Омейяды и их политические последователи не испытывали угрызений совести, продвигая тенденциозную ложь в религиозной форме. Хадисы были сочинены так, что описывали даже самые тривиальные ритуальные детали. Тенденциозность их заключалась в подавлении положительных высказываний пророка относительно Али. После Омейядов к власти пришли Аббасиды. Число хадисов многократно возросло, теперь задача состояла в восхвалении этого клана. В конечном счёте, рассказчики создали хадисы, которыми охотно упивались доверчивые массы. Чтобы привлечь их, рассказчики не брезговали ничем. Создание и обработка хадисов превратились в бизнес, некоторые правители щедро платили за новые хадисы. Конечно, многие мусульмане догадывались о подделках. Возникла проблема подлинности этих компиляций. В определенный период существовала дюжина различных текстов Бухари; в них были обнаружены преднамеренные вставки. Как писал Гольдциэр, «было бы неправильно думать, что авторитет этих двух коллекций – Бухари и Муслима – происходят из бесспорной правильности их содержания». Исследователь Джозеф Шачт пришел к таким выводам : Шачт показывает, что хадисы появились спустя долгое время после смерти пророка, это доказывается тем, что исторические свидетельства о дискуссиях не содержали упоминания о них. Поэтому хадисы, восходящие к пророку, недостоверны полностью. Хадисы были сотворены только для опровержения конкурирующих доктрин. С той же целью были придуманы многочисленные детали из жизни пророка. Даже исламские законы происходили не из Корана, но развивались на основе административной практики в период Омейядов, и эта практика часто отклонялась от даже явных формулировок Корана. Нормы, полученные из Корана, были введены в исламский закон гораздо позже. Часть 2я: Кодификация Корана и его варианты Осман и редакция Корана Леоне Каэтани Три древних Корана Альфонс Мингана Текст Корана традиционно изучался (1) с помощью комментариев, (2) грамматистами-исследователями арабских гласных и диакритических точек и (3) при помощи типа используемого письма. Передача Корана

http://azbyka.ru/proishozhdenie-korana

Тот факт, что я еще ребенком знал наизусть Коран, придал мне особую значимость и уважение среди окружающих. Люди относились ко мне, как к святому, ведь я носил в своей памяти священную книгу! С тех пор я систематически читал и повторял Коран. Мне необходима была уверенность, что я не забыл ничего из выученного. Успехи в образовании В Аль-Азхаре в старших классах одним из основных заданий было изучение и запоминание наиболее важных отрывков из хадисов. Многие не знают, что такое хадисы, и с вашего позволения я поясню. Хадисы — это описания изречений и деяний Мухаммеда. Эти описания фиксировались ближайшими последователями пророка, также слугами и даже его женами. Например, хадис может описывать, как Мухаммед молился, как он разрешил спор между двумя мусульманами, или событие, произошедшее во время битвы. Некоторые хадисы всего в одно предложение длиной, в то время как другие могут занимать страницу или две. Обычный объем — приблизительно три абзаца. Ученики Мухаммеда придавали очень большое значение тому, чтобы сохранить в записях то, что он делал и о чем говорил. Всего хадисов более полумиллиона (см. Приложение А)! Разумеется, никто из нас не собирался заучивать наизусть все хадисы. Но школа давала определенный набор хадисов для запоминания на каждый из семестров. В первый день занятий преподаватель выдавал сборник на этот семестр. В каждом сборнике было по несколько сотен хадисов. Мы заучивала один, два или три каждый день в течение всего учебного года. Дядя тоже давал мне дополнительные хадисы для самостоятельного изучения. Он обучал меня произносить проповеди, и я время от времени проповедовал в мечети, будучи еще старшеклассником. К моменту окончания школы мой запас составлял от пяти до шести тысяч хадисов, которые я знал по памяти. Понятно, что религиозное образование в школе было основательным. Воспитанники школы Аль-Азхар, завершившие обучение к восемнадцати годам, имели право проводить молитвы и проповедовать в мечети без какого-либо дальнейшего образования. Я был преданным мусульманином. Всем сердцем я хотел следовать примеру Мухаммеда во всем.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Имам Ахмад уделял большое внимание сбору и толкованию хадисов. Он располагал огромным собранием хадисов, которые составляли сборник «Аль – Муснад» (Опора). Он включал в себя более 30000 хадисов (по др. сведениям 40 тысяч) и их толкований сахаба (сподвижниками Мухаммеда). По словам историка – правоведа Ибн Надима (ум.в 996г.), Ибн Ханбал знал наизусть более миллиона хадисов. Именно поэтому хадисы составили основу его правовых суждений. Метод его преподавания заключался в диктовании хадисов и фетв (юридические постановления муфтиев) и поиске среди них ответов на проблемы современности. При необходимости Ахмад выносил свое собственное мнение, которое, впрочем, запрещал записывать, отчего его система была зафиксирована не его учениками, а учениками его учеников. В качестве правовых источников имам Ахмад признавал: Коран – первый и самый авторитетный источник права для всех мусульман. Сунна. Впрочем, Ахмад признавал только те сведения, которые принадлежали непосредственно Мухаммеду (принцип марфу). Иджма. Что касается согласованного мнения, то оно признавалось, только когда принадлежало сахаба (сподвижникам Мухаммеда). Ахмад считал, что после смерти сахаба иджма невозможна. Ар – раи. Признавались все частные мнения сахаба. Именно по этой причине у ханбалитов можно встретить явление, когда для разрешения одного случая допускается множество приемлемых вариантов. Хадисы да " иф (слабые хадисы) В случае, если ни один из перечисленных источников не помогал, Ахмад предпочитал слабые хадисы своему собственному рассуждению (кийяс). Если же их слабость происходила оттого, что их передатчики были вероотступники (фасик) или лжецы (каззаб), то такие хадисы не принимались. >       Кийяс. К методу аналогичного рассуждения Ахмад прибегал крайне редко и неохотно. Как правило, проблема разрешалась каким – нибудь из предыдущих способов. Основными учениками Ахмада ибн Ханбала были его сыновья Салих (ум. в 873г.) и Абдулла (ум. в 903г.) Местом обитания последователей этого мазхаба является сейчас Палестина и Саудовская Аравия. Благодаря " Абдуль Азиз ибн Са " уду, захватившему большую часть Аравийского полуострова, в Саудовской Аравии ханбалитский мазхаб является основой законодательной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

а) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Бухари; б) «Аль-Джами ас-Сахих» имама Муслима; в) «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда; г) «Китаб ас-Сунан» имама ибн Маджи; д) «Аль-Джами аль-Кабир» имама ат-Тирмизи; е) «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама Насаи. Вынося решение о достоверности или недостоверности того или иного хадиса, мусульманские средневековые ученые критически исследовали его иснад, то есть цепочку передатчиков хадиса из поколения в поколение. Эти люди должны были реально существовать, иметь славу благочестивых мусульман, и хронологические рамки их жизни должны были вписываться в цепочку передатчиков хадиса. Кроме этого, некоторые требования предъявлялись к содержанию хадиса: оно должно укладываться в общую логику своего происхождения и не противоречить основам ислама. Оперируя этими принципами, хадисоведы разделили хадисы на несколько групп, основные из которых: «Сахих» («достоверный»), «Хасан» («хороший») и «Заиф» («слабый»). Каноническими являются только хадисы первой группы, хадисы других групп имеют меньший авторитет, но могут использоваться в назидательном значении. Хадис делится на две части: аль-Матн, то есть само содержание хадиса, и иснад – цепочка его передатчиков. Существует группа хадисов, которая сообщает слова самого Аллаха, не вошедшие в Коран, такие хадисы называются кудсий (святой). Перечисленные выше критерии не могли быть достаточными для того, чтобы отделить действительно подлинные хадисы от вымышленных. Известно, например, что в средние века среди секуляризированной интеллектуальной элиты багдадского халифата считалось особой «доблестью» сочинить хадис, который был бы столь безупречен в отношении критериев хадисоведов, что попал бы в итоге в один из сборников. В настоящее время историческая достоверность большей части хадисного материала современными светскими учеными-хадисоведами признана ничтожной. Так, уже И. Гольдциер поставил под сомнение сведения о ранней письменной фиксации хадисов, лежащие в основе традиционной аргументации достоверности хадисного материала. А. Гийом писал, что фактически «нельзя точно доказать, что один какой-то хадис или группа хадисов были записаны со слов или перезаписаны из записей сподвижников». И. Шахт убедительно доказал, что формирование Сунны относится не ранее чем ко II веку хиджры, в рамках региональных правовых школ. Ныне той же позиции придерживается крупнейший специалист по иснадам Г. Йенболл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Хадисы – собрания высказываний и поступков, приписываемых пророку, восстановленных по рассказам свидетелей (такие цепочки рассказчиков называются иснад). Хадисы включают в себя также историю создания Корана и высказывания соратников пророка. Существуют, как говорят, шесть подлинных собраний хадисов – Бухари, Муслима, Ибн Маджа, абу Дауда, аль-Тирмизи, и аль-Нисай. Следует отметить, что все эти источники по времени далеки от описываемых событий. Скажем, Бухари умер спустя 238 лет после смерти пророка, аль-Нисай умер спустя более чем через 280 лет. То, что Каэтани и Ламменс сделали в области исторической биографии Мохаммеда, Игнас Гольдциер сделал в области исследования хадисов. В своей классической работе «О развитии хадисов» Гольдциер продемонстрировал, что большое число хадисов, вошедших даже в наиболее строгие собрания, были подделками конца VIII и начала IX веков, и что дотошные цепочки рассказчиков, на которые опирались хадисы, были фиктивными. Если иснад попали под подозрение, то, естественно, попала под подозрение и достоверность хадисов. Гольдциэр считает большую часть хадисов «результатом религиозного, исторического и социального развития ислама в течение первых двух столетий». Хадисы, как основание для научной истории, бесполезны. В ранний период правления династии Омейядов (первым халифом среди них после убийства Али в 661 г. стал Муавиййа, эта династия пробыла у власти до 750 г.) множество мусульман были вообще неосведомлены относительно ритуалов и доктрины ислама. Сами правители имели не много энтузиазма относительно религии и не были набожными. Результатом стало то, что при Омейядах возникла группа набожных людей, которые бесстыдно придумали традиции во имя пользы сообщества, и сфальсифицировали связь этих традиций с временами пророка. Они выступали против безбожных Омейядов, но не осмеливались говорить об этом открыто. Но зато сочинили традиции, посвященные похвале семье пророка, косвенно демонстрируя свою преданность сторонникам Али. Но, как выразился Гольдциер, «правящая власть не пребывала в праздности. Для того, чтобы удержать за собой общественное мнение и заставить замолчать оппозиционные круги, они изобрели хадисы».

