Тогда, по словам Спасителя, речет царь слугам (своим): связавше ему (непотребному рабу) руце и нозе, возмите его и вверзите во тьму кромешную: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф.22:13 ). И послет Сын Человеческий Ангелы Своя, и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззакония: и ввергнут их в пещь огненну: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф.13:41:42 ). Тогда обитатели ада закричат обитателям рая (т. е. грешники праведным): пролейте на нас немного воды ( =излейте сверху вниз). Это показывает, по замечанию Бейзави, что рай находится над адом (сур. 7:48). Эта картина христианского происхождения. Так, богатый «во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама издалеча и Лазаря на лоне его: и возглашь, рече: отче Аврааме, помилуй мя, и посли Лазаря, да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду в пламени сем ( Лк.16:23:24 ). В учении Корана о блаженстве праведников мы находим почти единственную мысль, заимствованную Мухаммедом из Христианства, именно мысль, заключающуюся в словах Апостола Павла: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). Это изречение Апостола, указывающее на превосходство благодатных даров Божиих в Новозаветной Церкви над дарами Церкви Ветхозаветной, и нередко употребляемое Христианскою Церковию для указания на степени блаженства праведников в будущей жизни, применено в Коране к будущей жизни следующим образом: «никакая душа не знает, что скрыто для добродетельных из наслаждения глаз (сур. 32:17); но искаженное в Коране, оно почти буквально передано Мухаммедом в его устном предании, которое толкователь Бейзави приводит для объяснения этого коранического места. «Бог, читаем в этом предании, сказал: «Я приготовил для благочестивых рабов Моих то, что глаз не видел, ухо не слышало, и на сердце человеку не приходила какая-нибудь вещь, которую Я открою им (благочестивым)» Не можем не заметить здесь, что эта мысль, как чуждая Мухаммеду и случайно занесенная им в Коран, получила у него в учении о блаженстве рая слишком далекую от христианского учения обстановку; вместо высшего духовного блаженства в Коране явилось изложение грубо-чувственных наслаждений, какие фантазия Мухаммеда измыслила для последователей ислама .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Но если она ничего не говорит словом создания, то она говорит все, что говорит с помощью собственного слова. Таким образом одним и тем же словом высшая премудрость выражает (говорит) себя самое и все то, что она создала». (Цит. у проф. А. Л. Погодина. Язык как творчество. Происхождение языка. Харьков. 1813, Стр. 381=Вопросы теории и психологии творчества, том IV). (Здесь у Ансельма Кентерберийского нащупывается то различение, которое в софиологии устанавливается между Софией Божественной и тварной, предвечным первообразом твари и её тварным бытием в становлении). Г. Саблуков. Сличение магометанского учения о Именах Божиих с христианским о нём учением. Казань 1872. Магометане, веруя в Бога, свои понятия о нём разделяют на две категории: на имена Божии и на свойства Божии, что видно из следующих слов исповедания веры (имае мюдммаль): «верую в Бога, как Он есть со своими именами и своими свойствами» (l). Имена Божии известны под названием прекрасных имен Божиих, причём есть одно особое имя, которое они называют великим именем Божиим. «У Бога есть прекрасные имена. Ими призывайте Его и оставьте тех, которые спорят о именах Его» (Коран 7, 179). Прекрасных имен Божиих 99, что подтверждается словами Магомеда. Однако некоторые, не довольствуясь этим, доводят число прекрасных имен до 1001, были и такие содержательные аскеты, которые доводили эти число до 4000 (стр. 314). Вот список 99 прекрасных имен, как он излагается по книге Мишкят-уль-мусабир, «ниш для светильников», написанный на арабском языке Эд-дином Мохаммедом бен-Абдулла Тебризским, жившим в XIII столетии, в главе 66: Бог, кроме которого нет никого достопоклоняемого, есть: 