Сообразно дням недели к каждому из пяти десятков этих молитв npuбabляemcяmedimamio uлu молитвенное размышление о той или иной Тайне в жизни Богородицы. Так в понедельник это Радостные Тайны - mysteria gaudiosa: воспоминание о Благовещении, когда Ангел сказал Марии: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, — первая Тайна; вторая Тайна — это воспоминание о посещении Марией Елизаветы, когда Мария приходит в горы со тщанием во град Иудов и вошла в дом Захарии, и целовала Елисавет, третья Радостная Тайна — это Рождество Христово; четвертая — Сретение, или представление во xpaм, Praesenmamio, когда сорокадневного Младенца Иисуса приносят в храм и его благословляют Симеон–Богоприимец и пророчица Анна; наконец, пятая, последняя Радостная Тайна — это воспоминание о том, как 12–летний Иисус теряется в дни праздника Пасхи в Иерусалиме, и затем Иосиф и Мария находят Его через три дня в храме, где Он сидит среди учителей закона, спрашивает их, и все дивятся мудрости Его вопросов. А на вопрос Марии: Что же Ты сделал с нами? — Он отвечает: Разве вы не знали, что мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Кроме того, могут быть еще Тайны, которые называются Славными - gloriosa. Это, конечно, Воскресение Христово; Вознесение; Пятидесятница илиСошествие Духа Святого на апостолов; Успение Пресвятой Девы uлu Assumpmio (no–лamыhu это не совсем Успение от слова «сон», это - Взятие, Assumptio - от rлaroлa assumere, который подчеркивает, что, в отличие от всех остальных умерших, Мария не осталась телом на земле, но была взята на небо телесно). Последняя из этих Славных Тайн — это Коронация Марии, по- фpahцyзcku Couronnemenm de Marie, увенчание Ее короной, которую возлагают Ей на голову ангелы. На многих иконах (в том числе и на православных) изображается Святая Дева в короне — здесь прослеживается рецепция западного учения о короновании Марии. Есть еще Скорбные Тайны. Это, конечно, Гефсиманская молитва; бичевание Иисуса; венчание терновым венцом; несение Креста и смерть на Кресте. На понедельник приходятся Радостные Тайны, то есть Благовещение и т. д.; на вторник — Скорбные Taйhы, mysmeria dolorosa, на среду приходятся Славные Тайны — Воскресение, Вознесение и т. д.; на четверг снова Радостные и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В том же веке царем Александром (1639-1661) был возведен в нартексе храма киворий, на южной стене которого изображены две фигуры с надписями: «Царь царей Александр» и «Дочь царя Кахети царица Нестан-Дареджан». Две надгробные плиты над киворием без надписей служат, несомненно, могилами этой четы — в надписи иконы, дарованной Гелати Александром и Нестан-Дареджан, говорится: «...в храме твоем и усыпальнице нашей...». Они же упомянуты и в большой, сильно поврежденной надписи, помещенной над северо-западным подкупольным устоем с юга. Работы по осуществлению росписей проводились в то же время и в притворе главного храма, о чем свидетельствует надпись, помещенная над дверьми в храм: «Я, епископ Ацкурский и ныне архиерей, епископ Генатский Антоний, расписал сей притвор в попечение о душе своей, во славу царя царей Георгия, Аминь». Антоний занимал кафедру с 1565 года, после его смерти — очевидно, его преемником, на большой входной арке была сделана надпись: «О, дщерь Сиона, семя Иоакима, благоухание райское, святая Богородица, помилуй душу Антония, архиерея, епископа Генатского». Над восточными дверьми была раскрыта надпись с изображением коронования царя. В северо-западном отделении северной пристройки похоронен энергичный деятель конца XVII века епископ Гелатский Гедеон (Лордкипанидзе), на каменной плите могилы которого девятнадцатистрочная надпись: «Господи, помилуй епископа Генатского Лорткипанидзе Гедеона. Кто соблаговолит произнести прощение ему, да отпустится и вам Господом. Уже деду моему государь пожаловал могилу у входа; там погребены он и также мать моя. Ныне это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его. Кто раскроет его для погребения человеческого, в воздеяния да спросится с него во второе пришествие. Хроникон 369», то есть 1682 год. В 1730 году у северо-западного подкупольного устоя было построено каменное сидение, на карнизе которого была высечена надпись: «Помяни, Господи, строителя сего престола сына царя Александра, митрополита Генатского Иосифа, хроникон 417». На западной стене престола рядом с небольшой фигурой высечена сильно поврежденная надпись, упоминающая епископа Ацкурского.

