Косма был удивительно свободен в выборе языковых средств. Язык его поучений менялся в зависимости от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических островов и Парги или к малограмотному населению Северного Эпира 400 . Косма не был догматиком – он не стеснялся использовать иностранные слова 401 , просторечные выражения 402 и даже слова из специальной профессиональной терминологии крестьян 403 . Несмотря на то, что Косма обращался к населению на понятном ему разговорном языке, в своих проповедях он призывал к обучению древнегреческому, книжному языку, который входил и в учебную программу создаваемых им школ. Но, будучи реалистом, Косма Этолийский понимал, что жёсткая догматизированная программа, построенная на отрицании разговорного языка, обречена в данной ситуации на провал. В этой главе мы не будем подробно останавливаться на содержании проповедей и особенностях учения Космы Этолийского , эти вопросы будут рассмотрены нами в следующих главах нашего исследования. Здесь мы ограничимся лишь несколькими замечаниями, касающимися общих особенностей его образовательного подхода: Косма Этолийский действовал в рамках святоотеческой традиции, ставя в центр своего учения Священное Писание и Предание. Будучи традиционалистом, он также действовал и мыслил себя в рамках византийской (православной) традиции, при этом, однако, внося в свой образовательный метод важные, в том числе и сущностные методологические изменения. Показательно, что все они касались именно методики и практики преподавания, в остальном же, то есть в сущностных аспектах, он действовал целиком в рамках традиции, которую безусловно и безоговорочно чтил и делал всё для её возможно более широкого распространения. Именно поэтому язык его поучений менялся в зависимости от аудитории, к которой он обращался. Нам удалось установить, что он никогда не отрицал книжную традицию и использовал полученные в Афонской Академии знания в своей просветительской деятельности. Проповедник основал множество школ, повсеместно распространил бесплатное всеобщее образование. Обеспечил школы преподавателями и финансами. Одним из главных принципов его образовательной концепции был её нравственный, построенный на воспитании человеческих качеств характер. По мысли Космы, образование должно нести общественную функцию, объединять и консолидировать народ. Сам Косма служил примером и воплощением своей образовательной концепции, его деятельность и образовательный подход стали ориентиром для его учеников и последователей, после его смерти продолживших деятельность по просвещению соотечественников. 2.2. Писательская и издательская деятельность как реализация педагогической концепции Никодима Святогорца

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Дело в том, что многие из населённых пунктов, которые посетили православные просветители со своей проповедью, контролировались клефтами или находились неподалёку от убежищ, где они скрывались, поэтому их контакты были неизбежны, и нам остаётся лишь выяснить их суть и специфику. Данные о беседах одного из участников традиционно-просветительского движения Космы Этолийского с клефтами подтверждаются рядом источников, к рассмотрению которых мы сейчас и переходим. Наш интерес привлекла история встречи Космы Этолийского со знаменитым греческим клефтом Тоцкасом. В период их первой встречи Тоцкас был жестоким разбойником, однако проповедник смог убедить его оставить разбой и посвятить себя делу освобождения нации, «отношения клефта с апостолом нации 762 всегда сохранялись весьма дружественными, их часто можно было встретить обсуждающими национальный вопрос в Эпире. С тех пор Тоцкас, обращаясь к своим соратникам, говорил о свободе и вере, и во всех своих сражениях против турок он призывал на помощь святого Косму» 763 . Во всей этой истории важно, что после встречи с Космой Этолийским Тоцкас посвятил себя борьбе с турецким игом, нам представляется маловероятным, что такое решение было принято им без поддержки святого. Существует целый ряд народных легенд о встречах Космы с клефтами Олимпа, района Аграфа и многих других областей Греции 764 . Косма не избегал встречи с ними, те, в свою очередь, как и весь греческий народ, почитали его как святого. Их отношения, хотя и укладывались в схему духовный наставник – ученики, тем не менее, помимо беседы по духовным вопросам, очевидно, не могли не включать обсуждения возможного освобождения Греции. Так как все традиционалисты были авторитетными духовными наставниками, они не только активно общались со всеми людьми (духовник не может никому отказать), но и не могли не обсуждать с ними перспективы народного восстания. На наш взгляд, очевидно, что в ходе этого общения традиционные просветители не могли не рассказать им о своей программе достижения освобождения. Свидетельством этому может служить и то обстоятельство, что такая программа была воспринята многими