Еп. Горийский Петр (Кончошвили; 6 апр. 1907 - 5 февр. 1909) в офиц. приветствии открыто угрожал экзарху, призвав его жить в «мире» с грузинами. В ответной речи экзарх Никон изложил программу деятельности в Грузии. Он сказал, что решение об автокефалии принадлежит Собору и что необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению ( Софийский. 1909. С. 115-116). Фигура экзарха Никона диаметрально противоположно освещается в груз. и рус. источниках и современной событиям лит-ре. Так, груз. исследователи, основывавшиеся на нек-рых архивных документах (ЦГИАГ. Ф. 13. Оп. 26. Ед. хр. 190), считают, что в период его деятельности груз. духовенство было подвергнуто жестоким репрессиям, а груз. язык был запрещен как предмет обучения и как язык богослужения. В рус. источниках о нем упоминается как об одном из немногих груз. экзархов, к-рый обнаружил искренний, неподдельный интерес к груз. народу и Грузинской Церкви. Из б-ки Тифлисской ДС им были выписаны все книги, относившиеся к церковной и гражданской истории Грузии, также он приобрел учебники груз. языка, чтобы овладеть им. В вопросе об автокефалии он находил целесообразным рус. и греч. часть населения присоединить к рус. епархиям, а груз. населению Г. Э. предоставить известную долю самостоятельности. В правление архиеп. Никона был начат ремонт кафедрального собора Светицховели (Мцхета), на к-рый он исхлопотал в Святейшем Синоде 30 тыс. р., пересмотрены и исправлены священные и богослужебные книги на груз. языке ( Макаркин. 2000. С. 12); благодаря его хлопотам Святейший Синод допустил преподавание богословских предметов в груз. духовных уч-щах на родном языке, разрешил выборность духовенства, организовал комиссию по новому изданию Библии на груз., абх. и осет. языках. На свои средства преосв. Никон оказывал помощь школам и приобретал книги для миссионерских нужд, участвовал в создании Религиозно-философского об-ва в Тифлисе, объединившего представителей Церкви, богословов и светских ученых ( Скворцов. 1909. С. 6).

