей... А его чрезмерный консерватизм отрезывал всякие пути к проведению каких бы то ни было церковных реформ. Я уже говорил о своей попытке установить порядок служб для военных церквей. Теперь расскажу другой случай. На одном из вечерних заседаний Синода я повел речь о необходимости скорейшего преобразования наших духовных семинарий, и в образовательном и в воспитательном отношениях не отвечающих своему назначению. – Сам учился в семинарии, а говорит так о ней, – крайне недовольным тоном заметил митрополит Владимир и затем прервал рассуждения по возбужденному мною вопросу. В 1915 году к митрополиту Владимиру прибыла группа священников, членов Государственной Думы, с прот. А. В. Смирновым, профессором богословия в СПБ Университете, во главе. Группа эта предварительно подготовила почву в Думе для благополучного разрешения вопроса о лучшем материальном обеспечении белого духовенства и теперь обратилась к митрополиту, как первенствующему в Синоде, с просьбою, чтобы Синод со своей стороны сделал шаги к ускорению дела. Митрополит Владимир – сын священника и сам был священником. Казалось бы, что он должен был знать, что нищенское существование значительной части белого духовенства являлось огромным тормозом для исполнения им своей великой задачи. Но... митрополит, получавший теперь при всем готовом, начиная от дворца Лаврского, кончая каретой, несколько десятков тысяч рублей в год, не понял теперь, какова может быть жизнь семейного Костромского или Новгородского священника годовой бюджет которого колеблется между 300–800 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Придя в столовую, инспектор послал старшего дежурного отнять ложку у этого ученика. Ученик, по фамилии Лосев, не дал ложки. Инспектор стал её требовать. Лосев отвечал: если угодно Вам лишить меня стола, прикажите выйти из столовой или запретите есть, а ложка моя собственность и я её не отдам. За это положили исключить его из семинарии. И я едва отстоял его. Брат его несколько был замешан в этом деле. Викарий, помня это, настоял, чтобы ему не давать священнического места, а потому он и подавал во диакона. Муравьев показал письмо моё митрополиту. Митрополит вырвал письмо из рук его и вышел из себя. Что он говорил, я не знаю. Но Муравьев прямо из скита проехал ко мне и сказал, что митрополит раздражён и говорит: „разве он не имеет сам доступу ко мне. Митрополит приехал в Лавру, и я пошёл к нему. „Что ты?“ спросил он. „Я пришёл лично повторить Вам ту просьбу, которую передал чрез Андрея Николаевича“. „Если бы ты прямо пришёл хорошо бы, а то ты пролазничаешь, разве ты не имеешь ко мне доступу, зачем ты вмешиваешь А. Николаевича“? Я сказал, что такое время было, когда я сам не решился беспокоить Вас. А. Николаевич был подле Вас; его я считаю равным себе, а не протекцией какой-либо. „Ты дурно обо мне думаешь“. „Нисколько Владыка“. Он побежал от меня. „Да постойте“, сказал я в след ему, что же Вы скажете на мою просьбу“? Держась за ручку двери, дрожащим от гнева голосом он сказал: „когда просьба придёт, скажи мне“. После Ректору говорил: „зачем я обращаюсь к Муравьеву, разве не имеет он сам ко мне доступа“. Ректор присоветовал мне просить прощения. Я было пришёл, он не принял. Он должен был видеть, что я хлопочу и принимаю неприятности для успокоения другого, а не для себя. Ученик получил место, хотя не то, которое желал. Митрополит вообще тяготится посторонним ходатайством. Один Московский священник явился к нему просить о своём зяте, чтобы его из Смоленска перевели в профессора в Вифанскую семинарию. Митрополит закричал на него и с гневом отослал его. Ректор Академии, желая сделать угодное этому священнику, после этой истории не знал, как доложить митрополиту о переводе Смоленского профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Ожидал Митрополит на своем подворье, неделю, две, три, четыре и пять; не будет ли какого от Государя ему приказания, или не спросит ли о чем; наведывался и от других, не слышат ли чего об нем; но ничего нимало не последовало; не иначе, как бы Митрополита и в Петербурге не было. Скучал он таковым положением; притом был здоровьем в Петербурге слабее; и для развлечения мыслей, посещал некоторые места в Петербурге, не быв уже в нем пятнадцать лет, В Синод не ездил, не имея желания, и не смея без повеления. Таким