Александр, епископ Вятский и Великопермский Родился около 1608 года в Сольвычегодске Вологодской губернии. Принял пострижение в монашество в Никольском Коряжемском монастыре и с 1643 года был в нем игуменом. С 7 июня 1651 года – архимандрит Спасо-Каменного монастыря. 3 июня 1655 года хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского. 5 декабря 1657 года назначен во вновь учрежденную Вятскую епархию. 8 января 1674 года самовольно ушел на покой в Коряжемский монастырь, где принял схиму и скончался 16 октября 1679 года. Погребен в этом же монастыре у северной паперти. В 1655 году епископ Александр участвовал в Московском Соборе, созванном патриархом Никоном по поводу исправления богослужебных книг. Тогда он одобрил вместе с другими исправленную книгу «Служебник» и вновь переведенную «Скрижаль». Но когда был назначен в Вятскую епархию, то стал упорным противником исправления книг и 30 декабря 1662 года написал письмо царю Алексею Михайловичу, в котором высказал ненависть к патриарху Никону , боярину Стрешневу и митрополиту Газскому Паисию (Лигариду). В конце письма он советовал царю собрать «истинных архиереев» для избрания нового патриарха, который бы «имел возраст не менее 60 лет, в монашестве находился более 15 лет и был бы прежде в послушании у искусного старца». Когда же на большом Московском Соборе 1666 года начался суд над противниками книжного исправления, то вызван был в числе расколо-учителей и епископ Александр. Однако он раскаялся в своей вине. Собор простил его и отпустил в 1669 году на Вятскую кафедру· Вятский период жизни преосвященного Александра описал известный писатель Н. С. Лесков. В связи с учреждением Вятской епархии епископу Александру было поручено обновить престол в г. Хлынове, построить архиерейский дом для себя и для будущих архиереев. Для этого ему было отведено специальное место и «вместо суммы выделены две вотчины, с коих не менее трех тысяч душ считали». Но епископ Александр не умел и не хотел трудиться. Он 16 лет управлял Вятской епархией и за это продолжительное время так и не начал строительства, а «просидел ничего не делая, но неустанно обижаясь». Сам же все это время из-за отсутствия архиерейского дома жил в Успенском Трифоновском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Христофорова Пустынь. Христофорова пустынь. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Богородская (Одигитриевская) Христофоровская церковь Карта и ближайшие объекты Пустынь была основана преподобным Христофором Сольвычегодским. Здесь же была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Одигитрии» Смоленской, которую преподобный Христофор принес с собой, и от которой происходили многие исцеления. Вскоре после отшествия Христофорова расстроилась и пустынь Богородицкая. Чтимая икона была перенесена в Никольский Коряжемский монастырь, но в 1590 году была вновь поставлена на прежнее пустынное место, где в честь нее Коряжемским игуменом Иовом была сооружена деревянная церковь. С тех пор Христофорова пустынь была приписана к Коряжемскому монастырю. В 1763 году вместо деревянной церкви была построена каменная, но уже в следующем, 1764 году, храм был обращён в приходской. Туда ежегодно, 28 июля, съезжалось много богомольцев на праздник Смоленской иконы «Одигитрии», также в девятую пятницу по Пасхе, и 8 сентября, в день Рождества Богородицы Нынешняя каменная пятиглавая церковь построена в стиле Тоновской архитектуры. Закрыта в советское время, сломана колокольня. Возвращена верующим, восстанавливается. В церкви чтимая икона Одигитрии. С сайта храма Всех Святых Церковь Одигитрии Божией Матери что в Христофоровой пустыне Описание сие заимствовано из Истории Росс. Иерархии и из древней рукописной летописи, хранящейся в подлиннике при церкви. Богородская, что в Христофоровой пустыне церковь, отстоит от города Сольвычегодска к юго-востоку в 27-ми верстах. Она расположена на горном берегу речки Малой Коряжемки, и окружена лесами. Основатель оной пустыни был преподобный Христофор, ученик и постриженец преподобного Логгина, основателя и настоятеля Николаево-Коряжемского монастыря, в котором и был он в числе братства. По кончине учителя своего (преподобный Логгин скончался в 1540-м году февраля 10 дня) проживши еще 10-ть лет в монастыре, преподобный Христофор наконец решился искать себе пустынного уединения и нашел вышепомянутое место в верху речки Малой Коряжемки, поселился сперва там один. Потом начали сходиться к нему послужники, и принимать от него пострижение, а наконец около (7063) 1555-го года составилась в его местопребывании под его начальством обитель, и была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии иконы, которую преподобный Христофор первоначально принес на сие место с собой, и от коей притом происходили многие исцеления молящимся. Обитель сия, до того времени никому неизвестная, вскоре прославилась примерным житием трудников, и притом открывшимся близ оной за речкой Коряжемкой на восточной стороне от церкви в 150-ти саженях целебным источником, от воды которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила облегчение от болезни. Сие обратило особливое внимание и усердие самого царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву Христофора щедрым подарком на строение.

