Итальянцы, действительно, дошли до креста, но не смогли пройти дальше: греческие войска остановили наступление. Пророчества о Константинополе Возвращение Константинополя всегда было мечтой греков и других православных народов Балкан. Его падение стало самой тяжелой и трагической датой в греческой истории. Возрождение национального государства не получило логического продолжения - восстановления православной империи со столицей в Константинополе. Святой Косма, предсказавший освобождение от турецкого ига, предсказал и будущее освобождение Царьграда. " Константинопольские " пророчества еще ожидают своего исполнения. Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить " зерна от плевел " - истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение. Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи. Византия для них - это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: " Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не " полинять " , не " обесцветиться " . Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли " Византия - образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это " христианское царство " , по меткому определению святого Космы Этолийского. " Красные жилеты изгонят турок из Города " . Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/28/...

Клефты – это такие люди, которые собирались в разбойничьи отряды, не подчинялись туркам, да и своих соотечественников грабили. Они были своего рода партизаны, но они не партизанили против властей, а вели свободную жизнь и всячески старались никому не подчиняться, не платили налогов. Народная молва связывает Косму Этолийского со многими из них. Существуют рассказы о встречах Космы со многими из лидеров этих отрядов и о том, что один из знаменитых клефтов Тоцкас, очень известный человек, подружился с Космой и после встречи со святым прекратил нападение на православных, прекратил грабить своих соотечественников, а потом уже во время национального освободительного движения был одним из самых активных борцов против османского ига. Теперь мы переходим к такой странице как мученичество Космы Этолийского. Косма в своих проповедях не раз подчеркивал, что готов к принятию мученического венца. Он говорил: «Я прошу Христа, чтобы Он удостоил меня пролить за Него свою кровь, подобно тому, как Он когда-то пролил ее за меня». Было несколько попыток с ним расправиться со стороны его врагов, и сохранились интересные исторические документы (сейчас историками они признаны достоверными) о том, что за голову Космы одному из местных турецких военачальников Курт-паше была заплачена сумма, эквивалентная современным полутора миллионам долларов. Была организована хитрая операция. Косму заманили в ловушку и с четырьмя учениками арестовали якобы для того, чтобы повести на допрос к самому Курт-паше. По дороге ему объявили о том, что есть приказ его казнить, потому что он якобы агент Москвы, агент России. Данных о том, что он действительно таковым был, нет, и скорей всего это был повод для убийства, формальный предлог. Святой был удушен. Перед этим, как вы видите, он сложил руки крестообразно. Они хотели его связать, но он сказал, что не будет сопротивляться, благословил все четыре стороны света и был удушен. К шее его был привязан камень, и тело его было брошено в реку. В правой стороне слайда с фреской можно увидеть как раз обретение его святых мощей.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

В этом ряду находится и работа современного историка, автора нескольких работ о влиянии Европейского Просвещения на Балканах, президента центра по изучению наследия Ригаса Велестинлиса Д. Карамбелопулоса «Ригас и Православие» 134 . Автор сопоставляет взгляды Ригаса с традицией и приходит к выводу о большом влиянии на него православной идеологии. В историографии достаточно прочно утвердилось представление о непосредственном участии Космы Этолийского в подготовке освободительного восстания: он «явился первым глашатаем идеи освобождения греческой нации... и её предтечей» 135 . Это связанно с тем, что долгое время не предпринималось полного издания его наследия и, обосновывая свою точку зрения, авторы ссылались на некие мифические документы, якобы найденные ими в архивах и монастырях. Существует и противоположная версия: придерживающиеся её учёные полностью отрицали контакты Космы Этолийского с клефтами и арматолами 136 . Согласно третьей, компромиссной точке зрения, контакты между святым и клефтами существовали, но он выступал перед ними лишь с проповедью, а не с призывом к немедленной революции. Этой точки зрения придерживался, в частности, К. Сарделис, полагавший, что если бы святой Косма проповедовал восстание, он был бы сразу казнён турками, среди которых многие, напротив, были под впечатлением его проповеди. Сарделис считает его связи с клефтами преувеличенными и «совсем невероятным его участие в восстании Орлова» 137 . Во многих работах греческих историков подвергается сомнению представление, прочно укоренившиеся, в частности, в западноевропейской историографии, в соответствии с которым Косма Этолийский и Никодим Святогорец предстают как греческие националисты, пытавшиеся своими проповедями оказать ассимилирующее влияние на соседние народы 138 . Практически все греческие учёные называют святого Косму «предтечей восстания 1821 года» 139 Все они подчёркивают значение проповеди Космы для национального возрождения. Многие называют его в своих работах «отцом 140 возрождённой греческой нации» 141 . Ведь его проповеди открыли новую эпоху не только в жизни народа, но и в новой истории Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

