«Завещание» в своих предписаниях о молитвенных часах делает различие между клиром (частнее епископом и пресвитером) и мирянами, требуя от первого большего усердия и тщательности в соблюдении этих часов. При этом место о епископо-пресвитерских часах молитвы в Завещании имеет в сирской рукописи и в арабском переводе для коптской Церкви характерные разности (отмеченные у нас курсивом) «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» в сирской редакции Да будет епископ постоянно у алтаря, пребывая в молениях долго и ночью, особенно же в предписываемые ночные часы, именно в первый, в полночь и в первый час зари, когда появляется рассвет. Сверх же этого утром (,?) в час третий, в час шестой, в час девятый, в час двенадцатый и в час светильника. Если же он молится за народ и за себя во всякое время непрерывно, хорошо делает. И пусть будет один в здании церкви. Но если есть у него один ли два участника, то хорошо, если он с ними пребывает для совместной единодушной молитвы в слове. Ибо где два или три находятся во имя Мое, как помните, Я сказал вам, и Я буду среди них. Если же не может непрерывно всю ночь пребывать, по крайней мере пусть остается (в храме) в вышеуказанные часы. Ибо тогда ангелы навещают церковь 451 . «Завещание» в арабском переводе для коптской церкви («Арабская Дискалия») Да будет епископ постоянно при алтаре и свободным для молитвы днем и ночью, – особенно в часы, в которые полагается молитва: в начале дня и во время отхождения ко сну и в полночь и во время рассвета, и затем в час дня первый, а также в 3, 6 и 9 и в сумерки. Если же он молится за себя и весь народ и во всякое время, хорошо поступает; и пусть будет один в церкви. Если же у него есть один или два участника и ему угодно, чтобы они с ним были, пусть устроит так, чтобы они помогали ему во всяком деле, особенно в молитвах и молениях, которые нужно совершать внимательно и в согласии, поскольку Господь сказал: где два или три собраны во имя Мое, там и Я посреде их. Если же не может совершать молитвы непрерывно днем и ночью, пусть молится в те часы, которые мы указали.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В.В. Акимов Ранняя Церковь и Римская империя. Причины гонения на христиан Раннехристианская Церковь как Церковь гонимая Христианство пришло в мир, имея основания вне этого мира. Основателем Церкви, в чем были уверены и сами первые христиане, являлся Иисус Христос – воплотившийся Бог, Сын Божий. Основатель христианства окончил свой земной путь насильственной смертью, определив такой же путь и своим последователям. Иисус Христос не обещал своим ученикам на земле спокойствия и благополучия. В своей прощальной беседе с учениками Он сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ( Ин. 15:18–20 ). Эти слова Христа исполнились и в том, что Церковь будет гонима, и в том, что она будет возрастать и укрепляться. С самого начала своего существования Церковь испытывала противодействие со стороны народа, государства и интеллигенции. Это противодействие было двояким – силовым и идейным. На самом раннем этапе Церковь столкнулась с народом и государством, которые силовыми методами пытались искоренить новое религиозное сообщество. Идейная борьба с Христианством, которая будет вестись силами интеллигенции, начнется значительно позднее и не вызовет значительных последствий. Следствием силового противодействия были гонения на христиан, а следствием гонений – такое явление, как мученичество. По словам церковного учителя III века Тертуллиана , кровь мучеников стала семенем христианства, т. е. способствовала консолидации, укреплению христианства, росту его общественного авторитета и всеобщему признанию его нравственной силы. Христианское понимание мученичества Ранняя Христианская Церковь была Церковью мучеников, тех, кто ради своей веры во Христа не пожалел расстаться с собственной жизнью. В новозаветных писаниях и других древних христианских текстах, написанных на греческом языке, мученик обозначается словом μαρτυς. Это греческое слово переводится как «свидетель». Аналогичным образом мученики обозначаются в сирийском, арабском и коптском языках. Западные народы заимствовали латинское слово martyr, оставив его без соответствующего перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В словах и «от Сына» сектанты, вместе с лютеранами, исповедуют и очевидно для всех ересь, ибо Сын Божий и Св. Дух, будучи одинакового существа и достоинства с Богом Отцем, отличаются от Него теми личными свойствами, что как Сын Божий предвечно рождается от одного Бога Отца, так Дух Святой от одного лишь Отца предвлчно исходит, о чём учит Сам Спаситель: «Когда же прийдет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин.15:26 ). Но в то время, когда Сам Христос учит, что Дух истины от Отца исходит, сектанты еретичествуют, что Он исходит и от Сына, потому только, что эту ересь для них напечатала петербургская лютеранская консистория. 159 В словах: «во единую, святую, христианскую и Апостольскую церковь лютеранская консистория, а с ней и сектанты опять допустили намеренное искажение никеоцареградского символа, где сказано: .