Принято считать (но не доказано), что значительная часть древней росписи погибла во время варварской реставрации 1843 г. ( Лазарев. 1986. С. 96; Плугин. 1974. б/п). Скорее всего процесс разрушения и уничтожения древней живописи происходил постепенно, по мере ветшания здания, и ремонт 1843 г. не внес существенных изменений в сложившуюся ситуацию. Так, сведения о разрушении живописи имеются уже в 1756 г., когда «стенное иконное писание послиняло да и опало, и от стен обвалилось, а иное хотя небольшое дело частями и не отвалилось и на стенах значится, и то ветхое же, и слиняло, и отстало от стен прочь» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. Д. 122. Л. 1). Приводимые прот. В. В. Косаткиным данные о ремонте 1843 г., во время к-рого Строительная комиссия «старую штукатурку в алтаре, церкви и на хорах сбивала во всех местах, неровные камни, где нужно, обтесывала и все стены перетирала, как нужно под росписание» ( Сычев. 1976. С. 324), можно рассматривать как указание на очистку стен от прежней штукатурки, покрывавшей голые стены собора, коль скоро обнаруженные тогда же фрески XII в. под хорами были сохранены «реставраторами» в целости (подготовленные под роспись стены храма расписаны к 30 сент. 1843). Апостолы и небесные силы. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись юж. склона зап. свода Апостолы и небесные силы. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись юж. склона зап. свода Сведения об открытии древних фресок в 1843 г. и об их возобновлении летом 1844 г. сохранились в делах архива Святейшего Синода. Согласно рапорту, направленному в Синод архиеп. Владимирским и Суздальским Парфением (Васильевым-Чертковым), комиссия, учрежденная имп. Николаем I для приведения собора в первоначальный вид, обнаружила при снятии со стен двойной штукатурки «на первобытной штукатурке в сводах под хорами изображения древнего греческого письма». К рапорту были приложены копии с фресок, снятые в процессе ее раскрытия палехским иконописцем М. Л. Сафоновым. Синод постановил «сохранить случайно открывшуюся во Владимирском Дмитриевском соборе на стенах и сводах под штукатуркою живопись с тем, чтобы исследовано было в точности, к какому времени оная может быть отнесена» (РГИА.

http://pravenc.ru/text/178253.html

В 1848-1850 гг. на средства старосты собора купца 1-й гильдии А. Н. Никитина была покрыта новой медью с золоченой сеткой глава; старые медные листы с огневым золочением остались у купца. В 1857 г. кровлю повредило бурей. Богослужения в Д. с. совершались только в летнее время (храм закрывался после 26 окт., дня памяти вмч. Димитрия). В зимний период служили только в теплом приделе (разобран вместе с галереями). В 1883 г. в храме появилось калориферное отопление, что позволило совершать круглогодичное богослужение. Вблизи юж. фасада построили небольшую звонницу, в к-рой помещалась печь. Эти работы проводились по инициативе настоятеля собора прот. В. В. Косаткина по проекту акад. архитектуры А. М. Павлинова на средства старосты собора В. Н. Муравкина. До 1883 (или 1896) г. рельефы покрывали «для предохранения от выветривания камня» белой краской или побелкой, стены - цветной или темной, позже рельефы выкрашивали темной краской, а стены - белой. О древнем некрополе собора ничего не известно. В 1783 г. в соборе из уважения к заслугам и по завещанию погребен гр. Р. И. Воронцов - 1-й губернатор Владимирской губ. В 1804 г. его сыновьями было поставлено надгробие. Аллегорические фигуры - склонившаяся над урной плакальщица с кипарисовой ветвью в руке и мальчик с пеликаном (один из символов масонства, к которому принадлежал Воронцов) - изваяны из белого мрамора в Лондоне. Фоном для скульптурной группы служит пирамида из серого мрамора - аллегория вечности. Изготовленная в московских мастерских И. П. Витали и С. П. Кампиони пирамида установлена во время ремонта собора в 1841 г. на средства внука Воронцова новороссийского губернатора М. С. Воронцова. По стилю и качеству исполнения надгробие принадлежит к лучшим образцам мемориальной скульптуры нач. XIX в. Надгробие стояло у юж. стены - там, где под полом находится погребение. В 1896 или 1906 г. при поновлении фресок на своде под хорами надгробие было переставлено к зап. стене, в 2003 г. реставрировано. В 1919 г., с отделением Церкви от гос-ва, Д.

