Глава I. Состояние византийского общества в царствование императора Константина V Копронима Осень 766-го года сменила уже лето. Шумно было в столице Византии, городе Великого Константина. Окончен трудный военный поход. Со славою победителей возвратились византийские воины домой. Им дан отдых, столь желанный после трудов. Только вождь их, император Константин V Копроним, не знает покоя. Мрачно чело его, не веселы взоры. Дума крепкая и глубокая тревожит его мысль. Внешние враги побеждены, а какое множество внутренних? Да и сильны они, но не оружием, а терпением и воодушевлением. Кто же эти враги? Почитатели честных и святых икон. В наследство от своего отца, императора Льва III Исаврянина (717–741 г.), Константин V получил подданных, разделенных на два враждебных лагеря. Причиной взаимной вражды их и разделения был вопрос о почитании икон. С давних пор, если уже не с первых веков, без споров и заметных разноречий иконопочитание вошло в православной Церкви во всеобщее употребление. Император Лев III по своим недальновидным соображениям 1 в 726 году поставил вопрос о законности и правильности иконопочитания. На вопрос в императорском указе и давался ответ в смысле отрицательном. От слов Лев III перешел к делу уничтожения иконопочитания. Конечно, на первых же порах явились и противники реформаторским затеям императора. Открылась борьба, которая пережила и самого виновника ее. Преемник Льва III, Константин V Копроним, в первые десять лет своего царствования не имел достаточно времени, чтобы продолжать начатую отцом его борьбу с почитателями икон. Это далеко не значит, что он равнодушен был к нерешенному вопросу. Воспитанный в иконоборческой семье, Константин был и оставался во все время своего царствования строгим иконоборцем. Первые десять лет, кроме других неотложных государственных дел, посвящались им и на подготовку к борьбе с иконопочитателями. Очевидна была бесплодность мероприятия Льва III, потому что он неподготовленным приступил к борьбе. На стороне его была только физическая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Копие – свещен съд, представляващ малък двуостър нож, приличащ на копие, с който на проскомидията се изразват частици от просфората и се изрязва и раздробява Агнеца. Символизира копието, с което е прободено реброто на Христос на Кръста ( Иоан. 18:34 ). Виж също: църковна (богослужебна) утвар. Константин V Копроним (718–775) – византийски император (741–775) от Исаврийската династия, син на византийския император Лъв Трети Иконоборец. Воюва с арабите в Арабския халифат и Малатия (дн. Югоизточна Турция). С девет похода в продължение на девет години (756–775) се опитва да унищожи Дунавска България. Константин V бил още по-фанатичен иконоборец от своя баща. През 754 г. той свикал Иконоборческия събор в Йерея (до Константинопол), който забранил почитанието на светите икони. С неимоверни жестокости, сравними с гоненията при Диоклетиан, Копроним предприел пълно унищожаване на иконите в православните църкви и манастири. Монасите, като най-мъжествени защитници на иконопочитанието, били подложени на най-жестоки наказания. По думите на св. патриарх Никифор, разбивали главите на монасите върху иконите, в чиято защита излизали. А според св. Теофан Изповедник Константин V погубил много от монасите «чрез побой с камшик, други с меч, а на безброй много извади очите... На някои намазваше брадите с мехлем от восък и масло и го запалваше, като изгаряше по този начин лицата и главите им». Коринт (Korinthos, англ. Korinth, рус. Коринф; Кн. Деян.ап. 18 глава) – знаменит и богат град в древна Гърция, в който св. ап. Павел живял 18 месеца (през 52–53 г.) и 3 месеца (през 58 г.) и основал Коринтската църква, към която написал по-късно две обширни послания. Първото поселище се появило по време на неолита (6000 г. пр. Р.Хр.) Коринт е разположен в красива плодородна равнина на югоизточния бряг на Коринтския залив (на създадения през 1881–93 г. Коринтски канал) между Йоническо и Егейско море, отделящ о.Пелопонес от континентална Гърция. Стратегическото му положение и търговски връзки с Изтока и Запада, както и величествената архитектура и изящно изработваните керамични и сребърни изделия, превърнали Коринт в изключително важен град още през Архаичната и Класическата епоха.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Римский престол с восторгом признал нового василевса, чего нельзя было сказать об администрации восточных провинций. Законный император Константин Копроним легко набрал свежие войска в Малой Азии и в конце осени 742 г. подступил к Хрисополю, но, не рискнув в преддверии зимы начать осаду, покинул берега Босфора и отошел обратно в Аморий. В мае 743 г. Артавасд сам направился из Константинополя в Опсикий, надеясь померяться силами с императором. В бою при Сардах узурпатор был разбит и с позором ретировался в столицу. Его второго сына, моностратига Армениака Никиту, спешившего на помощь отцу, Копроним разгромил в кровопролитном сражении при Модрине. В сентябре Константин V осадил Константинополь. Корабли его перехватывали шедшие в город караваны с продовольствием, и вскоре в столице начался голод. Артавасд приказал вывести из Константинополя всех неспособных носить оружие. В суматохе город покинули, переодевшись в женское платье, и многие не пожелавшие сражаться мужчины. Никита, собравший свои отряды, объявился у Хрисополя, надеясь прорвать кольцо блокады, но Константин V немедленно переправился через Босфор, вторично нанес ему поражение, взял в плен и, закованного в цепи, приказал предъявить осажденным. 