Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Иоанн Чешский. Икона. XX в. (частное собрание) [Пустынник; чеш. Ivan eský, ctihodný poustevník] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых). Достоверные биографические сведения об И. Ч. отсутствуют. Сведения, сообщаемые поздними Житиями, ненадежны (см. ниже), их историчность признается спорной (Bohemia Sancta. 1989. S. 52). Наиболее обстоятельная, но при этом сугубо гипотетическая реконструкция биографии И. Ч., базирующаяся во многом на излишне вольном толковании созвучных разноязычных имен и топонимов, принадлежит чеш. богослову и филологу Й. Вашице . До него общепринятой была версия хорват. происхождения И. Ч., основанная на том, что в наиболее распространенной легенде св. пустынник называет себя сыном хорват. кор. Гестимула. Принимая во внимание, что в IX в. в хорват. княжеских семьях имя Иоанн не встречается, Вашица предположил, что упомянутый в предании отец отшельника кор. Гестимул в действительности князь ободритов (бодричей) Гостомысл, к-рый (по сообщению «Фульдских анналов» и «Ксантенских анналов») погиб в 844 г. в битве с кор. Людовиком Немецким (см., напр.: Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 146). После этой битвы пленные ободриты были отданы в мон-рь Корвей Новый в Вестфалии. Вашица полагал, что среди пленных мог быть и И. Ч., «Иван Корвейской», т. е. Иван из Корвейского мон-ря. Поэтому фразу слав. повести «Аз есмь Иванъ Корвацкой» он считал искаженной. В сохранившихся списках братии этой обители, относящихся к 856-877 гг., среди выходцев из ободритов упоминается и некий Unwanus (Unuvanus). Насельники Корвейского мон-ря являлись миссионерами в слав. среде. Вашица полагал, что И. Ч. попал в Чехию именно как миссионер. Однако эта версия противоречит преданию, согласно которому И. Ч. был строгим отшельником, избегавшим человеческого общения ( Мельников, Турилов. 2006. С. 118). Жития Древнейший из дошедших до наст. времени источников о жизни И. Ч.- «капитульная легенда», лат. текст, сохранившийся в 3 списках, старший из к-рых датируется 1465 г. Название памятник получил от б-ки Святовитского капитула в Праге (ныне Архив Пражского града), в к-рой он хранился. По всей видимости, текст был создан с полемическими целями в эпоху гуситских войн и направлен против чашников, выступавших за причащение под двумя видами. На это указывает заглавие памятника: «Sequitur historia beati Ivani, qui communicatus est a Paulo, cappelano beate Ludmille corpore Domini sub una specie, pro confirmatione fidelorum» (Следует история блаженного Ивана, который от Павла, капеллана блаженной Людмилы, принял Тело Господне под одним видом, к утверждению верных).

http://pravenc.ru/text/471553.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНСГАР [Анскарий, Ансгарий; лат. Ansgar, Anskarius, Ansgarius] (8.09.801, ок. Амьена, Пикардия - 3.02.865, Бремен), св. (пам. зап. 3 и 4 февр.), архиеп. Гамбургский и Бременский, миссионер и церковный деятель. Получил образование и принял монашество в мон-ре Корби , затем преподавал в школе мон-ря Новый Корвей . По поручению франк. имп. Людовика Благочестивого и папы Пасхалия I А. совершил миссионерские поездки в Скандинавию. Сначала он посетил Данию (827-828), к-рая рассматривалась миссионерами как плацдарм для христианизации язычников европ. Севера, жил там при дворе кор. Харальда, уже принявшего христианство (в Майнце, 826), и основал христ. миссию. Затем, испросив разрешение у франк. императора, А. направился в Швецию (829-830), где также основал христ. миссию в г. Бирка, одном из крупнейших торговых центров Севера. В 831 г. А., вызванный имп. Людовиком в Германию, был рукоположен и занял кафедру Гамбургского архиеп-ства (831-858), созданного специально для миссионерской деятельности. Тогда же А. отправился в Рим, где папа Григорий IV назначил его (вместе с архиеп. Эбоном Реймсским ) своим легатом в сканд. странах. Впосл. А. возглавлял объединенное Гамбургское и Бременское архиеп-ство (858-865). В 852 или 853 г. А. снова поехал в Швецию, посетил Бирку, где обнаружил провал своей первой миссии и торжество язычества (как было и в Дании). Успехи второго визита А. в Швецию также были непрочными. Массовая и устойчивая христианизация Севера началась только с образованием там объединенных гос-в, при активной поддержке королевской власти. Тем не менее А. нередко называют «апостолом Севера» - скорее всего потому, что о его миссиях известно более, чем о к.-л. других вплоть до 2-й пол. XI в. Памятником его подвижничества стало «Житие Ансгария» (Vita sancti Anskarii), написанное его учеником, спутником и преемником архиеп. Римбертом († 888). Ист.: Vita Anskarii auctore Rimberto//MGH. Script. Rer. Germ. Lpz., 19253. T. 2. P. 683-725; Ansgaris levnad/Översätt av G. Rudberg. Stockholm, 1965; Quellen des 9. und 11. Jh. zur Geschichte der hamburgischen Kirche und des Reiches. Darmstadt, 19902; Ansgar und Rimbert: Die beiden ersten Erzbischöfe von Hamburg-Bremen und Nordalbingen//Die frühmittelalterlichen Lebensbeschreibungen in deutscher Übersetzung/Hrsg. v. H. Rieper. Hamburg, 1995. S. 26-95; Житие Святого Ансгария, написанное Римбертом и еще одним учеником Ансгария/Пер. с лат., предисл. и примеч. В. В. Рыбакова//Из ранней истории шведского народа и государства: первые описания и законы. М., 1999. С. 21-55.

