Сильвестр, митрополит Киевский и Галицкий (Косов) Родился в конце XVI века в своем наследственном имении в Жировицах Витебского воеводства. Происходил из старинного дворянского рода. По окончании курса в Киевской Братской Богоявленской школе поступил в число монахов Киево-Печерской лавры, откуда архимандритом Петром (Могилою , † 1646) был послан за границу для получения высшего образования. По возвращении из-за границы определен учителем при Братском ставропигиальном училище во Львове. В 1631 году приглашен архимандритом Петром (Могилою) преподавателем только что основанного высшего Киевского училища, называемого «Гимназиумом», впоследствии соединившегося с Богоявленской Братской школой. В 1633 году назначен на вновь учрежденную Мстиславскую кафедру. В 1635 году хиротонисан во епископа Мстиславского, Могилевского и Оршанского с поручением ему управления Полоцкой епархией. 25 февраля 1647 года избран единогласно митрополитом Киевским и Галицким. 18 января 1649 года состоялось патриаршее утверждение на митрополии Киевской и назначение экзархом Константинопольского трона. Скончался 13 апреля 1657 года. Митрополит Сильвестр – деятельный борец за Православие. На борьбу за независимость угнетенной Малороссии от Польши он благословил гетмана Богдана Хмельницкого. Но когда Украина стала склоняться под покровительство Москвы, митрополит Сильвестр всеми силами противился этому и старался отстоять свою духовную независимость от Москвы. В 1635 году, по благословению митрополита Петра (Могилы) , митрополит Сильвестр издал Патерик Печерский в сокращенном виде на польском языке с целью противодействовать латинянам и униатам, которые возражали против святости печерских подвижников и утверждали, что Киев просветился христианской верою от папы, а не от восточных патриархов. 1 августа 1636 года заложил храм в честь Рождества Богородицы в Могилевском Братском Богоявленском монастыре. В 1640 году участвовал в работе Собора православного духовенства в Киеве, на котором был одобрен Большой Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1647 по 1657 годы киевский митрополичий престол занимал Сильвестр Косов. Несмотря на заключение союза с Москвой, он отказывался признавать над собой власть Московского Патриарха, выступая за сохранение канонической связи с Константинополем. В июле 1654 года митрополит Сильвестр даже отправил послов в Смоленск, где тогда находился царь Алексей Михайлович. В своей челобитной он просил о сохранении зависимости Киевской митрополии от Царьграда - " первой вольности, яже есть всех вольностей и прав коренем " Митрополит Сильвестр скончался 13 мая 1657 года. Гетман Богдан Хмельницкий поручил местоблюстительство Киевского престола Черниговскому епископу Лазарю Барановичу - единственному архиерею Левобережной Украины. Гетман также разослал грамоты православным архиереям в пределах Польского королевства (епископам Луцкому, Львовскому и Перемышльскому) с приглашением прибыть в Киев для избрания нового митрополита. Однако 27 июля скончался и сам Богдан. Выборы нового митрополита были проведены в Киеве уже при следующем гетмане - Иване Выговском. 6 декабря 1657 года (в день памяти святителя Николая) на Киевский престол был избран епископ Луцкий Дионисий Балабан. Его интронизация состоялась 28 февраля 1658 года. Характерно, что как выборы, так и настолование нового митрополита проходили без участия московских церковных властей. Владыка Дионисий получил подтверждение своих полномочий от Константинопольского Позже и польский король признал Дионисия законным Киевским митрополитом. Период украинской истории, начавшийся после смерти гетмана Богдана Хмельницкого, в украинской историографии получил устойчивое название " Руина " . Действительно, вплоть до начала 1680-х годов история Украины, особенно на правом берегу Днепра, пестрит фактами военных столкновений и массового уничтожения мирного населения. В церковной жизни это также было время " разброда и шатаний " . Когда Иван Выговский отложился от Москвы и стал вести переговоры с Польшей, митрополит Дионисий также принял участие в заключении Гадячского договора 8 сентября 1658 года. Вместе с Выговским митрополит уехал в Чигирин и уже больше в Киев не возвращался. С этого времени Дионисий являлся фактически митрополитом Правобережной Украины, не имея возможности управлять епархиями на левом берегу Днепра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

