Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духов кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07812

Михайловское. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Михайловское упоминается в документах за 1627-1628 гг. Михаило-Архангельская деревянная церковь просуществовала в селе до XIX в. Существующий каменный храм возведен по заказу владелицы села Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Здание сложено из кирпича, с белокаменными деталями, является характерным образцом московского ампира, массивный четверик храма завершен крупным световым барабаном. С запада к храму примыкает двухъярусная колокольня с квадратным основанием и цилиндрическим верхом. Определенным своеобразием и композиционным отличием является отсутствие трапезной. Уникальным достоинством церкви служит центральный иконостас, современный храму. Чрезвычайно красива купольная ротонда на золоченых колоннах, украшенная накладной резьбой. Придельные иконостасы ампирного стиля, четырехъярусные, с золочеными деталями на белом фоне. Того же стиля металлическое ограждение солеи. Паникадило, киоты и поновленная настенная живопись - конца Х1Х-начала XX вв. Стены расписаны артелью Сафонова, славившейся своим письмом. Храм закрывался всего на три военных года и до наших дней оставался действующим. Поэтому в церкви находится много святынь. В храме находятся особо почитаемые иконы: образы Божией Матери — «Скоропослушница», «Черниговская», «Отрада и Утешение», «Всепетая Мати», «Тихвинская», также целителя Пантелеймона, свт. Николая, Ермогена и другие. Имеются и такие святыни, как: частица Животворящего Креста Господня, частица ризы Господней, Святая Плащаница с частицей Гроба Господня, два Распятия с частицами дуба Маврийского и множество других. Существовавшая ранее церковь Михаила Архангела в селе Михайловском. Михаила Архангела церковь в селе Михайловском была построена в 1629 г. деревянная. В приходной окладной книге Патриаршего казенного приказа за 1629 – 30 гг. записано: «новоприбылая церковь Архангела Михаила, что в селе Михайловском, а преж того была часовня, в вотчине окольничего князя Алексея Михайловича Львова, дани 2 алтына 4 деньги, по наказу гривна». По дозорным книгам Патриаршего казенного приказа за 1680 г. значится: «церковь Михаила Архангела в дворцовом селе Михайловском, у речки Обитне, у церкви поп Кирилл Васильев, церковной земли – дачи боярина князя А. М. Львова, 5 чети в поле, сена на 40 копен, церковное строение боярское. В приходе оной церкви находились церковные земли села Киева св. мученицы Пятницы и Космы и Дамиана»…