http://azbyka.ru/proishozhdenie-korana

Однако что бы ни думали по этому поводу те или иные исламские ученые, приоритет джихада сражения очевиден хотя бы на основании того внимания, которое ему уделяется в трудах исламских ученых по сравнению с бескровным джихадом. «У большинства исламских ученых определение джихада вращается вокруг вопроса сражения мусульманина с неверным после призыва его (неверного) к принятию ислама или же наложения на него подушной подати (джизьи)» 589 . Но главное то, что в количественном отношении хадисы, прославляющие вооруженный джихад, намного превосходят хадисы, говорящие о главенстве джихада сердца, что не может не служить доказательством превосходства первого над вторым. Хадисы, возвеличивающие вооруженный джихад, многочисленны, поэтому мы приведем только некоторые из них: «Мухаммад говорил: «Кто умер, не сходив в поход, и не говорил сам о походе, тот умер в некоем виде лицемерия (арабск.)» 590 . «Посланник Аллаха сказал: тот, кто плакал от страха перед Всевышним, не войдет в ад, как не войдет молоко обратно в сосок, и не встретят вместе раба (Аллаха) пыль на пути Аллаха и дым геенны». И в другой версии: «...и никогда не совмещаются в сердце раба (Аллаха) скупость (арабск.) и вера» 591 . Ему подобен по смыслу другой хадис: «Кто запылил (покрыл пылью) свои ноги на пути Аллаха, то запретен для ада» 592 . С течением времени этот мотив в хадисах еще более усиливается: «Пребывание на пути Аллаха лучше, чем оставаться вам со своей семьей и молиться шестьдесят лет. Вам что, не нравится, что Аллах простил вас и введет вас в рай? Совершайте походы на пути Аллаха. Кто сражается на пути Аллаха на своем верблюде, тому гарантирован рай (арабск.)» 593 . А вот хадисы, в которых прямо сопоставляются дела благочестия, которые могут быть отнесены к джихаду души, и дела военного джихада: «День на пути Аллаха равентысячи других дней, прошедших не на пути Аллаха! И да посмотрит каждый человек на себя!» 594 . «К пророку пришел человек и сказал: укажи мне на дела, подобные джихаду. Он ответил: «Я не нахожу их! Можешь ли ты, когда муджахит (совершитель джихада) отправится в поход, войти в мечеть и стоять в ней, не ослабевая, и поститься, никогда не вкушая чего-либо?». «Да разве кто может, – ответил он» 595 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Слуга из предыдущей истории является примером рассказчика хадиса. Практически в каждом хадисе присутствует рассказчик, то есть тот, кто считается так называемым первоисточником. Этому слуге также приписывается авторство многих тысяч хадисов. Другие слуги Мухаммеда, его ближайшие сподвижники и его жены (особенно Аиша) также считаются авторами многих хадисов. Когда я даю список источников хадисов, то иногда упоминаю и имя рассказчика, поскольку оно дает информацию о достоверности хадиса. А теперь давайте проследим за тем, как собирались и хранились хадисы вплоть до наших дней. Спустя двести лет после смерти Мухаммеда богатые научные традиции получили свое дальнейшее развитие в исламском обществе. Ученые из разных областей науки изучали доступные им хадисы. Богословы столкнулись с необходимостью компоновки хадисов из разных источников. И тогда они отправлялись в путешествия и лично разговаривали с людьми, чьи предки были приближены к Мухаммеду. Эти люди передали им хадисы, записанные на свитках, и рассказали о тех, которые на протяжении столетий передавались из уст в уста. Самыми уважаемыми редакторами хадисов считаются Аль-Бухари (194–256 п.х.) и Муслим (202–261 п.х.), которые собирали хадисы в одно и то же время. Аль-Бухари и Муслим фиксировали не все рассказанные им людьми истории о Мухаммеде. Сначала они искали первоисточник или рассказчика, для того, чтобы знать, можно ли рассматривать этого человека, как достоверный источник информации для хадиса. Они также сравнивали данную историю с другими сообщениями о Мухаммеде, таким образом проверяя их согласованность. И только лишь после всей этой проверки хадис добавлялся в коллекцию. Бухари отобрал для своей коллекции 9082 хадиса. Но следует учитывать, что это количество отображает многочисленные повторения пересказов некоторых историй. Принимая во внимание эти повторения, мы получаем около 2602 отдельных сообщений о жизни Мухаммеда. Коллекция Муслима насчитывает приблизительно 4000 хадисов, включая повторения. Есть ли неточные истории в хадисах? Да, конечно. Даже мусульманские ученые признают, что этот процесс не мог быть безупречным. Много сотен лет назад ученые начали оценивать достоверность различных собраний хадисов. Из них они выбрали шесть собраний, считающихся наиболее достоверными, которые известны, как «достоверные книги» хадисов (сахих). Самым уважаемым является Сахих Аль-Бухари, за которым следует Сахих Муслим.

