18(31).10.1927–17(30).12.1927: Сергий Зенкевич Детскосельская (обн.) 17(30).08.1922–30.08(12.09).1923: Михаил Попов Джетысуйская (обн.) см. Семиреченская (обн.) Димитриевская 06(19).07.1926–1926: Иоасаф Жевахов Димитриевская (обн.) 28 .06(11.07).1923–12.1927: Феодор Турбин 27 .01(09 02).1928–: Василий Никольский 26 .02(11.03).1928–21.09(04.10).1928: Герман Никольский Дмитровская 26 .12(08.01).1916–20.03(02.04).1917: Алексий Кузнецов 20 .03(02.04).1917–15(28).01.1918: Иоасаф Каллистов 15(28).01.1918–1919: Димитрий Добросердов 21 .12.(03.01).1919–12(25).04.1928: Серафим Звединский 12(25).12.1921–12(25).05.1924: Агапит Борзаковский в. у. 25 .04(08.05).1928–28.11(11.12).1928: Амвросий Смирнов 11 .1928–1931: Пётр Руднев, в. у. 17(30).03.1931–01.1936: Питирим Крылов 01 .1936–19.07(01.08).1936: Иоанн Широков 1936–03.1941: Сергий Воскресенский 1941–1944: 20 .02(05–03).1944–05.1944: Иларий Ильин Дмитровская (обн.) 30 .04(13.05).1923–03(16).10.1925: Георгий Добронравов 1925–1930: 17 .02(02.03). 1930–03.1931: Пётр Прокофьев 23 .03(05.04).1931 –: Николай Новосёлов Днепропетровская 04(17).10.1911–1919: Агапит Вишневский 1919–1919: Димитрий Вербицкий, в. у. 1919–1919: Гермоген Максимов 1919–1921: 1921–09(22).12.1925: Владимир Соколовский- Автономов 1925–1928: Макарий Кармазинов 1926–1926: Стефан Адриашенко, в. у. 1927–1928: Дамиан Воскресенский, в. у. 1928–1936: Георгий Делиев 1929–1929: Константин Дьяков. в. у. 1931 –1931: Сергий Гришин, в. у. 1936–1944: 30 .01(12.02).1944–04(17).07.1955: Андрей Комаров Днепропетровская (григ.) 09(22).12.1925–1926: Владимир Соколовский- Автономов 1927–: Иоанникий Соколовский Днепропетровская (обн.) 1922–06.1923: Иннокентий Летяев 10 .1922–14(27).11.1922: Агапит Вишневский 30 .08(12.09).1923–1924: Афанасий Вечерко 1923–19.12(01.01).1924: Николай Гиляровский 1925–10(23).06–1925: Павел Масленников 11 .1925–1926: Амвросий Нагорский 1926–1932: Андрей Одинцов 1932–1935: 05 .1935–1938: Владимир Злобин Днепропетровская (укр.) Иоанникий Соколовский Георгий Стороженко

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Преподаватель истории в нескольких московских гимназиях и Мариинском уч-ще (1886–1894). Профессор МВЖК (с 1902). Приват-доцент (1894–1901), профессор (1901–1918), заслуженный профессор (1919), секретарь (1902–1904, 1906–1908), декан (1909–1911) историко-филологического ф-та, помощник ректора (1904–1906), ректор (1911–апрель 1916) М. у., профессор исторического отделения ФОН (с 1919), затем этнологического ф-та МГУ (1925–1930). Действ. член Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (с 1921). Эксперт Народного комиссариата иностранных дел (1918), член коллегии Московского отделения Главного упр-ния архивным делом (1918–1920), инициатор создания и руководитель Высших архивных курсов (1918–1930), директор Древлехранилища (1920–1930). Постоянный заместитель председателя (1917–1919), председатель (1919–1929) ОИДР. В 1930 арестован по «академическому делу», сослан в Уфу, работал в Башкирском НИИ национальной культуры (1931–1935). Скончался в Уфе. Реабилитирован в 1967; Любименко Инна Ивановна (1878–1959), историк, архивист, археограф, доктор философии Парижского ун-та (1908), доктор исторических наук. Архивист Главархива и Центрархива(1921–1926), научный сотрудник Историко-археографического ин-та АН СССР, старший научный сотрудник Комиссии по историии Академии наук при Архиве АН СССР в Ленинграде (1939–1942, 1945–1946), научный сотрудник Ленинградского отделения Ин-та истории АН СССР; Любомудров Константин Павлович (1879–1937), диакон, затем священник нескольких церквей г. Ростова и Пошехонского уезда Ярославской губ. (1903–1915). Вольнослушатель (1915–1917), студент (1917–1919) МДА, и. о. эконома, затем