В Деле патриарха Никона местом ссылки П. назван Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня женский монастырь . О судьбе П. сказано: «Темже прилучися архиерееви тому изумитися и погибнути бедному кроме вести: от зверей ли снеден или в воде утопе» ( Гиббенет. 1882. С. 1012, 1096). О низвержении Никоном П. и о скоропостижной смерти последнего после умопомешательства сообщил в Киев участник Собора 1666 г. Черниговский и Новгород-Северский архиеп. Лазарь (Баранович) ( Лазарь (Баранович), архим. Письма. Чернигов, 1865. С. 46). Аввакум писал о том, что П. был сожжен в новгородских пределах (Житие протопопа Аввакума. 2017. С. 58-59). В книжной традиции Выголексинского общежительства местом ссылки и иногда смерти П. считается Корнилиев Палеостровский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . В «Поморских ответах» говорится, что П. сослали в Палеостровский мон-рь на Онежском оз., а потом «не ведомо где поточиша или замучиша его» (Поморские ответы. М., 2016. Кн. 1. С. 296; Кн. 2. С. 279). Позже появилось уточнение, что из Палеостровского монастыря П. перевели в Новгород, где он был сожжен в срубе ( Денисов. 1908. Л. 15-15 об.). (Д. А. Урушев считает, что появление у старообрядцев версии о ссылке П. в Палеостровский мон-рь обусловлено желанием прославить эту обитель, после того как во время штурма мон-ря солдатами в 1687 старообрядцы совершили в нем самосожжение - Урушев. 2010.) В старообрядческом предании кончина П. отнесена к 3 апр. 1656 г., но эта дата не имеет подтверждения в документах. Почитание П. старообрядцами Личность П. оказала большое влияние на развитие старообрядчества. В Житии Аввакума и в челобитной Иоанна Неронова царице Марии Ильиничне П. назван 1-м страдальцем за веру. До наст. времени беспоповцы почитают П. в первую очередь как мученика. В «Сказании о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского» ( Белокуров. 1905. Кн. 2. С. 41-46), выдержанном в поморской традиции, в частности, говорится, что П. «приходящих от Великороссийской церкви новокрещенных покрещевать истинным крещением заповедоваше, новорукоположенных Никона не приимати иереов». В «Сказании...» сообщается об участии П. в вымышленном Курженском соборе 7 янв. 1656 г., на к-ром он подписал решение о перекрещивании «никониан».

http://pravenc.ru/text/2578463.html

Корнилий Палеостровский, Олонецкий, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Корнилий Палеостровский, Олонецкий, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Корнилий Палеостровский, Олонецкий, прп. Преподобный Корнилий Палеостровский, Олонецкий, родился в Пскове, был основателем иноческого жития на острове Палий Онежского озера в конце XIV века. Несмотря на уединенность острова, к нему вскоре собрались братия, для которых он построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Последние годы жизни преподобный проводил в пещере, в полуверсте от обители, пребывая в постоянной молитве. Свой подвиг подвижник усугублял ношением тяжелых вериг. Блаженное преставление преподобного совершилось около 1420 года, мощи его были перенесены в храм обители его учеником, преподобным Авраамием Палеостровским (память 21 августа), который также прославился подвижнической жизнью и был позже погребен рядом со своим духовным наставником в Палеостровской обители. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Корнилий Палеостровский, Олонецкий, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2720