http://pravenc.ru/text/178253.html

Арх.: РГИА. Ф. 797, 1488; ГА Владимирской обл. Ф. 14, 40, 445, 556, 564, 592, Р-1826, Р-8; ГВСМЗ ОР. Собр. док-тов, относящихся к Владимирской епархии. Инв. В-5636/462; ГВСМЗ ОР. Жалованная грамота 1515 г. Инв. В-4125; Отчет по архит.-археол. исследованиям прилегающей площадки к Дмитриевскому собору в г. Владимире в 2003 г. Владимир; СПб., 2003//Науч. архив ГВСМЗ; Предварительный отчет по архит.-археол. исслед. Дмитриевского собора в г. Владимире в 2004 г. Владимир; СПб., 2004//Там же. Ист.: Шилов А. А. Описание рукописей, содержащих летописные тексты. Вып. 1//ЛЗАК. 1910. Вып. 22. С. 58; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 409; Т. 10. С. 111, 431; Т. 20. 2-я пол. СПб., 1914. С. 438; НПЛ. Рязань, 2001. С. 468; Косаткин В. В. , прот. Дмитриевский собор в губ. г. Владимире. Владимир, 1914. С. 32; Тимофеева Т. П. Ретроспектива музейно-реставрационного дела во Владимирском крае (1918-1941): Избр. докум. свод из фондов ГА Владимирской обл.//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 300-301, 303, 317-319, 321, 328-334; ААЭ. Т. 1. С. 129-131. 159; Смирнов А. В. Мат-лы для истории Владимирской губ. Владимир, 1904. Вып. 3. С. 101-105. 364. Лит.: Строганов С. Г. Дмитриевский собор во Владимире (на Клязьме). М., 1849; Мацулевич Л. А. Хронология рельефов Дмитровского собора во Владимире Залесском//Ежег. РИИИ. Пг., 1922. Т. 1. Вып. 2. С. 253-297; Малицкий Н. В. Поздние рельефы Дмитриевского собора в г. Владимире. Владимир, 1923; Столетов А. В. Инженерное укрепление и реставрация Дмитриевского собора во Владимире//Практика реставрационных работ. М., 1958. С. 35-62; он же. Конструкции владимиро-суздальских памятников и их укрепление//Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1959. Вып. 1. С. 190, 192, 194-203; он же. К истории архитектурных форм Дмитриевского собора во Владимире//Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1975. Вып. 3. С. 114-156; Казаринова В. И. Архитектура Дмитриевского собора во Владимире. М., 1959; Афанасьев К. Н. Построение архитектурной формы древнерус. зодчими.

