Сведения о нек-рых К. м. сохранились в сказании мон. Аймоина из аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже о перенесении мощей мучеников Георгия, Аврелия и Наталии (BHL, N 3409; PL. 115. Col. 939-960). В основу сказания были положены рассказы монахов Узуарда и Одиларда, доставивших реликвии из Кордовы в Париж. Согласно Аймоину, аббат Хильдуин II послал монахов в Испанию за мощами св. Винцентия, но по пути им стало известно, что святыню вывезли в Италию. По прибытии в Барселону монахи узнали от аристократа Сунифреда о гонении на христиан в Андалусе и о мучениках, принявших смерть за веру. В марте 858 г. Узуард и Одилард прибыли в Кордову, где встретились с пресвитерами Евлогием и Самсоном (впосл. аббат Пинна-Мелларии). Св. Евлогий поведал франк. монахам о страданиях К. м., но кордовские клирики отказались передать их мощи. Монахи обратились к еп. Саулу, который уговорил насельников Пинна-Мелларии отдать им останки мучеников Георгия, Аврелия и Сабиготоны (Наталии), пострадавших в 852 г. и похороненных в мон-ре. Ночью, втайне от мусульман, монахи разобрали алтарь, воздвигнутый над могилой мучеников, и обнаружили под ним мощи Георгия, Аврелия (кроме головы) и череп Сабиготоны. По-видимому, св. Евлогий составил для Узуарда и Одиларда сказание об этих мучениках (BHL, N 3408), текст к-рого сохранился в рукописи IX в. из аббатства Сен-Жермен-де-Пре (Paris. lat. 13760. Fol. 59-82v). В мае 858 г. монахи покинули Кордову с войсками эмира, выступившими для подавления мятежа в Толете (ныне Толедо), и через Сарагосу и Барселону вернулись в королевство зап. франков. По дороге от мощей мучеников совершались чудеса. В окт. 858 г. Узуард и Одилард присоединились к др. монахам Сен-Жермен-де-Пре, укрывшимся от викингов в Эмане (деп. Сена и Марна). Запись о прибытии мощей К. м. была внесена в Сен-Бертенские анналы (Annales Bertiniani/Ed. G. Waitz. Hannover, 1883. P. 51. (MGH. Scr. Germ.; По повелению кор. Карла Лысого некий Манцион, вероятно клирик, служивший в королевской канцелярии, посетил Испанию и проверил достоверность сведений о К. м. Манцион сообщил, что в Кордове продолжались гонения на христиан: он лично присутствовал при казни 2 девочек-сестер. Вероятно, Манцион также доставил в королевство франков известие о гибели св. Евлогия, казненного 11 марта 859 г.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Увеличение числа мусульман в этот период происходило в основном за счет обращения в ислам берберов. Положение христиан было стабильным, они тесно контактировали с мусульманами в повседневной жизни, перенимая многое из араб. культуры. Реакцией на усиление ислам. гос-ва и мусульм. общин в сер. IX в. (в результате как административных преобразований, так и насильственной исламизации местного населения) стало движение кордовских мучеников . В 850-859 гг. в Кордове по приказу мусульм. властей были казнены 48 христиан, обвиненных в оскорблении ислама и в проповеди христ. веры. Большинство из казненных добровольно в присутствии мусульм. судьи (кади) по примеру раннехрист. мучеников исповедали себя христианами, объявляя Мухаммада лжепророком, а ислам - лжеучением. В суде никто из них не отказался от предъявленных обвинений; все они были казнены. Единоверцы признавали погибших христиан св. мучениками, отдавшими жизнь за сохранение христ. веры в окружении «нечестивых» завоевателей. Сторонники движения (напр., Кордовский пресв. Евлогий и его сподвижник Павел Альвар) выступали также в защиту христ. культурных традиций и ценностей, вестготско-рим. образованности, лат. языка, переживавшего