CVIII. Что же до мятежника, то он на белом коне вместе с отборными всадниками и лучшей частью войска находился в самом центре строя. Окружали его легковооруженные воины–все меткоразящие, подвижные и стремительные, остальные же силы расположились по обе стороны под командой военачальников; лохи при этом сохраняли свое построение, но, чтобы строй растянулся, разделены они были на отряды не по шестнадцати человек, а меньше, и потому воины стояли не плотно и не щит ко щиту. Толпа за ними казалась наблюдателям со стены огромной и бесчисленной. Эти люди тоже были разделены на отряды; они маршировали, гарцевали на конях, но производили впечатление не воинской силы, а скорее беспорядочной толпы. CIX. О них – так. В это время оказавшийся в осаде самодержец, желая показать врагу, что он еще жив, украсил себя царскими одеждами и расположился вместе с царицами на одном из выступающих ярусов царского дворца; 225 Константин едва дышал, тихо стонал и мог видеть только часть войска, стоявшую неподалеку и прямо перед его глазами. Приблизившись вплотную к городской стене, враги построились в боевые ряды и прежде всего обратились с речами к находившимся на стене, по порядку перечислили все беды, которые принес им Константин, и те, которые их минуют, если царя схватят, но непременно постигнут, если его отпустят. Они просили горожан открыть ворота и впустить в столицу хорошего и достойного императора, который-де и с ними обойдется человеколюбиво, и Ромейскую державу возвысит победоносными войнами с варварами. СХ. Те, к кому обращались македонцы, в ответ не то что слова доброго не сказали, а осыпали их и их главаря самыми отборными ругательствами и оскорблениями; таким образом, расчеты мятежников на простой народ не оправдались, и они начали выкрикивать зловещие угрозы по адресу царя и то высмеивали его за его телесную немощь, то обзывали окаянным и любителем нечестивых забав, пагубой для города и погибелью для народа и добавляли еще другие несуразицы и оскорбления. Многие македонцы – а племя это самонадеянно и дерзко, приучено не столько к воинской простоте, сколько к площадному паясничанью – сошли с коней, на виду у всех устроили хоровод и стали разыгрывать сочиненные тут же комические сценки про императора, при этом притоптывали ногой в такт песне и пританцовывали. Царь видел их кривляния, слышал крики (стоя рядом с Константином, я то ужасался их речам, то находил слова утешения для царя) и, терпя поношения от их слов и от постыдного действа, не знал, что ему делать.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

CV. И действительно, македонцы еще и не приблизились к стенам города, а уже примкнуло к ним по дороге множество добровольцев и явилась толпа воинов из горных областей; все жители вплоть до самой столицы сочувствовали и содействовали их намерениям. Так обстояли дела мятежников, у самодержца же все получалось не так, как надо: собрано не было ни наше войско, ни союзническое, если не считать небольшого отряда из иноземцев, который обычно шествует в царских процессиях; что же касается восточной армии, то ее и на местах не было, и потому не могла она собраться быстро по сигналу, чтобы прийти на помощь очутившемуся в опасности самодержцу. Стояла же она в глубине Ивирии, отражая натиск какого-то варварского племени. 223 Поэтому и пребывал царь в отчаянии и надежды питал разве что на стены, под защитой которых находился; по этой причине он и занялся ими – велел восстанавливать запущенные участки и плотно уставлять стены камнеметными орудиями. CVI. Как раз в этот момент у царя так развилась болезнь суставов, что руки совершенно расслабли, а ноги не могли ходить и разламывались от невыносимой боли. Вконец испортился и расстроился также его желудок, и все тело Константина медленно угасало и разлагалось. Царь не мог двигаться и выходить к народу, и городской люд, решив, что он уже умер, устраивал в разных местах сборища и рассуждал о том, что нужно бежать из города и податься к мятежнику. Вот почему Константин, превозмогая себя, должен был время от времени говорить с народом или же издали показываться ему и видом своим свидетельствовать, что он жив. CVII. В таком состоянии находился император; мятежник же вместе с войском, вихрем примчавшись к столице, расположился на ночлег перед городом, и было все происходящее не войной и противоборством, а самой настоящей осадой и приступом. 