«Толкование на Псалом 44» (Expositio in Psalmum XLIV; изд.: PL. 120. Col. 993-1060; Paschas. Ratb. Expositio in Psalmum XLIV/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. (CCCM; 94)) в 3 книгах было составлено П. Р. по просьбе аббатисы Теодрады, но завершено уже после ее кончины, во время пребывания П. Р. в добровольном изгнании в Сен-Рикье. Пс 44 был избран для толкования по той причине, что стих из него открывает текст Устава св. Бенедикта. Возможно, актуальность комментария была связана с распространением бенедиктинского устава в рамках каролингской монашеской реформы в тех обителях, где прежде действовали смешанные правила (regula mixta) ( Zola. 2008). Текст псалма использовался также в чине посвящения дев (consecratio virginum), поэтому имел большое значение именно для жен. монашества ( Matis. 2016). П. Р. рассматривал псалом как брачную песнь-эпиталамий, подобную Песни Песней, а образ девы в нем - как образ невесты Христовой. Трактат «О вере, надежде и любви» (De fide, spe et caritate; изд.: PL. 120. Col. 1387-1490; Paschas. Ratb. De fide, spe et caritate/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1990. (CCCM; 97)) в 3 книгах был составлен между 840 и 856 гг. для новициев мон-ря Корвей по просьбе аббата Варина (в начале сочинения помещен гекзаметр-посвящение с акростихом Radbertus Levita). П. Р. последовательно анализирует все места из НЗ, где встречаются вынесенные в заглавие понятия. Соч. «О благословениях праотцев Иакова и Моисея» (De benedictionibus patriarcharum Iacob et Moysi; изд.: Paschas. Ratb. De benedictionibus patriarcharum Iacob et Moysi/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1993. (CCCM; 96)) было обнаружено П. Бланшаром в рукописи XII в. из Рединга ( Blanchard. 1911). Лексически и стилистически текст имеет много общего с толкованием П. Р. на Евангелие от Матфея. Толкование посвящено Гунтланду, монаху Сен-Рикье, но поскольку работа над произведением началась по просьбе Маркварда, аббата Прюмского мон-ря, к-рый не дожил до ее завершения (скончался в 853), то адресатом стал и его преемник, аббат Эйгил (по имени не назван). П. Р. рассматривал пророчества о 12 коленах Израилевых в Быт 49 и Втор 33, сравнивая тексты в свете новозаветного откровения. Агиографические

http://pravenc.ru/text/Пасхазию ...

В происхождение французских королей от троян верили даже в XVI в. Многие из своих династий немцы выводили из Рима, швейцарцы – от скандинавов, итальянцы – от германцев. Весьма близкую к нашему сказанию о призвании варягов легенду передает историк X в. Видукинд Корвейский (бенедиктинский монах аббатства Корвей в Вестфалии), рассказывающий о призвании саксов Хенгиста и Хорса бриттами со сходной характеристикой своей земли («terra lata et spatiosa»). Сходство этого мотива у различных народов объясняется прежде всего сходными условиями общественного бытия на одинаковых ступенях исторического развития. Вместе с тем и в XI и в XII вв. «варяги» не представляли собой существенной политической силы. С норманского Севера Русскому государству не угрожала более опасность. Поэтому утверждение норманского происхождения княжеского рода не могло, очевидно, казаться летописцам политической угрозой самостоятельности Руси. 19 Стр. 36. …Олъминъ дворъ… – Кто такой был этот Олма – строитель церкви Николы, чей двор находился недалеко от нее, – неясно. 20 …и греци замкоша Судъ… – Суд (залив Золотой Рог) «запирался» в случае опасности цепью, протягивавшейся между двумя башнями у входа в залив. 21 Стр. 38. …Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ… – По-видимому, Перун принадлежал к числу богов, чей культ покровительствовался государством и носил не узкоместный, а общерусский характер. Волос, «скотий Бог», не отмечен в числе богов, культ которых распространял Владимир, но он также, по-видимому, принадлежал к богам не узкоместным, а общерусским: кумиры Волоса стояли в Киеве (на Подоле) и в Новгороде. 23 Отроци Свнълъжи… – Отроки – младшая дружина князя: обычно личные его слуги, вооруженная свита, младшие агенты княжеского управления. Свенельд – воевода Игоря. 24 Стр. 40. Изъкоръстнъ – город в древлянской земле, сейчас не сохранился, находился недалеко от современного Овруча. 25 …и кормилець его Асмудъ… – Кормилец – дядька, воспитатель молодого князя, сохранявший некоторое значение и тогда, когда его питомец становился взрослым.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/izborn...

