Откровение содержится в Церкви, поэтому любое внецерковное учение не может быть правильным. Любое философское внецерковное учение уже ложно по факту своего возникновения. Если некое учение возникает вне Церкви, то нельзя относиться к нему как к Истине. Все внецерковные учения ложны, потому что Господь дал всю полноту истины Церкви: «Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3, 14–16 ). Прямо сказано: « Церковь – столп и утверждение истины». Как записано в Катехизисе, «не должно искать истину вне Церкви, в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы положили все необходимое для спасения». Вне Церкви может быть только частичная истина, но абсолютной Истины вне Церкви нет. Вопрос Понтия Пилата «что есть Истина?» не имел смысла, поэтому Христос молчал. Имеет смысл вопрос «Кто есть Истина?». Истина – это Личность, и точка зрения этой Личности – Истина. Решения Церковных соборов. Высшим проявлением церковной власти является Вселенский собор. Голос Вселенского собора – это голос Святого Духа. Рассмотрим, что значит голос Вселенского собора, что относится к постановлениям Вселенского собора, которыми недвусмысленно и четко описывается Истина? Это: 1) оросы  (греч. ρος – «предел», «граница») – вероопределения, граница вероучения ( Символ Веры и другие определения); 2) документы, одобренные Вселенскими соборами (их очень много, например: Томос папы Льва (соборное послание святителя Льва Римского к Флавиану, архиепископу Константинопольскому), послание святого Кирилла Александрийского к Несторию, послание святого Целестина ); 3) канонические правила. Все, что выражено в этих документах, для нас не подлежит обсуждению. Если не существует постановления Вселенского собора на данный момент, мы руководствуемся 19-м правилом Трулльского собора (так называемого V-VI Вселенского собора): «Недопустимо истолковывать Священное Писание иначе, чем его истолковывали учителя Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в преддверии «объединительного собора» раскольников 12 декабря 2018 г. 12:35 В преддверии так называемого объединительного собора новой церковной структуры, создаваемой на Украине Константинопольским Патриархатом в нарушение канонов и вопреки воле верующих канонической Украинской Православной Церкви , своими мыслями поделился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире» (Лк. 14:28-31). Похоже, Константинопольский Патриарх Варфоломей , спроектировав башню «объединительного собора», не просчитал связанные с этой авантюрой риски. Сделав ставку на раскольников, признав их и ассоциировав себя с ними, он оттолкнул от себя и своего проекта миллионы верующих канонической Украинской Православной Церкви. На базе раскольничьих структур созывается «объединительный собор», но кого он способен объединить, если даже между собой эти структуры не могут договориться? Похоже, и президент Украины П.А. Порошенко, объявив войну каноническому Православию на Украине, плохо просчитал связанные с этим издержки и риски. Многомиллионной армии православных верующих, сплоченных под авторитетным руководством Блаженнейшего митрополита Онуфрия, он противопоставил полки раскольников, как минимум вдвое уступающие ей по численности. Но могут ли эти полки, не имеющие единого руководителя, разрозненные и разобщенные, одержать победу в войне, которую президент объявил значительной части собственного народа. Сесть и посоветоваться с компетентными экспертами — вот что надо было бы сделать и Константинопольскому Патриарху Варфоломею, и президенту Украины. Может быть, не поздно еще остановить строительство башни, чтобы не превратиться в посмешище? Может быть, не поздно отказаться от идеи «объединительного собора», заведомо обреченного на провал, дабы не опозориться перед всем миром?

http://patriarchia.ru/db/text/5321407.ht...

Евхаристия — центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53-54 ). Может ли священник отказать в венчании? «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист). Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям. 1. Абсолютные препятствия: А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный; Б) Что касается священного сана, то 26е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6му правилу Трулльского Собора , вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам; В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора , 44-му правилу Трулльского Собора , 5му правилу Константинопольского Двукратного Собора , 18 и 19-му правилам святого Василия Великого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов; Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901–907; 912–925), «никто не должен дерзать вступлением в 4й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

http://azbyka.ru/mozhet-li-svyashhennik-...

