медальонов с изображением Теодориха и легендой, в к-рой король именовался «благочестивый принцепс, вечно непобедимый» и «победитель народов». После восшествия на престол имп. Юстина I (518-527) и завершения акакианской схизмы отношения между Византией и Остготским королевством улучшились; император, король остготов и Римский папа Гормизд (514-523) обменялись посольствами. В 519 г. имп. Юстин I назначил консулом Эвтариха, зятя остгот. короля, а на 522 г. предоставил Теодориху право назначить обоих консулов (были назначены рим. сенаторы Квинт Симмах и Северин Боэций). Путем династических браков Теодорих стремился создать на территории бывш. Зап. Римской империи своего рода конфедерацию варварских правителей во главе с остготами. Вскоре после победы над Одоакром Теодорих женился на Аудефледе, сестре кор. франков Хлодвига; впосл. он выдал дочерей замуж за короля вестготов Алариха II и за Сигизмунда , сына бургундского кор. Гундобада. Позднее Теодорих способствовал браку племянницы Амалаберги (она вышла замуж за короля тюрингов) и усыновил некоего вождя герулов. Кассиодор сообщал о посольстве к Теодориху эстов, населявших юго-вост. побережье Балтийского м. В 491 г. остготы установили контроль над Сицилией. Остававшаяся в руках вандалов крепость Лилибей на зап. побережье острова отошла остготам ок. 500 г. как дар короля вандалов Трасамунда по случаю его женитьбы на Амалафриде, сестре Теодориха. В результате заключенных династических браков и военных экспедиций Теодорих стал самым могущественным правителем на Западе. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. Кор. Теодорих. Аверс монеты. 493–526 гг. В последние годы правления Теодорих изменил политический курс. В источниках (сочинения Иордана, Анонима Валезия) завершение «счастливого» правления Теодориха датируется 523 г., поворот короля к более жесткой политике связывается как с внешнеполитическими неудачами, так и с внутренними проблемами Остготского королевства. В это время скончался зять Теодориха, Эвтарих, предполагаемый наследник престола; др.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

Теодор прибыл в свою церковь в шестой день до июньских календ, на второй год после посвящения , и правил ею двадцать один год, три месяца и двадцать шесть дней . Вскоре после прибытия он посетил все места острова, где жили англы, и везде его радостно приветствовали и слушали. Адриан повсюду сопровождал его и помогал, и они вместе давали наставления относительно соблюдения святой жизни и канонического исчисления Пасхи. Теодор был первым из архиепископов, кому подчинилась вся английская церковь . Поскольку они оба обладали большой ученостью в светских и церковных писаниях, к ним стекалось множество учеников, в чьи души они каждодневно вливали струи знаний. Они наставляли слушателей не только в изучении Святого Писания, но и в искусствах метрики, астрономии и церковной арифметики . Еще живы некоторые из их учеников, которые знают латынь и греческий так же хорошо, как свой родной язык . Никогда еще с самого времени прихода в Британию англы не знали столь счастливых времен, ибо с такими сильными христианскими королями они наводили страх на все варварские народы, и желания всех были устремлены к радостям Небесного Царства, о котором они лишь недавно услышали; те же, кто искал наставления в священных науках, всегда имели под рукой учителей. С того времени во всех английских церквах начали учить церковному пению, которое до этого знали только в Кенте. За исключением уже упомянутого Иакова первым учителем пения в церквах Нортумбрии был Эдди или Стефан , приглашенный из Кента преподобнейшим Вилфридом, который первым из епископов ввел в английских церквах католические обычаи жизни . Так Теодор объезжал все области, посвящая в разных местах епископов и с их помощью исправляя то, что он счел неправильным. Среди прочих он дал понять епископу Хаду, что его посвящение совершено не по правилам , на что последний смиренно ответил: «Если вы считаете, что я