http://pravenc.ru/text/115678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРИН [лат. Warinus, Guarinus] († 856), прп. (в католич. Церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.), аббат монастыря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия). Из знатного франк. рода: сын гр. Эгберта и св. Иды Херцфельдской , брат гр. Гоббона, родственник святых Адальгарда и Валы . В юности служил при дворе Карла Великого , впосл. вступил в мон-рь Корби в период настоятельства св. Адальгарда. В. находился в числе близких учеников Пасхазия Радберта , с к-рым позднее разошелся, не одобрив его учения о Евхаристии, изложенного в соч. «О Плоти и Крови Господа» (De corpore et sanguine Domini). После основания в 822 г. Адальгардом и Валой Нового Корвея сюда были переведены монахи из Корби, в т. ч. и В. В 826 г. по совету св. Адальгарда В. избран аббатом Нового Корвея и оставался на этом посту до своей смерти. В. основал при мон-ре обширную б-ку и школу, введя в ней, по образцу Корби, преподавание классического средневекового тривиума и квадривиума. Он уговорил своего друга Хильдуина, настоятеля мон-ря св. Дионисия (аббатство Сен-Дени под Парижем), передать в Корвей мощи св. Вита . Торжественный перенос мощей в Новый Корвей проходил с 19 марта по 13 июля 836 г. В. много способствовал миссионерской деятельности на севере Германии и в Скандинавских странах, в частности, в 834 г. была учреждена община монахов-миссионеров в Меппене; благословил монаха Нового Корвея Ансгара на путешествия в Данию (827-828) и Швецию (829-830). В 833 г. В. добился от имп. Людовика Благочестивого привилегии для Корвея чеканить монету и вести торговлю (привилегия подобного рода впервые была дана мон-рю в Германии). Ист.: Acta SS. Sept. T. 7. P. 173; Die Translatio s. Viti/Hrsg. v. F. Stentrup//Abhandl. z. Corveyer Geschichtsschreibung. Münster, 1906. Bd. 1. S. 49-100; Philippi Fr. Der Liber Vitae des Klosters Corvey. Münster, 1916. S. 45-170. Лит.: Wiesemeyer H. Corbie und die Entwicklung der Corveyer Klosterschule vom 9. bis 12. Jh.//Westfalische Zschr. 1963. Bd. 113. S. 271-282; Semmler J. Corvey und Herford in der benediktinischen Reformbewegung//Frühmittelalter-Stud. 1970. Bd. 4. S. 298-309; Krüger R.-H. Zur Nachfolgeregelung von 826 in den Klöstern Corbie und Corvey//Tradition als hist. Kraft/Hrsg. N. Kamp, J. Wollasch. B.; N. Y., 1982. S. 181-196; Sandmann M. Warin als primus abbas in Corvey//Der Liber Vitae der Abtei Corvey: Stud. z. Corveyer Gedenküberlieferung u. z. Erschliessung des Liber Vitae/Hrsg. v. K. Schmid u. J. Wollasch. Wiesbaden, 1989. Bd. 2. S. 53-55. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГВИДОН ( 24 нояб. 1045), бенедиктинский монах из Фарфы, аббат мон-ря Казаурия во имя св. Климента Римского, блж. (пам. зап. 24 нояб.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая)

