Золотой экю кор. Людовика IX Святого. Аверс, реверс. 1266-1270 (?) гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Золотой экю кор. Людовика IX Святого. Аверс, реверс. 1266-1270 (?) гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) На Лионском I Соборе (26 июня - 17 июля 1245) папа Иннокентий IV объявил о подготовке нового крестового похода, к-рая заняла 4 года. Седьмой крестовый поход был не только самым крупным, но и наилучшим образом организованным: был заранее закуплен весь провиант, нанят флот у генуэзцев, венецианцев и марсельцев и собран в Эг-Морте. Расходы на подготовку крестового похода составили 1,5 млн ливров; основную финансовую помощь предоставили франц. города и Церковь. Л. С. сумел собрать огромное войско - 25 тыс. чел., из них 2500-2800 рыцарей ( Richard. 1983. P. 198); к королю присоединились его братья и все крупные бароны Франции. Регентшей королевства была назначена Бланка Кастильская. Поскольку крестовый поход являлся своего рода паломничеством, крестоносцу перед его началом необходимо было очистить свою совесть и рассчитаться с долгами. Своим главным долгом Л. С. считал умиротворение Французского королевства и удовлетворение жалоб подданных. В 1247 г. была организована ревизия с целью выявить злоупотребления королевских чиновников на местах (прево и бальи), наказать или отстранить их, возместив людям понесенный ущерб. Эту проверку король поручил монахам нищенствующих орденов, доминиканцам и францисканцам. Был урегулирован спор наследников гр. Маргариты Фландрской, имевшей 2 детей от 1-го брака с Бушаром д " Авеном, бальи Геннегау (Эно), и 3 сыновей от 2-го брака с Гийомом Дампьером. Л. С., избранный арбитром, способствовал примирению сторон: Геннегау отошло к Авенам, а Фландрия - к Дампьерам. Не менее важным делом было решение вопроса о наследовании гр. Раймунда Беренгария: в янв. 1246 г. дочь и наследница графа вышла замуж за брата короля, Карла Анжуйского (король Сицилии в 1266-1282; до 1285 правил Неаполитанским королевством).

http://pravenc.ru/text/2561068.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН I ЦИМИСХИЙ Иоанн I Цимисхий. Золотая номисма. Аверс. Х в. (Музей нумизматики, Афины) Иоанн I Цимисхий. Золотая номисма. Аверс. Х в. (Музей нумизматики, Афины) [греч. Ιωννης Τζιμισκς] (ок. 925, Хозан, близ Иераполя (ныне Чемишгезек, Турция) - 10.01.976, К-поль), визант. имп. (с 11 дек. 969), полководец. Происходил из знатного арм. рода Куркуасов; дед И. Ц. Феофил Куркуас и его брат Иоанн были выдающимися визант. полководцами 1-й пол. X в. Имена родителей И. Ц. неизвестны. Его мать была сестрой имп. Никифора II Фоки (963-969), первая супруга И. Ц. Мария - сестрой магистра Варды Склира. Визант. историк Лев Диакон (X в.) связал происхождение имени Цимисхий с арм. словом muak (туфля) и транскрибировал его как μουζακτζης, («музакит» - человек низкого роста). В действительности оно происходит от арм. mušk (туфля). И. Ц. впервые выдвинулся на ведущие посты в визант. армии в 958 г., когда захватил Самосату (совместно с Василием Нофом). В нач. 60-х гг. X в. он был одним из главных сторонников Никифора Фоки. 2 июля 963 г. на военном совете в Кесарии Каппадокийской Никифор Фока был провозглашен императором по инициативе И. Ц., а также полководцев Романа Куркуаса и Никифора Эксакионита. И. Ц. участвовал в походе имп. Никифора на К-поль и после утверждения его на престоле (16 авг. 963) получил звание магистра и должность доместика схол Востока (главнокомандующего всеми визант. силами на вост. границах). В этой должности в правление Никифора стал одним из главных организаторов визант. политики отвоевания у мусульман владений Вост. Римской империи на Ближ. Востоке; участвовал во всех вост. походах 60-х гг. X в. В 964 г. византийцы во главе с имп. Никифором захватили Адану и Аназарв, в 965 г.- Тарс и Мопсуестию, в 966 г.- Манбидж. В 968 г. в ходе военных действий имп. Никифор завладел Эдессой и Аркой Кесарией и византийцы осадили Антиохию. Во время последней кампании И. Ц. потерял доверие императора и летом 969 г. был отстранен от всех должностей и отправлен в ссылку. В нояб. того же года по ходатайству имп. Феофано, матери правящих порфирородных царей Василия II и Константина VIII и жены имп. Никифора Фоки, И. Ц. был возвращен из ссылки в К-поль. Вскоре он стал участником дворцового заговора против Никифора. Заключив соглашение с имп. Феофано, в ночь с 10 на 11 дек. 969 г. И. Ц. с группой сторонников ворвался в к-польский дворец Вуколеон и убил Никифора. Официально убийцей Никифора был объявлен один из участников переворота, Лев Валлант.

