39 , то есть до провозглашения автокефалии Эфиопской Церкви. В этот период число епископов, за редким исключением, не превышало одного на всю Эфиопию. Обычно проходили долгие годы, прежде чем заполнялась вдовствующая кафедра. Однако эфиопы всегда стремились иметь свою не только политическую, но и церковную независимость, а это нередко вызывало недоразумения и конфликты между коптами и эфиопами. Попытки урегулировать абиссинский вопрос обычно кончались неудачей. Ни Иоанну XIX (†22 июня 1942), ни Макарию XIX († август 1945) не удалось наладить отношений между коптами и эфиопами. Только после освобождения Эфиопии от итальянцев (1945), когда император Эфиопии Хайле Селассие I совершил поездку в Каир, где вел продолжительные переговоры с Синодом Коптской Церкви и патриархом Иоасафом II (май 1946 – ноябрь 1956), взаимоотношения между обеими сторонами были урегулированы. Представители Эфиопской Церкви могли уже с 1946 г. участвовать в выборах Коптского патриарха, а 15 июля 1948 г. между Коптской и Эфиопской Церквами было подписано соглашение, по которому для Церкви Эфиопии были рукоположены пять эфиопских епископов. После смерти последнего архиепископа Эфиопской Церк­ви, копта по национальности (1950), главой этой Церкви стал 14 января 1951 г. эфиопский архиепископ Василий, возведенный в 1959 г. в сан патриарха. С тех пор во главе Эфиопской Церкви стоит патриарх. В мае 1946 г. на патриарший престол Коптской Церкви был избран местоблюститель Иоасаф II, при котором снова возобновились трения с “Маглис Милли”. Они касались вопроса взаимоотношений представителей мирян и патриарха. Споры усилились после республиканской реформы 1952 г. 40 . Это был самый продолжительный и острый кризис в отношениях, с одной стороны, между патриархом и епископами, а с другой – между иерархией и мирянами, которые теперь единодушно требовали проведения реформ, потому что сознавали свою силу и значение, особенно после выборов в “Маглис Милли”. Слово “демо­кра­тия” теперь было у всех на устах, и опасность, что внутрицерковные проблемы станут предметом всеобщего обсуждения, нависла над Коптской Церковью , которая, кстати сказать, всегда стремилась оказывать влияние на политику государства и при этом не привлекать к себе внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Между тем не все монахи Нитрийской пустыни пребывали в столь глубоком невежестве – и несогласных с ними невежды, представлявшие Бога в телесном виде, обвинили в оригенизме. Впрочем, среди нитрийских монахов был и действительный оригенист Евагрий, выходец из Понта, с которым сблизился переселившийся в Египет из родной ему Галатии Палладий, автор знаменитого патерика под названием «Лавсаик». Но в глазах простодушных антропоморфистов, в основном имевших коптское происхождение, все, кто не разделял их заблуждений, уже по одному этому оказывались оригенистами. И вот Феофил, чтобы угодить способным на бунт неспокойным пустынникам, в 400 году открыл войну против наследия Оригена и оригенистов. Среди нитрийских монахов было четверо «долгих братьев», прозванных так за свой высокий рост: Диоскор, Евсевий, Евтихий и Аммоний. Они не разделяли антропоморфистских заблуждений и у своих оппонентов прослыли оригенистами. Феофил ценил их за просвещенность и хиротонисал Диоскора во епископа Гермопольского, а Евсевия и Евтихия – в пресвитеров, а вот Аммоний, верный старой монашеской традиции уклоняться от священства, предпочел урезать себе ухо и угрожал лишить себя языка, чтобы только избежать рукоположения, чем вызвал неприязнь со стороны своего властного епископа. Открыв кампанию искоренения оригеновской ереси, Феофил добился у местного префекта распоряжения о высылке «долгих братьев» из Нитрийской пустыни. И, по словам А.В. Карташева, «не откладывая, самолично отправился целым вооруженным походом в Нитрию. С ним были и епископы, и полицейские чины, служки и толпа уличных бродяг-громил. В самой Нитрии с ними соединилось большинство монахов-антропоморфистов… Но Диоскор, как подобает скромному епископу, встретил своего патриарха-папу с честью. Окружавшие Диоскора монахи несли в руках пальмовые ветви. Но паче меры взвинченный Феофил решил, что это стратегический обман, что надо начать превентивный бой. Раздалась команда, крики, над головами замелькали дубины. Диоскор и его монахи были обращены в бегство.

