19. Четверг 7-й седмицы по Пасхе. Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) . Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского и вел. кн. Евдокии, в инокинях Евфросинии . Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены (с 21 мая) . Сщмч. Патрикия, еп. Прусского, и дружины его. Прп. Корнилия Комельского. Прп. Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого. Прп. Игнатия Вологодского, в миру блгв. кн. Иоанна Угличского. Святых мученик братий Парфения и Калогерия. Прп. Сергия Шухтомского. Примечание. На этот день с субботы, 21 мая, переносится служба в честь Владимирской иконы Божией Матери и может быть перенесена служба равноапп. Константина и Елены (см. Типикон, 25 мая, 2-е «зри»). Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) в соединении со службой попразднства Вознесения (Триоди) (А) , порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) в соединении с полиелейной службой блгв. вел. кн. Димитрия Донского и службой попразднства Вознесения (Триоди) (Б) , а также порядок совершения полиелейной службы в честь Владимирской иконы Божией Матери (с 21 мая) в соединении с полиелейной службой свв. равноапп. Константина и Елены (с 21 мая) и службой попразднства Вознесения (Триоди) (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди, глас 4-й – 3, и Богородицы, глас тот же – 5. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Взыде Бог в воскликновении...», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Приидите, российстии собори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3. На литии стихиры Богородицы, глас 2-й, глас 8-й и глас 7-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 6-й: «Тебе вси роди...». Примечание. Если на стиховне великой вечерни будут петься стихиры Богородицы (глас 8-й), то вечерние стиховные стихиры Триоди (глас 2-й) допустимо перенести на литию и исполнять (без стихов) перед литийными стихирами Богородицы. На стиховне стихиры Богородицы, глас 8-й (со своими припевами), или стихиры Триоди, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – Триоди, глас 1-й: «Возшед на Небеса...», «И ныне» – Богородицы, глас 8-й: «Да радуются российстии собори...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-01/

В следующие дни они служили в церкви вечерни и утрени, сделали вокруг нее крестный ход и 1 августа выходили для освящения воды. Наконец 12 августа, ограбив церковь, взяв из нее Евангелие и книги, удалились в деревню Строкину и заперлись в четырех больших избах и дворах. Когда явился сотник с стрельцами и с понятыми людьми и начали суеверов уговаривать, чтобы они образумились и принесли раскаяние, – они, изрыгая хулы на св. Церковь и на четвероконечный крест, стали из изб стрелять в стрельцов и понятых. Эти бросились было рубить избы; но изуверы сами зажглись в них, имея наготове все горючие вещества, и погибли все в числе 800 человек 452 . По благословению и при содействии таких-то святых отцов (!!!), которых мы поименовали, в особенности Корнилия и Игнатия, основался и утвердился пресловутый между раскольниками поморский Выгорецкий общежительный монастырь или Выговская пустынь. Главные лица, которым монастырь этот наиболее одолжен своим устроением и процветанием, были, как выражаются поморцы, «богоизбраннии мужие: Даниил – златое правило Христовы кротости! Петр – устава церковного бодрое око, Андрей – мудрости многоценное сокровище, и Симеон – сладковещательная ластовица и немолчная богословии уста, – четверица богосочетанная и четырем Евангелистом равночисленнии, благочестия учители и церковных преданий столпи непреклоннии» 453 . Даниил Викулич или Викулов был прежде церковным дьячком Шумского погоста, потом сделался учеником тихвинского игумена Досифея – расколоучителя и, по его указанию, избрал себе в руководителя соловецкого инока Игнатия. Незадолго пред тем, как Игнатий и за ним Герман – соловецкие погибли в Палеостровском монастыре, Даниил удалился от них на север, пять лет скитался с несколькими братиями из пустыни в пустыню, пока не прибыл на реку Выг, где находилось уже несколько и других насельников с целыми семействами. Тут нашел он нового себе руководителя старца Корнилия и, пользуясь его наставлениями, основал в 7203 (1695) г. выговский скит, в котором и был настоятелем или киновиархом около 40 лет (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