http://sobory.ru/article/?object=22143

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРЯЖЕМСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находился в 15 верстах от г. Сольвычегодска Вологодской губ., близ устья р. Коряжемки. 1535-1917 гг. Основан в 1535 г. (по др. данным, в 1537) монахом Павлова Обнорского во имя Св. Троицы мон-ря прп. Лонгином Коряжемским и пострижеником Корнилиева Комельского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыря прп. Симоном Сойгинским . В нач. XX в. устроение обители иногда ошибочно датировали 1585 г. (Коряжемский Николаевский мон-рь в Сольвычегодском у.//Правосл. рус. обители. 1910. С. 83). Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Коряжемский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь. Фотография. Нач. XXI в. Иноки Лонгин и Симон пришли в Коряжемские леса «из верховских градов», принесли с собой икону Животворящего Креста Господня, поставили келью и построили ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Первым игуменом К. м. был прп. Лонгин. В К. м. долгое время подвизался ученик св. Лонгина прп. Христофор Сольвычегодский . Позднее в верховьях р. Коряжемки он основал Христофорову Богородицкую пуст., к кон. XVI в. приписанную к обители. В 1540 г. прп. Лонгин был похоронен близ папертной лестницы, через 15 лет перезахоронен у сев. стены Никольской ц. Поводом к перезахоронению стало некое видение больному устюжскому воеводе кн. Владимиру, который К. м. никогда не посещал. Тем не менее, прибыв в обитель, воевода сразу нашел место погребения святого и указал настоятелю и братии, где следует его перезахоронить. Когда игумен выполнил указание воеводы, последний выздоровел, рассказал о своем видении и посоветовал настоятелю построить часовню над новым местом захоронения прп. Лонгина. Во время настоятельства Иоасафа Щуки (после 1547) в К. м. была составлена 1-я опись имущества ( Черкасова. 2007. С. 145). В 1582 г. пожар уничтожил почти весь монастырский архив. В 1614/15 г. К. м. вновь горел.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

Не лучшим оказалось и состояние храмов. Так, в ц. в честь Спаса Нерукотворного, по словам составителя записок, «все закоптело, всюду масса пыли… от спертого воздуха трудно дышать. В углах две неуклюжие печи, видно по всему, что они тепла дать не могут… Служебные книги буквально все истрепаны… Одежда на престоле вся полинялая, из синей обветшавшей материи. Другой на смену не имелось. Церковная утварь ветхая». Еще более ветхими оказались скотный двор, баня, погреб, амбар и др. хозяйственные постройки (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 13. С. 339-343). Главной задачей игум. Нектария стал капитальный ремонт всех зданий. В 1908 г. на средства благотворителей был куплен 311-пудовый колокол, затем приобретены вся необходимая богослужебная утварь, одежда, книги. Храмы и другие строения По описи 1567 г., в К. м. существовало 3 храма: соборный во имя свт. Николая Чудотворца, в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя прп. Димитрия Прилуцкого (Список отписной Коряжемского Николаевского мон-ря//АЮБДР. Т. 3. Стб. 388-397). Возможно, устроение храма, посвященного прп. Димитрию, связано с особым почитанием насельниками Прилуцкого подвижника. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные иконы преподобного, отмеченные в монастырской описи ( Мельник А. Г. Русские святые, почитавшиеся в Никольском Коряжемском мон-ре во 2-й пол. XVI в.//Ярославский пед. вестн. 2012. 1. Т. 1: Гуманитарные науки. С. 332). В 1631-1632 гг., при игум. Антонии, над воротами была построена Благовещенская ц., а на колокольню повешены часы, доставленные из Вел. Устюга. Вероятно, в 40-х гг. XVII в. началось возведение теплой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. Во вкладной и в кормовой книге мон-ря имеется запись о том, что в 1644 г. на строительство храма дал вклад 30 р. игум. Александр (впосл. епископ Вятский и Великопермский). По писцовым книгам 1625 и 1645 гг., в К. м. стояли деревянные холодный Никольский собор, теплая Димитриевская ц., надвратная Благовещенская ц., колокольня с 7 (в 1625) и с 9 (в 1645) колоколами.