1. «Вам ссудят много денег и потребуют обратно, но не смогут взять». Система кредитования стала массовым явлением в США и Европе после Второй мировой войны. К середине 1960-х годов половина американских семей покупали автомобили и технику в кредит, к 1973 году – около двух третей всех товаров было продано в кредит, такой образ жизни означал привычку радоваться вещам еще до того, как они выкуплены, и укоренял психологию массового потребления. Кредиты брали на все: автомобили, жилье, мебель, бытовую технику, одежду, путевки и продукты питания. Широкое распространение получило и кредитование в форме государственных займов. Подобная помощь была оказана США государствам Европы после Второй мировой войны, Европейский союз помогал странам, являющимся его участниками. Именно то, о чем говорит святой Косма в своем пророчестве, произошло и с Грецией: «ей ссудили много денег». К экономическому колапсу Греция пришла в результате строгого выполнения рекомендаций Евросоюза. В течении многих лет ей фактически навязывали все новые и новые кредиты. Даже в 2009 г., когда неплатежеспособность Греции уже не была ни для кого секретом, чиновники из ЕС навязали ей еще один огромный пакет еврокредитов. Следствием этого стало то, что Греция попала в финансовую яму и ловушку, и в настоящее время вынуждена работать только на обслуживание этого долга, утратив значительную часть своего суверенитета. Фактически мы наблюдаем исполнение второй части пророчества Космы Этолийского: европейцы «потребовали деньги обратно». Заключительная часть пророчества святого Космы говорит о том, что навязанные грекам финансовые средства не будут возвращены обратно выделившим их кредиторам. 2. «Вас обложат большим, непереносимым налогом, но не смогут добиться своего». Подписав «меморандум» с тройкой международных кредиторов, правительство Греции взяло на себя обязательство проводить меры жесткой экономии. В результате сбылось то, о чем пророчествовал святой Косма: долговое бремя политики переложили на простых граждан, которых «обложили тяжелым, непереносимым налогом». Однако подобные меры не принесли желаемого эффекта и кредиторы не смогли «добиться своего»: греческий долг не только не сократился, но и значительно возрос.

http://pravmir.ru/prorochestva-svyatogo-...

Святой Косма начал проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Веррии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на островах Святой Мавры, Кефалонии и в других местах. Со временем греки так полюбили Косму, что за ним ходили огромные толпы народа: священники, совершавшие литургии и молебны, а также миряне, которые не хотели пропустить ни одной проповеди. Иногда за святым следовало по две-три тысячи человек.Бог утверждал слова Космы Этолийского знамениями и чудесами. Например, как-то раз в селении Петрохори селяне предложили святому трапезу, но воды у них не было. Косма Этолийский Тогда Косма взял в руки посох и осенил крестным знамением скалу. Камень тут же рассекся, и из него потекла вода. Этот источник существует до сих пор.Особое внимание святой уделил миссионерской деятельности в венецианских владениях, где католики проповедовали свою латинскую ересь. Католики, местная знать и ростовщики всеми силами пытались запретить Косме проповедовать там. Ростовщиков-евреев злило то, что святой призывал народ не занимать у них деньги.В фильме показана рукопись, которой излагаются события изгнания Космы с Закинфа.  Дело в том, что он добился переноса торговых дней на субботу, тем самым парализовав торговлю иудеев. Иудеями была написана жалоба и она сохранилась!   Также проповедь святого была ненавистна прикормленному турками и католиками высшему духовенству, которое не заботилось о православном воспитании. Несмотря на все козни врагов, Косме удалось обойти венецианские владения с проповедью, хотя и не без конфликтов.Где бы святой ни проповедовал, он всегда учил народ не торговать по воскресеньям и не работать, а посвящать этот день Богу. Как-то раз одна женщина в воскресный день поставила тесто, а вынула из печи хлеб красного цвета, как будто замешанный на крови. У купца же, торговавшего в воскресенье, отнялась рука. После того как он исповедовал свой грех Косме, он исцелился.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=784