посвящен не по правилам, я с радостью откажусь от сана; по правде говоря, я всегда считал, что недостоин его. Будучи недостойным, я решился принять его только в подчинение полученному приказу». Услышав его смиренный ответ, Теодор сказал, что ему не нужно отказываться от епископства, но следует пройти вторичное посвящение по католическим правилам. В то же время, после смерти Деусдедита, пока велись поиски епископа для Дорувернской церкви, из Британии в Галлию для посвящения был также послан Вилфрид. Вернувшись прежде Теодора, он посвящал священников и диаконов в Кенте до тех пор, пока на кафедру не явился архиепископ. Когда Теодор в скором времени прибыл в церковь Хрофа, где после смерти Дамиана долго не было епископа, он посвятил там мужа по имени Путта . Последний был весьма учен в церковных вопросах, но проявлял мало интереса к светским делам и довольствовался скромной жизнью. Он был особенно сведущ в литургическом пении на римский манер, которому обучился от учеников блаженного папы Григория. III. Как упомянутый уже Хад был сделан епископом Мерсийской провинции; о его жизни, кончине и погребении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Труды барона Шодуара, Черткова и других появились уже после составления описи. Познакомившись с нумизматической коллекцией о. архим. Афанасия, легко видеть, что он не только понимал толк в монетах, но и наблюдал некоторую систему в их собирании, если только он сам собирал монеты, а не получил их по наследству или другим каким-либо способом. В числе русских монет, подаренных им академии, были монеты некоторых удельных 721 и всех великих князей московских, начиная с Василия Васильевича Темного и кончая царем Петром Алексеевичем. Сюда же отнесены были самим жертвователем монеты Джучидские 722 . Иностранные монеты, поступившие от о. Афанасия в академию, весьма разнообразны, принадлежат почти всем европейским государствам; особенно значительно число шведских, польских и немецких. Большинство их относится к стол., но есть между ними монеты древнегреческие – Ольвиопольская и римских императоров: Августа, Нерона, Антонина Пия и Александра Севера. Между медалями, подаренными отцом Афанасием академии, больший процент составляют русские коронационные жетоны и медали, выбитые в память наиболее выдающихся событий из нашей военной истории XVIII стол. Сюда же можно включить и два экземпляра медного значка 1705 года, выдававшегося при Петре Великом заплатившим пошлину за ношение бороды. Пожертвованные о. архим. Афанасием монеты и медали послужили началом нумизматической коллекции, поступившей в библиотеку под надзор библиотекаря академии со- —123— борного иеромонаха Филофея. За первым значительным поступлением вскоре последовало другое: в 1839 году капитан второго ранга Кванчехадзев подарил академии двадцать четыре монеты и медали. За ненахождением официальных данных об этом пожертвовании, ничего не можем сказать о составе и характере последнего. Академический историк из монет г. Кванчехадзева нашел нужным отметить лишь полтинник Петра 723 . После того наступил довольно значительный период времени, в который забыли, по-видимому, о собрании древностей при Московской Академии. По крайней мере, следуя указаниям существующих описей дел правления, конференции и совета последней, мы не можем назвать вплоть до 1855 года ни одного лица или учреждения, которые жертвовали бы что-либо для пополнения нашей коллекции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гораздо более важен вопрос о времени чеканки этих монет. На них совсем нет имени правителя, при котором они были выпущены. Сначала хотели отнести их ко времени Александра Великого, но едва ли вероятно, чтобы евреи получили от этого монарха право свободной чеканки монеты, а также, чтобы они пользовались этим правом всего в продолжение четырех лет. Затем думали отнести чеканку их к 66–70 г. по P. X., ко времени первой великой Иудейской войны. Это предположение являлось тем более вероятным, что