Христианство, с которым сталкивался Мухаммад, не имело ничего общего с кафолической (вселенской) верой, оно представляло собой огромную группу сект, последователи которых зачастую жестоко враждовали между собой. Рассеянные по всему региону, они поддерживали преемственность различных верований о природе Бога и святой Троицы и в конечном итоге оказали влияние на развитие ислама. Интересно отметить, что христианство, упоминаемое в Коране, не было чистой верой Нового Завета, оно, скорее, представляло собой искаженный вариант вероучения, бытовавшего в церквах на территории Аравии. Влияние христианства на ранний ислам Мухаммад претендовал на то, что Коран является откровением, ниспосланным ему с небес, но многие его учения обнаруживают определенную зависимость от христианства, исповедуемого в доисламской Аравии. И действительно, в Коране нет ничего, что можно было бы назвать поистине оригинальным. Более того, в нем нет ничего, что не составляло бы параллели с различными религиозными убеждениями, распространенными по всему аравийскому региону. Мухаммад встречался с толпами паломников, стекающихся на ежегодные празднества в Мекку. Этот город был вместилищем передающихся из уст в уста познаний. Он поглощал и хранил в памяти огромное количество информации. Исследования учений Корана показывают, что пророк ислама был в большей степени знаком с еврейскими талмудическими работами и апокрифическими христианскими писаниями, нежели с содержанием Ветхого и Нового Заветов. История о том, как младенец Иисус заговорил еще в люльке, изложенная в малоизвестной книге, рукописи которой находятся в Аравии, — «Арабском Евангелии детства», феноменальным образом повторена в Коране (сура 19:29); Евангелие от Фомы, еще одно апокрифическое произведение, сирийская версия которого, как известно, существовала до рождения Мухаммада, описывает другие чудотворные деяния Иисуса, также повторенные Кораном, например, эпизод создания глиняных птиц, оживших по Его повелению (сура 3:49). И хотя имя, которым арабские христиане всегда называли Иисуса, было Ясу (происходит от древнееврейского Яшуа), в Коране используется имя Иса, которое, по всей вероятности, берет свое начало от несторианского Исхо. Нигде в христианской истории не встречается сколь-нибудь исчерпывающего объяснения странного имени Иисуса, используемого в Коране. Поскольку арабский язык относится к семитской группе, тесно связанной с древнееврейским языком, то вполне закономерно было бы ожидать использования имени Ясу. На самом деле полное имя Иисуса, используемое сирийскими несторианцами, было Исхо Мшиха, т. е. Иисус Мессия, и наиболее распространенное имя, используемое в Коране, очень на него похоже — ал-Масиху Иса (сура 3:45).

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

Это утверждение станет особенно ясным, если мы обратимся к Библейским критериям истинного Откровения. Ведь сам Мухаммед говорил, что Коран «это – истинность подтверждающая истинность того, что с ними (иудеями и христианами)» (Коран.2, 85) – т.е. Библии. Итак, Моисей говорит, что если восстанет пророк или сновидец и сотворит знамение или чудо, и оно сбудется, и затем он предложит пойти и поклониться иным богам, которых мы не знаем, то его не должно слушать, ибо через это искушает нас Господь,. А пророка того должно предать смерти. ( Втор.13:1-5 ). Если мы подойдем с этой стороны к Корану, то мы увидим, что тот желает исправить предыдущие Откровения Господа, а мусульмане вообще дошли до того, что объявили Библию искаженной. Если Христос говорил, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить ( Мф.5:17 ), то Коран отменяет предыдущее слово неизменного Творца. Очевидно, что в соответствие с Законом (Таврат) Мухамед должен был предан смерти как лжепророк. Истинно слово данное Богом через прор. Исайю: «не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят как это слово, то нет в них света» ( Ис.8:19-20 ). Все это во всей полноте относится к лжепророчествам Мухамеда. Другим доказательством подлинности Откровения должны быть знамения и предсказания будущего. «Представьте дело ваше, говорит Господь, приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели» ( Ис.41:22-23 ) Пророчества Мухамеда также оказываются ложными и по этому признаку. В Коране есть всего одно предсказание о победе римлян над персами (если оно не вставлено после события), а чудеса Мухаммед отказывался делать (единственное чудо, приписываемое лжепророку – раскалывание месяца, которое впрочем не наблюдалась неадептами новой веры – Коран 54, 1). Так что и по этому признаку «дело ваше ничтожно» ( Ис.41:24 ) – говорит Истинный Бог. Если мы сравним Коран с Библией и посмотрим, какие признаки богодухновенности последней выдвигает Церковь, то мы увидим разительное отличие этих двух откровений. Как написано в Катехизисе, «Церковь предлагает следующие признаки:

http://azbyka.ru/semya/brak-s-musulmanin...

