Содержание От издательства Косма Этолийский – пророк Новой Греции Вступление Православие в условиях иноземного владычества (XVIII в.) Краткое жизнеописание «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди 2. Структура и состав проповедей 3. История записи и распространения «Поучений» 4. Подлинность 5. История публикации 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей «Слова» Космы Этолийского Слово первое (1) Слово второе (1) Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово первое (2) Слово второе (2) Притчи Притча 1 Притча 2 Притча 3 Притча 4 Притча 5 Притча 6 Фрагменты поучений Святого Космы Фрагмент 1 Фрагмент 2 Фрагмент 3 Фрагмент 4     От издательства Долгое время имя равноапостольного Космы Это­лийского было незаслуженно забыто в России. Си­туация начала меняться только в последнее вре­мя. В 2005–2008 годах увидели свет сразу несколь­ко посвящённых ему публикаций. Вот уже третью книгу о Святом выпускает и наш Издательский Дом. Наконец, 20 марта 2008 года по благословению Свя­тейшего Патриарха Алексия II равноапостольный Косма был внесён в месяцеслов Русской Православ­ной Церкви. «Слова» 1 Космы Этолийского переводились на мно­гие иностранные языки и неоднократно издавались многомиллионными тиражами. Но на русском язы­ке они публикуются впервые. Некоторые книги и проповеди не переживают своего времени и представляют интерес только в кон­тексте своей эпохи. Не таковы «Поучения» Космы Этолийского . Сегодня они не менее актуальны, чем два столетия назад. В XVIII в. боговдохновенные слова Святого изменили жизнь целого народа, сегодня они востребованы уже во многих уголках земного шара. Выдающиеся церковные и общественные деяте­ли, православные святые и афонские старцы – все отдают должное Косме Этолийскому . Никодим Свя­тогорец, старец Паисий, Амфилохий Радович … Име­на тех, кто писал и говорил о святом Косме, можно перечислять бесконечно. Маститые учёные и негра­мотные крестьяне, патриархи и военачальники вы­веряли и до сих пор выверяют свою жизнь по его проповедям.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Глава II. Педагогическая деятельность и образовательные концепции Космы Этолийского и Никодима Святогорца Вторая глава нашего исследования посвящена рассмотрению образовательной программы и просветительской деятельности православных традиционалистов. Мы не случайно уделим этому вопросу особое внимание: если вклад новогреческих Просветителей в возрождение системы школьного образования всесторонне изучен, то вклад традиционалистов, с одной стороны, вызывал чрезвычайно противоречивые оценки, с другой, фактически, до сих пор оставался на периферии интересов Академической науки. Согласно устоявшейся точке зрения, нашедшей отражение в классическом для греческой историографии труде Л. Вранусиса, «водораздел между идейными движениями второй половины восемнадцатого века проходил по линии “Просвещение, западное образование, свобода – Церковь , рабский менталитет, антизападничество " » 329 ’. Долгое время традиционалистов называли «мракобесами», выступающими против любого прогресса 330 , в том числе и в образовательной сфере. В нашем исследовании проверка состоятельности этого весьма распространённого тезиса будет проведена на примере «двух крупнейших педагогов периода турецкого владычества, заложивших основания греческой педагогики в новейшее время» 331 Космы Этолийского и Никодима Святогорца . В центре нашего внимания будут: масштаб их деятельности, образовательная методика, отношение к распространению знаний среди народа, взгляд на западную, древнегреческую и византийскую образовательные традиции. Следует учитывать, что если педагогическая концепция Никодима Святогорца нашла отражение в первую очередь в его письменных работах, то образовательный подход Космы Этолийского выражен, прежде всего, в его практической деятельности по основанию школ и проповеди среди народа. Отметим, что рассмотрение их методики и взгляда на образование важно и потому, что они стали наглядным примером, на котором воспитывалось целое поколение их слушателей и читателей – священников и преподавателей. Их педагогические приёмы затем использовались в основанных ими школах, там же в качестве учебных пособий распространялись и издаваемая ими литература. 2.1. Просветительская деятельность и образовательная программа Космы Этолийского