эконом МДА (1916–1919), одновременно учился в Московском археологическом ин-те, окончил его в 1917 с серебряной медалью. Эконом Военной электротехнической академии в Сергиевом Посаде (1919–1921). С 1924 настоятель московских храмов: иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и св. Климента, папы Римского. В 1932 арестован, выслан в Казахстан на 3 года, по возвращении из ссылки проживал в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Конечно, не может быть сомнения в антиканоничности закона от 1882 года. Если нельзя было признать каноничным закон от 1862 года, между прочим, в силу проводимого в нём принципа порабощения светской властью власти церковной, то тем более не каноничны изменения и дополнения к нему или закон 1882 года в его существенном содержании. Ведь закон от 1882 года, хотя и не последовал вполне министерскому проекту, однако делал значительный шаг вперёд в сравнении с законом 1862 года в деле проведения идеи подчинения церкви государству, высшей церковной власти, власти светской. Может, правда, показаться соответствующим требованию канонов тот пункт закона от 1882 года, в котором говорится о порядке избрания митрополита. Но это впечатление может явиться лишь при первом взгляде на дело и при более внимательном рассмотрении оно рассеивается. В древней церкви избрание епископов и в том числе, конечно, и митрополитов производилось, правда, при участии и мирян 1388 . Но относительно древней практики избрания во епископа (при снесении её с тем порядком избрания митрополита, какой (порядок) вводился в сербской церкви законом от 1882 года) необходимо иметь в виду следующее. По древней практике, в избрании епископа принимали участие именно клир и народ той паствы, для которой поставлялся епископ. Привлечением народа к участию в избрании епископа имелось, очевидно, в виду обеспечить избрание достойнейшего лица 1389 . Самое участие народа заключалось лишь в свидетельстве о достойнейших кандидатах. И наряду с клиром и народом действовал ещё собор епископата, которому и принадлежало главное значение в избрании епископа: он утверждал или не утверждал избранного. Между тем в сербской церкви митрополита избирают, по закону 1882 года, не народ вообще и не народ той паствы, для которой ближайшим образом он поставляется епископом, и не почётные граждане, а преимущественно правительственные чиновники. Затем, участием правительственных чиновников в избрании митрополита преследуется не та цель, чтобы обеспечено было избрание достойнейшего лица, а та, как это нетрудно догадаться, чтобы избрано было лицо, угодное правительству. Далее, законом 1882 года мирянам предоставляется такое же значение в акте избрания митрополита, какое и архиерейскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Труды : Речь при наречении во епископа. «Прав.Обозр.», 1885, июль, стр.558–562. «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». (Магистерская диссертация). Казань, 1875· «Опыт объяснения заповедей Божиих». Н.Новгород, 1878. «Изложение учения Православной Церкви о церковной иерархии, благодати, таинствах с приложением статьи о загробной жизни». Н.Новгород, 1879· «Изложение учения Православной Церкви». «Церк.Общ.Вестник», 1879, 117· «Нравственный образ Иисуса Христа и его благотворное влияние на жизнь человечества». 1880 год. «Слово в первый день Пасхи». Н.Новгород, 1881. «Вечное блаженство святых». Перевод с франц. СПБ, 1881. «Евангельские чтения для народных школ на славянском языке». Н.Новгород, 1882. «Основание нравственной жизни – религия и высочайший образ нравственно-общественной жизни Богочеловек Иисус Христос ». Публичная лекция. Н.Новгород, 1882. «Нравственные уроки в словах и речах». Н.Новгород, 1882. «Акты св.