http://pravenc.ru/text/168201.html

Петр (Кончуев,Петр Давидович Кончошвили), еп. Горийский Родился в 1839 году в семье священника Тифлисской епархии. В 1859 году окончил Тифлисскую духовную семинарию. Был преподавателем Телавского духовного училища. В 1861 году рукоположен во иерея и определен благочинным джавских приходов в Южной Осетии. В 1865 году переведен в Ингилойский Кахский приход. В 1868 году – священник Тифлисского Сионского собора, законоучитель и настоятель церкви Закавказского дев.института. В 1880 году возведен в сан протоиерея. 13 ноября 1905 г. был пострижен в рясофор. 13 ноября 1905 года хиротонисан в Тифлисе во епископа Алавердского. Хиротония состоялась в Сионском Успенском соборе в г.Тифлисе. Чин хиротонии совершали: архп. Карталинский, Экзарх Грузии Николай, еп. Имеретинский к еп. Горийский Евфимий. С 6 апр.1907 года – епископ Горийский, вик. Грузинского Экзархата. Скончался 5 февр.1909 года 73 лет в гор.Тбилиси, похоронен в Алавердском соборе (Кахетия Груз.ССР). Духовный писатель. Ему принадлежит весьма кропотливый труд по исправлению текста грузинской Библии, а также множество статей церковноисторического характера в повременных грузинских изданиях. Об издании грузинской Библии см. в журнале: «Прот.Предсоб. Присут.» m.III, СПБ, 1907, стр.60–61, 77–78, 80–81, 64–85. Труды: «Путешествие в святой град Иерусалим и на св.Афонскую гору» (на грузинском языке). Тбилиси, 1901. «Две речи (на русском языке)». Тбилиси, 1907. «Грузинская Библия ». (Критический обзор издания Грузиноимеретинской Синодальной Конторы), журнал «Моамбэ» 1896, 2. «Нынешнее состояние церковно-богослужебных книг (на грузинском языке)». Журнал «Моамбэ» 1893, 3. " Учение о Законе Божием и Заповедях» «Вопросы на исповеди». Литература: «Церк.Вед.» 1905, 42, стр.472. -“- 1907, 15, стр.90. «Приб. к «ЦВ» 1905, стр.1795–1796 -“- 1906, 2, стр.77–76. «Мисс.Календарь " 1907, стр.137. “Дух.Вестн.Груз.Экзарх.» 1905, 21–22. «СоставСв.Прав.Всер.Син. иРос.Церк.Иерархии на 1909 г.», стр.234–235, 299. Кирпон епископ. «Краткий очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX столетие». Тифлис, 1901, стр.233–235. Булгаков, стр.1399. БЭЛ m.IX, стб.51, 52–53. ФКМ. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В нач. XX в. Горийские викарии занимались вопросами духовного просвещения. Еп. Кирион III (Садзаглишвили (Садзагелов); 12 авг. 1900 - 10 марта 1902; впосл. Католикос-Патриарх Грузии) являлся председателем комитета Тифлисского церковно-археологического музея, способствовал пополнению его коллекции. Еп. Вениамин (Барнуков; 21 апр. 1902 - 16 февр. 1905) в нояб. 1903 г. был утвержден в должности председателя окружного училищного совета Грузинского Экзархата. Еп. Евфимий (Елиашвили (Елиев); 19 мая 1905 - 10 нояб. 1906) занимался проблемами груз. духовных периодических изданий, 28 авг. 1905 г. под его председательством состоялось совещание по реформированию «Духовного вестника Грузинского Экзархата». В июне следующего года еп. Евфимий участвовал в заседаниях Предсоборного присутствия в С.-Петербурге. Архиерей не поддержал требований груз. духовенства о предоставлении автокефалии Грузинскому Экзархату, из-за чего не смог вернуться в Тифлис и 10 нояб. 1906 г. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Горийский еп. Петр (Кончошвили (Кончуев); 6 апр. 1907 - 5 февр. 1909) участвовал в исправлении груз. Библии и груз. богослужебных книг, совершил паломничество в Иерусалим и др. св. места, опубликовал записки с описанием путешествия. Последним Горийским епископом стал Антоний (Гиоргадзе) , хиротонисанный 15 янв. 1912 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге, 26 янв. того же года еп. Антоний был назначен на должность члена Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Г. в. прекратило существование в результате реорганизации епархиальной структуры Грузинской Церкви после провозглашения ею автокефалии в марте 1917 г. Еп. Антоний, являвшийся одним из участников провозглашения автокефалии, в сент. 1917 г. был назначен на Кутаисскую кафедру с возведением в сан митрополита. Лит.: Д[урново] Н. Девятисотлетие рус. иерархии: 988-1888: Епархии и архиереи. М., 1888. С. 83, 85; Рункевич С. Н. Грузинский Экзархат//ПБЭ. Т. 4. Стб. 719, 720, 733, 740; Кирион (Садзагелов), еп. Кр. очерк истории Грузинской Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Герман (Веретенников), иеродиак. Грузинская Православная Церковь: (1800-1970 гг.)/МДА. Загорск, 1974. С. 9, 11, 12, 40, 46, 102. Ркп.