http://pravenc.ru/text/178253.html

459 Тихонравов К. Город Муром, история его и древности//Владимирский сборник. Материалы для статистики, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С. 83; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 271 – 272; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 334. 463 Инвентарная книга «Художественная резьба по металлу, кости и т. д.». МИХМ. НА 100. Л. 65об.–66об. 467 До настоящего времени полный список частиц мощей был неизвестен. Впервые полностью прочитан мною. Публикуется впервые с представленных мною материалов в статье Т. Р. Руди «Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста " » (в печати). 471 См.: Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местночтимых. СПб., 1862. Репринтное издание 1990 г. С. 91; Жития святых 1000 лет русской святости (собрала монахиня Таисия). Джорданвиль, 1984. Т. 2. С. 198–202. Благодарю за консультации по вопросу распространения частиц мощей данной святой ст. научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника Курганову Н. М. 473 Этот ковчег XIXbeka хранится в Муромском музее. В настоящее время возвращен в Муромский Троицкий монастырь. Кресты-мощевики хранятся в музее. 475 Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII– начала ХХ века. Л., 1980. Кат., ил. 139. 476 Статья была написана несколько лет назад. В ней не рассматриваются новые уточнения в атрибуции текста. В. Г. Пуцко считает крест ювелирным произведением московского круга середины XVIIIbeka (лицевая сторона). Оборот – 690-е годы. См. Пуцко В. Г., Сухова О. А. Виленский крест в «Повести» и мощевик Троицкого монастыря в Муроме//Уваровские чтения. V. Муром, 2002 (в печати). 477 Возражение, или разорение, смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написана Газскому митрополиту Паисию Лигариду, инаответыПаисиовы//Patriarch Nikon on Church and State. Nikon’s «Refutation»/Ed. With introduction and notes by V. Tumins and G. Vernadsky. Berlin et al., 1982. C. 80–812 (Slavistic printings and reprintings edited by C. H. Vanschooneveld. IndianaUniversity. 300). C. 157.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Его же, игумена Павла, беседа со старообрядцами о клятвах собора 1667 г. С.315–327. Летопись происходящих в расколе событий. С. 328–346. Книга 4 Отдел 1. Документы о лицах судившихся на соборе 1666–1667 г.: (О протопопе Аввакуме, попе Никите Добрынине, дьяконе Федоре, уставщике Серапионе, попе Лазаре, подъяке Федоре Трофимове, старце Ефреме Потемкине и других). С. 354–490. Отдел 2. Об участии мирян в деле пастырского вразумления уклонившихся от истины (слово, произнесенное 5 окт. 1875 г.). Свящ. И.Г.Виноградов. С. 492–503. Соображения о рассмотрении спорных вопросов между расколом и православной церковью. Протоиерей А.В. Горский. С.504–513. Протопоп Аввакум, как вероучитель и законодатель раскола. С.514–571. Отдел 3. Из гуслицких бесед со старообрядцами. Игумен Павел. С. 572–589. Беседа о содержащемся в Стоглавнике определении относительно перстосложения для крестного знамения. Игумен Павел. С. 590–596. Рассказ бывшего Странника о своем уклонении в раскол и возвращении в православную церковь . Н.И.Косаткин. С. 597–631. О раздорах на страннической секте. Письмо игум.Павла. С.632–635. Летопись происходящих в расколе событий. С.635–655. 1876 Книга первая Материалы для истории раскола за первое время его существования. С. 10. Отдел 1. II. Акты относящиеся к собору 1666–1667 года. LXV. Перечень раскольников, судившихся на соборе 1666 года, с кратким изложением дела о каждом. С. 10–25. LXVI. Записка о допросе Аввакума, Лазаря и Епифания чрез архимандритов Филарета Владимирского, Иосифа Хутынского и Сергия Ярославского, 1667 г. авг. 5. С. 26–31. LXVII. Изложение дела об Аввакуме, Лазаре, Епифании, Федоре и подъяке Федоре, 1667 г. С.31–39. LXVIII. Соборный акт 1666 г., содержащий «исповедания» бывших на соборе архиереев и других духовных лиц по вопросам о восточных патриархах, о греческих церковно-богослужебных книгах и о соборе 1654 года. С. 39–49. LXIX. Деяния собора 1666–1667 года. С. 50–151. I. Деяния Московского собора о разных церковных исправлениях, в 1666 году. С. 54–151.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы находится над св. вратами, стоящими на восточной стороне монастырской ограды, каменный, крыт железом, об одной главе, крест железный выкрашенный; длиною храм 20 арш. и шириною 15 арш. Построен в 1689 году иждивением Гороховецкого посадского человека Григория Авдеева Ширяева. Храм квадратный, алтарь полукруглый, с папертью каменною». В.В. Косаткин. Монастыри. 1906 г. Следующее каменное здание монастыря — надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы — было возведено иждивением другого состоятельного гороховецкого купца Григория Авдеевича Ширяева. О строительстве храма Ширяев «бил челом» патриарху в 1698 году. " Бил челом нам… города Гороховца посадской человек Григорий Авдиев сын Ширяев, а в челобитной его написано в Гороховце де на горе в Троицком и Николаевском монастыре церковь деревянная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы гораздо ветха и служить в ней не возможно и ныне де обещался он построить у того монастыря Святые врата каменные и на тех вратех построить церковь каменную ж во имя Покрова Пресвятыя Богородицы " . Храм представлял собой одноглавый четверик с обходной галереей. В 1930-е годы его за ветхостью разобрали. Археологические раскопки конца 1980-х — начала 1990-х годов показали, что фундаменты храма сохранились хорошо. Сейчас на его месте и в память о нем выстроена деревянная часовня. Фундаменты Покровской церкви 1698 года хорошо сохранились. Археологические раскопки проводились главным археологом области Виктором Глазовым в конце 1980-х - начале 1990-х гг. На месте Покровской церкви планировалось поставить деревянную церковь села Егорий Гороховецкого района. Церковь была раскатана на бревна и загодя вывезена из обезлюдевшего с.Егорий (за Клязьмой), где она уже валилась от старости. Материал был свален на территории Никольского (впоследствие Троицко-Никольского) монастыря. Кирпичный верх фундаментов тоже " подчистили " вровень с уровнем земли на материал для хозяйства, и теперь уже ничто не напоминает о бывшей Покровской церкви, кроме деревянной часовни-памятника.