авторитетными общественными лидерами, в том числе и участниками повстанческого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На наш взгляд, то обстоятельство, что родители святого были родом из Эпира, во многом объясняет особое внимание, которое он впоследствии уделил этому региону. Ведь благодаря рассказам родителей, он не понаслышке был знаком со сложившейся там критической ситуацией. О юных годах Космы Этолийского почти ничего неизвестно, но вероятно, до двадцати лет он оставался в своей деревне, помогая родителям в ведении хозяйства. В одном из своих поучений святой Косма указывает на то, что был воспитан в семье благочестивых родителей: «Мой отец, мать, весь мой род – все благочестивые православные христиане» 204 . Об этом же пишет и его первый биограф – Никодим Святогорец 205 . В данном случае это не просто использованный им агиографический штамп, а ключевой момент, объясняющий его решение посвятить себя делу образования сограждан и сохранения православной традиции. Косма был подлинным христианином – забота только о своём спасении была неприемлема для него, боль за соотечественников, забота о ближнем заставили его посвятить себя просветительскому служению, которое впоследствии стало для него смыслом жизни: «И вот слово, сказанное Господом нашим Иисусом Христом о том, что христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своём спасении, но равным способом должен печься и о том, чтобы не впали в грех его братья. С тех пор, как я услышал его... оно долго точило моё сердце, как червь точит дерево, и я размышлял, не зная, что предпринять» 206 . Как видим, без исполнения собственного предназначения он не мыслил и личного спасения. Семья сыграла ключевую роль не только в определении его жизненных установок. На наш взгляд, помимо преданности православным традициям, у родителей святого был определённый уровень образования и культурной грамотности. Это подтверждает и тот факт, что брат Космы Хрисанф Этолийский также стал известным общественным и церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения греческой нации. Хрисанф оказал большое влияние на брата, который впоследствии во многом повторил его путь: «необходимость богопознания посредством изучения Евангелия вкупе с ощущением собственной неграмотности сподвигла братьев к поиску знаний и отъезду из родных мест... Боль за неграмотных соотечественников подвигла их не только к тому, чтобы самим получить образование, но и к тому, чтобы посвятить всю свою жизнь трудам по-религиозному просвещению соплеменников, основанию школ, а также подготовке просвещённых педагогов, учёных и книжников» 207 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Как бы то ни было, обучение под руководством Вулгариса, помимо получения фундаментального образования, во многом предопределило мировоззрение Космы Этолийского  – его преданность Православной традиции и Великой Идее. Вулгарис свободно владел латинским, итальянским, французским языками. Некоторые исследователи утверждают, что он также знал еврейский, немецкий, турецкий, арабский, русский и валашский языки 239 . Он был последовательным сторонником изучения иностранных языков и ввёл некоторые из них в учебную программу Афонской Академии 240 . Многие ученики Вулгариса (в том числе и Косма Этолийский ) свободно владели иностранными языками. Вулгарис был энтузиастом своего дела: в Академии он открыл сверхштатный предмет преподавания – латынь – и платил учителю латинского языка из собственных денег. Помощников у него было также больше, чем полагалось по штату, а плату они получали из его личных средств. Помогал он и нуждающимся ученикам, употребляя на это часть своего жалованья. Он говорил о себе: «Я бился изо всех сил, чтобы поставить как можно лучше свою Академию; для достижения этой цели я не жалел ни своего здоровья, ни денег» 241 . Мы полагаем, что во многом пример Евгения Вулгариса укрепил энтузиазм святого Космы и сформировал у него представление, что через постепенное возрождение всеобщей системы образования 242 , с помощью распространения знаний среди народа, можно приблизить национальное освобождение и переломить непростую ситуацию, сложившуюся в образовательной сфере. В учебном процессе Вулгарис наряду с принятыми тогда классическими текстами использовал и произведения иностранных авторов 243 . Взяв на себя преподавание риторики, логики, метафизики и богословия, философских и естественнонаучных дисциплин, Вулгарис стал преподавать их, придерживаясь новейших данных современной науки, принятых на Западе 244 . Вероятно, это в большой степени обусловило интерес, который впоследствии проявил Косма к новым образовательным методикам. Мнение о том, что «он видел, что все эти дисциплины не смогут способствовать ни религиозному, ни моральному возрождению отечества» 245 , ошибочно. Он, как и Вулгарис, не раз использовал их в повседневной