Следуя Божественным Отцам, все мы единогласно учим исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенным в Божестве и совершенным в человечестве, истинным Богом и истинным человеком, Его же – состоящим из души и тела, единосущным Отцу по Божеству, и Его же – единосущным нам по человечеству, во всем нам подобным, кроме греха; рожденным прежде веков от Отца по Божеству, и Его же – в последние дни, ради нас и ради нашего спасения, [рожденным] от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и того же Христа, Сына, Господа, единородным, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемым (при этом различие двух естеств никак не уничтожается их соединением, а напротив, сохраняется свойство каждого естества, совокупляемого в единое лицо и в единую ипостась), не на два лица рассекаемым или разделяемым, но одного и того же Сына, и единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как учили о Нем в древности Пророки, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как передал нам Символ Отцов наших. Анафематизмы 165-ти святых отцов пятого вселенского собора, константинопольского 553 г. Против «трех глав» 1 . Если кто не исповедует одно естество или существо Отца и Сына и Святого Духа, и одну силу и власть, Троицу единосущную, одно Божество, поклоняемое в трех ипостасях или лицах, тот да будет анафема. Ибо един Бог и Отец, из Которого все, и един Господь Иисус Христос, через Которого все, и един Дух Святой, в Котором все. 2 . Если кто не исповедует два рождения Бога Слова, одно прежде веков от Отца, безвременно и бестелесно, а другое в последние дни, когда Он же сошел с небес, и воплотился от святой славной Богородицы и Приснодевы Марии, и родился от Нее, тот да будет анафема. 3 . Если кто говорит, что иной есть Бог Слово, творивший чудеса, и иной Христос пострадавший, или говорит, что Бог Слово был со Христом, родившимся от Жены, или был в Нем, как иной в ином, а не (говорит, что) один и тот же есть Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, воплотившийся и вочеловечившийся, и Его же самого суть чудеса и страдания, которые Он претерпел добровольно плотью, тот да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/put...

3.                   Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4.                   В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак. Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5.                   Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

http://pravmir.ru/venchanie-chast-2-komu...