упадок в период расцвета ислам. культуры. Тем не менее мн. представители высшего духовенства (напр., Кордовский еп. Рекафред) и мосарабской верхушки (комит Ибн Антониан) возражали против подобных действий, полагая, что это может осложнить отношения с мусульм. властями. Действительно, выступления кордовских мучеников привели к ужесточению политики властей по отношению к христ. общинам, к разрушению христ. храмов, способствовали миграции христиан на север. В кон. XI в., когда политика правителей из династии Альморавидов была направлена на исламизацию христ. населения, положение мосарабских общин еще более осложнилось. В 1099, 1126 (после похода кор. Альфонсо I, к которому мосарабы Гранады обратились за помощью) и 1137 гг. происходили гонения на христиан Гранады; христиане в значительном количестве переселялись на север Пиренейского п-ова (1102, 1125-1126), в Африку (1106, 1126, 1138); нек-рые христиане перешли в ислам.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Основной источник сведений о К. м., пострадавших до 859 г.,- сочинения кордовского пресв. св. Евлогия. В «Памятной книге святых» (Memoriale sanctorum; между 851 и 856) св. Евлогий описал гибель более 40 христиан, которых он уподоблял древним мученикам вопреки мнению церковных иерархов и др. влиятельных мосарабов, считавших К. м. самоубийцами и религ. фанатиками. Значительная часть трактата посвящена критике ислама и его последователей, к к-рым св. Евлогий относился крайне негативно: в его представлении ислам - еретическое учение, изобретенное лжепророком, которого обольстили демоны, а мусульмане - жестокие и безнравственные люди, гонители праведников (см.: Wolf. 1988. P. 56-60; Aldana Garc í a. 2000). Соч. «Мученическое свидетельство» (Documentum martyriale) посвящено Флоре и Марии, юным христианкам, заключенным в тюрьму по обвинению в отступничестве от ислама. Св. Евлогий убеждал их не уступать требованиям мусульман и хранить верность Христу до конца, невзирая на притеснения и неизбежную смерть. Основная тема соч. «Оправдание мучеников» (Liber apologeticus martyrum), написанного вскоре после казни мучеников Рудерика и Саломона (13 марта 857),- апология христиан, которые мужественно исповедали истинную веру и обличили нечестие мусульман. В трактат включено краткое полемическое жизнеописание Мухаммада, представленного как ересиарх, обманщик, лжепророк и безнравственный человек. По словам св. Евлогия, он обнаружил это сочинение в монастыре Лейре; возможно, оно было написано в Юж. Испании на рубеже VIII и IX вв. О некоторых К. м. сообщается также в письмах Евлогия, адресованных св. Павлу Альвару († после 859), св. Бальдеготоне, впоследствии принявшей мученическую смерть, и Вилиесинду, еп. Памплоны (см.: P é rez de Urbel. 1942; Christian-Muslim Relations. 2009. P. 679-683; La Hispania. 2010. P. 277-284). Знатный кордовский мосараб Павел Альвар, друг Евлогия, также посвятил неск. сочинений защите К. м. и полемике с мусульманами. Его основной трактат на эту тему - «Путеводное сияние» (Indiculus luminosus; 854), в к-ром он сначала опровергает доводы христиан, критиковавших действия мучеников, а затем излагает христ. т. зр. на ислам в форме толкования ветхозаветных пророчеств об антихристе в Книге Даниила и описания чудовищ Левиафана и Бегемота в Книге Иова. После гибели св. Евлогия Павел Альвар составил Житие с целью оправдать действия друга: по его словам, святой мужественно противостоял мусульм. властям, жестоко притеснявшим христиан (см.: Sage. 1943; Christian-Muslim Relations. 2009. P. 645-648; La Hispania. 2010. P. 269-274).

