По окончании училища Константин остался на Афоне, поселившись в Филофеевской обители. Там он был пострижен в монахи с именем Косма и со всем усердием преуспевал в трудах монашеской жизни. Некоторое время спустя, когда для обители понадобился священник, он, по благословению отцов Филофеевской обители, был рукоположен в иеромонаха. Еще живя в миру, святой Косма сокрушался о невежестве многих христиан. Он считал, что получившие духовное образование должны нести христианское просвещение простому народу. Он открыл свое намерение духовным отцам и, получив от них позволение, отправился в Константинополь для свидания с родным своим братом, учителем Хрисанфом, у которого стал учиться риторике. Обучившись риторике, святой Косма обратился за благословением на проповедь к архиереям и Патриарху Серафиму II. Патриарх дал ему письменное дозволение проповедовать Евангелие. Косма начал проповедовать Евангелие Царствия Небесного сперва в церквах и селениях константинопольских, потом отправился в Навпакт, во Врахори, в Мисолонги и в другие места, а оттуда снова пришел в Константинополь. Там он обратился к новому Патриарху, Софронию, за благословением на проповедь. Получив благословение, святой Косма продолжил евангельскую проповедь в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Верии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на острове Святой Мавры (ныне Лефкас), Кефалонии и в других местах. После этого Косма возвратился на Святую Гору. Посещая монастыри и скиты, он говорил поучения отцам и провел некоторое время в чтении Божественных отеческих книг. Но так как от любви, какой сердце пламенело к пользе христиан, не мог он медлить долее, то удалился со Святой Горы и, начав с селений в окрестностях ее, продолжил проповедовать. Святой Косма повсюду находил благодарных слушателей. Учение его, подобно учению апостолов, было весьма просто, спокойно и кротко, чем и доказывалось несомненно, что оно исполнено благодати кроткого Утешителя Святого Духа. Особливо же на острове Кефалонии святой Косма произвел великий душеполезный плод.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Святой Косма обошел почти все Додеканесские острова, затем направился проповедовать в Фессалоники и Верию. Обойдя почти всю Македонию, он подошел к пределам Химарры, Акарнании, Этолии, дошел до Арты и Превезы, оттуда отплыл во Святую Мавру и на Кефалинию. Святой Косма не довольствовался проповедями, обращенными к тысячам слушателей, но учил, сколько мог, и каждого человека в отдельности. Во время своих апостольских путешествий св. Косма заводил беседы с людьми из разных сословий и даже с иноверцами с одной – единственной целью – просветить и спасти всякую душу. Во дворцах турецких беев и пашей служили кормилицами и нянями христианки. Они находились в опасности быть соблазненными, и святой Косма смог убедить многих турок удалить от себя этих женщин. Он говорил туркам, что осквернением себя связью с женщинами чужой веры они навлекут на свой род гнев небес, и он будет стерт с лица земли. А христианам он внушал, что их женам не подобает вскармливать турецких детей, чтобы не пострадать подобно курице из басни Эзопа, высидевшей яйца змеи. По словам историка Зотоса-Молоттоса, автора «Словаря всех святых», благодаря святому Косме 1500 кормилиц и нянь – хрисгианок, служивших во дворцах пашей и беев, были освобождены и благодарили за это святого. Состоятельные люди под влиянием проповеди святого Космы начинали творить дела милосердия. В большинстве селений Эпира, Македонии и Албании не было купелей для Крещения. Косма убедил своих богатых соотечественников из Константинополя, Янины и других городов Греции пожертвовать средства на них, и в эти селения было отправлено более четырех тысяч медных купелей. Косма просил состоятельных людей закупать святоотеческие книги и сборники христианских поучений, четки, нательные крестики, платки. Книги он раздавал в дар тем, кто был грамотен, или тому, кто обещал научиться читать; платки же – более сорока тысяч – дарил женщинам, чтобы они покрывали ими свои головы. Четки и крестики – более пятисот тысяч – давал простому народу, чтобы он молился о прощении грехов людей, пожертвовавших эти подарки.