http://azbyka.ru/iisus-i-muxammed

Чтобы понять как принцип понимания «без вопросов «почему» или «как»» выглядит на практике приведем текст из словаря арабских и теологических терминов: «Имена и качества всевышнего Аллаха необходимо понимать так, как они описаны в священных текстах, не отказываясь от их истинного значения, не истолковывая их вопреки их истинному значению, не уподобляя их именам и качествам творений и не придавая им материальную форму. Например, всевышний Аллах сказал: «Милостивый вознесся на трон» (20:5). А Пророк Мухаммад поведал о том, что Аллах спускается на первое небо во время последней трети ночи, а также в день, когда паломники собираются в долине Арафат. Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах вознесся на Трон и спускается на первое небо, и не имеют права истолковывать коранические аяты и достоверный хадисы вопреки их истинному значению, сравнивать вознесение и нисхождение Аллаха с движениями Его творений, спрашивать о том, как Аллах это делает, или представлять себе это. Всевышний Аллах также сказал: «О Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворили своими обеими руками?» (38:75). Мусульмане обязаны верить в то, что Аллах обладает двумя руками, но не имеют права сравнивать божественные руки с руками Его творений или представлять их себе. Всевышний Аллах сказал: «Нет никого подобного Ему, Он – слышащий, видящий» (42:11) 28 . Так! Несмотря на то, что Аллах обладает двумя руками, его божественные руки нематериальны, хотя это именно божественные руки, ведь истинное значение текста «руки». Несмотря на то, что Аллах спускается на первое небо, это не движение творений, хотя Аллах именно спускается на первое небо, ведь истинное значение текста «спускается». Аллах не подобен ничему из творений, но Аллах имеет руки и спускается, хотя делает это не так, как творения, то есть так, как и представить творениям нельзя. Но если это и представить творениям нельзя, то возникают два серьезные замечания. Во-первых, в самом тексте (аяты, хадисы) должна быть оговорка, что это представить нельзя, это выше воображения, выше действий творений. Но даже в самих текстах (аяты, хадисы) нет никаких оговорок, их толкование с такими оговорками – это явное нововведение, бида, изобретено впоследствии.

http://azbyka.ru/islam-v-sravnenii-s-xri...

