Затем И.К. Миронов вручил награды ЦКВ митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу — наградный крест «За заслуги перед Центральным казачьим войском», медаль «XX лет Центральному казачьему войску». Этой же награды, а также медали «Князь Дмитрий Донской» за труды на благо казачества был удостоен ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин. На повестку дня были вынесены шесть вопросов: об изменениях в составе постоянной профильной комиссии по взаимодействию с Русской Православной Церковью в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества; обсуждение Концепции Русской Православной Церкви по духовному окормлению и поддержке казачества; о проведении V Всемирного конгресса казаков в г. Новочеркасске 13-17 октября с.г.; о ходе подготовки научной конференции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «На пути к Победе. Государство. Церковь. Казачество»; о сотрудничестве Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и Синодального комитета по взаимодействию с казачеством; о проведении казачьего направления в рамках XXIV Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2016 года; отчет правления ВКО «Центральное казачье войско» о взаимодействии с Русской Православной Церковью. Участники заседания приняли к сведению информацию об изменениях в составе Комиссии, изложенную митрополитом Ставропольским и Невинномысским Кириллом. Было принято решение включить в состав Комиссии О.А. Черкасова, заместителя войскового атамана ВКО «Оренбургское казачье войско» по культуре и взаимодействию с Русской Православной Церковью, а также утвердить в составе Комиссии И.В. Казарезова в новой должности — проректора МГУТУ им. К.Г. Разумовского по делам казачества. Глава Синодального комитета доложил членам постоянной профильной комиссии об итогах первого заседания рабочей группы по созданию Концепции духовного окормления и поддержки казачества Русской Православной Церкви. Митрополит Кирилл отметил: «Буквально на днях в Синодальном комитете состоялась встреча представителей руководства органов государственной власти и духовенства, на которой мы договорились представить предварительный вариант Концепции к 15 мая. Прошу вас, уважаемые члены Комиссии, в срок к 20 апреля представить свои предложения, а сотрудники Синодального комитета обобщат все поступившие предложения, подготовят раздел о деятельности самого Синодального комитета и также передадут свою часть работы для предварительного варианта Концепции. Согласованный и утвержденный текст Концепции ляжет в основу моего доклада на V Всемирном конгрессе казаков в городе Новочеркасске».

http://patriarchia.ru/db/text/4016559.ht...

1. Осуществление организационной деятельности с целью реализации Концепции православного молодежного служения Русской Православной Церкви во всех епархиях. Содействие созданию епархиальных отделов и координация их работы. Принятая на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года Концепция православного молодежного служения является составной частью Социальной Концепции Русской Православной Церкви. Основной целью Концепции молодежного служения является совершенствование и развитие православной миссии и духовно-просветительской работы Церкви среди детей и молодежи. Именно для этого Юбилейный Архиерейский Собор принял определение о создании Синодального Отдела по делам молодежи, а Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II преподал благословение на создание епархиальных Отделов по делам молодежи на всей канонической территории Русской Православной Церкви. Отделы по делам молодежи призваны организационно содействовать реализации Концепции православного молодежного служения. Немедленно после образования Синодального Отдела по делам молодежи было подготовлено информационное письмо ко всем епархиальным Преосвященным с указанием необходимости создания епархиальных Отделов по работе с молодежью. Во все епархии были направлены Концепции православного молодежного служения. До правящих архиереев было доведено благословение Святейшего Патриарха о создании отделов и проведении в Москве в мае 2001 года Всецерковного Съезда православной молодежи. 13 - 16 мая 2001 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II в Москве был проведен Съезд православной молодежи с приглашением представителей епархиальных Отделов по делам молодежи. Съезд прошел под сенью чудотворной святыни, Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, Покровительницы детей, семьи и молодежи, специально доставленной в Москву. Во время Съезда православной молодежи были организованы консультации для вновь назначенных руководителей епархиальных отделов по делам молодежи. До всех епархий Русской Православной церкви была доведена информация о целях и задачах созданного Отдела по делам молодежи и предложение обращаться за организационной и методической помощью в Отдел.