http://sobory.ru/article/?object=05395

Среди членов византийских императорских фамилий были царственные иноки, точнее, инокини – царевны Сосипатра и Анфуса. Царевна Сосипатра (†625, память 9 ноября ст. ст.) была дочерью императора Маврикия. Она приняла иночество, основала вместе со своей наставницей прп. Евстолией обитель и управляла ею до конца жизни 844 . Царевна Анфуса Омонийская , дева, игуменья (12 апреля ст. ст.) была дочерью императора – иконоборца Константина Копронима (741–775) от его первой супруги из хазар, «яже от злаго корене добрая ветвь сущи, изволи житие свое в чистом девстве провождати». Она и ее брат, будущий император – иконоборец Лев Хазар (775–780), были близнецами и родились 25 января 750 года. Несмотря на уговоры отца, Анфуса отказалась выйти замуж, стремясь к иночеству. После смерти Константина Копронима она все свое личное имущество употребила на помощь нищим и сиротам. Благочестивая царица Ирина (780–802), супруга Льва Хазара, относилась к святой Анфусе с любовью и уважением и приглашала ее в соправительницы. Но святая Анфуса отказалась. Она приняла постриг от святого Патриарха Тарасия (784–806), основала в Константинополе Омонийский монастырь, прославившийся строгим уставом, и прожила в нем до своей кончины в 801 году. Ряд императоров прославлен как за заслуги перед Православием, так и за благочестие в личной жизни. Например , Лев I Великий (Маркелл) (457–474, память 20 января ст. ст.). Это первый император, коронованный Константинопольским архиепископом. Лев I был православным императором, защитником постановлений Халкидонского Собора, он заботился о сохранении единства империи и Церкви после Халкидона, решения которого не было принято значительной частью населения Византии. С его именем связано установление празднования Живоносному Источнику Пресвятой Богородицы в Светлую Пятницу. В синаксаре Цветной Триоди говорится, что он «бяше благ и смирен человек». О появлении праздника Живоносному Источнику синаксарь повествует следующее. Когда Лев еще не был императором, он как-то помогал идти одному слепцу. Когда тот попросил воды, Сама Матерь Божия указала Льву источник в лесной чаще и велела исцелить слепого этой водой. Обращаясь ко Льву, Пресвятая Богородица назвала его царем, что действительно вскоре осуществилось 845 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Паломники идут также в подземную (пещерную) церковь Преподобного Иова к мощам Иова Железа (1551-1651) - первого игумена Почаевского монастыря. Свыше сорока лет преподобный Иов своей богоугодной жизнью, молитвенным подвигом и неутомимым трудом творил славу Почаевского монастыря. Великий игумен Иов Почаевский упокоился 28 октября 1651 года в возрасте 100 лет. Через несколько лет он был канонизирован. В 1618 году в монастыре строится богословская типография, а в 1649 году возводится Свято-Троицкая церковь. В XVII веке монастырь, будучи одновременно и оборонным сооружением, не раз выдерживал набеги турок и татар. В 1675 году большой отряд турецко-татарского войска на три дня взял Почаевский монастырь в осаду. Нападающих привлекли повествования о сказочном богатстве обители. Но, как свидетельствуют предания, за монастырь вступилась сама Пресвятая Богородица, появившаяся вместе со святым Иовом над монастырём и заставив врагов бежать. В левом нефе Успенского собора Лавры ныне можно увидеть большую настенную роспись, изображающую героическую оборону Почаева летом 1675 года, а над царскими вратами в Успенском соборе помещена та самая драгоценная реликвия. С 1713 года монастырь перешёл к греко-католическому василианскому ордену. В этот период расцвету монастыря больше всего способствовал каневский староста Николай Потоцкий, выстроивший в своей резиденции - городе