http://pravenc.ru/text/Иоанн I ...

Большую часть наследовал Васил Гох (ум. в 1112). В 1073 г. под давлением сельджуков арм. кн. Ошин оставил в окр. Гандзак (совр. Гянджа, Азербайджан) свое родовое владение Майреацджур (этот топоним упом. в эпиграфической надписи, найденной в с. Ахбрадзор; см.: Akopian. 2009. P. 66-72) и с отрядом также переселился в Киликию. Ошин женился на дочери Аплгариба. Занятые им владения стали ядром княжества фамилии Хетумидов. Его столицами были крепости Ламброн и Паперон (Бабарон) в Зап. Киликии. Хетумиды поддерживали тесные вассальные отношения с Византией. В 1078 г. по решению визант. имп. Михаила VII представитель этой фамилии Аплгариб был назначен дукой Тарса. В Горной Киликии, в крепости Бардзраберд (недалеко от Сиса), основал княжество Рубен I (1080-1095), представитель антивизант. партии арм. знати. Он сразу порвал отношения с Византией и начал отстаивать независимость своих владений. При помощи арм. населения и своих военных отрядов кн. Рубену I удалось укрепиться в центральных областях Таврских гор и создать фактически независимое гос-во. Несмотря на скудость сведений о деятельности Рубена, совр. историография считает его основателем княжества династии Рубенидов в К. А. Арм. историческая традиция, следуя продолжателю истории Самуэла Анеци, считает, что в сер. XI в. он был одним из вассалов арм. царя Ани Гагика II Багратуни. В продолжительной борьбе Рубен завладел крепостью Копитар и сел. Коромозол. Прах Рубена I захоронен в монастыре Касталон. Преемником стал его сын Костандин I (1095-1102). Армянские княжества, окруженные мусульманскими соседями (Иконийский султанат, Данишмендидский и Халебский эмираты), отстаивали свою независимость. Монета кн. Рубена I. Кон. XI в. Аверс, реверс Монета кн. Рубена I. Кон. XI в. Аверс, реверс Тюрк. завоевания сказались и на судьбах ААЦ. В 1072 г. на престол католикоса вернулся Григор II Вкаясер (1066-1105). Григор II переместил свою резиденцию в Красный монастырь (Кармирванк) на Чёрной Горе близ Антиохии. В 1081 г. он возвел своего племянника Барсега на престол католикоса в Ани, где уже правили сельджуки.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Имп. Ираклий. Тремисс. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. Имп. Ираклий. Тремисс. Аверс, реверс. 1-я пол. VII в. 7 июля 611 г. у И. и Евдокии родилась старшая дочь Епифания-Евдокия; 15 авг. ее крестили в храме Богородицы во Влахернах (Chron. Pasch. P. 702; Theoph. Chron. P. 299). 3 мая 612 г. родился сын Константин (Ираклий Младший; имп. Константин III в 641 - Chron. Pasch. P. 702; Niceph. Const. Brev. hist. 2; Theoph. Chron. P. 300). 13/14 авг. 612 г. августа Евдокия скончалась по неизвестной причине; вероятно, И. тяжело переживал смерть жены (как и все остальные члены имп. семьи, она была похоронена в соборе св. Апостолов; Chron. Pasch. P. 702-703; Niceph. Const. Brev. hist. 3; Theoph. Chron. P. 300). Но 4 окт. 612 г. ввиду сложной ситуации в семье старшая дочь И. Епифания была провозглашена его соправительницей и офиц. наследницей; церемония коронации ребенка состоялась в ц. св. Стефана в имп. дворце, после чего Епифанию показали народу в соборе Св. Софии (Chron. Pasch. P. 703; Theoph. Chron. P. 300). 22 янв. 613 г. подобные церемонии были организованы с сыном И. Константина III короновали на к-польском ипподроме в присутствии народа, и в тот же день он был помолвлен с Григорией, дочерью комита экскувитов Никиты, которая приходилась ему троюродной сестрой (Chron. Pasch. P. 703; Theoph. Chron. P. 300; Себеос. 1862. Гл. 24. С. 89; Mich. Syr. Chron. XI 1. P. 401). В 613 или 614 г. И. женился на своей племяннице Мартине-Анастасии, дочери сестры И. Марии и Мартина; тогда же Мартину как новую императрицу (августу) короновал патриарх Сергий ( Niceph. Const. Brev. hist. 11; Theoph. Chron. P. 300). С т. зр. церковного канона брак был незаконным, однако по различным причинам Церковь в лице патриарха Сергия и большинство представителей визант. общества мирились с этим нарушением. И., скорее всего, не воспринимал брак с родственницей как предосудительное деяние, поскольку подобные обычаи были широко распространены в то время в среде вост. (анатолийской и армянской) знати, откуда происходили И.