http://pravoslavie.ru/49552.html

Что же касается Эфиопской Церкви, то по мысли отца Порфирия, «наш каирский апокрисиарий, держа у себя дома двух абиссинцев и хорошо выучив их русскому языку, ездит с ними в Абиссинию и там подготовляет воссоединение христиан с Православием и, если будет надобно, самостоятельность тамошней Церкви посредством посвящения туда нескольких епископов коптским архиепископом, тогда как теперь там епископ один, вполне зависящий от названного архиепископа. Таково дело нашего апокрисиария» 22 . И для того, чтобы апокрисиарий от Русской Православной Церкви мог действовать в Эфиопии более успешно, архимандрит Порфирий тогда же предлагал А. Е. Лаговскому послать в Эфиопию студента Русской Духовной миссии Якимовича «для предварительных разведок о тамошних делах церковных и гражданских» 23 . Усилия архимандрита Порфирия в те далекие годы не могли увенчаться успехом, но прямым результатом его деятельности было то, что началось установление церковных связей между Россией и Эфиопией. Так, например, уже в 1865 году в Санкт-Петербургской Духовной академии обучался эфиоп Абдул Масах, «монофизитского исповедания»; для наставления в Православии он был поручен духовному попечению иеромонаха сирийца Агапия Ставроса 24 . Большой интерес представляет сочинение архимандрита Порфирия, посвященное Эфиопской Церкви и озаглавленное: «Абиссиния. Церковное и политическое состояние Абиссинии с древнейших времен до наших дней». Оно было опубликовано в «Трудах Киевской Духовной академии» за 1866 год 25 . Эта работа была одним из первых исследований на русском языке, посвященным Эфиопии. «Кто прочтет это изложение мое, – писал архимандрит Порфирий, – тот поймет, достойна ли Абиссиния побрататься с христианскими государствами Европы». Вряд ли необходимо доказывать, что под словами «государства Европы» он в первую очередь имел в виду Россию. В отношении Эфиопской Церкви отец Порфирий высказывался так же, как и в отношении Коптской Церкви. «Абиссины – не еретики. Напротив, они проклинают ереси Ария, Македония, Нестория и Евтихия и содержат веру святителя Афанасия и святителя Кирилла. В богослужениях и обрядах их видно чистое Православие, как в абиссинских озерах видно чистое небо» 26 , – утверждал отец Порфирий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

— Есть комиссии, которые работают и с эфиопами, и с маланкарцами, и с коптами. Из трех этих комиссий сопредседателем двух являюсь я. Конечно, такие контакты будут продолжены: они необходимы, они существенно влияют на расстановку сил и баланс интересов межсоборного общения. Это хороший задел на будущее и для молодежи, потому что есть возможность познакомиться с исторической доктриной развития иной Церкви. Я считаю, что это очень хороший опыт, на который стоит обращать большое внимание. — Значит, рассматриваются и молодежные образовательные программы? — Да, и молодежные образовательные программы. Вы были на наших встречах, слышали, что ряд студентов из других стран уже направлен и обучается на территории Российской Федерации. Некоторые студенты пребывают и проходят глубокие стажировки на площадках Коптской Церкви. — Известно ли уже, какой храм будет передан Коптской Церкви в Москве? — Мы сейчас не можем говорить, будет ли это храм, территория под постройку, или что-то еще. Это — компетенция не моя, а Святейшего Патриарха и Священноначалия Русской Православной Церкви. — Такие тесные отношения с Коптской Церковью ставят вопрос и о богословском, и о литургическом диалоге. Может ли в какой-то форме рассматриваться совместная молитва и сослужение с представителями Коптской и других древневосточных Церквей? — Нет, на сегодняшний момент, исходя из нашего исторического бэкграунда, естественно, ни о каких евхаристических и молитвенных отношениях мы не можем говорить. Но еще раз повторю: ведется сложный, уже многолетний догматический диалог. Этот вопрос должен рассматриваться специалистами — догматиками, литургиками, специалистами по каноническому праву — теми людьми, которые очень хорошо в этом разбираются. Потому что вы сами понимаете: прошедшие 16 веков наложили определенный отпечаток. Но опять же, я, не стесняясь, говорю: ключевыми партнерами для нас являются и Коптская, и Эфиопская Церкви. У нас много социальных, гуманитарных, христианских, человеческих программ, в которых с обеих сторон мы видим позитивные отношения и результаты.