http://sobory.ru/article/?object=02604

Мониторинг СМИ Не искушать Бога — Письмо священника Владимира Архипова приходу о пандемии 21.03.2020 12:07 Протоиерей Владимир Архипов обратился к своим прихожанам с письмом. Он попросил не впадать ни в панику, ни в браваду в это сложное время. Друзья, вот и кончилось время теории, громких слов о вере и любви, взаимных сладких поучений, самоуспокоения в таинствах исповеди и причастия. Начинается практика веры, встреча с самим собой, с жизнью и верой как они есть на самом деле. В нашу жизнь вползла, ворвалась эпидемия (пандемия). Что это за чудовище, никто из нас не знает. Ни медицина, ни верующий, ни атеист, ни чиновник, ни подчиненный, ни богатый, ни бедный. Но каждому придется решать, как при этой заразе жить, верить, ходить или не ходить в церковь, причащаться из одной чаши. А кому-то придется и встретиться с ней лицом к лицу. С грехом мы знакомы, с вирусом нет. К первому нашли подход и не боимся. Второй неумолим, и вся надежда на веру. И вот тут-то не дать бы нам фальшивой ноты. Поскольку легче агитировать за веру, чем жить ей, как действующей любовью. Возможно, наступившее испытание позволит заново открыть глаза на слова Евангелия, чтобы услышать Христа. Возможно, это и не произойдет, но шанс у нас есть. Будут разные взгляды и установки в отношении всемирной пандемии и в поведении верующих людей. У кого-то вызовет восторг и полное согласие позиция прот. А.Ткачева, кому-то будут более близки уравновешенные предложения храма Космы и Дамиана. Есть обязательные для всех к исполнению указания Патриарха Кирилла. Нам бы не разделиться в порыве превознестись над верой брата своего. Что будет стоить наша вера, если православные перессорятся и насупятся друг на друга в упорном намерении показать, чья вера более православная. Глядишь, так вирус перед тем, как убить тело, убьет веру. Главное оказаться правдивыми перед собой, перед Богом и перед затаившимся коварным врагом. Не впадать ни в панику, ни в браваду, не потерять то горчичное зерно, которое имеешь, не изображать из себя того, кем ты не являешься. Это и есть смиренномудрие, о котором мы просим в молитве Ефрема Сирина. Если же мы не умеем по вере простить или попросить прощения, не осудить и не оклеветать, то как с этой верой встретим смертельный вирус? Испытания христианина бывают разные – искушения личные, гонения на Церковь, мирное благополучное время под покровом власти, болезни и страдания свои, а также близких, войны, эпидемии, голод, природные катаклизмы. Но одно дело, когда цунами или землетрясение, войны происходят где-то далеко и не с нами, и совсем другое дело, когда они приходят в наш дом и нашу Церковь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О духовных болезнях и душевнобольных Протоиерей Владимир Новицкий, настоятель храма святителя Николая у Соломенной сторожки, много лет проработал психиатром. В интервью «Правмиру» он рассказал о своем пути к Богу, о психиатрии и религии, о том, как духовная жизнь помогает людям бороться с душевными болезнями. Протоиерей Владимир Новицкий родился в 1963 году. Окончил Первый московский медицинский институт, до 1998 года работал в Московской областной клинической психиатрической больнице. В 1998 рукоположен в диаконы, в 2000 в священники. В 2005 году окончил ПСТГУ. Служил в храме бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском, в ноябре 2013 назначен настоятелем храма святителя Николая у Соломенной сторожки. Психиатрия ближе к нематериальному – Отец Владимир, вы из семьи психиатров. Никогда не сомневались в том, что хотите продолжить семейную традицию? – Скорее, это подразумевалось. В школе я еще не готов был думать о призвании. До призвания, видимо, надо дорасти, созреть, получить какое-то Божие указание. Но, может, и семейная династия врачей – тоже Божие указание? Я с детства слышал разговоры о работе, о больных, о проблемах в больнице. Помню, что родители очень сочувственно и внимательно относились к больным. Вообще, психиатрия в те годы была теплая. Конечно, при обострении душевного заболевания человека могли без особых разговоров госпитализировать, но персонал в больницах отличался теплотой. Особенно младший персонал – нянечки заботились о больных, как мамочки о детях, от души! Да и сестры были очень хорошие, и врачи. Семейная атмосфера царила в больнице. Такой я ее запомнил и по студенческой практике, и по началу своей врачебной деятельности. В институте я уже по-настоящему заинтересовался психиатрией, зачитывался книгами по общей психопатологии, клинической психиатрии. А какие лекции по этим предметам читали нам профессор Урсова, профессор Жариков! Видимо, душа уже тогда была настроена на помощь тем, кто имеет душевные травмы, страдает от этого. Господь настраивал.

http://pravmir.ru/protoierey-vladimir-no...