http://sedmitza.ru/lib/text/429562/

Если терапевтические и хирургические методы лечения не позволяют избежать бесплодия, Церковь призывает воспринять бездетность как особое жизненное призвание . Благочестивые супруги имеют возможность проявить свою христианскую любовь и жертвенность, посвятив себя воспитанию приемных детей. Вместе с тем, учитывая значительное развитие репродуктивных технологий со времени выхода «Основ социальной концепции», что привело, в том числе, к появлению возможности образовать в процессе ЭКО и перенести в утробы матери только один или два эмбриона, Церковь также допускает для супругов, находящихся в детородном возрасте, возможность осуществления ЭКО при непременном исключении следующих медицинских методов : На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением. Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО: В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия. При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

http://bogoslov.ru/article/6169719

Настоящая Концепция учитывает миссионерский опыт, накопленный за годы, прошедшие со времени принятия Священным Синодом " Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " , отражает современное состояние православной миссии и перспективы её развития. Концепция основывается на документах и материалах Поместного Собора 1917-1918 годов, Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, опирается на рекомендации докладов Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также " Основ социальной концепции Русской Православной Церкви " (2000 г.) по вопросам современного миссионерского служения, на положения " Концепции возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви " (1995 г.), постановления и итоговые документы Всецерковных миссионерских съездов, прошедших до 1917 года и в 1996-2002 гг. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей. 1. Особенности современного миссионерского поля Русской Православной Церкви Каноническое основание миссии предполагает наличие " территории пастырской ответственности " , в рамках которой совершается миссия Поместной Церкви. Общепринято обозначать такую территорию понятием " миссионерское поле " . В евангельском понимании миссионерское поле Церкви есть все мироздание, лучше всего оно обозначено в притче о Добром сеятеле: " Поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы " (Мф. 13, 38-39). Миссионерское поле - это духовное пространство, где борются свет и тьма ( " и свет во тьме светит, и тьма не объяла его " (Ин. 1, 5), а поле битвы - сердца людей. Вопрос о состоянии современного миссионерского поля является ключевым для определения направления, методов и способов развития православной миссии. За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах, когда миссионерское поле вобрало в себя миллионы людей, освободившихся из под ига безбожной идеологии, проживающих на громадных территориях, со своей культурно-исторической спецификой. Возникла парадоксальная ситуация необходимости " второй христианизации " народов, живущих на территории пастырской ответственности Русской Православной Церкви и масштабы этой " второй христианизации " беспрецедентны. Из осознания этого явления вытекают многие особенности и задачи осуществления миссионерской деятельности. Среди важнейших из них необходимо выделить:

http://mitropolia.spb.ru/docs/kontseptsi...

«Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия». Разработчики " Основ… " исходили из того, что «в условиях колоссальных исторических перемен, которые произошли в нашем обществе, да и в мире в целом в конце второго тысячелетия, мы не можем ограничиваться отдельными заявлениями по злободневным вопросам. Необходима долгосрочная программа общественного служения Церкви, опирающаяся на православное богословское осмысление положения Церкви в плюралистическом секулярном обществе. Общество, к которому принадлежит большинство нашей Церкви, не определяется более идеологией государственного атеизма, как в предшествовавшие десятилетия, но отнюдь не является и однородно-православным, как это было на протяжении долгих веков — большей части второго тысячелетия». В принятых Архиерейским Собором «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» последовательно раскрыта тема взаимоотношений Церкви с государством и обществом как в целом, так и в актуальных аспектах: Церковь и нация, Церковь и государство, Церковь и политика, Церковь и светские СМИ, христианская этика и светское право, взаимоотношения христианства и светской науки, культуры и образования; изложено православное учение о труде, собственности, личной, семейной и общественной нравственности, о личном и общенародном здоровье; сформулировано отношение к вопросам глобализации и секуляризации как мировых тенденций развития к войне и миру, явлениям преступности и системе наказаний, к проблемам биоэтики, экологии. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» стали базовым документом для многих общецерковных решений на последующее время. Кроме того, митрополит Кирилл представлял «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на Парламентских слушаниях в Москве в 2001 г.

http://patriarch.patriarchia.ru/osnovy-s...