мучеников и их религиозно-нравственное значение». Н.Новгород, 1882. «Христианские храмы, их история и значение». Н.Новгород, 1882. «На память в Бозе почившего имп.Александра II. Нравственный образ его». Н.Новгород, 1882. «Слово в день тезоименитства имп.Александра Александровича». Н.Новгород, 1882. «Нравоучительные уроки священника к бывшим прихожанам в письмах». «Евг. Чт.» 1887. «Уроки по предмету православного катехизиса». М., 1889. Свв.мученики и религиозно-нравственное значение их· М., 1889. « Церковь англиканская по праву ли присвояет себе название кафолической?» М., 1892. «Крещение Господне». М.1892. «К торжеству 500-летия памяти преп. Сергия Радонежского чудотворца со дня блаженной кончины его». М., 1892. «Сретение Господне». М.1893. «Иисус Христос по Евангелию». М., 1891–1893 гг. «Рождество Христово». М., 1893. «Спасительность Великого поста». М., 1893. «Св.Великий пост». М·, 1893. «Пиршество Иродов». М., 1893. «Слова, речи и поучения». М., 1889–1694 гг.· «О необходимых признаках истинности Св.Церкви». М., 1894. «День Пятидесятницы». M, 1895·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

26 декабря 1882, по случаю 100-летия со дня рождения «доблестнейшего иерарха отечественной церкви» епископ Олонецкий Павел (Доброхотов) совершил литургию и панихиду в Петрозаводском кафедральном соборе (Заупокойная обедня и панихида по митрополите Филарете.//ОГВ. 1882. 99. С. 1062). См.: Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула. 1994. 4, 231, 354 Филимон . 415 Филимонов Козьма Филимонович; (1855 – 11 июня 1924). Сын дьячка. Родился в с. Ежезеро Вытегорского у. Окончил Олонецкую ДС (1879 по второму разряду). Был учителем Коштугского сельского земского училища Вытегорского у. (в 1879). В 1882–1903 служил в Олонецком губернском статистическом комитете, в 1903–1919 – в Олонецком управлении земледелия и государственных имуществ (мл. помощник делопроизводителя, с 15 марта 1905 – и. д. старшего помощника делопроизводителя). Был членом Губернского статистического комитета. В 1919–1921 – библиотекарь Ежезерской волостной библиотеки. В 1921 был инициатором создания краеведческого отделения при Центральной Карельской библиотеке в Петрозаводске. 7 ноября 1890 зачислен в штат канцелярии губернатора (3-й разряд по происхождению и 2-й по воспитанию) с откомандированием в Олонецкий губернский статистический комитет. См.: А. Х. Козьма Филимонович Филимонов (Скончался 11 июня 1924).//Краеведение. 1924. 4. С. 476. 60 Филипп (Колычев Федор Степанович); (1507 – 23 декабря 1569), св. Митрополит Московский июль 1566 – ноябрь 1568. 231 Фиников Петр Михайлович; (? – не ранее 1923). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 1 ноября 1896 – преподаватель логики, психологии и соединенных с ними предметов Рязанской ДС. Впоследствии священник и законоучитель Царскосельского женского училища духовного ведомства. С 7 января 1904 – священник, 6 мая 1914 – протоиерей Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской ул. в С.-Петербурге. 57, 72 Фирсов Иван Андреевич ; (ок. 1895 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Флитнер Наталья Давидовна; (14 сентября 1879 – 16 июля 1957) – историк востока, искусствовед. Окончила Николаевский Сиротский институт, училась в Санкт-Петербургском университете (1905–1909), Берлине (1909, 1912–1914), преподавала в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1919–1956), Ленинградском университете (с 1921). В 1922–1924 – заведующая музеем сравнительной истории религий экскурсионной секции Политпросвета. В 1919–1950 работала в Эрмитаже. Доктор исторических наук, профессор (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Академия в Троице-Сергиевой лавре в это время заканчивала свое существование. 