образом, прожив более шести недель, во всякой о себе неизвестности, решился Митрополит писать к Государю в Гатчину, чтобы дозволил ему возвратиться восвояси, где помянул и о прежней просьбе, что от Епархии быть уволену. Сие он учинил для того, что подлинно скучал, не имея о себе известного ничего; да и не желалось в Петербурге быть; а притом хотелось через то узнать и волю Государеву; что ежели он желает ему остаться, то прикажет ожидать; ежели же уволит, то его просьба будет сходна с волею Государевою; дня через два получил письмо от Государя, в коем сказав, что сколько- бы ни желалось ему,  дабы он пожил с ними подолее, но снисходя на его просьбу, увольняет его восвояси. Получив сие, Платон рад был; но вместе и удивлялся: для чего же бы Государь его в приглашал в Петербург, столь усильно. Однако начал сбираться в дорогу, а между тем писал к Государю, благодаря, и притом испрашивая милости, чтобы завести в Лавре типографию на собственный его кошт. Но в том присланном ответом отказано, сказав, что «он правилом себе поставил типографий не умножать». – Итак, Митрополит, простившись со знакомыми, выехал из него 26 Октября и прибыл прямо в Лавру, Ноября 2 дня, слава Богу! благополучно. По прибытии успокоился и несколько в здоровье поправился. Упражнялся в управлении дел, присылаемых из Консистории, указов и разных прошений, а притом в хозяйственном устроении, а особливо в строении Семинарии в Вифании. По наступлении 1798 года, Государя к маю ожидали в Москве. Почему митрополит почёл долгом своим отправиться в Москву. В самый день прибытия объявлено Успенскому Протопопу, чтобы он в соборе служил, а не Митрополит, или другой какой Архиерей, и чтобы встречи никакой не было, ниже какой приветственной речи, и обедню бы отправляли в своё время, что всё и исполнено.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Блудов говорил не мало о духовенстве, как двигающей силе народной, о его необходимом участии в народных школах. Весьма недоволен он статьёй аббата Гете о жизни Иисуса Христа Ренана, называя её весьма слабою. Между тем указывает на сильный успех этой книги в нашем обществе. Викарий Леонид привёз митрополиту жизнь Иисуса Христа Ренана. Говорят, некоторые из неверия пришли к христианству, прочитав книгу Ренана, говоря: если Иисус Христос действительно такой человек, каким изображает его Ренан, то он был Бог. Митрополит тотчас после Государя Наследника воротился в Москву. 1863 г., октября 21. Государь Наследник приехал в пятницу 12-го и уехал в половине 2-го. Митрополит по болезни не выходил из комнат. Отец наместник приехавших на два часа угостил молебном с акафистом, который продолжался час с четвертью. Это, вероятно, и заставило на час отложить отъезд. Минут с 20 были у митрополита, потом закуска и чай в комнатах. Гиляров представил митрополиту записку о необходимости уничтожить на антиминсах надпись: повелением благочестивейшего и проч. Митрополит сказал, что у него лет десять назад была эта мысль, но прежде сочли бы это бунтом. Теперь он взялся от своего имени представить о необходимости уничтожить имя Государя и оставить Синод. Ещё предлагал в архиерейских грамотах слова: Божиею милостию, заменить словами: по благодати Божией. Митрополит остаётся здесь, кажется, до четверга. Ахматов хотел просить об увеличении жалованья в академии, если не будет войны. Митрополит озабочивается тем, как удержать наставников при академии. Он думает нравственными средствами, но сам чувствует, что их мало. Передают фразу, сказанную митрополитом: „я сам не много о себе думаю, но когда погляжу на других архиереев, то думаю, что и я что-нибудь значу. 1863 г., октября 28. У нас Ректор заботится теперь о будущем юбилее. У митрополита взяли на водопровод тысячи четыре, а воды всё нет. А теперь тысяч семь просят на юбилей. Митрополит, впрочем, упирается. Общество духовного просвещения представило сюда первую книжку своих трудов. Тут вместо предисловия написано о цели общества решать вопросы жизни, вопросы общественные согласно с достоинством человека и прочее в этом роде. Старец Пётр Спиридонович пропустил это в печать. Но прочитав эту галиматью я послал к Ректору, настоятельно требуя, чтобы он показал митрополиту, который и велел всё это вычеркнуть. Говорят, Государь колебался разрешать общество и только по личному доверию к московскому митрополиту это сделал.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