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Vol. 30. P. 67-80; Arce Sainz F. Los monasterios cordobeses de Tábanos y Peñamelaria a la luz de los textos y su entorno histórico//Boletín de la Asociación Española de Arqueología Medieval. 1992. Vol. 6. P. 157-170; Coope J. A. The Martyrs of Córdoba: Community and Family Conflict in an Age of Mass Conversion. Lincoln, 1995; Herrera Rold á n P. Cultura y lengua latinas entre los mozárabes cordobeses del siglo IX. Córdoba, 1995; Tolan J. V. Mahomet et l " Antéchrist dans l " Espagne du IXe siècle//Orient und Okzident in der Kultur des Mittelalters. Greifswald, 1997. P. 167-180; idem. Reliques et païens: La naturalisation des martyrs de Cordoue à St Germain (IXe siècle)//Aquitaine - Espagne (VIIIe-XIIIe siècle)/Éd. Ph. Sénac. Poitiers, 2001. P. 39-55; Christys A. Saint Germain des Prés, St. Vincent and the Martyrs of Cordoba//Early Medieval Europe. 1998. Vol. 7. P. 199-216; eadem. Christians in al-Andalus, 711-1000. Richmond, 2002; Aldana Garc í a M. J. La visión negativa del mundo musulmán en el pensamiento de S. Eulogio: La belleza frente a la fealdad//Rev. agustiniana. 2000. Vol. 41. P. 637-648; Fern á ndez Due ñ as Á . Las reliquias de los Santos Mártires de Córdoba: Revisión y comentarios//Boletín de la Real Academia de Córdoba de Ciencias, Belles Letras y Nobles Artes. 2004. Vol. 146. P. 215-230; Monferrer-Sala J. P. Mitografía hagiomartirial: De nuevo sobre los supuestos mártires cordobeses del siglo IX//De muerte violenta: Política, religión y violencia en al-Andalus/Ed. M. Fierro. Madrid, 2004. P. 415-450; Raya Raya M. de los A. El programa iconográfico del Arca de los Santos Mártires de la parroquial de San Pedro de Córdoba//Estudios de platería: San Eloy 2005/Ed. J. Rivas Carmona. Murcia, 2005. P. 445-459; Рыбина М. В. Судьбы и образы кордовских мучениц IX в.//Адам и Ева. М., 2005. 9. С. 37-63; она же. Когда погиб последний из кордовских мучеников?//СВ. 2009. Вып. 70 (1/2). С. 156-173; она же. В поисках добровольного мученика (Кордова, Х в.)//Там же. Вып. 70 (3).

http://pravenc.ru/text/2057238.html

он вызвал обе партии в Милан; на суде от также оправдал Цецилиана, и его противника назвал клеветником. По собственному предварительному условию, донатисты должны были теперь подчиниться приговору императора. Однако, и после приговора духовной и светской власти они упорствовали в своем обособлении, оправдываясь тем, что Осий Кордовский - друг Цецилиана - мог расположить царя в пользу последнего. Император был крайне разгневан неподчинением донатистов судам над ними и постановил против них строгие законы: отбирать у них церкви и имущество, а главарей их изгнать в заточение. Такие меры имели результатом страшное упорство и фанатизм донатистов. В 321 г. император даровал донатистам религиозную свободу. Однако, предполагаемое изданием этого закона успокоение не наступало. Наоборот, возбуждение усилилось, значительно подогретое и социальною неудовлетворенностью в то время. Мечтательные, безумные аскеты, агонисты (agonistid), или milites Chrisri, - как они сами называли себя, в то время как кафолики именовали их циркумцеллионами за то, что они бродили близ крестьянских домов, - держали народ в напряжении и, бродя толпами, совершали много преступлений. Благодаря свободе, донатисты весьма умножились. Так на Африканском Соборе в 330 г. из них собралось 270 епископов. Впрочем, кроме Северной Африки, они имели только две общины - в Испании и Риме.    Император Констанс около 340 г. предпринял попытки примирения донатистов с Церковью. Однако, от милостей и подарков им, он должен был перейти к мерам строгости. Он приказал отнять у них церкви; причем некоторые донатисты, желавшие считаться мучениками среди своих сектантов, поплатились жизнью. Императорские комиссары - Павел и Макарий, особенно последний, насильственными мерами пытались смирить донатистов. К этому времени относится знаменитое восклицание Доната: «Какое дело императору до Церкви?»    