(1824-1907), певчий. Поручик милиции, участник русско-тур. войны 1877-1878 гг. Имел 9 детей, из к-рых один, Давид, стал священником. В 20 лет был главным певчим кафедрального собора Гурийской епархии. По свидетельству современников, знал на память 3750 песнопений (каждый из 3 мелодических голосов), но не был знаком с нотолинейным письмом и использовал груз. невменную систему (имел невмированные певч. книги). По одной версии, А. Н. обучался церковному пению в мон-ре Гелати ( Хундадзе Р. Грузинское пение//Шинаури сакмееби [Внутренние дела]. Кутаиси, 1910. 18), по другой - родственник А. Н. свящ. Георгий Думбадзе послал его вместе со своим крестником М. Чхатараишвили на обучение к братьям И., М. и Н. Цквитишвили, направленным еп. Гелатским (Имеретинским) Евфимием из Гелати в Гурию. После 5-летнего обучения ( Симонишвили. 2005. С. 195) А. Н. возвратился «совершенным» певчим ( , т. е. знатоком всего церковнопевч. репертуара). А. Н. обучил пению почти 5 тыс. чел. из Гурии, Имерети и Самегрело, среди них были свящ. Ражден Хундадзе, кн. Мелкиседек Накашидзе, свящ. Нестор Контридзе, Нане Хавтаси, Антон Каландадзе, Симон Шарашидзе, Нестор Кигурадзе, Лаврентий Квирквелия, Свимон Моларишвили, Варлам Симонишвили, сын А. Н. Давид. А. Н. обучал их всем песнопениям суточного, седмичного и годового богослужебных кругов. Эти песнопения, как и богослужебные книги, иногда объединяли в сб. Гулани (см. в ст. Грузия , разд. «Церковное пение»). Певец и музыкант Ф. Коридзе , приехавший в 1893 г. в Озургети (Гурия) для записи песнопений с помощью нотолинейной системы, рассчитывал на знания А. Н., с к-рым познакомился в 1885 г. в Кутаиси. Основатель груз. обители Иоанна Богослова при Иверском мон-ре на Афоне схим. Венедикт (Баркалая) обратился с просьбой к А. Н. обучить певчих для этого мон-ря. По воспоминаниям прот. Петра Кончошвили, в 1880 г. мастерство певчих кн. Мелкиседека Накашидзе, священников Георгия Моларидзе, Нестора Контридзе, Филиппа Шарашидзе и некоего Чинчарадзе, подготовленных А. Н., вызвало восторженный отзыв насельников обители ( Кончошвили. 1901. С. 180-181).

http://pravenc.ru/text/180574.html

1995. С. 89-233; Базили. 2007. С. 484). В 1820 г. в К. м. побывали путешественники И. Шульц и Г. Авалишвили, последний передал Азиатскому музею в С.-Петербурге 7 груз. рукописей из б-ки К. м. ( Цагарели. 1888. С. 101; Давид. 1976. Т. 1. С. 316). В 1845 г. описание фресок мон-ря составил Н. Чубинашвили, в 1846 г.- немецкий ученый К. фон Тишендорф ( Tischendorf. 1846), в 1858 г. архим. Леонид (Кавелин) посетил Иерусалим и оставил записи о К. м. ( Леонид (Кавелин). 1871. С. 8-9). В 60-х гг. XIX в. французский археолог В. Герен описал К. м., в 1899 г. поделился впечатлениями о нем побывавший здесь прот. Петр Кончошвили (впосл. епископ Горийский), упомянувший о фреске с изображением Шота Руставели ( Кончошвили. 1901). Когда в 1902 г. обитель посетил акад. Н. Я. Марр , фрески уже не было ( Марр. 1903. С. 12). В 10-х гг. XX в. архидиак. Т. Э. Даулинг и Р. Жанен зафиксировали отсутствие грузинской диаспоры в К. м. ( Dowling. 1911. P. 184-186). Интерьер кафоликона. Фотография. Кон. XIX в. Интерьер кафоликона. Фотография. Кон. XIX в. В кон. 40-х гг. XIX в. РПЦ выступала с предложением передать здания К. м. для размещения Русской духовной миссии на Св. земле. Иерусалимский патриарх Кирилл II (1845-1872) отказал России и в 1853 г. открыл в К. м. богословскую школу Св. Креста, в к-рой готовили духовенство. В 1855 г. были перестроены все здания мон-ря, что существенно изменило его облик: кельи переделали в помещения для лекций, трапезную переоборудовали, выстроили капеллу (часовню). Б-ка пополнилась лит-рой по различным отраслям знаний, энциклопедиями, словарями и богословскими трудами и стала одной из крупнейших на Св. земле. Самое большое помещение в мон-ре переоборудовали под 1-й в Иерусалиме музей, где в качестве экспонатов были размещены археологические находки, памятники истории Св. земли, чучела животных. После закрытия богословской школы в 1908 г. в связи с финансовыми трудностями К. м. вновь пришел в упадок. Несколько десятилетий здесь подвизался монах, исполнявший обязанности настоятеля и сторожа.