монеты, несомненно, принадлежащие к этому времени, имеют надписи и изображения, подобные описанным. И в период от 66–68 года по P. X. в Иерусалиме чеканились монеты с надписями:„в первом, втором году освобождения» (или избавления) Израиля; иногда на лицевой стороне монеты встречалось название Иерусалима. В одном случае надпись на лицевой стороне гласит „Иерусалим», а на оборотной: „К освобождению Иерусалима», чем еще более усиливается сходство их с вышеописанными монетами. Но на большинстве позднейших монет стоит имя главы народа и, ни на одной из них не обозначена стоимость ее. Это странная, на первый взгляд, особенность монет позднейшего времени находится в связи с художественным исполнением их, которое составляет главную разницу между ними и описанными выше монетами из периода Маккавеев и делает совершенно излишним обозначение стоимости, ясной уже из внешней формы этих монет. К тому же все описанные нами старейшие серебряные монеты заключают в себе ту же примесь шестой части меди, как и серебряные монеты сирийских и парфянских царей, современных Маккавею Симону. Здесь мы видим наибольшее подтверждение факта чеканки этих монет именно в этот период времени. Ибо от всех иудейских правителей ближайшего периода сохранились монеты с именами. Даже прибавленная на них пометка года имеет лишь смысл обозначения начала иудейской эры. Последнее относится в особенности к медным монетам с их грубой чеканкой, сравнительно с позднейшим временем и с надписью, указывающею на только недавно происшедшее освобождение Сиона, которое подало повод к новому летоисчислению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монеты (серебряные и медные), как и керамика, представляют в К. массовый материал (уже де Во собрал ок. 1230 экз. монет; при раскопках 1990-2000-х гг. было найдено еще 180). Древнейшие из них отчеканены в эпоху эллинизма (при Птолемее II Филадельфе (сер. III в. до Р. Х.); при Селевкидах (III-II вв. до Р. Х.)), но они сохранялись в обращении очень долго: в К. монеты стали откладываться не ранее начала периода Ib, т. е. в сер.- 2-й пол. I в. до Р. Х., и особенно активно - в позднюю эпоху Второго храма. Из монет правителей-хасмонеев (80 экз.) больше всего относится ко времени Александра Янная (103-76 гг. до Р. Х.), чекан которого вообще чрезвычайно обилен в находках на памятниках, но более ранних (монет Иоанна I Гиркана, 135/4-104 гг. до Р. Х.) не было обнаружено. Монет Ирода Великого (37-4 гг. до Р. Х.) найдено всего 5, плюс одна набатейская (ок. 17-5 гг. до Р. Х.), монет Ирода I Архелая (4 г. до Р. Х.- 6 г. по Р. Х.) - 4 экз. Монеты рим. прокураторов и 18 экз. монет царя Агриппы I Ирода (41-44 гг. по Р. Х.) хорошо представлены, как и монеты периода 1-го антирим. восстания (67-68 гг. по Р. Х.). Чекан кон. I-II в. по Р. Х. (императоров Тита, Агриппы II, Траяна, Адриана) лишь отмечен. Времени восстания Бар-Кохбы принадлежат 3 последние монеты, найденные при раскопках памятника. Единственный клад (серебряные тетрадрахмы г. Тира, 126 г. до Р. Х.) был скрыт уже в рим. период, т. к. в нем присутствуют монеты последних десятилетий до Р. Х. Артефакты, связанные с бытом и хозяйственной деятельностью Важные по составу находки собраны в 1990-2000-х гг. на участках, куда выбрасывали мусор. Их 4: на севере, северо-западе, юге (самый древний) и на востоке. Это свидетельства сельскохозяйственной деятельности и быта: базальтовые мельницы, ступки и пестики, чаши и др. каменная посуда. Из металлических изделий найдены браслеты (в т. ч. золотые), серьги (в т. ч. со вставками из камней), заколки-фибулы, пряжки и др. аксессуары, бронзовый кувшин, иголки, железные и бронзовые гвозди, свинцовые грузила, железные ножи и наконечники стрел. Обнаружены фрагменты одежды и обуви, циновок и плетеных корзин. На восточном участке сосредоточены стеклянные изделия: бокалы, кубки, чаши, бутылочки, «сидонские» сосуды. На нек-рых сохранились следы греч. надписей; часть посуды и фрагментов оплавлена (при сожжении К. римлянами ок. 68 г. по Р. Х.?).