224 Как говорили мне воины и некоторые пожилые люди, никогда прежде ни один мятежник не доходил до такой наглости, чтобы установить орудия перед городской стеной и, войском своим опоясав столицу по всей окружности, нацелить луки на ее защитников. Ужас обуял всех жителей, и город, казалось, будет вот-вот сдан. Между тем мятежник, остановившийся невдалеке от стен города, разбил лагерь и торжественно там расположился, но провел в нем лишь небольшую часть ночи, а потом верхом выехал из лагеря, приказав то же самое своему войску, спешившись, прошел вперед, и наутро македонцы стояли уже перед стенами не вперемежку и не в куче, но построенные к сражению и в боевом порядке. А чтобы еще и устрашить нас, людей невоенных, были они все тяжело вооружены: те, что рангом повыше, облачились в поножи и панцири и коней своих покрыли доспехами, остальные же вооружились, кто чем мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

Другой компактной группой славян-мусульман явялются т.н. «горанцы», проживающие на юге Косова и Метохии. Горанцы - в отличие от арнауташей - т.е. албанизированной потомков части сербов-мусульман Косова - сохранили сербский язык и не приняли албанского самосознания. Кстати, болгарские исследователи относят сербов-мусульман Горы, т.е. «горанцев», к «торбашам». Иными словами - всё к тем же «помакам». Однако, торбеши и горанцы в отличие от помаков Пловдива, испытывают на себе албанское давление. И, дабы избежать этого давления, славяне-мусльмане совершенно логично выбирают именно ту идентичность, которая явялется воплощением защиты идеалов своей веры в культурном и политическом пространстве. «В последнее время у македонцев-мусульман можно наблюдать один любопытный процесс. Например, в с.Дебреште (Пприлепско) совершается переход мусульман в «турок», школьники изучают турецкий. С 90-х ХХ века некоторая часть македонцев-мусульман в р-не Долна Жупа декларируют себя как «турки». При этом они не знают турецкого языка, пользуются македонским, но запрещают изучать его своим детям, и те изучают турецкий. Причина подобного поведения в том, что после провозглашении независимости Македонии (1991 г.) эти люди поверили в слухи о том, что если не объявить себя турками. То можно подвергнуться христианизации». Всё логично. Окатоличенные славяне - подданные Габсбургов - в конечном итоге растворились в Хорватском национально-культурном корпусе. Православные, воспринявшие культуру Святосавия (почитание Крестной Славы), становятся в конечном итоге сербами. А мусульмане - рано или поздно - выбирают именно турецкую идентичность. Тем более, что Турция Эрдогана - это уже больше не либеральная недоевропейская республика с политической нацией, а государство, способное реализовать имперский проект наднационального государства, поддерживающего такую культуру, которая будет альтернативой как евросоюзному всесмешению, так и радикализму арабоислама. Т.е. Турция - в том виде, в котором она начала перестраиваться Давутоглу и перестраивается Эрдоганом - вполне соответствует идеалам славян-мусульман Балканского полуострова.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Митрополит Евгений был избран членом многих обществ: в 1806 г. по предложению Г.