http://sobory.ru/article/?object=57735

Осуйское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:не позже 1806. Год утраты:1943 (разрушена в ходе боёв, остатки разобраны в 1950-е годы) Адрес: Тверская обл., Ржевский район, с. Осуйское Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью Село Осуйское Ржевского уезда Тверской губ. находится от Твери в 150 верстах, от Ржева в 25 верстах. Церковь Богородицерождественская, построена в 1806 году, каменная, престола три: в холодной Рождества Пресвятой Богородицы, в теплой: Святителя Николая и Мученика Иоанна Воина. Церковные документы: опись 1842 года, метрики с 1800 года, испведальные с 1827 года, план на землю. В 1901 году служили: Священник Феодор Ильич Троицкий 38-ми лет, студент семинарии, в служении с 1885 года, священником с 1888 года, состоял законоучителем церковно-приходской школы, награжден в 1899 году скуфьей. Диакон Александр Николаевич Попов 59-ти лет, в служении с 1852 года, диаконом с 1867 года. Псаломщик Михаил Васильевич Лебедев 34-х лет, в должности с 1888 года, состоял учителем пения церковно-приходской школы. Прихожан в селе Осуйском, в сельцах: Новотроицком, Белавкине, Клинцах, Копылове, Леонтьеве, Лапине, Трошине, Хорошеве, Прутках, в деревнях: Хорошеве, Тимошине, Клинцах, Кишове, Ренинке, Пухове, Подсосынье, Кульшеве, Гончаровке, Косаткине, Сопках, Трошине, Полозах, Прутках, Трящине, Поддубье, Колпашникове, Малом Телешове, Большом Телешове, Осиновке, Кривой Улице, Подберезье, Поротиках, Афанасове, Ельцове, Косареве - 440 дворов (1269 мужчин, 1352 женщины). Смоленской губернии, Бельского уезда в сельцах: Горне, Раменке, Липенке, Тихонах, Красном, в деревнях: Дубках, Двойне, Горне, Колканове, Раменке, Липенке, Костюкове - 89 дворов (243 мужчины, 244 женщины). В 1914 году служили: Священник Капитон Троицкий 59-ти лет, окончил семинарию, на службе 33 года. Священник-диакон Михаил Лебедев 47-ми лет, окончил духовное училище, на службе 14 лет, в Богородицерождественском храме 1 год. Псаломщик-диакон Александр Беляков 30-ти лет, на службе 5 лет, в Богородицерождественском храме 1 год.

http://sobory.ru/article/?object=58298

Церковь во имя святых Космы и Дамиана. 1564 г. Фотография. 2012 г. По мнению И. Э. Грабаря, муромские мастера были «воспитаны на московском государевом деле» и «славились своим искусством», схватив «всю декоративность московских форм» и развив ее «до степени прихотливого узора». По характеру узорочья муромские храмы, по его мнению, могут составить особую группу ( Грабарь И. Э. История рус. искусства. М., 1908. Т. 2. С. 142-143. Примеч. 1). Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер. XVII в., когда здесь действительно проявилось оригинальное зодчество. Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. и сложилась ли она вообще, мы можем говорить весьма приблизительно» ( Мельник. 1994. С. 183). Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов ( Мисаил (Смирнов). 1887; Косаткин. 1906. С. 61-63; Масленицын. 1971. С. 8-9; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 138-139; Беспалов. 1971. С. 18-20; Мельник. 1994. С. 164-185; Трофимов. 2001). Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А. Н. Трофимовым, автором проекта (1991) «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» ( Трофимов. 2001. С. 19). Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. XVI в. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар. Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к.-л. архитектурного декора: «в образе интерьера господствует инертная мощь почти ничем не расчлененных каменных стен и столпов, плавно перетекающих в столь же тяжелые арки и своды» ( Мельник. 1994. С. 175). В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин. По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн. постройкам мастеров Ростовской епархии кон. XV - XVI в., и прежде всего - к Богоявленскому собору ростовского Авраамиева монастыря (ок. 1554/55). Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп. Кириллу Белозерскому (Там же. С. 180-182).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