http://pravenc.ru/text/166213.html

Чувствуя доброжелательность нового архипастыря, груз. духовенство отменило бойкот и вступило с ним в административно-церковные отношения. 29 апр. 1908 г. экзархом было издано распоряжение «О распределении дел грузинскаго епархиальнаго управления между викарными Грузинской епархии», согласно к-рому викарному еп. Горийскому Петру (Кончошвили) вменялось в обязанность председательство в комиссии по изданию богослужебных книг на груз. языке, в экзаменационной комиссии, в комиссии по ремонту Мцхетского собора. Викарный еп. Бакинский Григорий (Вахнин) должен был определять, перемещать и увольнять за штат и в отпуск церковнослужителей в приходах с рус. и греч. населением (с груз.- викарный еп. Алавердский Давид (Качахидзе)), а также следить за цензурой брошюр на рус. языке (ЦГИАГ. Ф. 488. Оп. 1. Ед. хр. 22686. Л. 1). Архиеп. Никон оставил богатое собрание проповедей и слов, к-рые опубликовал его племянник Л. И. Софийский ( Никон (Софийский), архиеп. [Речи, слова и поучения]// Софийский Л. И. Высокопреосвященный Никон. СПб., 1909. С. 255-440). Экзарх предчувствовал свою трагическую кончину. В последний приезд в С.-Петербург (1907) он говорил: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время» ( Софийский. 1909. С. 129). 28 мая 1908 г. перед отъездом в С.-Петербург на заседание Святейшего Синода экзарх Никон зашел в здание Грузино-Имеретинской синодальной конторы, в вестибюле к-рой по обыкновению было многолюдно, и был убит 2 выстрелами. Убийцы так и не были найдены (Некролог. 1908. С. 1028-1032; К-в. 1908. С. 693-696). Убийство экзарха Никона вызвало волну возмущения. Находившийся в ссылке еп. Кирион (Садзаглишвили) писал, что «убрали экзарха и тем самым убили вопрос автокефалии» ( Дурново. 1909. С. 28). Трагическая кончина экзарха еще более противопоставила российское и груз. духовенство в пределах Г. Э.: по инициативе Патриотического об-ва российское духовенство подало в дек. 1909 г. новому экзарху Иннокентию (Беляеву ; 7 дек. 1909 - 9 сент. 1913) прошение, под к-рым стояло 762 подписи, об отказе от совместной работы с груз. духовенством (Обзор. 1910. С. 10). Г. Э. в предвоенные годы и в годы первой мировой войны (1909-1917)

http://pravenc.ru/text/168201.html

1909. С. 6). 29 апр. 1908 г. Н. издал распоряжение «О распределении дел грузинского епархиального управления между викарными Грузинской епархии», согласно которому викарному еп. Горийскому Петру (Кончошвили) вменялось в обязанность председательство в комиссии по изданию богослужебных книг на груз. языке, в экзаменационной комиссии и в комиссии по ремонту Светицховели, а викарный еп. Бакинский Григорий (Вахнин) должен был определять, перемещать и увольнять за штат и в отпуск церковнослужителей в приходах с рус. и греч. населением (с грузинским - викарный еп. Алавердский Давид (Качахидзе)), а также следить за цензурой брошюр на рус. языке (НА Грузии. Ф. 488. Оп. 1. Д. 22686. Л. 1). В Грузии того времени, когда все русское вызывало агрессию, Н. своими разумными действиями и благим расположением отчасти смог успокоить волнения груз. духовенства, которое вскоре отменило бойкот. Однако Н. чувствовал напряжение, в письмах знакомым он писал: «О себе и не знаю, что сказать, живу как жил, работаю как работал. Нет помогающих мне, а все ждут ошибок и промахов. Поэтому всегда в напряженном состоянии духа» (Никон (Софийский)//drevo-info.ru/articles/14348.html). В последний его приезд в Петербург в 1907 г. он говорил: «Может статься, что и убьют меня, но смерти я не страшусь. Умирать ведь надо и в тихих епархиях, и в мирное время. Так лучше умереть в борьбе за правое дело, за истину святую, на посту воина среди яростных врагов. Это смерть почетная! А что величественного умереть в келии, защищенной даже и от сквозного ветра. Но за что, однако же, грузинам убивать меня?» ( Софийский. 1909. С. 129). 6 мая 1907 г. Н. получил право ношения бриллиантового креста на клобуке (Высочайший рескрипт: Жалование бриллиантового креста для ношения на клобук//ЦВед. 1907. 18. 6 мая. С. 121). Напряженными оставались его отношения с автокефалистами. Так, опираясь на негативное отношение наместника на Кавказе гр. И. И. Воронцова-Дашкова к деятельности еп. Сухумского сщмч. Кириона (Садзаглишвили), Н. направил в Синод отношение, в котором указал, что сщмч.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

