Но эта теория в настоящее время уже потерпела столько авторитетных ударов, что для опровержения ее достаточно привести лишь два-три отзыва наиболее авторитетных представителей антропологии. Так, напр., знаменитый антрополог Причард говорит об отношении человека к животным: „органический мир не представляет контраста и сходства в одно и то же время более замечательных, чем какие мы открываем, сравнивая человека с высшими животными. Что эти существа так близки друг к другу во всех особенностях своей физической структуры (строении) и в то же время так неизмеримо далеки друг от друга в своих способностях и дарованиях, – трудно бы верить этому факту, если бы он не подлежал нашему наблюдению» (См. Encyclopedia Brimanica, агт. Anmhropologia). В том же смысле выразился другой знаменитый естествоиспытатель Вирхов в своей речи, произнесенной на собрании известнейших натуралистов Европы, в Мюнхене в 1877 году. „Твердо стоя на почве факта», говорит он, „мы должны положительно признать, что между человеком в обезьяной существует резкая черта разделения. Мы не имеем никакого права учить и провозглашать, как научное открытие, что человек происходит от обязьяны или какого-либо другого животного. Мы можем выдавать это только за гипотезу». Но при этом он сделал еще более сильное заявление: „всякое действительное открытие, имеющее цену в рассматриваемом вопросе, постоянно до сих пор отодвигало нас от этой гипотезы» (См. его речь: „Свобода науки“). (Припомним также открытое заявление того же корифея европейской науки (Вирхова) на антропологическом съезде в Москве в 1892 году о том, что теория Дарвина не имеет, ни малейшего научного основания в вопросе о происхождении человека от высших животных). Этих отзывов авторитетных представителей науки достаточно для того, чтобы видеть все бессилие дарвинизма поколебать ясное учение бытописателя. Так закончилась история творения и образования мира. „И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой“. „И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Он творил и созидал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Он говорил Своим ученикам: Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Иисус Христос вознесся на небо и для того, чтобы вечно ходатайствовать о нас пред Богом Отцом: ибо Он есть вечный Первосвященник, прошедший небеса ( Евр. 4:14 ). Апостол учит: Иисус Христос поскольку пребывает вечно, то и священство имеет непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, дабы ходатайствовать за них ( Евр. 7:24, 25 ). Св. Иоанн Богослов пишет: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника. И Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира ( 1Ин. 2:1–2 ). Хотя Господь Иисус вознесся на небо и сидит одесную Бога Отца в Его славе; но Он неотлучно пребывает и на земле, и особенно в Своей Церкви, или со всеми истинно верующими в Него, как обещал Он Своим ученикам пред вознесением на небо; и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф. 28:20 ). Особенно присутствует Господь Иисус в Своей Церкви, как её Глава, Духом Своим соединяющий всех верующих в одно тело, и всем подавающий благопотребные благодатные дары, по нужде и по достоинству каждого. Братия! Чаще размышляйте о вознесении Господа Иисуса Христа на небо, и утверждайтесь в вере, надежде и любви к Нему. Ибо Господь Иисус Своим вознесением запечатлел истину Своего учения, самым делом показав, что Ему дадеся всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ); и Он, как вестники небесные открыли, придет опять на землю, как Царь славы, судить живых и мертвых и воздать каждому по делам Его. Будем надеяться и уповать на Него, прибегая к Нему с молениями: ибо Он есть вечный Первосвященник и Ходатай наш пред Отцом Небесным; будем любить Его всем сердцем и всею душою: ибо Он наш Спаситель и Бог, податель всех даров благих. В Нем источник нашего истинного счастья и блаженства. Братия! «взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Будем