«И туто ж стоя перед дворецким и перед дьяки, положил игумен Корнилей Палеостровского монастыря ободную грамоту. И дворецкой ноугородской Дмитрей Федорович и Великаго Князя дьяк велели перед собою ободную грамоту честь. И в ободной пишет»: «Се купи Селифонтей Твердислав у Ивана у Фомина землю и воду в Уноских, а обод, де, той земли от Онега озера по Згир ручью вверх от верховья по полешнему лесу ко Ялганде реки к Великому вамени, от камени вниз по Ялганде реки в Шалу реку, вниз по Шалской матке, а по матки в Унойский ручей, да вниз по ручью в Унайскую губу, по Ужной стороне деревни в Онего озеро Клошим. А по тому заводу в матерой земли и в островах селища, и пожни, и полешей лес, и водные ловища в Онеги озере. А на всем том без вывета, да Ивану Фомину восм рублев Селифонтей собе и своим детем одерен и в веки. А нато послуси Иван Фомине, Федоре Игнатеве, Демиде Волосове»... «...Сын Сукова, да Никита Васильев сын Великого велели пред собою список суда их чести; и, выслушав список, спросили обоих исцов, ищей игумена Корнилия Палеостровского монастыря, и ответчиков старца Левонида да старца Варлаама, да слуг Гридки Широкого да Васюка Чалца Муромского монастыря: был бы (ли) вам таков суд перед судьями, как в сем списке писано? И обои исцы сказали, что им таков суд перед судьями был, как в сем списке писано». «И дворецкой ноугородцкой Дмитрей Федоров Ласкирев, да Великаго Князя дьяк Ив. Вязго Феонасьев Сукова, да Никита Васильев сын Великого, велел и тех островов в книги смотрети письма Юрья Сабурова; и в книгах пишет»: «В Шальском погосте Муромского монастыря деревня на Онезе озере, на Уноском острове: в дворе Оникейко Семенов, да его дети – Михалка, да Микулка; в дворе Ульянко Семенов, да зять его, Игнатко; сеют ржи две коробьи, а сена косят пятнадцать копен обжа, а дохода монастырю десять бел, а из хлеба четверть, да сыр, да мерка масла; и по старому письму деревня двор два человека обжи, и по новому письму деревня два двора, а людей пять человек, обжа треть сохи; и при старом письме прибыл двор да три человека, а дохода монастырю 10 бел, а из хлеба четверть, да сыр, да мерка масла».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Величание Величаем тя,/священномучениче Патрикие со пострадавшими с тобою,/и чтим святую память вашу,/вы бо молите за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Корнилию, чудотворцу Комельскому, глас 4 От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаем,/житейския молвы оставил еси, преподобне,/ревнитель Антонию Великому бысть,/безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/бдением и молитвами и постом образ быв своим учеником;/темже молися Господеви, Корнилие блаженне,/спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 8 Постническими труды нетрудную жизнь стяжа, преподобне,/слезами же мысленнаго фараона потопил еси/и вместо скорби радость обрел еси,/предстоя Христови в лице святых,/поминай, молящихся чад твоих, Корнилие, отче наш. Кондак, глас тойже Господеви, от Святыя Девы возсиявшу мирови,/и Тому измлада, яко ангел, послужил еси, блаженне,/и силою Его пустыню, яко град, сотворил еси,/множество же ученик в ней собрал еси,/ихже богодухновенными ученьми просветил еси;/тем вопием ти:/радуйся, отче наш Корнилие, иноком Божественное удобрение. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Корнилие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь благоверному великому князю Димитрию Донскому, глас 3 Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/языки побеждающа./якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню,/на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия./Тако, княже Димитрие,/Христу Богу молися/даровати нам велию милость. Кондак, глас 2 Подвиги твоими, святе Димитрие,/страну нашу Бог сохрани,/давый тебе силу непобедимую./И ныне, предстателю крепкий,/соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим/от всех навет вражиих. Величание Величаем тя,/святый благоверный княже Димитрие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Корнилию, игумену Палеостровскому, Олонецкому, глас 5