47. ДИОНИСИЙ хиротонисан в 1581 году из Игуменов Хутынских. По 6-летнему правлению Митрополией, в 1587 году сослан в Хутынь монастырь. 48. ИОВ хиротонисан в 1587 году, из Архиепископов Ростовских. В 1589 возведён на Патриаршество Всероссийское (см. выше), и тем Митрополия Московская прекратилась. 24. MUXAUЛ III, прозванием Рогоза, со всей Митрополией отступивший явно в Унию, хиротонисан в 1588 году, а в 1596 году отлучён Патриархами Константинопольским и Александрийским через послов их на соборе Берестенском, и с сего времени до 1621 года не было в Киеве православных Митрополитов. Продолжение Митрополитов Киевских . Ж) Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малой России под ведением Константинопольских Патриархов 25 . ИОВ Борецкий хиротонисан в 1621 году из приходских Киевской Воскресенской церкви Священников. В 1631 году, Марта 2, скончался в Киево-Злато-Верхо-Михайловском монастыре, в котором и кафедру свою имел, потому что Софийской обладали Униаты. ИСАИЯ Купинский изабран был из Епископов Смоленских, но на Митрополию не вступал. 26 Могила, сын Господаря и Князя Молдавского, хиротонисан в 1633 году, Апреля 8, из Архимандритов Киево-Печерских. Он отнял у униатов Софийскую кафедру и утвердил Академию в Киеве. В 1647 году, Декабря 31, скончался и погребён в Киево-Печерской Лавре. 27 . CUЛЬBECTP II Косов переведён из Белорусской Епархии в 1447 году, скончался в 1657 году, Апреля 13. При нём вся Малая Россия в 1654 году под Владение Российских Государей воспринята. 28 . ДИОНИСИЙ Балабан Тукальский, в 1657 году возведён на Митрополию Киевскую из Луцких Епископов. Скончался в 1663 году. 29 . UOCUФ III Нелюбович–Тукальский, в 1664 году возведён на Митрополию из Могилёвских Епископов. В 1665 году противниками православия был арестован и содержался под стражей с Гетманом Хмельницким, откуда в 1667 году, освободившись, бежал в Чигирин, где в 1675 году, Июля 26, скончался и погребён в Мгарском Лубенском монастыре. 30 . АНТОНИЙ Витицкий, в 1670 году возведён ни Митрополию из Епископов Перемышльских, но на престоле не был от гонения Униатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

д.) было нетерпимым — как по причине претензий последних на «всю Русь», отраженных в их титуле, так и из-за униатских симпатий многих ее иерархов . Поэтому когда новопоставленный митрополит Иов (Борецкий) обратился в 1621 г. к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу с посланиями, то не получил на них никакого ответа, даже несмотря на то, что он не только благоразумно опустил в своем титуле слова «и всей России», но и назвал патриарха Филарета «господином и пастырем своим». Впрочем, для Москвы установление отношений еще не означало безоговорочного признания статуса Киевских и Галицких митрополитов, тем более что и для них самих такой статус не был гарантирован даже на территории Речи Посполитой. Только к 1632 г., желая обеспечить себе лояльность со стороны православного населения накануне новой войны с Россией, польское правительство официально признало право православных иметь собственную иерархию, подчиненную Константинополю (о Москве не могло быть и речи). Часть имущества бывших православных кафедр была возвращена, но взамен епископов, тайно рукоположенных Феофаном, пришлось избрать новых. С православной стороны ключевую роль в переговорах сыграл, благодаря своим дипломатическим талантам и аристократическим связям, архимандрит Петр (Могила), который и возглавил Киевскую и Галицкую митрополию в 1633 г., оставаясь ее предстоятелем до своей кончины в Киеве в январе 1647 г. В следующем, 1648, году в Речи Посполитой вспыхнуло восстание Богдана Хмельницкого, запустившее сложнейшие исторические процессы . Для вопроса о статусе Киевской и Галицкой митрополии главным событием этих сложных процессов стало возрождение православной епархии в Чернигове (отнятом Речью Посполитой у России в Смутное время) в 1649 г. и последующий ее переход вместе с Киевской епархией под власть Москвы с 1654 г. Митрополитом Киевским и Галицким в этот момент был Сильвестр (Косов). В апреле 1657 г. он скончался; в январе 1658 г. следующим митрополитом был избран епископ Луцкий Дионисий (Балабан-Тукальский) .

