Надо сказать, Андроник II Старший находился в менее выгодной ситуации, чем его внук. Ранее он имел авторитет среди восточного епископата как поборник Православия, но он же упрятал патриарха-зилота в тюрьму. Войска у старого императора не было, а народ откровенно недолюбливал его за промахи и ошибки 40-летнего царствования. В отчаянии Андроник II попытался искать спасения в Риме, обратившись к папе с предложением союза, но было поздно, да и курия не спешила признавать права Андроника II, уже анафематствованного Римской церковью. Напротив, греческое население Фракии и Фессалоник горой стояло за молодого царя, и все рассказывали, как у раки с мощами св. Димитрия Солунского рана на теле Андроника III Младшего от турецкой стрелы затянулась. Горные албанцы и даже царь Эпира поспешили заключить с Андроником III мирные соглашения, а Сербский король стоял на границе, не решаясь переступить ее 552 . Через 2 дня Андроник III был уже у стен Константинополя, но не решился штурмовать их. Однако ночью союзники из числа константинопольцев доложили ему, что горожане ждут его, чтобы величать как своего самодержавного царя. Не медля, василевс вместе с Иоанном Кантакузеном и несколькими товарищами на небольшом судне обогнул город, надеясь пристать к берегу, но неудачно; осада столицы продолжалась. Наступил декабрь 1327 г. Андронику III пришли известия из Фессалоник, что горожане желают принять его власть над собой, и молодой царь, не мешкая, отправился туда, оставив у столицы небольшой отряд для видимости осады. В Фессалониках он был радостно встречен горожанами, признавшими его царем. Затем он в течение нескольких дней прошел все македонские города, распахивавшие ему свои ворота. Однако, несмотря на все страхи старика-царя, ситуация для Андроника III оставалась шаткой, поскольку Болгарский царь Михаил III известил Андроника II Старшего, что отказался от соглашения с Андроником III и готов помогать против внука. Но, очевидно, удача начала клониться в сторону молодого императора. Он разбил войско Андроника II Старшего у Мавропотама, полностью подчинил Македонию и Фракию своей власти и с наступлением весны 1328 г. спешно направился к Константинополю, опасаясь, что болгары могут ему помешать захватить царство. В это время к нему явились два военачальника, в обязанности которых входила охрана городских стен, и пообещали сдать город в обмен на почести и богатые имения. Естественно, Андроник III дал обещание и тут же предоставил гарантии своему слову. В полночь 24 мая 1328 г. эти два предателя, имена которых Камарис и Кастеллан, напоили вином стражу, а солдаты Андроника III по лестницам овладели воротами св. Романа и вошли в город. Проснувшись, Андроник II попытался организовать сопротивление – и, действительно, шансы для этого были. Но его остановил Феодор Метохит, убедивший старика, что волнения того – напрасны 553 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому возможность такого стихийного бедствия именно в это время, вскоре после середины VI в., вполне объяснима с точки зрения периодичности подобных катастроф 278 . В 553, 554 гг., в конце осени 556 г. и в 557 г. в течение продолжительного времени (от нескольких дней до 10 и даже 40 дней) происходили мощные толчки и страшные по своим последствиям землетрясения, поразившие Нижнюю Мезию, где сильно пострадала Нове, разрушившие в Вифинии Никомидию и особенно Константинополь (в 558 г. там рухнул купол главной святыни – Великой церкви), следовательно, они могли достичь и Таврики, как это было в 480 г. 279 . Современник Агафий Миринейский, особенно интересовавшийся этим катастрофами, свидетелем которых он стал, отметил, что помимо столицы сильное землетрясение произошло в 554 г. «...повсюду в Римской империи, так что многие города, островные и материковые, были целиком разрушены» 280 . После того, как в 557 г. страшное стихийное бедствие повторилось в очередной раз, Юстиниан I отменил пышные обеды и раздачи подарков для столичной знати, а сэкономленные таким образом значительные суммы денег отправил пострадавшим 281 . Не досталась ли херсонитам некоторая часть этой государственной «адресной помощи», что объяснило бы происхождение главного исходного, но далеко не единственного источника их весьма солидных затрат, коснувшихся как общественных, так и прочих сооружений? В этом случае известные слова Прокопия в трактате «О постройках», о том, что Юстинина отремонтировал «совершенно разрушенные стены» (pantapasi ta teiche euron) Херсона и Боспора 282 , могут быт тоже связаны с этими грозными событиями 550-х гг., последствия которых не должны были миновать остальные, не только оборонительные стены городов Таврики. Примечательно, что Китей прекратил существование из-за нарушения водоносных слоев около середины VI в., а причина этой экологической катастрофы вполне увязывается с происшедшим здесь землетрясением, от которого пострадали и другие города на территории Крымского полуострова 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

