240 В другом Архангельском чине сказано: «Благоверному и благочестивому и христолюбивому самодержавнейшему великому Государю нашему, венчанному и превознесенному, отцу отечества, Петру Великому Императору и Самодержцу Всероссийскому, Его Цесарскому Величеству, Московскому, Киевскому, Владимирскому, Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Сибирскому, Государю Московскому и Великому Князю Смоленскому, Князю Эстляндскому, Лифляндскому, Корельскому, Тверскому, Югорскому, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и Великому Князю Новагорода низовския земли, Черниговскому, Рязанскому, Ростовскому, Ярославскому, Белозесрскому, Удорскому, Обдорскому, Кондинскому и всея северныя страны повелителю и Государю Иверския земли, Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинская земли, Черкаских и Горских князей, и иных наследному Государю и обладателю. Подаждь, Господи, благоденственное и мирное житие, здравие же, спасение и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, и сохрани его на многа лета». 241 До 1731 года нынешняя Архангельская епархия называлась: Холмогорскою и Важскою, а чины православия, называемые нами Архангельскими, собственно были Холмогорскими. Но так как на одном чине указано, что он «из Архангелика», т.е. оттуда прислан в 1763 году в Синод, и «вечная память» в нем возглашалась уже епископу Архангельскому Герману, то для ясности называем чины Архангельскими. 242 В другом Архангельском чине слова отого многолетия «за веру» до слов «даже до крове» очерчены киноварью и на поле .листа киноварью же написано: «в печатных нет». 243 Слова о Иоанне Васильевиче в рукописи зачеркнуты и написано вместо них друтой рукой и другими чернилами: «Михаилу Феодоровичу». В рукописи зачеркнуто «архиепископу» и написано «митрополиту Киприану». 245 На поле написано рукой другой: «перенесть, и после царицы по порядку написать, потом царевичу и царевне, а потом митрополиту». 247 Зачеркнуто и панисапо: «благоверной и благородной и великой княжне Ирине Михайловне, много лета».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1153 г. Ладогу посетил еп. Новгородский свт. Нифонт и заложил там ц. св. Климента. С кон. XIII в. в Ладоге существовало наместничество новгородских архиепископов (сохр. печати владычных наместников). В сер. XV в. длительную поездку по епархии совершил архиеп. Новгородский Евфимий II , на о-ве Коневец его встречал прп. Арсений Коневский . На рубеже XV и XVI вв. на территории буд. Л. о. насчитывалось не менее 16 муж. и 5 жен. мон-рей. Среди старейших обителей края - Антониев Дымский мужской монастырь , тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь , Александров Свирский в честь Св. Троицы мужской монастырь , Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь , Зеленецкий во имя Св. Троицы мужской монастырь , Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской монастырь , староладожский во имя свт. Николая Чудотворца мужской монастырь и староладожский в честь Успения Пресв. Богородицы женский монастырь , а также Елисеева и Макариевская пустыни. Николо-Богоявленский (Морской) собор в С.-Петербурге. 1753–1762 гг. Архит. С. И. Чевакинский. Фотография. 2012 г. Николо-Богоявленский (Морской) собор в С.-Петербурге. 1753–1762 гг. Архит. С. И. Чевакинский. Фотография. 