1) Милостивый, 2) Милосердый, 3) Царь, 4) Святой, 5) Умиритель, 6) Верный, 7) Защитник, 8) Державный, 9) Крепкий, 10) Превознесенный, 11) Зиждитель, 12) Творец 13) Образователь, 14) Охотно-прощающий, 15) Покоряющий, 16) Дарующий, 17) Снабжающий, 18) Открывающий, 19) Знающий, 20) Берущий, 21) Наделяющий, 22) Унижающий, 23) Возвышающий, 24) Возвеличивающий, 25) Уничтожающий, 26) Слышащий, 27) Видящий, 28) Судия, 29) Правосудный, 30) Милующий, 31) Ведающий, 32) Кроткий, 33) Верховный, 34) Прощающий, 35) Благотворитель, 36) Вышний, 37) Великий, 38) Наблюдающей, 39) Назирающий, 40) Защититель, 41) Величественный, 42) Щедрый, 43) Страж, 44) Внимающий, 45) Объемлющий, 46) Мудрый, 47) Любящий, 48) Славный, 49) Воскрешающий, 50) Свидетель, 51) Истинный, 52) Попечитель, 53) Сильный, 54) Непоколебимый, 55) Помощник, 56) Хвальный, 57) Наперечетзнающий), 58) Возобновляющий, 59) Возвращающий, 60) Оживляющий, 61) Умерщвляющий, 62) Живой, 63) Присносущий, 64) Обретающий, 65) Досточтимый, 66) Единичный, 67) Единый, 68) Нетленный, 69) Мощный, 70) Могущественный, 71) Претворяющий, 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Джонатан Уайльд – знаменитый разбойник, повешенный в 1725 г. Герой романа Г. Филдинга (1707—1754) «История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого» (1743). 31 …будешь поэтом-лауреатом. – Поэт-лауреат – пожизненное почетное звание; присваивается выдающимся поэтам Великобритании. 32 Псы будут лизать кровь. – Из пророчества Ахаву, царю Израильскому. 2-я Кн. Царств., 21, 19. 33 Львы будут выть на холмах. – Контаминация несколких библейских цитат. 34 …казнили торквемады. – Речь идет о Томасе де Торкемада (1420—1498, традиц. – Торквемада), испанском великом инквизиторе. Честертон намекает на то, что ирландцев, верных католичеству, обвиняют в фанатизме и жестокости. 35 Глас народа – глас Божий. – Изречение восходит к дидиактической поэме Гесиода «Труды и дни» (конец VII – начало VI в. до н.э.). Латинский перевод впервые у Сенеки-старшего (57 г. до н.э. – 39 г. н.э.), «Риторика», I, 1. 36 …имя Змиеборца. – Речь идет о святом Георгии, святом патроне Англии, по преданию – убившем дракона (змия). В местах, описанных в романе, сохранился кабак XVI в. с геральдическим знаком св. Георгия. 37 «Где статуя Аллаха?» – В исламской традиции возбраняется изображать Аллаха; нарушение запрета карается смертью. 38 Закон – это Аллах. – Коран, основной закон мусульман, считается прямой речью Аллаха, обращенной к Мухаммеду. 39 Библейская критика – здесь: распространенная (особенно в протестантской теологии) традиция научного разбора текстов Писания, стремящаяся выявить (и устранить) расходящиеся друг с другом трактовки важнейших событий священной истории. 40 Варфоломеевская ночь – массовая резня гугенотов католиками в ночь на 24 августа 1572 г. в париже; организована Катериной Медичи и герцогами де Гиз. 41 Сентябрьские убийства – эпизод истории французской революции (1792). После восстания 10 августа производились массовые аресты «подозрительных». Когда тюрьмы переполнились, в места заключения стали впускать наемных убийц, устроивших кровавую расправу над безоружными людьми. 42 Строки о сынах Велиара. – Велиаром (Велиалом) называют в Библии зло, безбожие, тем самым – Сатану. О сыне Велиара говорится в 1-й Кн. Царств., 25, 17; о детях Велиара – Суд.,19, 22. «Снуют//Гурьбою Велиаровы сыны//Хмельные, наглые; таких видал Содом…» – строки из Мильтона («Потерянный рай», Кн. 1-я. Перев. Арк. Штейнберга). 43

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