21 мая, местонахождение неизв.; подробно см. в ст. Владимирская икона Божией Матери ) носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г.- легендарного характера ( Георгиевский. 1896. С. 119-120; Косаткин. 1906. С. 133; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 761). Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» (1-я пол. XVII в.) в драгоценных окладах из Богоявленской ц. Мстёры. Первая, вероятно, была вложена кн. Василием Григорьевичем Ромодановским Меньшим († 1671) и находилась в главном иконостасе, слева от царских врат; 2-я - в киоте перед солеей. Кроме того, по данным В. Г. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. XIX в. сохранялось «весьма много древних икон» без указаний на их местное происхождение, особо были выделены 2 образа XVIII в. «местной иконописи»: Владимирская икона Божией Матери 1762 г. мстёрского иконописца Михаила Буданова и Шуйская-Смоленская икона Божией Матери 1761 г. ( Добронравов, Березин. 1898. С. 355-356; Голышев. 1875. С. 217). Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г. В XIX в. местный иконописный промысел оформился в развитое промышленное производство, к кон. XIX - нач. XX в. Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. и В. е., но и всей России (подробнее см. ст. Мстёра ). Характерно, что ни в Муромском у., ни в самом Муроме иконописное дело не приобрело массового характера ни во 2-й пол. XVII в., как в Вязниках, ни в 1-й пол. XVIII в., как в Мстёре. В описи 1723 г. указано, что все иконописцы Мурома были «грекороссийского исповедания» в отличие от «2 серебренников, которые по несогласию следовать новоисправленным книгам и некоторым изменениям в обрядах церкви оставались в звании раскольников и платили двойную подать» ( Титов. 1902. С. 69). Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII в., в наст.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Красногорское. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Святогорье. Покровская единоверческая церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:1838. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Удмуртия, Красногорский район, село Красногорское, ул. Ленина, 66. Координаты: 57.704483, 52.500516 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первая церковь построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезённой из с. Юкаменское в 1838 году из старой деревянной церкви, освящена 12 ноября 1838 г. во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянная Покровская церковь, после завершения строительства каменного храма в 1902 г., передана единоверцам. Церковь закрыта в 1936 г. Здание передано под клуб, затем – под почту. Сейчас не существует. Приход с. Святогорье открыт в 1837 г. по указу Св. Синода от 11 января 1837 г. 107. В его состав входили селения, ранее входившие в приходы сел Юкаменское, Утинское, Узинское, Балезинское, Понинское и Глазовского Преображенского собора: с. Святогорское, д. Староперминовская, поч. Емковский, д. Артынская, д. Клобуковская, поч. Киселевский, поч. Аникинский, поч. Пронинский, поч. Пестеринский, поч. Пимановский, поч. Севастьяновский, поч. Шохринский, поч. Юнгинский, поч. Ларионовский, поч. Косаткинский, поч. Новозаведенный, поч. Смоленниковский, поч. Антоновский, поч. Новоигринский, д. Таракановская, поч. Мурзинский, поч. Убытьдурский, поч. Тамышевский, поч Котомкинский, поч. Кековайский, поч. Ягошурский, поч. Гужношурский, поч. Кычинский, поч. Дошкопиевский, поч. Большеигринский, поч. Малоигринский, поч. Кочишевский, поч. Умский.На строительство церкви Вятской духовной консисторией была выдана храмозданная грамота от 8 февраля 1838 г. 388. Первая церковь была построена на средства прихожан из пожертвованной и перевезенной из с. Юкаменское в 1838 г. старой деревянной церкви. Церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы 12 ноября 1838 г. Каменная церковь была построена в 1890–1900 гг. на средства прихожан и по инициативе священника Иоанна Авраамова. Престолов в церкви 2: средний во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 14 февраля 1900 г., правый – в честь св. благоверного князя Александра Невского, освящен 3 февраля 1909 г. 12 октября 1875 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство, в 1902 г. – церковно-приходская школа. Старая деревянная Покровская церковь после завершения строительства каменного храма в 1902 г. передана единоверцам.

http://sobory.ru/article/?object=38847

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010