4.24. Обещает ли Господь человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни? Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределение подменяется предвидением . 4.25. Какое вознаграждение ожидает человека в раю? В Царствии Божием (в раю ) христиан ожидает духовное блаженство. В Царствии небесном «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:30 ). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14:17 ). В Царствии Божием христиан ожидает полнота Богопознания и уподобления Богу: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3:2 ). «Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). Мусульман ожидают плотские удовольствия. Они будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. (56. 15–22) . Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет. 4.26. Признает ли религия священную книгу? Да, Библию. Да, Коран. 4.27. Какова природа священной книги? Написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ) В ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира. Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран – проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на арабском языке – это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке 4.28. Как религия оценивает другую? Признает всецело ложным учением. Называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха. V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

Ислам, наряду с иудаизмом и христианством, религия теистическая, т.е. исходящая из понимания Абсолюта как бесконечного личностного начала, трансцендентного миру; сотворившего мир в свободном акте воли и затем свободно им распоряжающегося. Проще говоря, религия, исповедующая веру в единого Бога, творца и промыслителя. В то же время ислам принципиально расходится с христианством в понимании природы Бога. Ислам не приемлет христианского понимания Бога как триединства, Троицы, считая это уступкой многобожию, и утверждает веру в единого и единственного Бога, Бога монолита (самад). Более того, ислам утверждает радикальную недоступность Бога для человека, которая исключает как возможность Боговоплощения, так и возможность сообщения благодати через таинства. Собственно, в исламе и нет понятия таинство, есть понятие тайна, сокрытое. Коран предписывает мусульманам верить в тайну Бога. Ислам, исторически ставший последней мировой религией, самой молодой религией, сам себя, по крайней мере, в лице своего основателя Мухаммада таковой вовсе не осознавал. В Коране вполне определенно говорится, что Мухаммад призван не для того, чтобы сказать новое слово, а для того, чтобы восстановить в изначальной чистоте веру в единого Бога. Эта вера заложена в каждом человеке, свойственна его подлинной природе благодаря завету, который Бог заключил с сынами Адама, т.е. человеческим родом: «Некогда Господь твой из сынов Адама, из чресл их, извлек потомков их и повелел им дать исповедание о себе самих: «Не есмь ли Я Господь ваш?» Они сказали: – Да, исповедуем это. – Это было для того, чтобы в день воскресения не сказали: мы не были в состоянии постигнуть это; или не сказали: отцы наши прежде нас признавали соучастников Богу, а мы были только их потомками …» (Коран 7:172–173). Эта идея получает развитие и в мусульманской традиции. Согласно распространенному хадису 6 , «каждый человек рождается мусульманином (то есть верующим в единого Бога). Иудеем или христианином его делают родители». Итак, ислам по отношению к иудаизму и христианству религия не новая. В чем же мусульмане находят основание для утверждения истинности своей веры? В Коране говорится: «Они говорят: «будьте иудеями» или «будьте христианами» – найдете прямой путь! Скажи: нет! мы община Авраама, веровавшего в единого Бога, он не был в числе многобожников» (Коран 12:129). В другом месте: «Мы возвестили тебе в откровении: следуй религии Авраама, который был ис-тинной веры» (Коран 16:124). И, наконец, еще один айат Корана: «Не был Авраам ни иудеем, ни христианином, а был единобожником, мусульманином» (Коран 3:60).

http://azbyka.ru/predstavleniya-o-chelov...