P. 418-420). По данным статутов, при Адальхарде ресурсы мон-ря были рассчитаны на содержание 350 монахов, 150 пребендариев (из них 19 клириков) и 12 бедняков (Ibid. P. 376), что превосходило возможности даже крупнейших мон-рей, таких как Сен-Дени близ Парижа и Сен-Мартен в Туре. Согласно поминальной книге аббатства Райхенау , ок. 830 г. в К. было 123 монаха (MGH. Libri Memoriales et Necrologia. N. S. T. 1: Das Verbrüderungsbuch der Abtei Reichenau. Hannover, 1979. S. 112). При участии Адальхарда в Саксонии был основан жен. мон-рь в Херфорде, в к-рый перешли монахини из обители Нотр-Дам в Суасоне. Вместе со своим двоюродным братом Элизахаром, аббатом Сен-Рикье, Адальхард выступил посредником в конфликте между имп. Людовиком Благочестивым и Агобардом, архиеп. Лионским, по вопросу о крещении рабов, принадлежавших иудеям. В 825 г. имп. Людовик Благочестивый и его старший сын Лотарь I подтвердили право К. на свободное избрание аббата ( Morelle. 1991). Преемником Адальхарда I во главе мон-рей К. и Корвей стал его брат Вала (о нем см.: Weinrich. 1963). При Карле Великом Вала был одним из наиболее влиятельных аристократов; в завещании императора он назван первым среди свидетелей-графов ( Einhardi Vita Karoli Magni. 33 /Ed. G. Waitz. Hannover; Lpz., 1911. P. 41. (MGH. Script. Rer. Germ.; 25)). После восшествия на престол Людовик Благочестивый рассматривал Валу как опасного соперника, но тот решил принести монашеские обеты в К. В 822 г. Вала сопровождал Лотаря I во время похода в Италию в качестве его наставника и наместника королевства (procurator regni et magister imperatoris - Radbert " s Epitaphium Arsenii/Hrsg. E. Dümmler. B., 1900. S. 58). Вероятно, тогда же Вала отправил в К. рукописи из Рима (по словам Амалария Мецского, он вывез во Францию лучшую ркп. рим. Антифонария - Amalar. Prologus Antiphonarii. 2// Amalarii episcopi Opera liturgica omnia/Ed. I. M. Hanssens. Vat., 1948. T. 1. P. 361). Псалтирь из Корби IX в. (Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v) Псалтирь из Корби IX в.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Вероятно, ок. 802 г. Адальхард вступил в полемику со св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франк. мон-рях. Так, Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения 1-го года жизни в мон-ре (желательно в течение первых 2 месяцев) и только после этого проходить новициат, тогда как Бенедикт Анианский требовал, чтобы новиций получал тонзуру только через год и более пребывания в мон-ре. Адальхард разрешал бедным разделять трапезу с монахами в рефектории, но запрещал входить туда богатым мирянам (они вкушали пищу с аббатом); по мнению Бенедикта Анианского, в рефектории могли находиться только монахи. Адальхард допускал утренний сон после окончания вигилии; он считал запрещенной для монахов пищей не только мясо животных, но и жиры животного происхождения. Ритуальное омовение ног братии, по мнению Адальхарда, должно было совершаться в полном молчании. В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальхард доставил в Рим акты Ахенского Собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Annales regni Francorum. a. 809//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 129). В 811 г. его назначили регентом при Бернарде, буд. короле Италии (Die Translatio S. Viti