Что касается до внешнего богопочитания ессеев, то они хотя и не посещали Иерусалима, но почитали Иерусалимский храм священным и посылали в него дары. Мухаммед также почитал Иерусалимский храм, и одно время советовал обращаться в сторону Иерусалима во время молитв (Коран, гл. 2, ст. 140, 143, 172). Как обыкновенно бывает в мистических сектах, у ессеев, вместе со стремлением к служению Богу духом, было большое пристрастие к мелочной обрядности, чем они превосходили даже фарисеев. В своем рвении они выдумали легенду, будто бы Бог , чтобы испытать иудейских рыболовов в Айле, устроил так, что в продолжении целой недели не показывалось никакой рыбы, а только в субботу. Рыболовы соблазнились нарушить покой дня Господня и забросили сети в субботу, но были превращены за это в свиней и обезьян. Легенда эта передается и в Коране (Коран, гл. 5, ст. 65). Ессеи приписывали особенное освящающее действие омовению холодной водой и омывались при всяком случае, когда считали себя оскверненными. В Коране также предписываются омовения: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, что говорите; ни тогда, когда бываете осквернены истечением во время сна, покуда не омоете всего тела» (Коран, гл. 4, ст. 46. Ср. гл. 5, ст. 8–9). Ессеи питали отвращение не только к пище, приготовленной не ессеем, но и ко всему неессейскому; так и в Коране заповедуется нетерпимость в отношении немусульман, хотя бы то были отцы, братья, дети и вообще родственники (Коран, гл. 58, ст. 22; ср. гл. 4, ст. 143; гл. 5, ст. 36; гл. 60, ст. 13). Одновременно с есссизмом в Аравии нашла себе верное пристанище христианская секта евионитов, происшедшая из тех же самых религиозных факторов, которые произвели и ессеизм, из стремления преобразовать иудейство. Именем евионитов называются в истории церкви еретики иудейского направления. Учение евионизма из Иерусалима распространилось в восточной Иорданской стране, в Пелле, откуда перешло на юг и укрепилось среди моавитян. Св. Епифаний указывает точное местопребывание евионитов, именно к востоку от Мертвого моря. Они делились на несколько групп, но все вместе имели общим отрицание существенного различия между Ветхим и Новым заветами, между иудейством и христианством. При этом они особенным своеобразным образом представляли себе соединение Божественного начала в лице Иисуса Христа с человеческой Его природой. Да и в самом учении евионитов о Божественном начале в Иисусе Христе нет ничего сходного с учением об Ипостаси Сына Божия: Сын Божий никогда не достигает у них равенства с Иеговою и единства с Ним по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Зачем нужен документ? Только для одного – чтобы стороны не забыли о данных обязательствах. Поэтому, например, для Бога не нужно никакой особой хранимой на небесах “скрижали”, ибо Бог Свой Завет помнит прекрасно и не исказит Его никогда. А вот человеку нужен документ, но не по какой иной причине, как по слабости.. А вообще же, как писал свт. Иоанн Златоуст : “По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путём. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не через письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым” . При всех сходствах и различиях, подлинных и мнимых, между Кораном и Библией есть одно важнейшее различие: Коран не есть Завет. Ни в каком из значений этого слова, Коран не является документом завета, и вообще не рассматривается как договор или что-то подобное. Согласно мусульманским представлениям, Коран – это приказ Аллаха. И само название его нередко выводят из повеления “Кара!” (“Читай!”), которое требовал у Мухаммеда мучавший его дух, явившийся ночью, когда тот спал в пещере на горе Хира. Коран, согласно форме – это непрерывный монолог Аллаха, который припоминает те или иные поступки, цитирует людей, джиннов, животных и насекомых, полемизирует с врагами Мухаммеда, обещает и приказывает ему самому и его последователям. Другой аспект, который не позволяет отнести Коран к завету – это характер взаимоотношений Аллаха и человека, как они описаны в самом Коране. К примеру: “Вот сказал ему его Господь: «Предайся!» Он сказал: «Я предался Господу миров!» И завещал это Авраам своим сынам и Иаков: «О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте же без того, чтобы не быть вам предавшимся! " ” (2.131–132).