В 348 г. преемник Цецилиана, епископ Грат (Gratus) на Карфагенском Соборе благодарил Бога за окончание раскола, однако более кажущееся, чем действительное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕОРГИЙ КОРДОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Георгий Кордовский (+ 852 ), монах , преподобномученик Память 27 июля , 20 октября - перенес. мощей (Зап.) Пострадал в г. Кордова ( Испания ) в гонение халифа Абд ар-Рахмана II (822-852). Преподобномученик Георгий был монахом из лавры св. Саввы Освященного . Он был послан настоятелем Давидом в Сев. Африку и Испанию для распределения милостыни на поддержку христианам, страдавшим от ига мусульман. В Табанском монастыре он встретился с мц. Наталией , которая предсказала ему, что он будет ее собратом в мученичестве за Христа. На следующий день Георгий вернулся вместе с ней в Кордову , где познакомился с Аврелием , Феликсом и Лилиосой и решил не расставаться с ними и, если придется, пострадать за Христа. Однажды Наталия и Лилиоза шли по улице в церковь, не закрыв лиц покрывалами. Некий чиновник, встретившийся им по пути, известил Аврелия и Феликса о том, что их жены нарушили мусульманский обычай. Услышав в ответ исповедание христианской веры, чиновник направился к судье (кади) и донес, что Аврелий и Феликс вместе с женами отступили от ислама. Вскоре воины арестовали Аврелия и Феликса и их жен, а также Георгия. Кади, знатные мусульмане Кордовы и представители халифа (optimates et priores palatii) приговорили их к смерти как отступников от ислама. Судья хотел отпустить Георгия, но тот произнес речь в защиту христианства, которую все присутствовавшие сочли хулой на «пророка Мухаммада». Святой Георгий был приговорен к смерти и казнен. Останки Георгия, Аврелия и Феликса христиане погребли в Пилемелларийском монастыре , в церкви св. Христофора, Наталии - в церкви рядом с прахом мучеников Фавста, Ианнуария и Марциала, Лилиозы - в церкви мч. Генесия Арелатского (впосл. св. Петра). Житие этих мучеников написано сщмч. Евлогием, архиеп. Толедским , по просьбе Марии, младшей дочери Аврелия и Наталии. Впоследствии он включил его в соч. «Памятник святых» , посвященное пострадавшим от мусульманских гонений в Кордовском халифате в первой IX в. вместе с «Краткой запиской» (Breviarium), автором которой был прмч. Георгий. Он сообщал о том, как оказался в Кордове и присоединился к мученикам (это сочинение Георгий незадолго до кончины переслал св. Евлогию). В конце IX в. Гаймон, мон. аббатства Сен-Жермен-де-Пре, описал перенесение мощей Георгия, Аврелия и главы Наталии в Галлию, совершенное братьями его обители Узуардом (впосл. автор известного Мартиролога) и Одилардом, и добавил повествование о чудесах, сопровождавших перенесение мощей мучеников, очевидцем которых он был.

http://drevo-info.ru/articles/25160.html

составление и перевод А.А. Бурова Святые Кордовские мученики (†850–859) В городе Кордоба (Cordoba), что в Испании в период между 850 и 859 годами были обезглавлены сорок восемь христиан, в большинстве своем – монахов, по обвинениям в преступлениях против ислама . Необычно то, что перед казнью им предоставлялась возможность исповедать свою веру. Было также несколько казней за отступление от ислама. Тех, кто был умучен в то время, именуют мучениками Кордобскими. Большинство имен мучеников – испанские, хотя среди них имеются и Баэто-Романские, т.е. весготские, одно имя имеет своим происхождением Септиманию, другое – арабское или берберское происхождение. Об остальных именах ничего не известно. Имеется также связь казненных с Христианским Востоком: об одном мученике говорится, что он был сирийцем, другой был арабским или греческим монахом из Палестины, двое других носили греческие имена. Это, в частности, указывает на роль Греции в христианизации большей части округа Baetica (Испания) до тех пор, покуда христиане не были оттуда окончательно изгнаны в 554 году: представители Византии приглашались для борьбы с династией вестготов. Мученики Кордовские: – Абундий Кордовский (Abundius) (854 г., память 11 июля). Приходской священник из Ананелоса (Ananelos), села около Кордовы. Он был арестован за то, что порочил Мухаммеда. В отличие от большинства других мучеников, Абундий был предан другими, и не по своей воле предстал перед судом эмира. Он был казнен, и его тело был брошено собакам. – Адольф Кордовский и Иоанн Кордовский (ок. 