http://patriarchia.ru/db/text/5940975.ht...

Но о. Порфирий не смог осуществить свою мечту, поскольку синайский архиепископ не благословил иеромонаха Иосифа на поездку в Эфиопию, а предпринимать такое длинное и опасное путешествие в одиночку о. Порфирий не решился. Однако он по-прежнему испытывал большой интерес к Эфиопии и изыскивал пути для установления догматического единства между Эфиопской Церковью и Православием, подобно тому, как он успешно начал осуществлять эту деятельность в отношении Коптской Церкви. В 1851 г. (16 августа) архимандрит Порфирий выкупил из рабства 11-летнего эфиопского отрока «у бетжальских христиан православных за 125 рублей серебром с намерением крестить его, обучить и отправить в Абиссинию священником для тамошних православных купцов из греков, уже давно лишившихся своего пастыря» 9 . Архимандрит Порфирий трогательно рассказал о печальной судьбе эфиопского мальчика, отметив, что около 1847 г. «его похитили с родины торговцы неграми вместе с тремя сверстниками, с которыми он играл на поле, и увезли сперва в Джидду, потом в Суэц и оттуда в Газу. Здесь купили его бетжальские христиане для перепродажи; злополучный отрок не знает, где он родился, но помнит, что отец его умер, а мать жива. Родной язык он забыл и говорит по-арабски. По одной насечке на теле его, игумен абиссинский заключил о происхождении его от христианских родителей, а узнав, что он не обрезан, усомнился в крещении его. Родители звали его Халилом, мусульмане – Сруром, а я дал ему имя Фрументий, в память первого насадителя веры христианской в Эфиопии, который был также купленный раб», – так сообщал о. Порфирий о своем решении принять на воспитание в православной вере эфиопского отрока, «испросив тайно благословение у Спасителя, пославшего нерукотворенный образ свой Авгарю и просветившего Эфиопию посредством невольника, святого Фрументия» 10 . Архимандрит Порфирий намеревался отдать Фрументия в Иерусалимскую патриаршую школу, с тем чтобы впоследствии отправить его в Эфиопию в сане священника. Но перед тем как осуществить это намерение, он решил преподать Фрументию начатки христианского учения и «просил переводчика сообщать ему понятия о вере христианской, внушать страх Божий и насаждать и укоренять в нем благие нравы, а абиссинского игумена пригласил учить его родному языку и церковной грамоте, употребляемой в Эфиопии» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Руководство К. Ц. в целом приветствовало правительственные реформы, внедрявшие равенство перед законом всех подданных вне зависимости от их вероисповедания. Камнем преткновения стала отмена запрета для христиан на несение военной службы и распространение на них рекрутской повинности. В дек. 1855 г. в Египте было отменено взимание с немусульман джизьи, а в янв. 1856 г.- их освобождение от военного призыва. Священники и семинаристы рекрутскому набору не подлежали. Тем не менее патриарх резко выступил против мобилизации единоверцев в егип. армию, предложив ввести особый налог, заменявший воинскую повинность. В частности, копты опасались, что офицерский состав будет оказывать на рекрутов-христиан давление, склоняя их к переходу в ислам. Противостояние по этому вопросу хедивского правительства и Патриархии привело к обращению Кирилла IV за иностранной помощью и ухудшению отношений с правителем страны Саид-пашой (1854-1863). Следующий глава К. Ц.- Димитрий II не желал обострять отношения с властями. После 1-й в истории встречи главы престола св. Марка с османским султаном Абдул-Азизом (1861-1876) последний приказал выделить К. Ц. 1 тыс. федданов (420 га) земли, к к-рым правитель Египта хедив Исмаил-паша (1863-1879) присовокупил еще 500. Во время аудиенции патриарх поразил присутствующих отказом целовать край одежды султана и приложился к его груди, сославшись на стих: «Сердце царя в руке Господа» (Притч 21. 