130 См. Е. de Faye «Gnostiques et gnosticisme» (Faye Е de. Gnostiques et gnosticisme, 2-e ed., 1925). 131 См. книгу Дю-Преля «Die Magie als Naturwissenschaft» (Du Prel C. Die Magie als Naturwissenschaft. Berlin, 1899); он решительно утверждает, что наука родилась из магии. 135 Слово «модернизм» я употребляю совсем не в специфическом смысле католического модернизма, который мне чужд по своим мотивам, а в смысле возможности новизны. 137 Апокатастасис (греч. apokatastasis – восстановление) – понятие, существовавшее еще в античной космологии (прежде всего у стоиков) и связанное с представлениями о цикличности развития мира и его воссоздании после каждого очистительного мирового пожара. В Новом завете оно связано с ожиданиями конца света и «новотворения всего» («се, творю все новое» – Откр. 21:5 ). Особое место в христианской теологии занимает учение Оригена об апокатастасисе как о конечном спасении всей твари, включая тех, кто был обречен на вечные муки, и падших ангелов. Оно было осуждено (как и другие взгляды Оригена ) Константинопольским вселенским собором (553). В русском богословии сторонником этого учения был о. С. Булгаков , считавший, что осуждение на адские муки относится лишь к одному мировому зону, а искупление и спасение по своему характеру абсолютны и всеобщи; см. его книгу «Невеста Агнца» (Париж, 1945). О спасении всех тварных существ и воскресении их «в жизнь вечную» писал Н. О. Лосский. При этом он, как и С. Н. Булгаков, опирался на слова апостола Павла «да будет Бог все во всем» ( I Kop. 15:28 ) (см. Лосский Н. О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 379–380). 138 См. Denis. «De la philosophic d’Origene» (Denis J. De la philosophic d’Origene. Paris, 1884). 139 В Священном писании говорится о «веке веков» (τον αιωνα τον αιωνος). Но останется загадкой и тайной, есть ли зон эонов вечность. Ад есть зон и зон эонов, но это еще не значит, что он есть вечность и что невозможны новые зоны. 140 Об этом очень хорошо говорится в книге Р. Peter Lippert S. J. «Das Wesen des Katholischen Menschen».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

И Бог наперед их ведает, по единству ведения в Боге триипостасном... Поскольку такая молитва по Богу совершенно согласна с намерениями Божиими; то она благоволительно внемлется и приемлется, и привлекает скорое исполнение... Молится как следует тот, кто молится не о том только, что угодно Богу вообще, но о том, что угодно Богу в сей раз, в сих обстоятельствах. Поскольку мы не можем сказать, что знаем сие определенно, то лучшая для нас молитва есть: «буди воля Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя!» Стр. 493 553. Все истинно верующие суть избранники Божии не случайно, а от века, по предложению воли и Звавшего и зовомых, имеющих стать призванными 8:28. «Сущим по предуведению званным». Вот новое основание твердости упования, – то, что все истинно верующие и по вере живущие, и в благодатном чине содержащиеся суть избранники Божии: ибо за них, яко таковых, Бог; а если Бог за них, кто на них?... Они не кое-как, не случайно как попали в сей чин жизни. Все, в порядке благодатном совершающееся, совершается по предначертанному от века, и есть потому дело Божие, которое расстроить не может ничто человеческое. «По предуведению» – κατ πρθεσιν, – по предложению воли, по изволению. По чьему изволению, по чьей воли предложению? Званных или Звавшего? Наши восточные толковники – все разумеют волю и произволение званных... По латыни это слово переведено: secundum propositum. Здесь предложение воли разумеется не одних званных, но вместе Звавшего. Мысль же соединяется с сим такая: по преднамерению, по предначертанию. Из званных, как говорит Господь и дело показывает, не все оказываются избранными. Столь значительная особенность в сих последних, оказывающаяся по призвании их, вероятно