http://pravenc.ru/text/154141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛА [Достопочтенный; Wala venerabilis, Uualah] (755-836), прп. Корбийский (пам. зап. 31 авг.). Брат св. Адальгарда и прп. Бернария, двоюродный брат имп. Карла Великого , при дворе к-рого В. занимал видное положение. С приходом к власти Людовика Благочестивого семья В. в результате интриг попала в немилость, и в 815 г. В. был вынужден отказаться от придворной карьеры и принять постриг в мон-ре Корби, где до своей ссылки настоятелем был Адальгард. После возвращения из ссылки в 822 г. Адальгард и В. основали мон-рь Корвей Новый на р. Везер (Германия). В 826 г. после смерти Адальгарда В. стал аббатом Корби. В 828 г. на гос. ассамблее в Ахене он выступил с критикой церковной политики Людовика Благочестивого, осудив практику назначения в мон-ри светских аббатов. Во время борьбы Людовика со своим сыном Лотарем I примкнул к партии Лотаря, выступавшего за сохранение единства империи. В 831 г. В. был смещен Людовиком с поста настоятеля Корби и вынужден искать убежище в мон-ре Боббио , где с 833 г. был настоятелем. Житие В. было написано в IX в. Пасхазием Радбертом в форме диалогов. Ист.: Paschasius Ratbertus. Epitaphium Arsenii, seu vita venerabilis Walae abbatis Corbiensis in Gallia//PL. 120. Col. 1557-1649. Лит.: Weinreich L. Wala, Graf, Mönch und Rebell: Die Biografie eines Karolingers. Lübeck, 1963; Felten F. Laienäbte in der Karolingerzeit: Ein Beitrag z. Problem der Adelsherrschaft über die Kirche//Mönchtum, Episkopat und Adel zur Gründungszeit des Klosters Reichenau/Hrsg. v. A. Borst. Sigmaringen, 1974. S. 397-431; Geuenich D. Gebetsgedenken und anianische Reform: Beobachtungen z. den Verbrüderungsbeziehungen der Äbte im Reich Ludwigs des Frommen//Monastische Reformen im 9. u. 10. Jh./Hrsg. v. R. Kottje, H. Maurer. Sigmaringen, 1989. S. 79-106; Ganz D. Corbie in the Carolingian Renaissance. Sigmaringen, 1990. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/153881.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСЛИН Гослин [лат. Goslinus] († 1053), прп. (пам. зап. 12 февр.), аббат мон-ря мч. Солютора в Турине (Италия). Происходил из знатной североитал. семьи. Вступил в мон-рь мч. Солютора, незадолго до этого (1006) основанный герм. кор. Генрихом II . Аббатство располагалось на месте древней церкви, где были погребены тела мучеников Солютора, Адвентора и Октавия. Прославившись добродетельной жизнью, Г. стал 2-м настоятелем этого мон-ря. Сохранилось неск. донативов обители мч. Солютора от Кунегунда, еп. Турина (1046-1081), на имя Г. Из них следует, что Г. значительно расширил владения мон-ря. Г. был погребен в церкви мон-ря. В XVI в. в индульгенции папы Григория XIII мон-рю мч. Солютора он упомянут в числе святых - покровителей аббатства. Г. прославился чудесами, когда при перестройке церкви аббат Георгий Люцернский (Джорджо ди Лучерна) вскрыл захоронение и обнаружил, что останки святого «белее снега», а его одеяния нетленны. Гробница была помещена рядом с гробницами др. святых покровителей мон-ря. Анонимный автор соч. «Об обретении мощей и чудесах» (BHL, N 3623) составил перечень чудес, очевидцем к-рых он был с июня (когда предположительно были открыты мощи) по сент. 1472 г. За исключением грамот еп. Кунегунда, это сочинение является единственным источником о жизни Г. В 1536 г., во время взятия Турина войсками кор. Франции Франциска I , аббатство мч. Солютора было разрушено, мощи Г. были перенесены в приорат ап. Андрея. В 1575 г. еп. Турина Иероним (Джероламо ди Рувера) передал их иезуитской коллегии этого города. Ист.: Historia inventionis corporis et miracula//ActaSS. Febr. T. 2. P. 632-638; Consago F. Cartulario dell " abbatia di St. Salutore. Pignerol, 1908. P. 21-25. Лит.: Aubert R. Gauzelin (5)//DHGE. T. 20. Col. 127-128; Savio. Piemonte, 1899. P. 348. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая) ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия)

