Там же. С. 62—63.    Там же. С. 68. Таинство брака Брак в Древней Церкви    Канонические сборники Православной Церкви оперируют определением брака, предложенным римским юристом Модестином (III в.): «Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». Данное определение содержится в «Номоканоне» Патриарха Константинопольского Фотия (IX в.), в «Синтагме» Матфея Властаря (XIV в.), в греческих правовых сборниках Византии, в том числе в «Прохироне» Василия Македонянина (867—886 гг.), перевод которого составил 49 главу «Кормчей Книги». В «Кормчей» определение брака дано в следующей редакции: «Брак есть мужеве и жене сочетание, сбытие во всей жизни, божественныя и человеческия правды общение». В греческом «Номоканоне» это определение сопровождается замечанием об основных свойствах брака: физическом (моногамный союз лиц разного пола), этическом («общение жизни» — общение во всех жизненных отношениях) и религиозно-юридическом («соучастие в божеском и человеческом праве»).    Христианская Церковь, позаимствовав определение брака из римского права, сообщила ему христианское осмысление, основанное на свидетельстве Священного Писания.    Господь, ссылаясь на закон Моисея, учил: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5—6). Спаситель говорил о нерасторжимости брака, который мог быть прекращен только по вине прелюбодеяния одного из супругов: «Кто разведется с женой своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». (Мф. 19:9).    Апостол Павел придавал браку значение Таинства, ибо уподоблял его тайне единства Христова в Церкви. «Жены, — писал он в Послании к Ефесянам, — повинуйтесь своим мужьям, как Господу; потому что муж есть глава жены, как и Христос Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:22—25, 31—32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Авдия ст. 1. (Так говорит Господь Бог об Эдоме) весть услышали мы от Господа и посол послан объявит народам: вставайте и выступим против него войною. Uep. XLIX, 14 . Я слышал слух от Господа и посол послан народам сказать: соберитесь и идета против него, и поднимайтесь на войну. – ( ) ( ) , т. е. я (мы) слышал(и) слух от Господа и – народам – вставайте против него войною: таков общий обоим пророкам текст. За оригинальность Авдия, за его влияние на Иеремию и против тех, которые относят деятельность Авдия к более позднему сравнительно с Иеремией времени говорят следующие обстоятельства: все пророчество Иеремии об Эдоме (XLIX, 7 – 22) носит следы очевидного влияния других, помимо параллельных с Авдием, мест Писания 77 ; сходство с пророками Амоса, Иоилем; неупоминание имени халдеев; молчание о разрушении Иерусалима; описание «дня бедствия» слишком слабыми общими чертами, что немыслимо при наличности факта разрушения Иерусалима; речь о переселении лишь пленных солдат (ст. 20), а не всего народа, который продолжает жить и на юге и в долине 78 ; наконец, поэтические преимущества Авдия сравнительно с Иеремией: больше изящества, больше огня, несвойственных печальному Иеремии. Старейшины земли, о которых речь у Иеремии XXVI, 17 – 18, являются верными свидетелями широкой популярности пророчеств Михея во время Иеремии. Для успокоения народной толпы и для оправдания Иеремии пред судилищем старейшины, т. е. представители народа, принимавшие участие в суде с правом голоса 79 , указывают на пророчество Михея, совершенно сходное с пророчеством Иеремии, вызвавшим ярость священник, пророков и народной толпы (XXVI, 11 – 12). Умертвили ли за это Михея Езекия, царь иудейский и весь Иуда? говорят старейшины (ст. 19). Возможно, что старейшины по памяти передают самый факт пророчества и его следствия (Не убоялся ли Езекия Господа и не умолял ли Господа? И Господь отменил бедствие, которое изрек на них); но для нас важно то обстоятельство, что цитуемые у пророка Иеремии слова пророка Михея буквально тожественны: Михея III, 12 (Посему за вас) Сион будет распахан как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом – . Без малейшего изменения мы прочтем этот же еврейский текст у Иеремии XXVI, 18. Или старейшины недавно читали писанные пророчества Михея, так как столь точное воспроизведение едва ли могло быть сделано на основании изустной речи пророка, имевшей место почти 80 лет назад, при Езекии; или сам пророк Иеремия читал пророчества Михея, а старцы могли цитовать их и не столь буквально.