2250 Диодор пишет: «как всё было готово к походу; тогда Озирис, учинил богам обет пред всеми, чтоб отпустить ему волосы, доколе он возвратится в Египет, взял путь через Эфиопию. По сей причине у египтян доселе ещё наблюдается набожный обычай, чтобы предпринимающий странствие не стриг волос до возвращения своего в отечество». Диодор сицилийский, Историческая библиотека, пер. Ив. Алексеевым, ч. I, стр. 27–28. 2251 Они говорят: «Они (арабы) совершали хадж ко храму (Каабе) и гумру, надевали ихрам, совершали круговые обходы и бегание (между Сафой и Мервей), соблюдали все места остановок, бросали камешки». Abulfeda, De rebus Arabum ante Mohammedem. Изд: Саси, стр. 467, в приложении у Pocock, Specimen historiae Arabum, p. 2–5. 2257 Багави, Толков. на Кор. под названием Моалиию-т-Тан-знль Рукопись библиотеки Казан. Духов. гл. VII, ст. 25. 2265 Бейзавий, Толкование на Коран 2:153. Холм Сафа лежит около 150 футов (около 45–46 м. Прим. ред.) на юго-восток от Каабы. От него до Мервы тянется улица, называемая арабскими историками Вади-Сафа длиною около 600 шагов. Aboulfeda, Vie de Mohammed, Par А. N. Desvergers. Notes, p. 130. 2266 Гора Арафа называется также «горой милосердия». Она возвышается на северо-восточной оконечности равнины, отстоящий от Мекки на расстояние шести часов пути. Это гранитная масса около мили в окружности, Стороны её очень покаты, вершина возвышается почти на 200 футов (около 61 м. Прим. ред.) над поверхностью равнины. Aboulfeda, Vie de Mohammed, Par А. N. Desvergers. Notes, p. 141. 2271 По мнению Дози в древности этот день назывался теруа . В известный день начиналось большое праздничное шествие. Если мы зададим себе вопрос: чем это у евреев возвещалось, ответ будет: звуком трубы. А это еврей и называет теруа () и иом теруа (день звука трубы) что согласно с арабским иаум тервия по нынешнему выговору, есть праздничный день иудеев, первый день первого месяца гражданского года (в церковном году – седьмой). Эго объяснение подтверждается тем, что трубы, и притом настоящие израильские, мы находим в мекканском храме, хотя со времени изгнания вторых джорхомитов они уже более не употреблялись арабами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Эта часть рассказа совершенно несогласна с тем, что читается в жизнеописании Брянчанинова, и представляется настоящею легендой, в которой удаление молодых людей от мира желали представить как можно эффектнее. Однако рассказ этот держится в этом виде до сих пор, и ему верят, несмотря на то, что книга передает дело иначе. (Прим. автора.) 20 На самом деле Брянчанинов попал в Бабайки только в конце своей монашеской жизни, а Чихачев был здесь очень короткое время для свидания с другом. (Прим. автора.) 21 На самом деле разговор в этом роде происходил в Петербурге, а не в Москве. (Прим. автора.) 22 На это есть указания и в «Жизнеописании» (стр. 66 и 67). (Прим. автора.) 23 Павел Федорович Фермор впоследствии достиг значительной высоты служебного положения и был начальником военно-юридической академии, образованной из аудиторского училища. (Прим. автора.) 24 Протеже (франц.). 25 Горькую воду (нем.). 26 «Водная ночь» 27 июня. (Прим. автора.) 27 Христиан ко львам! (лат.). 28 Зенон рассказывает историю Иосифа и жены Понтифара так, как она передается в египетских преданиях и в Коране Магомета (Коран, гл. XII, стр. 21-111). (Прим. автора.) 29 Кеми — древнее название Египта. Рем-ен-Кеми — человек из Египта (Прим. автора.) 30 Яро — Нил. (Прим. автора.) 31 Аменготеп — Мемнон. (Прим. автора.) 32 Нет! (нем.). 33 Дядя (нем.). 34 Гулянье (франц.). 35 Он пришел… ах! (нем.). 36 Ах! Он пришел! (нем.). 37 Тише, папа (нем.). 38 Тише, Фриде, папа: он пришел! Тише, Воля, папа! (нем.). 39 Имя, отчество и фамилия этого с натуры воспроизводимого мною лица в действительности были иные. Имена лиц, которые будут выведены далее, я все заменяю вымышленными названиями в соответственном роде. (Прим. автора.) 40 Ах, боже! Ах, господи Иисусе! Ах, небо! (нем.). 41 Ах, боже мой! (нем.). 42 Страшная история! (нем.). 43 Добро пожаловать (нем.). 44 Боже! О боже! (нем.). 45 Очень сильный мальчик (нем.). 46 «Верю, потому что абсурд» (лат.). 47 Преждевременные роды (франц.). 48 Ответ (нем.). 49 Иоганны (нем.). 50

