Предназначение человека по отношению к самому себе в Коране открыто не так явно, как в Библии. Однако и здесь мы найдем ряд стихов, которые напоминают мусульманину о терпении, молитве, вере, добрых делах, и вот некоторые из них: «Терпи же, что они говорят, и прославляй хвалой Господа до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй Его и среди дня, – может быть, ты будешь доволен … И стремись в том, что даровал тебе Аллах, к жилью последнему! Не забывай своего удела в этом мире и благодетельствуй, как благодетельствует тебе Аллах, и не стремись к порче на земле. Поистине, Аллах не любит сеющих порчу!.. Ваши богатства и ваши дети – не то, что приближает вас к Нам приближением, разве только тех, которые уверовали и творили благое. Эти – для них воздаяние двойное за то, что они делали; они в горницах покойны» (Коран 20:130; 28:77; 34:37). В этой связи нельзя забывать ещё и о таком понятии, как джихад 40 , то есть, в исходном значении, противодействии своим духовным порокам (например, лживости, склонности к обману, развращенности и т.д.). Но и эти обязательства мусульманина пограничны с плоскостями предназначения по отношению к Богу и по отношению к творению. В православии же человек призван исполнять заповеди Господа Иисуса Христа: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф. 22:37–40 ) и возрастать в любви, посредством которой он, соединяясь с Господом Богом, обретает вечное блаженство: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди… Кто говорит я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( Ин.14:15 ; 1Ин.4:20 ). Ещё предназначение человека по отношению к самому себе состоит в том, чтобы «через раскрытие сил и способностей, через деятельное устремление и приближение к Первообразу достичь полной, возможной для конечного существа, меры богоподобия, то есть теснейшего соединения с Богом» 41 . В этом соединении открывается путь к обóжению всего мира, так как учение об образе Божием равно относится как к душе человека, так и к его телу. То есть в православии, в отличие от ислама, человек предназначен к причастию Божественному естеству, а вместе с тем и к возможности участия в Божественном блаженстве.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Что касается сказания 3 суры, то оно своими отступлениями от 19 суры указывает на знакомство Мухаммед с арабским Евангелием детства Спасителя и с Евангелием о рождении Святой Марии. В последнем благовествование ангела передано приблизительно также полно, как в 3 суре, и не указано место Благовещения. Очень может быть, что Мухаммед при обнародовании 3 суры слышал еще сказание Св. Луки. Мы предполагаем так на том основании, что: а) в 3 суре, как и в Евангелии Св. Луки, не указано место Благовещения; б) составитель сказания 3 суры приобрел некоторые сведения из Евангелия; так он знал уже о христианском названии повествуемого им события: ангел был послан к Марии затем, чтобы «благовествовать о Слове Божием», а благовестие, по мнению толковника Хазина, означает «добрые вести человеку, которыми он радуется», потому кораническое выражение: «Мария, Бог благовествует тебе» у Хазина переводится в такой форме: «Мария! Бог благовествует тебе радостную весть свою». в) Благовествование, и вообще весь ход события, очень близки к Евангелию. Ангел говорит Деве Марии. в Евангелии в Коране И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида Отца Его. И будет царствовать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца Лк. 1:31–33 . Бог благовествует тебе о Слове своем; имя ему Мессия Иисус, сын Марии; Он будет славен в сей жизни и будущей; будет один из Приближенных. В колыбели будет говорить с людьми, как полновозрастный, будет одним из праведников К3:40–41. Мухаммед до конца выдержал слова ангела по Евангелию Св. Луки и только изменил, по вине ли передавших ему это событие, или сам сознательно, название Иисуса Христа «Сын Вышнего» на название «Слово, Мессия», умолчал о царском достоинстве Его, и заметил только о близости Его к Богу и праведности. В одном месте, где ангел пророчествовал о способности Иисуса говорить в колыбели, Коран приближается, как увидим после, к арабскому Евангелию Детства Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Сердца наши покрывалами закрыты от того, к чему ты призываешь нас; в ушах наших глухота; между нами и тобой завеса (Коран 41, 4). То же случалось, говорит Мухаммед, и с другими