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Вообще Коран, источник религии мухаммедан, заключая в себе не очень много здравых, чисто человеческих понятий о вере и нравственности, слишком наполнен самыми пустыми мелочами, вовсе не стоящими особенного откровения свыше, каково напр. откровение о невинности жены Мухаммеда Айши, подозреваемой в измене супружеской верности. – По самой внешней своей форме, и внутренней организации мыслей Коран не может объявлять притязания не только на откровение, но и на замечательное произведение человека. По внешней форме Коран разделяется на суры или главы от самого большего, до самого незначительного объема, из которых каждая носит особенное наименование, напр. Телица, Трапеза, Победа и пр. и надпись: во имя милостивого и милосердного Бога, и который, по разным обстоятельствам и в разные времена, в продолжение слишком 20 лет, сообщаемы будто бы были ему от Бога, чрез архангела Гавриила. Наименования этих глав так неудачны, так не идут к содержанию, что часто одно только слово в известной главе служило причиною наименования, напр. пчела (Коран, гл. муравей (XXVII), паук (XXIX), коленопреклонение (XLV), и т. п. Во внутренней организации Корана весьма мало последовательности. В нем все смешано, нестройно, разбросано, есть самые вопиющие, непростительные погрешности против логики, множество противоречий, замеченных еще современниками, беспрерывное повторение одних и тех же историй, мыслей и фраз, так что чтение Корана, при всем его поэтическом достоинстве, делается скучным, тяжелым, несносным. Нужно истощить всё терпение, чтобы прочитать одну только вторую главу: в ней можно найти все учение Корана, но все в самом нестройном, разбросанном виде со многими повторениями, с разными вариациями. В каждой почти главе можно найти опровержение идолопоклонства и многобожия и неразлучные с этим истории о предшествующих пророках от Авраама, или Ноя до самого Мухаммеда включительно, и учение о Боге едином, защищение пред современниками своего пророческого достоинства, что он Мухаммед человек не сумасшедший, не чародей, что он проповедует не старинные басни, а откровение Божие, что Коран есть книга несравненная, какой совокупными силами не могут написать люди и ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Другое типичное противоречие между этими двумя книгами мы находим в утверждении Евангелия от Варнавы относительно ангелов Божьих в последние дни перед Страшным судом: «На пятнадцатый день умрут святые ангелы и живым останется один Бог» (Варнава, гл. 53). Коран ничего не знает о смерти ангелов, но утверждает, что восемь из них понесут трон Господа в Судный день (см.: сура 69.17). И снова Евангелие от Варнавы заявляет, что в тринадцатый день заключительного периода все люди умрут и все живое погибнет (см.: Варнава, гл. 53), в то время как Коран говорит, что люди будут жить вплоть до великого Судного дня, когда зазвучат трубы и «у каждого мужа из них тогда» дело будет «достаточное» (сура 80.37). Свидетельствуя мусульманам, вам будет легко изобличить во лжи Евангелие от Варнавы, если вы сразу приведете им эти доказательства. Это Евангелие – лишенная всякой ценности подделка, которую мусульмане пускают в ход для того, чтобы отвлечь внимание собеседников от истинной христианской и мусульманской апологетики. 6.4 Подлинное авторство Евангелия от Варнавы Мусульманин: Известно, что Варнава был одним из самых почитаемых учеников Иисуса. Как вы можете дискредитировать Евангелие, написанное им? Если он был одним из двенадцати, то почему христиане отвергают все написанное им? Одним из основных вопросов, возникающих по поводу этого Евангелия, конечно же, является вопрос о его истинном авторстве. Хотя книга явно представляет собой подделку сравнительно недавнего прошлого, тем не менее важно доказать, что Варнава никогда не был ее автором. В книге не раз говорится, что ее автор был одним из двенадцати учеников Иисуса, однако, как известно, реальный Варнава появляется в истории христианства только после смерти и воскресения Иисуса. Более того, он получил это имя значительно позже этих великих событий. Доказательство этому мы находим в следующем