70 В 60 гл. имя Ноя не упоминается; но что здесь рассказ ведется не от лица Еноха, видно из 8 стиха; кроме того хронологические даты 1-го стиха никак не могут относиться к Еноху, тогда как с обстоятельствами жизни Ноя они могут быть вполне согласными (ср. Быт.7:11 ). 71 В 9 гл. ангелы называются именами: Михаил, Гавриил, Суръйян и Уръйян, а в 10–й: Михаил, Гавриил, Руфаил и Арсъйялайюр. 72 Во втором отделе упоминаются имена ангелов Уриила, Руфаила, Рагуила и Михаила (19:1; 22:6; 23:4; 24:6), а в третьем – имена Михаила, Руфаила, Гавриила и Фануила. 74 Если Дилльман указывает на то, что в первом отделе начальником падших ангелов называется Семъйяза (6:3, 7), а в остальной книге Азазел (54:5; 55:4), то это не вполне справедливо: и в первом отделе Азазел играет иногда роль главного начальника (9:6; 10:4). 77 Оберлен, Пророк Даниил и Апокалипсис св. Иоанна, русский перевод протоиерея Романова, Тула, 1882. 78 Дилльман (Buch Henoch, стр. XXXIII) и Филиппи (Buch Henoch, стр. 12) объясняют частые повторения в книге Еноха таким образом: «автор не любит исчерпывать зараз известный предмет в одном месте, но имеет привычку возвращаться к нему в других отделах и прибавлять постоянно нечто новое». 79 А. Гассиев, «Коран, его происхождение и образование», в Труд. Киевск. Акад. 1870 г. т. IV, стр. 282–283. 82 Космос, опыт физического мироописания, русск. перев. Ник. Фролова, изд. 2-е, Москва 1862, ч. II, стр. 41, 42. 83 В Завете Иуды книга Еноха называется βιβλα ’Ενχ το δικαου, у Оригена – libelli Enoch, а Георгий Синкелл упоминает о первой книге Еноха (και τατα μν κ το πρτου ββλου το ’Ενχ); Fabricius, Codex pseudepigraphus Vet. Testam., стр. 163, 174, 179 и 198. 87 Люкке защищал христианское происхождение книги Еноха в первом издании своего сочинения (Einleitung in die Offenbarung des Johannes, 1832), а во втором издании он отказался от этого взгляда. 88 Jésus–Christ et les croyances messianiques, стр. 22; см. Прессансе, Иисус Христос и Его время, Петрб, 1871, стр. 100; Б. Бауер (Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker, B. I, Anhang, стр. 402) признает в книге Еноха существование христианских интерполяций.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И опять мы видим, что не существует никаких противоречий между синоптическими Евангелиями. Просто Матфей добавил несколько подробностей, поскольку имел возможность наблюдать развитие тех или иных событий непосредственно. Это было одним из многих пророчеств, исполненных Иисусом. Он исполнял пророчества, которые находились под Его контролем, а также те, которыми не мог управлять: такими, например, как время и место Своего рождения (Даниил 9:24–26, Михей 5:1–2, Матфея 2:1–6), а также воскресения (Псалом 15:10, Деяния 2:24–32) – и это только два из них. Некоторые мусульмане полагают, что в Таурате есть ссылка на пророчество, о котором говорит Коран в суре 7:157 и 61:6, где говорится о Мухаммаде. Ну что же, у них есть это единственное место в Коране, в то время как пророчеств об Иисусе было великое множество. 37. Как Симон Петр узнал, что Иисус был Христос: из откровения свыше (Матфея 16:17) или от своего брата Андрея (Иоанна 1:41)? (категория: чрезмерно буквальное толкование) В Матфея 16:17 акцент делается на то, что Симон не просто услышал эту новость от людей: Бог открыл это Петру. Но откровение, полученное Петром, не означало, что люди не говорили ему о том, что Иисус был Христос. И все же Петр не просто механически повторял то, что сказали ему другие ученики. Он жил и трудился с Иисусом и был абсолютно уверен в том, что Иисус – не Кто иной, как Христос (Мессия), Сын Живого Бога. Иисус ведь не спросил его: “А кто это тебе сказал, что Я – Христос?” Он сказал: “…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…” Утверждение Иисуса значило, что Петр знал это действительно не понаслышке и был абсолютно убежден в том, что это так и есть. 38. Где Иисус впервые повстречал Петра и Андрея: у моря Галилейского (Матфея 4:18–22) или на берегу Иордана (Иоанна 1:42–43)? (категория: неверное прочтение текста) Обвинение основывается на том, что в одном Евангелии говорится о первой встрече Иисуса с Симоном Петром и Андреем у моря Галилейского, а другое – на берегу реки Иордан. Мягко говоря, обвинение это не стоит и выеденного яйца, так как разные авторы рассказали историю с разных сторон. И оба они – правы. 

http://azbyka.ru/101-mnimoe-protivorechi...