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Внутренний вид Крестового мон-ря. Рисунок. 1860 г. Внутренний вид Крестового мон-ря. Рисунок. 1860 г. Посещавшие мон-рь в XIX - сер. XX в. паломники фиксировали варварское отношение греков к святыням, имевшим отношение к грузинской истории обители. Они описывали неподобающие условия хранения рукописей (сырость, отсутствие отопления в помещениях, земляной пол, хранение рукописей в корзинах и т. д.), уничтожение фресок и груз. эпиграфики (Чубинашвили, Цагарели, П. Кончошвили, Марр и др.). В нач. XX в. нем. ученый А. Баумштарк изучал фрески К. м. и указал, что «при разрушении дополнительных помещений храма части его росписи были сняты со стен и перенесены в соседнее, темное помещение... на них были изображены великолепные, характерные головы философов» ( Гасс. 1990. С. 8). В 1910 г. К. м. посетил принц Иоганн Георг Саксонский и нашел 10 фрагментов древней росписи с изображением голов философов, 4 фрагмента находились в полуразрушенном состоянии, остальные с разрешения патриарха принц поместил в свою коллекцию в Дрездене, позже наследники принца продали их в музеи США (Там же). После советизации Грузии ученые не имели возможности посещать Св. землю, в т. ч. К. м. В 1936 г. в обители побывал живший в Европе грузинский ученый сщмч. Григорий (Перадзе) , он пробыл в мон-ре 2 дня и оставил его описание в дневниках, к-рые под названием «The Roses of Jericho» готовятся к изданию в 4-м т. сб. «Iberica Caucasica», выходящем в Лондоне. В нояб. 1960 г. мон-рь посетила экспедиция груз. ученых, в состав которой входили Абашидзе, Шанидзе и Церетели; они обнаружили фреску с изображением Шота Руставели, закрашенную синей краской. Ученым удалось снять слой краски и сфотографировать фреску. В 1966-1968 гг. в Иерусалиме работали груз. кинематографисты; И. Руруа, Г. Патарая и Г. Мелкадзе сфотографировали все сохранившиеся фрагменты груз. фресковой живописи и надписей, что позволило изучить росписи и эпиграфику К. м.; также Патарая снял 2 фильма о груз. древностях Св. земли, в т. ч. о К. м. В 1970-1973 гг. Иерусалимская Патриархия произвела полное восстановление зданий К. м., реставрацию мозаичных полов и консервацию фресок. По решению Иерусалимского патриарха Диодора в кафоликоне открыт музей. 18 окт. 1987 г. К. м. впервые за неск. сот лет посетил груз. иерарх - Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) . На протяжении этого и последующих визитов Католикос-Патриарх вел переговоры с греч. начальством монастыря о возможности исследовать К. м. груз. историками. С 1995 г. груз. святынями в Иерусалиме и историей К. м. занимается Т. Мгалоблишвили, в 2001 г. она организовала и возглавила группу груз. археологов, текстологов и искусствоведов, занимающуюся исследованием груз. рукописей, эпиграфики и археологического материала на Св. земле (итоги научных изысканий были изданы в 2012 во 2-м т. сб. «Iberica Caucasica»). Святыни и праздники К. м.