имеет место и в самом призвании, где полагается ей если не причина, то прочное основание и здравое семя, ради того, что при сем произволение зовомого вполне соответствует силе воздействия Зовущего. Можно, потому, допустить, что в отношении к избранным и самое произволение совершается особенным некиим образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Необыкновенная работоспособность также выделяет Оригена в ряду прочих отцов церкви. Он один написал больше, чем все предшествующие христианские авторы вместе взятые, и в этом отношении с ним можно сравнить разве что Августина. Такая продуктивность в немалой степени объяснялась рациональной организацией работы: сам Ориген только диктовал многочисленным стенографистам; затем целый штат каллиграфов переписывал и размножал рукописи. По образованности и широте интересов Ориген как минимум не уступает Клименту, а в знании священных текстов превосходит большинство отцов церкви. Ориген составил комментарии почти на все книги Св. Писания, и по всем основаниям может считаться родоначальником христианской библеистики. Но не это самое главное. Ориген – выдающийся творческий и одновременно систематический (конечно, в той мере, которая свойственна патристике) ум не только ранней, но и всей патристики, создавший первую стройную теорию философской теологии, основанную на лучших образцах эллинской мысли и во многом сходную с учениями неоплатоников. Многое в его теории вызывало сомнения уже в III–IV веках; на V Вселенском соборе в Константинополе (553 г.) учение Оригена было окончательно признано неканоническим. Вот почему Ориген не считается настоящим отцом церкви, а большинство его сочинений было подвергнуто забвению и (как следствие) утрачено. В христианстве Ориген видел вершину греческой философии, и образцом для него (как и для всей патристики после него) стал Платон. Здесь находит свое объяснение интерес Оригена к строгой методике доказательства, к числовой символике, математике и логике. Аллегорический метод, в свою очередь, становится у него основным средством экзегезы. Основы теории изложены в сочинении «О началах» (полностью сохранилось только в латинском переводе). В кн. I речь идет о Боге как о вечном источнике всего сущего; в кн. II – о мире и его творении; в кн. III – о человеке и его назначении; наконец, кн. IV трактует об откровении и способах его постижения. Таковы «начала» 38 , первые принципы всякого исследования мира, а весь трактат можно считать первым образцом христианского вероучения, открывающим эпоху универсалъных теологичесхих систем.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Перипатетик, перипатетици (от гр. «разхождащ се») – философи, последователи на Аристотел (384–322 г. пр Хр.), който провеждал философските си занятия по време на разходка. Вярвали, че всяко познание води своето начало от опита. Перипатетическата школа просъществувала от 335 г. пр. Хр. до 529 г. след. Христа. Персия – древна азиатска държава близо до Персийския залив. Първоначално била зависима от различни съседни народи, но с възцаряването на династията на Сасанидите (от 226 г. пр.Хр. до VII в.) персите станали политически самостоятелен народ и водели често войни с Гръко-римската империя. Виж също Месопотамия, Сирия. Петдесетница – 1) Петдесетият ден след Възкресение Христово. 2) у евреите един от най-големите празници, установен за спомен на дадения им от Бога закон на планината Синай. Виж също: Възкресение Христово, църковни празници. Пети вселенски събор (Триглав събор) – вселенски събор, свикан през 553 г. в Константинопол, за да осъди учението на трима сирийски епископи, което е в основата на несторианството, но учението им не било осъдено от предходните Трети и Четвърти вселенски събори. Съборът осъдил учението на тези «три глави» (Теодор Мопсуестийски, Теодорит Кирски и Ива Едески), а също и учението на Ориген . Извън речника: Пети вселенски събор. Ориген . Петокнижие – сборно име на първите пет книги от Библията: Битие, Изход, Левит, Числа и Второзаконие. Извън речника: Мойсеевото петокнижие. Пиетизъм (от лат. pietas – благочестие) – мистическо течение в протестантството (най-вече в немското лютеранство) от края на XVII-XVIII век. Пиетизмът отхврълял външната църковна обрядност и акцентирал върху емоционалната страна на молитвата, призовавал към задълбочаване на вярата и пълен отказ от светското, обявявал се против греховните развлечения (танци, театър, нерелигиозни четива). В широк смисъл – религиозно-мистическо настроение и поведение. Пимен Неврокопски (Деян Неделчев Енев) (1906–1999) – български иерей, митрополит, оглавил през 1996 година т.н. политически разкол в Църквата.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