помышлять и мы о претерпевшем от грешников такое над Собою поругание, – когда переносим разные трудности, скорби и болезни в этой жизни, – чтобы нам не унывать и не ослабевать в душах» своих ( Евр. 12:2, 3 ); но, одушевляясь верою надеждою и любовью, будем всегда прославлять Господа Иисуса, вознесшегося на небо и сидящего одесную Бога с превечным Его Отцом и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: О православной вере : поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса Православной Церкви/Евсевия, архиепископа Могилевского. - 3-е изд, в 2 кн. – С.-Петербург : Тип. Д-та Уделов, 1877./Кн. 1. – VI, 442, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

(По поводу статьи Тренча в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения за 1877). Иисус Христос отражает клевету фарисеев, приписавших Ему сношение с веельзевулом (Мф.12:22–37; Лк.11:14–23, 12:10; Мк.3:20–30) Раз привели к Иисусу Христу бесноватого, который от болезни был слеп и нем. Иисус Христос исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. Весь народ в удивлении говорил: «Ужели это не Мессия, «Сын Давидов?» ( Мф.12:22–23 ; Лк.11:14 ). Иисус Христос вошел, между тем, в один дом, чтобы подкрепить Себя с учениками пищею; но сошелся народ, и не удалось им и хлеба поесть. В это время книжники и фарисеи, которые всеми силами старались уверять, что это не Мессия, и которых смущало и выставляло клеветниками всенародное восклицание: «Ужели это не Мессия?» – решились с большею злостью продолжать дело клеветы. Душою замысла были книжники, пришедшие из Иерусалима. Пустили в ход молву, что Он потерял ум, постарались, чтобы эта весть дошла до родных Его. Родные пошли с намерением увести Его с собой ( Мк.3:20–21 ). Иерусалимские книжники настоятельно утверждали, что «в Нем веельзевул» и что при помощи этого-то бесовского князя Он и изгоняет бесов ( Мф.12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ). Иисус же Христос, зная помышления их, подозвал их и начал говорить притчами: «Как может сатана сатану изгонять? Если царство разделится само в себе, то оно запустеет. И если город или дом разделится сам в себе, то он не может устоять. Так и сатана, если изгоняет сатану и, значит, восстал на самого себя и разделился, то не может устоять царство его, но пришел конец ему. Это Я замечаю на счет вашего разглашения, будто Я чрез веельзевула изгоняю бесов. И если Я при помощи веельзевула изгоняю бесов, то сыны ваши чьею помощью изгоняют?» (А как вы не обвиняете своих заклинателей, то) «на суде они будут вашими обвинителями» (в предубеждении насчет Меня). ( Мф.12:25–27 ; Мк.3:23–24 ; Лк.11:17–19 ). «А если Я перстом Божиим (или) силою Духа Божия изгоняю бесов, – это значит, что дошло до вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; Лк.11:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Подобным образом египетский врач Узагор в одной подписи о Дарии рассказывает следующее: «Царь Дарий, да живет он во веки, повелел мне, чтобы я, пока он будет находиться в Эхаме, отправился в Египет и снова восстановил число священных храмовых писцов и оживил все то, что пришло в упадок... И царь приказал, чтобы им было оказано все хорошее за то усердие, с которым они исполняли все свои работы... Царь сделал это потому, что он знал, что подобное дело было бы самым лучшим для восстановления всего пришедшего в упадок, дабы сохранить имя всех богов, их храмы, их и порядок их праздников во веки» Brugsch Ciesch, Aegyptens 1877, s, 748–751). Наконец, достоверность указа Дария подтверждается и отношением этого царя к греческим святилищам во время его похода в Грецию (Геродот, История VI, 97), Если из Неем 10.33 видно, что иудеи и сами доставляли материал для жертвоприношений, то это не противоречит сообщению ст. 9, потому что повеление Дария об отпуске тельцов, овнов и агнцев из царского имущества не снимало с иудеев обязанности и самим заботиться о жертвах. 1Ездр.6:13 .  