Закрыть itemscope itemtype="" > Константинопольский гамбит: Украина готовится встретить Патриарха Варфоломея 25.07.2008 305 Время на чтение 4 минуты Завтра в Киев должен прилететь Святейший Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей I. Украинские, российские и греческие средства массовой информации активно обсуждают перспективы этого визита. Что же межет ждать Украинское Православие уже в самое ближайшее время? По мере приближения Киевских юбилейных торжеств все более стремительно изменяется ситуация в Украине. Новости устаревают, не успев попасть на страницы газет. Статья, написанная неделю назад, сегодня просто теряет смысл. И все же мы рискнем подытожить события последних дней и сделать некоторые прогнозы. Вполне очевидно, что между Патриархом Варфоломеем I, с одной стороны, и Украинским государством и двумя раскольническими группировками (УПЦ-КП и УАПЦ), с другой стороны, достигнуты вполне определенные договоренности. 14 июля глава УПЦ-КП Филарет (Денисенко) и глава УАПЦ Мефодий (Кудряков) посетили Стамбул, где провели консультации с Патриархом Варфоломеем. 18 июля в Киеве состоялся архиерейский собор УПЦ-КП, который признал Константинопольский Патриархат своей Матерью-Церковью и заявил, что Вселенский Патриархат " способен помочь Украинской Церкви решить ее болезненные проблемы " . Таким образом, " епископат " УПЦ-КП во главе с Филаретом (Денисенко) фактически согласился войти в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. УАПЦ пока не сделала никаких официальных заявлений по этому поводу, однако, как сообщают источники в руководстве этой конфессии, УАПЦ практически в полном составе также готова примкнуть к структуре, которую планирует создать в Украине Константинопольский Патриархат. Весьма вероятно, что главой этой структуры станет Филарет (Денисенко). Статус этой структуры и объем прав, которые будут предоставлены ей Константинопольским Патриархом, остаются предметом дискуссий. Украинское государство продолжает активно поддерживать указанный план.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Заседание Синода РПЦ по Украине: онлайн — прекращается поминовение Константинопольского патриарха Пресс-конференция митрополита Илариона 14 сентября, 2018 Пресс-конференция митрополита Илариона В Москве проходит внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Его темой стал «украинский вопрос». Напомним, Константинопольский Патриархат высказался о намерении в одностороннем порядке предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и назначил двух иерархов Констинтинопольской Церкви«экзархами» Константинопольского Патриархата в Киеве. Священный Синод Русской Православной Церкви выразил решительный протест против данных действий Константинопольского Патриархата. 17.47 Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков прокомментировал нам итоги заседания Синода: «Прерывание евхаристический отношений — это не просто дипломатический шаг, не некий жест по подобию тех, которые употребляют политики в своём диалоге. Это серьезнейшая церковная трагедия, когда Церковь вынужденно лишает своих чад полноценной возможности братского общения. Литургия — это центр нашей жизни. Невозможность сослужения и совместной молитвы на литургии являются несомненно тем страшным итогом, к которому очень бы не хотелось приходить. Нынешнее решение Священного Синода — это внешняя форма, за которой пока что не стоит полноценного прерывания литургического общения. Мы очень рассчитываем на то, что среди мирян, духовенства, епископата Константинопольской Церкви возобладает трезвое и церковное сознание, понимание ошибочности тех шагов, что уже сделаны, и понимание необходимости возобновления диалога, необходимости церковного, а не политически окрашенного подхода в решении украинской проблемы, которая волнует весь православный мир». 17.30. Брифинг окончен. Самое главное Приняты решения: Евхаристическое общение сохраняется. В храмах РПЦ будут возноситься молитвы о единстве православных церквей. Будет обращение к главам поместных церквей с призывом начала обсуждения ситуации.

http://pravmir.ru/zasedanie-sinoda-rpts-...