http://pravenc.ru/text/166289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ [лат. Gregorius] († 996), прп. (пам. зап. 8 нояб.), 3-й аббат мон-ря Айнзидельн (Швейцария). О деятельности Г. известно гл. обр. из юридических документов кон. X в., к к-рым относятся дипломы и привилегии герм. императоров Оттона I , Оттона II и Оттона III . Небольшие заметки о святом имеются также в Житиях его современников - свт. Вольфганга , еп. Регенсбургского, и свт. Гебхарда II , еп. Констанцского. Отлох Санкт-Эммерамский в написанном им Житии свт. Вольфганга сообщает, что Г. происходил из Англии; позднейшие народные легенды приписывают ему королевское происхождение, что не подтверждается более ранними источниками. В 949 г. Г. стал монахом мон-ря Айнзидельн, в 961 г.- помощником аббата, с 964 г. аббат обители. Г. пользовался расположением 3 императоров из династии Оттонов, благодаря к-рым он существенно увеличил монастырские владения, получая от них богатые пожертвования. В X в. на фоне общего упадка бенедиктинского монашества в Айнзидельне придерживались строгой дисциплины, и это привлекало людей, ищущих подвижничества. Среди них был свт. Вольфганг, подвизавшийся с 965 по 972 г. в Айнзидельне под рук. Г. Свт. Гебхард, еп. Констанцский, основавший в 983 г. мон-рь Петерсхаузен, в качестве первых насельников обители пригласил монахов из Айнзидельна (Vita Gebhardi. 18). В 987 г. Г. перестроил монастырскую церковь, т. к. прежняя уже не могла вместить всех монахов. Правила (consuemudines) мон-ря, введенные Г., были близки к правилам реформированного бенедиктинского устава аббатства Горце . Дата смерти Г. записана в поминальных книгах мон-рей Айнзидельн и Санкт-Галлен. Преемник Г. аббат Вирунт поместил над его могилой эпитафию, прославлявшую добродетели святого. Мощи Г. первоначально находились в специальной усыпальнице, позднее были перенесены в аббатскую церковь. В 1798 г. они были осквернены и уничтожены солдатами, когда революционная армия Франции заняла Швейцарию. Ист.: Othlonus Sancti Emmeramni Ratisponensis. Vita Sancti Wolfgangi Ratisponensis. 10//PL. 146. Col. 401; MGH. SS. T. 4. P. 530. Лит.: Henggeler R. Gregorio di Einsiedeln//BiblSS. Vol. 7. Col. 177-178. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ВАРИН († 856), аббат мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Сев. Германия), прп. (в католич. церкви блж.) (пам. зап. 20 сент.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая)