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Косма прибыл в Константинополь с твердым намерением начать деятельность проповедника. Здесь открыл он мысль свою благословенным архиереям и учителям, и, слыша, что все, как один, они побуждают его приступить к выполнению этого дела Божьего, он взял благословение у патриарха Серафима . Серафим был родом из Делвино, а следовательно, хорошо знал трагическую обстановку, сложившуюся в материковой Греции. Кроме того, до вступления на патриарший престол он был митрополитом в наиболее проблемных областях Греции: Фракии и Этолии. Предположительно, маршрут первого миссионерского путешествия Космы был разработан при участии патриарха, который с большим воодушевлением и одобрением отнесся к миссии, что тот на себя возложил. Путешествия и деятельность Космы традиционно принято называть миссионерскими. Правомерно ли использование этого термина? Ведь на момент его проповеди многие жители Балкан уже были христианами. Несомненно, проповедь православия была в той ситуации вполне оправданной и актуальной: часть населения добровольно принимала ислам, усиливалась пропаганда католицизма и протестантизма , росло влияние и авторитет западного Просвещения. Многие греки, сербы, болгары оставались православными только по букве, но не по духу. Они были мало знакомы с основами православного вероучения, отошли от святоотеческой традиции. Миссионерская деятельность Космы носила многосторонний характер: с одной стороны, он стремился вернуть отошедших от православия в лоно церкви, с другой, хотел возродить чистоту христианской жизни, распространить святоотеческую традицию и укрепить единство народа. В деревне Таксиархис сохранился камень, на котором имел обыкновение учить святой Косма " Так блаженный Косма начал проповедовать Евангелие царствия небесного сперва в церквах и селениях в окрестностях Константинополя, потом же отправился в Навпакт, в Врахохори, в Месолонги и в другие места, а оттуда вновь прибыл в Царьград. Испросив совета у тогдашнего патриарха Софрония и, получив от него снова дозволение и благословение, он начал еще более пламенно, ревностно и самоотверженно проповедовать слово Евангелия. Обошел почти все Додеканезские острова и, научив христиан приносить покаяние и творить дела богоугодные и достойные покаяния, в 1775 году вновь возвратился на Святую гору. Посещая тамошние монастыри и скиты, Косма говорил поучения отцам и посвятил какое-то время чтению святоотеческих книг. Но так как его сердце было переполнено любви к христианам и стремлением помочь своим братиям (он сам неоднократно говорил об этом многим отцам), он не мог больше медлить. Удалившись со Святой горы, Косма начал проповедь с окрестных селений, и продолжил проповедовать в Салониках, Верии и во всей Македонии, прошел области Химару, Акарнанию, Этолию до самой Арты и Превезы, а оттуда отплыл на острова: святую Мавру и Кефалонью " .

http://pravoslavie.ru/40919.html

Прожив недолго на святой горе, Косма удалился оттуда и, начав с селений в ее окрестностях, продолжал проповедовать в Фессалонике, в Веррии и во всей Македонии; он прошел области: Химору, Акарнанию, Этолию до Арты и Превезы, а оттуда отплыл на острова: Мавру и Кефалонию. Везде, где проходил блаженный Косма, к нему стекалось множество народа, который с умилением и благоговением внимал его проповеди. Проповедь его, подобно проповеди апостолов, была весьма проста, спокойна и кротка, вследствие чего она весьма сильно действовала на умы и сердца слушателей и сопровождалась духовною пользою и исправлением нравов. Проповедь Космы подобно тому, как и когда проповедь апостолов, сопровождалась различными знамениями и чудесами. Так на острове Кефалонии был один портной, у которого с давнего времени правая рука была суха и не действовала. Пришедши к блаженному Косме, он просил исцелить его сухую руку. Блаженный посоветовал ему с благоговением слушать проповедь, и тогда Бог умилосердится над ним. Сухорукий послушался его совета и едва выслушал проповедь святого, на другой же день совершенно исцелился. Другой расслабленный, услышав о таком чуде, велел приносить его на место проповеди блаж. Космы и через несколько дней стал совершенно здоров. Проходя в летнее время через селение Курули, святой ощущал жажду и попросил воды из находившегося там безводного колодезя. Ему сказали, что в колодезе воды нет, но, по слову святого, достали со дна несколько грязи с водою, которую и принесли. Косма выпил немного воды, и с того времени тот колодезь стал источать чистую воду и был зимою и летом всегда полон воды, даже сделался целебным от многих недугов. Местом проповеди Космы было по большей части открытое поле вне селения или города, так как ни один храм, ни одно здание не могли вместить того множества народа, которое слушало святого. Косма обыкновенно наперед объявлял, где хотел остановиться и говорить проповедь, – на этом месте ставили большой деревянный крест; святой, установив около креста свою кафедру, всходил на нее и учил; по окончании проповеди, кафедру он брал с собою, a крест оставался на месте в воспоминание его проповеди. Впоследствии, где были поставлены такие кресты, Бог являл многие чудеса. Так на о. Кефалонии, среди аргостольской площади, у одного из таких крестов открылся чудесный источник, никогда не оскудевающий водою.