«во единую, святую, соборную и апостольскую церковь ». Здесь не без цели сектанты слово «соборную» заменили другим словом – «христианскую»: отвергая вселенские соборы, как выражение веры всей Христовой церкви, они и не могут исповедывать церковь «соборную», а исповедуют какую-то церковь «христианскую». Но спрашивается, какую же? католическую, лютеранскую, англиканскую, менонитскую, баптистскую, коптскую или какую-либо иную? Ведь каждая из этих церквей может быть названа «христианской», так как их члены веруют, хотя и превратно, во Христа, Какую же из названных церквей исповедуют сектанты? Вероятно, они и сами того не знают, как к сожалению, не знают и того, что, отделившись от Православия, они отделились от истинной Христовой «соборной» перкви, где важнейшие вопросы веры решались собиравшимися на соборы представителями всей вселенской церкви, по примеру самих св. апостолов ( Деян. 15 глава), – той церкви, которую не только человеческие заблуждения, но и врата ада самого не одолеют ( Мф.16:18 ), ибо Сам Христос обещал быть с ней всегда «во все дни, до скончания века» ( Мф.28:20 ). 160 Эти слова благословения принадлежат св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20). Всегда, непрестанно духовно с нами (если мы того хотим), во всей ткани повседневной жизни, в страданиях и радостях, в трудах и испытаниях, принимаемых и переносимых во имя Его. Но здесь, в таинстве Евхаристии, это Его обетование проявляется с особой, покоряющей силой. Ибо это есть Таинство прихода Господа к верным Своим - ко всей Церкви и к каждому отдельному верующему, состоящему в этом союзе любви, - страдающего и прославленного Господа. Ведь установлено это Таинство Им Самим накануне страдания и смерти, в ночь прощания с учениками: " Сие есть Тело Мое, которое за вас преломляется " ; " Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая. Сие творите в Мое воспоминание " . В евхаристическом хлебе и, вине дана вся глубина подлинного присутствия Господа, пострадавшего на Голгофе. Так воспринимала это Церковь о самых первых времен . " Поэтому, когда едите хлеб сей или пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он не придет " , и " кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем " (1 Кор 11. 29). Это красной нитью проходит через все совершение таинства Евхаристии в древней Церкви, через все древние литургии. Истинное присутствие здесь, в этих дарах (хлебе и вине), Страдающего Господа... " Се Жертва Тайная совершена дориносится " . Церковь предстоит молитвенно перед небесным жертвенником, где Голгофская Жертва бесконечной любви и отдания Себя, однажды раз навсегда принесенная на земле, в вечности бесконечно приносится Сидящему на Престоле (Откр 5 гл.). " Смерть Господню возвещаете " , пишет ап. Павел. В евхаристических молитвах древних литургий, после установительных слов таинства ( " Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя... " ) следует обыкновенно так называемый " анамнесис " — воспоминание страдания и воскресения Христова, иногда в совсем кратких словах, иногда в более распространенной форме. Так, напр., особенно подробно в древней коптской литургии св. Григория Чудотворца: " Ты претерпел поругания нечестивых " , возглашает священник, " Ты предал хребет Свой на бичевание и ланиты Свои ударам; ради меня, Господи, Ты не отвратил лица Твоего от плевков и поруганий " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Других также не радует перспектива очередного поста, приходящего иногда, по нашему невежеству, как незваный гость. Но нам все-таки хочется соблюдать святые традиции Церкви и богослужебный календарь. Несмотря на это мы, как настоящие американцы, хотим знать – «зачем?». «Зачем, прости Господи (ответ от кого-либо меньшего нас не удовлетворит), нужен этот Апостольский пост? Для чего?!» Ответ, в некотором смысле, ничем не отличается от ответа относительно любого другого поста или духовной практики. Это путь Православия. Сначала мы готовимся, а затем празднуем. Сначала мы освобождаем себя, а затем Господь наполняет нас. Классическими средствами христианской духовной жизни являются молитва, пост и милостыня . Полных остановок в духовной жизни не бывает. Иногда мы лишь замедляем темп и наслаждаемся такими большими праздниками, как Пасха, Пятидесятница и Рождество. Это наш путь, и теперь, когда Пятидесятница уже позади и наступило так называемое «обычное время», пора двигаться дальше. Шенуда III Здесь нам поможет патриарх Коптской церкви Шенуда III: «Апостольский пост в Новом Завете: когда Господа Иисуса Христа спросили, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Апостолы постились вместе и не скрывали этого, и Господь принял их пост. Вот примеры апостольского поста: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их (Деяния 13:2-3) [«Совместная молитва и пост», Шенуда III]. Все предельно ясно, не правда ли? С одной стороны, поститься они начали после Вознесения Господа в ожидании великого Дара Духа Божьего. С другой стороны, Апостольская церковь постилась и после Пятидесятницы для того, чтобы «разбудить» в себе все тот же Дух. Сегодня вся Церковь призвана жить делом и жизнью апостолов: объединить весь мир в Господе и вторить песнопениям Пятидесятницы. Если сам Христос предсказал такой пост и апостолы постились, готовясь выйти на служение, почему мы не можем поститься?