9 мая 1919 г. ВЦУ, рассмотрев предложение и.о. ректора Московской духовной академии профессора С.С. Глаголева о возобновлении занятий в ней 29 (16) августа, уведомило Совет академии, что " не может принять на себя обязательство по обеспечению ее содержанием с будущего года " и предложило учредить при академии особую ликвидационную комиссию . 1 июля 1919 г. библиотека Академии перешла в ведение Наркомпроса. Совет Академии с осени 1919 г. перенес занятия в Москву. Для организации учебных занятий в Москве и решения текущих академических дел Совет избрал Исполнительную комиссию во главе с ректором прот. А. П. Орловым. К началу 1919—1920 учебного года академическая корпорация представлена была еще довольно полно: ректор, проректор (архимандрит Иларион), 9 ординарных и 14 экстраординарных профессоров, 2 доцента и 1 лектор. Занятия начались торжественным молебном, отслуженным 27 сентября (10 октября) 1919 г. в Князе-Владимирской церкви Епархиального дома Святейшим Патриархом Тихоном. Академические занятия проходили: до ноября 1919 г. — в помещении Усачевской биржевой артели (Мясницкая, д. 8), с ноября — в новом помещении той же артели, в Спасо-Глинищевском пер, д. 4, с весны 1920 г. — в Епархиальном доме. В 1920-1921 учебном году занятия продолжились: с октября до декабря - в храме св. Иоанна Воина на Божедомке, с 1 января 1920 г. — в храме Святой Троицы в Листах. С середины 1919-1920 учебного года. Академия перешла на занятия по предметной системе (т. е. лекции по определенным предметам читали слушателям всех курсов). Однако продолжались наборы на новые академические курсы и присвоение кандидатских степеней оканчивающим. 24 мая 1920 г. В Троицком храме патриаршего подворья в Москве во время наречения во епископы, которое совершал Святейший Патриарх Тихон, архимандрит Иларион сказал: " Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих.

http://pravoslavie.ru/5821.html

Эразм Роттердамский (литературный псевдоним Гергарда Гергардса, другой литературный псевдоним Дезидерий) (1469–1536), нидерландский философ-гуманист, виднейший представитель северного Возрождения, филолог, писатель, богослов; Эрлих Рудольф Иванович (1866–1924), виолончелист, педагог, с 1897 участник «Московского трио» (см. Шор Д.С.); Эрн Владимир Францевич (1881–1917), религиозный философ и публицист, неославянофил, приват-доцент историко-филологического ф-та М.у., один из организаторов и участников Религиозно-философского об-ва памяти Вл. Соловьева (1906); Юденич Николай Николаевич (1862–1933), военный деятель, ген. от инфантерии (1915). В годы Первой мировой войны начальник штаба (с декабря 1914), затем командующий (24.01.1915 – 2.03.1917), и. д. главнокомандующего (3.03–2.04.1917) Кавказской армией, главнокомандующий Кавказским фронтом (3.04–31.05.1917), затем в отставке. Осенью 1918 эмигрировал в Финляндию, затем в Эстонию, в июле 1919 возглавил Северо-Западную армию, в октябре – ноябре 1919 наступавшую на Петроград, вошел в состав Северо-Западного прав-ва, в конце 1919 отступил с армией в Эстонию, откуда в 1920 эмигрировал в Англию; Южин (наст. фамилия Сумбатов) Александр Иванович (1857–1927), театральный деятель, актер, драматург, почетный член Петербургской АН (1917), народный артист Республики (1922), директор Малого театра; Юрик, см. Богоявленский Юрий Сергеевич; Юсупов Феликс Феликсович (1887–1967), князь, граф Сумароков-Эльстон, зять великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны (с 1914 в браке с их дочерью княгиней Ириной Александровной). Участник убийства Г. Е. Распутина. После Октябрьской революции в эмиграции; Юхов Иван Иванович (1871–1943), дирижер, руководитель собственного хора (1900– кон. 1930-х), до Октябрьской революции относившегося к ведомству св. Синода, затем 1-й Государственный хор под упр-нием Юхова (с 1919); Яков (Иаков) II (1633–1701), английский король (1685–1688) из династии Стюартов; Яковлев Алексей Иванович (1878–1951), историк, магистр (1916), доктор (1917) русской истории, член-корр. АН СССР (1929). Приват-доцент (1906–1917), профессор (1917–1919) историко-филологического ф-та М.