5) Опущение имени попа Феодосия, какое видим у Трифона Петрова, сделано, по-видимому, основательно, так как ни откуда не видно, чтобы Феодосий был в Москве ранее 1686 года: вероятно этого проповедника перекрещивания Пахомий знал потому, что Феодосий был некоторое время на Выге. 222 В свою очередь и Трифон, заимствовав сведения о личности Капитона у Пахомия, заменил им Исидора совсем не удачно, так как невозможно предположить, чтобы, при тех розысках, какие производились о Капитоне, он решился явиться в Москву, не говоря уже о том, что эта личность стояла в расколе особняком. Впрочем и Пахомий, помня сторонника перекрещивания попа Исидора, жившего на Керженце, назвал его козмодемьянским, тогда как Корнилий говорил ему, конечно, о попе Исидоре московском. 6) Что касается Спиридона, Лазаря и Феодора, то составители «Жития» Корнилия могли послать их на «советование о никонианском крещении» потому, что сообразовались с их писаниями, как это видно у безпоповцев и в последующее время. 223 Кирилл, 227 в мире Карп, родился в 1608 году в олонецких пределах, в деревне Андреев-Наволок, прихода села Суны. Грамоте научился у попа соседнего села Кондопоги. 16-ти лет, по воле родителей, женился, но чрез три года, оставив родительский дом, постригся в Юрьегорском монастыре. Прожив здесь три года, Кирилл отправился в странствие по монастырям. В течении нескольких лет он побывал в монастырях: Кожеозерском, Соловецком, Ошевенском, Кенском-Пахомиевом, в Курженской пустыни, в монастырях Муромском, Палеостровском, Климецком, в Задней пустыни и в монастыре Александро-Свирском. «В 7148 лето» Кирилл возвратился на родину, и в 12-ти верстах от своей деревни, на острове Виданском, что на реке Суне, на западном берегу Онежского озера, поставил себе келью, потом другую, третью, так что чрез несколько лет образовалась целая пустынь. Народ охотно стал навещать Кирилла, особенно после того, как он свел дружбу с соловецкими старцами Епифанием и Варлаамом, и находил у него приют. Его «странноприимница» была открыта для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Илии (освящен 27 сент. 1830) и свт. Николая Чудотворца (24 сент. 1831). Над соборной папертью возвышалась каменная колокольня, в сев. части паперти помещались архив и кладовая. По случаю закладки собора прежняя, деревянная ц. Рождества Пресв. Богородицы была перенесена на 10 саж. к северу, утеплена и освящена во имя прп. Ефрема Сирина (Там же. Ф. 65. Оп. 1. Д. 2/27. Л. 16). К 1820 г. в К. м. имелись новые братские кельи, «погребок для поклажи в зимнее время овощей», деревянный 2-этажный амбар «для поклажи разного монастырского имущества», гавань «для сохранения судов от западного ветра на двадцать саженей», скотный двор (1813), баня, «гумно и рига новые в поле», «амбар новый деревянный к южной горе поставлен для хранения в нем извести». Также была покрыта новым тесом часовня, к-рая стояла «на северной стороне острова на подножии горы при пещере прп. Корнилия Палеостровского» и в к-рую «во время проезда летнего пути проезжающие ходят молиться» (Там же. Д. 14/287). В 30-х гг. XIX в. были возведены 2 каменных братских корпуса. Дома строились «подряд с начатым каменным строением прямолинейно и симметрично прочим частям монастырских зданий» (Там же. Д. 3/40. Л. 73). Т. о., вывод Барсова о том, что «деятельный и рачительный настоятель, отец Иоасаф, можно сказать, пересоздал монастырь», полностью обоснован. Важным источником дохода К. м., пребывавшего «за штатом», являлись его земли и угодья. Процесс их частичного возврата растянулся на мн. десятилетия и не сразу решился в пользу бывш. владельца. В фондах НАРК имеется ряд дел, связанных с земельными спорами между К. м. и жителями окрестных селений Толвуйского и Шунгского приходов в 1-й пол. XIX в. ( Кожевникова. 2005. С. 42). По инициативе строителя иером. Иоасафа был поднят вопрос о возвращении обители «челмужской рыбной ловли» и различных угодий на территории Шунгского и Толвуйского погостов. Крестьяне боролись за свои права, ссылаясь на то обстоятельство, что их предки издавна владели спорными землями и покосами. Монахи в качестве доказательств приводили выписки из писцовых и переписных книг XVII в., а также копии жалованных грамот рус. царей. В 1827 г. решением Повенецкого уездного суда дело мон-ря «об отыскиваемых оным пожалованных по древним грамотам государей пахотных земель и сенных покосов, состоящих в деревне Барков Павлов Наволок» окончилось в пользу братии (НАРК. Ф. 249. Оп. 6. Д. 1/2). В 1839 г. во владение К. м. решением того же Повенецкого уездного суда перешло до 3 тыс. дес. разных угодий, в т. ч. 2911 дес. леса (Там же. Ф. 1. Оп. 36. Д. 48/54).