пророками. Ной, например, говорит: Каждый раз, как я призывал их, они пальцами затыкали себе уши, закрывались одеждами, упорствовали и надменно надмевались (Коран 71, 6). Мухаммеда называли чародеем (Коран 10, 2; 38, 3), беснующимся (Коран 44, 13; 68, 51; 15, 6), лжецом (10, 2). Соответствующими именами клеймили и Коран его. С другими пророками, по словам Корана, то же случалось. Ною говорили: ты беснующийся (Коран 54, 9), ты лжец (Коран 7, 62); Моисея называли при египетском дворе тоже и беснующимся, и чародеем, и лжецом, и волшебником (Коран 5, 39; 26, 26; 27, 13; 40, 25; 43, 48). Мухаммеду, как мы видели, больше всего вредили богачи, старейшины и вообще люди влиятельные. И о других пророках он тоже думал, что им причиняют обиды и противление старейшины и начальники. Старейшины именно сказали Шогаибу: Или мы тебя выгоним, VIUorauб, u bepyющux с тобою, или возвратись к нашей вере (Коран 7, 86). Точно также о Салихе: Старейшины, которые считались великими в народе своем, сказали тем, которые считались малыми; тем из них, которые уверовали: знаете ли вы, что Салих послан от Господа своего?.. Мы отвергаем то, во что веруете вы! (Коран 7, 73–74 155 . Проповеди Ноя опять мешают те же начальники (Коран 23, 24–34), так что он жаловался на них Богу: Господи мой, говорит он в Коране, они воспротивились мне и последовали тем, в которых имущество и дети их увеличивают заблуждение (Коран 71, 20). Мухаммед возненавидел от всей души знатных людей в Мекке. Он им сулил только быть растопкой огня в геенне; в уста бедных и послушных им людей он вложил молитву сделать муку их вдвойне сильнейшую в сравнении с их мукой. И другие пророки у него не могли воздержаться от такой злобы против вельмож. Моисей, например, так о них рассуждает и молит Бога: Господи наш! Ты Фараону и его вельможам доставил великолепие и богатство в здешней жизни для того, Господи наш, чтобы удалились они от пути твоего; Господи наш, уничтожь богатство их, ожесточи сердца их, чтобы не уверовали они дотоле, покуда не увидят болезненного наказания (Коран 10, 88–89).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

То, что Коран – не Слово Божие, по мнению византийских полемистов, следовало из истории составления и редактирования Корана, а также структурного и формального отличия Корана от Библейских книг. Также они указывали на противоречие Корана Библии, наличие в нем исторических и естественно-научных ошибок, внутренних противоречий при декларируемом их отсутствии, и в целом неподобающее Богу учение. Мусульмане предлагают несколько критериев, руководствуясь которыми, по их мнению, можно убедиться в том, что Коран есть священное писание. В христианской апологетической литературе выработалась критика этих мусульманских аргументов. Ниже будет кратко представлен обзор этих мнений. Первый, предлагаемый в исламе критерий – непротиворечивость. В Коране сказано: «Разве же они не размыслят о Коране? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы там много противоречий» (Коран 4.82). Христианские авторы замечали по этому поводу, что не могут признать этот критерий основательным, поскольку есть много написанных людьми книг, в которых противоречия отсутствуют. Отсутствие противоречий говорит лишь о хорошей работе автора, а не о том, что он является Богом. Также критики указывали, что Коран все равно не соответствует этому критерию, поскольку противоречия в нем есть. Так, длительность Судного дня в одном месте определяется в тысячу лет (Коран 32.4), а в другом – в пятьдесят тысяч лет (Коран 70.4). Также и в 50.37 говорится, что творение неба и земли закончилось в шесть дней, а в 41.8–11 говорится о восьми днях. В 17.105 сказано, что фараон был потоплен, а в 10.90–92, что он обратился и был спасен. В книге Исход (24:7) написано, что на горе Синай израильтяне пообещали Моисею: Все, что сказал Господь, сделаем, и будем послушны, но в Коране говорится, что когда их призвали повиноваться закону Божию на горе, они ответили: «Мы слышали, но не повинуемся» (Коран 2:93). А в другом месте: «Из иудеев некоторые искажают слова [Писания] на их местах и говорят: Мы слышали, но не повинуемся» (Коран 4:46). Как видно, одни и те же слова в первом месте книги выдаются за слово Аллаха, а во втором – за человеческие искажения. Разве это не противоречие?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

