В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, заключенные Русской Православной Церковью, открывают большие возможности для преодоления искусственно созданных средостений, для возвращения воинства к веками утвержденным православным традициям служения отечеству. Православные пастыри – как несущие особое послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на приходах – призваны неукоснительно окормлять военнослужащих, заботясь об их нравственном состоянии. VIII.5. В основе христианского понимания мира лежат обетования Божии, засвидетельствованные в Священном Писании Ветхого и Нового Заветов. Эти обетования, придающие подлинный смысл истории, начали исполняться в Иисусе Христе. Для Его последователей мир является благодатным даром Божиим, о котором мы молимся и которого испрашиваем у Господа для себя и для всех людей. Библейское понимание мира значительно шире политического. Святой апостол Павел указывает, что " мир Божий… превыше всякого ума " (Флп. 4. 7). Он несравненно выше того мира, который люди способны создавать собственными усилиями. Мир человека с Богом, с самим собой и с другими людьми - неотделимы друг от друга. У ветхозаветных пророков мир изображается как состояние, завершающее историю: " Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком... Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море " (Ис. 11. 6-9). Этот эсхатологический идеал связан с откровением Мессии, имя Которого - Князь мира (Ис. 9. 6). Война и насилие исчезнут с Земли: " И перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать " (Ис. 2. 4). Впрочем, мир - это не только дар Господа, но и задача человечества. Библия дает надежду на осуществление мира с помощью Божией уже в пределах нынешнего земного существования.

http://sedmitza.ru/lib/text/429406/

В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, Церковь может проявлять пастырское снисхождение, заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в Православии своих детей. Священник, рассматривая каждый отдельный случай, должен помнить слова апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14). V. Признание церковного брака утратившим каноническую силу Брачный союз прекращается смертью одного из супругов: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39). При жизни супругов их союз должен быть нерушимым по слову Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:6). В то же время, основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5:32; 19:9). Признание церковного брака утратившим каноническую силу также возможно при наличии обстоятельств, которые влияют на брачный союз столь же разрушительно, как и прелюбодеяние, или которые могут быть уподоблены смерти одного из супругов. В настоящее время Русская Православная Церковь на основании священных канонов, определения Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов «О поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью», а также Основ социальной концепции Русской Православной Церкви считает допустимыми для рассмотрения вопроса о признании церковного брака утратившим каноническую силу следующие поводы: а) отпадение одного из супругов от Православия; б) прелюбодеяние одного из супругов (Мф. 19:9) и противоестественные пороки; в) вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;

http://patriarchia.ru/db/text/5075384.ht...

Помимо физиологических последствий существуют последствия психического характера — нарушение психического здоровья (панические атаки, повышенная тревожность, депрессия). Отношение к аборту в православном христианстве В православии аборт рассматривается как убийство человека. Прежде всего это связано с тем, что, согласно православным представлениям, жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Шестая заповедь Декалога гласит «Не убий», таким образом аборт – это нарушение шестой заповеди. Так как жизнь — это дар Бога, то, совершая аборт, женщина (и отец ребенка, если он потворствует аборту) противодействует Богу. Неродившиеся младенцы умирают некрещеными. С точки зрения православной традиции ответственность за аборт может быть возложена не только на мать, но и на отца, если он поддержал её в решении сделать аборт, а также на врача, совершившего аборт, и прочие лица, потворствовавшие матери в принятии решения пойти на этот шаг. Священное Писание говорит о том, что жизнь человека начинается в самой материнской утробе: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 ), «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» ( Пс.138:13 ), «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» ( Ис.44:2 ). Соборные правила Православной Церкви однозначно указывают, что аборт – это убийство ( 91е правило Шестого Вселенского собора , 21е правило Анкирского собора , 2е и 8е правило свт. Василия Великого ). Несмотря на то, что канонически аборт является убийством, то есть  тяжким грехом, в пастырской практике есть примеры снисхождения относительно ситуаций, когда аборт является единственным способом сохранить жизнь женщины. Об этом, в частности, говорят Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации.