у., затем ФОН (1927–1929), исторического ф-та (1943– 1951) МГУ Действ. член Ин-та истории ФОН МГУ – РАНИОН (1922–1930). Преподаватель МВЖК. Сотрудник (1919–1923), затем консультант без содержания Румянцевского музея (ГБЛ). В 1920-е зав. кафедрой истории СССР Московского библиотечного ин-та и Высших литературных курсов, директор б-ки ВСНХ (1924–1930), зав. бюро транскрипции географических названий при Картографическом тресте Наркомтяжпрома (1934–1937). В 1930 арестован по «академическому делу», с 1931 в ссылке в Минусинске. Вернулся в 1938, с 1939 старший научный сотрудник, член Археографического совета (1948–1951) Ин-та истории АН СССР;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

С аналогичным приветствием обратилось к Собору и правление Всероссийского национального центра. Свободная речь. 1919. 25 мая 112). 11. Учреждение в Ростове епархии (о преобразовании Собором Приазовского викариатства в Ростовскую епархию) Ростовским городским головой Н. А. Козловым получена из Ставрополя от секретаря Южнорусского церковного Собора проф[ессора] Верховского следующая телеграмма: «Считаю своим приятным долгом известить ростовское городское самоуправление о том, что давнее желание жителей Ростова осуществилось. Южнорусским церковным Собором Приазовское викариатство преобразовано в самостоятельную епархию с пребыванием преосвященного Арсения, епископа Ростовского и Таганрогского, в Ростове». Приазовский край. 1919. 26 мая 119). 12. На Юге России. Высшее церковное управление (о принятых Собором решениях) Ставрополь. На церковном Соборе принята конструкция высшего церковного управления; председатель управления – епископ, члены – два епископа, два пресвитера и два мирянина. Сфера влияния управления – все области России по мере освобождения ее Добровольческой армией от большевиков. Азовское викариатство преобразовывается в епархию Ростовскую и Таганрогскую. Сухумская епархия переименовывается в Черноморскую и Новороссийскую; в Сухуме открывается викариатство Сухумское и Абхазское; Кубанское викариатство преобразовывается в самостоятельную епархию. Приняты тексты обращения ко всем христианам, к генералу Деникину, к Церквям Востока, митрополитам Сербскому и Румынскому, к Эллинской Церкви. Председателем Высшего церковного управления избран Митрофан, архиепископ Донской, членами – Арсений Таганрогский и Димитрий Таврический. (Соб. кор.) Жизнь. 1919. 26 мая 28). 13. Ежедневный обзор печати 35 от 25 мая 1919 г. (сводка) Осведомительного агентства. 26 мая 1919 г. «Свободная речь», приветствуя открытие церковного Поместного Собора, привлекает особое внимание на обращение к Собору Ц[ентрального] к[омитета] Партии народной свободы, видя в этом обращении «яркое и красноречивое» заявление о «положительном значении голоса Церкви в государственном строительстве».