о. Федор – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире радиостанция «Радонеж». У микрофона протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы. Сейчас мы с вами размышляем о Преподобной Марии Египетской. На прошлой седмице было стояние Марии Египетской, удивительная служба, во время которой читалось её знаменитое житие. Это единственное житие, которое по уставу читается во время богослужебного годичного цикла, так оно важно. Пятая неделя Великого поста посвящена памяти этой величайшей подвижнице. Поэтому для нас с вами это житие, её жизненный путь и те удивительные вещи, которые мы можем для себя в качестве духовной пользы как наставление извлечь из её жития, чрезвычайно важны. Во-первых, мы узнаем, что она жила в Египте, в Александрии. В Александрию она перебралась в 12 лет, убежала от родителей и стала предаваться безудержному распутству. Конечно, Александрия – это город великих святых, там было огромное количество церквей в V веке, когда жила Преподобная. Это великий центр монашества, подвижничества. Совсем рядом с Александрией находится Нитрийская пустыня, Тавеннийский монастырь, Скитская пустыня. Макарий Великий, Иоанн Колов, авва Исаия Отшельник, Арсений Великий – все там. Но всё это проходит мимо человека, он не видит и не слышит, если предается распутству. Конечно, она была крещена, потому что мы не читаем, что она покаялась и приняла святое крещение. Она покаялась, и сразу была допущена к святому причастию. Но совершилось вот такое страшное падение. Может быть, она была совращена. Это стало её второй природой. Более пространная вариация её жития рассказывает, что Мария часто предавалась распутству даже не за деньги. Она жила тем, что пряла пряжу. Её падшей природе жизненно необходим было распутство, она настолько срослась с этим грехом. В 27 лет она увидела корабль паломников, отправляющийся в Иерусалим на поклонение Честному Животворящему Кресту Господню. Для неё это был просто корабль полный тех, кто мог стать жертвой её страсти. Марии не было важно, что это были люди, которые едут поклониться Животворящему Кресту, для неё важным было только утоление страсти.

http://radonezh.ru/2021/05/01/u-carya-da...

(ок. 834, Селевкия Исаврийская - 4/5.08.917, Агафов мон-рь, близ К-поля), свт. (пам. 5 авг.), патриарх К-польский (февр. 907 - 15 мая 912), родственник св. Григория Декаполита . В ранней юности принял монашеский постриг на Олимпе Вифинском, затем подвизался в одном из мон-рей близ К-поля. Во время конфликта имп. Василия I Македонянина с его старшим сыном Львом (буд. имп. Лев VI Мудрый ) оказал поддержку последнему, предсказав ему благополучное наследование престола (не исключено тождество Е. с одноименным монахом, порицаемым за дерзость в одном из писем патриарха Фотия - PG. 102. Col. 885-888). Вскоре после воцарения (886) Лев VI сделал своего духовного наставника Е., в то время игумена одного из пригородных монастырей, членом синклита и патриаршим синкеллом ; для него был построен мон-рь в Псамафии (район К-поля близ Золотых ворот) с соборным храмом во имя св. бессребреников Космы и Дамиана (освящен 6 мая 890). В качестве советника императора Е. противостоял всесильным временщикам, таким как василеопатор (отец императора, высший титул) Стилиан Зауца или паракимомен (главный спальничий) Самона. Зная о желании не имевшего наследников Льва вступить в новый брак с Зоей, дочерью Стилиана, Е. воспрепятствовал добровольному уходу в монастырь 1-й супруги Льва, св. Феофано , а после ее кончины отказался благословить 2-й брак императора, за что был сослан в монастырь Диомида (ок. 897/8). Через 2 года после смерти Стилиана Зауцы и Зои Лев VI примирился с Е., вновь сделав его своим ближайшим советником. На Пасху 901 г. Е. удалился в подаренный ему Агафов монастырь (τ Αϒαθο) на Босфоре, он был недоволен тем, что в праздничные дни устроили торжественные похороны скончавшейся во время родов 3-й жены Льва VI Евдокии. Примирение Е. с императором произошло после неудачного покушения на Льва в храме св. Мокия (903). В 906 г. синкелл стал восприемником при крещении долгожданного наследника престола Константина VII Багрянородного. Через год в обстановке церковно-политического кризиса, вызванного 4-м браком Льва VI, заключенным c Зоей Карвонопсиной, патриарх Николай I Мистик, обвиненный в сговоре с мятежником Андроником Дукой, был вынужден отречься от престола. Уступая просьбам императора, Е. согласился занять Патриарший престол, но лишь после того, как Собор с участием посланцев папы и вост. патриархов разрешил возобновить церковное общение Льва VI после его покаяния и после того, как принял отречение Николая Мистика.