   Ясно, что когда еретики проклинают нас, мы благословляемся от Бога. Господь наш Иисус Христос говорил своим ученикам и апостолам: «Всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Ведь иудеи и эллины, убивая святых апостолов, думали, что служат Богу, но за такую службу были осуждены с диаволом в огонь вечный, а святые апостолы сподобились Царствия Небесного с Христом Богом. Так и еретики, проклинающие христиан, были осуждены и будут осуждены с диаволом в огонь вечный, а христиане, из-за этого проклятия, сподобятся от Христа Бога Небесного Царствия, ибо Господь наш Иисус Христос сказал: «Блаженны вы, когда будут поносить вас... и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).    И еще сказал Господь: «Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее... И враги человеку — домашние его» (Мф. 10:34—35, 36). Враги — это значит, что если отец, мать, или сын, или дочь отпадет от правой веры, подобает ненавидеть их и отвергать и избегать их, чтобы не погибнуть вместе с ними.    Ошибка в тексте «Просветителя»: Диоскор был патриархом Александрии. — Ред.    Имеется в виду собор в Эфесе в 449 г.    В славянской Библии: «проклинающих тебя прокляну». — Ред.    15-е правило Константинопольского собора Двукратного.    Ср. 6-е правило Лаодикийского собора.    1-е правило Шестого Вселенского Собора. Слово тринадцатое Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Здесь же собраны свидетельства из святых книг о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням.   Новоявленные новгородские еретики, Алексей протопоп, Денис поп, Федор Курицын и многие другие их единомышленники соделали ныне много зла, и зло это нельзя ни языком изречь, ни словами высказать, ни умом охватить — такую хулу произнесли они на Святую Животворящую Троицу, на Пречистую Богородицу, на великого Иоанна Предтечу и на всех святых и так осквернили святые Божии Церкви, честные и животворящие кресты и всечестные иконы. И сотворив столько зла, они убоялись ревности православных о благочестии — убоялись того, что, узнав о всех их злых делах, соборне осудят их по божественным правилам на окончательную погибель в нынешнем веке и в будущем. Поэтому они всячески старались утаиться от православных и говорили, желая своими словами испугать истинно верующих, что не подобает осуждать ни еретика, ни отступника. Они приводили в свидетельство слова Господа, Который сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1), — и слова святого Иоанна Златоуста, который говорит, что никого нельзя ненавидеть или осуждать, ни неверного, ни еретика, и не следует убивать еретика; если же нужно судить еретика или отступника, то пусть он будет осужден по царским и гражданским законам, а не иноками и даже не мирскими людьми, если они не заседают в судах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  1. Претензии Константинопольского Патриарха на первенство власти над Вселенской Церковью   Церковь учреждена на земле Самим Господом Иисусом Христом. Она есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. Церковь не является обычным человеческим сообществом, в ней присутствует и действует Святой Дух. Церковь представляет собой богочеловеческий организм, мистическое Тело Христово, как говорит об этом апостол Павел: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах… и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1:3, 22–23). Образ тела указывает на единство всех членов Церкви под единым Главой — Господом Иисусом Христом (см. Кол. 1, 18). Цель Церкви — спасение людей и всего мира. Спасение может быть обретено только в Церкви Христовой. По слову священномученика Киприана Карфагенского, «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Символ веры указывает на четыре существенных свойства Церкви: единственность, святость, соборность и апостольство. Церковь одна, потому что Бог один. Церковь единственна и едина, потому что она объединяет верующих единством веры, Крещения, дара Святого Духа и евхаристического приобщения Господу Иисусу Христу. Церковь неделима: «Где Христос, там и Церковь» , «Где Дух Святой, там и Церковь» . Церковь свята, потому что свят ее Глава — Иисус Христос. Члены Церкви приобщаются к Его святости. Церковь соборна (кафолична), поскольку она распространена по всему миру, открыта для верующих вне зависимости от времени, места, происхождения и социального положения желающих вступить в нее. Соборность Церкви отражается и в общении между Поместными Церквами, образующими Вселенскую Церковь. Епископы Поместных Церквей, несмотря на разницу занимаемых положений, равны между собой как возведенные в одну и ту же степень священства. Поскольку каждый епископ получил от Святого Духа равную с другими епископами благодать, то и достоинство всех епископов равное: «Епископ первого престола да не именуется экзархом священников или верховным священником» (48 правило Карфагенского Собора). Усвоение какому-либо епископу особой значимости в сакраментальном или богословском отношении является искажением соборности.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Подписание томоса для «СЦУ» Введение Томосы Константинопольской Православной Церкви (КПЦ) об автокефалии различных Православных Церквей – это не просто документы, это памятники истории и экклесиологии. По ним можно проследить изменения учения КПЦ о себе и автокефалиях, о роле Христа в Церкви, о значении канонов и Соборов. Обычно Вселенские Соборы, утверждая формулы ранее не сформулированных догматов, лишь оформляли Предание Церкви в тех вопросах, которые вызывали споры. В случае же с томосами КПЦ мы видим изменение содержания учения о Церкви. Мы видим не только новые формулы, но прямое их противоречие как формулам прежним, так и каноническому наследию Вселенских Соборов. Мы можем проследить генезис формирования нового учения о Церкви, которое вначале заполняло «бреши» в каноническом праве, потом начало вытеснять его и в конечном счете вступило с ним в противоречие. После чего посягнуло и на экклесиологические догматы, утвержденные не только Вселенскими Соборами, но и изложенные непосредственно в Евангелии и посланиях святых апостолов: Христос глава Церкви (Еф. 5: 23); все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви (Еф. 1: 22); Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12: 4–5). Может быть, в силу именно очевидного противоречия друг другу томосов КПЦ различных годов, в 2020 году они стали недоступны на сайте самого Константинопольского Патриархата, где их без труда можно было найти еще год назад. Уж слишком большое внимание к этой теме возникло после предоставления томоса об автокефалии «Православной церкви Украины». Томосы, в отличие от различных статей и высказываний иерархов КПЦ, включая ее патриарха, нельзя счесть частными богословскими мнениями или субъективным пониманием канонов. Томос – это официальный документ, выражающий «согласие отцов» КПЦ, принимаемый ее Священным Синодом, который фактически обладает в константинопольской традиции правами, аналогичными правам Архиерейского Собора в Русской Церкви и некоторых других Церквях. То есть томос является если не официальным выражением, то официальным отражением учения КПЦ.