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергия. Впоследствии Андрея Владимировича не раз спрашивали об этой истории, но он всегда говорил, что ничего не знает. [Комментарий: Рассказанное могло быть правдой, а могло быть и формой сокрытия правды даже от самых близких людей.] В отличие от Михаила Андреевича, другой потомок, Владимир Трубецкой, говорил, что само пребывание Трубецких в Сергиевом Посаде свидетельствует о том, что сокрытие главы прп. Сергия должно было восприниматься как патриотичный поступок. Александра Олсуфьева, правнучка Ю. А. Олсуфьева, рассказывала, что о сокрытии главы прп. Сергия было известно ее отцу от деда (т. е. Михаила Юрьевича, сына Ю. А. Олсуфьева). М. Ю. Олсуфьев жил сначала в Румынии, затем в Париже. Несмотря на это, М. Ю. Олсуфьев знал место сокрытия главы прп. Сергия (вероятно, из писем отца) и передал это сыну. Но тот забыл указанное место и очень сокрушался. Своей дочери Александре он рассказал об этом лишь ок. 1996 г. Узнав в 2003 г. из интернета, что глава прп. Сергия была возвращена на место, он очень обрадовался и успокоился. Первый вопрос, который ставит перед нами противоречивость и неполнота источников, – когда произошло изъятие главы преподобного Сергия от остальных мощей, до или после вскрытия мощей 11 апреля 1919 г.? Публикации П. В. Флоренского указывают, на наш взгляд, ошибочную дату – перед 11 апреля 1919 г. 177 Какие доводы существуют за то, что изъятие главы произошло после 11 апреля 1919 г.? Первое. Само участие священника Павла Флоренского и Ю. А. Олсуфьева в изъятии главы преподобного Сергия свидетельствует о том, что наместник архимандрит Кронид и братия Лавры уже не имели доступа к мощам. Такое положение возникло после выселения братии из Лавры в ночь с 2 на 3 ноября 1919 г. Второе. Вскрытие мощей преподобного Сергия 11 апреля 1919 г. не подразумевало их перемещения из Лавры или уничтожения. Троице-Сергиева лавра была официально закрыта как действующий монастырь 10 ноября 1919 г. С апреля по ноябрь 1919 г. братия и верующие имели доступ к мощам преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

52 Учительский съезд учащих Ростовского н/Д округа, состоявшийся в г. Азове 24 февраля 1919 г., постановил: “Просить окружной училищный совет о сообщении епархиальному начальству от имени съезда, что дело преподавания Закона Божия и религиозно-нравственного воспитания тормозится весьма слабою посещаемостью уроков Закона Божия отцами законоучителями”. — Постановление Третьего учительского съезда учащих Ростовского н/Д округа, состоявшегося в г. Азове 24 февраля 1919 г.//Педагогическая мысль (Ростов-на-Дону). 1919. 2 (февраль). С. 163. В данном случае речь идёт не о лености или нерадении законоучителей. Причиной тому служили обстоятельства внешние. Донской край находился в условиях гражданской войны, когда в станицах и хуторах часто менялась власть. В селениях, занятых Красной армией, восстанавливалась советская власть, которая преследовала священнослужителей-законоучителей, многие из них вынуждены были бежать. Наконец, требования декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви не позволяли продолжения религиозного обучения в школах. 53 Кожин В. Южно-русский церковный собор//Донская христианская мысль.1919. 25–26 (23–30 июня). С. 283–285. 54 Вынесенные Собором постановления и принятые положения Юго-восточ­ный Русский церковный собор в Ставрополе, 19–24 мая 1919 г.//ГАРФ. Ф. Р-3696. Оп. 1. Д. 1. Л. 100–101; Положение о ВВЦУ (Временном Высшем церковном управлении) на Юго-востоке России//Донская христианская мысль. 1919. 27 (7 июля). С. 298–300. 56 “Большевизм не есть только учение о лучшем общественном устройстве, а гораздо более того — огромное по своей широте и силе движение организованного зла для того, чтобы с корнем вырвать у людей веру в Бога, подорвать убеждение в истинности и обязательности нравственного закона христианства, и в конце концов обратить всех в безличные животные существа, легко поддающиеся руководству на зло и преступления”. — Указ Временного Высшего церковного управления на Юго-востоке России (ВВЦУ) от 8 июля 1919 г.//ГАРФ. Ф. Р 3696. Оп. 1. Д. 3. Л. 2.

http://pravmir.ru/sudba-religioznogo-obr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010