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этот случай окончательно его убеждает. Он получает благословение игумена, получает благословение афонских старцев и отправляется в Константинополь, где его встречает брат, который уже стал начальником Константинопольской академии. Брат знакомит его с патриархом Серафимом Вторым, который с большим одобрением относится к идее Космы стать проповедником и назначает его главным проповедником Восточной Церкви. Сохранились свидетельства о том, что он провожал Косму несколько сотен метров и потом долго благословлял вслед уходящего странника, который отправлялся на подвиг проповеди Евангелия. Теперь о территории, где проповедовал Косма Этолийский. Это практически вся территории Греции. Здесь вот карта удачная в том смысле, что охвачена территория, где проповедовал Косма. Он не был только на полуострове Пелопоннес и на Крите, потому что там был наиболее высокий уровень образования и знаний. Он охватывает всю остальную Грецию и Малую Азию, окрестности Константинополя, захватывает Албанию. Очень много времени уделяет проповеди в Албании. Вот Бывшая Югославская Республика Македония. И захватывает немного Болгарию. Есть разные данные, но я вам сказал то, что точно установлено наукой. Есть мнения о том, что он был в Сербии, что он был чуть ли не в румынских землях, в Бессарабии, доходил до территории, входящей в Молдавию, чуть ли не в Одессе побывал. Но это такие предания, которые, вероятно, с действительностью имеют мало общего. Косма охватывает большую часть территории Константинопольского патриархата, все наиболее проблемные регионы. Особое внимание он уделяет областям, которые находятся в критическом состоянии. Эти миссионерские путешествия (всего их было четыре) продолжались с 1760 по 1779 годы. С 1773 по 1775 год был перерыв в связи с политическими событиями, это время он провел на Афоне. Что касается реакции народа, то на первом этапе своей деятельности он столкнулся с трудностями. Подчас ему приходилось встречаться с враждебностью местного населения. Есть данные о том, что где-то его встретили камнями, где-то его изгнали из своего селения, и так продолжалось примерно год. Но он не опускал руки и продолжал искать подход к людям.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Евгений Яннулис стал для Космы примером удачного совмещения учительства и священства. Во многом благодаря его примеру, святой впоследствии сам вышел в мир и затем призывал к расширенному толкованию задачи священника как педагога и объединителя разрозненных народных сил. Методика преподавания Яннулиса, особенности его образовательной концепции во многом повлияли и на Косму Этолийского , для которого также были характерны: воспитание на собственном примере, использование народного языка 211 , преданность традиции, совмещение учительства и проповедничества, основание новых школ и подготовка преподавателей. Несмотря на это, масштаб деятельности Космы Этолийского и Евгения Яннулиса были явлениями несопоставимого порядка. К середине XVIII века школы, основанные Яннулисом, пришли в упадок и фактически прекратили своё существование. Система учебных заведений, основанных святым Космой, напротив, выдержала проверку временем. Ещё одним предшественником Космы Этолийского был проповедник Нектарий Терпос, деятельность которого пришлась на первую половину XVIII века. Терпос, как впоследствии и Косма, проповедовал на народном языке и уделил особое внимание району Северного Эпира и Македонии. Его книга «Вера» выдержала три издания и, несмотря на запрет турецких властей, снискала большую популярность у православного населения империи. Поучения Терпоса, построенные на святоотеческой и античной традиции, были направлены на поддержку национального и религиозного самосознания его слушателей. Косма Этолийский жил в условиях простой деревенской жизни до двадцати лет, то есть в период формирования основных принципов и мировоззренческих установок. Общение с простыми, зачастую неграмотными, терявшими связь с традицией, терпящими лишения соотечественниками, не только предопределило его решение посвятить себя делу возрождения нации, но и помогло ему на этом пути. Косма, долгое время помогавший родителям в их ремесле 212 и ведении хозяйства, был хорошо знаком с реалиями и проблемами сельской жизни и мог общаться с соотечественниками на равных, а не как кабинетный учёный, знакомый с ситуацией лишь в теоретическом аспекте, миссия которого неизбежно была бы обречена на провал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Святой Косма начал проповедовать Святое Евангелие, стал возвещать его сначала в церквах Константинополя и окрестных селениях, затем в придунайских княжествах, в Фессалониках, в Веррии, в Македонии, в областях Химаре, Акарнании, Этолии, на островах Святой Мавры, Кефалонии и в других местах. Со временем греки так полюбили Косму, что за ним ходили огромные толпы народа: священники, совершавшие литургии и молебны, а также миряне, которые не хотели пропустить ни одной проповеди. Иногда за святым следовало по две-три тысячи человек.