2 ноября Константинополь был взят штурмом, Артавасд, успевший бежать, был схвачен и ослеплен вместе с сыновьями. Борьбой двух императоров в полной мере воспользовались арабы, вволю пограбившие оставшиеся без защиты территории восточных провинций. Лев IV Хазар (750 – 780, сопр. с 751, имп. с 775) Старший сын Константина Копронима от его первой жены, хазарянки Ирины (откуда и прозвище), Лев родился 25 января 750 г. Зимой следующего года отец венчал его на престол. Традиционно Льва IV принято считать посредственным государем, при котором даже страсти религиозной борьбы приутихли из-за апатии и невмешательства императора. Действительно, за время его правления важных событий в жизни страны произошло куда меньше, чем при других императорах Сирийской династии, но нужно учитывать и то, что Лев Хазар пробыл у власти всего пять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Множество драгоценных для истории мозаик было в это время покрыто штукатуркой и осталось под нею навсегда. Но за первыми насилиями не слыхать даже ничего ни о реформе, ни о самой доктрине, подействовавшей только на устранение Германа и выбор иного патриарха. Если доктрина была ясна для самого Льва и его приближенных, и если очевидно, что политический расчет привлечения к Империи иконоборствующих провинций, отнятых как раз мусульманами, руководил самим императором, то политический расчет требовал не применять его всюду. После того как попытки привести в исполнение по точному смыслу эдикт Льва, повелевавший отобрать иконы из церквей и монастырей Греции, привели к открытому восстанию на Цикладах, снаряжению флота, появлению православного претендента на престол Космы и даже осаде столицы с моря, кончившейся для Льва, правда, вполне удачно, благодаря греческому огню, пожегшему корабли и предавшему предводителей их в руки Льва, всякого рода дальнейшие предприятия в провинции были оставлены. Известно, затем, чем кончилось водворение нового эдикта в Равенне, после народного мятежа и гибели посланного Византией для истребления Равенны флота. Хотя и было бы явным преувеличением утверждать, что отложение и отпадение Италии было вызвано иконоборческою ересью, так как это натуральное дело истории готовилось уже давно, все же не остается сомнения в одном знаменательном факте, что самая задача осуществления правительством Льва, отчасти и последующих императоров почти ограничилась одною византийскою столицею. Только необузданная натура Копронима не могла удовлетвориться полученными уже результатами, и только он один воздвиг действительное гонение против иконопочитателей, тогда как Лев Исаврянин ограничивался по существу дела гонением на самые иконы 100 . Разнузданная п бессмысленная доктрина Копронима, отрицавшего все освященные преданием обряды, самое почитание Богородицы, и молитвы Святым, если не самое христианство, была результатом дикой солдатчины, враждовавшей с образованием и культурою, еще уцелевшею, с привязанностью народа к монашеству, его единственному просветителю и заступнику, и, конечно, подлила масла в огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава VI. Иконоборческое движение при Константине Копрониме Ф. И. Успенский. История Византийской империи И чтобы дать более или менее точное представление об иконоборческом движении, мы предполагаем провести историю этого движения при сыне Льва Исавра, не касаясь внешних событий. Царь Константин, не считавшийся вообще с препятствиями во внешней политике, не менее страстности и прямолинейности внес и в церковный вопрос, который, впрочем, не им был поставлен на очередь и не им доведен до окончательного решения. В высшей степени трудно выяснить мотивы, руководившие Константином в его церковной политике. Можно думать, что он не вполне оценил последствия иконоборческой политики и не понял, что она заведет его так далеко. Следует считаться с тем все более и определенней выясняющимся обстоятельством, что само иконоборческое движение получило свое направление далеко не сразу, а постепенно и вследствие сложных условий, вызванных временем и личными характерами исторических деятелей. Нельзя забывать и того, что применение принципа иконоборчества было делом политической и церковной партии, с одной стороны, и исаврийской династии—с другой. И подразумеваемая партия, вербовавшая приверженцев всюду, и сама новая династия, принявшая под свою защиту иконоборческую политику, постепенно привнесли в историю этого движения такие новые элементы, которые не следуют логически из богословских и философских оснований, как они были поставлены в начавшейся борьбе. По всей вероятности, при Льве Исавре не были строго проведены постановления относительно поклонения иконам. После изданных им эдиктов в 726 и 730 гг., о которых, впрочем, мы очень недостаточно осведомлены, не было предпринято никаких новых распоряжений. Короткое правление Артавазда едва ли могло изменить положение дела, кроме того, его церковная политика, если даже она была искренняя, а не показная, не сопровождалась внутренними реформами.