X. Век одиннадцатый. Окончательное разделение церквей (1053–1054 г.) Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папа Лев IX, – письмо Константинопольского патриарха к епископу Иоанну Транийскому с обличением некоторых заблуждений западной церкви; – письмо папы Льва IX к патриарху по этому случаю, содержание письма: выражение папского неудовольствия против Керулария, решившегося указать на заблуждении Латинской церкви, раскрытие папского учения о главенстве Римской церкви (доказываемого обстоятельствами смерти ап. Петра, чудодейственностью тени того же апостола, превратным толкованием некоторых изречений Нового Завета, ссылкой на подложный документ: Donatio Constantini), уничижительные отзывы и суждения в том же письме относительно Константинопольской церкви; – отношения императора Константина Мономаха с тем же папою ради современных политических нужд, папское посольство в Константинополе, сообщение от него писем Льва IX на имя патриарха и императора, крайне обидных для достоинства Константинопольской церкви и её предстоятеля (в них, например, выражалась мысль, что церковь , решающаяся прекословить римскому епископу есть «синагога сатаны» и настойчиво требовалось послушание от патриарха), – разрыв между двумя церквами Западною и Восточною: надменное поведение папского посольства в Константинополе, особенно Гумберта, нежелание патриарха соответствовать видам и намерениям папы римского, неудовольствие легатов на патриарха, анафематствование ими Константинопольской церкви и её пастыреначальника, (16 июля 1054 г.), содержание грамоты, в коей изложено было это анафематствование, собор Константинопольский (20 июля того же года) и провозглашение им анафемы на легатов и косвенно на папу и латинскую церковь ; – результат этих событий. – Общее заключение. Третьим замечательным лицом в рассматриваемую эпоху, которому суждено было вступить в борьбу с притязаниями Римского первосвященника был патриарх Константинопольский Михаил Керуларий. Со стороны Рима защитником папских притязаний был папа Лев IX.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Настоящая заметка имеет целью содействовать разъяснению одного из тех вопросов, которые поставлены издателем и переводчиком подлинной грамоты константинопольского патриарха Паисия I к московскому патриарху Никону 1 ; она покажет более точные даты для истории этой грамоты. Сообщаемые здесь исторические сведения заимствованы из рукописных связок греческих дел, находящихся в московском главном архиве министерства иностранных дел и вращаются, главным образом, около описания личности и деятельности грека Мануила в сношениях России с востоком. В греческих делах по сношению России с востоком в половине XVII в. встречаются указания на двух послов с именем грека Мануила, но оба они имеет разные фамилии. Один известен под именем Мануила Матвеева, другой под именем Мануила Константинова. Первый прибыл в Москву в июле 1623 года с целью поступить на русскую службу и тогда же подал челобитную на имя царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича, в которой просил отдать его для научения русской грамоте. По этой челобитной он был отправлен в Печерский монастырь в Нижнем Новгороде; здесь он научился русской грамоте и отсюда опять просил московское правительство взять его в Москву и определить на службу 2 . О последующей судьбе Мануила Матвеева мы не имеем сведений до 1653 года, когда опять застаем его в Москве в качестве доверенного посла от константинопольского патриарха Паисия I, который прислал с ним известительную грамоту к царю Алексею Михайловичу о своем возведении на патриаршество 3 . Личность грека Мануила Константинова для нас более интересна; через него ведена переписка Москвы с Цареградом по занимавшим тогда московское правительство вопросам; и об нем сохранилось более известий. Едва ли не в первый раз он становится известным в Москве с 1651 года, когда он прибыл в русскую столицу в качестве посла от цареградского патриарха Парфения II 4 . С этого времени он переходит на русскую службу, становится верным холопом