537 ...от даифалъ... – В греческой версии π τν Ταλων. Возможно, речь идет о некоей народности или о жителях (выходцах из) какого-либо города: под названием Ταα был известен город в Египте. 538 Град Костянтин – Константинополь, основанная Константином I в 330 г. столица Византийский империи. 540 Уепархи – Епархия – единица административного подразделения, а также название церковного округа. 544 ...мучимыимъ. – По греческой версии «ибо это было место, где наказывали». В другой редакции этого чуда (РГБ, ф. 304, 788, л. 441 об.): «то же мсто есть осужденыхъ на съмьрть». 546 Азъ... молчати... – В рукописи эта часть фразы пропущена; восстановлена на основе чтения Великих Миней Четиих. В греческой версии: «Я же, узнав это, не могу молчать...». 547 ...оставити... – Возможно, после этого слова должно было бы быть еще одно; ср. в греческой версии: «хотите оставить, оставляйте». 548 ...враже несмысленый... – В рукописи, видимо, порча. Восстановлено на основе чтения Великих Миней Четиих. В греческой версии: «повредившийся умом и душой». 551 ...Анфурату... – На основе греческой версии чуда можно предположить, что это город во Фракии, северной части Греции. 552 ...от Десяти, градъ... – Входившие в Десятиградие города составляли своего рода союз. Девять из них находились к востоку от Иордана (Иппон, Гадара, Дион, Пелея, или Пелла, Гераза, или Гергес, Филадельфия, Рафана, или Рофон, Канафа, Дамаск), и лишь один – главный – город Скифополь – к западу от него. 553 ...на страну Катавольску... – Древнерусский текст соответствует греческой версии. Видимо, подразумевается некий приморский портовый город. 554 Агрик. – В греческой версии γροικος «живущий в деревне, деревенский», что не было именем собственным, 555 ...въ стран Антиохиистй близъ срачинъ... – Под названием Антиохия были известны города в Писидии и Фригии (областях в Малой Азии), Маргиане и Сирии (областях Азии). В одной из греческих версий говорится об окраинах морского побережья Мир. В публикуемом древнерусском тексте Антихиисгй; исправлено по рукописи XIV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И все же затянувшаяся война не приносила очевидного успеха ни персам, ни римлянам. Поэтому Хосров направил в Константинополь посланника Исдигусну для переговоров о заключении мира, и император готов был вести эти переговоры, но они шли с большим трудом. В конце концов договорились о пятилетнем перемирии. Римская сторона согласилась выдать шаху 26 кентинариев золота, предлогом для подобной контрибуции была оплата за оборону от варваров каспийского прохода, соединяющего Северный Кавказ с Закавказьем. И золото действительно было выдано на этот раз иранскому послу, в отличие от прошлого мирного договора, когда аналогичное соглашение не было выполнено. «Исдигусна… нагруженный деньгами, как никогда еще ни один посол, отправился домой» 333 . Посол, однако, не договорился с императором о разделе сфер влияния великих держав в Западном Закавказье. Условились продолжить переговоры на эту тему во время предстоявшего перемирия. Но получив золото, Хосров сорвал договор о перемирии. В 553 г. война возобновилась, и персидское войско под командованием того же Мермероя вновь вторглось в Лазику и на землю абасгов. Попытка взять Археополь, однако, опять закончилась провалом. Из имперской столицы на Кавказ направлен был корпус под командованием внучатого племянника Юстиниана Германа. Но римские войска, вступившие в Лазику, были плохо обучены и малодисциплинированны, к тому же Мермерой, распустив слухи о своей болезни, поверг противника в состояние крайней беспечности. И поэтому, когда внезапно из крепости Телефис, которая была занята гарнизоном под командованием военачальника Мартина, маршем приблизилось наступавшее войско персов, Мартин приказал оставить крепость, и римляне ушли от нее, двигаясь на соединение с войсками Бесса и Юстина. От поражения римскую армию спасла уже действительная болезнь Мермероя, вынужденного с частью своих войск удалиться из Лазики в Иверию, и затем его смерть, которая настигла полководца осенью 554 г. в городе Месхите (Мцхета). «Бездыханное и обнаженное тело Мермероя