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

По этой версии коранический «Самири» является библейским Зимри 41 сыном Салу, начальником поколения Симеонова ( Числ.25:6–8, 14 ), который совершил блудодеяние с Мадианитянкой и был поражен Финеесом, сыном Елеазара, сына Аарона ( Числ.25:7–8, 11 ). Этот эпизод библейской истории связан с поклонением Ваал-Фегору в Ситтиме ( Числ.25:1 ). По мнению профессора У. Рубина этот эпизод стоит за сценой из Корана, которая является введением к изготовлению «золотого тельца» (см. Коран 7:138) 42 . Также он ссылается на мнение, высказанное очень много лет назад немецким востоковедом Генрихом Шпейером (ум.1935); он утверждал, что «форма аль-Самири берет свое начало от имени Зимри» 43 . Однако мусульмане умалчивают тот факт, что израильский профессор не исключает и общепринятого понимания «Самири» как «самаритянина», поскольку, по его мнению, данный персонаж олицетворяет нарушение ритуального единства Израиля и «уклонение в чужеземные обряды» 44 . Имеется в виду история Иеровоама и двух золотых тельцов, которые были объявлены нечестивым царем богами, выведшими Израиль из Египта ( 3Цар.12:28 ). Фактически У. Рубин пытается показать, что текст Корана в этом эпизоде с поклонением «золотому тельцу» смешивает две разные библейские истории, не заботясь о хронологической точности. Для автора Корана «Самири» был нужен для объяснения причин возникшего религиозного разделения 45 . Получается, что У. Рубин тем самым констатирует наличие хронологической ошибки в Коране, который смешивает в одну историю два разных события 46 . Если следовать библейской хронологии и что «Самири» – это библейский Зимри ( Числ.25:6–8, 14 ), то представляется невозможным соединить вместе историю его греха с мадианитянкой и поклонением Ваал-Фегору в Ситтиме (см.: Чис. 25:1 ) с поклонением золотому тельцу возле горы Синай в 32-й главе Книги Исход. Ведь события возле Синая были раньше, чем история с убитым в Ситтиме за свое нечестие Зимри 47 . По версии Корана «Самири», которого мусульмане отождествляют с Зимри должен был быть к этому времени проклят кораническим Мусой и окончательно изгнан из народа еврейского (см. К.20:97). Следовательно он никак не мог быть участником более позднего поклонения в Ситтиме Ваал-Фегору. С другой стороны, библейский Зимри не мог быть изгнан пророком Моисеем у горы Синай, если принять кораническую версию, поскольку его позднее убивает Финеес, сын Елеазара ( Числ.25:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Торри рекомендует рассматривать мекканские суры цельными, без интерполяций, за исключением случаев, когда безусловно доказано обратное. Таким образом, уменьшаются вариации стиля и словаря, различающие два периода. [Проще говоря, он отстаивает литературную, а не формальную критику]. Происхождение термина Ислам Считается, что Ислам означает покорность, особенно по отношению к Аллаху. Но это – не то значение, которое должна иметь 4я основа глагола “салима”. Это особенно странно, в связи с тем, что покорность не является доминирующим качеством Мухаммада или его религии, и никаким образом не подчеркивается в Коране. Тем не менее, она является важным атрибутом Авраама, особенно в его потенциальной жертве Измаила. Повествование Корана Мухаммад использует истории о пророках, преследуя следующие цели: (1) для обеспечения