государевым и ему даются поручения самого деликатного свойства не только как отличному купцу, знающему – где и как можно отыскать и приобрести драгоценные товары, но и как искусному дипломату, умеющему разведать тайны и точно исполнять важные поручения по делам политическим и церковным; такие поручения возлагаются на него и русским государем и русскими и восточными патриархами. Первым и таких, известных нам, важных поручений была отправка его в Константинополь в конце 1652 года, по государеву делу, для закупки драгоценностей для царского обихода и, главным образом, для заказа и приготовления саккоса и митры только что поставленному тогда в Москве патриарху Никону . Мануил Константинов постарался в точности исполнить данное ему поручение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 146 1996 г. 19 июля. – Письмо председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла генеральному секретарю Священного Синода Константинопольского Патриархата митрополиту Филадельфийскому Мелитону 181 Ваше Высокопреосвященство! Письмо Ваше от 17 июля 1996 г., как, вероятно, Вы догадываетесь, не могло не вызвать у нас тяжелых чувств досады и обиды и не повергнуть в глубокое уныние. Что с Вами, дорогой и возлюбленный мой собрат? Неужели Вы не видите, что происходит в действительности, как и кем нарушаются с таким трудом достигнутые нами соглашения по эстонскому вопросу? Факт написания Вашего грубейшего письма говорит либо о том, что Вас кто-то намеренно вводит в заблуждение и всячески настраивает к провалу наших богоугоднейших согласованных намерений, либо Вы сами почему-то изменили своему решению о достижении с трудом восстанавливаемого церковного мира. Как известно, мир между людьми достигается взаимным пониманием человеческих слабостей друг друга и взаимным прощением совершенных друг против друга проступков. Только поэтому мы покрывали молчанием те неблаговидные действия, которые совершаются под прикрытием омофора Константинопольского Патриархата в Эстонии, несмотря на совместное решение Священных Синодов обеих святейших Церквей от 16 мая с. г. Представители Константинополя в лице архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна, протоиерея Хейкки Хуттунена при активной помощи Хенна Тоссо и в сотрудничестве с Департаментом по делам вероисповеданий развернули активную деятельность как в спорных приходах, так и в уже определившихся в своей верности Московскому Патриархату. Прибывшие из Финляндии представители братской Поместной Церкви свободно ведут целенаправленную работу: посещают приходы, совершают службы, раздают гуманитарную помощь, финансируют ремонтные работы, распространяют церковную литературу (на эстонском языке), развивают связи с местными органами власти, убеждают прихожан, что если последние примут константинопольскую юрисдикцию, то получат в собственность церковные здания, другую недвижимость, сразу появятся финансы, приглашают в гости и на обучение в Финляндию. Многие священники константинопольской ориентации имеют автомобили и радиотелефоны. Есть все основания полагать, что все это делается на деньги финских налогоплательщиков, целенаправленно и избирательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского Память 18 февраля Труды •  Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия •  Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию •  Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви Святейший отец наш Флавиан был сначала сосудохранителем и пресвитером в святой, великой Константинопольской церкви 1451 ; потом, по преставлении святейшего патриарха Прокла , он за свою непорочную и богоугодную жизнь был возведен на патриаршеский престол. Это было в царствование Феодосия Младшего и сестры его Пульхерии . У царя был евнух, по имени Хрисафий, исполненный лукавства и злобы; мудрствуя еретически и зная, что Флавиан благочестив и твердо держится православной веры, Хрисафий не любил его и всячески противился поставлению святого на патриаршество. Когда же, несмотря на его противодействия, святой Флавиан был поставлен в патриарха, – Хрисафий