http://pravoslavie.ru/116071.html

Но если в 1625 г. инициатива присоединения Украины к России исходила от западнорусской Православной Церкви, после 1633 г. настроения в ней изменились. Занявший Киевский стол после смерти Могилы в 1647 г. митрополит Сильвестр (Косов) был решительно против соединения Украины с Россией. Зная о низком уровне богословского образования на Москве, он опасался, что соединение с ней Западной Руси отрицательно отразится на книжном и школьном деле на Украине: по типу Киевской там существовали уже православные коллегии в Виннице, Львове, Вильне и других городах. (В скобках можно напомнить, что в предыдущем столетии, до Смутного времени, дело русского книгопечатания и образования в Речи Посполитой поставили и двинули выходцы из Москвы: князь Курбский, первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец, ученый монах Артемий и другие. Теперь шел обратный процесс.) Что касается русско-польско-казацкой войны, то, начавшись для Москвы триумфальным шествием на запад, где повсюду, включая и Вильно, царь и его войска встречались хлебом-солью и колокольным перезвоном как освободители православных, это наступление захлебнулось, когда крымские татары, бывшие союзниками казаков, перешли на польскую сторону. Новый казацкий гетман Иван Выговский, занявший место умершего Хмельницкого в 1657 г., тоже перекинулся к полякам и ударил московским войскам в спину. А в Польшу вторглись шведы и, разбив поляков наголову, встретились с русскими войсками. Неофициально Россия начала помогать Польше. Тут и полякам удалось привлечь на свою сторону значительную часть казаков обещаниями прекратить государственную поддержку Унии и вернуть все отобранные имущества Православной Церкви. Судьбы православия в западнорусских землях после присоединения Киевской митрополии к Москве Дело окончилось Андрусовским перемирием 1667 г., по которому Левобережная Украина отходила Москве, плюс Киев с окрестностями на правом берегу отдавался Москве в аренду на 15 лет; остальная Правобережная Украина оставалась под Польшей. Но Запорожье ушло в подданство турецкому султану, на практике став независимым гетманским округом. Церковь тоже делилась на три части. Хотя все эти части официально оставались под Вселенским патриархом, фактически епископатом Левобережной Украины все больше распоряжался Московский патриарх. Западно-русский епископат сопротивлялся попыткам подчинения Киевской митрополии Москве. Киевский Собор духовенства и мирян в своем постановлении обращал внимание Москвы на опасность такого подчинения для православных, остающихся под властью польских королей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Новосибирск: Наука, 1998. 45 . Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. – Ч. 1. – Казань: Тип. Императорского Университета, 1881. 46 . Павел Евдокимов . Православие. – М.: Библейско-богословский институт, 2002. 47 . Петр Могила . Еухологион, албо Молитвослов, или Требник. – Ч. 1–3. – Киев: Тип. Лавры, 1646. 48 . Петр Могила . Зобране короткои науки о артикулах веры. – Львов: Тип. Арсения Желиборского, 1646. 49 . Петр Могила . Православное исповедание веры. – М.: Печатный двор, 1696. 50 . Петр Могила . Собрание краткия науки, о артикоулах веры. – М.: Печатный двор, 1649. 51. Петр Могила . Собрание короткои науки о артикулах веры. – Киев: Тип. Лавры, 1645. 52 . Полуустав. – [Евье/Вильно]: Тип. братская, [ок. 1637–1640]. 53 . Псалтирь. – М.: Печатный двор, 1647. 54 . Сильвестр Косов . Дидаскадия, альбо наука котораяся первей из уст священником подавана о седми сакраментах, алболи тайнах. – Киев: тип. Лавры, 1657. 55 . Симеон Полоцкий . Беседы и некоторые переводы//ГИМ. – Син. – 289. 56 . Симеон Полоцкий . Венец веры кафолическия и Катехизис//ГИМ. – Син. – 39. 57 . Симеон Полоцкий . Венец веры кафолическия и Катехизис//ГИМ. – Син. – 286. 58 . Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII вв. Библиографические материалы. – СПб.: тип. Императорской Академии Наук, 1903. 59 . Собрании вкратце словес от Божественного Писания. – Угорцы: Павел Дом- жив-Люткович, 1618. 60 . Стефана Зизания Изложение о православной вере//Наука ку читаню, и розуменю писма словенского. – Вильно: Тип. братская, 1596. – Л. 38 об. –44 об. 61 . Требник. – Вильно: Тип. братская, 1621. 62 . Федотова М. А. Димитрий (Савич (Туптало)). Биография//Православная Энциклопедия. – Т. XV. – М., 2007. – С. 8–30. 