2012 г. В кон. XVI - нач. XVII в. в пределах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли (вост. часть Карельского перешейка и Сев. Приладожье) и Ореховского у. (юг Карельского перешейка, Приневье и часть юж. побережья Финского зал.) существовала Корельская и Орешская епархия . Пребывание западных районов Л. о. под швед. владычеством в 1583-1595 гг. и по Столбовскому мирному договору с 1617 г. до нач. XVIII в. негативно сказалось на положении Православия в регионе (упразднение мон-рей, уменьшение числа церквей, нек-рые были превращены в кирхи, отток части населения, насаждение лютеранства): часть финно-угорского населения края начала исповедовать лютеранство. Правосл. население переданных Швеции территорий в церковном отношении оставалось в подчинении Новгорода. В 1702-1704 гг. Ижорская земля (Ингерманландия) была отвоевана в ходе Северной войны, и на ней сразу же началось восстановление и строительство правосл. храмов (первый был освящен в нач. 1703 в освобожденном несколькими месяцами ранее Орешке (Шлиссельбурге)). В «новозавоеванный край» духовенство присылалось из Новгорода и Москвы. Митр. Новгородский Иов неоднократно посещал С.-Петербург и выезжал в др. места совр. Л. о., он же в 1706 г. основал в Новгороде ДУ. С 1708 г. земли Ингерманландии по настоянию Петра I в церковном отношении перешли под управление архим. Феодосия (Яновского ; впосл. митрополит Новгородский), назначенного администратором духовных дел. 20 февр. 1712 г. он стал 1-м настоятелем основанного Петром I Александро-Невского мон-ря в честь Св. Троицы (датой основания считается 1713, с 1797 лавра; см. Александро-Невская в честь Святой Троицы лавра ). В 1712 г. должность администратора духовных дел в С.-Петербурге стала постоянной.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловецкую землю. 1997 г. Прибытие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Соловецкую землю. 1997 г. 1 мая 1998 г., в день памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских , у стен Николо-Корельского мон-ря (ныне находится на территории ПО «Севмаш» Северодвинска) впервые после 1917 г. еп. Тихон совершил водосвятный молебен, с тех пор молебен совершается ежегодно 1 мая. 25 июля 1999 г. состоялось освящение закладного камня Михаило-Архангельского кафедрального собора Архангельска, 13 июля 2001 г. утвержден проект храма. В июне 2000 г. священнослужители епархии совершили крестный ход, посвященный 2000-летию Рождества Христова, на пароходе «Н. В. Гоголь», прошедшем по Сев. Двине от Северодвинска до Котласа. Во время крестного хода устанавливали поклонные кресты, служили молебны, совершали таинства Крещения, Покаяния, Причащения. В окт. 2000 г. состоялась 10-дневная миссионерская поездка по Архангельской земле священнослужителей и студентов Белгородской миссионерской семинарии на специальном поезде с храмом-вагоном. За время поездки Крещение приняли 1874 чел., было совершено 9 литургий, за к-рыми причастились 180 чел., и 3 крестных хода по поселкам, прочитано 10 лекций духовно-нравственного содержания и организовано столько же концертов духовной музыки. Жителям области было передано ок. 5 тонн медикаментов, тысячи нательных крестов, икон и правосл. печатных изданий. В 1998-2001 гг. по благословению еп. Архангельского и Холмогорского Тихона неоднократно совершались миссионерские поездки по удаленным от церковных центров районам А. и Х. е., возглавляемые священниками и преподавателями ПСТБИ. В ходе этих поездок более 2 тыс. чел. приняли св. Крещение, на походных антиминсах совершались литургии, организовывались просветительские беседы с народом, концерты духовной музыки, проводились многочисленные исповеди и др. требы. В февр. 2001 г. в А. и Х. е. проходили торжества, посвященные 5-летию преобразования Архангельской и Мурманской епархии в Архангельскую и Холмогорскую. Празднование открылось литургией в Илиинском кафедральном соборе, к-рую возглавил митр. Солнечногорский Сергий (Фомин) , ему сослужили архиеп. Костромской и Галичский Александр (Могилёв) , архиеп. Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов) , архиеп. Верейский Евгений (Решетников) , еп. Архангельский и Холмогорский Тихон (Степанов). Впервые в истории епархии служили 5 архиереев. Еп. Тихон и настоятель Антониева Сийского мон-ря архим. Трифон (Плотников) были награждены гос. орденами «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/76432.html