То, что процитированный стих Корана относится именно к разрешению временного брака, утверждали в своих тафсирах (толкованиях Корана) такие суннитские авторы как ат-Табари, ар-Рази, ибн Хаййан, ас-Суйюти, а также к этому относят и 24 аят 4 суры: «А за то, что чем вы пользуетесь от них, давайте им награду по установлению». Правда, в суннитских сборниках утверждается, что уже после смерти Мухаммеда халиф Омар запретил временный брак, а есть также хадисы, повествующие, что будто бы и Мухаммед запрещал временный брак, а потом разрешал, а потом опять запрещал, и опять разрешал, и т.д. Неудивительно, что по этому поводу шиитские авторы говорят: «Как так получается, что одну и ту же вещь «запрещают навсегда» два раза: сначала в день битвы Хейбар (7 г.х.), потом в год покорения Мекки (8 г.х.), однако люди все равно практикуют «навсегда запрещенную» вещь между этими двумя сроками и даже после них, причем по прямому указанию пророка?! Как же можно оправдать хадисы, в которых утверждается, что пророк навсегда запретил временный брак? Эти противоречия, несомненно, указывают на тот факт, что все эти хадисы были вымышлены, для того чтобы прикрыть и оправдать те действия, которые предпринимал Омар в годы своего правления, основываясь на своем собственном мнении». Оставим мусульманам самим разбираться в этих противоречиях. Для нас достаточно зафиксировать, что многие суннитские официальные лица действительно утверждают, будто временные браки недопустимы. Что, однако, не мешает легальной и широко распространённой практике временных браков, например, в такой суннитской стране как Египет. Имеют место они и в Ливане, Йемене и, как уже было сказано, в Иране. Интересно, удастся ли г-ну Аширову доказать в суде, что эти государства, равно как и шииты в целом, не имеют никакого отношения к исламу?   Наконец, третье утверждение, возмутившее его – о том, что о. Даниил Сысоев назвал описанного Мухаммедом Аллаха мысленным идолом. Однако не секрет, что представления о Боге у христиан и мусульман весьма различны. Например, христиане верят в Триединого Бога, который есть Благ, и чужд любого зла, мусульмане же верят в одинокого Аллаха, «который не рождал и не был рождён», как сказано в 112 суре Корана, который является источником и добра и зла, предопределившим всё, и единственным творцом всех действий людей, животных и т.д.

http://radonezh.ru/analytics/o-tom-kak-o...

Правда, в этом же хадисе, приводимом Абу Даудом от Мухаммада ибн Санана аль-Багали, вместо смены религии основанием для казни называется следующее условие: «если человек выйдет сражаться с Аллахом и его посланником», а в качестве альтернативных вариантов для возмездия в згом случае называются изгнание или телесное наказание 833 . Итак, какое же наказание несет мусульманин за убийство зиммия, а не мусульманина? Необходимо отметить, что данный вопрос, по сути, содержит в себе два, поскольку в исламской традиции имеются хадисы, в которых в качестве возмездия за убийство зиммия речь идет о казни (арабск.), и те, в которых в качестве такового возмездия говорится про денежную «плату за кровь» (арабск.). Исходя из этого факта, можно было подумать, что это априори означает неравенство зиммиев в сравнении с мусульманами. Однако, как можно понять из свидетельств Сунны, принцип платы (деньгами) за кровь применялся и в отношениях между мусульманами. Это видно из того, что существуют хадисы, в которых говорится о равенстве или неравенстве «платы (денежной) за кровь» зиммия в сравнении с «платой за кровь» мусульманина» 834 . Начнем со свидетельства Сунны о равенстве по принципу «душу за душу». Абд аль-Раззак приводит хадис, восходящий к Мухаммаду, в котором Мухаммад повелел убить мусульманина, убившего иудея, пояснив это такими словами: «Наиболее правильно с моей стороны полностью исполнить обязательства данного мною покровительства  (арабск.)» 835 · Согласно другим хадисам, так же поступали Умар и его последователи 836 . Однако в том же сборнике Абда аль-Разака ани находим хадисы, противоположные вышеприведенным. В частности, Акрима говорит в одном из хадисов, что мусульманин, убивший зиммия, должен заплатить деньги, но не стать объектом отмщения. В нескольких хадисах мы встречаем знаменитую формулировку «не убивайте мусульманина за неверного» 837 . Вот еще один такой хадис: «Абу Джухайфа рассказывал: «Я спросил у Али: «О, повелитель верных, есть ли в вашем белом черное – то, чего нет в Писании Аллаха?». «Нет, – ответил он, – клянусь тем, который расщепил зерно и создал живую душу! Я все делал в соответствии с тем, что дал Аллах человеку в Коране и на листе». Я спросил: «А что в листе?». Он ответил: «Разум, выкуп пленных и не убивать верного за кафира» 838 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010