http://pravenc.ru/text/187723.html

Опочка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). /// Объект утрачен Изразцовый фасадный декор церкви был выполнен на гончарном заводе М.В. Харламова в Санкт-Петербурге. Впоследствии предприятие Харламова поставило изразцы для собора Воскресения Христова (Спаса на Крови), сооружённой по проекту А.А. Парланда; вероятно, фасадные изразцы на ещё двух постройках Парланда - церкви Николая Чудотворца и Георгия Победоносца в Смогирях и церкви Космы и Дамиана в Сычёвке - также изготовил завод Харламова. Подробнее см.: Гончарный завод М.В. Харламова/А.И. Роденков, К.В. Лихолат. - СПб : Коло, 2020 Карта и ближайшие объекты В 1770-м году Опочецким купцом Михаилом Лаврентьевичем Викулиным была построена деревянная Успенская церковь. Эта деревянная церковь не раз возобновлялась, но к 90-м годам XIX века настолько обветшала, что пришлось ее разобрать. На ее месте купцом Алексеем Герасимовичем Барышниковым с 1891 по 1894 год была построена новая каменная Успенская церковь. Алексей Герасимович - Петербургский купец, потомственный почетный гражданин - был уроженцем Опочки. На опочецком кладбище сохранилось надгробие его отца Герасима Петровича Барышникова. На освящении церкви по приглашению строителя присутствовал Великий князь Владимир Александрович, дважды посетивший город Опочку, как Главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа. Успенский храм был построен из кирпича на трехаршинном буту, сплоченном цементом, и двухаршинном цоколе из местного гранита. Стоимость одной церкви с внутренней отделкой определяется не менее, как в 80 тысяч рублей. Колокольня была выстроена раньше (в 1880-1884 годах) на капитал, пожертвованный прихожанами, в размере около 10-ти тысяч рублей. Успенский храм отличался от других опочецких церквей как архитектурой, так и внутренней отделкой. По словам причта Успенской церкви, " все взятое вместе составляет гармонию типа русских церквей XVII в. " . Храм производил сильное впечатление. Современники считали его " городскою церковью, которая могла бы быть украшением даже губернского города " .