http://sedmitza.ru/lib/text/442847/

Но процент этих имен быстро увеличивается при императорах-иконоборцах. В подписях собора 787 г. из 384 лиц, находим 30 Константинов и 33 Льва. Полагая (в среднем) возраст подписавшихся епископов в 50 лет, мы должны будем заметить, что к 787 г. процент этих имен поднялся очень высоко, и что, следовательно, императоры-иконоборцы пользовались народной симпатией в весьма сильной степени. Приняв более удобное здесь счисление в промиллиях, мы найдем для Codex encyclius по 3 промиллии по отношению к обоим именам; для V вселенского собора — 12 промиллий, для VI вселенского собора — 23 промиллии, для пято-шестого — 19 промиллий по отношению к имени лишь Константина; для VII — 86 промиллий по отношению к имени Льва и 78 промиллий по отношению к имени Константина. Правление Ирины (8 сент. 780 — окт. 790 и 15 авг. 797–31 окт. 802) не было так славно, чтобы заставить византийских политиков забыть успехи времени Льва Исаврийца и Константина Копронима. Поэтому заговоры в пользу детей Константина Копронима повторялись не раз (780, 792, 797) в это время. Ирину высоко чтили только те, которые были искони православны, и именно за восстановление иконопочитания. Но даже и св. Феофан строго судит о личных нравственных качествах императрицы: властолюбивая женщина испортила жизнь своему сыну-императору, агитировала против него среди войск, и… 15 авг. 797 г. «ν τη πορφυρ, νθα κα γεννθη», Константин, «γνμη της μητρος αυτο κα τν συμβολων αυτς», был ослеплен, и так жестоко, что едва не умер. 31 октября 802 г. Ирина была низложена Никифором и закончила свои дни († 9 августа 803) в аскетических подвигах. Министр финансов (πατρκιος κα γενικς λογοθτης) и на престоле, Никифор (31 окт. 802, † 25 июля 811) был православен, но заимствовал у иконоборцев часть их политической программы и при том наименее популярную — государственную экономию, и налоги: τ καπνικ, «подымное», пали и на париков (παροκους) разных благотворительных учреждений, церквей и монастырей (τν ευαγν οκων, το τε ορφανοτροφεου, των ξεννων κα γηροκομεων τε κα εκκλησιν κα μοναστηρων βασιλικν).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Удивительно, но страшная жертва язычника не осуждается – словно нападавшие видят, что принесена самая мощная жертва, и что дальнейшая битва бесполезна. Царь Манассия, пришедший на иудейский престол мальчиком (судьба сохранила его от того, чтобы стать жертвой как первенца царя) и правивший успешно 50 лет, заключивший выгодный вассальный договор с воинственной и опасной Ассирией, с самого начала своего правления решил, что религия – очень важна, и не надо никаких реформ. Народное, отеческое благочестие – вот что спасет страну. Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и фактически сделал «народный яхвизм» государственной религией, от которой не убереглось даже храмовое богослужение – он установил идола Астарты, супруги «бога» «народного яхвизма» в Храме! Своих детей он тоже «провел через огонь» (4 Цар. 21:6, Иер. 32:35) – в плане исполнения религиозных ритуалов для благоденствия страны он не останавливался ни перед чем. Он считал, что это и есть правильная вера, и Бог ему помогает. И в самом деле – благоденствие полвека, покой и мир, торговля и процветание! Вот она, сила настоящей