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Ахава похоронили в Самарии, в Бет-Омри (дом Амврия), как называют этот город ассирийские надписи по имени отца Ахава. На престол восходит старший сын Ахава. Охозия, продолжающий действовать, как отец его, под влиянием и по наущению Иезавели. Где в это время находится великий пророк Господень Илия, мы не знаем. Он появляется лишь тогда, когда, по прошествии двух лет царствования, Охозия лежит на смертном одре (3 Ц. XXII, 51; 4 Ц. I). К Иосафату и царству Иуды мы возвратимся ниже, здесь же, для очертания деятельности пророков Господних, мы напомним, что царь Иуды из похода, не благословленного Богом, возвратился благополучно, но на пути в дом свой был укорен пророком Иуем за помощь, необдуманно поданную нечестивому Ахаву ( 2Nap. XIX, 1–3 ). Но в царстве Иуды благочестивый царь хранил заветы и закон Господень. Не так было во Израиле; там бодрствовал злой дух царей – язычница Иезавель, и об Охозии сказано, 3 Ц. XXII, 52, «что он ходил путем отца своего и матери своей... и служил Ваалу, и поклонялся ему и прогневал Господа Бога Израилева». Династия Амврия (3 Ц. XVI, 22) обречена на гибель. Начинается ряд неудач и несчастий. Вслед за смертью Ахава Моавитяне сбрасывают с себя иго Израиля (4 Ц. I, 1). В древнее время, при Судьях ( Cyд. III, 12–14 ), они господствовали некоторое время над Израилем, но когда Давид, укрепляемый силою Божиею, создавал и собирал по смерти Саула сильное царство, тогда он: «поразил Моавитян... и сделались Моавитяне у Давида рабами, платящими дань» (2 Ц. VIII, 2). Когда произошло разделение царств, то Моавитяне сделались независимыми, но снова подпали под власть царства Израильского при Амврии, отце Ахава. Это явствует из известного в археологическом мире памятника царя Моавитского Месы 861 , который указывает, что Амврий (Омри) и сын его Ахав угнетали Моавитян в течение сорока лет. Очевидно, что памятник записывает восстание против Израиля и отложение от него при Охозии. Из 4 Ц. III» 4 мы узнаем, что «Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сту тысяч овец и по сту тысяч неостриженных баранов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 21:22 И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, Имя, написанное в скобках, Ахузаф невестоводитель, принадлежит к тексту семидесяти по нашему славянскому переводу, но не значится ни в переводе с еврейского митрополита Филарета, ни в Вульгете, ни в переводах Саси, Английской Библии, Лютера, О. Герлаха и др. Фихол, как говорит О. Герлах, означает «общие уста», т. е., по всей вероятности, докладчик всех просьб и жалоб. сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; Авраам посреди ханаанитских князей несомненно пользовался огромным влиянием и уважением. В отношении к нему лично и даже до третьего поколения его обещания Божии, изъяснённые в Быт. 12:2 , исполнялись совершенно. Он, пришлец в земле Ханаана, пользовался, как кочевой, всей землёй, не занятой под поселения, и, с одной стороны, являлся силой воинственной, которой искали союза и покровительства, как в Быт. 14 , а с другой – силой нравственной, с которой искали союза потому, «что Бог был с ним во всём, что он ни делал». Бог, о котором говорит царь герарский, как Бог царя салимского Мелхиседека, был Бог Элогим, незатемнённый ещё идолопоклонством, которое, если и начинало проявляться, может быть, в форме, указанной в Прем. 13:11–19 , или в форме амулетов и терафимов, не могло однако ещё затемнить понятия о Боге Творце, предание о котором было ещё свежо у народов, живших в Сирии и Палестине. Замечательно, что даже в Содоме и Гоморре не видно, чтобы существовало идолопоклонство (сравни вступление в Х главу). Быт. 21:23 и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. В Нав. 13:1–2 земля филистимлян отдаётся в наследие коленам Израиля; это бывшее владение царя герарского, с которым заключает ныне союз Авраам. По всей вероятности, когда земля эта отдана была племенам израильским, царство Авимелеха давно уже перестало существовать. Не забудем, что во время пребывания израильтян в Египте и в пустыне цари египетские совершали походы через Палестину в землю кхетов, доходя даже (как Тотмес III) до Месопотамии.