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Житие Космы Этолийского (ВИДЕО) Икона из монастыря Филофей Афон Житие Космы Этолийского (Фелофеитиса, как его называют на Афоне, то есть из монастыря Филофей) 6 сентября (24 августа по старому стилю) Житие Космы Этолийского составлено на портале - Святая Гора . Фильм содержит уникальные съемки 70-х годов. О прп. Косме рассказывают старички, которые знали его по рассказам! Им самим тода было по 100 и более лет. Показаны места, где он жил, учился, быт и народные песни.     Косма родился в Греции в 1714 году в семье ткачей. Он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил свое образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище у таких известнейших в то время учителей, как Николай Царцулия (из Мезовы) и Евгений Булгарис (впоследствии, в 1775-1779 годах, архиепископ Екатеринославский и Херсонский). Оставшись на Афоне в Филофеевской на Святой Гор е обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха. Стремление направить на путь спасения и укрепить в вере братьев-христиан побудило святого Косму испросить благословение духовных отцов и уйти в Константинополь. Его очень тревожило то, что греки за 300 лет господства турок одичали. По словам историков, в то время в стране процветали безграмотность и дикость. Все восстания топились турками в крови. Происходила массовая исламизация христиан. В одном только Северном Эпире мусульманами стали более полумиллиона человек. Косма сокрушался: «Какую великую нужду в Божьем слове имеют братья мои, христиане!». И он отправился с проповедью.   Афанасий Зоитакис пишет в житии Космы Этолийского, что поначалу соотечественники встретили проповедника враждебно. Святому пришлось перетерпеть злобные насмешки и неприкрытую иронию людей, бесконечно далеких от Церкви и относившихся к ней с презрением.Многие люди впервые слышали слова евангельской проповеди. Косма крестил людей, объяснял им значение Таинств, строил церкви, часовни и школы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=784

Митрополит Лимасольский Афанасий: Мы должны стремиться к тому, чтобы быть достойными детьми Сергия Радонежского и Космы Этолийского Я буду давать любовь любому человеку как образу Божиему. 23 октября, 2014 Я буду давать любовь любому человеку как образу Божиему. Корреспондент AgionOros.ru побывал на презентации книги митрополита Лимасольского Афанасия. Владыка рассказал об афонских старцах, современных проблемах церковной жизни и ответил на вопросы журналистов. Публикуем продолжение этой беседы. — В своем рассказе про старца Порфирия в книге “Открытое сердце Церкви” вы рассказывали про знакомого католика-монаха, который жил у вас на Афоне. И при этом несколько лет назад, когда на Кипр должен был приехать Римский папа, Вы высказались против этого визита, а когда он все-таки приехал – отказались с ним встречаться. Где грань в отношении к инославным христианам? На что нужно ориентироваться? — Как христиане мы должны любить и уважать всех людей. Но мы не обязаны верить как они. У нас есть собственная вера и догматы, в которые мы не будем вносить изменения. Я буду давать любовь любому человеку как образу Божиему. Я ничего не имею против папы. Но на Кипр он приехал не просто как человек. Он сам это сказал, спустившись с трапа самолета: я приехал на Кипр как преемник апостола Петра. Мы знаем, что это значит: папа считает, что он представитель Христа в мире, что он главный епископ всего мира, что он является устами Христа, а главное – он непогрешим. С таким папой я не хочу встречаться. Если он придет ко мне в епархию — я его угощу, поселю, я ему все дам. Человека в нем я люблю. Но я не верю, что он непогрешим, что он епископ и что он представитель Христа. Я считаю, что Ватикан является причиной огромных проблем в мире, потому что папизм выгнал Христа из сердец людей. Расскажу вам одну смешную историю. На Святой Горе мы с любовью принимали одного католического монаха — я его провожал к старцам. Когда он был на Афоне, умер папа Иоанн Павел I, и наш гость очень расстроился. Чтобы как-то его утешить, я взял его с собой к старцу Паисию. Старец стал его успокаивать: «Что ты хочешь: папа был человеком». Католический монах отвечал: «Да, но папа был очень хорошим человеком. Помолитесь, чтобы и следующий папа был хорошим». Старец сказал: «Не переживай: какой бы папа ни был избран, он будет “непогрешим”».

http://pravmir.ru/mitropolit-limasolskiy...