АФ – Это смелое утверждение, и мусульмане безоговорочно этому верят. ДС – Абсолютно! Я не знаю ни одного мусульманина, который не согласился бы с этим… Кроме, разве что либеральных мусульман, но он – не единственный. Давайте посмотрим на следующий слайд Сюзанна Ханиф «Коран – единственное в истории человечества Богодухновенное Писание, которое сохранилось до наших дней в совершенной исходной форме». Сюзанна Ханиф. Что каждый должен знать об исламе и мусульманах (Чикаго: Публикация Кази, 1979), стр.18–19. Сюзанна Ханиф, которая обратилась в мусульманство… Она говорит: «Коран – единственное в истории человечества Богодухновенное Писание, которое сохранилось до наших дней в совершенной исходной форме». АФ – Мне нравится ее формулировка. Получается, что есть и другие Богодухновенные книги, но Бог, почему-то не стал следить за тем, чтобы они сохранились… ДС – … а это (Коран) единственное, на которое Он уделил свое внимание. Весьма интересно потому, что это противоречит словам Корана. В Коране есть четыре места К4:82; 6:114; 14:89 и 41:3. Все они говорят о том, что Коран понятен и ясен… Да, имеется в виду Коран на исходном арабском языке, однако, идея о сохранности не существует в самом Коране! Сам Коран такого не утверждает! АФ – Мало того Коран говорит о сохранении других книг. ДС – Вот пожалуйста, так же написано о том, что, если у мусульман есть вопросы они должны обращаться к более ранним Писаниям. Об этом говорит К10:94; 21:7 «Идите к людям Писания» – это мы, христиане и евреи, потому, что Тоурат и Инжиль были даны и для них. АФ – Верно. ДС – К4:136 говорит о том, что и Коран, и предыдущие книги были даны для мусульман. АФ – И там ясно сказано, что даровал их по сути сам Аллах. Это, слова самого Бога, и христианские, и еврейские Писания. ДС – Мне очень нравится К29:46. Одно из моих любимых. В нем написано: «не спорьте с христианами». С нами даже спорить на эту тему нельзя! Мне нравится этот стих и, я его часто использую! Почитайте-ка свои Писания! На эту тему Вам и спорить нельзя… А затем К5:46–47 и 5:68. Тут очень четко сказано, что нам нужно обращаться к своему Писанию и, что нам нужно судить на основании нашего Писания.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

По тонкому замечанию Герхарда Нельса, «мы хотели бы понять, каким образом божественное откровение может быть уточнено. Мы ведь ждем, что оно будет совершенным и истинным с самого начала» (Nehls, 11). Некоторые мусульмане, как Али, утверждают, будто бы доктрина отмены сводится просто к «развертыванию откровения», когда одна и та же Божия истина адаптируется для разных людей, живущих в разное время. «Но в суре 2:100/106 (об отмене) говорится о культурно адаптированном или развертывающемся откровении применительно не к священным текстам, данным до Мухаммеда, а только к стихам самого Корана!» (Nehls, 12). Понятие развертывающегося откровения имеет смысл, когда Бог последовательно раскрывает Себя на протяжении свыше 1500 лет, как это происходит в Библии. Однако в Библии речь идет о прояснении или развитии предшествующего учения, а не внесении исправлений, и уж тем более не в течение двух десятков лет. Особенно это различие показательно с учетом того факта, что в Коране исправляющие стихи нередко следуют почти сразу за исправляемыми. Более того, есть стихи, которые, по-видимому, просто забыли исправить. В суре 7:52/54 (и Коран, сура 32:3/4) нам сказано, что мир был сотворен за шесть дней. Но в стихах Коран, сура 41:8–11/9–12 сказано, что сотворение мира заняло у Бога восемь дней (два плюс четыре плюс два). Разве может и то, и другое быть истиной? В Коране также провозглашается, что люди сами несут ответственность за свой выбор (Коран, сура 18:28/29), однако указано, что Бог заранее предопределил участь всех людей: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит разверстой» (Коран, сура 17:14/13; см. также Коран, сура 10:99–100/99–100). Даже если Коран был бы последователен, внутреннее единство или последовательность являются, в лучшем случае, негативным критерием истинности, а не позитивным. Разумеется, если Книга пришла от Бога, Который непогрешим, в ней не будет противоречий. Тем не менее одно только то, что книга не содержит в себе противоречий, еще не означает, что ее продиктовал Вог. Как справедливо подметил Джон У. Монтгомери (Montgomery), евклидова геометрия внутренне непротиворечива, но это не повод называть ее божественно авторитетной (Montgomery, 94).

http://azbyka.ru/koran-predpolagaemoe-bo...