религии! Изображение императора Константина Копронима на монете …Спустя тысячелетия во время кризиса Византии отчаявшиеся люди прибегут к могиле Константина Копронима, яркого политика, победоносного воина и яростного иконоборца и будут кричать – «встань, спаси погибающую империю!» – память о нем жила больше полутора веков. Император-еретик был более успешен, чем православные императоры. И благочестивый юный царь, внук нечестивого Манассии, прекрасный Иосия, вернувший страну к монотеизму и истинной вере в ЯХВЕ, Единого Бога, отменившего дикости «народного яхвизма», правил недолго и нелепо погиб… «Глубоко практичные, отнюдь не поэтичные люди любили полагаться на страх и отвращение. Как всегда в таких случаях, им казалось, что темные силы свое дело сделают. Но в психологии пунических народов эта странная пессимистическая практичность разрослась до невероятных размеров. В Новом городе, который римляне звали Карфагеном, как и в древних городах финикийцев, божество, работавшее “без дураков”, называлось Молохом; по-видимому, оно не отличалось от божества, известного под именем Ваала.

http://pravmir.ru/zachem-detey-prinosili...

Историки по-разному судят о причинах, побуждавших Императора Феофила придерживаться иконоборчества: одни считают, что за этим стоят его продуманные и твердые богословские убеждения, каких не могло быть у его отца, ввиду его необразованности, другие связывают его иконоборческие убеждения с арабофильством Императора: он искренне стремился установить мирные, а в лучшем случае дружественные отношения с халифатом, но в Багдаде в его мирных инициативах усматривали проявление слабости, в то время как в среде иконопочитателей стремление Феофила к дружбе с халифатом виделось как одно из проявлений исламских источников иконоборчества. Парадокс заключался в том, что этот едва ли не самый расположенный к исламскому миру Император ромеев вынужден был почти во все продолжение своего правления вести войну с халифатом. Некоторые историки находят в иконоборчестве Феофила голый политический расчет, что неверно, потому что, в отличие от предшествующего столетия, когда иконоборческие идеи владели умами и сердцами жителей азиатских фем, где в основном комплектовалась армия, и от настроений, возобладавших в правление Льва Армянина, когда ромеи ностальгировали по временам победоносных Императоров-иконоборцев Льва Хазара и Константина Копронима, военные неудачи новых иконоборцев – Льва Армянина и Михаила Травла – в их противостоянии халифату вызвали перемены в настроениях общества, так что политического расчета держаться за иконоборчество не оставалось. Похоже, что Феофил оставался иконоборцем по инерции, с одной стороны, из-за отсутствия интереса углубляться в богословские темы, а с другой – по столь свойственной людям, в том числе и правителям, склонности избегать радикальных перемен. Поэтому гонения на православных в царствование Феофила не приобрели масштабов, сравнимых с правлением Константина Копронима. Личная приверженность почитанию икон, без ее «публичного оказательства», если прибегнуть к своеобразной российской терминологии синодальной эпохи, не запрещалась и не преследовалась. Официальный культ исключал присутствие икон в храмах, но этот запрет неукоснительно соблюдался, вероятно, только в столице.