На исключение этих методов должно быть указано в документах, фиксирующих соглашение между родителями и медицинским учреждением. Упомянутые требования соблюдаются при следующих вариантах ЭКО: 1. ЭКО в естественном цикле, осуществляемое без гормональной стимуляции будущей матери с внекорпоральным оплодотворением одной или двух полученных от нее яйцеклеток и перенесением их в ее утробу после оплодотворения. 2. ЭКО в частично модифицированном естественном цикле, при котором применяется минимальная гормональная стимуляция с получением так же одной или двух яйцеклеток. 3. ЭКО в стимулированном цикле, когда по итогам гормональной стимуляции извлекается большое количество яйцеклеток, при условии, что внекорпоральному оплодотворению будет подвергнуто только такое количество яйцеклеток, которое затем будет перенесено в утробу матери без заморозки. В каждом конкретном случае решение о применении ЭКО может быть оставлено на усмотрение духовника, который знает духовные силы семейной пары, способность супругов нести дальше крест бесчадия. При этом, поскольку существуют опасения, что совершенствование репродуктивных технологий и их широкое внедрение может привести к девальвации семейных ценностей и разрушению семейно-брачных отношений, Церковь напоминает о фундаментальной ценности семьи и о том, что ребенок должен рождаться в супружеской семье. Примечания: 1 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. 2 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 2. 3 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4. 4 — Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII, 4 Пояснительная записка к проекту документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения» В ходе обсуждений проекта документа в Комиссии по богословию и богословскому образованию также было выражено следующее мнение: В настоящее время среди церковной общественности существует разномыслие по вопросу об использовании ЭКО. Часть духовенства и медицинских специалистов выступают принципиально против ЭКО в любом его виде. Другие заявляют, что категорическое запрещение применять метод ЭКО для бездетных православных христиан будет означать лишение их возможности обрести радость родительства.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5768021...

Тем не менее в разделах, касающихся биоэтических проблем вспомогательных репродуктивных технологий, имеются существенные недостатки, на которые необходимо обратить внимание. Аргументация, основанная на «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» Во-первых, в документе, прежде должного разбора биоэтических проблем ЭКО, их анализа и вывода, на новых репродуктивных технологиях сразу делается штамп «дел беззаконных» . Конечно, было бы странно утверждать, что тот или иной исследователь начинает изучение проблемы без какого-то личного отношения к ней. Однако изначальное прикрепление к сложной проблеме штампа греха делает изучение этого вопроса ненужным. Такое предвзятое отношение к вопросам репродуктологии, на наш взгляд, объясняет остальные ошибки авторов сборника. Одним из основных недостатков монографии является неправильная, односторонняя трактовка «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Так, в заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике «О негативных последствиях государственного финансирования методик искусственного оплодотворения» мы читаем следующее: « Детальные аргументы неприемлемости методик ЭКО бы­ли изложены в Основах социальной концепции Русской Право­славной Церкви (2000 г.)». Однако церковная позиция по вопросу допустимости ЭКО в этом документе сформулирована неоднозначно. С одной стороны, декларируется, что «…пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» . С другой стороны, из «Основ социальной концепции» следует, что использование не всякого метода вспомогательных репродуктивных технологий является греховным: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение " избыточных " эмбрионов» . Отсутствие категоричного запрета на ЭКО со стороны Русской Православной Церкви подтверждается следующим фактом.

http://bogoslov.ru/article/5325110

Другими словами, любые попытки анализа " Основ " предполагают не столько оценку работы, проделанной авторами, сколько конструктивную критику самой концепции – в русле продолжения работы над ней. Именно в этом ракурсе мы и попытаемся выразить самые общие впечатления от чтения этого документа. Чтобы это сделать, нужно ответить на два вопроса: (1) чего нет в концепции и, соответственно, (2) что в ней должно быть. Чего нет в социальной концепции Так называемая социальная доктрина Церкви – это взгляд из Церкви (или с церковной точки зрения) на современное общество, то есть описание, анализ и оценка общественных процессов, так или иначе затрагивающих, прежде всего, верующих христиан (тех, кто составляет церковное " тело " ), но также и каждого человека (как потенциального члена Церкви). Не описав общественные процессы, нельзя их оценить, а значит, и выделить явления, наиболее значимые и " судьбоносные " для церковного сознания. Именно этого нет в " Основах " . Здесь нет того, что сегодня является исходным пунктом всякого слова Церкви, обращенного к общественным проблемам и, соответственно, к самому обществу, – нет анализа феномена секуляризации , исторического процесса разделения – вплоть до отделения и полной автономии – сферы религиозного и сферы социального. Этот процесс является существенным аспектом истории христианских обществ и, поэтому, истории Церкви (или, на библейско-богословском языке, истории спасения). Секуляризация потрясла основания Церкви – именно в социальном (институциональном) и социально-психологическом плане. Секуляризация – это сложное, амбивалентное явление, очевидным образом не поддающееся однозначному толкованию ни со светской, ни с христианской точки зрения. Это своего рода " историческое место " , где Церковь – даже как отрицаемый и отторгаемый феномен и институт – тем не менее властно затрагивает общество, заставляет его определиться по отношению к тому, что Церковь возвещает и осуществляет в мире. В этом смысле тема секуляризации – наиболее " выгодная " для Церкви, желающей говорить об обществе и с обществом, которое не желает слушать Церковь или слышит совсем не то, что она в действительности говорит.