патриарх), Иоаким (Савёлов; 22 дек. 1672 - 26 июля 1674; впосл. патриарх), Корнилий (6 авг. 1674 - 3 марта 1695), Евфимий (Рылков; 14 апр. 1695 - 6 дек. 1696), Иов (6 июня 1697 - 3 февр. 1716); межархиерейство 1716-1721 гг.; архиеп. Феодосий (Яновский; янв. 1721 - 11 мая 1725), еп. Корельский и Ладожский Иоаким (24 мая - 25 июня 1725; в. у.), архиеп. Феофан (Прокопович; 25 июня 1725 - 8 сент. 1736), архиеп. Амвросий (Юшкевич; 29 мая 1740 - 17 мая 1745; до 3 авг. 1740 епископ), архиеп. Стефан (Калиновский; 18 авг. 1745 - 16 сент. 1753); межархиерейство 1753-1757 гг.; митр. Димитрий (Сеченов; 22 (по др. данным - 28) окт. 1757 - 14 дек. 1767; до 8 окт. 1762 архиепископ); межархиерейство 1767-1774 гг.; Олонецкий и Каргопольский еп. Вениамин (Краснопевков; 13 июля 1774 - 1 янв. 1775; в. у.), митр. Гавриил (Петров; 1 янв. 1775 - 19 дек. 1800; до 22 сент. 1783 архиепископ), митр. Амвросий (Подобедов; 19 дек. 1800 - 21 мая 1818; до 10 марта 1801 архиепископ), Старорусский еп. Амвросий (Орнатский; 27 мая - 25 июня 1818; в. у.), митр. Михаил (Десницкий; 25 июня 1818 - 24 марта 1821), Старорусский еп. Дамаскин (Россов; 24 марта - 19 июня 1821; в. у.), митр. Серафим (Глаголевский; 19 июня 1821 - 17 янв. 1843), Старорусский еп. Леонид (Зарецкий; 17 янв.- 20 февр. 1843; в. у.), митр. Антоний (Рафальский; 17 янв. 1843 - 4 нояб. 1848), митр. Никанор (Клементьевский; 4 нояб. 1848 - 17 сент. 1856), митр. Григорий (Постников; 1 окт. 1856 - 17 июня 1860), Старорусский еп. Евфимий (Беликов; 17 июня - 1 июля 1860; в. у.), митр. Исидор (Никольский; 1 июля 1860 - 7 сент. 1892), Старорусский еп. Антоний (Соколов; 8 сент.- 21 нояб. 1892; в. у.), архиеп. Феогност (Лебедев; 21 нояб. 1892 - 13 авг. 1900), архиеп. Гурий (Охотин; 13 окт. 1900 - 17 окт. 1910), митр. Арсений (Стадницкий; до 28 нояб. 1917 архиепископ; 5 нояб. 1910 - 11 авг. 1933 (фактически до 2 июля 1922)), Крестецкий еп. Серафим (Велицкий; 2-19 июля 1922, кон. 1922 - осень 1924; не ранее сер. 1924 переименован в епископа Маловишерского; в.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

2, 351 (дело 1722–23 г. о 3 монахах, оказавшихся бегл. солдатами); III, 1723 г., 154 (м-рю принадлежало село Спас Сенович), 214 (тоже дер. Подол), 504 (донос на монахов м-ря), прилож., CXLVI, XXXV (архим. Вениамин в 1723 г. встречал мощи св. Алекс.-Нев.); VI, 1726 г., 56 (назначение архим. Вениамина на чреду священнослуж. в СПб.), 278 (архим. Феодосий в 1712 г. назначен архим. Александро-Нев. м-ря), 385 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском, которого взял к себе архим. Феодосий, впоследствии известный архиеписк.); VII, 1727 г., 234 (дело об иеромон. Исаие); VIII, 1728 г., прилож., 1 (Ц. гр. царя Вас. Иоанн. игум. Трифону о пожаловании архиер. шапки), XLVIII, 6 (гр. 1656 г. патриархов Антиохий. Макария и Сербского Гавриила о пожалов. архим. Евфимию клобука и греческой шапки), LXI, 6 (указ 1727 г. архиеп. Феофана архим. Вениамину о чине богослужения); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1831 (переписн. книга 1670 г. вотчин м-ря в Вотской пятине Корельск. половины); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 30, 8 (житие преп. Варлаама), 9 (сказание о новом чуде умерш. отроку Гр. Вас. Верьхедеревскому от преп. Варлаама), 436, 7 (житие чудеса преп. Варлаама); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 209 (архим. Киприан, с 1620 г. архиеп. Тобольск.), 297 (архим. Корнилий, с 1664 г. архиеп. Сибир.); 1790 г., XIV, 213 (послание XVI ст. старца м-ря Феодосия с брат. архиеп. Новгород. Макарию); 1791 г., XVII, 131 (архим. Феодосий, с 1542 г. архиеп. Новгор.); “Продолж. древ. Вивлиоф.», 1789 г., V, 107 (Спас на Хутыни упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого, около 1509 г.); 1791 г., VII, 3 (приговор. грам. 1566 г. о походе войною на Польшу; игум. Филофей), 144 (приговор. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; игум. Дионисий); “Русск. истор. Библиот.», I, 693 (памятн. смутн. времени; присяга новгородцев у Спаса на Хутыне); II, 485, 142 (цар. грам. 1627 г. о кормовых и панихидн. деньгах); III, 34 (празднов. в Москве около 1634 г. Варлааму Хутын. 6 ноября; трезвон большой, благовест в ревут, трезвон во вся без большого, а поют с полиелеосом); IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 6 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В Сванском волочке, приданном к г. Кореле было рядовых людей в 26 дв. 33 челов. и рыболовей в 29 дворах 34 человека, всех в 55 дворах 67 человек. В нем же – 4 пустых двора, и 1 двор Валаамского монастыря. В городе Кореле по Писцовой Книге значится 1 церковь и 4 монастыря. 1. Спасская церковь находилась на Спасском Острову (XII. 6: «дано место на Спасском Острову... противу церкви Спаса»); вероятно там же (в книге глухо «на посаде») жили «Спасский поп Семен, сторож Спасской Микитка Васков сын» (XII. 6). Деревня «церковная Спасская из Корельского города» (XII. 33) находилась в Городенском погосте Корельского уезда. 2 . Воскресенский монастырь; «Воскресенский поп Марко, Воскресенский же диакон Якуш Киров, диакон Олексей (XII, 5–6) жили «на посаде», вероятно, на Спасском Острове. Деревни этого монастыря находились в Городенском погосте Лад. у. (XI. 35), в Городенском пог. Корельск. уезда (XII. 30), и в Ровдушском погосте того же уезда (XII, 118). (У Зверинского под 1539). 3 . Егорьевский или Юрьев монастырь владел деревнями в Городенском погосте, Корельского уезда (XII. 32) и в Ровдушском пог. того же уезда (XII. 117). Его «Егорьевский поп Трофим» (XII. 6) жил, кажется, на Спасском Острову (у Зверинского под 2237). 4 . Никольский монастырь владел деревнями в погостах Городенском (XII. 30), Сакульском (XII. 74), Ровдушском (XII. 119) и Кирьяшском – (XII, 143). У Зверинского под 1807. 5 . Ивана Святого Предтечи монастырь из города из Корельского, с устья Узервы владел деревнями в погостах Корельского уезда Кирьяшском (XII. 142) и Иломанском (XII. 179). У Зверинского под 1618. К каким же общим выводам нас может привести подробное обозрение каждого города в отдельности? Прежде всего, если мы видим, что в г. Копорье дворов всего лишь 28, если эта цифра дворов даже после присоединения к ней 40 дворов в лежавших около города деревнях поднимается только до 68, – ясным должно быть то, что не количество дворов дает Копорью название города, а что-то другое. Даже в числе 28 дворов собственно городских есть несколько дворов городских воротников и пищальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

1528 . Воскресенский, мужской, ныне кладбищенская дерев. церковь св. Андрея Юродивого при гор. Борисове, Минской губ. Игумен его Феодосий был в Москве для испрошения денег на возобновление и устроение церквей въ 1692, 1698 и 1706 год. Около 1750 г. игум. Игнатий Шашкевич со всеми жи­телями города принял унию. “Ист. Росс. Иер.”, 952; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 540, 11; Архим. Николай, “Ист. стат. опис. Мин. еп.”, 157; “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. 403, CLXXXII (грам. короля Августа 1720 г., подтвержд. права православн. м-рей). 1529 . Воскресенский, женский, совсем уничтоженный, в гор. Нижнем–Новгороде, находился в самом кремле, недалеко от нынешней Никольской башни. Он уже существовал в XVI ст., когда сюда была сослана Марфа Борецкая, Нов­городская посадница, постриженная здесь под именем Марии. Упразднен в 1723 г. при еписк. Питириме, который перевел инокинь в Происхожденский мон. в Нижнем. Церковь его Воскресе­ния, построенная в 1647 г., в 80-х годах XVIII ст. разобрана и кирпич употреблен на нынешнюю колокольню семинарской церкви. “Ист. Росс. Иер.”, III, 616; Ратшин, 365; Храмцовский, “Некотор. свед. о состоянии