2. Там же, с. 96. 3. Там же, с. 96. 4. Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990. С. 28. 5. Журавский А.В. Христианство и Ислам. М., 1990. С. 33. 6. Грюнебаум Г.Е. Классический Ислам. М. , 1986. С. 25. 7. Там же, с. 22. 8. Ислам: Энциклопедический словарь. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. С. 157. 9. Там же, с. 146. 10. Там же, с. 239. 11. Родионов М. А., Серебрякова М.Н. Традиционное мировозрение у народов Передней Азии. М., 1992. С. 14. 12. Ислам. Энциклопедический словарь. С. 75. 13. Корейшиты (курейшиты) – это жреческое племя, которое владело ключами от Каабы, передавая из поколения в поколение своим потомкам. 14. Соловьев В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. С Пб., 1902. С. 13. 15. Там же, с. 22. 16. Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 37. 17. Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С. 656. 18. Ислам. Энциклопедический словарь. С. 232. 19. Климович Л.И. Книга о Коране. М.,1986. С. 44. 20. Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М., 1994. С. 25. 21. A.A. Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, Bethany House Publishers, 1980, 292. 22. Там же, с. 26–27. 23. Там же, с. 292. 24. Там же, с. 26. 25. Там же, с. 30. 26. Беленький М.С. Иудаизм. М., 1974. С. 74–75. 27. Прозоров С.М. Хрестоматия по исламу. М. , 1994. С. 25. 28. Климович Л.И. Книга о Коране и его происхождении и мифологии. М.,1988. С. 48. 29. Крачковский И.Ю. Коран. М., 1986. С. 552. 30. Ислам. Энциклопедический словарь. С. 239. 31. A.A.Abdul-Hagg, “Sharing Your Faith with a Muslim”, Bethany House Publish., 1980, 11. 32. Там же, с. 15. 33. Там же, с. 17. 34. Там же, с. 13. 35. Там же, с. 13. 36. Там же, с. 13. 37. Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. М., 1990. С. 51. 38. Шантепи де ля Соссей Д.П. Иллюстрированная история религий. С.-Пр. монаст., 1899. С. 335. 39. Бессам М.М. Библия и Ислам. М., 1996. С. 69. 40. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. IV. С. 178. 41. Там же, с. 185. 42. Там же, с. 181. 43. Там же, с. 181. 44. Там же, с. 182.

http://azbyka.ru/iisus-xristos-v-islame

160 Коран, гл. 13, ст. 38. Это изречение вложено М. Горьким в уста татарина («На дне») и послужили поводом к полемике Рус. Богатства с Миром Божиим. 172 Ученый индийский мусульманин Мир-Али (как сообщает г. Гаспринский), издавший в 1902 г. в Берлине русский перевод своей книги «Жизнь и учение Мухаммеда, или дух ислама» (стр. 1–437). 176 В Мекке Мухаммед оставил неприкосновенными Каабу и обряды хаджа, а в Медине, в подражание иудеям и христианам, установил пост и допускал сначала обращение лица к иерусалимскому храму во время молитвы. (См. подробно в Миссионерском противомусульманском сборнике, вып. 178 Разумеются мусульманские восстания в разных странах см. главу X в соч. Н. Ф. Дубровина «История Крымской войны и обороны Севастополя». Том I. (С.-Петербург, 1900) и описание Андижанского восстания в 1898 г. 179 Жизнь и учение Мухаммеда или дух ислама. Том I, стр. 361 и 362 и вся глава XII. Но автор умалчивает об отношениях мусул. правителей к вероотступникам и к иноверцам: первых побивали камнями, а последних разными стеснениями принуждали к принятию ислама (Гиргас). Автор умалчивает также о зверствах турок по отношению к балканским христианам и к грекам даже в XIX и XX стол., когда турки стали считать себя уже образованным народом и ввели даже конституцию. Напечатано в Тафсире Абдаллы бен-Аббаса (Миср, 1316). Есть и отдельное издание. 181 Главы Корана, в которых нет отменяющих и отмененных стихов, следующие: 1, 12, 36, 49, 55, 57, 61, 62, 66, 67, 69, 71, 72, 77, 78, 79, 82, 83, 84, 85, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99, 100, 101, 102, 104, 106, 107, 108, 110, 111, 112, 113, 114. Шесть глав Корана, в которых есть стихи отменяющие, но нет отмененных, следующие: 48, 59, 63, 64, 65, 87. Сорок глав, в которых есть только отмененные стихи, следующие: 6, 7, 10, 11, 13, 16, 17, 18, 20, 23, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 35, 37, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 46, 47, 50, 53, 54, 60, 68, 70, 75, 76, 80, 86, 88, 95, 109. Главы Корана, в которых содержатся отменяющие и отмененные стихи 2, 3, 4, 5, 8, 9, 14, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 33, 34, 40, 42, 51, 52, 56, 58, 73, 74, 81, 103