http://pravenc.ru/text/166553.html

Юный Ансгарий был воспитан в монашеской среде в обители Корби (Corbie) в Пикардии. Позднее его вместе с небольшой группой сподвижников отправили основывать монастырь Новый Корби (впоследствии: Корвей/Corvey) в Вестфалии на северо-западе нынешней Германии. Там его основными обязанностями были преподавание в школе и чтение проповедей. Ансгарий стал самым первым в истории проповедником Евангелия Христова на шведской земле Святителя Ансгария больше всего помнят, любят и издавна считают «Апостолом Севера» за его героические миссионерские труды в Дании и Швеции. Отправившись сначала на север, в Данию, он основал школу для мальчиков. Однако его первая миссия в этой стране оказалась недолгой, и он был вынужден вернуться в Германию. Почти сразу после этого святого пригласили поехать миссионером в Швецию, и он с готовностью принял это поручение. Так Ансгарий стал самым первым в истории проповедником Евангелия Христова на шведской земле. Постепенно он начал обращать людей в истинную веру и основывать храмы. Свт. Ансгарий проповедует Евангелие вместе с монахом Витмаром Святитель был назначен архиепископом Гамбургским (Hamburg): с этой кафедры он мог продолжать свою миссию в северных землях. Затем Ансгарий отправился в Рим, где Папа Римский официально поручил ему проповедовать Благую Весть языческим народам Дании, Норвегии и Швеции. Святитель продолжал проповедовать, строить храмы и монастыри, сталкиваясь с серьезными опасностями и частыми неудачами. Угодника Божия постигло особенно тяжкое испытание, когда датчане-язычники разорили его епархию в Гамбурге. Однако миссия святителя значительно укрепилась, когда он в дополнение к гамбургской кафедре получил архиепископскую кафедру Бремена (ныне на северо-западе Германии) после того, как последняя стала вакантной. Это дало Ансгарию базу для более широкой миссионерской деятельности. Святитель Ансгарий мирно скончался в 865 году на следующий день после праздника Сретения Господня. Еще в юности угодник Божий имел Божественное откровение, когда Господь как бы призвал его встать на путь мученичества. Хотя святитель Ансгарий не стал мучеником в буквальном смысле, его жизнь, полная неустанных трудов, постоянных опасностей, страданий и временами неудач, вполне можно назвать каждодневным мученичеством. Святитель Ансгарий отдал всего себя без остатка, чтобы нести свет Христов далеким народам, погрязшим во тьме язычества. Несмотря на свои трудности и весьма скудные средства, Ансгарий всегда щедро раздавал милостыню. Он также был строгим аскетом: носил власяницу и всю жизнь во всем придерживался строгих правил дисциплины. Еще при жизни он сотворил множество чудес. Избегая похвал, святой скромно признавался, что сам хотел бы всего лишь каким-то чудом стать хорошим человеком.

http://pravoslavie.ru/156366.html

К нач. XI в. дисциплина в обители ослабла. Строгого соблюдения монахами бенедиктинского устава добивался Валон († 1024), возглавлявший К. в 1011-1016 гг. Он был сторонником монашеской реформы, центром которой являлось аббатство Горце . Однако действия настоятеля привели к тому, что большая часть монахов покинула обитель. Меры, направленные на укрепление дисциплины в монастыре, принимал убежденный сторонник григорианской реформы аббат Марквард (1082-1107), который стал ориентироваться на реформу, проводившуюся в бенедиктинском аббатстве Хирзау (ныне территория г. Кальв, земля Баден-Вюртемберг), в результате чего К. принял клюнийские обычаи (consuetudines; см. Клюнийская конгрегация ). В период споров об инвеституре насельники монастыря заняли сторону папы Римского Григория VII (1073-1085) в конфликте с имп. Генрихом IV (1084-1105). Со временем значение К. возрастает: выходцы из мон-ря возглавили ряд саксон. обителей. Поминальная книга (Liber vitae) мон-ря Корвей. 1158–1160 гг. (Münster. Staatsarchiv. I, 133. Fol. 33) Поминальная книга (Liber vitae) мон-ря Корвей. 1158–1160 гг. (Münster. Staatsarchiv. I, 133. Fol. 33) Со 2-й пол. XI в. на монетах, чеканившихся в К., начинают изображать аббатов монастыря. Монетные дворы появляются также на территориях, принадлежащих аббатству (в частности, в Эресбурге, Меппене, Фолькмарзене), однако в XIV в. их деятельность прекращается. Лишь в Хёкстере чеканка серебряных, медных и золотых монет продолжалась (с небольшими перерывами) почти до конца существования мон-ря. Новый расцвет К. относится ко времени аббата Вибальда (1146-1158), к-рый занимался активной строительной деятельностью в обители. Он сумел увеличить доходы аббатства, а также заказал для мон-ря ряд дорогих рукописей, среди к-рых - т. н. Liber vitae (Поминальная книга), созданный в скриптории аббатства Хельмарсхаузен (ныне территория г. Бад-Карлсхафен) и содержащий список настоятелей К. с момента его основания. В этот период обитель приобрела статус имперского аббатства, однако после смерти Вибальда монастырь уже не играл прежней роли в политической и церковной жизни. При аббате Видукинде (1189-1205) К. переживает очередной расцвет, однако уже при его преемниках начался спад экономической активности мон-ря (ему способствовал пожар 1242 г.), ставший очевидным в XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2057232.html