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Уникальную икону карельского святого нашли на чердаке в Финляндии Хельсинки, 27 апреля 2017 г.      При ремонте чердака жилого дома в финском городе Куопио была обнаружена редкая икона карельского святого Корнилия Палеостровского. Находку иконы накануне Пасхи в Финляндии считают своего рода современным пасхальным чудом. Опилки, как воздушно-пузырьковая пленка своего времени, сохранили ее так хорошо, что этой весной было решено выставить ее в музее без реставрации, сообщает Аргументы и Факты .   Преподаватель профессионального училища Саво Матти Пюлккёнен с учениками во время работы на чердаке, где меняли кровлю, в опилках обнаружил  дощечку длиной сантиметров двадцать. На ней виднелось изображение человека. Икону передали в музей Православной Церкви Финляндии РИЗА, где и установили, что на ней изображен преподобный Корнилий Палеостровский. Он относится к Собору Карельских святых, вместе с основателями Валаамского монастыря преподобными Сергием и Германом. С Валаама и начался его монашеский путь. Оттуда он странствовал через Финляндию до Белого моря, пока, наконец, не остался отшельником на о. Палий в Онежском озере. Несмотря на отдаленность острова, вокруг него начали собираться сподвижники. На рубеже 15 века на острове был основан Палеостровский Рождественский монастырь. Пожилой Корнилий сам не участвовал в жизни монастыря, а жил отшельником в пещере, нося одежды схимника. Корнилий Палеостровский встречается иногда на изображениях Собора Карельских святых. И большая редкость, когда, как на иконе, найденной в Финляндии, он изображен один. Время написания образа — вторая половина XIX века. Дом в Куопио был построен в 1914 году.   Неподалеку от места находки раньше располагались казармы, но солдаты жили по квартирам. Известно также, что в доме, где найдена икона, когда-то проживали торговцы. 27 апреля 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103037.html

Кондак, глас 4 Яко звезду пресветлую/Церковь тя стяжа,/апостоле Фаддее,/чудесы твоими всегда просвещаема,/спаси верою чтущия память твою. Величание Величаем тя,/апостоле Христов Фаддее,/и чтим болезни и труды твоя,/имиже трудился еси/во благовестии Христове. Тропарь преподобному Аврамию Смоленскому, глас 8 Днесь возсия нам память твоя, славне, яко солнце/светозарно лучами озаряющая мир,/и тьму нощи злых духов от нас отгоняющая./ Днесь небесныя силы святых ангел,/и души праведных мысленно торжествуют, радующеся./ Днесь и мы, грешнии, припадающе, молимся:/отче преподобне Аврамие,/Христа Бога моли непрестанно,/спасти град и люди, любезно тебе почитающия. Кондак, глас 3 Возсия, Господи, граду Твоему/память Твоего угодника,/яко светлое солнце,/радостно всех яко лучами озаряющи,/паче же молитвы Пречистый Твоея Матере/от всех бед избавляют нас,/и упраждняют варварская шатания./Тем мы, людие Твои, и град наш хвалимся,/и спасаемся молитвами/Твоего угодника Аврамия, преподобнаго отца. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Аврамие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Корнилию Палеостровскому, глас 5 От юности, премудре, прилежно подвизався,/от Бога наставляемь,/отечество свое оставль, град Псков,/и вселися в пустыню,/во отоце великаго езера Онега,/иноки собра мудре/и извещением Святаго Духа обитель согради/и храм созда Пресвятей Богородице/в похвалу Рождества Ея,/струями же слез твоих/безплотныя враги погрузил еси/и жития твоего целомудрием со ангельскими лики совокупися,/преподобне отче Корнилие,/с нимиже Христа Бога моли/спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 4 От юности горящим желанием Божественныя любве разжигаемь,/житейския молвы оставил еси, преподобне,/ревнитель Антонию Великому быв,/безмолвием и жестоким пребыванием последуя Христу,/бдением и молитвами, и постом образ был еси твоим учеником./Темже молися Господеви, Корнилие блаженне,/спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