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Когда Н. предложил ему поехать раньше, прот. Антоний ответил, что имеет разрешение служить с экзархом только в Сиони. Н. не стал настаивать, не желая подвергать неприятностям ключаря, у которого были дети, а попросил, чтобы в Дидубе его сопроводил член Грузино-Имеретинской синодальной конторы архим. исп. Амвросий (Хелая; впосл. католикос-патриарх всей Грузии), но также получил отказ. Н. воскликнул, что тогда поедет со своим «свечником» Платоном, и спросил у исп. Амвросия: «Как Вы думаете, дидубийцы пустят меня в церковь?» Исп. Амвросий ответил, что Н. помимо духовной «вооружен» также гражданской властью, «а мы разве можем противостоять гражданской власти. Мы подчиняемся внешней силе. Мы бессильны перед физической силой!» ( Каллистрат (Цинцадзе). 2001. С. 86). Стремясь установить мирные отношения с местным духовенством, Н. действовал с осторожностью, делая вид, что ничего не замечает. Экзарх выписал из б-ки Тифлисской ДС все книги, к-рые касались церковной и гражданской истории Грузии, а также потребовал найти для него учебники, с помощью которых он смог бы выучить груз. язык. Он составил собственное мнение о буд. устройстве автокефалии ГПЦ, считая, что проживающее в Грузии негруз. население должно остаться в юрисдикции РПЦ, а груз. части Экзархата, выделив Бакинскую (с Карским вик-ством для армян) и Абхазо-Сухумскую епархии, следует предоставить известную долю самостоятельности. По его мнению, реорганизацию Церкви на Кавказе нужно производить с большой осторожностью, чтобы непредвиденные последствия не вызвали раскол в Церкви. 12-14 окт. 1906 г. еп. Сухумский сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (впосл. католикос-патриарх Грузии сщмч. Кирион III (II) ) собрал в Тифлисе совещание, где присутствовали епископы Имеретинский сщмч. Леонид (Окропиридзе), Гурийско-Мингрельский Георгий (Аладашвили), Алавердский Петр (Кончошвили) и несколько священников, на котором было решено, что, пока вопрос об автокефалии является актуальным, они и их последователи будут иметь с Н. лишь административно-служебные отношения.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

123 . Miscellanea Metreveli//Studi sull’Oriente Cristiano. Roma. 2000. 4:1. 124 . Outtier B. Les feuilles de garde géorgiennes des manuscrits du Patriarcat arménien Saint-Jacques de Jérusalem. Rapport préliminaire//Revue des études géorgiennes et caucasiennes. 1986. 2. 67–73· 125 . Peeters P. De codice hiberico bibliothecae Bodleianae Oxoniensis//AB 1912. 31. 301–318. 126 . Peradze G. Georgian manuscripts in England//Georgica. 1935. 1:1. 80–88. пер.: 1985 . 9:5(68). 309–314. [Перадзе Г. Грузинские рукописи в фондах Великобритании//Саундже. Тбилиси 1985. 9:5(68). 309–314]. 127 . Peradze G. Über die georgischen Handschriften in Österreich//Wiener Zs. für die Kunde des Morgenlandes. 1940. 47:3–4. 219–232. 128 . Tarchnisvili M. Les manuscrits géorgiens du Vatican//BK 1962. 41–42. 61–71. 129 . Tzagareli A., Wardrop O. Catalogue of Georgian manuscripts//JThS 1900. 12. 593–607. 130 . Wardrop O. Georgian manuscripts at the Iberian monastery on Mount Athos//JThS 1911. 12. 593f. См. также 3 .332 (каталог ркп м-ря Ивирон). Грузинское монашество в грузии и за ее пределами 131 . Джанашвили М. Г. Грузинские обители вне Грузии. Тифлис 1899. 132 . Кирион, еп. Заслуги грузинскаго монашества и монастырей. Тифлис 1899. 133 . Кондаков Η. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб. 1904. 134 . 1967 . [Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим. Подг. текста, иссл-ние, лексикон, указатели Метревели Е. Тбилиси 1967]. 135 . 1950 . 8. 20–22. [ТархнишвилиМ. Надпись на иконе Божией Матери из Петрицонского монастыря//ВК 1950. 8. 20–22]. 136 . 1954 . 16. 