1). Подчеркнутая лояльность властям, консерватизм и отмена нек-рых нововведений, включая прекращение выплаты жалованья священнослужителям, не означали полного сворачивания начатых реформ. При Димитрии II было открыто 16 копт. школ, завершено строительство кафедрального собора св. Марка в Эль-Эзбекии. Без существенных изменений функционировала и реорганизованная Кириллом IV адм. структура Патриархата. Тем временем в Египте полным ходом шли секуляристские преобразования, нацеленные на установление религиозного равноправия. Еще в 50-х гг. XIX в. была проведена судебная реформа, предоставившая коптам право участвовать в заседаниях региональных судебных палат наравне с мусульманами. В 1856 г. османским султаном, являвшимся верховным сюзереном Египта, был издан т. н. Имперский эдикт (Хатт-и хумаюн), провозглашавший равенство подданных вне зависимости от их вероисповедания. В 1863 г. для желавших перейти в ислам была введена новая процедура, требовавшая засвидетельствования священником добровольности смены веры. С 1867 г. немусульмане получили доступ к египетской гос. системе среднего и высшего образования. Вхождение в 1866 г. 3 коптов в состав Консультативного совета - предпарламентского органа из 75 депутатов - означало полное уравнивание политических прав представителей всех религ. общин страны.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Ц. XIII век стал самым плодотворным в истории копто-араб. культуры. Процветающее сословие архонтов создало благоприятную среду для деятельности целой плеяды книжников и живописцев. Прозрачные границы между Египтом и др. странами Айюбидской конфедерации способствовали интенсивному обмену идеями, текстами и творческим наследием между писавшими уже на араб. языке коптами и сиро-месопотамскими христианами. В мон-рях продолжали строительство, переписывали рукописи. Одновременно с развитием богословской мысли переживало подъем изобразительное искусство. Традиц. визант. иконография обогатилась множеством элементов ближневосточного быта и костюма. Были украшены новыми росписями 2 ведущих центра егип. монашества - Дейр-эс-Суриан (ок. 1225) и мон-рь св. Антония (1232-1233). На фресках ц. св. Антония в одноименном мон-ре характерно появление фигур, связанных с коптской и шире - монофизитской традицией, что трактуется как демонстрация коптами своей идентичности и осознание особого места в христ. мире. К. Ц. при мамлюках (1250-1517) Вскоре после смерти айюбидского султана ас-Салиха Наджм ад-Дина власть в Египте захватили мамлюки - невольничья гвардия Айюбидов. Встав во главе страны, воины-рабы сохранили свою структуру замкнутой военной корпорации, пополнявшейся за счет притока новых невольников, преимущественно из евразийских степей, позже - с Кавказа. Хотя мамлюкские султаны пытались передавать трон по наследству и даже образовывали эфемерные династии из 2-3 поколений, их власть была непрочной; история гос-ва мамлюков была переполнена мятежами, переворотами и вооруженными конфликтами военно-олигархических группировок. Стремясь легитимизировать свой режим в глазах мусульманских подданных, мамлюки позиционировали себя в качестве защитников ислама от монгольской и крестоносной угрозы. В 1260 г. в битве под Айн-Джалутом в Галилее они остановили продвижение монголов на запад. Последующие вторжения в Сирию войск Хулагуидов в кон. XIII - нач. XIV в. были успешно отбиты. Одновременно мамлюки к 1291 г.