Вследствие гордости аристократов Мекки и антагонизма, какой существовал у них к простому народу, они, как мы знаем, держались такого убеждения, что пророк должен происходить из знатного рода, должен отличаться от обыкновенных смертных богатством и какими-нибудь знамениями Божиими. О Мухаммеде же они говорили: что это за посланник? Он такой же, как все; если бы у него были сокровища, сады, источники? если бы с ним явился ангел? и т. п., Мухаммед успокоивал себя и возражал врагам, что все посланники, каких Бог посылал прежде него, были обыкновенные люди, они ели пищу, ходили по рынкам и т. п. (Коран 25, 22). Вот почему в Коране всем пророкам делали такие же наивные возражения их современники, какие самому Мухаммеду; и пророки так же отвечают на возражения, как он. Так, читаем мы: Посланникам говорили: вы только люди такие же, как мы, покажите же нам очевидное уполномочение... Посланники же отвечали им: мы только люди такие же, как вы, но Бог благодетельствует тому из рабов своих, кому хочет, мы можем показать уполномочение только по изволению Божию (Коран 14, 12–14). В частности, Ною старейшины неверующих в народе сказали: видим, что ты человек такой же, как и мы; также видим, что тебе последуют самые презренные между нами, скитальцы по своим мыслям (Коран 11, 29); и народу эти же старейшины сказали о Ное: Он такой же человек, как и вы; ест то же, что едите вы; пьет то же, что пьете и вы; так, если будете повиноваться такому же человеку, как и сами вы, то подлинно будете несчастны (Коран 23, 34–36): Бог, если бы хотел, ниспослал бы ангелов (Коран 23, 24). А Ной сам по поводу этих сетований, по словам Мухаммеда, отвечал: Ужели вам удивительно, что к вам от Господа вашего приходит учение чрез человека из среды вас?.. (Коран 7, 61). Точно то же повторяется у Гадян и Фемудян с их пророками. Они говорили: Господь Наш, если бы восхотел, верно ниспослал бы ангелов; а то, с чем присланы вы, мы отвергаем (Коран 41, 13). Пророки защищаются, как Мухаммед и Ной. Гуд, напр., сказал народу:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Мысль о том, что учение Корана изложено на скрижали, хранимой на небе, повторено еще в гл. 85, ст. 21–22. Но неверующие возражали: «О, если бы Коран был ниспослан ему в полном составе одновременно?» (Гл. 25, ст. 34). Жители Мекки возражали и против того, что Коран ниспослан Мухаммеду на понятном для всех местном языке... Но Мухаммед от имени Божия отвечал на это возражение: «Если бы Мы изложили его на иностранном языке, они непременно сказали бы: о, если бы его знамения были изложены ясно! Иностранная речь тоже ли, что и арабская? Скажи: для верующих Коран – руководство и врачевство, а у неверующих в ушах глухота: Коран для них непроглядная темнота: они подобны тем, которым кричат из отдаленного места... (Гл. 41, ст. 44–45). Противниками Мухаммеда было, по-видимому, распространено мнение, что свитки Моисея не были подлинны и что ему были сообщены Богом на скрижалях только десять заповедей, а не весь Закон (гл. 32, ст. 23–25). И хотя Мухаммеду было открыто, что Тора не была письменно сообщена Моисею, он уже не мог взять обратно свое утверждение о том; но так как его противники оставались при своем требовании, то Мухаммед надумал им лучший ответ: «Неверные из знающих писание и из многобожников не разделялись в вере, пока не пришла к ним «очевидность» – посланник от Бога, читающий чистые свитки, в которых праведные писания. Те, которым было дано писание, разделились только после того, как пришла к ним очевидность» (гл. 98, ст. 1–3 и сл.). Мухаммед, вследствие неполной осведомленности своей в вопросах религии, особенно когда нужно было касаться и других религий (еврейской и христианской) высказывал нередко ошибочных мнений, от которых должен был потом отказываться, или изменял обнародованные уже постановления. Такими разноречиями в своих откровениях он колебал веру своих слушателей в истинность проповедуемой им религии: поэтому слушатели его проповедей высказывали желание получить такое откровение, которое не подвергалось бы никакому изменению. В 32-й главе Корана он начинает с заверения слушателей в том, что относительно откровения его не должно быть сомнения, что оно исходит от Господа миров: «Скажут ли они, что он сам выдумал его? Нет, Коран – истина, исходящая от Господа»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Рабы мои! – говорит он – вы, которые неправильно употребляли свои