ясной связи с предыдущими “религиями Писания”, и (2) чтобы показать своим соотечественникам, что его религия проповедовалась раньше, а те, кто ее не признавал – наказывались. Но рассказы Мухаммада скучны. И Ан-Надр ибн Аль-Харит высмеивает пророка, утверждая, что собственные истории Ан-Надра о Персидских царях куда интереснее. (После битвы при Бадре пророк отомстил, казнив Ан-Надра). Сам Мухаммад ценил хорошие истории и, там где мог, включал в Коран народные сказания. Однако это ставило Мухаммада перед выбором. Если просто пересказать историю – его обвинят в плагиате, а если он изменит их – его обвинят в фальсификации. Он просто не мог придумывать новые истории, т.к. его воображение было живым, но не творческим. Все его персонажи разговаривают одинаково и у него очень слабое чувство действия. Его решением стало – повторять истории, которые он знал, но фрагментарно, используя вводные слова, которые подразумевают, что он может рассказать больше если захочет (например, “и когда…”, “а затем, в то время как…”). История Иосифа – это наиболее полное повествование Корана, но, опять же, раздражающе бедное деталями. Почему женщинам дали ножи? Каким образом пир относится к чему бы то ни было? Почему Иосифа заключили в тюрьму после того как жена Потифара созналась? История Соломона и царицы Савской (С.27:16–45) взята прямо из Агады. История Ионы (С.37:139–148) – это выжимка из Библейского сообщения, но имена основываются скорее на греческих, чем на иудейских формах. Саул и Голиаф (Талут и Джалут) – это смешение истории о Гидеоне ( Судей 7:47 ) с Давидом и Голиафом. История Моисея (С.28:2–46) обобщает Исх.1-4 , хотя Мухаммад не связывает Моисея с израильтянами. Аман считается визирем фараона (см. также С.29 и 40). Как и в Талмуде (Сота 126) младенец Моисей отказывается от груди египтянки. Женитьба Моисея в Мидии – в общих чертах повторяет историю Иакова и Рахили; а башня (практически идентичная Вавилонской) строится фараоном, чтобы достигнуть Аллаха. Эти повествования показывает как свободно чувствовал себя Мухаммад перетолковывая библейскую традицию.

http://azbyka.ru/proishozhdenie-korana

Наконец, если переложить эти буквы на числа, то выйдет число 71, означающее, что религия Мухаммеда распространилась и вполне утвердилась в мире в продолжение именно этого числа лет. А. Шпренгер думает, что, буквы эти были поставлены писцом Мухаммеда вместо арабского выражения: «Амира ли Мухаммед», что в переводе означает: «мне повелел Мухаммед». Что касается букв, стоящих в начале 19-й главы, то они написаны были писцом Мухаммеда из Иудеев и означают в переводе «как приказано». Если же поставленные в начале 19-й главы пять букв (к. г. и. г. с.) читать (как вырезки на арабских печатях) снизу кверху, то можно будто бы переводить их словами: «Иисус назарянин царь иудейский». Основание к такому предположению Шпренгер видит в том, что эта глава была составлена Мухаммедом под влиянием разговоров его со своими последователями об Иисусе Христе и что в таком случае каждую букву нужно считать сокращением отдельного слова, как это допускается в арабской скорописи 50 . Другой авторитетный ориенталист Нольдеке считает возможным признать за окончательно решенное, что находящиеся в начале некоторых глав буквы не были внесены в списки Корана по распоряжению Мухаммеда, потому что было бы странно предполагать, что Мухаммед присоединял к своим проповедям, назначенным для всех, такие непонятные знаки. Поэтому Нольдеке предполагает за вероятное, что отдельные буквы и целые группы букв, находящиеся в начале перечисленных выше глав Корана, первоначально служили знаками принадлежности известным лицам тех списков, которыми пользовался Зейд, при собирании текста Корана, и что буквы эти, только по невнимательности издателей Корана, вошли в