Бог утверждал слова Космы Этолийского знамениями и чудесами. Например, как-то раз в селении Петрохори селяне предложили святому трапезу, но воды у них не было. Косма Этолийский Тогда Косма взял в руки посох и осенил крестным знамением скалу. Камень тут же рассекся, и из него потекла вода. Этот источник существует до сих пор.Особое внимание святой уделил миссионерской деятельности в венецианских владениях, где католики проповедовали свою латинскую ересь. Католики, местная знать и ростовщики всеми силами пытались запретить Косме проповедовать там. Ростовщиков-евреев злило то, что святой призывал народ не занимать у них деньги.В фильме показана рукопись, которой излагаются события изгнания Космы с Закинфа.  Дело в том, что он добился переноса торговых дней на субботу, тем самым парализовав торговлю иудеев. Иудеями была написана жалоба и она сохранилась!   Также проповедь святого была ненавистна прикормленному турками и католиками высшему духовенству, которое не заботилось о православном воспитании. Несмотря на все козни врагов, Косме удалось обойти венецианские владения с проповедью, хотя и не без конфликтов.Где бы святой ни проповедовал, он всегда учил народ не торговать по воскресеньям и не работать, а посвящать этот день Богу. Как-то раз одна женщина в воскресный день поставила тесто, а вынула из печи хлеб красного цвета, как будто замешанный на крови. У купца же, торговавшего в воскресенье, отнялась рука. После того как он исповедовал свой грех Косме, он исцелился.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=784

Особое положение Пелопоннеса отмечали и сами его жители: «Во всём Пелопоннесе кроме нас находится более ста тысяч человек самых способнейших, во всякой готовности к принятию оружия состоящих... в тех местах правоверные люди без всякого сравнения гораздо превосходят неверных числом своим... Мы без упоминания оставим о народах, живущих в Македонии, Фессалии и других провинциях, в коих верные с неверными могут быть число равными» 346 . Из этого же документа, найденного нами в архиве внешней политики Российской империи, явствует, что в отличие от большинства сограждан, многие жители Пелопоннеса обладали высоким образовательным уровнем, широко использовали церковную и книжную лексику 347 . Говоря о количестве школ, основанных Космой, следует руководствоваться тем, что их можно поделить на две категории: основанные лично Космой и основанные в соответствии с его учением. «Основал он школы повсюду посредством своего учения» 348 , – пишет его биограф. Очевидно, что при этом он имеет в виду не только школы, открытые проповедником в ходе своих миссионерских путешествий. Дело в том, что Косма, не имея возможности посетить все населённые пункты лично, обычно учил местных жителей в «кефалохори» – центральной деревне района. На проповедь туда стекались люди из небольших или труднодоступных соседних деревень: «видя множество народа, собранного из соседних селений... он выбирал просторное место и начинал свою проповедь» 349 . Справедливость этого тезиса подтверждает и численный состав аудитории, собиравшейся на проповеди Космы: венецианские власти на острове Кефалонья называют даже цифру 15–16 тысяч человек 350 . Даже если эта цифра несколько и преувеличена (хотя мы имеем дело с объективным и незаинтересованным свидетельством), становится очевидным размах его деятельности. Косма Этолийский в своих проповедях неоднократно призывал присутствующих основывать «школы, чтобы учить своих детей грамоте» 351 . В «кефалохори» он обычно открывал школу сам и подробно объяснял в своей проповеди её устройство и задачи, рассказывая, как она должна функционировать. Логично было бы предположить, что жители других населённых пунктов, следуя его советам, сами по возращении домой основывали школы в своих селениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Константин Икономос Активизация протестантских миссионеров натолкнулась на противодействие одного из ведущих грческих ученных и церковных деятелей - Константина Икономоса (1780-1857). С 1834 года при его участии стала появляться первая антипротестантская апологетическая литература. В книге «О семидесяти толковниках», доказывалось