http://religare.ru/2_25340_1_21.html

Предварительные результаты работы обсуждались на Богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (7-9 февраля 2000 года) и на специально организованном для этой цели симпозиуме «Церковь и общество — 2000», который состоялся в Свято-Даниловском монастыре 14 июня сего года с участием около 80 представителей различных церковных, государственных и общественных институтов. Замечания и предложения, высказанные в ходе этих обсуждений, были учтены при доработке проекта Концепции. Наконец, проект был рассмотрен и одобрен (с внесением некоторых поправок) на заседании Священного Синода 19 июля сего года. При этом документ, который, в соответствии с синодальным определением, ныне выносится на рассмотрение Освященного Архиерейского Собора, получил название «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Надеюсь, дорогие владыки, что вы уже нашли время предварительно ознакомиться с проектом, который был вручен каждому из вас по прибытии на Собор. Конечно, невозможно в соборном заседании огласить этот объемистый текст, воплощающий итог длительной работы. В сегодняшнем представлении я остановлюсь на особенно важных положениях, входящих в состав 16 разделов представленного проекта. Но прежде хотел бы сказать о том, чего в данном документе искать не следует. Он не затрагивает многих важных, но сиюминутных, краткосрочно-актуальных вопросов, а также проблем отдельных епархий. Мы сознательно избегали обсуждения ситуации в конкретных государствах. Ведь около половины приходов Московского Патриархата сегодня находится вне пределов Российской Федерации. Нам необходимо дать принципиальный, богословский ответ на проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений, предназначенный для всех наших пастырей, для всей паствы. А они живут в многочисленных странах, как на канонической территории Русской Церкви, так и за ее пределами. И цель работы мы видели в том, чтобы подготовить базовый документ, рассчитанный не на год-два, но, по крайней мере, на ближайшие десятилетия.

http://sedmitza.ru/lib/text/429361/

Церковь всегда была хранителем и носителем традиций и нравственных норм в обществе. И в этом призвании и задаче с течением времени ничего не изменилось. Может измениться отношение общества к моральному суждению церкви, как это произошло в большевистской России, которая в своей идеологии принципиально отказалась от универсально значимых моральных принципов. Поэтому принятие «Социальной концепции Русской православной церкви» в 2000 г. стало восстановлением исторически попранного права русской церкви на общественный формат своей деятельности, на авторитет нравственной оценки социальной жизни современного общества. Русская православная церковь в своей Социальной концепции сформулировала то, что ждало от нее общество: социально-этические принципы существования современного общества, те общие морали и естественному праву начала, благодаря которым наша жизнь получает благодатное нравственное питание и не скатывается в хаос, подобный эпохе коммунистического или нацистского затмения разума. Эти начала опираются на начала и смысл божьего Творения и Провидения. Они позволяют скрепить смысл создания и существования человека с перспективой Евангельского откровения и реалиями нашей современной жизни. Мы живем в ситуации стремительных социальных изменений, где каждое десятилетие, а тем более столетие не похоже на предыдущее. Новые технологии отменяют старые и даже новые социальные и правовые порядки становятся несовместимыми с прежними. Но те смыслосозидающие начала, на которых зиждется человеческое бытие, и которые как в священном сосуде хранятся в Святой православной Церкви – они остаются нетронутыми светильниками в этой изменяющейся жизни. Эти начала, однако, живут только тогда, когда присутствуют в сознании общества, постоянно рефлектируются и дискутируются, когда они вторгаются в нашу жизнь и руководят ей. Рупором и защитником этих начал выступает Церковь в своем социальном служении. Важно заметить, что защита Церковью нравственных принципов не выступает в виде слепой приверженности традициям. Традиции – человеческие образования и даже если они характеризуют более гармоничный общественный порядок, они не могут без оговорок быть перенесены в новые социальные контексты. Сила Социальной концепции в том, что она, призывая себе в свидетели изречения Святых отцов и евангельские истины, выражает оценку именно современных реалий и норм социальной жизни. Существуя в контексте глобального и медийного общества, церковь задает меру движения по этим векторам социальной эволюции, не отрицая их, а внося в это развитие оценку нравственного разума.

http://bogoslov.ru/article/1246436

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010