479 О Вассиане см. л. 53, о Варлааме л. 67. Повесть писана после 1764 г., когда упразднен монастырь Вассиана, однако ж, упомянув о восстановлении его в 1616 году, она прибавляет, что он «доныне стоит неразрушим славно», так, очевидно, говорило житие Вассиана. 480 Слово святителям в Милют. ч. мин., окт., л. 447; слово Прокопию и Иоанну в рукоп. Унд. 362, л. 197. 481 Опис. Ниловой Стол, пустыни, В. Успенского, стр. 110. Рукоп. волокол. в моск. дух. ак. 412. В Соловецком уставе иг. Филиппа, писанном в 1563 году, в списке братии упомянут один инок, Мисаил. Рукоп. солов. в казанск. дух. ак. 1127. 482 Списки: Унд. 293, гр. А. С. Уварова по катал. Царск. 135, л. 453, 265, л. 51. Нач.: «Благословен Бог и Отец Господь» 483 Все списки жития XVII в. Нач.: «Единородный Сын Слово Божие». Ср.: житие Евфимия В. в рукоп. Унд. XV в. 558, л. 318. По сп. Царск 126 житие оканчивается чудом 1612 г., по сн. Унд. 328 и Милют. ч. мин., февр., л. 100 – чудом 1620, по сп. Тр. Серг. лавры. 696, л. 75 – тремя чудесами 1627 г., по сп. гр. Уварова. 459, л. 93 – чудом 1638 г. Архиеп. Филарет, останавливаясь на второй из этих групп, полагает, что житие писано в 1620 г. Русск. Свят., февр. примеч. 18. Слово на обретение мощей напеч. в чтен. Общ. Ист. и Др. 1864 г., кн. 3. 484 Это житие чрезвычайно редко; мы знаем его по списку в поморской рукописи, нам принадлежащей. Чудеса 1622–1674 гг., описанные Иоанном, начинаются предисловием: «Тайну цареву добро таити со опасением». Рассказ о пришествии Кирилла на Челму начинается словами: «По смотрению убо Божию дошед преподобный отец наш Кирилл чудотворец на место оно, глаголемое Челма гора, от града Каргополя 42 поприща, на усть Челмы реки, над озером Челмозером, о ней же извещение и глас Божий слышав». 485 Можно указать одно неясное подтверждение этой догадки. В сохранившейся службе Корнилию Палеостровскому есть известие, что он родился в Пскове (см. статью г. Барсова «Палеостров» в Чт. Общ. Ист. и Др. 1868 г., кн. 1, прим. 2). В житии Кирилла нет известия о месте его рождения, но указано место пострижения – монастырь Антония Римлянина. В последнем, как и на Палеострове, главный храм во имя рождества Богородицы, я основатели новых монастырей имели обычай воспроизводить в них храм обители, из которой вышли. Арх. Филарет, вероятно, пользовался выдержками из жития Кирилла и потому написал, что оно составлено в XV в. и дополнено чудесами при патр. Никоне. Р. Свят. дек. прим. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Корнилий и Авраамий Палеостровские (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 19 мая Прп. Корнилий был валаамским иноком. Оставив Валаам, он через Финляндию прошел к Белому морю и просвещал там язычников, подвергаясь не раз смертельным опасностям. Затем он остановился на Онежском озере и поселился на острове, называемом Палей, для подвижнической жизни. Здесь его нашли ищущие душевного спасения, и многие остались с ним разделять его труды. Для них прп. Корнилий основал храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы и стал первым игуменом новой обители. Но для молитвы он уединялся в пещеру, находившуюся у подошвы одной из утесистых гор острова. Здесь он удостоился явления ему Спасителя с крестом в руках, благословившего его обитель. После этого он не захотел уже покидать пещеру и поставил вместо себя настоятелем ученика своего Авраамия, благословил братию и затворился в пещере навсегда. Здесь он вскоре мирно почил, около 1420 г. Ученик и сподвижник его Авраамий пришел к нему в первые дни устроения Палеостровской обители и стал его преемником. При нем были обретены святые мощи прп. Корнилия. Прп. Авраамий скончался во второй половине XV в. и также сподобился нетления. Святые мощи обоих сподвижников почивают под спудом. • Остров Палей на Онежском озере находится в Респ. Карелия (Петрозаводская епархия), ближайший к основанному прп. Корнилием монастырю населенный пункт — с. Шунъга. Память прп. Авраамия празднуется также 21 авг. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437222/