Тогда Фафнай, заречный областеначальник, Шефар-Бознай и товарищи их, – как повелел царь Дарий, так в точности и делали. В дополнение к ст. 13, И. Флавий сообщает, что Фафнай со своими товарищами присоединились к старейшинам иудеев и к начальствующим старцам и вместе с ними стали руководить священной постройкой. Достоверность этого сообщения установить, конечно, трудно. 1Ездр.6:14 .  И старейшины Иудейские строили и преуспевали, по пророчеству Аггея пророка и Захарии, сына Адды. И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей Персидских. «И построили и окончили, по воле Бога Израилева и по воле Кира и Дария и Артаксеркса, царей персидских». Из следующего стиха видно, что постройка окончилась уже при Дарии, до вступления на престол Артаксеркса 1-го. Редактор книги, однако же, приписывает и Артаксерксу участие в постройке храма, вероятно, ввиду тех вспомоществований, которые были сделаны Артаксерксом на украшение храма ( 1Езд 7.27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Поскольку из Божественной проповеди для всякого явно, что настанет время изменения, нужно не о времени любопытствовать... и не изыскивать каких-нибудь умозаключений, которыми иной ослабит в душе надежду на Воскресение, но, подкрепляясь верой, стараться доброй жизнью закупать будущую благодать. Святитель Григорий Нисский ( 17, 169 ). «Придет же день Господень, как тать ночью» ( 2Пет. 3, 10 ). Тать в ночи подкрадывается, когда его не ждут. Так и день Господень придет, когда его не ждут. Но когда не ждут Грядущего, то и не готовятся к встрече Его. Чтобы мы не допустили такой оплошности. Господь и заповедал: «...бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» ( Мф. 24, 42 ). Между тем, что мы делаем? Бдим ли? Ждем ли? Надо сознаться – нет. Смерти еще ждут некоторые, а Дня Господня – едва ли кто. И будто правы: отцы и праотцы наши ждали – и не пришел день. Поскольку не видим ничего, почему бы надо было думать, что он придет в наши дни, то и не думаем о нем, и не ждем. Что удивительного, если при таком нашем состоянии, День Господень ниспадет на нас, как тать? ...Ждем ли, не ждем, день Господень при дет, и придет без предуведомления. Ибо Господь сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мк. 13, 31 ). Но не лучше ли ждать, чтобы не быть застигнутыми врасплох? Ибо это не пройдет нам даром. Святитель Феофан Затворник ( 107, 30–32 ). Как неизвестную кончину определил нам Христос Господь, чтобы мы всегда ее ожидали, так и неизвестным оставил срок Своего Пришествия в мир, чтобы мы каждый день Его ожидали. И как не знаем, когда нас позовет Господь наш к Себе, да всегда готовы будем, так не знаем дня и часа, когда Он к нам придет, да на всякий день и час будем готовы к встрече Его. Христианин! Как видишь, что человек умирает, когда не ожидает, и отходит в иной век, так понимай и помышляй, что и Господь придет к нам неожиданно. Тогда неожиданно раздастся крик: «Вот, жених идет, выходите навстречу ему» ( Мф. 25 , б). Как ожидаешь кончины твоей и готовишься к ней, чтобы блаженно скончаться, так ожидай и Пришествия Господа твоего и готовься к встрече Его, чтобы сподобиться в Пришествии Его одесную Его стать и услышать со слышащими Его сладчайший глас: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф. 25, 34 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 1877 ). «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ], и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф.7:11 ], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк.1:37 ], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией. Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца. 2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно! Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Прости, прости, Господи, и еще прегрешения моя, прости гордость мою, прости бранные, поносительные, уничижительные слова, коими я поносил братию Твою (а в лице их Тебя, Господи, Глава наша) – уды 44 Твои, чада Твои, овцы словесного Твоего стада – образ Твоея славы. Вем, Господи, и чувствую великость согрешений моих, неблагодарность мою, нелюбие мое, злобу мою, гордость мою. Петр Алексеевич Клепачевский, будущий сослужитель наш. «Пора бы ему (отцу Матфею) утвердиться в нас», – слова отца Павла Трачевского. Мне дай, Боже, утвердиться в братии моей, особенно в отце Павле. Я подозрителен и недоверчив, мыслю зло о брате. О, как премного почтил нас безмерно возлюбивший нас Господь, приняв образ жизни, душу и тело наши, искупив нас, обожив нас, причтя нас ко граду своему, Церкви Своей Святой, в нейже вся Божественныя силы Его к животу и благочестию подана нам. Но как я неблагодарен при таких милостях Божиих неизреченных: остаюсь, как и всегда, в плену страстей тлетворных; прогневляю Господа, Главу Церкви, Пречистую Его Матерь, Начальницу мысленного наздания; вся небесныя силы, составляющие с нами едину Церковь во Христе, святого Ангела Хранителя и всех святых. Я составляю по благодати Христа моего священное сочленение с ними – и не боюсь гневаться, сердиться, озлобляться, завидовать, ссориться, пресыщаться, упиваться, любодействовать внутренне» и проч. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» [ Еф.2:19–20 ]. Да размышляю чаще о сем. Сердечное око мое нечисто, обманчиво, ложно: не стану я доверять ему, особенно в суждении о ближних, а буду врачевать его верою и любовию Христовою. Буду наблюдать за ним непрестанно, чтобы оно не уклонялось к лукавству. Я сетую, огорчаюсь на владыку митрополита, что он два раза сурово и, по-видимому, гордо и презрительно меня принял, – а как я сам обращаюсь с нищими: не сурово ли, не гордо ли? Я даже не только поношу их, но и треплю их за волосы, а бывало, что и ударял их по лицу, доходя до жестоконеистовства с ними! Не достоин ли я, чтобы и со мною так же обращались высшие меня? А я между тем ропщу на такое или подобное обращение, – безумец я! Или я забыл закон возмездия от правды Божией, что в нюже меру кто мерит, возмерится ему [ Мф.7:2 ]! «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [ Лк.6:31 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Медицина (лат. medicina, от mederi – «лечить») – 1) область научной и практической деятельности, связанная с предупреждением и лечением болезней, охраной здоровья; 2) совокупность научных знаний о болезнях, об их предупреждении и лечении. Поль Гюстав Доре “Иисус Христос исцеляет больных” 1877. Говорится ли в Священном Писании о том, как следует относиться к врачам? В Священном Писании мы, действительно, находим положительное отношение к медицине: « Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание, и от царя получает он дар. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен  ( Сир.38:1-2,4,12 )». Таким образом, уместное, своевременное, целесообразное обращение к врачу является признаком благоразумия. Не является ли обращение к медикам своего рода противлением промыслу Божию о нас, без которого ни один волос не упадёт с нашей головы ( Мф.10:30 )? Возможность обращения болящего христианина к врачам не отменяет уместности упования на Божественную помощь. Существуют особые молитвы «о болящих» , существует особое Таинство – Таинство Елеосвящения , мы имеем ясное свидетельство Писания, которое касается болящих и звучит, как призыв: « Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне » ( Иак.5:14 ). Однако, опора на благодатные средства не исключает использования, в случае необходимости, средств современной медицины. В некоторых случаях (но не всегда) отказ больного от врачебной помощи под предлогом упования на помощь свыше может указывать на его гордыню. К другой крайности можно отнести случаи, когда болящий надеется исключительно на врачей, не имея надежды на Бога. Разумеется, история Церкви содержит немало примеров из жизни христианских подвижников, которые, заболевая, всецело вверяли себя Господу – Врачу душ и телес наших. Но это особые случаи.