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Подобно этому, Бог Корана обращается и к многобожникам: «Истинно, те, которых вы призываете, кроме Бога, суть рабы Его такие же, как и вы: призовите их, – и пусть они дадут ответ вам, если вы правдивы. Есть ли у них ноги, чтобы ходить ими? Есть ли у них руки, чтобы брать ими? Есть ли у них очи, чтобы видеть ими? Есть ли у них уши, чтобы слышать ими? Скажи: призовите признаваемых вами соучастниками Бога и ухитритесь против меня; и давайте мне отсрочки».... (7, 193–194). «Вот неверные ухищряются против тебя, чтобы заключить тебя в оковы, или убить тебя, или изгнать тебя: они ухищряются, и Бог ухищряется; но Бог – самый искусный из хитрецов» (8, 30). «Они хитрили, и Бог хитрил: но Бог – самый искусный из хитрецов» (3, 47). «Скажи: Бог быстрее всех в ухищрениях» (10, 22). «Хитрость во всей своей полноте у Бога» (13, 42). Как далеко уступают все подобные места диалогам из «Потерянного и возвращенного рая» Мильтона! Всемогущество, премудрость и всеведение Бога, когда Коран отступает от Библии , описываются также по народному, Небо стоит и держится без столбов (13, 2; 31, 9); в небесном своде нет трещин (50, 6; 67, 3) и Бог не дает небесам обрушиться (35, 39). Бог премудр и знает все – явное и тайное: «Бог знает, чем беременна бывает каждая мать, насколько сжимается или расширяется утроба ее; у Него каждая вещь бывает по размеру» (13, 9). По Его только знанию, вырастают плоды из своих цветных чашечек, зачинают и родят самки (41, 47). Особенно пластично описаны в Коране рай и ад. В раю текут реки из молока, вина, меда; в раю растут разные плодовые деревья, дающие обильную тень; в раю приготовлены для верующих постели и седалища, украшенные золотом и драгоценными камнями, подушки и ковры, разная посуда для кушаний, чаши и кубки для питий. Вина райские сладки и не опьяняют 188 . Блаженствующие в раю будут одеты в шелковые зеленого цвета одежды и украсят себя золотыми и жемчужными запястьями. Вечно юные мальчики будут разносить им питья, а черноокие девственницы будут их супругами 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

1) Предисловие 7 стихов: гл. 2) Корова 286 стихов; 3) Семейство Имрана 200; 4) Женщина 175: 5) Трапеза, стол 120; 9) Рогатый скот 165; 7) Аль-араф 206; 8) Грабеж, насилие 76; 9) Объявление льгот, привилегий 139; 10) Иона 109; 11 ) Гуд 123; 12) Иосиф 111; 13) Гром и молния 43; 14) Авраам 52; 15) Аль-Гежра (бегство) 99; 16) Пчела 128; 17) Ночной отдых 110; 18) Пещера 111; 19) Мария 80; 20) T. Н. 134; 21) Пророки 112; 22) Паломничество 78; 23) Истинно-верующий 118; 24) Свет 74; 25) Аль-форкан (Коран) 77; 26) Поэты 227; 27) Муравей 93; 28) Легенда 87; 29) Паук 69; 30) Греки 60; 31) Lokman 34; 32) Поклонение 29; 33) Союзники 73; 34) Саба 54; 35) Творец (ангелов) 45; 36) V. S. 83; 37) Принадлежащие к известным классам общества 182; 38) S. 86; 39) Толпа народа 75; 40) Правоверные 85; 41) Определенное объяснение 54; 42) Совещание 53; 43) Красота Божия 89; 44) Курения 57; 45) Коленопреклонение 36; 46) Al-ahkaf 35; 47) Магомед (битва) 38; 48) Победа 29; 49) Внутренние помещения (святилище) 18; 50) К. 45; 51) Дыхание ветров 60; 52) Гора 68; 53) Звезда 61; 54) Месяц 55; 55) Благодарение 78; 56) Неизбежность суда 99; 57) Железо 29; 58) Спор 22; 59) Переселение (собрание) 24; 60) Испытание 13; 61) Битва 14; 62) Собрание (в пятницу) 11; 63) Лицемеры 11; 