«Слова» Космы Этолийского Впервые на русском языке публи­куется наиболее полный текст «Поучений» святого Космы Этолийского . Сам Святой называл свои пропо­веди «Словами»; термин «Поучения» является общепринятым в науке. Пе­ревод с греческого издания Μενονος Ι. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Слово п е р в о е (1) В какой бы город ни вошли вы, приветствуйте его словами: мир городу сему» 108 , – гово­рит Господь в Святом Евангелии. Братья! Господь наш и Бог Иисус Христос , слад­чайший Вседержитель и Владыка, Создатель Ангелов и всей умной и чувственной твари, движимый Своим человеколюбием, из-за великой Своей милости и люб­ви к роду нашему, не только подарил и дарит нам бесконечные дары Свои каждый день, час и мгновение, но и смилостивился к нам и стал совершенным чело­веком от Духа Святого и чистых кровей Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, дабы спасти нас из рук диавольских, сделать нас Своими сынами и наследниками Его Царства, чтобы мы всегда пребыва­ли в Раю с Ангелами, а не горели в геенне с нечестив­цами и бесами. И подобно тому как знатный человек, имеющий во владении виноградники и поля, нанимает рабочих, так и Господь, у Которого весь мир подобен виноградни­ку, призвал двенадцать апостолов, даровал им Свою Благодать и благословение и послал их учить людей во всём мире, чтобы те, если захотят жить и на этой земле хорошо, мирно и в любви, а затем наследовать Царство Божие и всегда радоваться, каялись, верова­ли, крестились во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа и имели любовь к Богу и своим братьям. Господь заповедовал апостолам: «В какую бы стра­ну они ни приходили, благословлять ту землю, в кото­рой люди их принимают, а оттуда, где их отвергают, уходить, отрясая прах с ног 109 своих 110 ». Так святые апостолы, приняв Благодать Всесвято­го Духа, как благоразумные и верные рабы Христовы, поспешили благовествовать всему миру 111 . Благодатью Духа Святого они стали говорить на всех языках, ис­целять слепых, глухих, прокажённых и бесноватых, более того, Именем Христовым даже воскрешали лю­дей из мёртвых. И в тех странах, где люди принимали святых апостолов, они проповедовали Христа, руко­полагали архиереев и иереев, строили церкви, благо­словляли эту страну, так что она становилась Раем на земле, местом радости и веселья, жилищем Ангелов и даже Самого Господа нашего Христа. А в тех странах, где люди не принимали святых апостолов, те, как и заповедовал им Господь, отряхивали свои ноги и ухо­дили, и над страной той пребывало проклятие, а не благословение, становилась она жилищем не Христа, но диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Свет Христов просвещает всех " . Деятельность православных миссионеров на Кубе и в Африке 17.11.2007 378 Время на чтение 4 минуты Деревня в Конго названа в честь православного миссионера Вот уже несколько лет греческое православное общество " Косма Этолийский " ведет активную миссионерскую деятельность в Африке. Частью этой работы стало строительство храма во имя Космы Этолийского, общеобразовательной школы, духовного центра и поликлиники в деревне Baba-Kosmas в Конго. Деревня и культурно-просветительский комплекс построены и названы в честь " апостола Заира " - православного миссионера отца Космы (Асланидиса), трагически погибшего в дорожно-транспортном происшествии 27 января 1989 года. Построенный на месте автокатастрофы комплекс должен способствовать духовному и социальному развитию региона: уже сейчас вокруг храма и школы селятся люди из окрестных селений. Большое количество местных жителей принимает Православие; недавно состоялась хиротония священника, который не только будет служить во вновь построенном храме, но и курировать реализацию всех благотворительных и социальных программ. Показательно, что отец Захария (так зовут священника) является коренным жителем этой области. Куба - страна, которая любит Православие С каждым новым посещением Кубы митрополит Мексики Афинагор убеждается, что эта страна постепенно становится форпостом Православия в Центральной и Латинской Америке. В ходе очередного визита владыки были рукоположены трое священнослужителей: два иерея и один диакон. В частности, священнический сан принял Афанасий Индес Фернандес, которого предполагается сделать ректором строящейся Духовной академии в Гаване. Отец Афанасий - бывший католик и преподаватель отделения истории искусств Гаванского университета. В Православие он пришел после долгих исканий и кропотливого изучения Священного Писания и Предания (для этого он даже самостоятельно выучил древнегреческий и новогреческий языки). Три года назад (как раз тогда отец Афанасий крестился в Православие) руководство