Дьяконов. Очерки (1898). С. 16—39. Греков. Ук. соч. С. 630, 641, где он дополняет некоторые утверждения Дьяконова; а также: Смирнов И. К вопросу о старожильцах, в: Вопросы истории. 1946. 8—9 (работа мне недоступна).    Дьяконов. Там же; Никольский. Ук. соч. 1. 2. С. 37 и след.; Щепетов. Ук. соч. С. 97. Уже в XV в. в жалованных грамотах упоминаются старожильцы в отличие от крестьян, позже поселившихся на монастырских землях. Ср., напр.: ААЭ. 1. 20, 21, 51, 53; а также 5, 34, 35. Послание митрополита Киприана (1391) дает отчетливое представление о тех работах, которые крестьяне обязаны были выполнять для монастыря. ААЭ. 1. 11.    Мы располагаем рядом документов XVI и XVII вв., говорящих о бегстве крестьян из черных деревень и из поместий служилых людей. ААЭ. 1. 234 (1552). 258 (1561); АЮ. 177, 178, 183 (XVI в.); 189, 194, 196 (XVII в.). По Троице-Сергиеву монастырю: Свозные книги (1614), в: Памятники соц. — эконом. истории. 1 (1929); по Иосифову монастырю: Приходно-расходные книги, в: Ист. арх. 2. С. 70, 74, 83, 84.    Примеры поручных: АЮ. 177, 178 (XVI в., по Вяжицкому монастырю); РИБ. 12. С. 458, 1366, 1468 (по Прилуцкому монастырю); Акты. Изд. Мельниковым. 1. 21, 23, 26, 27 и др. (по Покровскому монастырю в Понизовье). В хозяйстве отдельных монастырей в разных имениях крестьяне выполняли разные повинности, это зависело от местных условий, см., напр.: ААЭ. 1. 348 (Троице-Сергиев монастырь). Доброклонский. Ук. соч. С. 61, 69—85; Дьяконов. Очерки (1898). С. 131, 163. Расчетные книги: Иосифова монастыря, в: Ист. арх. 2; Болдинского монастыря, в: РИБ. 37; Корнилиева-Комельского монастыря, в: ЛЗАК. 5 (1871); Акты Коряжемского монастыря, в: ЛЗАК. 23 (1910).    РИБ. 12. С. 198 (1634), 201 (1637); АИ. 3. 240 (1627). Дьяконов. Очерки (1898). С. 147 и след.; Греков. Крестьяне на Руси. С. 694.    Древнерусское слово «бобыль» мы переводим на немецкий язык словом «Unglьckliche» («несчастный»); в документах эти крестьяне часто называются «невзгодниками». Ср.: Дьяконов. Очерки (1898). С. 206—240; Богословский. Ук. соч. 1. С. 136.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1657 г. 5 дек. того же года Вятским архиереем был назначен Александр, еп. Коломенский Коломенская епархия была упразднена и присоединена к Патриаршей области , на вост. окраинных землях к-рой образовалась новая епархия. Еп. Александр приехал на Вятку в апр. 1658 г., местом его пребывания стал Трифонов Успенский мон-рь. Для содержания кафедры были определены Бобинский стан и Иоанно-Предтеченский мон-рь в Котельниче. Перемещение еп. Александра из Центр. России на Вятскую кафедру, по-видимому, было связано с его неприятием богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном . После оставления Никоном Патриаршего престола в 1658 г. еп. Александр уехал в Москву. В 1661 г. вернулся в В. е., принимал у себя старообрядцев, в частности Феоктиста , бывш. игум. московского во имя Иоанна Златоуста монастыря , арестованного в 1666 г. в Хлынове, занимался ревизией богослужебной реформы. С февр. 1666 г. архиерей находился в Москве, участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Вернулся на Вятку 27 нояб. 1669 г., получив пожалование вотчинами и деньгами на постройку архиерейского дома при Никольском соборе в Хлынове, но строительство не было начато. В 1669 г. еп. Александр установил под 24 мая празднование явлению Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (событие произошло ок. 1383). 8 янв. 1674 г. еп. Александр оставил кафедру и удалился в Коряжемский во имя свт. Николая монастырь . Его преемником на Вятской кафедре стал еп. Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Иона (Баранов) , 12 марта 1682 г. возведенный в сан архиепископа. Трудами архиеп. Ионы на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, освящение храма с приделом во имя свт. Николая состоялось в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы, в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Синода. По распоряжению консистории ночью на 30 сентября гроб с телом был тайно зарыт в землю внутри строившейся церкви на глубине печатной сажени, а место заравнено так, чтобы невозможно было найти его. Св. Синод, получив донесение генерал губернатора, приказал найденное нетленное тело освидетельствовать и преосвященным Арсением немедленно были посланы для этого два члена духовной консистории: спасоприлуцкий архимандрит Иннокентий и никольский протоиерей Андрей Шешадамов. По прибытии их в монастырь с членами тотемского духовного правления, гроб с нетленным телом был вынуть (12 числа) из земли и внесен в холодную Преображенскую церковь . Самое свидетельствование тела было произведено 14 и 15 ноября, 14 числа при многих посторонних лицах из чиновников и лучших горожан осмотрена только наружность и одежды, а 15 числа при одних только священниках и весь состав тела. Подробное описание свидетельствования, произведенного 15 числа, было представлено св. Синоду, а гроб с телом вложен в ящик, заперт двумя замками, запечатан в двух местах печатью бывшей устюжской консистории и поставлен в нишу стены Преображенской церкви, сделанную на подобие шкафа, двери которого были утверждены железной полосой, заперты замком и запечатаны. Между тем в это время многие, благоговейно притекавшее ко гробу пр. Феодосия, объявляли о бывших им сновидинеях и о полученных от разных болезней исцелениях; таких объявлений подано было тогда на имя одного строителя до 8 и одно самой следственной коммиссии. Объявления были подтверждены присягою. Вскоре затем подано было еще 10 подобных же объявлений. «Чтож касается до положения мнения о упоминаемом яко бы пр. Феодосия теле и о происходимых от оного чудесах, то мнения своего заключить нам, что оное есть тело точно пр. Феодосия и о чудесах его, оказываемых в сновидениях наводят сумнительство нижеследующие обстоятельства: 1) значащиеся на кромках маленького и «большого покровов литтеры на подобие Е / , из коих две строгание Е вовсе уже истлели, положение свое имеют в разных местах, и примечтельно, что оные шиты были между прочими многими словами, следующими по своему порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В настоящее время на территории монастыря сохранились постройки: Николаевский собор (с двумя приделами: Николая Чудотворца на первом этаже, и Преподобного Лонгина Коряжемского на втором этаже) и Архиерейские палаты, Спасская церковь, колокольня, надкладезная часовня часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами. Николаевский собор и Архиерейские палаты. Дата постройки: 1904-1913 годы. Собор и Архиерейские палаты были построены на средства, оставленные монастырю купцом первой гильдии Хаминовым. Каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В 1990-ые годы на первом этаже находился холодильник, в алтарной аспиде размещалась компрессорная установка. Второй этаж использовался под склады. Здание подверглось сильному разрушению. После передачи храма православной общине начались восстановительные работы. 25 августа 1998 года освящен Никольский придел храма епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, а в 2001 году в нем завершена роспись фресок. Четырехстолпный Николаевский собор - каменное двухэтажное сооружение. Первый этаж его в плане представляет собою квадратное помещение - собственно церковь, - расчлененное на три продольных и три поперечных нефа, причем средние нефы шире боковых. Средний поперечный неф перекрыт коробовым с распалубками сводом. Крайние восточный и западный нефы перекрыты крестовыми сводами, по три с каждой стороны. Второй этаж, в плане аналогичный первому, перекрыт двумя пересекающимися под прямым углом коробовыми сводами равных размеров. В замке его устроен восьмигранный световой барабан, увенчанный шатром. Пяты свода опираются на четыре массивных колонны. Полукружиям свода соответствуют на фасаде широкие пилястры. С востока к центральному объему примыкает двухэтажная пятистенная апсида, с запада - архиерейские палаты. Здание размером 18 х 52 м построено из кирпича на бутовом фундаменте. Николаевский собор имеет два придела: Николая Чудотворца на первом этаже и преподобного Лонгина Коряжемского на втором этаже.