822 г., память 27 сентября). Оба брата родились в Севилье от отца-мусульманина и матери-христианки. Оба казнены в Кордове при Абд эр-Рахмане II. – Аматор Кордовский, Петр Кордовский и Луис Кордовский (ок. 855 г., память 30 апреля). Св. Аматор родился в Мартосе, что около Кордовы, там же он был рукоположен во священника. Вместе с монахом по имени Петр и мирянином по имени Луис, братом прежде умученного Павла, они были казнены Кордовским эмиратом за поношение ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. был похоронен в ц. св. Зоила. В 883 г. по инициативе кор. Астурии Альфонса III Великого (866-910) мощи Е. и мц. Леокритии были перенесены из Кордовы в Овьедо, где также предположительно разместили и большое количество принадлежавших ему рукописей. В кафедральном соборе Спасителя для мощей была устроена специальная крипта (ныне крипта св. Леокадии). В 1303 г. рака с мощами Е. была помещена в часовне св. Михаила (Камара Санта). В 1737 г. частица мощей святого была перенесена в Кордову. Сочинения Сохранилось 3 сочинения Е.- «Памятная книга святых», «Мученическое свидетельство» (Documentum martyriale) и «Оправдание мучеников» (Liber Apologeticus Martyrum). В Житии Е. также упоминается несохранившаяся работа по метрике лат. стиха. Главное произведение Е.- «Памятная книга святых», над к-рой он работал с 851 по 856 г. Сочинение состоит из 3 книг, 1-я содержит теоретическое обоснование добровольного мученичества и доказательства необходимости защиты веры в условиях мусульм. гонений, во 2-й и 3-й собраны сведения о Кордовских мучениках и о важных церковных событиях. «Мученическое свидетельство» было написано осенью 851 г., во время заключения Е., и посвящено мученицам Флоре и Марии. Девушки, долгое время находившиеся в заключении, колебались и были готовы отказаться от своей веры. В написанной им книге Е. пытался поддержать Флору и Марию в их решении быть стойкими до конца. В «Оправдании мучеников» (857-858) рассказывается о страстях Кордовских мучеников Рудерика и Соломона. Сохранилось также неск. посланий Е. к св. Альвару, письмо Бальдеготоне, сестре мц. Флоры, и Памплонскому еп. Вилиесинду. Рукописи сочинений Е. в Овьедо пролежали в безвестности несколько столетий и были обнаружены в сер. XVI в. Хронист испан. кор. Филиппа II Амбросио де Моралес опубликовал их (Divi Eulogii Cordubensis Martyris, Doctoris et electi Archiepiscopi Toletani opera. Compluti, 1574). С нач. XVII в. сведений о местонахождении рукописей нет, все последующие издатели сочинений Е. опирались на публикацию Моралеса, к-рый единственный работал непосредственно с рукописями Е.

http://pravenc.ru/text/187179.html

Мученичество св. Иоанна. Гравюра из кн.: Het bloedig tooneel, of Martelaers spiegel. Amst., 1685. P. 233. Мастер Я. Лёйкен (Б-ка меннонитов, США) В «Памятной книге святых» описание подвигов К. м. начинается с рассказа о пресв. Перфекте, уроженце Кордовы, который был воспитан в мон-ре и учился в школе при ц. св. Ацискла. Однажды некие мусульмане остановили его на улице и попросили объяснить, что христиане думают о Христе и о Мухаммаде. Священник отказался, предупредив, что его слова могут быть восприняты как оскорбление ислама, но мусульмане поклялись сохранить их в тайне. Тогда пресв. Перфект заявил, что Мухаммад - один из лжепророков, чье появление было предсказано в Евангелиях; он соблазнял людей ложными чудесами и учил безнравственности. Мусульмане затаили злобу на священника и через нек-рое время донесли мусульм. судье (кади), что он оскорбил ислам. Сначала Перфект отверг это обвинение, но, проведя в тюрьме неск. месяцев, укрепился духом и решил исповедать Христа, подобно древним мученикам, чтобы принять смерть за веру. В присутствии судьи он повторил обвинения в адрес Мухаммада и был осужден на казнь (18 апр. 850). Перфекта торжественно похоронили в ц. св. Ацискла и вскоре стали почитать как мученика. Св. Евлогий сообщает о чудесных событиях, связанных с его именем, в т. ч. о гибели 2 мусульман, утонувших в реке в день казни мученика, и смерти евнуха Назара, приближенного эмира, к-рую Перфект предсказал незадолго до гибели (по словам Евлогия, евнух был виновником ареста и казни мученика). В отличие от