Вопреки устоявшемуся в историографии мнению, Никодим Святогорец для реализации своей просветительской миссии использовал не только писательство, но и ряд других традиционных для православного просветительства способов. Так, на раннем этапе своей деятельности Никодим был не только педагогом, но и учителем и проповедником 404 . Подобно Косме Этолийскому , он стремился донести свою образовательную программу не только через свои письменные труды, но и через непосредственное общение с народом. По свидетельству биографа Никодима Святогорца , его проповедь была спокойной и ясной, «как и проповедь апостолов» 405 . Показательно, что к этому же сравнению при характеристике проповеди Космы впоследствии прибёг и сам Никодим, охарактеризовавший его речь как подобную апостольскому учению и назвавший её «весьма простой» и ясной 406 . Никодим широко применял устное наставление, и в ходе его пребывания на Афоне, по свидетельству его первого биографа и соратника Евфимия, «почти все, израненные грехами, оставили архиереев и духовников и прибегали к облачённому в рубище Никодиму, чтобы получить исцеление и утешение в своих скорбях. Не только из монастырей, и скитов, и келий, но и многие христиане из разных мест приходили его увидеть» 407 . О большом масштабе деятельности Никодима, его международном авторитете как духовного наставника, просветителя, писателя и проповедника свидетельствуют и следующие слова его биографа: «Как начал гордиться бедный наш народ и прославлять Бога, что Он даровал ему... в столь тяжёлое время, когда безбожие и нечестие распространилось едва ли не во все части земли, такого вождя заблудших и утешение скорбящих!» 408 Материала для того, чтобы рассмотреть деятельность Никодима как духовного руководителя и проповедника, явно недостаточно – его устных проповедей не сохранилось. На наш взгляд, это обстоятельство объясняется тем, что Никодим, в отличие от Космы Этолийского , не рассматривал свои устные наставления и проповеди как педагогические пособия, а предпринял издание отдельных письменных работ, дополняющих его устную проповедь и обращённых к более широкой аудитории. Именно письменным трудам святой Никодим отдавал первостепенное значение, сосредоточив на их написании и издании большую часть своего внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Помимо византинистов, интерес к греческому традиционализму проявляли и представители католической историографии. Особенностью этих работ стал определённый интерес к греческому традиционализму XVIII b., однако несопоставимо большее внимание они уделяли изучению богословия единой Церкви до схизмы и греческой патристике. Хотя большинство авторов исходило из неприятия исихазма, были среди них и те, кто проявили интерес к восточной духовности. При этом внимание католическая историография уделяла не Косме Этолийскому , а рассмотрению движения коливадов, причём делала это через призму трёх лидеров движения 95 : Никодима Святогорца , Макария Нотараса и Афанасия Паросского 96 . Большинство авторов приходит к выводу, что главной задачей движения было сохранение исихастской традиции, вследствие чего оно не сводимо лишь к полемике по коливам. Большой интерес к традиционной идеологии проявили и исследователи многих европейских стран, занимавшиеся изучением исторических судеб Православия. Отдельно необходимо упомянуть вклад румына о. Думитру Станилоаэ, капитальная монография которого о Григории Паламе увидела свет в 1938 г. К этому исследовательскому направлению вскоре начали примыкать православные исследователи многих стран: француз О. Клеман , англичанин еп. Каллист (Уэр) , целый ряд сербских историков Церкви. Постепенно изучение традиционализма привлекло внимание большого числа неправославно ориентированных учёных, признававших глубины поднятой тематики и принимавших непосредственное участие в её разработке. Таким образом, параллельно сформировалось определённое направление православной мысли и историографическое течение, которые часто обозначают терминами “неопатристика» и “неопаламизм». Деятельность Космы Этолийского и Никодима Святогорца находится в центре внимания греческой историографии, которая, в отличие от западноевропейской и российской, чрезвычайно обширна и разнообразна. На первый взгляд, национальная историография о Косме Этолийском может показаться достаточно однородной. Но это первое впечатление обманчиво: хотя практически все исследователи высоко оценивают вклад Космы в дело национального возрождения Греции, зачастую у них разное представление о его деятельности. Так одни исследователи видели его вклад в подготовке революции, другие – в возрождении национального самосознания, третьи – в проповеди православной веры. Выделим наиболее важные проблемы, находящиеся в центре внимания современной историографии: жизненный путь и этапы деятельности Космы Этолийского , его роль в подготовке революции и возрождении национального самосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Образование – именно то, что отличает человека от животного: «если, брат, научишь своего сына грамоте, только тогда он становится человеком, если же не научишь, то он будет как свинья. Школа открывает церкви, школа открывает монастыри» 376 . Во всех своих проповедях Косма Этолийский подчёркивает, что только образование удерживает от распада человека, сдерживает его животные низменные инстинкты, обогащает его внутренний мир и, в конечном счёте, делает его ближе к Богу. Именно в безграмотности он видел основную причину бед, постигших нацию: «Неужели не видите, как одичал наш народ, из-за нашей безграмотности мы уподобились диким зверям. Поэтому я советую вам сделать всё возможное, чтобы открыть в ваших селениях школы, чтобы вы понимали Святое Евангелие и не пребывали во тьме» 377 . То есть образование не просто даёт сумму знаний, но и воспитывает человеческие качества, в какой-то степени несёт социальную и общественную функции. Косма был против безнравственного образования, лишённого моральных ценностей и духовных ориентиров. При этом он полагал, что христианство является единственной возможной сутью морали. Просветители отвергали такой подход, полагая, что мораль можно выстроить и вне религии, на естественных, присущих человеку нравственных свойствах и на представлении о разумности и пользе. Получив фундаментальное образование, Косма не раз использовал приобретённые в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. В частности, он неоднократно в своих проповедях ссылался не только на византийских, но и на античных авторов. Конечно, мы имеем дело не с прямым цитированием (слушатели Космы были преимущественно неграмотны и едва ли вообще были знакомы с античной традицией), а с творческим использованием этих текстов в подготовке проповедей. Один из слушателей Космы Этолийского писал: «Я слышал и другое поучение, где он показал, что не чужд естественных наук... показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звёзд» 378 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Никодим старался писать не только доступно, но и интересно. Большинство его произведений отличались ярким образным стилем и красочным языком; «Посмотри на яркое и подобное злату солнце, центр планет, царя звёзд и неусыпающее око и неугасимую лампаду мира... Посмотри на стройные хоры светильников ночи, мерцающих звёзд. Посмотри и сюда, вниз, на цветущие пёстрые равнины, на изобилующие травою пастбища, на росистые цветами и лугами сады; на разнообразные растения и на нежную и спокойную прозрачность моря, отражающую солнечные лучи» 465 . «Никодим был выдающимся христианским поэтом, причём этот отрывок напоминает классическое гомеровское описание щита Ахилла», – писал об отрывке из произведения Никодима «Духовные упражнения», описывающем красоту весенней природы, радующейся Воскресению Христа, один из наиболее авторитетных исследователей его творчества Феоклит Дионисиатский. Святогорец свободно владеет разными стилями и изобразительными средствами. «Он приводит множество примеров из жизни народа, щедро использует поучения, истории, изречения из Ветхого и Нового Заветов, из греческой и латинской философии... предлагает высказывания греческих и латинских философов и поэтов, которых он знает в совершенстве» 466 . При построении своих произведений он исходит из того, что «ясность и краткость изложения есть вещи противоположные» 467 . Поэтому последовательность и завершённость произведений являются его основными приоритетами. В этом плане его подход противоречит Косме Этолийскому , стремившемуся формулировать свои мысли предельно точно, кратко и не развёрнуто. Впрочем, здесь, на наш взгляд, имеет место не идейное расхождение, а специфика аудитории, к которой они обращались, а также отличие жанра устной проповеди от письменных фундаментальных сочинений. Устные проповеди Космы, вероятно, служили некоей ступенью подготовки к восприятию письменных работ других традиционалистов (в том числе и, естественно, Никодима Святогорца ). В то же время пространность сочинений Никодима отнюдь не обуславливает их перегруженность и сложность для восприятия незнакомыми с книжной традицией читателями: «В “Благонравии» преподобный предстаёт великим знатоком общества, изучая с христианской точки зрения все стороны нравственной и духовной жизни. Когда он пишет о происхождении добра и зла, он излагает свои идеи с великой простотой и этим напоминает поучения священномученика Космы Этолийского . Однако простота его учения таит в себе великие христианские истины, в то время как в высокопарности мудрецов века сего кроется никчёмная пустота» 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