Бучаче, прекрасные архитектурные сооружения, привлекая знаменитых иностранных архитекторов. Своим обращением в греко-католическую веру он обязан удивительному приключению. Поляк по происхождению, имеющий репутацию жестокого, склонного к вычурным поступкам человека, истории о котором сохранились в многочисленных легендах и книгах польских и украинских историков XIX века, превратился в набожного человека и почти всё своё имущество отдал на строительство церквей и поддержку разных религиозных организаций. В Почаеве на средства основателя по проекту Готфрида Гофмана в господствующем тогда в Европе стиле барокко построили величественный Успенский собор (1771-1783 гг.), церковь Св. Варвары (в настоящее время Иова Почаевского) и братские келии (1771-1780 гг.). Кроме того, в 1779 году Потоцкий устроил коронование иконы Почаевской Божьей Матери золотыми диадемами от Римского папы Климента XIV, что означало признание её чудотворности во всём католическом мире.

http://sobory.ru/article/?object=07437

В нем три церкви; 1) во имя Воздвижения креста Господня; 2) во имя Богоявления Господня; и 3) во имя Михаила Архангела. Состоит под управлением Архимандрита. Вифания или Спасовифанский мужеский, 2-го класса, степенью 46-й, Московской Епархии, в 3 верстах от Троицкой Лавры; построен в 1783 году попечением и иждивением Преосвященного Платона, Митрополита Московского. Монастырь сей до 1797 года был пустынею, а потом, когда Император Павел I, по совершении коронования своего, благоволил прибыть в Троицкую Лавру, в то время удостоена была Монаршего посещения Вифания и по повелению Его сделана монастырем 2-го класса, с Семинарией, на устроение которой Высочайше указал выдать единовременно 30.000, а на содержание ее положил ежегодно жалованья 4000 руб., и Наместнику Лаврскому определено быть Вифанским Архимандритом. Церковь в Вифании одна каменная, необыкновенная по внутреннему устроению; ибо в ней, на месте иконостаса, весьма искусно подделана под натуру гора, где престол во имя Преображения Господня, а в горе с справой стороны придел во имя Лазарева Воскресения; в левой же хранится гроб Св. Сергия. В Архиерейском доме церковь Сошествия Святого Духа, подобная несколько древней Скинии, а перед домом стоит монумент, воздвигнутый в память посещения обители Императором Павлом. Владычен , бывший мужеский, а с 1806 года женский, 3-го класса, близ города Серпухова, построен в 1362 г. Св. Алексеем Митрополитом Московским в честь Владычицы Богородицы по чудесному Ея Святому повелению. В нем находятся 4 церкви: 1) Соборная каменная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; 2) во имя Св. Великомученика Георгия, с приделом Московских чудотворцев Петра, Алексия и Ионы; 3) над вратами во имя Св. Феодора Анкирского, и 4) под колокольней во имя Димитрия Царевича. Вознесенский девичий, 3-го класса, в Смоленске; – время построения его неизвестно, а во владение Польское Смоленским, он был Иезуитским, потом в 1663 году обращен в православный. В нем: 1) соборная церковь двухэтажная, из коих в верхнем храм во имя Вознесения Господня, а в нижнем во имя Преподобного Сергия Радонежского; 2) во имя Великомученицы Екатерины, устроенная Императрицею Екатериной II в 1765 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Троица и Введение во храм Пресвятой Богородицы. Иконы в третьем ярусе: по средине – коронование Божией Матери, с правой стороны: св. апостола Андрея Первозванного и св. апостола Филиппа, с левой: св. апостола Иоанна Богослова и св. апостола Варфоломея. В клеймах над третьим ярусом, с правой стороны: св. пророка Иезекииля, с левой – св. пророка Аввакума. Пред иконостасом, по солеи, железная решетка с двумя: дверцами, обложенная медным поручнем с такими же шариками. Придел