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В издании содержится много статей, рассказывающих о православных монастырях. В их числе следует выделить публикации о таких знаменитых обителях Руси, как Корнилиев Комельский Введенский монастырь (основан в 1497 г., ныне не существует), Корнилиев Палеостровский монастырь ( Петрозаводской и Карельской епархии , возрожден в 2003 г.), Коряжемский Никольский монастырь (основан в 1535 г., возрожден в 1989 г.), Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (основан в XIV в.), Краснохолмский Антониев монастырь ( Тверской митрополии , основан в 1461 г.), Кременецкий Богоявленский женский монастырь (основан в 1636 г.). Статья «Красный монастырь» повествует об одном из древнейших монастырей мира, основанном в Египте в IV в. и продолжающем свое существование и в наше время. Статья «Крестовый монастырь в Иерусалиме» рассказывает о древнем грузинском монастыре (ныне — в юрисдикции Иерусалимского Патриархата), основанном, по преданию, на месте, где произрастало древо, из которого был сделан Крест Господень. Обитель также связана с памятью о великом грузинском поэте Шота Руставели. Из статьи «Корсунская икона Божией Матери» читатель может узнать о группе древнерусских икон, связанных между собой не столько иконографической традицией, сколько преданием об их древнем происхождении из крымского Херсонеса и связи с событиями Крещения Руси. Обращают на себя внимание такие статьи, как «Крестопоклонная неделя» и «Крестное целование». Обширный материал в 38-м томе посвящен Крестовым походам и их влиянию на религиозную жизнь Ближнего Востока, Византии и Западной Европы в XI-XIII вв. Большой интерес представляет статья «Криптохристиане», рассказывающая о малоизвестном явлении религиозной жизни, характерном преимущественно для стран исламского мира. Новый том «Православной энциклопедии» также представляет статьи «Кремль» и «Крепость». Всем интересующимся вопросами церковного права будут интересны статьи «Кормчая книга», рассказывающая о формировании славянского перевода Номоканона, и «Corpus iuris civilis», посвященная своду памятников законодательства императора Юстиниана I. К ним примыкает статья «Corpus iuris canonici», рассказывающая об официальном своде канонического права Римско-Католической Церкви, изданном Папой Римским Григорием XIII в 1582 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

В 1825 г. временно управляющим К. м. был назначен насельник Гледенского во имя Св. Троицы монастыря иером. Варлаам. Однако вскоре его уличили в пьянстве и подаче «бессмысленных рапортов», запретили в священнослужении и вернули в Гледенскую обитель (Там же. С. 317-318). К. м. возглавил архимандрит сольвычегодского Введенского мон-ря Августин (Марсов). В это время в К. м. числились лишь белый свящ. Михаил Селянинов (более 90 лет), иеродиакон и 2 несовершеннолетних послушника. По просьбе архим. Августина иером. Варлааму вернули право священнослужения и вновь поставили управлять обителью. С 1828 г. настоятелем стал бывш. строитель Лальского мон-ря Иероним. При нем был произведен ремонт обветшавших монастырских зданий, пополнилась ризница. Последним настоятелем К. м. до приписки к сольвычегодскому Введенскому мон-рю в 1864 г. был Фалласий. 22 янв. 1864 г. К. м. потерял самостоятельность: монастырскую казну описали и сочли ее скудной (ок. 400 р.), штатный оклад К. м. по решению Синода был переведен во вновь учрежденный Самарский Пустынный во имя свт. Николая Чудотворца монастырь . (Неверно интерпретировав понятие «штаты», В. С. Безроднов посчитал, что в Самарский Никольский мон-рь переехали насельники К. м.- Безроднов. 2011. С. 57.) Немногочисленную братию (10 чел.) перевели в Сольвычегодский мон-рь. В 1896 г. указом Синода была восстановлена самостоятельность К. м. и был введен строгий устав Саровского мон-ря. Возможно, причиной такого решения стало завещание 1-й гильдии купца М. А. Хаминова мон-рю 40 тыс. р. при условии его восстановления как общежительной обители. Помимо этого К. м. получил 5 тыс. р., на проценты с которых следовало ремонтировать постройки. Игуменом был назначен казначей вологодского Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса монастыря Нектарий (Акиндинов). Вместе с ним в К. м. переехали насельник Заоникиевской пуст. иером. Амфилохий и послушник. В мон-ре они обнаружили запустение и нищету. Один из прибывших в К. м. вместе с игум. Нектарием подробно описал неприглядную обстановку и бедность жилых помещений.