http://pravenc.ru/text/2458669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Варнава (Накропин), архиеп. Тобольский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Накропин Василий; 1859, Олонецкая губ.- 13.4.1924, Москва), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из крестьянской семьи, учился в петрозаводском городском уч-ще, с юности любил церковные службы, читал святоотеческие творения, жития святых. В 1895 г. поступил послушником в Клименецкий во имя Святой Троицы муж. монастырь на Онежском оз., в 1897 г. был пострижен в монашество, в следующем году рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха, в 1899 г. назначен настоятелем Клименецкого мон-ря. В 1904 г. возведен в сан игумена, в 1905 г.- в сан архимандрита, назначен настоятелем Корнилиева Палеостровского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . 6 марта 1908 г. по ходатайству Московского и Коломенского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) переведен настоятелем в коломенский Ново-Голутвин Святой Троицы мон-рь Московской епархии. За 2 года управления монастырем восстановил благолепие богослужения и добрые порядки в иноческой жизни. В 1910 г. назначен настоятелем коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления Господня муж. монастыря . Пользовался любовью и уважением насельников обители и жителей Коломны, ходатайствовавших об учреждении Коломенского вик-ства и назначении на него В. 28 нояб. 1911 г. В. был хиротонисан во епископа Каргопольского, викария Олонецкой епархии, резиденцией архиерея являлся Спасо-Преображенский мон-рь в Каргополе. В. часто объезжал храмы своего вик-ства, обладал даром красноречия, часто говорил проповеди, многие из к-рых печатались в Тобольских ЕВ, благодаря усердию к богослужению пользовался уважением у старообрядцев. В мае 1912 г. В. предпринял путешествие с крестным ходом в Александров Ошевенский монастырь , продолжавшееся неск. дней. Через 2 года, будучи уже на Тобольской кафедре, В. посвятил один из вновь построенных храмов глубоко почитаемому им святому - прп. Александру Ошевенскому . В с. Архангелы в 1913 г. епископ открыл об-во трезвости.

http://pravenc.ru/text/154281.html

6. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области и о назначении монахини Варвары (Жуковой) настоятельницей обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области. 2. Назначить монахиню Варвару (Жукову) настоятельницей Покровского женского монастыря села Лукино Богородского района Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить иеромонаха Варнаву (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района Республики Карелия по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района Республики Карелия. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о назначении иеромонаха Иоанна (Зюзина) наместником Корнилие-Палеостровского мужского монастыря Медвежьегорского района Республики Карелия, освободив его от должности наместника Муромского Успенского мужского монастыря Пудожского района Республики Карелия.

http://patriarchia.ru/db/text/175655.htm...

Постановили: Освободить архимандрита Зосиму (Шевчука) от должности настоятеля Свято-Успенского мужского монастыря города Иваново. Слушали: 6. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о благословении на открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области и о назначении монахини Варвары (Жуковой) настоятельницей обители. Постановили: 1) Благословить открытие Покровского женского монастыря в селе Лукино Богородского района Нижегородской области. 2) Назначить монахиню Варвару (Жукову) настоятельницей Покровского женского монастыря села Лукино Богородского района Нижегородской области с возложением наперсного креста по должности. Слушали: 7. Прошение Преосвященного архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о назначении иеромонаха Варнавы (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области. Постановили: Назначить иеромонаха Варнаву (Баранова) наместником Свято-Успенского мужского монастыря Флорищева пустынь поселка Флорищи Володарского района Нижегородской области, освободив его от обязанностей наместника мужского монастыря Свято-Успенская Саровская пустынь города Сарова Нижегородской области. Слушали: 8. Прошение Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила об освобождении иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района республики Карелия по состоянию здоровья. Постановили: Освободить иеромонаха Паисия (Ковалева) от должности наместника мужского монастыря Митрофаниевская пустынь Олонецкого района республики Карелия. Слушали: 9. Прошение Преосвященного архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила о назначении иеромонаха Иоанна (Зюзина) наместником Корнилие-Палеостровского мужского монастыря Медвежьегорского района республики Карелия, освободив его от должности наместника Муромского Успенского мужского монастыря Пудожского района республики Карелия.