в честь св. Благоверного князя Владимира Равноапостольного Алтарь Алтарь этого придела помещается с правой стороны главного алтаря, от которого отделяется капитальной стеной, в которой сделан проход из одного алтаря в другой. Придел этот имеет в длину – 9 аршин и в ширину – 6 арш. 13 вершков. В алтаре св. престол устроен из дубового дерева с верхнею кипарисною доскою, утвержденный на каменной плите в уровень, с полом. Высота его –1 арш. 6 верш., длина и ширина – 1 арш. 8 вершков. На престоле: св. антиминс на желтом атласе; священнодействован Антонием, епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. На горнем месте: икона Снятия со креста Господа нашего Иисуса Христа на полотне, в резной золоченой раме. Над царскими вратами икона Старорусской Божия Матери, в рамке. Жертвенник из дубового дерева; верхняя доска кипарисная; вышина – 1 арш. 12 верш, и ширина –1 арш. 4 вершка. Пред жертвенником, на стене икона Тихвинской Божия Матери в киоте, оклеенном карельскою березою. Венец на иконе и одежда на Предвечном Младенце низкопробного серебра. Одежда на Божией Матери, шитая по бархату золотом, низана жемчугом и зернами и украшена каменьями. Предалтарный иконостас Иконостас сделан из дерева; так же, как и главный, в три яруса; украшен в нижнем ярусе витыми виноградными колонками, в среднем – резными пилястрами, а в верхнем – гладкими витыми колонками и весь резной. По средине иконостаса царские врата сквозные, с резьбою; в них шесть икон: Божией Матери, Архангела Гавриила и четырех Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здешняя, прежде деревянная церковь считалась приписною к Гдовскому собору и в ней, по праздникам, служил тамошний причт. Нынешняя каменная церковь во имя Покрова заложена 13 июня 1788 г., по благословению архиепископа псковского и рижского Иннокентия, построена тщанием помещика петербургского генерал-губернатора Петра Петровича Коновницына и освящена 1789 г. сент. 30 протоиереем Петром Николаевичем Стейшиным. Колокольня, также каменная, имеет высоты 12 саж. Иконостас прежней церкви, окрашенный голубой краской и бывший в 3 яруса, хранится в церковной кладовой, а из икон его - четыре пожертвованы, говорят, из Аничковского дворца Екатериною II. Это иконы: Божия Матерь с предвечным младенцем - две иконы, одна из них в алтаре, другая - на северной стене храма; третья икона – Коронование Божией Матери и четвертая - св. прока Моисея. Антиминс освящен епископом Венедиктом 21 окт. 1834 г. и подписан митр. Серафимом. Длина храма от иконостаса до выхода 5 саж. 11 верш., ширина – 3 саж. 1 арш. 12 верш., высота внутри - 3 саж. 4 верш., длина алтаря -2 саж. 2 арш. 6 верш., ширина - 3 саж. 1 арш. 12 верш., всего в окружности 33 саж. 5 верш. Из указа консистории от 16 июля 1863 г. за 2616 видно, что благочинный священник Илья Михайловский представлял духовному начальству просьбу причта и прихожан Кяровской церкви – вместо прежнего иконостаса, ветхого и не художественного, дозволить устроить новый иконостас, с употреблением на это 1 350 руб., из коих 597 руб. 58 коп. собраны от доброхотных дателей. По данному от консистории разрешению иконостас устроен, он в 3 яруса. Высота иконостаса 2 саж. 1 арш., ширина 3 саж. 1 арш. 12 верш. Царские двери резные, вызолоченные, представляют собою виноградные ветви, которыми обвиты помещенные здесь образа. Иконы в иконостасе писаны Иваном Андреевичем Фортунатовым, под наблюдением о. благочинного Ильи Михайловского. В храме находится икона Покрова Божией Матери в сребропозлащенной ризе со множеством драгоценных камней. Риза устроена издавна, в 1836 г. возобновлена графом Алексеем Петровичем Коновницыным, в 1839 г. увеличена помещиком Александром Егоровичем Евреиновым, в память жены его Анны Ивановны.