окончательную его редакцию. Таковы, например, главы: 40, 41, 43, 44, 45 и 46 главы, имеющие в начале одинаковые буквы X. и М. В ряду этих глав нет только 42 главы, которая имеет свою группу букв. Нольдеке не находит ничего невероятного предполагать, что эти буквы были первоначально только заметками, указывавшими на имя владетеля списка этих глав. Согласно с таким предположением, он и объясняет некоторые буквы следующим образом: напр. буквы А. Л. Р. он считает сокращением собственного имени «Аль-Зубайр. (читать нужно: «Аз-Зубайр»). который был одним из сотрудников Зейда по редакции текста Корана при Халифе Османе: буквы А. Л. М. Р. были сокращением имени «Аль-Мугира»; буквы Т. X. – сокращением имени «Тальха» и т. д. Объяснение же, высказанное Шпренгером относительно букв, стоящих в начале 19-й главы 51 , Нольдеке считает неудовлетворительным вообще и кроме того замечает, что Мухаммед нигде не высказал своего знакомства с историей осуждения Иисуса Христа на смерть и с надписью, сделанною на Его кресте Пилатом: Мухаммед никогда не считал Иисуса Христа царем иудейским, а если бы он понимал весь смысл этой иронии, то не преминул бы указать на это в Коране, в обличение христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

описываются обычно в рамках одного догмата. В ислам. теологии различают малый и большой концы света. Малый конец света - это смерть человека; Большой конец света длится от 1-го до 2-го звучания сура ангела Исрафила. Судный день начинается со 2-го звучания сура и заканчивается, когда обитатели рая войдут в рай, а обитатели ада - в ад. Он включает воскрешение людей, передачу им книг с записями совершенных добрых и злых дел и взвешивание их на весах, призывание людей к ответу за совершенное ими в земной жизни, заступничество за людей перед Аллахом, мост над адом. По др. мнениям, Судный день начинается одновременно с Концом света и включает его. Человек, не верящий в Судный день, не может считаться верующим: «...а кто не уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его Писания, Его посланников и Последний день, тот впал в глубокое заблуждение» (IV 136). Единственными источниками занний о последующей вечной жизни являются Коран и хадисы. В Коране о Судном дне говорится практически в каждой суре, чтобы люди постоянно думали о предстоящей вечной жизни, т. к. земная жизнь является для человека местом испытания, а будущая вечная жизнь - местом воздаяния. Мусульманин должен быть уверен в том, что восторжествует Божественная справедливость. В земной жизни часто нет воздаяния как за злые, так и за добрые дела, и в мире возникает «кажущаяся несправедливость» ( Кылавуз. 2007. С. 171). В жизни вечной все дела станут явными и Аллах воздаст каждому по заслугам: грешники получат муки ада, а праведники - райское блаженство. В Коране об этом говорится так: «Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! Аллах сотворил небеса и землю во истине и для того, чтобы каждая душа получила воздаяние за то, что она приобрела, и с ними не поступят несправедливо» (XLV 21-22). Малый конец света - смерть человека - длится до воскресения из мертвых и носит название «барзах» (жизнь после погребения). После похорон в могиле человека появляются ангелы Мункар и Накир и начинают задавать вопросы усопшему о его вере, т. е. происходит 1-е воскрешение - в могиле (XL 11). В ряде коранических стихов и хадисов говорится о том, что в барзахе есть и блаженства, и страдания: «Аллах защитил его от зла того, что они замыслили, а род Фараона окружили [или поразили] скверные мучения - Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!» (XL 45-46). В хадисах приводятся слова Мухаммада о том, что могила - «это или один из садов рая, или же одна из ям ада» ( Тирмизи. Киямат, 26; цит. по: Кылавуз. 2007. С. 175).