12–17. [Тархншивили М. Вновь обнаруженный монастырь грузин в Вифлееме//ВК 1954. 16. 12–17]. 137 . 36–37. 1961. [Тархнишвили М. Несколько замечаний о монашестве//ВК 1961. 36–37]. 138 . 1901 . [Кончошвили П., прот. Путешествие во св. град Иерусалим и на св. Афонскую Гору. Тбилиси 1901]. 139 . 1889 . 70. [Лорткипанидзе Ал. Монастырь св. Креста и его состояние до 1845 г.//Иверия. (Газ.) Тифлис 1889. 70]. 140 . 1921 . [Жанен Р. Грузины в Иерусалиме. Стамбул 1921].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1967. Т. 2. С. 107-207; Кончошвили (Кончуев) П., прот. Путешествие в св. град Иерусалим и на Св. гору Афон. Тифлис, 1901. С. 175-176 (на груз. яз.); Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Ελγιος (Κουρλας), μητρ. Τ γιορετικα ρχεα κα κατλογος το Πορφυρου Οσπνσκη//ΕΕΒΣ. 1930. Τ. 7. Σ. 205-222; 1931. Τ. 8. Σ. 66-105; D ö lger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. Münch., 1948; Георгий Мтацмидели, прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 38-105; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes de Хéгоротатои/Éd. par J. Bompaire. P., 1964. 2 vol.; Малый Номоканон/Ред.: Е. Гиунашвили. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); Actes de Kastamonitou/Éd. par N. Oikonimidès. P., 1978; Actes de Lavra/Éd. par P. Lemerle et al. P., 1979. Vol. 3; Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. par P. Lemerle et al. P., 1982. 2 vol.; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Василий Великий, свт. «Поучения» свт. Василия Кесарийского в переводе Евфимия Афонского/Ред.: Ц. Курцикидзе. Тбилиси, 1983 (на груз. яз.); Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Par J. Lefort, H. Métrévéli et al.; 1990. Vol. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204/Par J. Lefort, V. Kravari, H. Métrévéli et al.; 1994. Vol. 3: De 1204 à 1328/Par J. Lefort, V. Kravari, H. Métrévéli et al.; 1995. Vol. 4: De 1328 au debut du XVIe siècle/Par J. Lefort, V. Kravari, H. Métrévéli et al.; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882; Actes du Pantocrator/Ed. V. Kravari. P., 1991. 2 vol.; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна/Ред.: М. Шанидзе, З. Сарджвеладзе. Тбилиси, 1993. 2 т. (на груз. яз.); Actes de Chilandar/Ed.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Лот поливает триединое Древо. Икона. XIX в. (кафоликон) Лот поливает триединое Древо. Икона. XIX в. (кафоликон) По мнению Э. М. Мамиствалишвили, предание о связи Лота с К. м. было сформировано в период завоевания Палестины мусульманами и ослабления К. м., оно не упоминается в источниках до XII в. Возобновление и восстановление былого значения обители требовало нового теоретического обоснования, и т. о., историческое предание об основании мон-ря, связанное с Крестом Господним, было обогащено историей о Лоте, значимой для изменившегося в этническом и религ. плане палестинского населения ( Кончошвили. 1901. C. 79; Мамиствалишвили. 2014. C. 89-97). Предание создавалось в течение долгого времени среди груз. и негруз. населения Иерусалима, затем было признано повсеместно. Паломникам уже в XII в. показывали место, где выросло посаженное Лотом Древо и где «до сих пор под святой трапезой» К. м. видна его отрезанная часть ( Габашвили. 1968. C. 77; Мгалоблишвили. 2011. C. 181-182; Цагарели. 1888; Вирсаладзе. 1973; Tzapheres. 