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 21:24 И сказал Авраам: я клянусь. Быт. 21:25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Быт. 21:26 Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Быт. 21:27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. Надо полагать, что Авраам внёс в казну владетеля земли по обычаю за пользование землёю и, исполнив этот обычай, приступил к заключению договора и союза как равный с равным. Выше ( Быт. 21:25 ) он, вероятно, ссылаясь на прежний договор или на обычное право, указывал Авимелеху, что если он, Авраам, не отступает от этого права, то со стороны Авимелеха было нарушение его. Объяснение Авимелеха он счёл достаточным, так как тот не защищал незаконных действий слуг своих. Быт. 21:28 И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Быт. 21:29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц [ из стада овец], которых ты поставил особо? Быт. 21:30 [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Мы имеем перед собою любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало ещё письменности. Слова, произнесённые хотя при свидетелях, не считаются достаточными: передаваясь из уст в уста и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращён. Надобно укрепить договор действием, которое осталось бы в памяти. Число семь всегда считалось священным; не Авимелех Аврааму, а Авраам Авимелеху даёт семь агниц, как бы покупая навсегда тот колодезь, который он сам выкопал и который по обычному праву ему принадлежал. Принявший дар не мог сказать впоследствии, что он не помнит, чей колодезь, точно так же принятые семь агниц и в потомстве его служили напоминанием, что колодезь не принадлежал Авимелеху, а принадлежал заплатившему за него Аврааму. Быт. 21:31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись Беер-шава – колодезь клятвы. Из Быт. 26:18, 33 видно, что после Авраама колодцы, им выкопанные, были завалены филистимлянами и что Исаак снова отрывал их и давал им прежние имена (м. Филарет). Беер-шава, или Беер-шева, означает колодезь семи, ибо слово шева – семь принималось всегда таинственным священным числом (сравни Геродота III, 3; Гомера «Илиада», XIX, 243). Бир-ес-Себа, селение при колодцах в двадцати часах пути на юг от Хеврона, существовало ещё при блаж. Иерониме. Теперь, говорит Робинсон, видны развалины поселения, носящие это имя, при них находятся два колодца хорошей воды в долине или ложбине, называемой Вади-ес-Себа (Англ. Комм. Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 25:3 Иокшан родил Шеву, [Фемана] и Дедана. Сыны Дедана были: [Рагуил, Навдеил,] Ашурим, Летушим и Леюмим. Шева и Дедан, сыновья Раамы, внуки Хуша или Куфа, значатся в родословной таблице Х главы ( Быт. 10:7 ). Полагают, что между семитами и хамитами произошло смешение, и потому племена по происхождению хамитские дали имена свои родам семитским. «Жилище Шевы (говорит м. Филарет) должно было быть неподалёку от наватеев (Страбон, L, 16). От этого, по догадке Бохарта, савеи – хищники стад Иова ( Иов. 1:15 )». Наватеи, по Ленорману (Atlas d’histoire ancienne), было племя, происходившее от Амалика и кочевавшее к северу от Ецион-Гавера, или залива Еланитского (восточного залива Синайского полуострова). Остальные имена этого стиха совершенно неизвестны и, по всей вероятности, смешались с другими племенами Аравии. Попытки отождествить их с именами, упомянутыми у позднейших географов, были сделаны Кнобелем, Кнейлем и др. Быт. 25:4 Сыны Мадиана: Ефа, Ефер, Ханох, Авида и Елдага. То же