http://pravenc.ru/text/674977.html

Иной подход к взаимоотношению Писания и науки имеется в протестантизме. В XX веке в среде протестантских фундаменталистов появляется тенденция отрицать любые научные данные или гипотезы, если они не согласовывались с их буквальным пониманием текста Библии . Отсюда в современных направлениях протестантизма появляется такая попытка симбиоза науки и религии, как «научный креационизм», которая тем не менее не приводит к какому-то однозначному признанию её ни в научной, ни в богословской среде 43 . Например, один из наиболее известных представителей этого направления Генри Моррис (1918–2006) напрямую выступает против теории двойного Откровения Божьего в Писании и природе и разграничения этих сфер и их компетенций 44 . Встречаются подобные опыты и среди православных авторов, например книга, составленная В.А. Губановым, – «Библия опережает науку на тысячи лет» 45 . В ней кроме вполне полезной и назидательной информации есть и то, что можно отнести к спорной теме «научного креационизма» и поиска научных открытий, которые содержатся в Библии и даже творениях отцов Церкви. Здесь автор-составитель, по всей видимости, находится под влиянием протестантов-фундаменталистов, среди которых можно указать Сильвию Бейкер, и пытается перенести их подход к тексту Писания на православную почву 46 . Однако сам В.А. Губанов не придаёт этому материалу особой важности, говоря о том, что все эти данные не имеют «догматического или канонического значения» 47 . Всё-таки для протестантов и сторонников «научного креационизма» обращение к науке и тексту Библии преследовало в первую очередь апологетические цели. Согласование текста Писания и научных данных было больше необходимо для ответа атеистам на их обвинения Библии в неких «научных противоречиях», что неизбежно при буквальном подходе к тексту Слова Божьего 48 . Исламская наука и Библия Как ни странно, но некоторые работы авторов, которые пишут о научных чудесах в Коране, начинаются с попыток так называемой научной критики Священного Писания христиан. В качестве примера можно привести книгу Мориса Бюкая «Библия, Коран и наука. Священные Писания в свете современного знания» 49 . По всей видимости, для того, чтобы придать значение «научным чудесам» в Коране, в исламской пропагандистской литературе пытаются выставить в негативном свете Библию и уже на этом фоне излагать свою концепцию «научных чудес». Это можно отнести к отрицательной части того, что составляет «исламскую науку», или «науку» по Корану. О том, что подход к Священному Писанию в Православной Церкви существенно отличается от того, что критикуют авторы подобных произведений, уже говорилось ранее, однако следует сказать и несколько слов по поводу тех методов, которые применяются для поиска разного рода противоречий и несоответствий в тексте Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Бурса отменяется 06.09.2006 14:04 В акцию «за» и «против» преподавания ОПК вмешались бритоголовые 05.09.2006 18:24 Союз православных граждан вручил заявление Фурсенко 05.09.2006 12:46 " Время новостей " Коран как хрестоматия 04.09.2006 17:45 Учебник по «Основам мусульманской культуры» будет готов к началу 2007 года 04.09.2006 16:43 " Профиль " «Закон Божий» возвращается 04.09.2006 13:14 Информационный центр Католической митрополии в России Заявление архиепископа Тадеуша Кондрусевича по поводу искаженной информации, представленной Славянским правовым центром 01.09.2006 15:53 " Коммерсантъ - Украина " Первоклассники как-то не в духе 01.09.2006 14:13 " Комсомольская правда " В школах вводят уроки православия 01.09.2006 11:15 " Газета " С 1 сентября! Аминь 01.09.2006 11:02 " Вести. Ru " Казанская декларация во имя мира 31.08.2006 12:18 " Независимая газета " В российских школах все же появятся «Основы православной культуры» 31.08.2006 12:03 В Совете муфтиев России считают преподавание «Основ исламской культуры» в школах вынужденной мерой 30.08.2006 22:00 Благовест-инфо Патриарх Алексий II считает необходимым преподавание «Основ православной культуры» в школе 24.08.2006 11:01 Школьники Мордовии смогут изучать " Основы православной культуры " 17.05.2006 13:02 Благовест-инфо В Башкирии считают, что вводить в школах " Основы православной культуры " преждевременно 25.04.2006 13:28 Благовест-инфо В Татарстане и Башкортостане имамы и политики выступают против введения ОПК 19.04.2006 15:39 Заявление Уфимской епархии РПЦ на обращение депутатов Государственного собрания Башкортостана к руководству страны 19.04.2006 15:19 " ИА Башинформ " Обращение депутатов Государственного собрания Башкортостана к руководству страны по поводу ОПК и статуса военного священника 17.04.2006 14:06 Благовест-инфо В школах Орловской области будут преподавать «Основы православной культуры» 27.03.2006 11:12 Благовест-инфо Президент Башкортостана выступает против преподавания ОПК в школах и введения института военных священников в армии