http://pravenc.ru/text/673855.html

Диалог двух Церквей мог бы заметно прогрессировать, если бы Ватикан приструнил украинских греко-католиков с их миссионерским запалом. Но в том-то и беда, что Святой Престол просто не контролирует ситуацию на Украине, где униатам давно уже не указ никто, кроме них самих. Это с сожалением, пусть и неофициально, признают в Ватикане, это прекрасно понимают и в Москве. Но при этом " украинскую проблему " в РПЦ называют центральным препятствием для нормализации отношений с католиками. Кондрусевич, Пецци, поляк, итальянец, француз или немец – кого бы ни назначил на Московскую кафедру Бенедикт XVI, это совершенно не повлияет на решение " украинского вопроса " (разрешим ли он вообще?). Впрочем, заслугой архиепископа Кондрусевича было то, что при нем униаты не слишком вольготно чувствовали себя в самой России. Что будет при Пецци – покажет время. У диалога между РПЦ и Католической Церковью, как у медали, есть две стороны, аверс и реверс. Аверс – это солидарность в вопросах этики. Недаром тот же митрополит Кирилл на недавнем межрелигиозном форуме в Неаполе " принципиально не исключил " создания в будущем православно-католического альянса именно на основе общих ценностей. Реверс – это острые проблемы: униаты, прозелитизм, примат Папы Римского и т.д. РПЦ поворачивают эту медаль той или иной стороной в зависимости от ситуации: нужна поддержка католиков в деле преподавания религии в школе – вспоминают об " общем " ; в СМИ появляется " утка " о грядущей встрече Папы и Патриарха – говорят о различиях и неразрешенных трудностях. Ничто не предвещает нам существенных изменений и при Паоло Пецци – в этом не стоит заблуждаться! Новый глава Московской епархии в своей первой проповеди в сане епископа вспомнил отнюдь не евангельскую заповедь " Не навреди " . Говорил он о том, что она хороша не только для врача, но и для епископа. Действительно, очень актуальная заповедь. Помочь развитию православно-католического диалога порой бывает куда сложнее, чем навредить. Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4»