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В настоящее время на территории монастыря сохранились постройки: Николаевский собор (с двумя приделами: Николая Чудотворца на первом этаже, и Преподобного Лонгина Коряжемского на втором этаже) и Архиерейские палаты, Спасская церковь, колокольня, надкладезная часовня часть бывшей монастырской ограды с кельями и главными воротами. Николаевский собор и Архиерейские палаты. Дата постройки: 1904-1913 годы. Собор и Архиерейские палаты были построены на средства, оставленные монастырю купцом первой гильдии Хаминовым. Каменный Николаевский собор был заложен 21 августа 1904 года, а освящен 13 октября 1913 года. В 1990-ые годы на первом этаже находился холодильник, в алтарной аспиде размещалась компрессорная установка. Второй этаж использовался под склады. Здание подверглось сильному разрушению. После передачи храма православной общине начались восстановительные работы. 25 августа 1998 года освящен Никольский придел храма епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном, а в 2001 году в нем завершена роспись фресок. Четырехстолпный Николаевский собор - каменное двухэтажное сооружение. Первый этаж его в плане представляет собою квадратное помещение - собственно церковь, - расчлененное на три продольных и три поперечных нефа, причем средние нефы шире боковых. Средний поперечный неф перекрыт коробовым с распалубками сводом. Крайние восточный и западный нефы перекрыты крестовыми сводами, по три с каждой стороны. Второй этаж, в плане аналогичный первому, перекрыт двумя пересекающимися под прямым углом коробовыми сводами равных размеров. В замке его устроен восьмигранный световой барабан, увенчанный шатром. Пяты свода опираются на четыре массивных колонны. Полукружиям свода соответствуют на фасаде широкие пилястры. С востока к центральному объему примыкает двухэтажная пятистенная апсида, с запада - архиерейские палаты. Здание размером 18 х 52 м построено из кирпича на бутовом фундаменте. Николаевский собор имеет два придела: Николая Чудотворца на первом этаже и преподобного Лонгина Коряжемского на втором этаже.

http://sobory.ru/article/?object=06309

1657 г. 5 дек. того же года Вятским архиереем был назначен Александр, еп. Коломенский Коломенская епархия была упразднена и присоединена к Патриаршей области , на вост. окраинных землях к-рой образовалась новая епархия. Еп. Александр приехал на Вятку в апр. 1658 г., местом его пребывания стал Трифонов Успенский мон-рь. Для содержания кафедры были определены Бобинский стан и Иоанно-Предтеченский мон-рь в Котельниче. Перемещение еп. Александра из Центр. России на Вятскую кафедру, по-видимому, было связано с его неприятием богослужебных реформ, начатых патриархом Никоном . После оставления Никоном Патриаршего престола в 1658 г. еп. Александр уехал в Москву. В 1661 г. вернулся в В. е., принимал у себя старообрядцев, в частности Феоктиста , бывш. игум. московского во имя Иоанна Златоуста монастыря , арестованного в 1666 г. в Хлынове, занимался ревизией богослужебной реформы. С февр. 1666 г. архиерей находился в Москве, участвовал в работе Большого Московского Собора 1666-1667 гг. Вернулся на Вятку 27 нояб. 1669 г., получив пожалование вотчинами и деньгами на постройку архиерейского дома при Никольском соборе в Хлынове, но строительство не было начато. В 1669 г. еп. Александр установил под 24 мая празднование явлению Великорецкой иконы свт. Николая Чудотворца (событие произошло ок. 1383). 8 янв. 1674 г. еп. Александр оставил кафедру и удалился в Коряжемский во имя свт. Николая монастырь . Его преемником на Вятской кафедре стал еп. Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Архиеп. Иона (Баранов). Портрет. XVII в. (КОХМ) Иона (Баранов) , 12 марта 1682 г. возведенный в сан архиепископа. Трудами архиеп. Ионы на Вятке были построены первые каменные храмы. В 1676 г. в кремле Хлынова, близ вскоре сгоревшего деревянного собора во имя свт. Николая, началось возведение кафедрального собора во имя Св. Троицы, освящение храма с приделом во имя свт. Николая состоялось в 1683 г. В Хлынове были построены также каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасский (1693) и Воскресенский (1695) соборы, в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Когда он ходил в той стране по сбору на Слободской монастырь, его молитвами совершались многие чудеса. С ним были иконы Спасителя, Богородицы и Николая чудотворца (Можайского); и «бывшу ему в монастыре Николы Коряжемского, мнози от православных прихождаху и повелеваху преподобному молебен пети. Преподобный же, по данней ему от Бога благодати, в молебном пении ни мало без слез пребываше, но яко воды от благотекущего источника непрестанно исходят, тако и от очию преподобного