http://sobory.ru/article/?object=03909

В 1613 году по заказу Межиричского монастыря львовский ювелир Франтишек Клюбчик изготовил новый серебряный оклад для иконы Божией Матери. Ему помогал острожский мастер Павло Похилий, уже работавший некоторое время назад для Межиричской обители. Этот оклад, изготовленный почти 400 лет назад, по сей день украшает икону - случай редчайший, учитывая все войны и революции, пронёсшиеся по этой земле за прошедшее с тех пор время. Правда, в середине XIX века, после возвращения монастыря православным, некоторые детали оклада были переделаны в соответствии с православной традицией. Например, из центральной его части убрали так называемое " сердце Девы Марии " . Слава о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, пребывающей в Межиричском монастыре, распространилась далеко за пределы Волыни. В 1779 году по указу Папы Римского Бенедикта XIV состоялась её коронация. Перед этим монастырь посетила особая комиссия, подробно ознакомившаяся со всеми чудотворениями, происходившими от иконы. Во время работы комиссии в обители художник Ян Мокршеньский написал копию Межиричского образа Божией Матери. Ныне она находится в тёплом храме монастыря. Итак, 15 августа 1779 года икона была коронована, причём сохранились не только эти короны, присланные Папой, но и " коронационный столб " - памятный обелиск, установленный в полутора километрах от Межирича. Его хорошо видно с тернопольской дороги. 1866 годом датируется долгожданное для православных жителей края событие - Свято-Троицкую церковь Межиричского монастыря, а вместе с нею и чудотворную икону Божией Матери вернули православным. В память об этом российская императрица Мария Александровна, супруга Александра II, приложила к образу серебряную цату с шестью изумрудами и даровала ещё шесть изумрудов в корону. Цату создал знаменитый петербургский ювелир Иван Сазиков. На ней до сих пор можно рассмотреть два клейма: " IC " (инициалы мастера) и 84 (проба серебра). В 1915 году, когда фронт приближался к Межиричу, икону Божией Матери " Жизнеподательница " эвакуировали в Харьков. Обратно она вернулась в 1920 году и была помещена над Царскими вратами Свято-Троицкой церкви, где и находилась вплоть до 2004 года, когда для чудотворного образа изготовили резной позолоченный киот в виде часовенки. Из журнала: " Православные Монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2010 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение К сожалению, барочную колокольню нач. 17 века, в 2013 году братия полностью разобрала и возвела на ее месте абсолютный новодел, не являющийся ни уместным, ни ценным сооружением. Надо было монастырю столько вынести за всю историю, чтобы в 21 веке его просто уничтожали священники. 11 сентября 2014. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=26587

-------- 3229. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 27 декабря 1996 года: 1. Благословить открытие Юрьев-Польского Свято-Успенского Космина мужского монастыря Владимирской епархии. 2. Наместником обители утвердить иером. Афанасия (Селичева) с возложением наперсного креста. – 1997, 2, 6. -------- 3230. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 7 мая 1991 года: Благословить открытие Спасо-Яковлевского Димитриева мужского монастыря в г. Ростове. – 1991, 8, 16. 23.419–3 Храмы (в алфавите городов) 3231. ЕДИНСТВЕННЫЙ в мире храм-памятник коронования императора Николая II. – 1997, 5, 80. 3232. САМЧУК П., прот. Реставрация Воскресенского храма в Брянске. – 1987, 7, 25. 3233. ЛЕХТОНЕН А., диак. Ильинский храм в Васкнарве. – 1988, 3, 18. 