http://pravenc.ru/text/Кумран.html

Эмблемами на монетах служат изображения предметов, относящихся к религиозной символике, а на позднейших – изображения правителей или предметов вооружения. Некоторые монеты не имеют имени правителя, при котором они были сделаны, большая же часть их имеют таковые имена. Монеты без имени правителя по времени своего происхождения относятся к четырем годам правления Симона вождя (142–139 до Р. Хр. ср. 1Мак. 13:42 ). Монеты, имеющие название правителя, относятся или ко времени правителей из асмонейской династии, именно: Иоанна Гиркана, Иуды Аристовула, Александра Ианнея, Маттафии (Антигона), или же ко времени идумейской династии. Кроме того, сохранились также монеты, относящиеся ко времени первого (во время Веспасиана) и второго (во время Адриана) восстания евреев. На таковых монетах вычеканены имена вожаков восстания: на одних – священника Елеазара, на других – Симона (Баркохбы). Кроме эмблематических изображений и названий правителя народа, во время которого была вычеканена известная монета, на монетах из времени Симона вождя, а также на монетах первого и второго восстания, называется год чеканки, а иногда и самая эра, от которой ведется счисление годов. Таковой эрой выставляется освобождение Иерусалима. От подлинных еврейских монет следует отличать монеты неподлинные, с именами Авраама, Иисуса Навина и Давида, находящиеся на которых надписи сделаны квадратным шрифтом. Эти монеты, по времени происхождения, относятся к позднейшему времени и потому не имеют значения для б. археологии. С древнееврейскими монетами не следует смешивать жетонов и медальонов, с еврейскими надписями, но христианскими изображениями 40 , имеющих несомненно христианское происхождение. Известные археологам экземпляры таких медальонов сделаны из меди или из бронзы, величиною в медный пятак, и имеют на одной стороне изображение лика Христа Спасителя, с стоящими по сторонам словами «Адонай Иешу» (­Господь Иисус), а на другой слова: «Машиах мелек ба бешалом Адонай адам асуй» (­Мессия царь, пришедший с миром, Господь – ставший человеком).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Адриан же попросил дать ему время на поиски человека, пригодного для посвящения в епископы. В Риме жил тогда знакомый Адриану монах по имени Теодор, уроженец Тарса Киликийского , изучивший светские и церковные писания на латыни и греческом . Это был достойный муж почтенного возраста, достигший уже шестидесяти шести лет. Адриан объявил о нем папе, и тот согласился посвятить его при условии, что Адриан сам поедет с Теодором в Британию, поскольку он дважды был с разными миссиями в Галлии, хорошо знал дорогу и имел большое число знакомых. Также, помогая Теодору в его трудах, Адриан мог предостеречь его от привнесения в церковь каких–либо греческих обычаев, противных истинной вере . И так он был посвящен в субдиаконы и четыре месяца ждал, пока у него отрастут волосы, чтобы принять тонзуру в форме короны, поскольку он имел тонзуру святого апостола Павла, принятую на Востоке. Он был посвящен папой Виталианом в год от воплощения Господа 668–й, в воскресенье, в седьмой день до апрельских календ . В шестой день до июньских календ вместе с Адрианом он отбыл в Британию. Они добрались морем до Массилии и потом по суше до Арелата, где вручили епископу того города Иоанну рекомендательные письма папы Виталиана. Там они задержались, пока майордом королевства Эбрин не позволил им отбыть к месту назначения. После этого Теодор отправился к епископу Паризийскому Агильберту, о котором мы уже говорили; там он был принят радушно и находился долгое время. Адриан же сперва поехал к епископу Сенона Эмме , потом к епископу Мельда Фарону и долго жил у них, поскольку приближение зимы вынудило их прекратить путешествие. Когда Эгберт узнал, что епископ, которого он просил у римского предстоятеля, находится в королевстве франков, он