389 Гл. VII, ст. 36: «Братья наши, претерпев ныне краткое мучение по завету Божьему, получили жизнь вечную» (слова последнего из семи братьев мучеников маккавейских. 390 Гл. III, ст. 4. «Ибо хотя они (праведные) в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия». 392 Каждый стих Библии заключает в себе 600,000 смыслов, т. е. представляет 600,000 способов понимания и изъяснения, и каждый способ изъяснения стиха, имеет отношение к еврейской душе. 395 Коран или Ал-Коран – это, книга, в которой собраны все мнимые откровения Магомета, приведенная в окончательный, настоящий вид свой уже после его смерти. Коран состоит из 114 сур или глав, из коих каждая имеет свое особое название (стол, человек, корова, Иосиф, муравей, и т. д.) и разделена на несколько айат, или стихов . Магометане считают Коран творением самого Бога и чудесным откровением Божьим, в котором выразилась вся полнота истины и в котором каждая иота имеет свой глубокий смысл . Сложилась даже между ними басня о том, что Коран от вечности существовал в Боге или у Бога; потом архангел Гавриил , по изволению Божью, снял с него копию и принес ее па последнее, низшее небо, а отсюда уже снабжал Магомета главами и стихами своей копия, открывая их ему, в продолжении 23-х лет, по частям, смотря но нуждам и обстоятельствам. Откровения эти записаны, будто бы, были Магометом или его писцами и слушателями, также под непосредственные наблюдением самого архангела. 396 Геенна имеет семь отделений, лежащих одно ниже другого. Первое и наиболее сносное отделение геенны предназначено для грешников из числа исповедников ислама , второе – для иудеев, третье – для христиан, четвертое – для сабеев, или учеников Иоанновых ( Дeяh. XVIII, 24 и дал.), пятое – для, так называемых, магов, т. е. огнепоклонников персов, мидян, халдеев и парфян, шестое – для поклонников фетишей и других идолов, седьмое и мучительнейшее отделение – для лицемеров из всех религий. Вечно мучиться будут грешники только в последних двух отделениях. 398 Людовик Каро. О происхождении верований, в будущую жизнь, в Revue des Deux. Mondex, 1–я декабрьская книжка за 1875 год.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Далее, Коран говорит о том, что Иисус родился от девы. Но почему? Какой в этом смысл, если он по своей природе и служению ничем не отличается от других коранических “пророков”? И снова в исламе нет на это ответа. А в христианстве – есть. Во-первых, Тому, Кто имеет Отцом Бога, нет нужды иметь отца-человека. А во-вторых, это объясняется как раз наличием первородного греха. Как мы помним: кто родится чистым от нечистого? Ни один ( Иов 14:4 ). В безгрешном Боге невозможен грех, и потому, дабы не произошло наследования первородного греха, как с остальными людьми, Христос-Спаситель рождается от безгрешной и девственной матери. Наконец, в Коране Христос называется “Словом Божиим” и “Духом Его”. Почему? Разве это сочетается с исламским взглядом на него как на одного из подобных пророков? Почему из всего множества коранических “посланников Аллаха” только Иисус назван “Словом Аллаха”? Это вопрос из века в век ставит в тупик мусульман, вынужденных выискивать самые нелепые оправдания. А в христианстве, где Христос также называется Словом, есть чёткий и логичный ответ: это наименование отражает вечность и нераздельность Иисуса с Богом. Ибо, естественно, что не могло быть времени, и не будет, когда Бог был бы без Своего Слова, “бессловесным”, но Слово Его всегда пребывало с Ним и в Нём. Ещё прп. Иоанн Дамаскин замечал по этому поводу мусульманам: “так как вы говорите, что Христос есть Слово Божие и Дух, то почему вы обзываете нас придающими Богу сотоварищей, ведь слово и дух неотъемлемы от того, в ком они существуют. Итак, если в Боге существует Его слово, то ясно, что и оно есть Бог; если же оно находится вне Бога, то Бог по-вашему бессловесный есть и бездушный”. В полемике с христианским учением о Троице, Коран задает риторический вопрос: “Как может быть у Него ребенок, если у Него не было супруги?” (6.101). Положение довольно двусмысленное, поскольку Дева Мария задала такой же вопрос, желая знать, как она сможет родить сына, если у нее нет мужа (Коран 3.47). И в следующем стихе Коран заявляет, что Аллах может делать то, что пожелает, и ему достаточно сказать слово “будь” – и “будет”. Приводя такие аргументы, Коран должен был сам ответить на собственный вопрос в суре 6.101. И в самом деле, если Бог пожелал воплотиться и обитать с людьми – то что здесь для Него невозможного? От людей остаётся с радостью и благоговением принять Его дар и вступить на указанный Им путь, как и делают христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Что побуждает мусульман утверждать, что Церковь исказила (причем самым радикальным образом) учение Иисуса? Чтобы понять это, нам понадобится рассмотреть, что об Иисусе говорит Коран. Коран об Иисусе Иисус, Иса сын Майрам, занимает важное место в Коране. Он рассматривается как выдающийся Божий пророк: 81(87). Мы дали Myce писание и вслед за ним Мы отправили посланников; и Мы даровали Исе, сыну Марйам, ясные знамения и подкрепили его духом святым. Неужели же каждый раз, как к вам приходит посланник c тем, чего ваши души не желают, выпревозноситесь? Одних вы объявили лжецами, других вы убиваете. Коран признает факт Непорочного Зачатия и с глубоким уважением говорит о Марии (Марйам), Матери Иисуса: 42(46). Сказала она: «Господи! Откуда будет y меня ребенок, когда меня не касался человек?» Сказал он: «Так! Аллах творит, что желает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: «Будь!» – и оно бывает. Говорится о том, что часть иудеев уверовала в послание Иисуса, и Коран хвалит этих людей, как истинных верующих, получивших помощь от Бога: 14(14). O вы, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха, как сказал Иса, сын Марйам, апостолам: «Кто мои помощники y Аллаха?» И уверовала одна часть из сынов Исраила, и не уверовала другая часть. И Мы подкрепили тех, которые уверовали, против их врагов, и они оказались победителями. Вместе с тем Коран категорически отвергает утверждения о Божественной природе Иисуса: 169(171). O обладатели писания! He излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего, кроме истины. Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, – только посланник Аллаха и Его слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите – три ! Удержитесь, это – лучшее для вас, Поистине, Аллах – только единый бог. Достохвальнее Он того, чтобы y Него был ребенок. Ему – то, что в небесах, и то, что на земле. Довольно Аллаха как поручителя! 70(172). Никогда не возгордится Мессия над тем, чтобы быть рабом Аллаху, ни ангелы приближенные!