Р. Державина – членом Российской Академии, что однако, не вызвало большого восторга у самого Евге­ния. В письме к Г. Городчанинову он замечал: «Сим титлом я не льщусь, потому что в Академии сей всякая всячина набита в член­ство, даже и такие, которые отроду никогда не писывали ничего русского» 69 . Наибольшее значение для его исторической учёной деятельности, конечно, имело участие в работе Московского обще­ства истории и древностей Российских (ОИДР), созданного в 1804 г. В 1811 г. Болховитинов стал членом–соревнователем общества, и сразу же прислал ему в дар 48 разных российских монет и меда­лей с кратким их описанием. Связи с обществом Евгений не пре­рывал до конца жизни, делая вклады вещественными памятника­ми древности, рукописями, собственными сочинениями, которые печатались в трудах и записках общества. В 1815 г. Евгений был избран в члены Казанского общества любителей отечественной словесности при университете (предсе­дателем его был проф. Г. Городчанинов), предлагал обществу глу­боко продуманную программу изучения местного края и подарил татарские и казанские грамоты 70 . В своей дальнейшей служебной и учебной деятельности Ев­гений продолжал изучение славянских древностей, расширяя круг связей в учёном мире. С 1808 по 1813 гг. он возглавлял Вологод­скую епархию и своеобразный вологодский край – «северная Ук­раина, не побеждённая ещё развратом больших дорог» 71 , чрезвы­чайно заинтересовал Болховитинова. 25 мая 1808 г. он писал В. Македонцу: «На сих днях хочу уехать в Тотьму и далее в Устюг, а буде погода споспешна, то и еще далее до Яренска, Устьсысольска и проч. и проч. Весь вояж мой будет водой» 72 . Это намерение Евге­ний осуществил, путешествуя целое лето по вологодской земле. Уже в сентябре он писал тому же Македонцу: «Целое лето я к вам не писал, потому что все лето я проездил по восточным полуазиятским краям своей епархии. Тысячи две верст объехал по рекам, а сот пять сухим путем. Доезжал почти до Печоры и проехал всю Зы­рянскую землю, в которой и по-русски, кроме попов, мало кто знает» 73 . Во время всего путешествия Евгений фиксировал остатки старины и древности, записывал местные исторические преданияи сказания. Были собраны материалы для обширных статей о древностях и старине вологодского края.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Новакович отправил учеников в Белград в учебные заведения Общества св. Саввы, созданного в 1886 г. для обучения слав. молодежи, приехавшей из М., и подготовки учителей для ведения в этом районе серб. пропаганды. Но в Белграде сербские националисты из Общества св. Саввы внушали обучаемым, что те являются чистыми сербами, в результате эта группа македонцев отправилась в Софию. Но там среди них произошел раскол: промакедонистски настроенное меньшинство, убедившись, что в Болгарии и речи никакой не может идти о самостоятельном македонском народе, возвратилось в Белград, а подавляющее большинство, выступавшее за сохранение общеболгарского единства, осталось. Об идеологии этих групп можно судить по программам и деятельности тех общественных объединений, которые были ими впоследствии созданы: оставшиеся в Болгарии основали в 1892 г. «Молодое македонское литературное объединение» с печатным органом «Лоза», а вернувшиеся в Сербию во главе с Крсте Мисирковым - в 1893-1894 гг. объединение «Вардар». Целью деятельности «лозарей», среди которых были будущие активисты Внутренней Македонско-Одринской революционной организации (ВМОРО) и Верховного Македонского комитета (ВМК), являлось формирование болгарского лит. языка с учетом македон. диалекта. Их национальное самосознание было четко выражено в ст. «Несколько слов по вопросу о национальности», где утверждалось, что «национальность македонцев не может быть никакой другой, кроме болгарской» ( Пандев К. Националноосвободителното движение в Македония и Одринско (1878-1903). София, 2000. С. 69-70). Вернувшиеся в Белград молодые македонцы стали идеологами «автохтонного» македонизма, сотрудничавшего с серб. властями. Ставший в 1893 г. министром иностранных дел Новакович взял их под свою опеку. Но по мере сотрудничества серб. правительства с македон. интеллектуалами все более проявлялось стремление последних к независимости. Они не хотели ограничивать свою деятельность изучением М. в историческом, этнографическом, филологическом и географическом отношениях, а планировали тайно приступить к политической деятельности, целью которой была самостоятельность М.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