слезы точахуся. Видев же преблагий Бог раба Своего тако творяща, прослави его, и бысть от образа Николая чудотворца знамения и чудеса велия. И того ради народи наипаче начаша велию веру держати ко преподобному, да его ради молитв обрящут от Бога милость». Сколь же усерден в молитвах был преп. Трифон, ο том инок Никольского монастыря Дионисий так свидетельствует: «во един от дний, по отпусте вечернего пения, оста преп. Трифон един в трапезе, возжег свещи пред иконами, их же с собою имяше, и фимиамом облаговонив, начен по обычаю благодарные молитвы возсылати, и слезы многи проливаше, яко и с воплем проглаголаше, и начасте падаше пред святыми иконами, и на долг час на земли лежаше; и тако моляся во всю нощ даже и до утреннего благовеста». Дионисий же находился в ту ночь рядом с трапезою, в кладовой, где «такожде правило свое совершаше в молитвах и коленопреклонениях многих». – Утром, когда он вышел и встретился с преп. Трифонон, то увидел, что он – «в поте и слезах весь мокр бысть». Так утруждал он себя поклонами даже до поту! И это он так молился ночью, днем опять совершал молебны, «видя к себе народ мног стекающ». Продолжая сбор на обитель, когда преподобный, изшедши из Коряжемского Никольского монастыря, пришел в город Сольвычегодск, – «тамо наипаче слава о нем прохождаше всюду, и стекахуся к нему мнози ту живущии люди, иже во Усольском и Устюжском уездах, во градех же и селах, по Вычегде и по Двине; и прихождаху знамения ради и чудес, бываемых от икон, яже бяху с преподобным, и поведающе друг другу преславная она, яже бывают молитвами преподобного. И припадающе к нему с великим усердием, от него благословение приимаху; приношаху же ему всяких чинов люди, кийждо по обещанию своему, от имений своих, ов злато, ов же серебро, ов же книги и ризы, и всяких прочих потреб довольно. Мнози же тогда и от нищих прихождаху и от убогих сирот, благословения ради; он же всем требующим от приносимых удовляше и никого же от себе тща и без упокоения отпускаше. А яже от образа Николая чудотворца каковая исцеления быша, и кому именем, и от которого града, или кия веси, и коим недугом кто одержим бысть, и како исцеление получи, о том вся писана в книге чудотворения великого святителя Николая (книга эта потеряна), числом пятьсот чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

104. Владения Троице-Сергиевой Лавры в Среднем Поволжье по «офицерским описям» начала 1760-х годов//Мир крестьянства Среднего Поволжья: Итоги и стратегия исследований: Материалы I всероссийской (IX межрегиональной) научно-практической конференции. Самара, 2007. С. 82–86. 105. Выкуп вотчин у Троице-Сергиева монастыря в конце XVI – первой половине XVII в.//Троице-Сергиева лавра в истории, духовной жизни и культуре России: Материалы IV международной научной конференции. М., 2007. С. 14–28. 106. Вотчины Троице-Сергиевой лавры в Пензенском и Саранском уездах по офицерским описям середины XVIII в.//Марийский археографический вестник. 2007. 17. С. 34–42. 107. Архив Николо-Коряжемского монастыря в конце XVI – начале XVII в.//Двинская земля. Вып. 5. Материалы V научно-краеведческих Стефановских чтений. Котлас, 2007. С. 144–152. 108. Из рукописного наследия: Н. К. Никольский. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение [рецензия на книгу]//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. 1(46). С. 256–259. 109. К изучению церковно-административных и территориальных структур на Русском Севере в XVI – начале XVIII века//Государство и общество в России XV – начала ХХ века: Сборник статей памяти Николая Евгеньевича Носова. СПб., 2007. С. 206–223. 110. Дмитриева З. В. Вытные и описные книги Кирилло-Белозерского монастыря XVI–XVII вв. [рецензия на книгу]//Отечественная история. 2007. 4. С. 172–175. 111. Хозяйственные книги Николо-Коряжемского монастыря XVI–XVII вв.//Материалы XV Всероссийской научной конференции «Писцовые книги и другие массовые источники XVI–XX веков». К столетию со дня рождения П. А. Колесникова. М., 2008. С. 345–355. 112. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в Костромском уезде в XV в.//Основы повышения эффективности сельскохозяйственного производства Евро-Северо-Востока России. Кострома, 2008. С. 269–276. 113. Монастыри и монастырские крестьяне Поморья в XVI–XVII вв. [рецензия на книгу В. И. Иванова]//Вестник церковной истории. 2008. 3. С. 256–264.

http://sedmitza.ru/lib/text/5258737/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010