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Подобная коптской оппозиция Халкидонскому Собору сложилась также в Сирии, позднее к числу противников халкидонского вероопределения присоединились Церкви Армении и Эфиопии, и т. о. сформировалось сообщество антихалкидонских Церквей. В Сирии антихалкидонское богословие получило наиболее яркое выражение в трудах Филоксена, еп. Маббугского, и Севира , патриарха Антиохийского ( Chesnut R. C. Three Monophysite Christologies: Severus of Antioch, Philoxenus of Mabbug, and Jacob of Sarug. Oxf., 1976). Севир, преследуемый визант. властью, нашел прибежище в монастыре Энатон в Египте. Он выступал как против сторонников халкидонского вероопределения («К Нефалию», «Филалет», «Против нечестивого Грамматика»), так и против тех, кто также не принимали халкидонское вероисповедание, но утверждали, что человечество Христа при восприятии Его божеством претерпело радикальное изменение (Сергия Грамматика, Юлиана Галикарнасского, Фелициссима). Раскрытие формулы «единая природа Бога Слова воплощенная» в догматическом дискурсе Севира характеризуется акцентом на «сложности» христологического единства и может быть продемонстрировано следующей выдержкой: «Еммануил, [состоящий] из божества и человечества, то есть человеческой плоти, одушевленной разумной душой, совершенно сохраняющихся согласно своему закону, есть одно Лицо через соединение, без изменения и без слияния, из двух в единстве, [ибо] Бог Слово Свою Ипостась, то есть Свое предвечное божество, без изменения сохраняет, и человечество, которое Он с Собой неизъяснимым образом соединил, в своей ипостаси без изменения пребывает» ( Севир Антиохийский. Против нечестивого Грамматика/Пер.: свящ. О. Давыденков//БСб. 2003. Вып. 12. С. 89). И Филоксен и Севир были приняты копт. традицией как учители веры. Влияние Севира на богословие К. Ц. было весьма значительным, что необходимо учитывать при оценке ее богословской системы, и прежде всего христологии (см.: Lebon J. Le monophysisme sévérien: Étude historique, littéraire et théologique sur la résistance monophysite au concile de Chalcédoine jusqu " à la constitution de l " église jacobite. Lovanii, 1909). Вместе с тем Севир вошел в копт. традицию в большей степени как фигура, символизировавшая противостояние богословскому «разделению» Христа (халкидониты и несториане представлялись антихалкидонитам выразителями одной и той же позиции), тогда как его богословская мысль в переводах на копт. и араб. (с коптского) языки претерпела упрощение (см.: Youssef Y. N. Some Patristic Quotations of Severus of Antioch in Coptic and Arabic Texts//ANES. 2003. Vol. 40. Р. 235-244; i dem. Severus of Antioch in the Coptic Liturgical Books//J. of Coptic Studies. Louvain, 2004. Vol. 6. Р. 141-150; Allen P., Hayward C. T. R. Severus of Antioch. L.; N. Y., 2004. P. 32). О богословском синтезе такого рода позволяет составить представление флорилегий «Исповедание отцов» (    ) ( Graf. 1937).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В 785/6 г. эмир Али ибн Сулейман разрушил ряд новопостроенных церквей, хотя копты предлагали ему за сохранение храмов 50 тыс. динаров. Преемник Али эмир Муса ибн Иса в 787/8 г. разрешил восстановить церкви, ссылаясь на то, что они были построены при первых халифах. Подобные эпизоды разрушений и восстановлений храмов повторялись и при следующих губернаторах. Непостоянной была и конфессиональная принадлежность церквей, к-рая зависела от политической обстановки. Так, во 2-й пол. 90-х гг. VIII в. мелькитский Александрийский патриарх Политиан , известный врач, вылечивший, согласно «Хронике» Евтихия Александрийского, любимую наложницу халифа, получил от него новый указ о возвращении мелькитам храмов, отнятых коптами, и перевел в свою юрисдикцию «многие церкви». Переломным рубежом в истории христ. Востока был кризис, охвативший халифат после смерти халифа Харуна ар-Рашида в 809 г. Опустошительная междоусобная война его сыновей аль-Амина и аль-Мамуна в 811-813 гг. сопровождалась полной