http://pravoslavie.ru/20041.html

11 Напр., Миркович Гр. О времени пресуществления Св. Даров. Спор, бывший в Москве во второй половине XVII в. (Опыт историч. исследования). Вильна, 1886. 12 Ильминский Я. Святитель Афанасий III, патриарх Константинопольский Пателарий. Историко-биографическое исследование. Киев, 1915. 16 Напр., киевское издание Триоди 1907 г. Подробнее: Архим. Никанор (Кудрявцев) (1884–1929, кандидат богословия МДА, вып.1909 г., настоятель Никольского Единоверческого монастыря, заведовавший Хлудовской библиотекой). Вопрос о праздновании Сретения Господня в Великий пост по литургическим данным прошлого и современным. ТКДА, 1915, V, с. 109–124. 18 4.IX – иконе Б.М. «Неопалимая Купина». 4.IX – свят. Иоасафу Белгородскому . 12.IX – преп. Симеону Верхотурскому. 24.IX – преп. Никандру Псковскому. 25.IX – преп. Евфросинии Полоцкой. 15.Х – свят. Иоанну Суздальскому. 20.Х – прав. Артемию Веркольскому. 27.XI – блгв. князю Андрею Смоленскому. 6.XI – свят. Герману Казанскому. 7.XI – преп. Кириллу Новоезерскому. 9.XI – иконе Б.М. «Скоропослушница». 11.XI – преп. Мартирию Зеленецкому. 11.XI – великомуч. Мине. 9.XII – иконе Б.М. «Нечаянная Радость». 27.V – преп. Ферапонту Можайскому. 7.IV – преп. Даниилу Переяславскому. 2.I – прав. Иулиании Лазаревской. 8.I – священномуч. Исидору и иже с ним. 13.I – преп. Елеазару Анзерскому. 17.I – преп. Антонию Дымскому. 23.I – преп. Геннадию Костромскому. 25.I – иконе Б.М. «Утоли моя печали». 25.I – свят. Моисею Новгородскому. 28.I – преп. Ефрему Новоторжскому. 14.II – равноап. Кириллу, учителю Словенскому. 4.III – блгв. князю Даниилу Московскому. 6.III – муч. Авраамию Болгарскому. 14.III – иконе Б.М. Феодоровской. 6.IV – свят. Мефодию Моравскому. 14.IV – Литовским мученикам: Антонию, Иоанну и Евстафию. 5.V – преп. Иакову Железноборовскому. 7.V – иконе Б.М. Любечской. 7.V – преп. Нилу Сорскому . 15.V – преп. Корнилию Палеостровскому. 5.VI – преп. Вассиану и Ионе Пертоминским. 5.VI – блгв. князю Феодору Новгородскому. 6.VI – преп. Паисию Угличскому. 8.VI – свят. Феодору Ростовскому. 11.VI – преп. Аркадию Новоторжскому. 12.VI – преп. Арсению Коневскому. 12.VI – преп. Анне Кашинской. 14.VI – преп. Мефодию Пешношскому. 16.VI – преп. Тихону Луховскому. 18.VI – иконе Б.М. Ахтырской. 6.VII – прав. Иулиании Ольшанской. 7.VII – преп. Евдокии-Евфросинии. 10.VII – иконе Б.М. Коневской. 14.VII – преп. Стефану Махрищскому. 21.VII – преп. Авраамию Городецкому. 27.VII – блаж. Николаю Кочанову. 28.VII – свят. Питириму Тамбовскому. 30.VII – преп. Герману Соловецкому. 8.VIII – иконе Б.М. Толгской. 8.VIII – преп. Зосиме и Савватию Соловецким. 22.VIII – иконе Б.М. Грузинской.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/pro...