тотчас послал за ним своего префекта Рэдфрида . С разрешения Эбрина этот Рэдфрид забрал Теодора и увез его в порт Квентавик , где тот некоторое время пролежал больной и после, начав поправляться, отплыл в Британию. Адриана же Эбрин задержал, поскольку подозревал, что тот направлен императором с миссией к королям Британии, и эта миссия как–то угрожает королевству, над которым он надзирает. Узнав, что Адриан не имеет никакого отношения к подобной миссии, он отпустил его и позволил последовать за Теодором. По прибытии Теодор поручил ему монастырь блаженного апостола Петра, где, как я уже говорил, похоронены архиепископы Кента , поскольку прежде апостольский господин просил Теодора поселить Адриана в его провинции и предоставить ему подобающее место, где он мог бы жить со своими людьми. II. Kak Теодор постепенно начал наставлять церкви англов в изучении Святого Писания и в католической истине и как Путта сделался вместо Дамиана предстоятелем Хрофской церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Теодор стал первым архиепископом, которому подчинилась вся англо-саксонская церковь . Ему удалось реорганизовать ее порядки в соответствии с римскими установлениями. Усилиями архиепископа церковь в Британии приобрела определенную административную структуру, в соответствии с замыслом, изложенном Григорием I. Это устройство просуществовало почти без изменений вплоть до Реформации. Теодор определил сеть диоцезов, назначив или утвердив епископов Нортумбрии, Уэссекса, Мерсии, организовал ежедневный общий распорядок в церкви. Вскоре после начала исполнения своих обязанностей, Теодор совершил поездку по Британии, знакомясь с островом, со своей паствой. В 673 г. в Хертфорде архиепископ провел первый собор всей англо-саксонской церкви. Подобные соборы, созывавшиеся для выработки лучшей организации, имели и другое значение: расплывчатое понятие единой церкви начинало обретать реальные очертания. Постепенно, благодаря формулировке общих задач и унификации правил, оно возобладало над разрозненными церквями англо-саксонских королевств 51 . Создание Теодором и его спутником, неаполитанским аббатом Адрианом монастырской школы в Кентербери имело особое значение для высокой христианской культуры англо-саксов. В школе изучались не только основополагающие христианские тексты, но и осваивались элементы классического знания; по свидетельству Беды, Теодор привез с собой церковные книги и рукописи, содержавшие светские произведения 52 . Из этой школы вышло поколение церковных деятелей, писателей, теологов. «Поскольку оба они были прекрасно образованы в церковной и в светской литературе, они привлекали множество учеников, в чьи умы ежедневно вливали потоки спасительного учения. Они дали своим наследникам познания не только в книгах Святого Писания, но и в искусстве метрики, и в астрономии, и в церковной хронологии. Как свидетельство того, еще живы некоторые из их учеников, которые знают латинский и греческий языки как свой родной» 53 . Одним из них был и Кеолфрид, учитель Беды и аббат его монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Главное внимание уделялось языкам – латыни и греческому, без знания которых невозможно было приблизиться к глубокому пониманию Библии и патристики. В то время школа в Кентербери была одним из немногих мест в Северной Европе, где можно было изучать греческий язык, (тем более из уст человека, для которого он был родным). Показателен и тот факт, что Теодор и Адриан сознавали важность преподавания таких предметов, как грамматика и риторика (в свое время осуждавшегося Григорием I). Для англо-саксов текст Библии был написан на чужом языке и требовал не только понимания основного смысла, но и умения разбираться в системе его образов, приемов красноречия. Без этого не могла возникнуть собственно британская теология. Подобные знания могли придать силу, красоту и убедительность