http://pravoslavie.ru/134439.html

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Размышления в день проведения «объединительного собора» 15 декабря 2018 г. 17:26 На портале «Иисус» опубликован комментарий председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона , посвященный так называемому объединительному собору, открывшемуся в Киеве. Книга Псалмов открывается словами: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!.. Не так – нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли» (Пс. 1:1–2, 4). Проходят века, а слова древнего Псалмопевца не теряют актуальности. Из 90 архиереев Украинской Православной Церкви 88 воздержались от участия в «объединительном соборе», направленном на разрушение канонической Церкви и создание вместо нее некоей новой церковной структуры с сильной степенью зависимости от Константинопольского Патриархата . И лишь двое отправились на «совет нечестивых». В истории Церкви были соборы Вселенские, были Поместные. А были соборы, которые вошли в историю как «разбойничьи». Разумеется, они не имели такого названия в тот момент, когда проводились. И по внешнему виду, и по составу участников они могли не отличаться от обычных соборов. Но Церковь постфактум отвергала их решения, анафематствовала их участников, а самим этим собраниям присваивала наименование «разбойничьих» или иные уничижительные наименования. Так, в частности, произошло с собором 449 года. На нем присутствовало 127 епископов, но спустя два года он был осужден на Четвертом Вселенском Соборе как разбойничий, причем среди архиереев, подписавших это осуждение, было немало тех, кто участвовал в разбойничьем соборе. Похожую судьбу имел Ферраро-Флорентийский собор 1439 года, на котором Константинопольский Патриарх подписал унию с Римом, а уже спустя три года Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский признали этот собор «грязным», «антиканоническим» и «тираническим». Впоследствии и Константинопольскому Патриарху пришлось отказаться от унии. Но в период его пребывания в унии он успел осуществить одно важное деяние – создать в Киеве митрополию, отдельную от Московской. Эта митрополия просуществовала около 200 лет и в 1686 году была воссоединена с Русской Церковью, к тому времени имевшей общепризнанный статус Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5323407.ht...

Максимы. Пер. Э. Линецкой. М.: Худ. лит., 1974, с. 35. 5 Беседа с руководителем религиозной программы Русской службы Би-би-си «Воскресение» протоиереем Сергием Гаккелем 30 июля – 10 декабря 1994 г. 1-я публ. (под назв. «О медицинской этике», с небольшими сокращениями): Независимый психиатрический журнал. 1995, 1. 6 Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте ( Быт 9:4 ). В библейском словоупотреблении (нефеш – дыхание, душа) означает жизнь: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою ( Быт 2:7 ). Причина запрета на вкушение крови не выяснена. Одна из возможных гипотез состоит в том, что соблюдение этого запрета давало возможность реинкарнации или бесконечного продления жизни убитых и съеденных животных, если их кровь ритуальным образом излилась на землю (такое объяснение существует в Каббале и у некоторых ее современных толкователей: см.: Рабби А. Штейнзальц «Вавилонский Талмуд. Антология Аггады». М.-Иерусалим, 2001, т. 1, с. 162–171; см. также: Тантлевский И. Р. «Введение в Пятикнижие». М.: РГГУ, 2000, с. 245–251, 355–360): Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею ( Лев 17:13 ). 7 На Архиерейском соборе, проходившем 13–16 августа 2000 г., был принят документ под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором, в частности, были обсуждены вопросы медицинской этики. См.: « Церковь и мир. Основы социальной концепции РПЦ». М.: Даниловский благовестник, 2000, пп. XI-XII. 8 Необходимость созыва Всеправославного собора (или Святого и Великого Собора Православной Церкви) была осознана еще в 1920–1930-е гг. Его подготовка началась на Первом Всеправославном совещании в 1961 г. на острове Родос и была продолжена впоследствии на других подобных совещаниях, работу которых координировал специальный секретариат (в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези, Женева) и межправославная подготовительная комиссия.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010