Петр (Кончошвили), ректор Тифлисской ДС архим. Григорий (Вахнин), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Г. Рушинский, тифлисский губернатор барон П. А. Рауш фон Траубенберг. По всему ходу следования экзарха от вокзала до Сиони с обеих сторон дороги были выстроены солдаты. В Сиони Н. встретили супруга наместника на Кавказе графиня Е. А. Воронцова-Дашкова, помощник наместника по гражданским делам И. В. Мицкевич, генералитет и офицеры, причт Сиони и духовенство русского происхождения. Еп. Петр обратился к Н. с речью, в к-рой еще раз заявил о нежелании груз. духовенства видеть русского экзарха в Тифлисе и, в частности, открыто пригрозил ему, сказав, что «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов» (Кавказ. Тифлис, 1906. 194. С. 3 (на груз. яз.)). В ответном слове Н. сказал, что он отказывался от назначения в Грузию, поскольку пойти на этот шаг ему «не позволяла его христианская совесть»,- отказывался до тех пор, «пока этот отказ не достиг предела и не появились признаки неповиновения Господу, непослушания, своеволия, греха» ( Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 154). Также он изложил программу своей деятельности в Грузии, отметив, что решение об автокефалии принадлежит Собору и необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению ( Софийский. 1909. С. 115-116). Воспоминания о Н. в этот период его жизни, показывающие, какими были отношения экзарха и груз. духовенства, оставил настоятель тифлисской церкви Квашвети, член Городской думы свящ. Каллистрат Цинцадзе (впосл. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии). Он писал, что Н. «был разумным человеком и быстро разобрался в ситуации. Он ждал случая, чтобы покончить с «бойкотом»». На 8 сент. 1906 г. было намечено празднование престола тифлисской церкви в Дидубе. Н. попросил ключаря Сиони прот. Антония Тотибадзе сообщить причту церкви о том, что он будет служить в Дидубе в этот день, а также «послать все необходимое». Ключарь заявил, что не поедет вместе с Н.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

В 1489 г. в И. м. было всего 50 монахов, что свидетельствует об упадке обители (Idem. Р. 23), характерном и для др. мон-рей Афона в этот период. Однако, по сведениям мусульм. податного реестра, в 1520 г. в И. м. подвизался уже 151 монах (Lowry. 1981. S. 125; Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 23). Афонская документация 2-й пол. XV-XVI в. позволяет судить о временном понижении статуса И. м.: его игумен ставил подпись после подписей прота и игуменов Великой Лавры, Ватопеда и Хиландара, что обусловлено поддержкой, оказываемой серб. правителями своему мон-рю. В 1486 г. Хиландар пытался оспорить принадлежавшие И. м. поля, пастбища и сенокосы Комитиссы, расположенные на северо-западе Афона (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 100). Иверские монахи в 1492 и 1503 гг. были вынуждены пойти на компромисс и совместно с монахами Хиландара владели территорией, принадлежавшей И. м. с XI в. Сперва Хиландар, а затем Ватопед навсегда изгнали И. м. из Комитиссы (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 28-29). В кон. XV - нач. XVI в. И. м. пользовался покровительством рода Джакели-Цихисджварели, представителей правящей династии груз. княжества Самцхе-Саатабаго, сведения о чем сохранились в 3 записях 162-164) «Книги агап» (Хаханашвили. 1901; Метревели. 1998. С. 184-187; Бердзенишвили. 2007. С. 275-276) и в др. материалах иверского архива. Так, атабаги Кваркваре Великий (1451-1498) и его сыновья Кайхосро (1498-1500) и Мзечабук (1500-1515) передали мон-рю значительные пожертвования; на их средства были восстановлены башни-бастионы и часть келлий, заново выстроены главная башня, больница, надстроены боковые главы кафоликона, возведена и расписана наружная галерея храма. Ктиторские портреты Кайхосро и Мзечабука, а также груз. царей, имеющих особые заслуги перед И. м., были включены в программу росписи (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 190; Натроев. 1909. С. 56). В 1883 г. по указу греч. настоятеля мон-ря фрески были записаны, надписи переделаны (Марр. 1900. С. 73; Кончошвили. 1901. С. 175-176; Надареишвили. 1903. С. 268-269). Сведения «Книги агап» подтверждает греч. надпись на зап. стене кафоликона, где указано, что в сент. 1513 г. были закончены строительные работы в церкви и на башне; также были отремонтированы проемы в монастырских стенах для стрельбы из орудий (Millet, Pargoire, Petit. 1904. P. 67. N 220).