http://sobory.ru/article/?object=35469

Отец Дионисий Родился он в 1854 году, 1 ноября, в день святых Космы и Дамиана, в селе Белицком, что на речке Чопке, на границе Таврической и Екатеринославской губерний. Отец его был крестьянин – Вукол Иванович Чудновец; мать – Мария; дети – Симеон, Даниил, Демьян (таково было прежнее имя отца Дионисия), Мария, Марина и Никифор. Семья была религиозная; ходили к утрене и пели. Демьян рассказывает про себя, что он любил заглядывать в алтарь, чтобы посмотреть, как во время Таинства Пресуществления сходит на Дары Дух Святой. Пришел срок солдатской службы старшему брату Симеону – попросту Семену, – но он был уже женат, а второй брат скончался, и Демьян пошел в солдаты за старшего брата. После службы его, в 1878 году, умерла мать, а в 1879 году – отец. И Демьян в 1880 году ушел в Бахчисарайский Успенский скит 246 . Он был как бы в раздвинувшейся горе; восточная сторона была очень крутая, а западная – несколько отлогая. На первой, очень высоко, был городок, когда–то в нем жили караимы, секта евреев; при мне он был совершенно пуст. Жил только сторож этого места, у ворот крепостной ограды. Называлось оно Чуфут–Кале. А вот на противоположной подсолнечной стороне этого городка и находился в горе Успенский скит. Вверху был целый ряд пещер, в которых были и храм, и келии для монахов. Может быть, здесь и в древние христианские времена был монастырь, потому что весь Крымский полуостров принадлежал православным грекам. Но в низу лощины были построены деревянные домики. Средства на это дал известный во второй половине века церковный благотворитель С–в. Сюда и прибыл Демьян. Игумен принял его охотно и отвел ему место в пещерах. Спокойно – такой у него был характер всю жизнь – принялся он за монашеские послушания. Но вскоре он почувствовал резкие боли в ногах: в пещере было сыро и темно. Не вытерпел этого Демьян и спустился вниз к игумену, жалуясь на ревматизм в ногах и прося дать ему какой–нибудь уголок в деревянных домиках. – Эх, брат Демьян, брат Демьян! Первое послушание тебе дано: и ты не вынес его!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жития русских святых (март-май) Жития русских святых за март-май. Данные жития это не Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. Над представленными здесь житиями велась кропотливая критическая работа. Часто это пересказ первоисточника. Начал эту работу А. А. Завьялов. Работу Завьялова продолжил И. С. Смирнов, выдающийся русский историк, ученик Ключевского и Голубинского. Свой окончательный вид «Жития русских святых» приобрели в наше время. Русские святые Март-Май   Март, 1 Мартирий Зеленецкий, преподобный Преподобный Мартирий, по мирскому имени Мина, происходил из города Великие Луки. Родители его, благочестивые и зажиточные, Косма и Стефанида, скончались, когда отроку было менее десяти лет, и он учился Псалтири. Произошло это в первой половине XVI века. С самого детства Мина был назнаменован особенной благодатью Божией. Под руководством своего духовного отца, священника городского Благовещенского храма Бориса, он, чем более возрастал телом, тем более прилеплялся душою к Богу, питаясь наставлениями достойного пастыря. По принятии же Борисом иноческого образа в обители святых Космы и Дамиана с именем Боголепа, он был вскоре назначен строителем Великолуцкого монастыря во имя преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Мина не захотел более оставаться в мире: раздав нищим имение свое, поспешил к чтимому учителю и был пострижен им в иночество с именем Мартирия. Не сокрыта была Богом от прозорливого Боголепа будущая духовная высота Мартирия, не сокрыл и он этого дара от избранника, пророчески предсказал своему ученику о будущем основании им обители в обширной пустыне, о населении ее иноками и о том, что сам он удостоится блаженства древних преподобных. Семь лет руководитель и руководимый неослабно трудились Господу в одной келлии, соревнуя друг другу в подвигах труда и молитвы. Один раз в день, в девятом часу, вкушали они хлеб и воду и мало приготовленных овощей. По совершении общих церковных служб и пения вечернего читали повечерие и четыре утренних канона, прилагая к ним еще два, по избранию, тысячу Иисусовых молитв, двести Пресвятой Богородице и шестьсот земных поклонов. После того они творили молитвы на сон грядущим, но ко сну не скоро отходили и большую часть ночи проводили без сна, в ручных трудах, перетирая жерновами зерно в муку. Перенося труды послушничества, Мартирий поставляется келарем монастыря, ему вручается службы казначейства и пономарства. Здесь было первое явление преподобному Мартирию иконы Богоматери. В полдень взошел он на колокольню и заснул; во сне видит огненный столп, а около него образ Богородицы, именуемый Одигитрией, приложился к образу, а он был горяч от столпа огненного; проснулся в ужасе, осязал чело свое, и оно оказалось также горячим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) В третий том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850-1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с июля по сентябрь (включительно). Поучения в данном труде приводятся в честь того святого, который или наиболее прославляется Церковью (в церковных службах), или наиболее чествуется православными христианами, или же в честь того, который более известен церковной истории и составителям житий святых и посему может своей жизнью быть образцом благочестия или учителем той или другой христианской добродетели. Сравнительно небольшие по объему и доступные и убедительные по изложению проповеди можно рекомендовать любому православному христианину с целью указания, как правильно построить свою жизнь по евангельским заповедям. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц июль Первый день Свв. бессребреники Косма и Дамиан (О подражании им) Сегодня св. Церковь празднует память св. бессребреников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме в 284 году. Они были родные братья и были воспитаны в христианском благочестии. Изучив врачебное искусство, они, при помощи благодати Божией, исцеляли всякие болезни. Помогая людям, они врачевали и животных. Добрые целители не брали ни с кого платы и награды за исцеление и потому прозваны были безмездными врачами или бессребрениками. Они требовали от исцеляемых только одного, – чтобы они веровали в Господа Иисуса Христа. Исцеляя больных в самом Риме и в окрестных городах, они многих обращали ко Христу. Подавая исцеление недужным, они помогали также бедным из своих имений, оставшихся им после родителей, питали голодных, одевали нагих, делали и другие дела милосердия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010