дезинтеграцией гос-ва, смутой и анархией, больнее всего ударившими по христианам. Египет оказался разделен между предводителем араб. племен йеменитов Абд аль-Азизом аль-Джарави, державшим бóльшую часть Дельты, и лидером хорасанского контингента ас-Сари ибн аль-Хакамом, к-рый контролировал Фустат и В. Египет. Зап. край Дельты оспаривали друг у друга племена лахм и джадхам. В 815 г. в Александрии утвердилась группировка андалузских арабов, бежавших из Испании из-за конфликта с местным эмиром. Андалузцы занимались пиратством у визант. берегов и продавали пленных на невольничьих рынках Александрии. Копт. патриарх Марк II (799-819) выкупил и освободил до 6 тыс. пленников. В 816 г. андалузцы и лахмиты вошли в открытую конфронтацию со старой араб. аристократией Александрии. В результате 3-дневного сражения андалузцы овладели Александрией, араб. знать была перебита, а город разграблен. Сгорели мн. церкви и дома, патриарх Марк бежал из города. По нек-рым свидетельствам, андалузцы изгнали из Александрии всех христиан и иудеев и овладели их собственностью. Патриарх нашел убежище в сел. Набарух в Дельте под покровительством местного христ. архонта Макары. Ок. 817 г. орды бедуинов разграбили и сожгли мон-ри Вади-Хабиб. Уцелевшие монахи рассеялись по стране. Смуты привели к прекращению паломничества к гробнице св. Мины, к-рое обеспечивало Патриархии значительную долю ее доходов. «Инфраструктура» копт. общины оказалась серьезно поврежденной. Патриарх Марк написал скорбные стихи о разрушении храмов Александрии и мон-рей Вади-Хабиб.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

В следующем поколении получил известность один из учеников Таклы, слепой певец Михаил Гиргис аль-Батануни (1873-1957). В юности его посылали учиться пению во многие церкви разных егип. городов. Позднее он сам обучал певцов в школе св. Дидима, по поручению Рагиба Мофтаха пел гимны для записи Ньюландсмитом. Певцы и диаконы, учившиеся у аль-Батануни,- Тауфик Юсуф из мон-ря Дейр-эль-Мухаррак, Садик Атталлах, Юсуф Мансур и др. из церквей Каира и др. городов, получили признание в качестве знатоков богослужения и экспертов по обучению копт. пению. Они участвовали в аудиозаписи богослужения в центре, организованном с этой целью Мофтахом. По наблюдениям Мофтаха и А. Камиля, знаки, к-рые показывал руками аль-Батануни, напоминают жесты певцов и музыкантов на древнеегип. изображениях, напр. на стенах гробницы в Саккаре ( Mufta   h . 1994. P. 152; Ka   mil. 1996. P. 192). Респонсорное пение в копт. церкви Следствиями получения араб. языком статуса государственного в VIII в. в Египте были постепенный упадок коптского языка и вытеснение его арабским во всех сферах, за исключением богослужебной. Со временем появились попытки перевода на араб. язык текстов некоторых копт. гимнов с сохранением оригинальной мелодии. В таких переложениях часто искажаются муз. характеристики гимна, а араб. текст ставится в зависимость от мелодии, созданной для коптского текста, в котором больше гласных. Попытки арабизации копт. гимнов делались без точного понимания их смысла и без музыкально-теоретической подготовки, вслед. чего появлялись произведения, в муз. отношении сильно отличающиеся от оригинала (напр., гимн « xiten nipresbia » (Молитвами)). В то же время мн. арабизированные гимны, употреблявшиеся в К. Ц. в течение неск. веков, приобрели особый художественный колорит и стали частью копт. муз. наследия. Использование оригинальной копт. музыки с оригинальными копт. текстами следует поощрять среди копт. молодежи ради сохранения их духовного наследия и национальной идентичности. Виды пения В К. Ц. существует 4 вида пения, в каждом из к-рых главный певец выполняет особую роль.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010