http://religare.ru/2_47178.html

Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Иоанн III Дука Ватац. Золотая номисма. Аверс. 1-я пол. XIII в. (Музей нумизматики, Афины) Воцарение И. Д. В. было негативно воспринято частью никейской аристократии. Против него, призвав на помощь латинян из К-поля, открыто выступили братья умершего имп. Феодора севастократоры Алексей и Исаак. Весной 1224 г. в битве при Пиманиноне И. Д. В. разбил лат. войско, захватил в плен севастократоров и приказал их ослепить. В результате этой победы никейцы овладели Мисией и анатолийским побережьем Дарданелл. В городке Олкос И. Д. В. начал строить флот для продолжения войны с латинянами. Он узнал о заговоре во главе с двоюродным братом Андроником Нестонгом, повелел сжечь флот и отправился на подавление заговора. Большая часть заговорщиков подверглась легким наказаниям, причем Нестонг спустя нек-рое время бежал из заключения к туркам, вероятно по негласной договоренности с И. Д. В. Осенью 1224 г. И. Д. В. заключил мир с Латинской империей, по условиям которого к Никее были присоединены г. Пиги и почти все прежние владения латинян на азиат. берегу Мраморного м., кроме Никомидии (ныне Измит, Турция) и вост. берега Босфора (RegImp, N 1711). Успехи И. Д. В. совпали по времени со стремительным расширением владений Эпирского деспотата, правитель к-рого Феодор Ангел Комнин Дука в 1226 г. был провозглашен императором в недавно отвоеванной у латинян Фессалонике. К этому же времени относится 1-я попытка И. Д. В. закрепиться в европ. части бывш. Византии. В сер. 20-х гг. XIII в. многие считали, что Латинская империя в К-поле должна вскоре погибнуть. В 1224 г. жители Адрианополя просили И. Д. В. принять город под свое покровительство, однако присланный из Никеи гарнизон уступил город эпирскому деспоту Феодору. Коронация Феодора Эпирского была негативно воспринята в Никее. В 1227 г. И. Д. В. созвал Собор в Никее, в к-ром участвовали 40 митрополитов во главе с патриархом Германом II . Собор отправил в Фессалонику послание с требованием к Феодору отказаться от ношения знаков имп. власти, т. к. «у ромеев не может быть двух императоров и двух патриархов» («вторым патриархом» здесь назван архиеп. Охридский Димитрий II Хоматиан , к-рый короновал Феодора и утверждал, что Охридская кафедра имеет патриаршие права со времени правления имп. Юстиниана - RegPatr, N 1239).

http://pravenc.ru/text/469756.html

В копт. и сир. минологических памятниках память К. практически не встречается; она указана лишь в сиро-яковитском Минологии XVII в. из Халеба (Алеппо) под 31 мая (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 79. (PO; T. 10. Fasc. 1)) и в копто-араб. календаре Абу-ль-Бараката († 1324) под 19 окт. (22 бабеха: Le Calendrier d " Abou " l-Barakât/Éd., trad. E. Tisserant. P., 1913. P. 256-257. (PO; T. 10. Fasc. 3)). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла память К. и его матери Анны обозначена под 28 окт. (19 сахми) и отмечено, что К. именуется также Кириллом (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd., trad. G. Bayan. P., 1920. Vol. 3: Mois de Sahmi. P. 387. (PO; T. 15. Fasc. 3)). В совр. практике Армянской Апостольской Церкви во 2-ю субботу Великого поста вместе с памятью свт. Кирилла Иерусалимского совершается литургическое поминовение «другого епископа Кирилла» (т. е. К.) и его матери Анны. В нек-рых слав. Прологах сказание о К. и посвященное ему двустишье содержатся под 28 окт. и 30 марта ( Петков Г. С. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 270, 373). Впосл. в слав. агиограф. традиции память К. закрепилась под 28 окт. (ВМЧ. Окт. Стб. 1967-1968, 1981 (двустишие из Пролога)). Почитание К. на Западе Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Крест. Гроссо. Аверс. Реверс. XIII–XIV вв. Сщмч. Кириак, еп. Иерусалимский. Крест. Гроссо. Аверс. Реверс. XIII–XIV вв. В средние века важнейшим центром почитания К. был г. Анкона (Италия), куда в V в., согласно местному преданию, были перенесены мощи К. По легенде, имп. Галла Плацидия († 450), построив в Анконе храм во имя первомч. и архидиак. Стефана, пожелала поместить туда его мощи, обретенные в Иерусалиме в 415 г. С этой просьбой она обратилась к имп. Констанцию (ошибочно названному ее братом), но, т. к. жители Иерусалима не хотели отдавать святыню, Констанций послал Галле мощи К., к-рые и были упокоены в Анконе. Эта легенда изложена в чтениях оффиция К. в Анконском бревиарии, к-рые болландист Папебрук датировал XIV в., и в «Анконских хрониках» Л. Бернабеи (1497) (Collezione di documenti storici antichi inediti ed editi rari delle città e terre marchigiane/Ed. C. Ciavarini. Ancona, 1870. T. 1. P. 16-18). Указав на ошибки и неточности в предании, Папебрук тем не менее допустил, что мощи К. были перенесены в Анкону по инициативе Галлы Плацидии, которая получила святыню от имп. Феодосия II , племянника имп. Гонория (ActaSS. Mai. T. 1. P. 441). Совр. итал. исследователи в основном признают достоверность этого предания, несмотря на отсутствие более точных сведений о том, когда и при каких обстоятельствах мощи К. попали в Анкону (см., напр.: Mariuzzi et al. 1987). Так, в «Перечне святых и их деяний» Петр Наталис (ок. 1370) пересказал Мученичество К., но не упоминал о почитании святого в Анконе и о его мощах ( Petr. Natal. CatSS. IV 120).