http://azbyka.ru/abort

απολογα – оправдание, защита) – миссионерская деятельность, направленная на полемику с враждебными Церкви учениями, которые условно можно разделить на три категории: иноверные (инорелигиозные), инославные (католики, протестанты) и антирелигиозные (атеистические). «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» дает следующее определение а. м.: «это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими, агностическими и иными неправославными учениями. А. м. направлена также на противостояние прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений и отдельных «евангелизаторов». Крайним проявлением а. м. может стать контрмиссия (См. Атеист, Иноверец, Инославный (принципы беседы с ними)). Апостольство (от греч. Αποστλλω – отправлять, посылать) – основополагающее служение Православной Церкви. А. – греческий аналог латинского слова «миссия». А. заключается в свидетельстве о Христе, что составляет главнейшую обязанность каждого христианина как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19–20 ). А. основано на личном избранничестве Господа Иисуса Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» ( Ин. 15:16 ). В православном богословии преимущественное понимание а. заключается в том, что апостолы положили историческое начало Церкви, сохранили и передали Церкви учение веры, установили священнодействие, преемство епископства и канонический строй Церкви. Однако Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви «утверждены на основании Апостолов» ( Еф. 2:20 ), но и особенно потому, что через нее апостольская проповедь об Иисусе Христе продолжается до сего дня. Атеист (принципы миссионерской беседы с ним). Беседа миссионера с атеистом – сторонником атеизма (от греч. αθες – безбожный) – мировоззрения, отвергающего веру в Бога и Его бытие, – это проповедь миссионерская о Христе, содержание которой должно учитывать тот факт, что мировоззренческим ядром атеизма является отрицание бытия Бога как Творца и Промыслителя, отрицание духовной реальности и загробной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата Содержание Преамбула Миссия (свидетельство) — проповедь для пробуждения веры — присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру: « Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Она направлена на спасение каждого человека. Православная Церковь именуется Апостольской не только потому, что члены Церкви « утверждены на основании Апостолов » (Ефес. 2, 20), но и особенно потому, что через неё проповедь апостолов Иисуса Христа продолжается до сего дня. Она непрерывно растёт как единосущная той Церкви, которая родилась в День Пятидесятницы, когда крестилось « душ около трех тысяч » (Деян. 2, 41). Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей как исполнение заповеди Господа Своим ученикам: « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать их все, что Я повелел Вам » (Мф. 28, 19–20). Миссия Церкви направлена на освящение не только человека, но и тварного мира, всех сфер жизни: « Сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего » (Рим. 8, 21–23). Богословское понимание православной миссии основывается на её тринитарном измерении: источник миссии — в Пресвятой Троице, Которая выражает Себя через послание Иисуса Христа Отцом и ниспослании на апостолов Святого Духа (Ин. 20, 21–22). Послание Иисуса Христа включено в план Домостроительства нашего спасения, « ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3,16). Православная миссия имеет пред собой задачу не только научения просвещаемых народов вероучительным истинам, воспитания христианского образа жизни, главным образом она нацелена на передачу опыта Богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Ведь благовестие Церкви есть свидетельство о Христе как о Воскресшем Господе и введение в мир Его Царства — нового неба и новой земли (Откр. 21, 1), открывающихся в совершении Евхаристии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2254...

Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается “забота­ми, богатством и наслаждениями житейскими” (Лк 8:14). В позиции Православной Церкви по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу. Отношение православного христианина к собственности должно основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга” (Ин 13:34). Эта заповедь является основой нравственного поведения христиан. Она должна служить для них и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования межчеловеческих отношений, включая имущественные. По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк 12:1–9), или таланты, распределенные между людьми (Мф. 25. 14–30), или имение, отданное во временное управление (Лк 16:1–13). Выражая присущую Церкви мысль о том, что абсолютным собственником всего является Бог, святитель Василий Великий спрашивает: “Скажи же мне, что у тебя собственного? Откуда ты взял и принес в жизнь?”. Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми. VII.2. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Господь Иисус Христос предупреждает: “Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения” (Лк 12:15). Погоня за богатством пагубно отражается на духовном состоянии человека и способна привести к полной деградации личности. Апостол Павел указывает, что “желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего” (1 Тим 6:9–11). В беседе с юношей Господь сказал: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною” (Мф 19:21). Затем Христос разъяснил эти слова ученикам: “Трудно богатому войти в Царство Небесное удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие” (Мф 19:23–24). Евангелист Марк уточняет, что в Царство Божие трудно войти именно тем, кто уповает не на Бога, а на материальные блага, — “надеющимся на богатство” (Мк 10:24). Лишь “надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется, пребывает вовек” (Пс 124:1).