http://sobory.ru/article/?object=06309

угоднику, болезнь тотчас же прошла, и Дарья стала совершенно здорова. 15. Важеского уезда, Слободского стану, Верхонаденской волости, крестьянина Вавилы Григорьева Хламова жена Ирина Несторова в 1738 году, в Филиппов пост, имела женскую болезнь, и все тело ее, и руки, и ноги, и живот опухли так, что она не могла уже видеть ног своих. В одну ночь видела она во сне женщину, которая сказала ей: молись ты святому пр. Прокопию Усьянскому чудотворцу, и Бог простить тебя, хотя тяжело и трудно тебе будет, и родишь одного мертвого. Ирина стала молиться и положила обещание поклониться мощам праведного Прокопия, и родила благополучно близнецов, одного живого, а другого мертвого, и вскоре после сего оправилась от болезни, хотя, по тяжести родов, не надеялась и живой остаться. 16. Житель Усьянской Никольской волости Введенского прихода Потапий Федоров Пушкин в 1739 году плыл с товарищами на вешнем плоте к городу Архангельску, и когда уже был на р. Двине, внезапно поднялся сильный ветер, и начал разбивать и заливать волнами плоть его. В страхе и ужасе, ежеминутно ожидая себе смерти, Потапий со слезами начал призывать себе на помощь праведного Прокопия, обещаясь ему молебствовать, и не успел он еще кончить молитвы, как буря затихла и около плота его сделалось тихо, между тем в то самое время, и выше и ниже по реке, бурею разбило множество плотов с хлебом и лесом. 17. Усьянской Ростовской волости, у диаконского сына Ильи Леонтьева полтора года болела рука так, что он не мог даже и перекреститься ею. В 1745 году видел он во сне, что будто бы Прокопий праведный, в белой одежде, подошел к нему и севши возле него рядом сказал: что ты, окаянный, давно обещался идти к Прокопию Усьянскому и с отцем своим, и доныне не бывал? Иди немедленно и помолись, и сказавши это стал невидим. Пробудившись от сна, Илия почувствовал облегчение болезни, и затем вскоре совершенно выздоровел. 18) В г. Ваге (Шепкурске) в бытность воеводы Александра Васильевича Перелешина, случилось рабе его девице Марие, 20 лет, быть очень больной так, что и руки и ноги у нее сволокло, и близ года нисколько не могла она ими действовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако епископ, «более склонный к уединенной молитве, не входил в хлопотливые дела экономии, и постройка архиерейского дома, для которого уже было место при Никольском соборе в кремле, при нем даже не начиналась» ( Никитников. С. 9). Все же в эти годы в Хлынове и др. городах Вятской епархии продолжалось строительство деревянных церквей, возникали новые приходы, 2 церкви были построены и освящены в Успенском Трифоновом хлыновском мон-ре при непосредственном участии А. 8 янв. 1674 г. А. покинул кафедру, удалился на покой в Николо-Коряжемский мон-рь, где принял схиму. Первому Вятскому епископу не чужды были лит. интересы. Помимо сочинений, вызванных к жизни полемикой вокруг церковной реформы, А. участвовал в создании литературно-агиографических произведений, посвященных Николо-Коряжемскому мон-рю. И. М. Верюжский приписывает ему создание службы прп. Логгину Коряжемскому , написанной ок. 1650 г. (с. 486). Наблюдения над текстом «Сказания о зачале Николо-Коряжемского монастыря и началнике его старце Логине» позволили А. Н. Власову установить принадлежность этого важного памятника рус. агиографии перу А. ( Бубнов, Власов. Александр Вятский. С. 378). А. имел хорошую для своего времени б-ку. Видимо, большую ее часть он пожертвовал «на свое обещание» в Николо-Коряжемский мон-рь, куда с 1657 по 1674 г. от него поступило 37 книг и рукописей. Совр. нахождение 7 из этих книг известно ( Никольский. С. 28-29). Еще 6 рукописных книг из б-ки А., вложенной в мон-рь, удалось разыскать в недавнее время ( Бубнов, Власов. С. 378). Из книг, не вошедших в это число, но несомненно принадлежавших А.,- упоминавшийся рукописный сборник, содержащий многочисленные материалы 1-й пол. 60-х гг. XVII в. (РГБ. Рогож. 667). А. принимал непосредственное участие в его составлении, переписав в него неск. своих сочинений. Среди принадлежавших А. книг преобладают богослужебные и святоотеческие тексты, в большинстве книг есть пометы и исправления, имеющие характер редакционной правки; в особенности это касается нек-рых аспектов толкования христ.