Гаванского университета предложило ему отправиться в Японию для изучения японского искусства и языка, чтобы впоследствии возглавить соответствующую кафедру в университете. Несмотря на оказанную ему честь и открывающиеся перспективы, он ответил на это заманчивое предложение отказом и ушел из университета, предпочтя посвятить свою жизнь служению Православию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Миртийская обитель Миртийская обитель в Этолоакарнании и её мироносицы Миртийский монастырь расположен в чудесном месте посреди миртовых, оливковых и лимонных деревьев. Его балкон обращён к Трихонитскому озеру. Для меня, уроженца Эгейского Архипелага, сам вид распростёршегося предо мною озера был ежедневным утешением. В этом величественном месте в Х веке какие-то благоговейные монахи построили монастырь в честь Богородицы. Храм этого монастыря около XV века расписал один из великих иконописцев того времени Дигенис Ксенос. Позднее к этому покрытому черепицей храму был пристроен другой, больший храм, с куполом и двумя квадратными пристройками, который был украшен прекрасными фресками, по красоте не уступающими произведениям великих иконописцев Святой Горы. Так получилось, что первоначальный храм теперь служит алтарём. Этот монастырь сохранял свою давнюю славу вплоть до 1944 года, в котором он был сожжён немцами. В его библиотеке были никем не исследованные старопечатные и рукописные книги. Один старичок, часто посещавший монастырь, говорил мне: «Через окно библиотеки я видел книги в застеклённых шкафах, а на столе – книги очень большого формата». Я слышал, что после упразднения многих монастырей книги из библиотек обителей Катафигийской, святой Параскевы в Мандре, Фотинской, святых апостолов в Нэроманне и Влохийской были собраны в Миртийском монастыре, где позднее сгорели во время пожара. Мы нашли рукописную Минею, написанную около XI века, хранившуюся у одного клирика, который, как рассказывал отец Василий из Нижней Миртии, ни на каких условиях не хотел возвращать её монастырю, потому что «я сохранил её с риском для собственной жизни, поэтому она останется в моей семье». В этой библиотеке была также старинная рукопись, содержавшая учение и пророчества преподобного Космы Этолийского , написанная одним из его учеников незадолго до его смерти. Её взял попользоваться отец Софроний Папакириаку для издания книги, посвящённой учению святого Космы, но, кажется, так и не вернул её обратно. Кроме библиотеки и храма во время пожара погибли все монастырские постройки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

Обители Миртья и Прусу Святая обитель Миртья Монастырь Миртья находится в живописнейшем месте, среди маслин и благоуханных кустов мирты. Балконы – прямо над озером Трихонида. Для меня, пришедшего с берегов Эгейского моря, озеро перед глазами было каждодневным утешением. В этом величественном месте некие благочестивые монахи I века воздвигли обитель в честь Божией Матери, храм Которой был расписан, наверное, в XV веке великим иконописцем Диогеном Ксеносом. Позднее к небольшому сводчатому храму пристроили еще один, с куполом и двумя колоннами. Его расписали самые искусные иконописцы того времени, равные великим иконописцам Афона. Первый храм сейчас используется в качестве алтаря. Монастырь еще до 1944 года, когда его разбомбили немцы, сохранял свой блеск. Была там и библиотека с печатными и рукописными книгами, но без каталога. Один старичок, который часто заходил в монастырь, говорил мне: «В окно библиотеки я видел книги на полках и на столе. Очень большие книги». Сюда, в обитель Миртья, были собраны и книги из монастырей Катафиги, св. мученицы Параскевы в Мандре, Фотену, св. Апостолов в Нероманне и Влохуса, после того как они были упразднены. Но здесь их истребил пожар. Нашли лишь рукописную Минею, вероятно XI века, у одного клирика, но он наотрез отказался вернуть ее в монастырь, потому-де, что спас ее из огня с риском для жизни и оставит в наследство своей семье. В той библиотеке была самая древняя рукопись поучений и пророчеств Космы Этолийского , написанная его учеником незадолго до или вскоре после смерти святого. Этой рукописью пользовался проповедник Сафроний Папакириаку при издании поучений св. Космы, но, кажется, так и не вернул ее на место. Пожар разрушил все здания, кроме соборной церкви. Изредка в монастыре поселялись один или двое монахов, но попытки возродить монастырскую жизнь ни разу не увенчались успехом. Виной, наверное, была большая бедность монастыря. К несчастью, во время распределения за долги собственности монастыря власть имущие проявили ужасную жестокость по отношению к обители, за что Бог лишил наследства их семьи. «Видишь, – говорил мне блаженнопочивший отец Спиридон Ксенос, – этот когда-то добротный дом, совершенно разрушенный теперь? Он принадлежал семье председателя, который распределял имущество монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