отрывке: Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою (что значит – «сын утешения»), левит, родом Кипрянин, у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Имеется также другая глубоко укоренившаяся проблема, причиной которой является следующий стих Корана: «И вот сказал Иса (Иисус), сын Марйам (Марии): «О сыны Исраила! Я — посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что ниспослано до меня в Торе, и благовествующий о посланнике, который придет после меня, имя которому Ахмад». Когда же он пришел с ясными знамениями, то они сказали: «Это – явное колдовство!» Сура Абу Джафар аль Табари приводит одно место толкования некоторых богословов: «Я слышал, как посланник Аллаха сказал: «Я предназначен Богом быть печатью пророков. Действительно, Адам отошел в прах земной. Я хочу сообщить вам прежде, что мой отец Авраам молился, и Иисус объявил о мне, и моя мать имела видение. Подобно этому, матери пророков видели (во время родов моей матери) – великий свет воссиял из нее, достаточный, чтобы осветить дворцы в Дамаске». Это утверждение мусульмане понимают буквально, и поскольку в Евангелии нет никакого упоминания о пророчестве, касающемся Мухаммеда, а также нет и стиха, в котором Христос говорил бы о нем, то они говорят, что Евангелие недостоверно. Имеется третья трудность, поводом для которой является вера христиан в повествование о страданиях Христа и Его распятие, как основную истину их религии. Коран отрицает распятие, так как в нем об иудеях сказаны следующие слова: «Потому что они (иудеи) говорят: «Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха» (а они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении о нем; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением. Они не убивали его, – наверное, нет, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах велик, мудр!) Сура 4,157. Имеется четвертая трудность, причиной которой является вера христиан в то, что Христос есть Сын Божий. Коран же отрицает это учение Библии в целом ряде стихов, которые я буду упоминать в надлежащих местах этой книги, приводя их толкование в комментарии ученых. 2. Отличительные характерные черты Христа в Коране

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

сура 5.73 И в этом отрывке нет никакой специальной ссылки на триединство или намека на какую-то осведомленность Корана относительно того, что христианский Бог – это триединая личность. Различие здесь проводится исключительно между единым Богом и тремя божествами и ничего не говорится о триединстве. Несколькими стихами позже Коран определяет двух других Богов Троицы, которым поклоняются христиане: Мессия, сын Марйам, – только посланник, прошли уже до него посланники, а мать его – праведница. Оба они ели пищу. сура 5.75 Аргумент совершенно ясен. Иисус и Его мать Мария были всего лишь человеческими существами. Хотя Он был посланником Аллаха, но и до Него были другие точно такие же посланники. Мать Иисуса была не более чем праведной рабой Аллаха. Оба они должны были есть пищу, чтобы поддерживать свое существование. Так как же можно считать их богами наравне с Аллахом? Коран явно ошибочно понимает христианскую доктрину о Троице и представляет ее как учение о триаде, которую составляют Иисус, Мария и Аллах. Примечательно, что Аллах представлен в ней всего лишь третьим – в христианской доктрине о триединстве Бог, по крайней мере, занимает первое место! В древности в Аравии существовали различные секты, такие как несторианская, монофизитская и др., которые имели путаные учения относительно Бога, Иисуса и Марии, но ни одна из них не представляла эти три личности как Троицу. Теперь понятно, почему мусульмане считают, будто наша вера основывается на вере египтян в божественное семейство Отец-Мать-Сын, представленное Осирисом, Исидой и Гором. Вероятно, Мухаммад ничего не знал о настоящем триединстве Бога, исповедуемом христианами, и путал его с языческой верой в божественное семейство. Если Бог действительно был автором Корана, то трудно понять, как Он мог допустить подобную ошибку и даже приблизительно не обозначить христианскую доктрину о едином вечном Вседержителе – Отце, Сыне и Святом Духе, которой держатся все главные христианские церкви – Римско-католическая, Протестантская и Православная.