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Таким образом, нам не могут объяснить, почему Коран говорит, что мать Марии была женой Имрана, особенно с учетом того, что Коран подразумевает (как в нем говорится) только духовную взаимосвязь. Это явная историческая ошибка, мои дорогие читатели, потому что Мария не имела брата по имени Аарон. Александр Македонский Удивительно встретить в Коране повествование об Александре Македонском, как будто он был праведный человек или духовный учитель, в то время как хорошо известно, что, будучи греком, Александр, являлся идолопоклонником и провозглашал себя сыном Амуна, Бога Египта. Если читатель удивит сообщение о том, что где-то в Коране написано о праведности Александра, ему следует обратиться к суре 18:83–98, где мы можем насчитать шестнадцать стихов, которые повествуют об этом военном предводителе. Эти стихи ясно говорят, что Господь помогал ему, руководил им и устранял все препятствия на его пути, чтобы он мог исполнить свои планы и желания. Они свидетельствуют, что Александр был одним из тех, кто достиг места заката Солнца и нашел его садящимся в колодец полный воды и ила. В них утверждается, что он встретил неких людей, которых Господь дал ему право мучить их, убивать их или делать рабами, призывая их к вере и ставить на истинный путь. Эти комментарии приводятся всеми исламскими богословами без исключения (см. Бейдави, стр. 3999, ал-Джалалн, стр. 251, ал-Табари, стр. 339, ал-Замакхшари, ч. 2 ал-Каш-шаф, стр. 743). Если же не обращаться к этим великим толкователям Корана, к кому же еще мы можем обращаться? Грек Александр не был праведником и слугой Бога как говорит Коран, напротив, он был безнравственным распущенным, агрессивным идолопоклонником. Он не имел никакого отношения к Богу и Господь никогда не просил его направлять людей и учить их вере. Другие исторические ошибки Поверит ли читатель, что Авраам хотел принести в жертву не Исаака, а Измаила? Так говорят все исламские богословы. Знаете ли Вы что Коран утверждает, что Хаман был правой рукой фараона, хотя Хаман жил в Вавилоне тысячи лет спустя? Коран говорит именно так. В Коране также утверждается, что Моисея из реки вытащила не его сестра, а его мать (28:6–8), и что Самаритяне выплавили золотого тельца для детей Израиля и сбили их с истинного пути (см. 20:85–88) хотя хорошо известно, что Самария в то время еще не существовала. Самария возникла после времен Вавилонского исхода. Как кто-то из Самаритян мог сделать золотого тельца для людей Израиля?