1293 Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Первый великий оптинский старец иеромонах Леонид (1917). С. 14–44. В 1809–1817 гг. все трое отправились в странствие по монастырям северной России, побывали в Палеостровском, Валаамском и Александро-Свирском монастырях, но там обстановка была, вероятно, не очень благоприятна для введения старчества. В особенности это характерно для Валаамского монастыря, где, однако, до 1804 г. спасался старец Назарий, устроивший там монашескую жизнь в строгом соответствии с общежительным уставом. 1294 Яцимирский. Ук. соч. С. 545; Пимен. Ук. соч. С. 66–68. Поселянин. Русские подвижники XIX в. (1910). С. 194–201; книги «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора» (1839; 3-е изд. 1907) и «Подвижническая жизнь схимонаха Феодора» (1901) были мне недоступны. 1295 Яцимирский. Ук. соч. С. 545–546; Четвериков. Оптина пустынь. С. 44; Зверинский. 2. 1057, 1338. 1297 Муравьев. Святая гора и Оптина пустынь. С. 136; Яцимирский. Ук. соч. С. 546; РБС. С. 106. У старца Филарета было четыре (известных нам) ученика: старец Макарий († 1864), Филарет, Арсений, настоятель Святогорского монастыря (Харьковской епархии), и Илиодор († 1879). Муравьев. Ук. соч. 1299 Яцимирский. Ук. соч. С. 546; Пимен. Ук. соч. С. 53. На первой неделе поста Феофан вовсе не вкушал пищи, только пил по две чашки воды в день. Филарет, митр. Письма к архимандриту Антонию. 2. С. 391. 1301 О старце Василии Кишкине существует множество не вполне достоверных сведений, которые характеризуют его как духовно одаренную личность. Многие старцы говорили о Василии с великим уважением. Некоторые подробности его биографии см. в: Иларион, инок. Житие иеродиакона Мелхиседека, в: Душеп. чт. 1889. 2. С. 184–201. Насколько мы знаем, его житию посвящено краткое сочинение, вышедшее в 191517 г., но оно мне недоступно. 1302 Пимен. Ук. соч. С. 295–300, 310; старец Адриан написал много сочинений аскетического содержания, которые составляют 2 т. по 600 страниц (см. библиографию). 1303 Пимен. Ук. соч. С. 53; Четвериков. Ук. соч. С. 31; Герасим. Краткий очерк (1865). С. 1–10; Муравьев. Ук. соч. С. 135–139; Арсеньев. Ук. соч., в: Der christliche Osten. S. 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Это была небольшая община, основанная диаконом Игнатием, первым наставником Андрея в «древнем благочестии», – который пришел сюда гораздо раньше Корнилия и притом не так, как тот, с нарочитою целью (так рассказывает нам Андрей в надгробном слове Петру Прокопьеву) основать монастырь, во исполнение предсказания некоего инока Гурии, который «благоюродствуя», уверял его: «хощет Бог сотворити тобою велию обитель ину». Игнатий, как только пришел в Выговскую пустынь, сряду же поселился на одном определенном месте на Сароозере, стал набирать себе братию. Сюда пришел к нему Даниил Викулин, по указанию отца своего духовного, игумена Досифея, который говорил ему: «иди в выговских лесах обитающа соловецкаго старца Игнатия послушай: сей силен наставити тя на путь спасения и научити правил общежития». Неизвестно почему, но только оказалось, что Игнатий не силен был научить свою братию правилам общежития. Когда его местопребывание сделалось известным для всех, а вместе с тем и для властей, он не счел возможным далее оставаться в нем, но не захотел и переселиться с своею небольшою паствой в другое какое-либо место, как делал Корнилий; он воспользовался этим случаем, чтобы покинуть собравшихся около него беглецов и набрав большее число фанатиков между жителями сел и деревень, вместе с ними сжегся в Палеостровском монастыре. Андрей Денисов в своем рассказе об этом расколоучителе (рассказ этот буквально повторяется у Ивана Филиппова) обставил своего учителя атрибутами не менее величественными, чем с каким является Корнилий у своего жизнеописателя Пахомия. Но на самом деле Игнатий не имел и доли тех видимых достоинств, в которых нельзя отказать Корнилию. Если действительно к этому Игнатию относится рассказ митрополита сибирского Игнатия о некоем иноке, жившем близ Каргополя 86 , то причиною удаления Игнатия из пустыни Выговской в Палеостровский монастырь было то, что личный характер поведения и правила диакона Игнатия были не таковы, чтобы он мог долго оставаться в присутствии людей, увлеченных искренним, хотя и случайным, желанием строгого подвижничества и думавших видеть в своем руководителе высокий образец нравственности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010