силы! не отчаивайтесь в милости Божией: Бог прощает все грехи, потому что Он прощающий милосердный (Коран 39, 54). Только те, которые сами, без всякого внешнего побуждения, отступали от Мухаммеда, прогневляли его; впрочем, о покаянии их он и не сказал ничего, потому что не ожидал его от них. Зато всем вообще он позволил лицемерить, как скоро приходилось им терпеть стеснение и подвергаться опасности отпасть. Так, он этих лицемеров выделяет из числа отступников и, все равно, называет их твердыми в вере: Над теми, которые отрекутся веровать в Бога после того, как они веровали в Него, – не над теми, которые приневолены будут к тому, тогда как сердца их тверды в вере, а над теми, которые сами душу свою откроют для неверия – над теми пребудет гнев Бога (Коран 16, 108). Наконец, вот еще черта в нравственном учении Мухаммеда, характерная только для Меккского периода его деятельности, – это признание за человеком свободы в действиях и ответственности за них. Призывая всех к самодеятельному исполнению добродетелей и к принятию ислама, он ясно учил, что злые люди будут наказаны за свое зло и нечестие, а добрые получат награду за свое добро. Тем, говорит он, которые веруют и делают добро – награда неистощимая (Коран 41, 7). Кто делает доброе, делает то для себя самого; а кто делает злое, также для себя (Коран 41, 46)=(45, 14). Для каждой души залогом за нее то, что она усвоила себе (Коран 74, 41). Эту мысль ответственности каждого человека за свои дела Мухаммед под влиянием особого обстоятельства повторял очень часто и почти в одинаковых выражениях. Именно, неверные говорили: если только от нас самих зависит наше спасение, то к чему же ходатаи, которым мы молимся? Разве они нам не помогут? – и далее убеждали уверовавших в Мухаммеда, говоря: „если он, т. е. Мухаммед, не верует в ходатаев, то ему нельзя верит; откажитесь от него, мы за вас отвечаем, возьмем ваши грехи на себя“ 129 . В самом Коране мы читаем такие рассуждения арабов. Неверующие, напр., говорят верующим:

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

По тонкому замечанию Герхарда Нельса, «мы хотели бы понять, каким образом божественное откровение может быть уточнено. Мы ведь ждём, что оно будет совершенным и истинным с самого начала» (Nehls, 11). Некоторые мусульмане, как Али, утверждают, будто бы доктрина отмены сводится просто к «развёртыванию откровения», когда одна и та же Божия истина адаптируется для разных людей, живущих в разное время. «Но в суре 2:100/106 (об отмене) говорится о культурно адаптированном или развёртывающемся откровении применительно не к священным текстам, данным до Мухаммеда, а только к стихам самого Корана!» (Nehls, 12). Понятие развёртывающегося откровения имеет смысл, когда Бог последовательно раскрывает Себя на протяжении свыше 1500 лет, как это происходит в Библии (см. откровение разведывающееся). Однако в Библии речь идёт о прояснении или развитии предшествующего учения, а не внесении исправлений, и уж тем более не в течение двух десятков лет. Особенно это различие показательно с учётом того факта, что в Коране исправляющие стихи нередко следуют почти сразу за исправляемыми. Более того, есть стихи, которые, по-видимому, просто забыли исправить. В суре 7:52/54 (и Коран, сура 32:3/4) нам сказано, что мир был сотворён за шесть дней. Но в стихах Коран, сура 41:8–11/9–12 сказано, что сотворение мира заняло у Бога восемь дней (два плюс четыре плюс два). Разве может и то, и другое быть истиной? В Коране также провозглашается, что люди сами несут ответственность за свой выбор (Коран, сура 18:28/29), однако указано, что Бог заранее предопределил участь всех людей: «И всякому человеку Мы прикрепили птицу к его шее и выведем для него в день воскресения книгу, которую он встретит разверстой» (Коран, сура 17:14/13; см. также Коран, сура 10:99–100/99–100). Даже если Коран был бы последователен, внутреннее единство или последовательность являются, в лучшем случае, негативным критерием истинности, а не позитивным. Разумеется, если Книга пришла от Бога, Который непогрешим, в ней не будет противоречий. Тем не менее одно только то, что книга не содержит в себе противоречий, ещё не означает, что её продиктовал Бог. Как справедливо подметил Джон У. Монтгомери (Montgomery), евклидова геометрия внутренне непротиворечива, но это не повод называть её божественно авторитетной (Montgomery, 94).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010