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Нет причин видеть в этом тексте фактический рассказ о путешествии на небеса. Многие исламисты и сами не трактуют его таким образом. Знаменитый переводчик Корана Абдулла Юсуф Али (АН), комментируя этот стих, отмечает: «Он начинается с мистического видения Вознесения святого Пророка; Мухаммед ночью перенесен из священной Мечети (в Мекке) в отдаленнейшую Мечеть (в Иерусалиме) и там увидел некие знамения Божии» (Ali, «Introduction to Sura XVII», 691). Даже согласно одной из древнейших исламских традиций, жена Мухаммеда Айша (A’isha) рассказывала: «Тело апостола оставалось там, где было, но дух его был перенесен в ту ночь Богом» (Ishaq, 183). Даже если это понимать как чудо, не представлено никаких свидетельств для проверки его аутентичности. Согласно собственному исламскому определению подтверждающих знамений, такое чудо не могло бы иметь никакого значения для апологетики (Ali, «Mudjiza»). Победа при Бадре Еще одно чудо, часто приписываемое Мухаммеду, — это победа при Бадре (см. Коран, суры 3:119/123; 8:17/17). В суре 5 сказано: «О вы, которые уверовали! Поминайте милость Аллаха вам, когда задумали люди протянуть к вам свои руки, а Он удержал их руки от вас. Бойтесь же Аллаха» (Коран, сура 5:14/11). Согласно исламской традиции считается, что здесь совершилось несколько чудес, самым значительным из которых стали появление присланных Богом для помощи в битве 3000 ангелов (как говорят, легко узнаваемых по носимым ими тюрбанам) и чудесное спасение Мухаммеда как раз в тот момент, когда какой-то мекканец уже собирался зарубить его своей саблей. В одном из преданий повествуется, что Мухаммед бросил пригоршню песка в мекканское воинство, тем самым ослепив его и вынудив отступить. Сомнительно, относятся ли все упомянутые тексты к одному и тому же событию. Даже многие исламисты считают, что сура 8 связана с другим случаем и должна пониматься в переносном смысле, как то, что Бог вселил страх в сердце врага Мухаммеда — Убаи Ибна Халафа (Khalaf) (Pfander, 314). Суру 5 кое-кто тоже считает рассказом о другом эпизоде, возможно, о покушении на жизнь Мухаммеда при Усфане.

http://azbyka.ru/muxammed-predpolagaemye...

Аллах – настоящий восточный деспот, которого надо не столько любить, сколько бояться. Подчинение его воле, т. е. «ислам», вот и вся религия! Те, которые подчиняются, суть «мослимэ», т. о. «преданные». С неумолимою строгостью предопределяет Аллах человеческую судьбу: «к вые каждого человека мы привязали птицу его», т. е. назначение (Сура 17, 14). Не смотря на некоторое количество находящихся в Коране изречений, подчеркивающих нравственную ответственность чело­века, в общем, официально-ортодоксальным учением яв­ляется фатализм, победоносно восставший против более свободных умозрений некоторых сект. Теперь спрашивается: как сам Мохаммед относился к своему призванию? Будда, сам себя производя в реформа­тора, находил, что задача его заключается в мирном распространении новых истин; Мохаммед придерживался совер­шенно иного взгляда. По его, заимствованному у иудео-христианской секты, мнению пророком бывает тот, кому через божественное озарение открыто содержание хранящейся на небе книги, – источника всякой истины. Избранных Бог знакомит с текстом этой книги для того, чтобы они могли поведать содержащиеся в ней истины людям, и делает таких пророков их руководите­лями. Это избрание соединено с высоким почетом, и пророк имеет право считаться духовным повелителем мирян. Пророками – предшественниками Мохаммеда были: Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Соломон, Иов, Иосиф. Моисей, Аарон, Захария, Иоанн, Иисус, Измаил, Елисей, Иона и Лот. Сначала первым пророком и основателем монотеизма Мохаммед считал Ноя, но впоследствии, когда он познако­мился с деяниями Авраама, он признал его основателем древней религии, приписывал, ему же постройку Каабы, уста­новление Мекканского богослужебного ритуала, праздника пилигримов и обряда омовения. Из всех пророков Мохаммед считал себя наивысшим. Его коран – буквальная копия небесной книги, данная ему Гавриилом в часы видений. Поэтому, собственно, Коран и начинается словами: «Это писание есть руководство благочестивым,-в этом нет ника­кого сомнения» (Сура 2, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