64) Взаимный обман 18; 65) Развод 12; 66) Запрещение 12; 67) Царство 30; 68) Ограда (the pen) 52; 69) Неутомимый (неизбежный день) 52; 70) Классы (общества, порядок) 44; 71) Ной 28; 72) Духи (гении) 28; 73) Восхищение на небо (Пророк на молитве) 19; 74) Покрытый (плащом) 55; 75) Воскресение 40; 76) Муж (man) 31; 77) Вестники 50; 78) Маловажные известия 40; 79) О ярости и мстителях 46; 80) Он рассердился (о гневе) 42; 81) Помрачение 29; 82) О расколе 19; 83) Сокращающий меру и вес 36; 84) Причиняющий терзание сердца 23; 85) Небесные знаки 22; 86) Ночная звезда 17; 87) Всевышний 19; 88) Засыпающий ночью 26; 89) Рассвет 30; 90) Земля (город) 20; 91) Солнце 15; 92) Ночь 21; 93) Сияние света (солнце в полдень) 11; 94) Не открыл-ли он мне? 8; 95) Фиговое дерево 8; 96) Сгущенная кровь (смешение полов) 19; 97) Аль-кадир (торжественная ночь) 5; 98) Доказательство 8; 99) Землетрясение 8; 100) Конница 11; 101) Поражение (в день безурядиц) 10; 102) Ревнивое пожелание к умножению (склонность к барышам) 8; 103) Полдень 3; 104) Клеветник 9; 105) Слон 5; 106) Корейшит 4; 107) Самое необходимое 7; 108) Аль-кафар 3; 109) Неверующий 6; 110) Помощь 3; 111) Абу-лахеб 5; 112) Объявление единого Бога 4; 113) Дневной рассвет 5; 114) Человек (man) 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

27 . Коран/пер. с араб. и коммент. И.Ю. Крачковского. М.: Наука, 1986. 28 . Коран/пер. с араб. и коммент. М.-Н. Османова. М.; СПб.: Диля, 2011. 29 . Коран. Перевод смыслов/пер. с араб. и коммент. Э.Р. Кулиева. М.: Эксмо, 2012. 30 . Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф. Корановедение. М.: Изд-во Московского исламского университета, 2011. 31 . Кулиев Э.Р., Муртазин М.Ф., Мухаметшин Р.М., Харисова Л.А. Исламоведение. М.: Изд-во Московского исламского университета, 2008. 32 . Массэ А. Ислам. М., 1982. 33 . Мец А. Мусульманский Ренессанс. М.: Наука, 1973. 34 . Мюллер А. История ислама: в 2 т. М., 2004. 35 . Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1992. 36 . Понятийный подстрочник к Корану/пер. с араб. и коммент. Иман Валерии Пороховой. М.: Рипол-классик, 2013. 37 . Прозоров С.М. Коран и его толкования: хрестоматия по исламу. М., 1994. 38 . Резван Е.А. Коран и его мир. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 39 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 40 . Ходжсон М. История ислама: исламская цивилизация от рождения до наших дней. М.: Эксмо, 2013. 41 . Чагрыджи Мустафа. Основы мусульманской этики. М.: Московский исламский университет, 2010. 42 . Читтик У.К. В поисках скрытого смысла. Духовное учение Руми. М., 1995. 43 . Шах Идрис. Суфизм. М., 1994. 44 . Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. М., 2012. 45 . Шодкевич Мишель. Модель совершенства в исламе и мусульманские святые//Бог – Человек – Общество. М., 1993. 46 . Эрнст К. Суфизм. Мистический ислам. М., 2012. 810 Приводится по статистическому исследованию Центрального разведывательного управления США (так называемой Всемирной книге фактов ЦРУ (The World Factbook): 811 Согласно Корану, у Ибрахима, когда тот был в летах преклонных, родился сын Исмаил от Хаджар. Для испытания веры Ибрахиму было попущено искушение: он изгнал Хаджар вместе с новорождённым младенцем в пустыню. Вскоре у изгнанников закончилась вода, мать семь раз перебегала между двумя холмами Сафа и Марва в надежде увидеть с их вершин признаки спасения. Вскоре возле лежащего на земле младенца забил источник Замзам. Возле него Хаджар с сыном и поселились в сообществе пришедших сюда людей племени джурхум. На Руси всех мусульман ассоциировали с потомками Исмаила, отчего в средневековой славянской литературе их часто называли исмаильтянами или в соответствии с именем матери Исмаила – агарянами. (См. ст. «Агаряне»//Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1964–1973.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010