http://pravmir.ru/nelyubimyj-petrov-post...

И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: “Из Египта воззвал Я Сына Моего” ( Мф. 2:13 ). Коптская церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквах Египта торжественно звучат слова патриарха: “О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков!”. В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце-Христе, неизвестных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян – христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым Семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды – в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое Семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Теофилиуса, 23-го патриарха Александрийского (384–412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, “Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву”. Но перед этим Святое Семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://azbyka.ru/krest-v-mire-polumesyac...

Коптская Церковь празднует вступление Иисуса Христа на землю египетскую в день 24-й коптского месяца вашанс, что соответствует 1 июня по нашему календарю. В этот день во всех церквях Египта торжественно звучат слова патриарха: " О Египет, о народ Египта, о дети Египта, и все, кто живет в его границах, возрадуйтесь, ибо пришел к нам Возлюбленный всего живого, существовавший до света всех веков! " . В Египте, передаваясь из поколения в поколение, сохраняются несколько чудесных сказаний о Марии, Иосифе и Младенце Христе, не известных остальному миру. Они близки сердцу всех египтян - христиан и мусульман, потому что составляют часть души этого народа, ревностно хранящего предание о посещении его родины Святым семейством почти 2000 лет тому назад. В Старом Каире беглецы побывали дважды - в начале путешествия и в конце, по пути домой. Первая их остановка была краткой: местный правитель, разгневанный тем, что при появлении Иисуса падали каменные идолы, вознамерился убить его. Святое семейство укрылось в гроте, над которым в пятом веке была построена церковь в честь мученика Сергия (Абу Серга). Затем им пришлось двинуться дальше. В Новом Завете ничего не сказано о том, какие места посетило Святое семейство в Египте, как долго оно там находилось. У коптов же эта история описана довольно подробно. Общепризнанным источником считаются труды папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384-412 гг.). В них он рассказывает, как однажды, после долгой молитвы, Дева Мария явилась ему и поведала о путешествии Святого семейства в Египет. Четыре года спустя, по смерти Ирода, как повествует уже Евангелие от Матфея, " Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте. И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву " . Но перед этим Святое семейство еще раз побывало в Вавилоне Египетском, где по преданию, у Иосифа были дальние родственники, уговорившие его немного погостить у них.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

(Сюда можно отнести Армянскую и Коптскую " церкви " , (монофизитов), Римо-католическую, различные протестантские " церкви " и отделившиеся от них многочисленные секты: баптистов, пятидесятников, свидетелей Иеговы, мормонов и т.д.) Кроме того, существуют также образования, которые, хотя и сохранили православное вероучение, вследствие гордыни и попрания соборного начала Церкви и ее священных канонов также отпали от Тела Христова, превратившись в раскольнические или схизматические группы. (Одна из самых крупных раскольнических лжецерквей существует на Украине. Это так называемая " Украинская православная церковь Киевского патриархата " , возглавляемая лжепатриархом Филаретом Денисенко. Она не имеет общения ни с одной Поместной Православной Церковью во всем мире и пошла по пути всех древних церковных раскольников.) Их характерной особенностью является то, что они не имеют общения ни с одной из православных поместных Церквей, тогда как все поместные Церкви имеют общение друг с другом, что и объединяет их в единую Церковь Христову. Верные получают благодать Божью, а благодаря ей и спасение, через Таинства Церкви. Все Таинства Церкви можно объединить в единое Таинство спасения человека. Главными из церковных Таинств, без которых невозможно спасение, являются Крещение, Миропомазание и Евхаристия. Из этих трех самым главным является Евхаристия, которую также называют Таинством Таинств. Таинство Евхаристии или Благодарения было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, " взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая " . Таким образом, Таинство Евхаристии было установлено как Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, становится одним Телом с Ним и через Него приобщается божественному Бытию. Евхаристия дает силу всем остальным Таинствам.