http://pravoslavie.ru/140723.html

Константин провел зиму в Амории , собирая и стягивая из азиатских фем верные ему войска. В мае 743 г. он встретился с узурпатором у Сард, вступил с ним в бой и полностью обратил его в бегство. Подчиненные ему войска он привел в покорность, а все их снаряжение присвоил себе. Артавасд бежал в Кизик , а оттуда переправился в Константинополь . Константин не преследовал его, а обратился против Никиты, взял штурмом Модрину, укрепленное место, в котором тот укрылся со своим войском, многих перебил, а самого Никиту обратил в бегство. Только после этого он переправился во фракийские области и подошел к стенам Константинополя. Из-за того, что прекратился подвоз продовольствия, в столице начался сильный голод. Многие византийцы погибли, другие были вынуждены выбрасываться наружу через стены. Те, кто мог, убегали, подкупив с помощью даров городскую стражу. Константин благосклонно принимал всех беглецов и окружал их всяческой заботой. Положение осажденных становилось день ото дня все хуже. Никита еще раз попытался помочь отцу: собрав новое войско, он подступил к азиатскому берегу Босфора и взял Хрисополь . Константин обратился против него, разгромил во второй раз, преследовал до Никомидии и захватил в плен. Наконец, 2 ноября в сумерках, приступив к воротам столицы с сухопутной стороны, Константин внезапно овладел городом. Артавасд с сыновьями бежал в Вифинию , в Пузанскую крепость, но вскоре был захвачен. Император велел с позором влачить их связанных во время конских состязаний, а потом ослепить. Многие из их сообщников казнены, и Константин утвердил свою власть над всей империей. Военные кампании Константина В следующие годы Константин начал упорную войну с арабами. В 745 г. он, пользуясь смутами в государстве Омайядов, укрепил восточно-азиатскую границу и захватил Северную Сирию , в 746 г. разгромил арабский флот у берегов Крита . Борьба продолжалась и после утверждения в халифате династии Аббасидов ( 750 ), сосредоточиваясь преимущественно на защите границ, в общем успешной для византийцев.

http://drevo-info.ru/articles/10792.html

Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению , Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами, некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и члены тела. Как бы при возродившемся во второй раз язычестве изобретали по отношению к христианам всяческие злодеяния, с помощью которых стремились обесчестить и погубить всех приверженных запрещенному учению. Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи. Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. Монахов же принуждал насильно вступать в брак. В 764 году по доносам клеветников Константин велел казнить многих знатных вельмож, которых обвинил в заговоре против него. Тогда же подан был донос на патриарха Константина . Через некоторое время его с позором свели с амвона, посадили на осла и со многими издевательствами возили по городу. Наконец, император велел отрубить ему голову, а труп бросить в Пелагиевы рвы. Иконоборческие меры Константина, продолжавшиеся до конца его царствования, вызвали обширную эмиграцию как монахов, так и других иконопочитателей на юг Италии и на берега Черного моря. Оценки деятельности Единственными историческими источниками сведений о жизни и деятельности Константина V являются его " оппоненты " , православные писатели — летописцы и агиографы, что дает почву для высказываемых позднейшими историками подозрений в их пристрастности, преувеличениях и намеренных искажениях, чтобы выставить характер и деятельность ненавистного им императора в самом невыгодном свете. Однако и по имеющимся сведениям видно, что Константин был одним из самых замечательных государей эпохи иконоборчества : исключительные таланты полководца соединялись в нем со способностями искусного политика. Даже враги императора признавали, что в годы его правления в столице было удивительное изобилие дешевых продуктов .

http://drevo-info.ru/articles/10792.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010