Нижегор. церквей и мон., в первой четверти ст.”, 22, 23; “Нижегород. летописец”, 21, 57, в примеч., 97; “Нижегор. губ. вед.”, 1849 г., 11; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 622, 12; “Акты Археогр. Эксп.”, III, 198 (Патриар. грам. 1632 г. об отправл. в Корельск. Никол. м-рь на покаяние попа Ивана, который состоял при Воскр. м-ре); “Дополн. к Акт. истор.”, X, 32 (Доходы и расходы 1682 г. Нижнего Н.; игуменья Маланья); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., смесь, 12 (Запис. кн. 1671 г.; игуменья Пара- сковья); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1840 г., XXXVI, 391 ( церковь сооружена в 1649 г. гостем Симеоном Задериным); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XVIII, 88 (тоже самое, но только не Задериным, а Задориным). 1530 . Воскресенский, мужской, ныне приходская церковь в селе Пав­лове, Нижегородской губ., Горбатовского у., в 25 вер. к югу от Горбатова, при впадении реч. Тарки в Оку. Осно­ван в первой половине XVII ст. кн. Ив. Борисов. Черкасским, которому было пожаловано село в 1622 г.; кн. Михаил Яковлев. Черкасский в 1662 г. перевел монастырь на Ворсминское озеро, где он доныне существует под именем Островоезерского-Троицкого. Ратшин, 366; “Зап. Археолог. Общ.”, X, 288; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 630.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Весьма многие деревни расположены были у озер, частью на реках. На оз. Плавном – Княже Жаброво, Княже у погоста; на оз. Ровда – меньшее в подоле; на оз. Ламбитцком Мегра (2); на оз. Сванском – Лаврово, Рай ; на оз. Попове – Бораново; на оз. Ленекальском – В Ленекале, Глухово, Канина, Огуево, Соткуево, Хабакула; у Ладожского оз. – Островца (2); у оз. Вегмасского – Батово, Ивашково, Таруево, Филисково; может быть (на Вегмасе) – Глухово, Ванино, Ермаково, Коростелево, Новиково, Прохкуево, Селиваново, Скочьково, Шислово; на Корбе (?) Батково Седенье, Карзела (2), Мустуева Гора, Мустуя Гора, Свинкино, Тоинино; На Вепсеи – (? р.) – Верезь, Захарково, Кобуево, Мотыкино, Самылкино, Тимуево; на р. Мельнична – Муров Конец, на р. Саи, прот. белой нем. вол. – Орин Остров; на Мегре (?) – Максимово, Офонасово Харитоново. Погост Богородитцкой Кирьяжский, по указанию Писцовой Книги (XII, 120) находился в «Задней» Кореле, к которой относились и погосты Сердобольский, Иломанский и Соломянский. «На погосте церковь Рождество Пречистыя, на погосте ж нетяглых: дв. поп Кузьма, дв. дьяк церковной Гаврилка дв. сторож церковной Лучка, дв. проскурница Орина» (XII, 120). Всего в погосте 812 дворов, 1056 человек; земли 1052 лука (в Задней Кореле счет земли луками; «а лук писан за обжу» XII, 9). Видим в погосте земли а) оброчные, б) за памятниками, в) своеземцевы, г) монастырские и д) церковные. Подавляющая цифра падает на долю земель «за памятниками». Поместных земель в Задней Кореле нет. За наместниками Корельскими в Кирьяшском погосте состояли: перевары Кулласская (117 луков), Петкольская (52 лука), Кирьяшская (148 луков), Соральская (191 лук), Лапилашская и Сошковская (126 луков), Островская (24 лука); ему же приданы Сокольская и Островская (123 лука), Очелашская (98 луков), Кезвелашская (14 луков). Из монастырей в погосте владели деревнями Спасский Валаамский, Пречистые Коневский, Иван Предтечи с устья из Корельск. г., Никольский из Корельского городка. Одним луком земли владела церковь «Рождества Пречистые Кирьяшского погоста».