стал изыскивать какой-нибудь повод, чтобы причинить зло патриарху. И был он весьма искусен в лукавых делах своих, потому что пользовался благорасположением царя и имел великую власть. Пользуясь своим влиянием на царя, Хрисафий скоро нашел повод к возбуждению неудовольствия последнего на святого патриарха. По свидетельству церковного историка Никифора 1452 , он научил царя послать к патриарху сказать, чтобы он, как новопоставленный патриарх, приготовил царю дар, достойный его царского сана. Тогда святейший Флавиан, изготовив хлебы из чистой муки, послал царю на благословение сей дар, поистине достойный рук царя. Хрисафий же отбросил сии хлебы, говоря, что патриарху надлежало прислать в дар царю не хлеб, но золото. Святейший патриарх отвечал чрез посланцев, что такого дара он не имеет. – Я не имею золота, – говорил он, – потому что презрел все сокровища мира сего. Разве дам что-нибудь из церковных сокровищ? Но церковное серебро и золото принадлежит Богу и никому не должно подавать его, кроме нищих, – что должно быть хорошо известно и самому Хрисафию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Источники права Русской Православной Церкви до учреждения Святейшего Синода Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Источники Византийского происхождения. До середины XV века Русская Православная Церковь была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Она руководствовалась теми же «Номоканонами,» что и Константинопольская Церковь. Для нее обязательными были все постановления Соборов, Патриархов и Синодов кириархальной Церкви. Самыми авторитетными источниками древнерусского церковного права в этот период являлись грамоты Вселенских Патриархов по делам Русской Церкви, составленные в виде посланий русским митрополитам, епископам, князьям. Некоторые из этих грамот дошли до нас. Среди них: 1) грамота Патриарха Луки Хрисоверга к Суздальскому князю Андрею Боголюбскому с отказом в его просьбе об учреждении во Владимире-на-Клязьме отдельной митрополии, независимой от Киевской кафедры (1160 г.); 2) грамота Патриарха Германа Киевскому митрополиту Кириллу, запрещающая хиротонию холопов, а также настаивающая на невмешательстве князей и бояр в дела церковного суда и на неприкосновенности церковного имущества (XIII в.); 3) соборные ответы Патриарха Иоанна Векка на вопросы Сарайского епископа Досифея (1276 г.); 4) грамота Патриарха Нифонта Тверскому князю Михаилу Ярославичу по поводу его жалобы на святителя Петра (начало XIV в.); 5) грамота Патриарха Нила, посланная в Псков по поводу ереси стригольников; в этой грамоте оправдывается взимание пошлины со ставленников (1382 г.); 6) грамота Патриарха Антония великому князю Московскому Василию Дмитриевичу с укоризной за неуважение к византийскому императору (конец XIV в.). В грамоте предписывается возносить имя императора за богослужением во всех храмах Русской Церкви. Грамота Патриарха Германа и соборные ответы Патриарха Векка входили в состав русских «Кормчих.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432371/

Интрониза­ция избран­ного Патриар­ха Алексия II состоя­лась в воскре­сение 10 июня 1991 года, в неделю всех Святых, в Богоявлен­ском кафед­ральном соборе. Собор не смог вместить всех россиян, поже­лавших молитвенно участ­вовать в постав­лении нового Предстоя­теля Церкви. На бого­служении присутст­вовали все члены Поместного Собора, Блаже­ннейший и Святейший Патриарх всей Грузии Илия II, предста­витель Патриар­ха Антиохий­ского при Патриархе Москов­ском епископ Филиппо­польский Нифон. Интронизация патриарха Тихона 5 (18) ноября 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха. В начале литургии митрополит Владимир вынес ковчежец, куда он опустил жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. И уже после окончания литургии из алтаря вышел старец Алексий из Зосимовой пустыни и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор грянул «аксиос» и все запели «Тебе Бога хвалим». «Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.

http://pravmir.ru/intronizaciya-patriarx...