пресв. Перфекта мон. Исаак сознательно нарушил мусульманские законы и, т. о., спровоцировал свой арест. Исаак, происходивший из богатой и знатной христ. семьи, получил араб. образование и был назначен сборщиком податей. Впосл., отказавшись от должности, он вступил в мон-рь Табанос (основателями мон-ря были Иеремия, двоюродный брат Исаака, и его жена Елизавета; монашескую общину возглавлял аббат Мартин, брат Елизаветы). Через 3 года Исаак, явившись к мусульм. судье, заявил о намерении принять ислам и попросил кади рассказать ему об учении Мухаммада. Когда судья начал разъяснять ему основы ислама, монах прервал его и заявил, что Мухаммад был лжепророком и обманщиком, а его последователи, несомненно, обречены на вечные муки. В заключение Исаак посоветовал кади принять христианство. Судья подумал, что монах пьян или лишился рассудка, но тот заявил, что осознает последствия своих действий, готов проповедовать истинную веру и принять мученическую смерть. По докладу судьи эмир Абд ар-Рахман II вынес Исааку смертный приговор (3 июня 851). Обезглавленное тело мученика в назидание христианам пронесли по городу, затем сожгли и бросили прах в реку Гвадалквивир.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

Самые ранние упоминания о М. в лат. лит-ре содержатся в т. н. византийско-араб. хронике 741 г. и мосарабской хронике 754 г. (оба сочинения составлены в Испании, очень близки по содержанию и, возможно, происходят из общего источника). Они рассказывают о войнах имп. Ираклия (610-641) и о завоевании мусульманами визант. земель и представляют М. военным лидером и провидцем. Впосл. раннесредневек. зап. авторы (напр., жившие на рубеже XI и XII вв. бенедиктинские монахи Гуго из Флёри, Гуго , аббат Флавиньи, Сигиберт из Жамблу) черпали данные о жизни М. из визант. источников, прежде всего из «Хронографии» прп. Феофана Исповедника, уже во 2-й пол. IX в. переведенной на лат. язык Анастасием Библиотекарем . Оригинальные сведения о М. содержатся в 5-томной «Истории» бургундского мон. Радульфа Глабера ( 1047). Его рассказ о пребывании св. Майоля , аббата Клюни, в плену у сарацин во Фраксинете, мусульм. крепости в Провансе, свидетельствует о познаниях хрониста в исламе: ему известно, что, с т. зр. сарацин, М. замыкает цепь ветхозаветных пророков, поэтому, по словам Радульфа, они сочинили фальшивую генеалогию М., сходную с генеалогией Христа. Хотя отрывочные сведения о М. проникали в ученую традицию, в целом в сознании христиан лат. Европы существовал достаточно смутный, часто даже противоположный действительности образ пророка ислама. В т. н. жестах (франц. chansons de geste; букв.- «песни о подвигах») и других средневек. текстах М. часто изображали как одного из 3 богов сарацин наряду с Терваганом и Аполленом (иногда Марсом). Мусульман представляли идолопоклонниками, а М.- их главным кумиром, к-рому они приносили жертвы в надежде на его благосклонность. Несколько иная ситуация складывалась в странах Пиренейского п-ова, где христиане гораздо ближе контактировали с мусульманами. Но и здесь цель христ. авторов часто заключалась не столько в том, чтобы опровергнуть мусульм. учение, сколько в том, чтобы очернить его. В IX в. в Кордовском халифате (см. статьи Испания , Кордова ) местные христиане, публично поносившие М., навлекли на себя гонения и смертную казнь (см. Кордовские мученики ). Отношение к этим мученикам со стороны мосарабов - испан. христиан, живших под властью мусульман,- было неоднозначным. Сщмч. Евлогий Кордовский написал в защиту казненных единоверцев «Оправдание мучеников» (Liber apologeticus martyrum; 857-858), в котором использовал найденную им во время поездок по Испании в Лейре (близ Памплоны) биографию М. (Istoria de Mahomet) - весьма оскорбительную для мусульман, но свидетельствующую о знакомстве автора с исламом (в частности, в ней перечисляются некоторые названия сур Корана). В изложении Евлогия М., предсказывавший свое вознесение на небеса на 3-й день после смерти, претендовал на роль мессии, но оказался лжемессией, т. е. антихристом, поэтому и мученичество кордовских христиан интерпретируется как преследование антихриста.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010