превосходство перевода семидесяти над протестантскими переводами. Из других полемических сочинении Икономоса отметим исследование «О трех церковных степенях иерархии», направленное против пресвитериан. Крупнейшим православно-политическим движением стало созданное в 1839 году «Филортодоксальное общество». Во главе тайного братства традиционалистов стоял легендарный герой революции 1821 года Никита Стамателопулос (прозванный «Никитарас»). Движение ставило сразу несколько задач: национальную (освобождение Фессалии, Эпира и Македонии) и религиозную (защита Церкви от западных влияний и возведение на трон православного короля). Никитарас Движение носило русофильский характер и возлагало особые надежды на помощь единоверных братьев. В этот период традиционная любовь греков к России приняла и форму политической идеологии – была создана «русская партия», в которую вошли многие влиятельные военные и представители интеллигенции. Участии в партии и «филортодоксальном обществе» дорого для них обошлась, они были обвинены в подрывной антигосударственной деятельности и организации заговора. Многие «филортодоксалы» были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения. Несколько лет спустя эстафету у членов «филортодоксальной группы» принял выдающийся общественный деятель и носитель традиционных филокалических идеалов Косма Фламиатос. Выходец с острова Кефалонья он был воспитан в духе исихастского святоотеческого предания (родители даже назвали мальчика в честь Космы Этолийского). Подобно своему великому тезке Фламиатос стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Особо Фламиатос боролся против врагов Церкви, к числу которых относил инославного короля, католических и протестантских миссионеров и масонов. Кроме того Косма проявил себя как настоящий подвижник в миру и выдающийся богослов, успешно противопоставивший свои взгляды пиетистским и схоластическим западным моделям. Его сторонники на местах образовывали особые братства, в которые входили выдающиеся общественные деятели, представители клира и монашества.

http://pravoslavie.ru/55488.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА ФЛАМИАТОС [Греч. Κοσμς Θλαμιτος] (1786 - 23.06 (?). 1852), монах, греч. писатель, проповедник и общественный деятель. Биография Род. в Сами на о-ве Кефалиния в семье священника. Родители назвали сына в честь равноап. Космы Этолийского , одного из выдающихся представителей филокалического возрождения XVIII в., и воспитали его в духе святоотеческой традиции. Подобно равноап. Косме, популярность к-рого на Кефалинии была очень велика, К. Ф. стал странствующим проповедником и ревностным защитником Православия. Получив разностороннее образование, К. Ф. преподавал во мн. кефалинийских учебных заведениях, в частности в Аргостолионе, Асосе, Фараклате, Куркумелате. Просветительскую деятельность К. Ф. сочетал с аскетическим деланием, стараясь жить в миру, как монах. Известность и авторитет К. Ф. зиждились на его многолетней борьбе с брит. администрацией в период протектората Великобритании над Ионическими о-вами (1815-1864). Он выступал против целенаправленных попыток протестантизации населения Кефалинии. В 1836 г., чтобы склонить К. Ф. на свою сторону, брит. власти предложили ему должность преподавателя в Ионической академии на о-ве Керкира. К. Ф. ответил отказом и продолжил антибрит. деятельность, за которую был дважды выслан с Кефалинии: сначала на Китиру, а затем на небольшой о-в Вардиани. В 1838 г. К. Ф. вместе с др. уроженцами Кефалинии свящ. Евсевием Панасом и Константином Типалдосом-Иаковатосом (впосл. митрополит Кефалинийский) вступил в крупнейшее тайное православно-политическое движение, которое в 1839 г. сформировалось в «Филортодоксальное общество» (Θιλορθδοξη Εταιρεα). Во главе этой организации стояли герой греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. Никита Стамателопулос (прозванный Никитарас), Г. Каподистрия (брат И. Каподистрии ) и др. влиятельные военные и политические деятели из т. н. русской партии. Движение, в деятельность к-рого активно включился К. Ф., ставило перед собой сразу несколько задач: освобождение Ионических о-вов, Фессалии, Эпира и Македонии от иностранного господства, защиту Церкви от зап. влияний, отмену автокефалии Элладской Православной Церкви и восстановление канонического единства с К-польским Патриархатом, возведение на греч. трон правосл. короля. Участники «Филортодоксального общества» были обвинены в подрывной антигос. деятельности и организации заговора. Многие его члены были преданы суду и приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://pravenc.ru/text/2458841.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010