63 . Федотова М. А. О неизданных сочинениях святителя Димитрия Ростовского: к постановке проблемы//Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. – 2014. – 1(36). – С. 47–64. 64 . Федотова М. А. Эпистолярное наследие Димитрия Ростовского : исследование и тексты.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мыслитель, пророк, нетолерантный автор На втором заседании клуба «Консервативная перспектива» представлен доклад профессора Валерия Расторгуева «Александр Панарин - пророк в своем отечестве» 22.06.2016 1262 Время на чтение 20 минут Вчера, 21 июня, в Санкт-Петербурге прошло второе заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива». Клуб представляет собой совместный проект «Русской Народной Линии» (РНЛ) и Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (СЗИУ РАНХиГС), сообщает наш собственный корреспондент. Собрание, прошедшее в библиотеке СЗИУ РАНХиГС, провели проректор института, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов и главный редактор РНЛ, председатель международной общественной организации «Русское Собрание» Анатолий Дмитриевич Степанов. А.Д. Степанов в своем вступительном слове отметил символичность места, где проходит заседание. Ранее в этом здании располагалось синодальное подворье, в котором останавливались архиереи, приезжавшие для участия в заседаниях Святейшего Синода Российской Православной Церкви. Читальный зал, где непосредственно решено было провести мероприятие, до 1919 года был домовым храмом святителя Николая Чудотворца. В свою очередь, Ю.В. Косов напомнил, что Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России своими корнями восходит к Царскосельскому лицею. Академия формирует президентский резерв и занимается переподготовкой государственных служащих класса А. И, хотя библиотека Академии уже не является церковным зданием, но в нем до сих пор сохранился церковный дух, считает проректор института. Затем с основным докладом на тему «Александр Панарин - пророк в своем отечестве» выступил доктор философских наук, профессор философского факультета МГУ Валерий Николаевич Расторгуев. Юрий Косов, предваряя выступление докладчика, сообщил собравшимся, что накануне заседания, 20 июня, Валерий Расторгуев прочел лекцию перед сотрудниками, студентами и аспирантами СЗИУ РАНХиГС в главном здании института. Его выступление, вызвавшее живой интерес, было посвящено традициям современного государственного управления в России и проблемам геополитики.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/22/my...

Подчеркивается особая роль инока Евфимия Чудовского (ученика западнорусского богослова Епифания Славинецкого) в опровержении латинских воззрений на Соборе 1689–1690 г. в Москве. Обозначены ключевые направления для дальнейшего исследования влияния западнорусского богословия в Московском государстве XVII века.   Список литературы   Карабинов И. А.  Св. чаша на Литургии Преждеосвященных Даров //Христианское чтение. 1915. 7-8. С. 960. Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym - Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red. A. Gronek, A. Nowak, Kraków 2019. S. 98. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий . Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. - 1 тит. л., 1-33,1 пуст. т. е. 35 л. Mironowicz A. Prawosawie i Unia za panowania Jana Kazimierza. Biaystok, 1997. S. 64. Там же . S. 64. Карабинов И. А.  Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. С. 737−753. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий . Краткое поучение о седми сакраментах или тайнах церковных, с приложением нужднейших вещей, иереем ведати благопотребныхъ. Чернигов: тип. Троице-Ильинского монастыря, 1716. 1 тит. л., 1-33,1 пуст. 35 л. Государственный исторический музей, Хлуд. 281(79). Sinkevych, Nataliia. Ostatni patriota Rzeczypospolitej na Kijowskim tronie metropolitarnym - Sylwester Kossów i jego spojrzenia polityczne i wyznaniowe, Studia o kulturze cerkiewnej w dawnej Reczypospolitej/red. A. Gronek, A. Nowak, Kraków 2019. S. 98. Сильвестр (Косов) Митрополит Киевский и Галицкий . «Сказание, или Отчет о школах киевских и винницких, в которых обучаются иноки греческой веры» (Exegesis. 1635). Макарий (Булгаков), иеромонах. «История Киевской академии». СПб.: Тип. Жернакова, 1843. С. 43. Текст «Патерикона» мною использовался из репринтного издания: Seventeenth-Century on the Kievan Caves Monastery /With an Introduction by Paulina Lewin.