1987. P. 11). Источники, известные в наст. время, позволяют с уверенностью утверждать, что К. м. был посвящен Св. Кресту Господню и назывался Крестовым. На это в т. ч. указывает обнаруженный в алтаре энкенион, помещенный близ обозначавшего место произрастания Древа углубления, выполненный в форме креста и с высеченным на нем крестом. Кафоликон К. м. был освящен во имя Пресв. Богородицы, но впосл. несколько раз менял название ( Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. C. 261). Паломники и путешественники в разное время упоминали мон-рь как Благовещенский, во имя святых Константина и Елены, свт. Николая, Архангельский и Крестовый (существовало неск. вариантов: Крестовый мон-рь, мон-рь Св. Креста, церковь и мон-рь Св. Креста). По сообщению Тита Тоблера, арабы называли К. м. «Матерью Креста» (нем. Mutter oder Gebärerin des Kreuzes; лат. Mater Crucis; араб. Umm as-Salb) ( Tobler. 1854. Bd. 2. S. 727); в версии араб. историка аль-Айни - «al-muaddalia» (Сведения араб. историков XIV-XV вв. о Грузии. 1988. С. 34). История

http://pravenc.ru/text/2459035.html

в 13-15 км от Иерусалима прп. Саввой Освященным был основан мон-рь, среди насельников к-рого были греки, сирийцы, грузины и др. К 532 г. число грузин значительно возросло, в этот период они имели в лавре прп. Саввы Освященного (груз. Сабацминда) собственный храм, где, согласно «Завещанию» св. Саввы, богослужения совершали на груз. языке ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 222-223). В последующие годы положение ухудшилось в связи с завоеваниями Палестины (в 614 - Ираном, в 637 - арабами, в 969 - Ишхидидами (в составе Халифата), в 1071 - турками-сельджуками). Мон-рь неск. раз подвергался нападениям, но монашеская жизнь и культурно-просветительская деятельность не прекращались до кон. XI в., когда груз. монахи были вынуждены перебраться в др. места Св. земли. С Сабацминдой связана работа книжников Микаела (Чихуарели), Микаела Двали , Иоанна Кия, преподобных Илариона Грузина (IX в.), Прохора Грузина (XI в.), Филиппа (Шакарашвили) (1567), Ионы (Гедеванишвили) (80-е гг. XVIII в.), Петра (Кончошвили) (1899) и др. В сер. XIX в. Сабацминду посетил еп. Порфирий (Успенский) и вывез богослужебный сб. Иадгари (Тропологий) IX в. (папирусно-пергаменная ркп.- Кекел. H 2123). В 1883 г. А. Цагарели на основе изученных им груз. рукописей лавры св. Саввы назвал мон-рь древнейшим центром груз. письменности за пределами Грузии ( Цагарели. Памятники грузинской старины. 1888. С. 159-163). Генеалогия Христа. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (Кекел. Q 902) Генеалогия Христа. Миниатюра из Моквского Четвероевангелия. 1300 г. (Кекел. Q 902) Возникновение сабацминдской груз. лит. школы связывают с прекращением книгописания в Грузии во время араб. владычества (VIII-IX вв.) и миграцией груз. монахов на Восток. В XI в., после разрушительных нашествий арабов на мон-рь, школа перестала существовать. Она оказала значительное влияние на развитие груз. лит-ры как в Грузии, так и за ее пределами. В лавре подвизались такие груз. книгописцы, как Маргвирий Сабацминдели, Сеит, Макар Лететели, Пимен Кахи, Амона, Басили Сабацминдели, Георгий Тбилели, Арсений, Иоанн-Зосим, Симеон Мгалобели, Микаел Чикварели, Микаел Чихуарели, Микаел Двали, Иоанн Кий и др., к-рые выработали новый груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865, с. Садмели Рачинского у. Кутаисской губ.- 1944, мон-рь Зедазени), исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.), игум., певчий, издатель древних груз. церковных песнопений. Род. в семье церковных крестьян Соломона и Марфы Кереселидзе, учился в приходской школе храма во имя вмч. Георгия в родном селе. В 1880 г. из-за тяжелого экономического положения в крае уехал в Кутаис, затем в Тифлис, где работал поваром. В 1882 г. познакомился с М. Р. Шарадзе - казначеем и управляющим прав. Илии Чавчавадзе, и это в значительной степени определило его жизненный путь. Шарадзе, Е. и др. правосл. молодые люди основали в Тифлисе бесплатную читальню духовных книг, к-рую окормляли свт. Александр (Окропиридзе) и прот. Петр Кончошвили (с 13 нояб. 1905 епископ Алавердский). Кн. Мелхиседек Накашидзе, изучивший груз. певч. материал в груз. мон-ре во имя св. ап. Иоанна Богослова на Афоне , проводил семинары по обучению молодежи древним груз. распевам. Исп. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Исп. Евфимий (Кереселидзе). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. В 90-х гг. XIX в. Шарадзе и Е., изучивший печатное дело, при посредничестве прав. Илии приобрели типографию (ул. Николаевская (ныне И. Джавахишвили), 21) и приступили к изданию и распространению духовной лит-ры: за 25 лет они выпустили свыше 4 тыс. духовных и литургических книг, сборников песнопений. Ок. 500 томов было опубликовано Е. и Шарадзе на личные средства. В 1891-1900 гг. в этой типографии печатали газ. «Иверия», к-рая издавалась под рук. прав. Илии. Типографию в народе именовали «монашеской», т. к. работавшие там отличались особым благочестием. Е. и Шарадзе имели тесные связи с монахами мон-рей Бетаниа (где они изучали Свящ. Писание и богослужебный устав), Зедазени , Шиомгвиме , тифлисского Преображенского; вели переписку с монахами из обители ап. Иоанна Богослова на Афоне, получали копии рукописей из книгохранилищ афонского Иверского мон-ря , в т. ч. Житий святых и проповедей, переводили их, публиковали и бесплатно распространяли.

http://pravenc.ru/text/187685.html

СПб., 1889. (ППС; Т. 8. Вып. 2(23); Трифон Коробейников. Хождение Трифона Коробейникова, 1593-1594 гг./Изд., предисл.: Х. М. Лопарев. СПб., 1889. (ППС; Т. 9. Вып. 3(27)); Описание святых мест безымянного. СПб., 1890. (ППС; Т. 9. Вып. 2(26)); Краткий рассказ о Святых местах Иерусалима и о Страстях Господа нашего Иисуса Христа и о других безымянного, написанный в 1253/1254 г./Сост., предисл.: А. И. Пападопуло-Керамевс; пер.: Г. С. Дестунис. СПб., 1895. (ППС; Т. 14. Вып. 1(40)); Агрефений, архим. Хожденье архим. Агрефенья обители Пресвятыя Богородица, ок. 1370 г. СПб., 1896. (ППС; Т. 16. Вып. 3(48)); Житие Петра Ивера, подвижника и епископа Майумского V в./Сост., предисл.: Н. Я. Марр. СПб., 1896. (ППС; Т. 16. Вып. 2(47) (на груз., рус. яз.); Иаков Веронский, мон. Хождение ко святым местам августинского мон. Иакова Веронского в 1335 г.//СИППО. 1896. Т. 7. Февр. С. 94-115; Три греч. безымянные проскинитарии XVI в./Предисл.: А. И. Пападопуло-Керамевс, пер.: Г. С. Дестунис. СПб., 1896. (ППС; Т. 16. Вып. 1(46); Jacques de Vitry. The History of Jerusalem/Trad. from the original latin: A. Stewart. L., 1896; Повесть о святых Богопроходных местах града Иерусалима, приписываемая Гавриилу, Назаретскому архиепископу/Ред.: С. О. Долгов. СПб., 1900. (ППС; Т. 18. Вып. 1(52)); Кончошвили П., прот. Путешествие в Святой град на Св. гору Афон. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Предварительный отчет о работах на Синае, в сотрудничестве с И. А. Джаваховым в Иерусалиме в поездку в 1902 г.//СИППО. 1903. Т. 14. Ч. 1. С. 1-51; он же. Синодик Крестового мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; он же. Краткое описание груз. рукописей греч. Патриаршего книгохранилища/Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1955; Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904; Максим Симский. История Иерусалимских патриархов со времен 6 Вселенского Собора до 1810 г.//Мат-лы по истории Иерусалимской патриархии, XVI-XIX вв./Пер. с греч.: П. В. Безобразов. СПб. 1904. С. 1-130. (ППС; Т. 19. Вып. 1(55). Ч.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

   001   002     003