http://pravmir.ru/osnovyi-sotsialnoy-kon...

4.6. Социальность. Святое Евангелие повествует о том, что Господь Иисус Христос был чуток к нуждам приходящих к нему людей: утешал скорбящих, исцелял больных, воскрешал умерших, был не только верным Другом, Наставником и Учителем, но и честно обличал пороки своего времени. Совершая свое церковное служение, молодые христиане также должны помнить о христианском свидетельстве миру искренней верой и добрыми делами. Ведь каждый христианин должен быть готов отозваться на просьбу о помощи, поддержать нуждающегося словом утешения, не бояться идти туда, где сложно. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:19–22 ). 4.7. Сотериологичность. Высшим смыслом служения Православной Церкви Христовой в мире является спасение людей, так как ради спасения человечества воплотился Сын Божий: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). Поэтому церковная работа с молодежью и общественное служение молодежи также должно быть наполнено сотериологическим смыслом, т.е. восприниматься как средство для преображения жизни, ведущее к спасению. h8 I. Педагогические принципы церковной работы с молодежью 12 Основными принципами при воспитании молодого христианина являются: личностный подход, доверие, добровольность, ответственность, компетентность и адекватность, актуальность. 5.1. Личностный подход . В Церкви христианин получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте, служа Христу, Церкви и ближним тем особенным даром, который получил от Бога, и в том служении, к которому призван: Он (Бог) поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). Каждый человек индивидуален и уникален – это необходимо учитывать в работе с молодежью, со смирением и любовью содействуя в раскрытии духовных и природных талантов каждой неповторимой личности.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Чуть ниже читаем: «Особая внутренняя близость семьи и Церкви видна уже из того, что в Священном Писании Христос говорит о Себе как о женихе (Мф. 9. 15; 25. 1-13; Лк. 12. 35-36), а Церковь изображается в качестве Его жены и невесты (Еф. 5. 24; Откр. 21. 9). ...Святитель Иоанн Златоуст именует семью " малой церковью " . " Скажу еще и то, — пишет святой отец, — что брак есть таинственное изображение Церкви " » [xi] . Мы видим, что брак — это единение мужчины и женщины в союзе любви, благословленное Господом для продолжения человеческого рода. Есть ли у Церкви что-то общее с такого рода брачным союзом? Конечно. И в выше цитированных словах из Основ Социальной Концепции Русской православной Церкви мы видим, что и Архиерейский Собор РПЦ находит «особую внутреннюю близость семьи и Церкви», то есть уподобление, аналогию.Имеются и сходные существенные признаки, которые допускают такого рода аналогию. Во-первых, Церковь — это невеста Христа, «жена Агнца»: «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 29-32). Во-вторых (другой признак), сама Церковь есть единение любящих сердец, стремящихся к вечной жизни в Брачном Союзе с Богом. В-третьих, Церковь и Христос – «двое одна плоть». В четвертых, Христос, как и муж, есть Глава этого Союза. Таким образом, мы видим полную аналогию с браком мужа и жены в Союзе Любви Христа и Церкви. Но каково отношение к собственности брачного союза, единого тела, в котором «два одна плоть»? У них, мужа и жены, собственность раздельная (в том числе поделенная на собственность руки, ноги, головы, туловища?) или же традиционно в христианском обществе она является общей? Известно, что всюду в христианском мире, поскольку муж и жена становятся одним телом, собственность у них общая. Конечно, есть и исключения из этого правила, особенно в наше апостасийное время. Но, заключая брачный союз, христиане, как правило, объединяют свое имущество, которое принадлежит им по праву, и делают его общим. И пользуются им сообща.