христианской проповеди . При чтении работ Беды создается ощущение, что в представлении этого автора годы существования христианства у англо-саксов принесли большие плоды в сфере распространения веры, индивидуального служения Богу, благочестия и подвижничества, чем в области образованности и учености 54 . Возможно, собственные идеи Беды о важности глубокого изучения Писания и трудов христианских писателей, заставили его акцентировать внимание в «Церковной истории англов» на тех сторонах деятельности архиепископа, благодаря которым мог быть заложен фундамент образованности и знаний у англо-саксов 55 . В интерпретации Беды в лице своих слушателей высокообразованные Теодор и Адриан нашли людей, готовых и способных воспринимать их учение. Время, когда Теодор был архиепископом Кентербери, совпало с периодом юности Беды. В его понимании, это были наиболее счастливые дни для англо-саксонской церкви, с тех пор как христианство пришло в Британию 56 . На короткий срок в королевствах утихли войны, что благоприятствовало укреплению церкви. Для тех, «кто желал учиться... рядом были наставники, которые учили...» 57 . Согласно Беде, Теодор и Адриан попытались обучить учителей англо-саксов, – тех, кому впоследствии пришлось применить полученные знания для воспитания соотечественников. Среди учеников школы Кентербери Беда упоминал Альбина, который впоследствии стал преемником Адриана, аббатом монастыря Петра и Павла и оказал Беде помощь в подборе документов для «Церковной истории англов». Кроме него известны имена будущего епископа Рочестера Тобиаса, владевшего, по словам Беды, древними языками как родными, Татвина «человека, отличавшегося благочестием и мудростью, так же превосходно образованного в священной литературе, занявшего в 731 г. кафедру архиепископа Кентербери 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН X ДУКА [греч. Κωνσταντνος Δοκας] (1006-22/23.05.1067), визант. имп. (1059-1067). Происходил из рода Дук , одного из знатнейших в империи. Участвовал в перевороте Комнинов, в результате к-рого имп. Михаил VI Стратиотик отрекся от престола в пользу Исаака I Комнина (1057-1059) (подробнее о заговоре и перевороте см. в ст. Исаак I Комнин ), был провозглашен кесарем, соправителем и фактически наследником императора, однако сложил с себя титул кесаря и уехал из столицы. Когда Исаак из-за болезни отрекся от престола, К. Д. при поддержке аристократии и чиновничества был провозглашен единоличным императором и положил начало почти 20-летнему правлению своей династии. Нек-рые исследователи высказывали предположение, что к отречению Исаака I и возвышению К. Д. имел отношение влиятельный придворный чиновник и ученый Михаил Пселл, к-рый известил К. Д. о тяжелом состоянии здоровья императора и вызвал его в столицу ( Скабаланович Н. А. Византийское гос-во и Церковь в XI в.: От смерти Василия II Болгаробойцы до воцарения Алексея I Комнина. СПб., 2004. Кн. 1. С. 207-214). К. Д. был коронован 23 нояб. 1059 г., его тронная речь сохранилась в «Истории» Михаила Атталиата ( Mich. Attal. Hist. 70). Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) Имп. Константин Х Дука. Монета. Аверс, реверс. XI в. (Dumb. Oaks) О карьере К. Д. до его появления в столице известно мало. Его семье принадлежали земельные владения в М. Азии (в Пафлагонии и во Фракисии), где он, вероятно, и провел 1-ю половину жизни. В первом браке был женат на дочери Константина Далассина. В 1034/35 г. по приказу имп. Михаила IV Пафлагона был арестован вместе с тестем и сослан на о-в Плата в числе других родственников Далассина. Покинул остров после воцарения Константина IX Мономаха (1042). Жил в К-поле, входил в состав синклита, носил титул вестарха. Овдовев, женился на Евдокии Макремволитиссе , племяннице патриарха К-польского Михаила I Кирулария .

http://pravenc.ru/text/2057054.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010