http://azbyka.ru/oshibki-v-korane

Что касается до внешнего богопочитания ессеев, то они хотя и не посещали Иерусалима, но почитали Иерусалимский храм священным и посылали в него дары. Мухаммед также почитал Иерусалимский храм, и одно время советовал обращаться в сторону Иерусалима во время молитв (Коран, гл. 2, ст. 140, 143, 172). Как обыкновенно бывает в мистических сектах, у ессеев, вместе со стремлением к служению Богу духом, было большое пристрастие к мелочной обрядности, чем они превосходили даже фарисеев. В своем рвении они выдумали легенду, будто бы Бог , чтобы испытать иудейских рыболовов в Айле, устроил так, что в продолжении целой недели не показывалось никакой рыбы, а только в субботу. Рыболовы соблазнились нарушить покой дня Господня и забросили сети в субботу, но были превращены за это в свиней и обезьян. Легенда эта передается и в Коране (Коран, гл. 5, ст. 65). Ессеи приписывали особенное освящающее действие омовению холодной водой и омывались при всяком случае, когда считали себя оскверненными. В Коране также предписываются омовения: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны так, что не понимаете того, что говорите; ни тогда, когда бываете осквернены истечением во время сна, покуда не омоете всего тела» (Коран, гл. 4, ст. 46. Ср. гл. 5, ст. 8–9). Ессеи питали отвращение не только к пище, приготовленной не ессеем, но и ко всему неессейскому; так и в Коране заповедуется нетерпимость в отношении немусульман, хотя бы то были отцы, братья, дети и вообще родственники (Коран, гл. 58, ст. 22; ср. гл. 4, ст. 143; гл. 5, ст. 36; гл. 60, ст. 13). Одновременно с есссизмом в Аравии нашла себе верное пристанище христианская секта евионитов, происшедшая из тех же самых религиозных факторов, которые произвели и ессеизм, из стремления преобразовать иудейство. Именем евионитов называются в истории церкви еретики иудейского направления. Учение евионизма из Иерусалима распространилось в восточной Иорданской стране, в Пелле, откуда перешло на юг и укрепилось среди моавитян. Св. Епифаний указывает точное местопребывание евионитов, именно к востоку от Мертвого моря. Они делились на несколько групп, но все вместе имели общим отрицание существенного различия между Ветхим и Новым заветами, между иудейством и христианством. При этом они особенным своеобразным образом представляли себе соединение Божественного начала в лице Иисуса Христа с человеческой Его природой. Да и в самом учении евионитов о Божественном начале в Иисусе Христе нет ничего сходного с учением об Ипостаси Сына Божия: Сын Божий никогда не достигает у них равенства с Иеговою и единства с Ним по существу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Зачем нужен документ? Только для одного – чтобы стороны не забыли о данных обязательствах. Поэтому, например, для Бога не нужно никакой особой хранимой на небесах “скрижали”, ибо Бог Свой Завет помнит прекрасно и не исказит Его никогда. А вот человеку нужен документ, но не по какой иной причине, как по слабости.. А вообще же, как писал свт. Иоанн Златоуст : “По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путём. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не через письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым” . При всех сходствах и различиях, подлинных и мнимых, между Кораном и Библией есть одно важнейшее различие: Коран не есть Завет. Ни в каком из значений этого слова, Коран не является документом завета, и вообще не рассматривается как договор или что-то подобное. Согласно мусульманским представлениям, Коран – это приказ Аллаха. И само название его нередко выводят из повеления “Кара!” (“Читай!”), которое требовал у Мухаммеда мучавший его дух, явившийся ночью, когда тот спал в пещере на горе Хира. Коран, согласно форме – это непрерывный монолог Аллаха, который припоминает те или иные поступки, цитирует людей, джиннов, животных и насекомых, полемизирует с врагами Мухаммеда, обещает и приказывает ему самому и его последователям. Другой аспект, который не позволяет отнести Коран к завету – это характер взаимоотношений Аллаха и человека, как они описаны в самом Коране. К примеру: “Вот сказал ему его Господь: «Предайся!» Он сказал: «Я предался Господу миров!» И завещал это Авраам своим сынам и Иаков: «О сыны мои! Поистине, Аллах избрал для вас религию; не умирайте же без того, чтобы не быть вам предавшимся! " ” (2.131–132).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010