martyris. Münster, 1979. S. 36-37), для к-рого Адальхард, вероятно, написал трактат «De ordine palatii», впосл. положенный в основу одноименного сочинения архиеп. Гинкмара Реймсского. После смерти Карла Великого в 814 г. по неясным причинам (видимо, из-за дворцовых интриг или династических споров) Адальхард был сослан в мон-рь Нуармутье ( Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 32//MGH. SS. T. 2. P. 527). Его братья и сестра также были отправлены в ссылку в мон-ри: Вала стал препозитом в К., Бернхария отправили в аббатство Лерен , а Гундраду - в жен. мон-рь Св. Креста в Пуатье. Несмотря на ссылку Адальхарда, имп. Людовик Благочестивый грамотой от 29 янв. 815 г. подтвердил привилегии К. Преемником Адальхарда I стал Адальхард II (814-821), к-рый выступил инициатором основания мон-рей в Саксонии для более успешной христианизации этого региона (подробнее см. в ст. Корвей ).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИДУКИНД КОРВЕЙСКИЙ [лат. Widukindus Corbeiensis; древнесаксон. Widukind, Witikind] (ок. 925 - после 973), бенедиктинский монах, агиограф и историограф; один из представителей т. н. Оттоновского возрождения. Происходил из высшей саксон. знати. Ок. 940 г. попал в мон-рь Корвей в Вестфалии, где получил прекрасное для того времени образование. Был знаком с историческими сочинениями Григория Турского , Плутарха и Светония, Горация, Вергилия и др. В. К., автор ряда не сохранившихся до наст. времени агиографических произведений, упоминает о них в соч. «Rerum Gestarum Saxonicarum libri III» (Деяния саксов в 3 книгах). «Деяния саксов» наряду с хроникой Титмара Мерзебургского занимает одно из главных мест в историографии X в. Свое сочинение В. К. адресовал дочери Оттона I Великого Матильде, аббатисе Кведлинбурга. Историческое повествование начато В. К. ок. 967-968 гг. и доведено до года смерти герм. имп. Оттона I Великого (973). В отечественной историографии этот факт отчасти подвергается сомнению. Полагают, что В. К. принадлежит описание истории до 968 г., а остальная часть «Деяний саксов» была написана неизвестным автором. В кн. I В. К. освещает раннюю историю саксон. народа и время правления саксон. герц., а затем герм. кор. Генриха I. В книгах II и III описаны деяния и подвиги Оттона I. Особое внимание автор уделил его борьбе с врагами из королевской семьи и саксон. знати. Исследователи отмечали плохую осведомленность В. К. в том, что касалось деятельности Оттона I за пределами Германии. В доказательство приводилось отсутствие в соответствующем месте упоминания о коронации Оттона I имп. короной в 962 г. Краткий рассказ об этом событии появляется лишь в связи с Оттоном II. По всей видимости, В. К. был вхож через архиеп. Вильгельма Майнцского в аристократические круги и выражал интересы определенной прослойки саксон. магнатов. Скорее всего о таком глобальном событии, как имперская коронация Оттона I, хронист был осведомлен, но, выражая интересы тех слоев духовенства, к-рые поддерживали политику продвижения на восток, он специально принизил значение итал. направления внешней политики Оттона I. В. К. подчеркивал вселенский характер власти императора, изображая Оттона I владыкой не только всей Европы, но и Азии и Африки, он понимал империю как сублимированную королевскую власть, не требующую санкции Рима.