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Банк выпускает огромное количество серий памятных монет самой разной тематики, среди которых собственно христианские образы (в тематических сериях и вне их) надо еще поискать. Причем среди политических, общегосударственных, культурных, военно-патриотических, спортивных и прочих религиозно нейтральных тем встречаются, например, монеты и с изображениями памятников мусульманской архитектуры – исторических (рис. 68) 55 и вновь созданных мечетей («Мечеть имени Ахмата Кадырова»). Рис. 68. Аверс: эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), номинал 3 руб. Серебро. 2016 г. Реверс: мечеть Джума-Джами, г. Евпатория, Крым. Банк России. Серия: «Памятники архитектуры России». Историческая справка: «Мечеть была заложена в 1552 году по заказу крымского хана Девлет-Гирея I выдающимся турецким зодчим Мимаром Ходжи Синаном ибн Абдулменнаном. Возведение мечети было закончено в 1562 году В настоящее время мечеть Джума-Джами является самой большой действующей мечетью в Крыму»      Неоднократно Банк России обращался к серии «Знаки зодиака» (2002, 2003, 2004, 2005 гг.) как в серебряном, так и в золотом исполнении. Известно, что Церковь с древности критиковала астрологию как ложное учение (свт. Василий Великий и др.). Но Банк России презентует эту серию как астрономическую: в описании монеты слово «астрология» и связанные с этим учением комментарии отсутствуют, а приводятся астрономические характеристики созвездия. Например, о «Козероге» (рис. 69) сказано: «Созвездие Козерога содержит 86 звезд, видимых невооруженным глазом. Находится в Северном полушарии» 56 И всё. Рис. 69. Монета «Козерог». Аверс: эмблема Банка России (двуглавый орел с опущенными крыльями), номинал 2 руб. Серебро. 2005 г. Реверс: «изображения козерога, звезд, стилизованных ветвей растений и знака зодиакального созвездия Козерога»      Поэтому отношение к самому знаку зодиака и астрологии остается за выбором временного владельца монеты. Сакральные христианские образы отнюдь не доминируют в эмиссии памятных и коллекционных монет Банка России