18.1 Шератский хребет 18.2 Развалины Аммана и Джараша 18.3 Минеральные произведения 18.4 Иерусалим 18.5 Река Лита 18.6 Иордан. Мертвое море 18.7 Источник в Суре 18.8 Ал-Хейт 18.9 Ярмук. Аз-Зерка 18.10 Рыбы источник Сул. 18.11 Источники около Сафеда 18.12 Источники при Табарии 18.13 Ключи долины ат-Туджжан 18.14 Мертвое море 18.15 Дамасский округ 18.16 Владения Сафеда 18.17 Царство Керакское 18.18 Царство Газзское 19. Ибн-ал-Вардий (+ 1349) 19.1 Ибн-ал-Вардий 20. Шемс-ад-динь ас-Суютий (писал в 1470 г.) 20.1 Взятие Иерусалима 20.2 Абу-Убейда пишет в Иерусалим 20.3 Письмо Абу-Убейды Омару 20.4 Прибытие Омара в Сирию 20.5 Договор Омара с жителями Иерусалима 20.6 Справедливость Омара 20.7 Договор Омара с христианами 20.8 О постройке Абд-ал-Меликом купола ас-Сахры 21. Муджир-ад-дин ( писал в 1496 г.) 21.1 Муджир-ад-дин 21.2 О пещере в Хевроне – Могила Исава 21.3 Размеры Соломоновой стены 21.4 Могила Иосифа 21.5 Могила Лота 21.6 Могилы Иова и Шу’айба 21.7 Могила Моисея 21.8 Могила Лукмана 21.9 Могила Давида 21.10 Храм Иерусалимский и скала 21.11 Соломонов трон 21.12 Соломонова цепь 21.13 Другие диковинки храма Иерусалимского 21.14 Баня царицы Савской 21.15 Могила Соломона 21.16 Могила Ионы 21.17 Могила Марии 21.18 Постройки Елены 21.19 Преимущества Иерусалима. Черная плита 21.20 Землетрясение в Рамадане 130 года 21.21 Сподвижники пророка 21.22 Табии, ученые и подвижники, бывшие в Иерусалиме 21.23 Иерусалим при ал-Хакиме 21.24 Землетрясения 21.25 Атсиз и Ортокиды 21.26 Михраб Давидов 21.27 Описание Месджид ал-Аксы 21.28 Михрабы Давида и Му’авии 21.29 Размеры Месджид-ал-Аксы 21.30 Отдельные помещения в Мечети 21.31 Двери мечети 21.32 Колодезь Листа 21.33 Михраб Давидов 21.34 Рынок Знания 21.35 Колыбель Иисуса 21.36 Джамия Магребинцев 21.37 Благородная ас-Сахра 21.38 Благородная ступня 21.39 Пещера 21.40 Крыша купола Скалы 21.41 Двери купола Скалы 21.42 Купол Цепи 21.43 Платформа ас-Сахры 21.44 Куббет-ал-Ми’радж 21.45 Макам-ан-Небий 21.46 Макам-ал-Хидр 21.47 Соломонов купол 21.48 Моисеев купол. Портики мечети. Колодцы. Размеры мечети

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Очевидно, отголосок мусульманских рассказов о встрече юного Мухаммеда с христианским отшельником Бахирой, хотя в мусульманских сказаниях, разумеется, никогда не уточняется конфессиональная принадлежность Бахиры. Среди ранних мусульманских толкователей, начиная с ат-Табари, существовали самые разные и противоречивые версии о том, как Иисусу удалось избежать распятия. Едины они были в том, что распят был вместо него другой человек. Та версия, которую излагает преподобный Иоанн, не встречается в сохранившихся работах мусульманских авторов; вероятно, здесь представлена одна из самых ранних версий толкования Коран 4.157. Khoury считает, что здесь в тексте пропущена сама пословица, на которую ссылается преподобный Иоанн. Он указывает, что Евфимий Зигабен, цитируя это место, дополняет текст следующим предложением: «Человек во сне часто болтает вздор и видит всякую чепуху» (PG. T. 130. Col. 1336 D). О необходимости свидетелей в подобных случаях написано в Коране: 4.15; 5.106–108; 24.2–13; 65.2 и др. От ταιρα – «товарищество», т.е. придающие Богу кого-либо другого; перевод арабского mushrikun . Поскольку, согласно исламу, Христос не был распят, то почитание христианами креста воспринимается мусульманами как кощунство. В одном популярном хадисе Мухаммед утверждает, что, когда Иисус придет перед концом мира, он уничтожит все кресты (Бухари, Муслим и Ибн Ханбал). См.: Wensinck A.J . A Handbook of early Muhammedan Tradition. Leiden, 1927. P. 252–253. Преданий о черном камне у мусульман существует множество; те, которые упомянуты преподобным Иоанном, не являются в настоящее время распространенными. Хотя более поздняя мусульманская традиция стала считать, что в жертву Авраам собирался принести Измаила, ранние толкователи, в частности ат-Табари, говорят об Исааке. Имеется в виду 4-я сура «Женщины». Вопросы, касающиеся брака, упоминаются в Коран 2.226–242; 4.19–21,130; 33.49; 58.1–4; 65.1–7. «Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран 2.230).

http://pravoslavie.ru/4090.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010