Средневек. здания К. были утрачены во время Тридцатилетней войны и последующей перестройки монастырского комплекса. Первоначально кельи, школа и ряд других сооружений могли находиться севернее церкви, хозяйственные же постройки располагались к югу от нее. В период активной строительной деятельности, пик которой приходится на время аббата Флоренца фон дем Фельде (1696-1714), сложился новый ансамбль монастырских зданий в стиле барокко. Доминанта нового комплекса - вестверк с башнями, увенчанными шпилями; с севера к церкви примыкают трехэтажные жилые корпуса, организованные вокруг 2 внутренних дворов; на внешних углах поставлены 2 декоративные башни, имеющие сложные завершения. Эти корпуса занимают сев.-вост. сегмент территории монастыря. В них находились жилые помещения, капелла мч. Вита, а также предназначенный для приемов т. н. Императорский зал с портретами 20 императоров, в т. ч. Карла Великого и Людовика Благочестивого; впосл. здесь была размещена княжеская б-ка (сохранилось барочное убранство интерьеров). В юго-зап. сегменте, справа от аллеи, ведущей к зап. фасаду храма, с внешних сторон периметра расположены двухэтажные хозяйственные корпуса. Зап. граница монастырской территории обозначена линией корпусов с 2 невысокими башнями, завершения к-рых аналогичны башням жилой части комплекса. Ист.: Die Kaiserurkunden der Provinz Westfalen, 777-1313/Hrsg. R. Wilmans. Münster, 1867. Bd. 1. H. 1-2; Traditiones Corbeienses/Hrsg. P. Wigand. Lpz., 1843; Radbert " s Epitaphium Arsenii/Hrsg. E. Dümler. B., 1900; Translatio S. Viti martyris=Übertragung des hl. Märtyrers Vitus/Bearb., Übers. I. Schmale-Ott. Münster, 1979; Der Liber Vitae der Abtei Corvey/Hrsg. K. Schmid, J. Wollasch. Wiesbaden, 1983. Tl. 1. (Westfälische Gedenkbücher u. Nekrologien; 2). Лит.: Teudt W. Germanische Heiligtümer. Jena, 19364; Franzen A. Corvey//DHGE. 1956. T. 13. Col. 922-925; Matthes W. Corvey und die Externsteine. Stuttg., 1982; Wollasch J. Die corveyer Bruderschaften im hohen Mittelalter//Der Liber Vitae der Abtei Corvey/Hrsg.

http://pravenc.ru/text/2057232.html

На просьбу изгнанника о помощи император ответил, что ничто не содействовало бы в такой мере их политическому союзу как союз во Христе, и состоялось крещение Гаральда, причем сам Людовик стал его воспреемником. А затем встала проблема: как найти такого самоотверженного раба Божия, который согласился бы сопровождать новообращенного (но не просвещенного) варварского правителя в его еще более варварскую страну для духовного руководства и окормления. В том же году Людовик собрал духовенство, настойчиво прося назвать соответствующую кандидатуру. Все были единодушны в том, что никто на это не пойдет, и только новый настоятель Корвея отец Валла сказал, что знает одного такого брата. Ансгарий был приглашен в королевский дворец. Когда его спросили, готов ли он оставить Корвей, он ответил, что ради того, чтобы послужить Богу, он готов на все, а на уточняющий вопрос, готов ли он сопровождать Гаральда, чтобы распространять Евангелие среди датчан — что он уже твердо на это решился. Когда об этом решении узнали родственники и приближенные отца Валлы (а тот был кузеном самого Карла Великого), они были в шоке: “поменять” родину, близких, собратьев по монастырю на варваров-викингов, корабли которых вызывали трепет во всем христианском мире, было поистине безумием 15 ! Многие поэтому осуждали его, а более участливые пытались отговорить. Помочь ему захотел только брат Аутберт, который с каждым днем проникался все большим сочувствием ко всеми брошенному и никем не понятому Ансгарию и вызвался сопровождать его. Теперь уже был недоволен сам настоятель: речь шла о юноше, принадлежавшем к самым высшим слоям каролингской аристократии, об украшении монастыря, которого готовили в преемники отцу Валле. Зато весьма возрадовался Людовик, который без промедления снабдил двух монахов церковными сосудами и всем необходимым (кроме помощников, поскольку император никого не принуждал ехать к “варварам”, а добровольцев не оказалось) и благословил на поездку с Гаральдом. Скандинавские викинги 16 о христианстве кое-что знали.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010