и разделил есми по Государя Великого Князя грамоте, в Уноских островех земли, и полешие лесы, и пожни всякие, и рыбные ловища всякие, которые не писаны ни к одному монастырю в книгах; ино досталось... Медвежей островок и Вревенной островок, да и в Кодай губе островок, те три островки с лудушами и с всем угодием, да Кайдо остров и Стороничной островок с всем угодием, да Сиго остров (с) землею по половинам к обема монастырем; да на том же Сиго острове есть тоня новая, да тоня Метей, да тоня Падо, а ловити тее три тони Муромскому монастырю и Палеостровскому монастырю по половинам; да Васоко остров и с тоням станы держати и ловити по половинам обеима монастырям, да и в Унай губе тоня ловити по половинам, да и Чажба река ловити по половинам же обеима монастырем... да и в Унай губе пожни обеима монастырем по половинам. А по лешему лесу и страдомой земли межа от Онега озера по Чажве реки в верх по Панфилиевой матки, до угольной ямы, да от Панфилиевой матки и от угольной ямы к дощанчному моху, на сухую веретею; а на сухой веретее сосна иловатая, а от сосны камень и рубежи и крест – тое межа. От сухой веретеи через дощанчной мох, а от дощанчного моха до высокой горы яма угольная – то есть межа... по рубежам от высокой горы и ямы от угольной до Ялганде реки... то есть межа. А от Ялганде реке стоит ель, а в ней залаза заложена, да по ряду ели стоит береза, а в верху у березы рубежи срублены, а та ель и береза стоит по выше порошка – то есть межа. А северной половина от межи леса страдомой земле досталась игумену Корнилию и его братьи – Палеостровскому монастырю. А сетная вода промеж Уноских островех обема монастырем ловити по половинам. А которая половина досталасе игумену Корнилию и его братии в Палеостровской монастырь – островов, и рыбных ловлей, и полеших лесов, и страдомой земли, и поженной, и игумену (Муромскаго монастыря) Лаврентию и его братии не вступатся в Палеостровского монастыря в их половину – ни в что. И спросил Спиридон Михайлов сын у игумена у Корнилия и у его братьи: люб ли вам таков дел по Государеве Великого Князя грамоте? игумен Корнилий и своею з братиею сказали: люб, господине, таков дел»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 10 Корнилий сотник, явление ему Ангела и посольство к Петру (1–8). Видение Петрово и встреча с посланными Корнилия (9–22). Путешествие Петра к Корнилию, проповедь в доме его, сошествие Св. Духа на слушателей и крещение (23–48) Деян.10:1 .  В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из по­лка, называемого Италийским, «В Кесарии» – см. Деян.8:40 , прим. «Из полка, называемом Италийским», т.е. полка из природных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно-благочестивой настроенности (ср. Деян.10:28, 34 и до Деян.10:11, 1, 18, 15:7 ). Приобщение такого человека к Церкви Христовой, притом непосредственно, без всякого посредства иудейства, хотя бы в виде прозелитизма врат, было событием великой важности, эпохою в истории апостольской Церкви. На эту особую важность события первого обращения ко Христу язычника указывает и то, что оно совершается при посредстве первого Апостола Христова – Петра, нарочито призываемого Богом из другого города, хотя в Кесарии находился в это время известный благовестник и креститель эфиопского вельможи – Филипп. Деян.10:2 .  благо­честивый и боящийся Бога со всем домом сво­им, творив­ший много милостыни народу и всегда молив­шийся Богу. «Боящийся Бога... молившийся Богу». Эти выражения показывают, что Корнилий был почитателем Единого истинного Бога, о Котором, вероятно, узнал из соприкосновения с иудеями и их Богопочтением, но чтил по-своему, как подсказывало ему набожное сердце, самостоятельно и независимо от форм еврейского Богопочитания. Деян.10:3 .  Он в виде­нии ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! «В видении ясно видел...» – εδεν εν ορματι φανερς... – «виде в видении яве...» – очевидно, в бодрственном состоянии, а не во сне (Златоуст). Это было около девятого часа дня (­3 час. пополудни), обычного у евреев часа молитвы, когда и Корнилий молился, постившись до сего часа ( Деян.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010