II. Для чего Апостол послал к коринфянам за милостынею Тита и других братий (9:1–5) Для того, чтобы у коринфян все было готово, к времени прихода к ним самого Апостола с македонцами, и чтобы он потом не постыдился за них перед македонцами (ст. 1–4), вместе, чтобы все это было добровольно, а не как побор лихоимцев (ст. 5). Раздел третий. Увещания к щедрому, охотному и радушному подаянию (9:6–15) I . По мере добровольной щедрости б ывает и Божье благословение (9:6– 11) Милостыня – посев, и как кто сеет, так и получит от Бога жатву (ст. 6). Надо поэтому стараться охотно благотворить (ст. 7), и молить Бога даровать коринфянам от щедрот своих, для дела благотворения (ст. 8), ибо и по Писанию, правда Божья за правду людскую, пребывает вечно (ст. 9). Только бы Тот, Кто дает обилие жатвы на поле, умножил бы плоды и вашей правды – человеколюбия (ст. 10), дабы другие воссылали за это благодарение Богу (ст. 11). II. Добровольная щедрость возбуждает всю христианскую жизнь и служит к славе христианского исповедания (9:12–15) Принимающие от вас милостыню будут благодарить Бога (ст. 12) за то, что Он покорил вас Евангелию Христову, и что Евангелие это принято вами не мертвенно, а живо воздействовало на вас (ст. 13). И не только будут благодарить за вас Бога, но и молятся за вас, чтобы Бог обильно излил на вас Свою благодать (ст. 14). И в заключение, как выражение своего довольства коринфянам, благодарит Бога за все, что Он сделал для них, со времени принятия ими христианства (ст. 15). Часть третья – защитительная (10:1–13:10) Говорили, что Апостол строг только на словах, потому что он очень не чужд соображений чисто земного характера, как бы двуличен. На это святой Павел дает ответы. Раздел первый. «Я и в лицо строгим бываю, как и на письме» (10:1–11) Приведши слух о себе, будто бы он лично смирен, а в отсутствии строг (ст. 1), и намекнув, что как бы не пришлось испытать правоту его слов тем, кто это говорит про него (ст. 2), святой Апостол объясняет, что судить о нем по видимости нельзя (ст. 3). Его оружия не обычные, но могущественные, и для разрушения злых замыслов (ст. 4), и к сокрушению всякого лжеучения, противного разуму Божию (ст. 5), что может проявиться, в случае нужды, по прибытии его и в Коринф (ст. 6). Вооружаясь этой властью, которой всякий из вас может судить, нося и в себе тоже дух силы Христовой (ст. 7), Апостол мог бы явиться среди них таким же строгим, как строг и в послании (ст. 8–11). Раздел второй. «К строгости уполномочивает меня мое апостольское звание»(10:12–12:18)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Выбравшиеся первыми на занятый противником берег были изрублены врагом. Александр вел за собой правое крыло кавалерии, и, выскочив из воды, он вместе с отрядом всадников направился туда, где были сосредоточены лучшие силы персов и где находились их военачальники. В горячей сече македонцы обнаружили превосходство и в боевой выучке и в вооружении. Их оружием были не дротики, а копья с древками из кизила. Увидев Митридата, Александр бросился на него и в поединке нанес ему удар копьем в лицо, сбросив его на землю. Тогда персидский воин, ударив царя кинжалом по голове, разрубил шлем, однако Александр копьем поразил его в грудь. Перс Спитридат сзади замахнулся на царя кинжалом, но Клит опередил его и отсек Спитридату руку вместе с кинжалом и тем спас жизнь царю. Тем временем продолжалась переправа; натиск македонской конницы и пехоты на противника оказался столь сильным, что персы дрогнули и отступили, а затем обратились в бегство. В бою погибло около тысячи персидских всадников. Наемная пехота, парализованная ужасом, осталась на месте сражения, но почти не оказывала сопротивление и была изрублена конницей гетайров. В плен было взято около 2 тысяч персов. В сражении пали сын Дария Арбупал и его зять Митридат. Македонцы потеряли 25 гетайров, 60 других всадников и около 30 пехотинцев. Царь с почестями похоронил павших, и по его приказу Лисипп, которому удалась лучшая скульптура самого Александра, изваял статуи 25 павших на берегу Гарника гетайров. Вдовы, родители и дети погибших были щедро вознаграждены Александром. Царь позаботился о раненых, сам осмотрел их раны и давал при этом дельные советы врачам. По его приказу были похоронены павшие персидские военачальники и наемники-эллины, но пленных эллинов, служивших врагу, он велел заковать в кандалы и отправить в Македонию. В Афины в благодарность за участие ее граждан в сражении царь выслал 500 комплектов персидского воинского снаряжения в дар Палладе. Этот дар сопровождался надписью: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме лакедемонян, взяли от варваров, обитающих в Азии» (см.: Арриан, цит. изд., с. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Среди эпистолярного наследия митр. Евгения его письма к Македонцу за­нимают значительное место по своему объему и разнообразию содержащихся в них сведений: от светских новостей, передаваемых из столицы в провинцию, до частных замечаний, касающихся личных взаимоотношений двух давних прия­телей, и многочисленных наблюдений и размышлений их автора. В настоящее время известно 113 писем митр. Евгения В. И. Македонцу, охватывающих пер­вые 12 лет пребывания Е. А. Болховитинова вдали от родного Воронежа на новом поприще монашеского и епископского служения. Первое из сохранившихся пи­сем было написано на третий день пребывания Евфимия Алексеевича в Москве проездом в Петербург 17 февраля 1800 г. 11 , последнее датируется годом кончины Македонца: оно было отправлено из Вологды 18 ноября 1812 г 12 . Большая часть из них – 90 – была напечатана в журнале “Русский архив” за 1870 г. 13 Фрагмен­ты восьми писем были помещены в юбилейном Евгениевском сборнике 14 . Основной массив писем митр. Евгения к Македонцу был подготовлен к публикации в журнале «Русский архив» бывшим учителем воронежской гим­назии, впоследствии чиновником московского архива Министерства юстиции Н. Е. Северным (1837–1919) 15 . По его сообщению, письма были случайно обна­ружены на воронежском рынке и спасены от уже начавшегося уничтожения пре­подавателем кадетского корпуса Э. А. Завадским (1830–1862), после кончины которого законоучитель воронежской гимназии Н. А. Волков передал десять из имеющихся писем для публикации А. Д. Ивановскому, а остальные предоста­вил в редакцию «Русского архива». На основании рассказа Волкова Северный высказал предположение, что переписка сохранилась не полностью 16 . Остается невыясненным, какова была судьба писем митр. Евгения в течение нескольких десятилетий после кончины в 1812 г. Македонца, бережно сохранявшего их при жизни 17 . После публикации в «Русском архиве» подлинники писем были переда­ны в Чертковскую библиотеку, при которой издавался этот журнал 18 . После того как в 1871 г. Г. А. Чертков передал свою библиотеку в дар Москве, она поступи­ла в ведение Московского городского управления, а в 1887 г. вошла в собрание Исторического музея. В настоящее время эта часть писем, объединенная под единым переплетом, хранится в Ф. 445 Чертковых в ОПИ ГИМ 19 . Кроме писем к Македонцу в этом архивном деле находится хорошо известное исследователям письмо Е. А. Болховитинова к другим членам воронежского кружка – директору училищ Воронежской губернии Григорию Андреевичу Петрову, медику Ивану Никитьевичу Еллинскому, помещику Ивану Никитьевичу Черенкову и учите­лю народного училища Воронежа, впоследствии профессору русской истории и права Харьковского университета Гавриле Петровичу Успенскому, в котором он сообщает своим приятелям о первых днях пребывания в Петербурге и монаше­ском постриге 20 , а также копии других документов, адресованных Евгению.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Во-вторых, людям не сообщается, что " подписание договора с Греческой Республикой " означает изменение названия страны, которым македонцы очень дорожат и которое совпадает с названием их языка (отдельного славянского наречия, имеющего черты сходства и с болгарским, и с сербским языками). Македонией эта территория называлась и в составе СФРЮ, только тогда она была не независимым государством, а " Югославской Республикой Македонией " . Голосуют неучастием Ответ людей на такое жульничество был типичен для жителей приснопамятного " лагеря социализма " – они просто не пришли на голосование, тихо просаботировав начальственные призывы. Этим македонцы поставили в неудобное