просветительской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Заключение На развитие взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца оказала влияние, прежде всего, кризисная ситуация в образовательной, политической и духовной сфере. Именно в периоде формирования их мировоззрения следует искать истоки многих особенностей их педагогических концепций, а также причины тех или иных действий, предпринятых в ходе последующей работы по просвещению соотечественников. На наш взгляд, именно проблема нехватки литературы вынудила святого Никодима выбрать писательство как основной путь реализации своей просветительской программы. В то же время нехватка школ на родине святого Космы подвигла его к реализации программы по открытию ряда новых учебных заведений разного уровня. Знание обстановки в греческих землях не только предопределило их решение посвятить себя делу просвещения соотечественников, но и способствовало выработке комплексной просветительской программы, предлагавшей конкретные шаги по выходу из кризиса. Удалось установить, что на их концепции повлияло воспитание в православной семье и в среде, приверженной традиционным ценностям, а также полученное ими фундаментальное образование. Рассмотрение начального этапа деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца , в том числе и сквозь призму православной традиции, с учётом практики духовного наставничества, позволило полнее охарактеризовать формирование их мировоззрения и объяснить многие до сих пор непонятные мотивы их действий. Дело в том, что Косма и Никодим исходили из представления о возможности сочетания активного выхода в мир и исихастского подвижничества в современных им условиях. Свою просветительскую деятельность они рассматривали как исполнение своей прямой обязанности – монашеского служения. Выбор форм его реализации осуществлялся в соответствии со способностями и духовным уровнем того или иного монаха с благословения авторитетных духовных наставников. Светское образование они рассматривали не только как подготовку к просвещению соотечественников, но и как важный этап в своём духовном совершенствовании. При этом они полагали обретение исключительно мирских знаний недостаточным для выхода в мир условием и сознательно прошли школу афонского монашества, чтобы изучить традицию изнутри и получить необходимые духовные знания и опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

2. Своими проповедями святому Косме удалось остановить набиравшую обороты массовую исламизацию . Подтверждение этому мы находим во множестве других исторических источников и воспоминаний современников: «боговдохновенные слова святого отца нашей церкви…остановили стремление к принятию ислама многих жителей». «Если бы сей добродетельный священноучитель, исповедник и мученик Христов Косма не появился тогда в местах тех, не оставалось бы сейчас там не одного православного христианина» – писал в своих воспоминаниях современник Космы, авторитетный пастырь и проповедник Конофаос. 3. Поучения Космы Этолийского вернули множество людей, потерявших веру, в церковную ограду. На деньги богатых дарителей святым Космой было куплено четыре тысячи купелей . Таким образом были созданы условия для того, чтобы десятки тысяч слушателей его «Поучений» приняли Православие. Дети рисуют святого Косму 4. Стараниями Святого по всей Греции было открыто более полутора тысяч учебных заведений разного уровня , обеспечивших всенародное духовное и светское просвещение. В поучениях и письмах он рассказывал слушателям об устройстве школ и их предназначении, также помог собрать средства на их строительство, обеспечил преподавателями и учебной литературой. 5. Косма Этолийский помог повсеместно укоренить систему бесплатного и всеобщего образования . Несомненно, это был передовой и беспрецендентный по тем временам шаг. Важно, что Святой не просто на словах призывал к тому, чтобы «все дети, и богатые и бедные учились безвозмездно», но и сделал все возможное, чтобы сделать такую практику повсеместной. 6. Косма Этолийский проявил себя как талантливый организатор. Во многих проповедях он призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку национальной системы образования. Но дело не ограничивалось одними призывами – во время проповеди его сопровождало несколько ювелиров, выкупавших сдаваемые людьми украшения. Часть полученных средств немедленно направлялась на строительство новых школ, часть Косма Этолийский вкладывал под проценты, стремясь обеспечить бесперебойное финансирование этих учебных заведений в будущем.  Если пожертвований было недостаточно, он собирал средства среди народа. Так, наблюдатель венецианских властей Димитрий Мамонас, рассказывая о трехдневном сборе средств, организованном по инициативе проповедника, свидетельствует, что им была собрана колоссальная сумма. Эти средства были положены под процент и впоследствии обеспечили функционирование школ вплоть до конца XIX века.