http://pravenc.ru/text/64230.html

За Никольским Коряжемским За Спасской Сойгинской пустынью За Лальской Архангельской пустынью За Устнедумской пустынью За Преображенским Сумариным За Успенской Негренской За Рождественской Голубинской пустынью За Николаевской Бабозерской пустынью За Введенской Озерской пустынью Итого за монастырями: Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 19. Епархия Архангелогородская (не в окладе) Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом За монастырями: За Соловецким За Сийским Антониевым За Богословским За Маркушенским За Уздренской пустынью За Архангельским За Троицкой Кодемской пустынью За Никольским Карельским За Красногорским За Сестренским За Петроминской пустынью За Верхозападенской Николаевской пустынью За Верхопежемской пустынью За Печенской пустынью За Дружинской пустынью Итого за монастырями: 16.294 Всего за домом Архиерейским и монастырями 17.633 Платёж в экономию 20. Воронежская Епархия Число душ Деньгами Хлебом За Архиерейским домом А) за мужскими монастырями: За Алексеевским Акатовым За Троицким Елецким За Успенским Донецким За Троицким Битюцким За Богородицким Задонским За Преображенским Толшевским За Троицким Лисогорским За Преображенским Семилуцким Б) за девичьими монастырями: За Покровским За Богородицким Елецким Итого за монастырями: Всего за домом Архиерейским и монастырями Платёж в экономию 21. Костромская Епархия Число душ Деньгами Хлебом А) за мужскими монастырями: За Кафедральным Троицким Ипатским 11.266 За Костромским Богоявленским За Спасским Геннадиевым За Трудним За Богородицким Игрицким За Троицким Сыпановым За Успенским Шеренским За Богородицкой Славенской пустынью За Никольской пустынью, что при реке Сендеге За Богородицкой Казанской пустынью За Галицким Паисиевским За Новозаозерским Аврамиевым За Железноборовским За Синодальным Флоровским За Городецким Аврамиевым За Ферапонтовым За Верхней пустыней Аврамова монастыря За Великой пустыни за Аврамиевым монастырём За Усольским Воскресенским За Спасовым монастырём Александровой пустыни

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Логгина, в котором сказано: «и вселися (Логгин) ту в пустынное место и сперва не один, но име с собою некоего брата, именем Симона, и сей Симон немногое время ту с Логгином в пустыни пребысть и отыде в особенное место, нареченное в Сойгу». А в Сойгу пр. Симон прибыл в 1539 г., 16 сентября, как значится в современной летописи. 190 Пелена по шелковой материи шита золотом, серебром и разными шелками и возложена на гробницу в 1650 годах гг. Строгановыми. Украсить гробницу золоченою резьбою, а в приличных местах образами и поставить над ней балдахин дозволено указом Вологод. Дух. Консистории от 25 февраля 1821 тода за 520 при епископе. Онисифоре, который вместо панихид дозволял отправлять пр. Логгину молебны. 191 Учениками пр. Герасима основаны монастыри: Верхней Спасский в окрестностях Вязьмы; Баскаков в Свевском уезде; Вознесенский в Юхновском; Пустынно-Подлесная Никольская пустынь в Бельском уезде. 192 Так как в древности в иноческих обителях мало обращалось внимание на происхождение и мирское звание и часто князья и бояре бывали в подчинении у людей низкого происхождения, то и происхождение Антония осталось неизвестным. 198 Род Сумориных значится в древнем синодике Спасо-прилуцкого монастыря. В нем много лиц монашествующих. 199 Чем обители того времени при усердии к ним народа и при множестве своих вотчин, не мало изобиловали. 200 О супруге его ничего не известно. Так как в житии упоминается только об одной дочери, то вероятно первой уже не было тогда в живых. 202 Се аз Марья Григорьева дочь, а Истоминская жена, да с своими детьми – с Феодором да Петром да со внуком с Ивановым сыном приданово дали есма старцу Феодосию Суморину, от отца своего благословение, купить пустошь Симакинскую на Песьй-деньге и на Ковде, со всем угодьем, что к нам исстари потягло, а в межах с Ворлыгинскою деревнею да по Царевской дороге по старой, а от дороги вниз по Песь-деньге, по обе стороны Чеботова, и наволочки, и новые, и пожни и мельницы тоеж пустоши осиновка; а в межах с Чеботовым, да и с чеботовскою пустошью; а дали есма ему на монастырское строение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Епархиальное начальство требовало еще снесения