положение генсека НАТО Столтенберга, который как раз начал трубить победу, не дожидаясь окончательных результатов. Причиной для его преждевременной радости стали пресловутые экзитполы – опросы населения на выходе с избирательных участков. Из проголосовавших свыше 90% выступили за соглашение между Скопье и Афинами. В ЕС это сразу объявили победой, а прозападный македонский премьер Зоран Заев призвал власти " прислушаться к гласу народа " . Когда стало ясно, что " глас народа " отражает мнение едва лишь третьей части населения (несмотря на всю пропагандистскую накачку), Заев и Столтенберг даже не извинились, но хотя бы, что называется, заглохли... В Румынии перестарались В Румынии Евросоюз и другие западные структуры тоже опозорились, но не по причине шапкозакидательских настроений, как в Македонии. В Румынии их подвел собственный комический алармизм – они, выражаясь в стиле Козьмы Пруткова, " перебдели " в защите гомосексуальной семьи. Здесь характерен панический заголовок с сайта немецкой радиостанции " Дойче велле " : " В Румынии проходит референдум, угрожающий легализации однополых браков " . Постойте, господа, никакой такой легализации в Румынии еще не было, однополые браки не разрешены законом, как можно угрожать тому, чего нет? Инициаторами референдума выступили группы православных активистов, сплотившихся в объединение " Коалиция за семью " . Референдума они добивались с 2016 года – абсолютно демократическими, ненасильственными методами. Активисты собрали 3 миллиона подписей в поддержку референдума, и запретить его проводить в таких условиях ни ЕС, ни его сторонники в Румынии не могли. Вопрос перед избирателями был поставлен вполне мирный: поддерживаете ли вы замену старого определения брака в законодательстве Румынии ( " союз между супругами " ) на более точное – " союз между мужчиной и женщиной " ?

http://religare.ru/2_116417.html

Согласно переписи 1948 г., в М. проживало 1,153 млн чел., а в 1953 г.- 1,305 млн чел., в т. ч. 861 тыс. (66 %) - македонцы, 204 тыс. (15,6%) - турки и 163 тыс. (12,5%) - албанцы. 23 июля 1963 г. в Скопье произошло катастрофическое землетрясение, в результате к-рого было разрушено 75-80% зданий, более тысячи человек погибло. Благодаря международной помощи македонская столица была вскоре отстроена заново. В послевоенный период экономика М. носила аграрно-индустриальный характер, сельские районы пустели, росла численность населения крупных городов (прежде всего Скопья), мн. македонцы уезжали на заработки за границу, македон. диаспоры появились в странах Европы, США и Австралии. Попытки индустриализации экономики М. (50-е гг. ХХ в.) и ряд экономических реформ (60-70-е гг. ХХ в.) не принесли ожидаемых результатов. В 1981 г. в М. был самый высокий по СФРЮ уровень безработицы - 21,5%. Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г. Католический кафедральный собор Пресв. Сердца Иисуса в Скопье. 1977 г. Начало распада Югославии вызвало политический кризис в М. и способствовало формированию многопартийной системы правления. В выборах в нояб. 1990 г. в М. приняли участие более 80 партий и независимые кандидаты. Наибольшее число мандатов (38) получила партия ВМРО-ДПМНЕ (преемница ВМРО, создана в 1990), Союз коммунистов Македонии - Партия демократических преобразований (с апр. 1991 - СДСМ) получила 32 места, а албан. Партия демократического процветания - 23 места. 25 янв. 1991 г. македон. парламент принял Декларацию о суверенитете республики, а 8 сент. на референдуме 95% проголосовавших высказались за ее отделение от СФРЮ. Офиц. провозглашение независимости М. состоялось 17 сент. 1991 г., 17 нояб. была принята Конституция Республики Македонии. Возникшая в нач. 1991 г., после объявления независимости Словении и Хорватии, угроза попытки сохранения единства Югославии силами федеративной армии была устранена в февр. 1992 г., когда по договоренности председателя македон. парламента К. Глигорова с начальником генштаба Югославской армии югослав. военные покинули территорию республики.

http://pravenc.ru/text/2561510.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010