http://pravoslavie.ru/55900.html

Многие из предсказаний святого Космы долгое время оставались для нас загадкой и вызывали самые противоречивые толкования. Более того, зачастую в народном сознании они смешивались с существовавшими во множестве лже-пророчествами об освобождении Царьграда. Старец Паисий не только истолковал для нас многие доселе непонятные слова святого, но и помог отделить «зерна от плевел» – истинные свидетельства Духа Святого от предсказаний лжепророков, вводящих нас в смущение и заблуждение. Святого и старца связывают не только общие пророчества о судьбе Царьграда, но и естественная для большинства греческих подвижников любовь к Византии и приверженность идее православной многонациональной империи. Византия для них – это не только политическая программа, но и образ мысли и мироощущения: «Византия положила начало на Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не “полинять”, не ”обесцветиться”. Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы мы сами не полиняли» . Византия – образ государства, неразрывно связанного с Православием, основанного на Православии. Это «христианское царство», по меткому определению святого Космы Этолийского. «Красные жилеты изгонят турок из Города». Смысл этого пророчества нам пока неизвестен. Высказываются предположения, что красный цвет будет присутствовать в форме воинов-освободителей. «В Городе прольется столько крови, что в ней сможет плавать трехлетний бычок». Это пророчество было дополнено старцем Паисием: «В Константинополе будет жестокая битва между русскими и европейцами. Прольется много крови» . «Через долину Музини пройдут войска, направляющиеся в Константинополь. Пусть женщины и дети уйдут в горы. Вас будут спрашивать: “Далеко ли Город?” Отвечайте: “Он близко”. Отвечая так, избегните многих бед». Долина Музини располагается в Северном Эпире. Хотя эта греческая провинция находится сейчас на территории Албании, в ней до сих пор проживает значительная часть неалбанского (преимущественно греческого) населения, к которому и обращался святой Косма в своем пророчестве.

http://pravoslavie.ru/1391.html

Вулгарис оказал большое влияние на традиционалистов. Даже наиболее последовательный противник следования западным образовательным стандартам, самый осторожный из традиционных просветителей святой Афанасий Паросский (он также был учеником Вулгариса) никогда не отвергал учёной традиции и не дистанцировался от своего учителя, к которому всегда испытывал безграничное уважение 246 . Стоит сказать несколько слов и о других преподавателях Космы по Афонской Академии. Несмотря на то, что их влияние на святого было несоизмеримо меньшим, чем влияние Вулгариса, на наш взгляд, этот вопрос неправомерно обойдён современной историографией. Евгений Тзардзулис и Панагиот Палама обладали у современников высоким авторитетом. Например, один из лидеров Просвещения Моисиодакс считал Тзардзулиса, наряду с Вулгарисом и Н. Феотокисом, одним из трёх «способных преподавать любую науку» 247 . Как и Вулгарис, Тзардзулис был «русофилом, сторонником Великой Идеи, мечтавший об основании греческой империи на развалинах турецкого государства» 248 . Молва о нём быстро распространилась по всей Греции и в какой-то момент даже «заслонила собой славу Вулгариса» 249 . Как впоследствии и святой Косма, Тзартзулис активно использовал простой язык, чтобы донести свою просветительскую программу до широких народных масс. Панагиот Палама читал в Академии эллинскую словесность, причём его лекции пользовались у учеников громадным успехом 250 . Интересно, что он также был активным просветителем-практиком и основал впоследствии школу в городе Месологи. Мы полагаем, что проведённое исследование опровергает мнение одного из наиболее авторитетных современных греческих учёных профессора Христоса Яннараса , в соответствии с которым Косма Этолийский «возник из ниоткуда», вопреки любым предпосылкам: «...Из каких школ, благодаря каким учителям, какому церковному кругу появился этот человек?» 251 Как видим, святой вышел из круга таких же традиционалистов, убеждённых сторонников освобождения родины через повсеместное распространение грамотности среди народа. Он был учеником Вулгариса, которого сам Яннарас называет «наиболее выдающимся греческим книжником XVIII века» 252 . Если, по словам самого Яннараса, Вулгарис «остался верен православным догматам» 253 , по каким причинам он отделяет Косму от всех его современников, подчёркивая, что только в его учении можно встретить «осязаемое чувство евангельского спасения, которое можно увидеть лишь в величайших произведениях святоотеческой традиции»? 