жилой избы, построенной Никитиным на месте бывшего монастыря для приюта и ночлега богомольцев, полагая, что когда не будет народу места для пристанища, то он перестанет и сбираться на пустое место; но и это требование его осталось также без исполнения. Крестьянин Никитин вытребованный чрез гражданское начальство объявил преосвященному лично и консистории, что часовня поставлена им по повелению святителя Николая и преподобного Онуфрия, являвшихся ему в сновидении, и представил еще два реэстра лиц, получивших исцеления от преподобного Онуфрия, из коих в одном записано было 12 исцелений, а в другом 18, и что он сам был очевидным свидетелем 12 случаев, и в истине своего показания сослался на самих получивших исцеления, указав, кто именно они были и откуда. Реэстры или записки писаны были с объявления получивших исцеления и засвидетельствованы подписью лиц при том бывших. Но и на этот раз они не были проверены, и тем лишены качества несомненности, и тысячи народу, приходившие из за сотен верст, и получившие исцеление от болезней, оставлены без утешения отпет молебен святителю Николаю и панихиду по преподобном Онуфрии на месте древней обители, пока Святейший Синод, указом от 25 сентября 1835 года, не повелел: если построенная над местом могилы в виде часовни палатка еще не уничтожена, то о сем не настоять, отправления для желающих святителю Николаю молебных пений, а по преподобном Онуфрии панихид не возбранят и предоставить то монашествующим Семигородной пустыни, коей принадлежат ныне угодья бывшего Катромского монастыря, со священника Ржаницына снять запрещение и допустить к приходской должности. Это распоряжение Святейшего Синода как нельзя более обрадовало как не перестававших приходить богомольцев, так и всех окрестных жителей, благоговевших п памяти преподобного Онуфрия. Когда место Катромского монастыря перешло в ведение Семигородной пустыни, тут, где стояла сгоревшая Никольская церковь , вскоре построена была немалая деревянная часовня, в 1867 году обращенная в церковь во имя святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В конце евангелия находится собственноручная приписка Арсения: «В лето 7014 (1506) сие евангелие почато бысть писатись октября 18, а кончась марта 12 при благочестивом великом князе Василие Ивановиче и при архиепископе Симоне митрополите, на престол св. великого чудотворца Николы, еже есть на Комье, повелением всех православных христиан Никольского прихода. Писано же бысть с старого списка с Печеньги, а добываль его князь Юрий Васильевич. Сие же писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сахарусов. И аще будет по грехам опись в ведении или неведении, исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили Новгородские. Аз окаянный скуден умом рассудити на се груб и невеглас, тесен разумом». – Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! Вот пример, которому должны следовать раскольники в исправлении очевидных описок и погрешностей видящие перемену веры и ересь. Арсений сам просит исправлять ошибки, какие окажутся в труде его. 184 Впоследствие был поставлен на этом месте св. крест и потом часовня. См. рукоп. жития пр. Арсений. 186 В подтвердительной подписи на жалованной монастырю грамоте 1543 года видно, что в июле 1550 года был уже строителем монастыря Герасим, а пр. Арсений скончался в августе. 188 Распятие это сохранилось до ныне, на одной стороне его вырезано: «Крест Христов Павловы пустыни», – на другой «лето 7043» (1535). 189 В рукописном житии пр. Логгина год основания монастыря не показан. В истории российс.иерархии (IV, 779) в русских святых Филарета Черниговского основание монастыря отнесено к 7043 (1535) г., т. е. к тому, который вырезан на деревянном распятии подаренном пр. Логгину. Но неизвестно, когда и где сделана эта надпись, тогда ли – когда сделан был, крест, или когда им благословляли Логгина в путь. Кажется, что первое вернее. Спутник Логгина пр. Симон вышел, из Корнилиева монастыря уже по смерти своего учителя, а пр. Корнилий скончался 19 мая 1537 г. Если допустить, что друзья вышли из своих монастырей вскоре после его кончины и того же лета пришли на Вычегду, то начало Коряжемского монастыря надобно положить никак не ранее 1537 г., что будет согласнее с житием пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010