3234. ВОЙНАКОВ В., прот. Кафедральный собор во Владимире. (К 800-летию со дня основания). – 1989, 12, 15. 3235. ХРАМ на “Дороге жизни” (г. Всеволожска). – 1992, 4, 60. 3236. АРМЕЕВ Р. Страничка из жизни новых русских святых. (Казанский собор г. Данилова). – 1992, 1, 23. 3237. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 27–28 декабря 1993 года: О строительстве в г. Екатеринбурге, на месте убиения Императора Николая II и его семьи, храма-памятника на крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. – 1994, 2, 41. 3238. САВИК В., свящ. Никольский храм в Калининграде. – 1987, 11, 29. 3239. НОВЫЙ храм в Караганде. – 1992, 2, 64. 3240. ЛЕБЕДЕВ В. Сергиево-Казанский кафедральный собор в Курске. – 1985, 3, 21. 3241. КРАСНОЦВЕТОВ П., прот., БОВКАЛО А. Князь-Владимирский собор в Ленинграде. (К 200-летию со дня освящения). – 1989, 10, 23. 3242. АНТОНОВ В. Покровский храм в Мариенбурге. (К 100-летию со времени освящения). – 1989, 9, 24. 3243. Л.Т. Ильинский храм в Можайске. – 1985, 10, 18. 3244. КОЗЛОВ В. Возрождение святыни. Казанский собор Москвы и век XX. – 1993, 12, 2. 3245. СИТНИКОВ Н. Храм в честь Рождества Иоанна Предтечи в Москве. (К 250-летию освящения). – 1984, 11, 21. 3246. КИРИЛЛ, архим. Московский храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах. – 1985, 9, 12. 3247. МАЛОВ Н., МОЛЕВА Н., ТУРКИНА Е. Народная святыня. (К 150-летию закладки храма Христа Спасителя в Москве). – 1989, 11, 12.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Храм был возведён между 1377 и 1380 годами князем Лазарем Хребеляновичем в честь рождения своего первого своего сына, деспота Стефана, наследника престола. Храм построен в моравском стиле. Церковь с момента основания ни разу не разрушалась и ее архитектура считается настолько правильной и гармоничной, что стала образцом для других церквей в Сербии, построенных позже. Адрес: Цара Лазара 1, Крушевац, Сербия Подробнее... Монастыри [ править править код ] Список всех монастырей Сербии смотрите ЗДЕСЬ . Монастырь Студеница [ править править код ] Монастырь Студеница (серб. Манастир Студеница) — один из первых и самых больших сербских монастырей, Сербская Лавра, основанная Стефаном Неманей в 1190 году. Монастырь известен по сохранившимся фрескам 13 и 14 века. В 1986 году монастырь включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель, Стефан Неманя, отрёкся от престола в пользу своего второго сына, Стефана Первовенчанного, и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Позднее он едет на Афон, где со своим младшим сыном, монахом Саввой, работает над восстановлением монастыря Хиландар. Здесь же Стефан Неманя принял монашеский постриг с именем Симеон. В это время о монастыре Студеница заботился Стефан Первовенчанный. Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Телефон: +381 64 642 1243 Подробнее... Монастырь Жича [ править править код ] Монастырь Жича или «Царская Лавра» — первый центр автокефальной сербской архиепископии, основанной в 1219 году во главе со святым Саввой, первым сербским архиепископом. Точная дата основания монастыря Жича неизвестна, существует предположение, что он был основан в периоде с 1206 по 1221 год. Основатель монастыря - Стефан Неманич, родной брат святого Саввы, который впоследствии стал первым королём Сербии, и был коронован в монастыре Жича. Всего в монастыре было короновано 7 сербских правителей из династии Неманичей, а по преданию перед каждой коронацией в монастырской стене возводили новые ворота, через которые проходил только новый король, после чего проход замуровывали обратно.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010