О необходимости отказаться от работы в дни церковных праздников постоянно говорят и другие участники традиционно-просветительского движения 714 . Нам удалось найти свидетельство того, что их призыв был воспринят народом, продолжившим ориентироваться на традиционные ценности и спустя много лет после окончания их деятельности. 15 марта 1833 года королевским указом, под председательством Спиридона Трикуписа, была созвана «Церковная комиссия», с целью выработки программы по решению церковных проблем. В её итоговом докладе констатировалось: «Грек скорее предпочтёт умереть, чем хоть немного нарушить пост, и побираться, чем согласиться работать по церковным праздникам» 715 . Данные венецианских архивов также свидетельствуют о небывалом по масштабам влиянии и распространении проповедей Космы Этолийского не только в Греции, но и на всех Балканах. Информатор венецианских властей, известный по источникам как Zonza, пристально следил за деятельностью «греческого миссионера» на острове Кефалонья. По свидетельству Дзонца, Косму сопровождало около пятнадцати тысяч человек 716 . Венецианский военный и его свита, переодетые в крестьянскую одежду, смешались с толпой и начали наблюдение за поведением святого и его последователей. Дзонца кратко, но очень ёмко рассказывает нам о реакции народа и о влиянии, которое оказывала на него проповедь Космы: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже те, кто находились вне закона (бандиты), примирялись со своими врагами и впредь жили мирно» 717 . Как видим, слова Сапфироса Христодулидиса, ученика и автора биографии Космы Этолийского , «диких усмирял, разбойников делал кроткими» находят конкретное подтверждение в других исторических источниках. Постепенно он приобрёл общенациональную известность: «Молва о Косме Этолийском распространилась по всей Греции, вызвала восторг и сильное желание во всех областях... принять его и выслушать его «Поучения». Так выходили все вместе с жёнами и детьми, молодёжь и старики...

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010