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Брат Александра Михайловича, Константин, управляя разорённой Тверской землей, угождал Ивану, как любимцу хана. После смерти Суздальского князя Александра Васильевича в 1332 году (князем Суздальским и Нижегородским стал его брат Константин), с которым Иван Калита делил великое княжение, Иван Калита поехал в Орду с множеством подарков желая получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только Владимир и Поволжье. Также он выкупил в Орде из плена Наримунта Гедиминовича, заручился его расположением, крестил его в православие и отправил в Литву, к отцу Гедимину. Новгородцы же опасаясь, как Калиты (в то время только титульный Новгородский князь) с ордынцами, так и шведов, пригласили Наримунта (на северные волости), дав ему в отчину Ладогу, крепость Орешек, Корельск (Корелу), Корельскую землю и половину Копорья, но тот передоверил управление ими своему сыну Александру (ореховский князь Александр Наримунтович), да и жил Наримунт больше в Литве, а в 1338 году, когда он не только не явился на зов Новгорода защищать его против шведов, он ещё и отозвал своего сына Александра. В 1333 году Иван I растратив изрядные средства в Орде, да к тому же ещё затевая к приезду митрополита Феогноста строительство нового каменного храма в Москве, Иван потребовал от новгородцев выплаты дани в увеличенном размере, те отказали. Войска Ивана заняли кроме Торжка ещё и Бежецкий Верх. Новгородский архиепископ Василий (Калика) начал строительство нового каменного Детинца в Новгороде опасаясь войск Ивана и шведов. Но войска в бой не вступали. Велись переговоры, которые закончились тем, что архиепископ Василий поехал в Псков и заключил мир между Псковом и Новгородом. Иван, после этих событий, заключает сепаратный мир с Гедимином при помощи митрополита Феогноста, только что приехавшего в Москву. Мир скрепляется браком наследника Ивана Калиты — Симеона Ивановича с дочерью Гедимина Айгустой. Одну из своих дочерей Иван отдал за Василия Давыдовича Ярославского, а другую — за Константина Васильевича Ростовского для того, чтобы распоряжаться уделами своих зятьев.

http://lib.cerkov.ru/authors/1344

В новгородском управлении ничего такого не встречается. Правда, в житии Саввы Вишерского рассказывается, что за получением права на землю, где он основал монастырь, он обращался в Славенский конец на вече; из этого заключали, что земля, которую просил Савва, принадлежала к Славенскому концу, состоя в той пятине, которая находилась в заведовании этого конца. Но это место имеет очевидно тот смысл, что Савва обратился к большому вечу, управлявшему всем достоянием Великого Новгорода; а это вече действительно собиралось на Ярославовом Дворище, находившемся в Славенском конце. Мы встречаем не пятины, а земли. На западе от Новгорода Водь,– между рекою Волховом и морем; неизвестно, включалось ли в Водскую Землю все пространство до границ Новгородской Земли, именно до р. Плюсы, отделявшей ее от Псковской, и до Наровы, где она граничила с Ливонией; – или Водь доходила только до Луги, как впоследствии Водская пятина. Часть этой земли по р. Ижоре и по Неве называлась Ижорою. Здесь были пригороды укрепленные: Ладога на р. Волхове, невдалеке от его устья, городе, которого основание теряется в баснословной древности: каменный город в нем построен на горе, в 1116 г. Павлом, ладожским посадником. 122 Орешек, построенный в 1323 году на Ореховом острове при истоке Невы из Ладожского озера. Копорье на холме, над рекою Копоркою. В 1240 года Немцы, овладевши Водью, построили город на погосте этого имени, с тем, что он должен быть центром управления над всею Водью; Новгородцы разорили его; в 1280 г. князь Димитрий Александрович построил там снова каменный город; в 1282 г. Новгородцы, поссорясь с ним, разорили этот город, а в 1297 году построили опять. Яма и Луга на реке Луге, – первый ниже последнего на правом, а последний на левом берегу (каменные стены города построены в 1384 году). На север от Невы была Корельская Земля, отделявшаяся от Шведской Финляндии рекою Сестрою: здесь на берегу Ладожского озера, при впадении реки Узервы, существовал новгородский пригород Корельск, центр новгородского управления над Корельскою Землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010