его близкие вынесли за город и оставили, по отцовскому обычаю, на растерзание нечистым псам и птицам, которые питаются трупами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Бачский Ириней: Расколы с Украины перенесены на весь православный мир 05.01.2021 553 Белград, 4 января 2021 г. Накануне нового года один из наиболее авторитетных архиереев Сербской Церкви, епископ Бачский Ириней, дал пространное интервью изданию «Печат», в котором коснулся многих вопросов церковной и общественной жизни в Сербии и в мире. В частности один из вопросов журналиста был посвящен проблеме «неопапизма» патриарха Вафоломея и Константинопольского патриархата. Отвечая на вопрос владыка Ириней подтвердил, что проблема фанарского «неопапизма» действительно существует и в этом вопросе наблюдается определенная эволюция. Константинопольская патриархия, по словам сербского архиерея, «совершила неканоническое вмешательство в юрисдикцию Русской Православной Церкви и «реабилитировала» раскольничьи объединения на Украине , но, к сожалению, не упразднила и не умирила раскол на Украине, а, напротив, его углубила и продлила». «Прежние расколы, - подчеркнул владыка, – были перенесены с территории Украины на весь православный мир. Дошло до разрыва литургического и канонического общения Московской Патриархии с Константинопольской Патриархией и с теми предстоятелями и епископами отдельных Церквей, которые признают нераскаявшегося раскольника Епифания – точнее гражданина Думенко – легитимным киевским и автокефальным (!) главой Церкви на Украине, где в это время живет и служит выдающийся и признанный Поместными Церквами Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. С ним более ста канонических епископов с более чем 15 тысячами священников и монахов, и десятки миллионов верующих. Несоборное одностороннее признание раскольничьих группировок вызвало при этом не только раскол между Церквами, но и разделения и трения внутри Церквей, о чем свидетельствует полемика между епископами и богословами в Греции и на Кипре». По словам владыки Иринея, в условиях наступившего духовно-каноническом хаоса, позиция Сербской Православной Церкви состоит в безусловной верности вековому каноническому порядку Православной Церкви, играть с которым никто не имеет права.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/05/episko...

императора Юстиниана) и V Вселенского собора — различие обнаруживается как раз в том, что формулировки анафематствуемых вселенским собором тезисов берутся не из сочинений Оригена, а, главным образом, из основного произведения Евагрия (Гностических глав). Это позволило Гийомону с уверенностью идентифицировать как евагрианскую ту оригенистскую секту, которая образовалась после раскола внутри палестинского оригенизма вследствие непримиримости ее представителей, и которая была непосредственным объектом анафематизмов в 553 г. (так наз. «исухристы»). Но в результате того же раскола из единого еще в 530–е гг. палестинского монашеского оригенизма образовалась другая секта, о которой до недавнего времени было известно лишь название («протоктисты»; названия обеих сект суть уничижительные имена, данные противниками) и тот факт, что немного ранее Вселенского собора она внешне воссоединилась с Церковью. Учение этой секты, сохранилось, однако, в своих основных чертах и после воссоединения (хотя ее представители, подобно всем позднейшим оригенистам, должны были принять анафематствование Оригена), что недавно было показано о. Михаилом ван Эсбрёком, который идентифицировал «протоктистское» учение в проповеди патр. Иерусалимского Петра (воссоединенного из этой секты; † 552): M. van Esbroeck. L’homйlie de Pierre de Jйrusalem et la fin de l’origйnisme palestinien en 551//Orientalia Christiana Periodica. 1985. 51. 33–59. Этот текст, единственный известный сегодня собственный документ «протоктистов», сохранился только в переводе на грузинский. Есть серьезные основания связывать с учением этой секты как раз те «номиналистические» воззрения, которые проявятся у заразившегося оригенистскими идеями Константинопольского патриарха Евтихия (умер низложенным, но в покаянии; почитается во святых), чье основное сочинение дошло, на сей раз, только по–армянски; традиция прослеживается и в VII в. (В. Louriй. Un autre monomhйlisme: le cas de Constantin d’Apamйe au VIe Concile ?cumйnique//Studia Patristica.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010