254 Опыт последующей просветительской деятельности Космы Этолийского показал, что он никогда окончательно не разрывал связи с современной ему учёной традицией, а, напротив, активно пользовался полученными знаниями в своей просветительской деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В этой главе мы продолжим использование «метода участия», позволяющего интерпретировать действия традиционалистов и выявить многие до сих пор скрытые черты их мировоззрения. Для ответа на вопрос о возможности отнесения Космы и Никодима к какому-либо идейному течению второй половины XVIII b., на наш взгляд, необходимо охарактеризовать их взгляды по ключевым пунктам полемики между Просветителями и традиционалистами: образованию, идеологии, национальным и социальным ориентирам. 3.2. Косма Этолийский, Никодим Святогорец и новогреческое Просвещение Перед тем как мы перейдём к рассмотрению основных особенностей новогреческого Просвещения в сравнении с концепциями Космы Этолийского и Никодима Святогорца , следует сделать несколько общих вступительных замечаний, необходимых для правильного и более предметного понимания этого идейного направления. Хотя споры относительно характера греческого Просвещения продолжаются в греческой историографии до сих пор, на большинство ключевых вопросов, на наш взгляд, ответили авторы классических монографий по Просвещению Пасхалис Китромилидис и Константинос Димарас 493 . Их взгляды на характер и особенности греческого Просвещения разделяют большинство современных исследователей. Димарас справедливо подчёркивает, что «в действительности. Просвещение не было просто философской системой, но выражало образ мышления, который может быть выражен многими, различными между собой способами» 494 . Новогреческое Просвещение представляет собой часть европейского Просвещения и укладывается в хронологические рамки с 1774 по 1821 годы. В его основе лежали представления о рационализме как об основе политической и социальной деятельности человека в обществе. Своего наибольшего размаха новогреческое Просвещение достигло к 80–90-м годам XVIII b., когда большая часть мыслителей оказалась под воздействием западноевропейской философии Локка, Гоббса и Лейбница, а также трудов французских энциклопедистов. Стоит отметить, что у этого движения на греческой почве были определённые особенности, отличавшие его от аналогичных движений на Западе. В то время как Просвещение в Европе обратилось к социуму, гражданскому обществу и несло социально-политическую направленность, на Балканах Просветительские движения отличало преимущественное внимание к проблемам нации. Для греческого Просвещения были характерны «резко политизированные подходы к вопросам национального самосознания, соотношению исторического прошлого и настоящего, развитию языка и образования» 495 Поэтому его программными документами на первом этапе стали «не столько литературные и философско-этические произведения, сколько исторические работы, посвящённые прошлому и настоящему греческого народа, его месту и роли в мировой истории» 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Старец продолжил: - Знай, что и Турция развалится. Будет война, которая продлится два тайма. Мы будем победители, потому что мы - православные. - Геронда, потерпим ли мы урон в войне? - Э, самое большее, один-два острова займут, а нам отдадут и Константинополь. Увидите, увидите! " " Турки уйдут, но снова вернутся и дойдут до Из них одна треть погибнет, одна треть уверует во Христа, а одна треть уйдет в Коккини Милья " . " Никто не может этого объяснить, все высказывают ошибочные предположения. Шестимилие есть в Лангадасе, во в Коринфе, но никто не знает, что то, о котором он говорит, - шесть миль территориальных " " Однажды я встретил старца Паисия, который был несколько смущенным и расстроенным. Он угостил меня и сам начал разговор: - Пришли сюда некие и начали мне говорить, что начнется война, турки войдут в Грецию и нас прогонят за шесть миль до Коринфа (таким образом они своим испорченным помыслом истолковали пророчество Космы Этолийского). Хотя и не люблю говорить на тему пророчеств, но они вынудили меня объяснить им значение шестимилия, о котором говорит святой Косма, а это не что иное, как шесть миль морского шельфа. Это та тема, из-за которой мы в последние годы грыземся с Турцией и из-за которой мы в конце концов " схватимся " . Однако они не войдут в Элладу: они продвинутся только на эти шесть миль, и тогда на них найдет великое бедствие с севера, как говорят писания, и все их замыслы рухнут " " Сегодня читать пророчества то же самое, что читать газету: так они ясно написаны. Помысл мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок обратится в христианство, треть погибнет и треть направится в Месопотамию " Пророчества святого Космы и старца Паисия говорят о том, что треть турок станет христианами. Примечательно, что уже сейчас среди турок много криптохристиан. Многие паломники, побывавшие в Турции, рассказывают, что во время поездок к ним подходили люди, просили иконы, молитвословы, искали возможности исповедаться и причаститься.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/28/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010