С-ч написал его биографию. Эта биография не могла миновать предварительной цензуры митрополита. Митрополит многое вычеркнул из рукописи и сделал на полях свои замечания, интересные для характеристики отношения Филарета к литературным трудам наставников академии. Говоря об обучении Константина Богословского (в монашестве Кирилла) в Троицкой семинарии, П. С-ч писал: в Троицкой семинарии в богословии руководством была сокращённая система Феофана Прокоповича . Но так как в это время вышли системы Фальковского и Карпинского, то уроки готовили и по ним. Был класс чтения св. Писания“. Митрополит заметил: „не правда. В первый раз слышу, что это правда“. „Однажды ректор Августин, говорится в биографии, задал сказать двоестишие на слова: мы не ели. Константин Богословский тотчас же встал и экспромтом произнёс: светило дневное взошло уже выше ели, а мы ещё с утра ни крошечки не ели. Митрополит написал: „не правда, это не его стихи“. П. С-ч писал, что жалованье наставникам семинарии было не велико в 1789 году: учителю риторики 160 р., греческого языка 160 р. Митрополит замечает: „сомневаюсь. Разве по заслуге мне в 1803 году при определении на греческий и еврейский класс назначено было 140 р. и это было к удивлению?“ В биографии было написано: в то время считалось легче объясняться по латине, нежели по-русски и писать сочинения на латинском, нежели на русском языке. Кто мало успевал в знании латинского языка, того исключали“. Митрополит заметил: это кончили прежде Кирилла. В моё время уже писали на русском лучше, чем на латинском. В моё время уже было много русских книг“. П. С-ч, говоря об обучении Кирилла в Петербургской академии, привёл выдержки из автобиографии Феслера, преподавателя философских наук в академии. „В присутствии митрополита Амвросия и Ректора Академии Сергия, пишет Феслер в своей автобиографии, начал я свои лекции: введение в философию. Митрополит сам дал мне в Академии комнату, где я ежедневно с 8 часов утра до 5 вечера с студентами, которым по недостаточному знанию языка, были непонятны мои уроки, повторял их и объяснял.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Не на пустом месте мы создавали Церковно-научный центр " Православная энциклопедия " . Ядро этого творческого коллектива сформировалось, когда мы осуществляли переиздание на новой научной основе 12-томной истории Русской Православной Церкви митрополита Макария Булгакова. Сейчас Церковно-научный центр стал одним из крупнейших синодальных учреждений Русской Православной Церкви, имеющий свою мощную региональную структуру. Мы благодарны руководителю Центра " Православная энциклопедия " Сергею Леонидовичу Кравцу за его подвижнический труд. Его энергией и его талантом создавался этот Центр и ныне осуществляется сбор и обобщение материалов для " Православной энциклопедии " . Свое представительство " Православная энциклопедия " имеет и в Костроме. А сейчас позвольте мне перейти к приятному моменту нашей сегодняшней встречи - вручению высоких церковных наград костромским ученым, участвующим в издании " Православной энциклопедии " : Во внимание к трудам по изданию " Православной энциклопедии " координатор Костромского представительства Церковно-научного Центра " Православная энциклопедия " Николай Александрович Зонтиков награждается орденом Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского, III степени. Во внимание к трудам по изданию " Православной энциклопедии " профессор Костромского государственного педагогического университета Юрий Владимирович Лебедев награждается орденом Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского, III степени. Фотограф Костромского Епархиального Управления Георгий Павлович Беляков награждается медалью Русской Православной Церкви святителя Макария, митрополита Московского. Я также хотел бы вручить губернатору Костромской области Виктору Андреевичу Шершунову изданные на сегодняшний день тома " Православной энциклопедии " . Комплекты из четырех томов " Православной энциклопедии " вручаются также председателю Костромской областной думы Ижицкому Валерию Петровичу и мэру Костромы Коробову Борису Константиновичу.

http://religare.ru/2_2684.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010