http://pravoslavie.ru/155352.html

Рис. 14. Монета в честь 50-ЛЕТИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ КИЕВА ОТ ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ. Мельхиор. Банк России, 1993 г. Аверс (слева), реверс (справа).      В том же году вне серий большим тиражом была выпущена мельхиоровая монета с изображением Троице-Сергиевой лавры 4 (рис. 15). Рис. 15. Монета «ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА. Сергиев Посад, XIV–XVIII вв.» Мельхиор. Банк России, 1993 г.      В 1993 году было положено начало большой серии серебряных монет «Памятники архитектуры России». Чеканка монет этой серии продолжается до сих пор. Из выпущенных 140 монет примерно 80 посвящены православным храмам и монастырям (рис. 16). Кроме того, в серию вошли многочисленные древние кремли русских городов , в изображении которых, как правило, тоже присутствуют православные храмы (рис. 17). В 1993 году серию открыли монеты с изображением колокольни Ивана Великого и собора Покрова на Рву (Москва), а продолжили знаменитые храмы Владимирской земли, Ярославля, Смоленска, Орла, Ингушетии, Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии, Курска, С.-Петербурга, Кронштадта, Рязани, Саратова, Крыма, Якутска и т.д. Рис. 16. «ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ, 1165 г.». Серебро. Серия: «Памятники архитектуры России». Банк России, 1994 г.      Рис. 17. «АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ. РЯЗАНЬ, XIV–XIX вв.». Серебро. Серия: «Памятники архитектуры России». Банк России, 1994 г.      Насколько масштабна по количеству и географическому охвату эта серия, видно из перечня монет, посвященных только монастырям и отдельным монастырским храмам (всего ок. 50 5 ). В серии «Исторические события» также выходили монеты, посвященные юбилейным датам важнейших событий, связанных с христианством в нашей стране: например, «1100-летие крещения Алании» (серебро, 2022 г.) (рис. 18), на которой изображен Аланский Успенский монастырь на фоне горного пейзажа; внизу – изображение традиционного аланского креста с образом Младенца Христа на руках Богородицы 6 . Рис. 18. Монета «1100-летие КРЕЩЕНИЯ АЛАНИИ». Серебро. Серия: «Исторические события». Банк России, 2022 г. А – аверс, Б – реверс, В – фрагмент с изображением креста.     

http://pravoslavie.ru/155352.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР III ВОТАНИАТ Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Никифор III Вотаниат. Серебряная монета. Аверс. Реверс. 1078–1081 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Νικηφρος Βοτανειτης] (ок. 1002, Лампе, Фригия - 10.12.1081, К-поль), визант. император (24 марта 1078 - 4 апр. 1081). Выходец из очень знатной семьи армянского происхождения, принадлежавшей к кругу провинциальной военно-феодальной элиты визант. М. Азии. Фамилия Вотаниатов известна по источникам с VI в. Близкий ко двору Н. В. историк Михаил Атталиат возводил происхождение семьи к древнерим. роду Фабиев. Напротив, Михаил Пселл , принадлежавший к партии противников Н. В., писал о скромном происхождении Н. В. и его возвышении при имп. Михаиле VII ( Mich. Psell. Chron. II 183). Оба мнения следует считать преувеличениями. Первым из семьи занял высокий пост дед Н. В. Никифор Вотаник, ставший архистратигом при имп. Василии II Болгаробойце на рубеже X и XI вв. Его сын Михаил также дослужился до звания стратига, в нач. XI в. командовал войсками в Фессалонике и Абасгии. В XI в. Вотаниаты владели имениями во Фригии. Из др. родственников Н. В. упоминается его внук Михаил, который был помолвлен с дочерью Мануила Комнина, младшего брата имп. Алексея I Комнина (ODB. Vol. 1. P. 314-315). Как и все его родственники, Н. В. поступил на военную службу. В период правления имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) он уже командовал соединениями визант. армии. В 1057 г. активно участвовал в военном мятеже Исаака I Комнина , в результате к-рого был свергнут имп. Михаил VI Стратиотик , а военно-служилая знать впервые, хотя и на время, пришла к власти в империи. В 1064 г. вместе с Василием Апокавком Н. В. оборонял дунайские границы от нападений тюрок-огузов, но был ими разбит и попал в плен. После вторжения огузов на Балканы среди них началась эпидемия, они были вынуждены бежать и освободили всех пленников, в т.

http://pravenc.ru/text/Никифор III ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010