http://pravoslavie.ru/1637.html

29 Цари вавилонские, персидские, греческие, римские кесари, обоготворявшие свое царское, достоинство до принятия божеского почитания от своих подданных; владычества, принявшие в основу лживые принципы 1789 г., отвергающие владычество Божие в обществах человеческих, вот царства «мира сего», управляемые князем силы воздушной. 30 Семь глав – это с самых древних времен царственные предтечи антихриста; а десять рогов – современные антихристу властители, имеющие с ним одни замыслы против христианства. 31 Св. Церковь облечена в солнце заслуг Христовых, дающих ей победу над миром, плотью и дьяволом , эмблематически изображаемыми луной, двенадцать звезд – автокефальные церкви: российская, константинопольс­кая, антиохийская, александрийская, коптская, армянс­кая, грузинская, греческая, болгарская, сербская, иеру­салимская, румынская. Столько же церквей римско-като­лических, а именно: миланская, римская, галликанская, британская, ирландская, американская, испанская, португальская, чешская, венгерская, южно-германская. 32 Эмблема царства дракона: зверь багряный, преисполненный именами богохульными с семью головами и десятью рогами св. Иоанн объясняет в том смысле, что семь голов суть семь царей, из которых пять пали (Нимврод. Фараон, Навуходоносор, Антиох Епифан IV, Нерон) один есть (Домициан), а другой еще не пришел, и когда придет не долго ему быть(Юлиан Отступник). 33 Некоторые честолюбивые представители духовной власти на западе старались ради своих мнимых выгод, потрясать основы мирской власти. Отсюда начало всяких внутренних нестроений на западе, грозящих всеобщей анархией и небесными казнями; ибо этой рознью пользуются евреи и постепенно овладевают господствующим положением для разрушения Церкви, общественного строя и порядка. 34 Воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена, и языки. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне. Потому что Бог положил им на сердце исполнить одну волю и отдать царство их зверю( Omkp. XVII, 15,16.17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

В храме находятся Православный, католический и коптский пределы. Владеют храмом греки. Главный, средний алтарь храма возвышается над самим вертепом. Из него, по 15 мраморным ступеням входят в подземную церковь , которая и есть самая Вертеп-пещера. Место Рождения Спасителя в полукруглой нише означено серебренною звездою с 14 лучами и рядом серебренных лампад. В нескольких шагах от места Рожества Христова, справа, находится особая пещера с яслями, где покоился Богомладенец Иисус (католический предел). Ясли, высеченные в природном камне, обложены белым мрамором. В этом храме находятся и еще несколько пещер и алтарей: пещера, где обитал святый праведный Иосиф; пещера, в которой погребены невинно избиенные Иродом Вифлеемские младенцы; келия и гробница блаженного Иеронима (см. сноску на стр. 1) и другие. В окрестностях Вифлеема указывают много и других достопримечательных мест и древних памятников, как-то: в долине Рафаимской – дом Симеона Богоприимца; недалеко от Вифлеемской дороги указывают отросток теревинфового дерева, под которым, по преданию, отдыхала Пресвятая Дева на пути из Вифлеема в Иерусалим. Не доезжая Вифлеема, при спуске в долину, находятся гробница и памятник Рахили над которыми стоит теперь мусульманская молельня; далее за оврагом видны развалины древней Рамы, напоминающие трогательные слова Священного Писания: “Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет” ( Иер. 31, 15 ; Мф. 2, 18 ). Этот город Давидов в наше время уже срастается с Иерусалимом. Лк. 2, 1–7 : Повеление Кесаря 366 Августа 367 о переписи. Рождество 368 Господа нашего Иисуса Христа. Пророчества о событиях Рождества: Ис. 7, 14 : “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил 369 ”. Иер. 31, 22 : “Долго ли тебе скитаться, отпадшая дочь? Ибо Господь сотворит на земле нечто новое; жена спасет мужа”. Пророчество о месте Рождения: Мих. 5, 2 : “И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных”.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010