http://pravenc.ru/text/158416.html

Число присоединившихся к конгрегации мон-рей постоянно росло. Важным было присоединение майнцского мон-ря св. Иакова (1450) и эрфуртского мон-ря св. Петра (1449-1451). Со вступлением в конгрегацию в 1469 г. мон-ря Хирзау союз впервые распространился за р. Майн. В 1469 г. конфедерация охватила монастыри в Нидерландах (Устбрук), в 1488 г.- в Дании (Воре), в 1505 г.- на территории совр. Бельгии (Жамблу), а в 1506 г. к Б. к. присоединилось мюнстерское аббатство. Все же приоритетными считались северогерм. территории между реками Везер и Эльба (в 1505 присоединился мон-рь Корвей). К 1517 г. в Б. к. входили 94 мон-ря. Б. к., во главе к-рой находился ежегодный генеральный капитул, представляла собой союз сохранявших автономию мон-рей, чьи аббаты были обязаны участвовать в работе капитула. Им принадлежала законодательная и адм. власть, принятые ими законы были обязательны для выполнения всей конгрегацией, а не отдельными мон-рями. До сер. XVII в. аббат Бурсфельдского мон-ря являлся президентом конгрегации. Важными также были функции кураторов (обычно аббатов соседних мон-рей), следивших за соблюдением устава конгрегации и за выполнением решений капитула. При реформе мон-рей (новые не основывались) конгрегация действовала в согласии со светскими князьями и местными епископами. Б. к. имела под своим управлением свыше 60 жен. монастырей, однако инкорпорированными были только 2 из них (Кларватер и Силу). Как полагают исследователи, Б. к. находилась под значительным влиянием движения за духовное обновление в XV в. (см. Devotio moderna ) и ордена картузианцев , но воспринималась как бенедиктинская разновидность нидерландско-бельг. реформатского движения. Лютеранская Реформация оказала сильное влияние на Б. к., с нач. XVII в. должность аббата Бурсфельдского мон-ря стали занимать протестанты, т. о. мон-рь утратил связь с католич. орденом бенедиктинцев, однако название «Б. к.» еще оставалось для сохранявшегося союза мон-рей. В 1803 г. в результате проводимой политики секуляризации конгрегация прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/153675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРСФЕЛЬДСКАЯ КОНГРЕГАЦИЯ [нем. Bursfelder Kongregation; Bursfelder Union], объединение бенедиктинских мон-рей Сев. Германии вокруг аббатства Бурсфельд (с 1446); в широком смысле - одна из попыток реформы ордена бенедиктинцев путем объединения мон-рей одной «нации» вокруг главного аббатства. Бенедиктинское аббатство Бурсфельд (на р. Везер, севернее Мюндена, Н. Саксония), дочерняя обитель мон-ря Корвей, было основано в 1093 г. гр. Генрихом Нортхаймским. Его расцвет приходится на сер. XIII в., но уже с XIV в. начался упадок, к-рый завершился в 1433 г. с избранием аббатом Иоганнеса Дедерота († 1439), монаха из Нортхайма, к тому времени уже аббата мон-ря Клус близ Гандерсхайма. Т. о., он возглавил сразу 2 мон-ря, перенеся центр своей деятельности в Бурсфельд. По его настоянию в 1434 г. из трирского мон-ря св. Матфея прибыли 2 монаха, к-рые привезли с собой сведения о реформах (consuetudines, observantiae), проведенных в мон-ре св. Матфея. Однако эти тексты мало отразились в позднейшем Бурсфельдском уставе. Последователем Иоганнеса Дедерота был Иоганнес Хаген († 1469), к-рый и считается основателем Б. к. Целями реформы, проводившейся в рамках объединенных в Б. к. мон-рей, были стремление к строгому исполнению устава прп. Венедикта Нурсийского , восстановление киновий и закрытость мон-рей от мира. В 1435 г. к Б. к. присоединилось аббатство Райнхаузен, располагавшееся близ Гёттингена, в 1444 г. мон-рь Хуисбург при Хальберштадте. Изданная тогда грамота является первым свидетельством образования конгрегации реформированных Бурсфельдом мон-рей. Утверждение самой конгрегации произошло 11 марта 1446 г. кард. и легатом Луи Алеманом по поручению Базельского Собора. В 1451 г. деятельность конгрегации была одобрена папским легатом богословом Николаем Кузанским и в 1459 г. папой Римским Пием II (булла «Regis pacifici») с дарованием Б. к. таких же привилегий, как и итал. бенедиктинской конгрегации Санта-Джустина в Падуе. К сер. XV в. относится первое издание «Liber ordinarius» и «Liber Ceremoniae» (1458), к-рые регулировали жизнь входивших в состав Б. к. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/153675.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Организация и внутренняя жизнь Католической Церкви КОНК Конк, католич. бенедиктинский, впосл. премонстрантский мон-рь Спасителя и св. Веры (деп. Аверон, Франция) КОНСТАНТИН АФРИКАНСКИЙ (нач. XI в. - до 1098/99), бенедиктинский мон., переводчик медицинской лит-ры с арабского на лат. язык КОНТАРИНИ Гаспаро (1483-1542), итал. католич. богослов, философ, политический и церковный деятель, кардинал (с 1535) КОРВЕЙ бывш. бенедиктинский монастырь первомч. архидиак. Стефана и мч. Вита (до 1792 имперское аббатство) КОХЛЕУС [наст. фамилия Добнек] Иоганн (1479-1552), свящ., нем. ученый-гуманист, католич. теолог-публицист, критик Реформации ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАКОРДЕР Жан Батист Анри (монашеское имя Анри Доминик) (1802-1861), франц. католич. свящ., доминиканец, писатель-публицист, проповедник ЛАМБРУСКИНИ Эммануэле Никколо (монашеское имя Луиджи) (1776-1854), кард., гос. секретарь Папского престола при папе Римском Григории XVI (1831-1846) ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782 - 1854), франц. католич. публицист, философ, богослов, общественный деятель; один из основоположников христ. социализма ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель

http://pravenc.ru/rubrics/130118_18.html

Святитель Ансгарий, епископ Гамбургский Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святитель Ансгарий происходил из Пикардии (области на северо-западе Франции). Он родился в 801 г. и, рано осиротев, был воспитан в знаменитом монастыре Корби. Там же он принял постриг. В 822 г. Корби основал дочернюю обитель в Саксонии, получившую название Корвей. Ее задачей стало просвещение восточных земель. Ансгарий был направлен туда для проповеди и руководства миссией. В 826 г. король данов Харальд принял крещение и попросил императора Людовика Благочестивого отправить к нему миссионеров, дабы проповедовать христианство в датском королевстве. Ансгарий и монах Аутберт были избраны для Благовестия в северных странах. Они с верой начали проповедническую деятельность, но она вскоре прервалась из-за свержения короля Харольда и болезни Аутберта. Последний, достигнув обители Корвей, там и скончался. Ансгарий вернулся во франкские земли к монашеской жизни. В 829 г. послы из шведских земель в свою очередь попросили направить к ним миссионеров. Укрепленный видением, Ансгарий сел на корабль вместе с иноком из Корби по имени Витмар и отплыл в Балтийское море. По дороге монахов ограбили пираты и отняли все, что у них было. Миссионерам все же удалось достичь Бирки, важного политического и торгового города, и обратить его правителя Херигара, который к тому же был другом и советником короля Бьерна. Государь позволил им основать первую в Скандинавии церковь. Вернувшись во франкские земли через полтора года, Ансгарий был рукоположен в архиепископа новой Скандинавской епархии с кафедрой в Гамбурге (831). Получив в Риме паллий и полномочия папского легата во всех северных странах, святой с возросшим рвением стал проповедовать в землях данов и на севере Германии. В то же время викарный епископ Гаутберт продолжал евангелизацию шведов. Следуя примеру святитель Мартина Турского н.], Ансгарий оставался подвижником и молитвенником, ничего не предпринимая без совета с Богом. В своих пламенных проповедях он умел внушить пастве и страх Божий, и утешение. Расточая все свое состояние, он основывал странноприимные дома, кормил бедных, выкупал пленников у пиратов. Он построил собор в Гамбурге, а неподалеку основал монастырь по образцу Корби, в котором воспитывались будущие миссионеры.

http://pravoslavie.ru/51597.html

КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») 501-503 503-504 КОПЕРНИК Николай (1473-1543), польск. математик, астроном, создатель гелиоцентрической модели устройства вселенной 504-506 КОПИЕ в богослужении правосл. Церкви нож с обоюдоострым лезвием, по форме напоминающим наконечник копья, используемый для изымания Агнца и поминальных частиц на проскомидии 506-507 КОПИТАР Варфоломей (Ерней) Бартол (1780-1844), словенский филолог-славист, один из основоположников славистики 507-508 КОПОРИН жен. мон-рь в честь перенесения мощей св. архидиак. Стефана Браничевской епархии Сербской Православной Церкви 508-509 509-510 КОПТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ одна из Восточных католических Церквей; образована коптами, соединившимися с Римско-католической Церковью с сохранением александрийского обряда Коптской Церкви 510-512 КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Коптская Ортодоксальная Церковь], принадлежит к семье Древних Восточных (дохалкидонских, нехалкидонских) Церквей 512-610 КОПТСКИЙ ЯЗЫК последняя стадия развития египетского языка, который образует самостоятельную группу внутри семито-хамитской (афразийской) языковой семьи 610-613 613-614 614-615 КОПЬЕ СВЯТОЕ [Копье Лонгина, Копье св. Маврикия], релликвия, происхождение к-рой связывалось со Страстями Христовыми 615-620 КОРАИС Адамантиос [Корай Адамантий] (1748-1833), представитель новогреч. Просвещения, филолог, писатель, деятель национально-освободительного движения 620-624 КОРАН священная книга мусульман, собрание откровений, к-рые были произнесены пророком Мухаммадом между 610 и 632 г. 624-643 643-649 КОРБИНИАН († между 725 и 730), св. (пам. зап. 8 сент.; перенесение мощей 20 нояб.), миссионер в Баварии, почитающийся как 1-й епископ Фрайзинга (Германия) 649-652 652-653 КОРВЕЙ бывш. бенедиктинский монастырь первомч. архидиак. Стефана и мч. Вита (до 1792 имперское аббатство) 653-656 656-661 КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус

http://pravenc.ru/vol/xxxvii.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010