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Они даже определенным образом классифицировали эти суры и разбили их на три группы или периода: первый – период поэзии, второй – риторики и третий – период аргументации. Существует также другая классификация: поэтические суры: 96, 74, 111, 106, 108, 104, 107, 102,105, 92, 90, 94, 93, 97, 86, 91, 80, 68, 87, 95, 103, 85, 73, 101, 99, 82, 81, 53, 84, 100, 79,77, 78, 88, 89, 75, 83, 69, 51, 52, 56, 70, 55,112,109, 113, 114, 1. Миссианские суры (в смысле миссии Мухаммеда): 54, 37, 71, 76, 44, 50, 20, 26, 15, 19, 38, 36, 43, 72, 67, 23, 21, 25,17, 27,18. И пророческие суры: 32, 41, 45, 16, 30, 11, 14, 12, 40, 28, 39, 29, 31, 42, 10, 34, 35, 7, 46, 6, 13. К тому же Коран совершенно бессистемен и тавтологичен. Об этом можно судить по таким, например, аятамперлам: «О ты, посланник Аллаха! Передай людям то, что тебе было низведено твоим Господом... Если же ты не сделаешь этого, то ты не передашь Послания Господа и тем не выполнишь своей миссии. Ведь тебе было поручено передать его» (К.5:б7). Иными словами: передай послание, а если не передашь, то не передашь, ведь тебе было поручено передать. Объяснение этой совершенно бессмысленной тавтологии толковниками Корана говорит только о том, что на месте Мухаммеда они выразились бы гораздо яснее его. В некоторых сурах отсутствие последовательности повествования доходит до того, что совершенно невозможно определить, о чем и, главное, что говорится. «Мы уверенны, что редкий мусульманин и с большим трудом скажет нам, о чем и что именно говорится в 18 главе 82 – 112 ст. Эта неясность мнимо ясной книги, зависящая от малограмотности Мухаммеда, одинаково компрометирует как автора, так и его произведение» 19 Ввиду этого некоторые исследователи приходят к заключению, что необразованность Мухаммеда, таким чудовищным образом запечатленная на страницах «откровения», теперь служит препятствием к образованию мусульман вообще. Просвещение непримиримо с Кораном, и просвещенный мусульманин не может быть истинным мусульманином. (См. Перри – Фогга. Путешествие по Египту, Аравии и Персии.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

За такое предположение говорит и то, что целый ряд глав, стоящих в Коране рядом и принадлежащих разному времени, обозначены буквами X. М., так что невольно предполагаешь, чти эти главы взяты из списка, состоящего из тех же самых глав, какие находятся и в современном Коране, и что в экземпляре, которым пользовались редакторы Корана, главы эти были расположены в том же самом порядке и имели каждая такую отметку. Главы, о которых говорит Нольдеке, в современном Коране известны в числе шести и расположены действительно рядом. Это – 4О, 41, 43, 44, 45 и 46 главы. В ряду этих глав нет только 42 главы, которая имеет свою группу букв. Нольдеке не находит ничего невероятного предполагать, что эти буквы были первоначально только заметками, указывавшими на имя владетеля списка этих глав. Согласно с таким предположением, он и объясняет некоторые буквы следующим образом: напр. буквы А. Л. Р. он считает сокращением собственного имени Аль-3убайра (читать нужно: Аз-Зубайр), который был одним из сотрудников Зейда по редакции текста Корана при халифе Османе; буквы T. X. – сокращением имени Тальха и т. д. Объяснение, представленное Шпренгером относительно букв, стоящих в начале 19-й главы, Нольдеке считает неудовлетворительным вообще и кроме того замечает, что Мухаммед нигде не высказал своего знакомства с историей осуждения Иисуса Христа на смерть и с надписью, сделанною на его кресте Пилатом. Мухаммед никогда не считал Иисуса царем иудейским, а если бы он понимал весь смысл этой иронии, то не преминул бы высказать это прямо в Коране, в обличение иудеев и христиан. Объяснение, или вернее только прием Нольдеке, какой он считал более приложимым к объяснению таинственных букв Корана, не смотря на правдоподобие, и самим Нольдеке не признается, однако окончательным. Он говорит, что самая возможность читать по этому способу различным образом эти знаки, делает все сомнительным, ненадежным 49 . Такая осторожность Нольдеке делает ему честь, а самое объяснение его заслуживает вероятия. Каждый может убедиться, что буквы эти имели до некоторой степени влияние на распределение глав Корана, потому что эти буквы встречаются большею частью не в одиночных главах, а в целых группах глав, которые при том почти всегда расположены строго последовательно, одна за другою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010