http://azbyka.ru/medicina

Семён Людвигович Франк (1877- †1950) Конечно же, такому человеку Бог не нужен, Он лишь мешает ему жить. «Нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода» (Иер. 5: 12). Однако давно подмечено, что это мнимое всесилие над внешним мipoм - самообман, и человек не в состоянии справиться не то что с внешними угрозами, но хотя бы контролировать собственные страхи. Давно подмечено, что больше всего человека «разумного» сводит с ума неизвестность в отношении его самого. И, очевидно, по той причине, что он теряет ту нить жизненного следования, которую сам себе нарисовал и в какую так уверовал. Ведь так всё было очевидно по логике причинно-следственной связи: человек уже «устроил» свою жизнь, которая так ему понятна, объяснима, и вдруг... Вот этого «вдруг» человек и боится больше всего, поскольку не знает его, не может «открыть» для себя, и будущее пугает. Он готов верить в приметы и предсказания. «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет» (Мф. 16: 4). Любое слово современной пифии, сомнительное на самом деле в своей достоверности, значит для него больше, чем вера в Бога. Но «что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4: 24). -II- Увы, описываемая картина не просто широко распространена, она - обычна для всех времен и народов в той или иной степени. К сожалению, для нашего времени - хрестоматийна. В ней для Бога места нет, а потому и главная задача обожения человека звучит нелепо. К чему же тогда все усилия Творца? Наверное, чисто теоретически, задача преодоления «ветхого человека» могла быть решена Им радикально и просто: путем уничтожения самого человека, как это было во время Потопа. Невольно вспоминается многократно произнесенное Богом слово Моисею об уничтожении некоего народа, неблагодарного, жестокого, и рождение от Моисея нового рода (Исх. 32: 9-10). Но «Бог снизошел, чтобы человека поднять и возвысить до Бога» . Он по Своей неизреченной любви не желает не только уничтожать Свое творение, но вообще не желает насиловать волю кого-либо из нас. Христос хочет, чтобы мы пришли к Нему без знамений и чудес.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/02/...

Слава неизреченному человеколюбию Божию! Слава Его щедротам! Говоря: «Господи, помилуй», мы должны каяться в грехах своих, должны бояться Господа как рабы непотребные, недостойные, повинные праведному Его гневу, должны жить праведно и свято, как сказано: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» [ 2Тим.2:19 ]. Какая отрадная, оживляющая сердце мысль, если представить, что все христиане православные составляют одно духовное Царство Божие как сыны Царства, одну Церковь Божию, одно тело, один дух, одна виноградная лоза с множеством рождий, что во всех царствует Бог во Христе Иисусе и во всех живет Дух Божий, как сказано: «вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них... и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» [ 2Кор.6:16–18 ]; или: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор.3:16 ]. О, если бы во всех царствовал Бог , как молимся: «да приидет Царствие Твое»; о, если бы все жили по воле Божией, отвергая свою, ложную, гибельную! Если бы все старались жить праведно и свято, как свят Господь Бог наш! Если бы во всех обитал Дух Святой, Коим все отрождены и запечатлены. Если бы во всех жил Христос! Если бы все духовно созревали на Божией ниве, как пшеница духовная! Если бы всюду царствовал мир, тишина, любовь, чистота, воздержание и прочие добродетели! Какое было бы восхитительное зрелище на земле! Как бы все были благополучны, довольны! Надо усердно молиться об этом, особенно за литургией. «Посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» [ Ин.4:35 ]! Чудна, Божественна литургия Православной Церкви по той широкой любви, которою она объемлет весь мир, всех людей, особенно всех православных христиан. О, как должен быть чист сердцем и возвышен духом иерей, служащий литургию, как и прочие службы, и приносящий Богу такие общие и согласные молитвы о всем мире, о всех людях, о живых и умерших, и приносящий благодарственную Жертву Господу за всех святых и за Самую Пресвятую Богородицу! Он должен быть превыше всего земного, превыше всех пристрастий земных, превыше всех страхов бесовских! Он должен быть исполнен любви пламенной, серафимской к Богу и к возлюбленному от Него миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010