http://bogoslov.ru/article/6193601

Во 2-й пол. 1649 г. И. был одним из 4 кандидатов на Могилёвскую кафедру. (На основании документа от 9 дек. 1644, в к-ром И. назван «епископом Белорусским» (АЗР. Т. 5. 9. С. 72), притом что в этот период Могилёвско-Мстиславской епархией управлял Сильвестр (Косов), историки высказывали мнение, что И. был коадъютором еп. Сильвестра. Однако С. Т. Голубев установил подложность данного документа.) Привилей на епископство с перечислением обширных владений Могилёвской кафедры И. получил от кор. Яна II Казимира во время сейма, проходившего 3-13 янв. 1650 г. в Варшаве. 12 янв. король, исполняя условия Зборовского договора с казаками (8 авг. 1649), издал универсал (внесенный И. в варшавские гродские книги), по которому была возобновлена правосл. Могилёвская кафедра, не замещавшаяся с 1647 г., под резиденцию архиерея передавался Спасо-Преображенский монастырь в Могилёве. В универсале епархия впервые была названа Могилёвской и Витебской, в ее состав королевские комиссары должны были передать половину приходов Полоцко-Витебской униатской епархии (границы правосл. епархии совпадали с границами униат. диоцеза). Т. о., границы единственной правосл. епархии в Великом княжестве Литовском расширились за счет включения в нее Витебского воеводства, где ранее в ряде мест, в частности в Витебске и Полоцке, православным с 1635 г. запрещалось открывать храмы. 13 янв. 1650 г. король дал И. привилей на занятие Могилёвской кафедры. В течение последующих неск. месяцев И. оставался в Варшаве, чтобы заручиться гарантией передачи ему обещанных храмов и епархиальных имений. Весной того же года И. уехал в Киев, где Киевский митр. Сильвестр (Косов) возглавил его епископскую хиротонию. Привилеем Яна II Казимира от 2 мая 1650 г. И. был утвержден на кафедре. Согласно грамоте митр. Сильвестра от 1 июля 1650 г., изменился титул Могилёвского архиерея, ставшего епископом Витебским, Мстиславским, Оршанским и Могилёвским, «экзаршим наместником» Киевского митрополита на литов. и белорус. землях. 12-13 июля 1650 г. И. участвовал в Соборе западнорус. епископов, созванном в Киеве митр. Сильвестром, на котором обязался, в частности, давать ежегодно на содержание Киево-Могилянской коллегии 500 злотых.

http://pravenc.ru/text/578513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Могилёвской и Мстиславской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Могилёве (Белоруссия). 16 апр. 1636 г. митр. Киевский и Галицкий свт. Петр (Могила) добился от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV Вазы разрешения на возведение в Могилёве деревянной ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Вскоре после ее возведения на посаде города были построены деревянные кельи. До 1648 г. часть монахинь, проживавших при могилёвском Братском в честь Богоявления мужском монастыре , была переселена в М. м. ( Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв на Днепре, 1890. С. 55). По-видимому, это произошло в кон. 1646 или в 1-й пол. 1647 г., т. к. еще 6 сент. 1646 г. Мстиславский, Могилёвский и Оршанский еп. Сильвестр (Косов) , основываясь на грамоте 1636 г. Киевского митр. Петра (Могилы), получил от польск. кор. и Литовского вел. кн. Владислава IV подтвердительную грамоту (привилей). Этот акт разрешал правосл. могилёвским мещанам основать жен. мон-рь при Никольской ц., на свободной территории Гривлянской сотни, и наделял их определенными привилегиями. При этом еп. Сильвестр (Косов) добился того, чтобы позднее, основываясь на привилегиях, данных в 1-м документе, они всегда подтверждались «з стороны только фундованя черниц на мейсцу чернцов привилей тот поновляли и своем лепшом способе и форме потверждали». Имея привилегии, которые «той церкви и монастыра даны», властям мон-ря разрешалась покупка новых городских дворов «на вольное през мещан Гривлянских скуповане». Насельницы должны были подчиняться местному епископу. Шляхтянки, ставшие монахинями, освобождались от повинностей (АСЗР. Т. 2. 48. С. 69-71). Могилёвский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Могилёвский мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца. Фотография. 2014 г. Первоначально постройки М. м. были деревянными. После пожаров в Могилёве 1661, 1664 и 1666 гг.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010