«Поучения» Космы Этолийского как исторический документ 1.Как проходили проповеди Согласно венецианским архивам «Косма Этолий­ский, несомненно, был очень талантлив и обладал вы­сочайшим уровнем образования», а «его речь была чрезвычайно искусной и красивой» 55 . Его образован­ность, природное красноречие, выдающаяся память, сочетавшиеся с безграничной любовью к порабощён­ным соотечественникам, делали Святого пламенным проповедником, речь которого вызывала у слуша­телей потрясение до преображения их собственной жизни. Часто послушать Святого собиралось столько на­рода, что ему приходилось проповедовать прямо в поле. Поэтому он обычно заранее объявлял, где хо­тел остановиться для проповеди. Как правило, поуче­ние 56 начиналось вечером (когда крестьяне возвраща­лись с хозяйственных работ) и продолжалось до глу­бокой ночи. На месте проповеди ставили большой де­ревянный крест, у его подножия – кафедру, на кото­рую всходил святой Косма. Уходя, он брал её с со­бой, а крест оставлял на месте в напоминание о своём пребывании. Первая проповедь на новом месте всегда проис­ходила вечером, ведь с места на место он переходил днём, в светлое время суток. Кроме того, если бы он приходил на новое место поздно вечером или ночью, он не смог бы утром произнести своё слово, так как непредупреждённые селяне утром ушли бы работать в поле 57 . Итак, темой первого, вечернего поучения было соз­дание Ангелов и вещественного мира, грехопадение Адама и Евы и их изгнание из Рая. Утром следующе­го дня произносилось второе слово. В нём шёл рассказ о Рождестве и жизни Пресвятой Богородицы, Рож­дестве Спасителя и его жизни до Великого Четвер­га, предательстве и самоубийстве Иуды. Вечером того же дня Святой обращался к слушателям со словами третьего Поучения. Теперь речь шла о Воскресении Господнем, апостольском служении, распростране­нии христианской веры. Поучение завершалось рас­сказом о Втором Пришествии Господа. Таким образом, вместе три поучения Святого содержали целостный рассказ об истории, согласно христиан­скому вероучению, – с момента сотворения веществен­ного и духовного мира и вплоть до «скончания века».

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Афанасий Зоитакис Глава I. Начальный этап деятельности Космы Этолийского и Никодима Святогорца 1.1. Ситуация в греческих землях и активная общественная позиция Космы Этолийского и Никодима Святогорца В данной главе нашего исследования в центре внимания будет сразу несколько дискуссионных и недостаточно исследованных в историографии проблем. Многие аспекты формирования мировоззрения, общественно-политических и педагогических взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца ещё не были предметом серьёзного исследования. Между тем именно в начальном периоде их деятельности следует искать причины их активной общественной позиции, истоки мировоззрения, взгляда на науку, просвещение и национальное освобождение. Мы также сопоставим мировоззрение Космы и Никодима на этапе его формирования в период начала их активной просветительской деятельности, определим временные рамки начала их сотрудничества, постараемся ответить на вопрос, являются ли выявленные тенденции простым совпадением или закономерностью. Безусловно, лишь на материале этой главы сложно будет сделать окончательные выводы об отнесении Космы Этолийского , Никодима Святогорца и других традиционалистов к единому идейному движению. Однако, на наш взгляд, именно в этапе формирования их мировоззренческих и просветительских концепций следует искать корни традиционного просветительства, истоки его программы по просвещению соотечественников, взгляда на перспективы национально-освободительного движения. Ключевой вопрос, до сих пор вызывающий полемику в историографии, – причины занятия традиционалистами активной общественной позиции и последующего выхода в мир с проповедью к соотечественникам. Полагаем, что наиболее оправданным решением станет рассмотрение этой проблемы в контексте предшествующей и современной им христианской традиции. Для понимания, были ли Косма и Никодим независимыми друг от друга фигурами, или, напротив, есть основания для отнесения их к единому мировоззренческому течению, следует установить, насколько преемственна их деятельность с предшественниками, действовали ли они независимо друг от друга или в рамках чёткой программы, нашли ли опору и поддержку у современных традиционалистов и Просветителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010