http://isihazm.ru/1/?id=748

( Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44). И.-Т. изображен в ктиторском ряду, помещенном на правой стене нартекса кафоликона, рядом с имп. Феофано, визант. императорами Константином VIII, Василием II, Романом II, груз. владетелями сыновьями атабага княжества Самцхе Кваркваре Великого атабагами Кайхосро (1498-1500) и Мзечабуком (1500-1515), а также представителем мухранской ветви груз. правящего дома Багратиони Ашотаном Мухранбатони (1637-1692) ( Натроев. 1909. С. 56). Паломник Г. Надареишвили, побывавший на Афоне в 1882 г., упоминает изображения И.-Т. в светском одеянии и «до 10 царствующих особ» Грузии, помещенные на входных дверях Иверского мон-ря. Однако побывав в мон-ре в 1887 г., путешественник отметил, что груз. надписи заменены греческими, а груз. персоналии - византийскими ( Натроев. 1909. С. 76-77). Ту же тенденцию отмечает и прот. Петр Кончошвили (с 1905 еп. Алавердский), путешествовавший по Востоку в кон. XIX в.: изображение И.-Т. в военных доспехах, помещенное на зап. двери кафоликона и подписанное по-грузински, в 1883 г. получило греч. надпись, пояснявшую, что здесь изображен визант. имп. Никифор ( Кончошвили (Кончуев) П., прот. 1901. С. 175-176; Натроев. 1909. С. 81-83). Ист.: Степанос Таронский. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асогика по прозванию, писателя XI столетия/Пер. с древнеарм. яз., коммент.: Н. Эмин. М., 1864. С. 131, 133-136, 180, 191, 195, 198, 200-201; Тимофей (Габашвили), архиеп. Посещение святых и др. мест восточных Тимофеем, архиеп. Карталинским. Тифлис, 1852. С. 33-44 (на груз. яз.); Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. С. 332-333; Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 147; Кончошвили (Кончуев) П., прот. Путешествие в св. град Иерусалим и на Св. гору Афон. Тифлис, 1901. С. 175-176 (на груз. яз.); Георгий Святогорец, прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Пожар 12 дек. 1865 г., сопровождавшийся сильным ветром, нанес мон-рю большой урон. И. м. был восстановлен на средства жертвователей по проекту греч. архит. султанского двора Костиса Калфы. В кон. XIX в. были заново построены сев. и вост. корпуса (Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. 1903. Σ. 469-475; Μαμαλκης. 1971. Σ. 519). И. м., несмотря на то что к этому времени был уже полностью греческим, сохранял связи с Грузией, вошедшей в состав Российской империи. Так, из официальной ведомости 1874 г. известно, что И. м. на территории Грузии (в разных уездах Тифлисской и Кутаисской губерний) принадлежало 2440 дес. земли со 174 дворами монастырских крестьян, приносившими ежегодный доход в размере 4651 тыс. р., а также свыше 350 код пшеницы, ячменя, кукурузы, фасоли, проса и др., свыше 40 код вина и 10 код орехов (Натроев. 1909. С. 421-428). В 1863 г. в ходе реформ кн. Александра Кузы были секуляризированы владения И. м. (как и др. греч. мон-рей) в Румынии. В Бессарабии И. м. принадлежало 1658 дес. земли, значительную часть к-рых занимали леса и виноградники (Там же. С. 272). В 1873 г. имения греч. монастырей К-польского и Иерусалимского Патриархатов (в т. ч. И. м.) в Бессарабии и на Кавказе были переданы в ведение Мин-ва гос. имуществ с уплатой определенной суммы из получаемых доходов. В 1881 г. последовал указ об обратной передаче имений под управление представителей греч. монастырей на Кавказе (Там же. С. 348-350), но при этом был поставлен вопрос о выделении части доходов в пользу груз. келлии ап. Иоанна Богослова (см. подробнее в разд. «Скиты и келлии, принадлежащие И. м.»). Окончательная грецизация мон-ря проявилась в замене подписей-посвящений икон и фресок с изображениями груз. святых греческими: груз. ученый Г. Надареишвили, посетивший И. м. в 1882 и 1887 гг., во время 2-го путешествия зафиксировал эти изменения (Кончошвили. 1901. С. 165, 175; Надареишвили. 1903. С. 268-269). В 1905 г. строения мон-ря пострадали от землетрясения. В 1916 г. И. м. потерял владения в Грузии и Бессарабии (Μαμαλκης. 1971. Σ. 543). В нач. 20-х гг. XX в. был закрыт Никольский мон-рь в Москве.