http://bogoslov.ru/article/1684219

4.2. Экклезиологичность церковной молодежной работы заключается в объединении молодых людей вокруг Евхаристической Чаши – зримого воплощения единства с Богом и друг с другом. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). 4.3. Преемственность . Полноценное воцерковление молодых людей за редким исключением возможно только внутри христианской приходской общины. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело… Тело же не из одного члена, но из многих. ( 1Кор.12:12–14 ). Перед приходом стоит задача передачи опыта реальной веры молодым христианам, и при этом жизнь молодежи на приходе должна складываться вместе с жизнью всей церковной общины, т.е. не только духовенства, но и мирян, образуя новые формы совместного хозяйствования, досуга и профессиональной деятельности. 4.4. Свидетельство. Молодежная работа в Церкви призвана стать проповедью о Христе Воскресшем, свидетельством о полноте церковной жизни как духовной радостной жизни в Боге, опытом переживания веры. Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна ( Ин. 15:11 ) – говорит Господь. Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес. 5:16 ) – пишет апостол Павел. Необходимо так построить церковную работу с молодежью, чтобы, проникаясь пасхальным благовестием, юноши и девушки постигали истинный смысл христианской жизни через исполнение святых заповедей, преодолевали собственные страхи и предубеждения, приобщались к духовной радости и учились разделять ее с ближними. 4.5. Совершенствование. Церковная молодежная работа невозможна без формирования у молодежи понятий о святости, грехе, добре и зле, без внутренней духовной работы над своим сердцем. Научение молодых людей догматическим основам православной веры является залогом формирования православного мировоззрения и правильного развития духовной жизни. Важным контекстом церковной работы с молодежью является возрастание в христианской стойкости к соблазнам греха и искушениям мира, осознанности выбора свободы во Христе, как свободе от греха. В то же время не следует вести работу, основанную на запретах и долженствованиях. Напротив, она должна отвечать на призыв Бога: Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф. 5:48 ) ...будьте святы, потому что Я свят ( 1Пет. 1:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/kont...

Закрыть itemscope itemtype="" > Век современных киевских властей будет недолог, ибо Господь не терпит противников Своей воли 01.10.2014 1124 Время на чтение 6 минут Украинский кризис имеет множество измерений. В нем, как в некоей точке вселенской истины сошлись в противоборстве все силы мира видимого и невидимого. Украина стала тем полем брани, на котором не просто вершится история, причем не только украинского народа или Русского мира, или даже Европы, но всего человечества. Украина стала полем брани против вселенского зла, онтологической точкой бифуркации. От того, как будет решена эта бифуркация, зависит всё и вся. На всей земле. Логика событий, свидетелями которых мы, к сожалению, являемся в настоящее время, определилась в очень далеком прошлом. А причины появления в мире такой логики появились так давно, что невоцерковленному человеку трудно это даже просто понять, не то что согласиться и принять. Первопричины появления логики событий, приведшей в украинскому кризису, лежат не только во внутренних проблемах исторически неопытного государственного образования под названием Украина, и даже не только в области геополитических интересов современных государств, и даже наднациональных образований современного устройства мира. Истинные первопричины украинского кризиса лежат в греховном искажении отношения земного к небесному, в забвении, искажении и непонимании основной функции любой государственной власти, которая состоит в ограничении греха и поддержке добра, в забвении той основополагающей роли в жизни любого человеческого общества, которая принадлежит религии, а в случае Украины - Православной Церкви. Как указано на то в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, предоставляя людям свободу самостоятельно устраивать свою общественную жизнь, Господь устами Самуила предупреждает людей: «Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего, [то рука Господа не будет против вас]; а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших» (1 Цар.: 12. 14-15).

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010