Н.И. Гиббенет Дополнительные приложения к первой части I. Сказание антиохийского патриарха Феодора Валсамона – почему александрийский патриарх носит золотую лиру и называется судья вселенский. (Перевод с греческого письма). Вопрошает Феодор Валсамон, патриарх Божия града Антиохии: чего ради александрийский патриарх носит златую лиру (корону) на главе своей? Он же и отвечает: яко сию почесть прия свитый Кирил александрийский патриарх от Келестина папы (римского), зане бысть местоблюститель ему на вселенском соборе иже во Ефесе. Обаче иные и иную вину предлагают вкупе общую и опасную. Повествуют убо историографы, монах же Феофан и Епифаний, бывший великий логофет 451 , яко во время царя Василия Багрянородного, иже царствова после Иоанна Цымисхия лет 53, яко сотвори прение с Евстафием константинопольским патриархом о доходах великие церкви, и слово за слово дошли и до досады и в нелепые словеса и афориса (отлучи) царя патриарх, только за нелепые оные словеса дерзну царь и зауши патриарха. Бысть убо о сем великое смятение, иные помогах царю, иные же патриарху; последи же согласишася оба, царь и патриарх, и призваша блаженнейшего патриарха александрийского кир Феофила да судит их. И убо яко прииде александрийский патриарх сотвори два вощаные истуканы, един во образ царев, а другой во образ патриархов, и по литургии сотвори суд кир Феофил патриарх: да отсечется из корени язык патриархов и десницу цареву подобно, иже зауши патриарха, да отсечется же. (Оле чудесе! истече кровь от руки). Тогда царь Василий взял диадему с главы своей и подари патриарха кир Феофила; патриарх же Евстафий дав ему епитрахиль свою. Сего ради ныне носит александрийский патриарх два епитрахили и златую корону на главе своей; и зане суди вселенского царя и вселенского патриарха, сего ради называется и хвалится и до днесь александрийский патриарх судия вселенной. Сице вкратце пишут вышеписанные церковные историографы Феофан и Епифаний. Случися же сие дело в лето от воплощения Христова 1026-го. II. Соборное уложение патриарха Иосифа о подтверждении правила, положенного на стоглавом соборе, касательно единогласного чтения при отправлении божественных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Варфоломей едет в Литву учинять новый раскол Группа бывших священников, отколовшихся от Церкви, рассчитывает на создание в республике структуры Константинопольского патриархата 21.03.2023 1004 Фото: Из интернет-источников Группа православных священников, отколовшихся от Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви, рассчитывает на создание в Литве структуры Константинопольской патриархии, заявил журналистам Гитарас Сонгайла, один из представителей раскольнической группы, сообщает ТАСС . «Мы и наши верующие надеемся, что в Литве будет создана каноническая структура Константинопольской патриархии», – сказал он. Как отметил Сонгайла, в ходе визита в Литву константинопольского патриарха Варфоломея для этого «могут быть созданы необходимые предпосылки». Патриарх Варфоломей прибудет в прибалтийскую республику предположительно 22 марта. На этот день в парламенте назначен международный круглый стол, посвящённый межкультурному и межконфессиональному диалогу. В связи с этим странным визитом уместно напомнить , что 29 июня 2022 года митрополит Виленский и Литовский Иннокентий своими указами лишил священного сана священнослужителей Виталия Моцкуса, Виталия Даупараса, Георгия Ананьева и Владимира Селявко. Церковный суд установил, что бывшие священнослужители в сотрудничестве с представителями государственной власти предприняли активные действия по созданию в Литве параллельной церковной структуры в юрисдикции Константинопольского патриархата. При этом было отмечено, что суд рассматривал деяния Моцкуса, Даупараса, Ананьева и Селявко исключительно в плоскости церковно-канонического права. Видимо, этих бывших священнослужителей и эти три-четыре общины, стремящиеся выйти из лона Русской Православной Церкви, и пытаются представить как порождение Константинопольской «Матери-Церкви». И вот 17 февраля 2023 года Синод Константинопольского патриархата по рекомендации патриарха Варфоломея принял решение о восстановлении в прежних священных степенях клириков Православной Церкви в Литве, которых лишил сана Московский Патриархат. Грубо вмешиваясь во внутренние делами Церкви-Сестры, как называют Русскую Церковь лукавые фанариоты.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/21/pa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010