http://isihazm.ru/1/?id=748

Сведения об истории И. м. X-XI вв. и более позднего периода сохранились в документах др. афонских мон-рей, в частности в материалах, связанных с прп. Афанасием Афонским, а также в неск. визант. и груз. хрониках («Картлис Цховреба», «Хронография» Иоанна Скилицы и др.). 1511-1674 гг. датируется написанный по-гречески «Рассказ о прекраснейшем монастыре иверов, который обязаны знать все монахи», т. н. Хроника, которая в XVIII в. была переведена на груз. язык и дополнена. В 1-й ч., автором к-рой указан некий иером. Феодосий (по мнению акад. Грузинской АН прот. К. Кекелидзе, возможно, грузин), кратко описаны события истории И. м. 1259-1264 гг.; 2-я ч., в к-рой повествование ведется от 1-го лица, от имени выходца из К-поля и уроженца с. Неохорион грека Иеремии, посвящена 1592-1626 гг.; автор 3-й ч., также грек, описывает события 1659-1674 гг. В кон. XIX в. греч. историк М. Гедеон опубликовал эту «Хронику» (Γεδεν. 1885. Σ. 172-179), в 1947 и 1955 гг. ее изучал и издал Кекелидзе, составивший на ее основе список настоятелей И. м. до XVII в. (Кекелидзе. 1955. Т. 3. С. 69-85). Источники XVIII-XIX вв.- это в основном путевые заметки и сведения путешественников и исследователей: Григоровича-Барского (в 1744 - Григорович-Барский. 1887. Ч. 3; 2004), архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) (в 1754-1757 - Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44), митр. Руисского Ионы (Гедеванишвили) (в 1782 - Иона (Гедеванишвили). 1852. С. 31-34). В 1845 г. в И. м. побывал и описал его архим. Порфирий (Успенский; с 14 февр. 1865 епископ Чигиринский) (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 155-327; 2006. С. 551-723), в кон. XIX в.- прот. Петр Кончошвили (с 1905 епископ Алавердский) (Кончошвили. 1901. С. 175-176). История монастыря в византийский период. Первая грузинская колония на Афоне и основание И. м. Еп. Порфирий (Успенский), ссылаясь на «письменные Памяти афонские», указывает, что вскоре после 787 г. грузины основали на расположенной над обителью Климента горе Афо (также Гавриилова гора) груз. общежительный мон-рь Афо, рядом с к-рым жил отшельник прп. Гавриил Иверский. Позже на этом месте был основан принадлежащий И. м. скит св. Иоанна Предтечи. В начале царствования визант. имп.-иконоборца Феофила (829-842) в Афо принял постриг некий юноша, мать к-рого, опасаясь поругания иконф Божией Матери, тайно опустила ее в море близ Никеи. Рассказ об этом событии лег в основу предания о главной святыне И. м.- иконе Божией Матери «Портаитиссы» («Вратарницы») (см. в ст. Иверская икона Божией Матери). Сохранился документ 943 г. «Дело о размежевании земель афонитов и иериссовцев на Афонском перешейке», подписанный по-грузински игум. Афо Иоанном (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 156-157).

http://isihazm.ru/1/?id=748

  001     002    003