самое надобно сказать и о сыновьях Мадиана. Ефа – в нашем славянском переводе Гефа или Гефар – упомянут у пророка Исайи ( Ис. 60:6 ) вместе с Мадианом: эти два племени изображены как везущие в Иерусалим золото и благовонные смолы из царства Шевы или Саабы (откуда приходила царица «южская» к Соломону). Все сии сыны Хеттуры. У Ленормана в его Manuel d’histoire ancienne (T. III, p. 244 Arabes) есть интересные указания об Амалика, египетских шазу, одною ветвию которых арабские предания считают Кетура – родовое название всех происшедших от Хеттуры. Быт. 25:5 И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Быт. 25:6 а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, на восток, в землю восточную. «Отослал сыновей наложниц от Исаака». Одарив их, Авраам отделил их от того, который был представителем избранного семени и который должен был наследовать один не только наследство отца, но и землю обетованную. Под именем земли восточной обыкновенно понимают Аравию, жители которой все вообще назывались Бене-Кедем – «сыновья востока» (Англ. Библия); так их называют Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 . Они впоследствии назывались по-арабски Шаркиин, т. е. восточными, из чего составилось слово Сарацины (митрополит Филарет).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 31:25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатер свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад. Быт. 31:26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня, и увел дочерей моих, как плененных оружием? Быт. 31:27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями; Конечно, говорит м. Филарет, так совершались церемониальные прощания, подобно как и торжественные встречи. Ср. 1Цар. 18:6 . Тимпан по-еврейски тоф – название, подражающее звуку тимпана, женщины употребляли этот инструмент, сопровождая звуки ликованием или пляскою. Гусли (род арфы) описаны Фл. Иосифом (Antiq. VII, 10). Быт. 31:28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал. Быт. 31:29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого. Быт. 31:30 Но пусть бы ты ушел, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, – зачем ты украл богов моих? Мы выше говорили, что Рахиль украла идолов, или терафимов, по всей вероятности, потому, что они были из драгоценного металла, и своенравная и нетерпеливая Рахиль хотела хоть этим способом получить часть отцовского наследства в свою собственность. Существует, впрочем, ещё мнение, что Рахиль сама верила в силу чарований и украла терафимов, чтобы лишить отца возможности вопросить их о направлении, принятом Иаковом в бегстве своём. Между тем жалоба Лавана «зачем ты украл богов моих» не показывает особого к этим божкам уважения и намекает на то, что они были, скорее, предметами суеверного почитания, чем поклонения. Мы склонны думать вместе с Лукрецием, что фетишизм была первая форма идолопоклонства. Древнейшие верования, говорит Бросс (см. его статью о фетишизме в Encyclop. Theol. de Migne Philosophie. T. III. Theodicée, art. Fetichisme), суть поклонение светилам и не менее древнее обожение различных предметов, называемых у африканских негров фетишами. Бросс (Brosse sur le Fetichisme) говорит, что если судить по аналогии о возникновении фетишизма в древние времена по подобному же поклонению фетишам в Африке, то нет сомнения, что в основаниях обожения лежало суеверие. Так, вследствие случайного совпадения появления на глаза какого-либо предмета с счастливым событием счастливый предмет становился фетишем. Везде между дикими фетишизм есть единственная форма религии, которая иногда не исключает понятия о высшем существе, но к которому никогда не обращаются с своими просьбами. К этим именно предметам обожения относятся и байтулии, или помазанные камни, как называет их Бохарт, lapides ungtos (см. комментарий к Быт. 28:19 ). Фетишизм же был религией древнейшего Египта, и обожение животных был остаток этого верования, облагороженного лишь впоследствии системою, созданною высшим слоем общества – жрецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 3 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Обличение грешников Бог начинает вопрошением: где ты? По замечанию Св. Амвросия (Lib. de Parad. XIV), Бог не спрашивает здесь Адама, в каком он месте, но – в каком состоянии? (Запис. на Кн. Бытия, стр. 98). Отто Герлах делает следующее замечание на всё последующее отделение текста: «Бог не хотел оставить человека в состоянии греховном, в котором он скоро уподобился бы зверям и сделался, быть может, их добычей. Указывая человеку на его преступление, угрожая ему наказанием, которого начало человек уже испытывает, и давая ему между тем в приговоре, произнесённым над змием, надежду избавления, Бог начинает искоренение зла, проникнувшего в сердце человека, исполнением заповеданного наказания будит Он в нём чувство вины и милостию своею возрождает в нём надежду победы и избавления» (Genesis С. III, Anth. II). Быт. 3 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. Нагота человека, открывшаяся ему после падения вследствие чувства бессилия воли, оторвавшейся от добра, есть первый признак его греховного состояния, который поражает его. Быт. 3 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Милосердие Вечного Судии выражается в этих словах, вызывающих на признание, на покаяние. Всеведущий Бог не указывает прямо на содеянный грех , он желает покаяния, он ещё медлит наказанием, чтобы пробудить в душе грешника сознание преступления. Быт. 3 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. Падшая душа не может вдруг подняться, первый грех ведёт за собой неблагодарность и укоризну: жена, которую Ты дал. Первый человек (и вместе с ним всё человечество) должен был пройти весь ряд постигших его несчастий и горя, исчерпать до дна чашу страдания, чтобы сделаться достойным обновления, совершённого над душой человека Иисусом Христом. Из этих немногих слов Адама мы видим, как глубоко пустило в душу его зло свои корни и как необходимо было обновить душу человека, дабы довести её до первого назначения жизни в Боге для добра, для истины, для прекрасного.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 3 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; Ева, возбуждённая словами диавола, взглянула на дерево, как будто видела его в первый раз; уклонившись от заповеди, она, вероятно, предавалась в это мгновение многочисленным похотям и стремлениям, которые помрачили её ум и заставили забыть всё, кроме достижения возбуждённого в ней желания. Она нашла древо прекрасным, но более всего овладела ею мысль, что оно вожделенно, потому что даёт знание». Автор Запис. на Кн. Бытия прекрасно говорит по этому случаю: «С уклонением от единства истины Божией во многочисленность собственных помыслов неразлучна множественность собственных желаний, не сосредоточенных в воле Божией». Действительно, человек, потеряв из виду путеводный маяк – слово Божие, теряет разумное сознание своих действий. Облечённый в тело, он подчиняется лишь требованиям его. Не сдержанный ничем, он, по-видимому, расширяет круг своего действия, но зато, лишившись опоры, делается бессильным против страстей. Ум его, потеряв разумную цель, теряет ясность и чистоту мысли. и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. Греховное действие, самоё вкушение плода, должно рассматриваться в связи с падением души, которая осквернилась неблагодарностью, возмущением, гордостью и не могла уже быть достойной блаженной жизни, ей предназначенной. Ещё важнее грех мужа, который слышал слово Божие из уст Творца и которого могла прельстить жена. Поэтому Апостол ( Рим. 5:12, 14, 19 ) ему одному приписывает грех , преступление, ослушание, жене же – прельщение ( 1Тим. 2:14 ). Быт. 3 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. «Глаза их действительно открылись, – говорит Отто Герлах, – как обещал им змий, но для того только, что увидеть, что, разорвав связь свою с Богом, они сделались рабами плоти; человек, желая быть абсолютно свободным и стать независимо от Бога между добром и злом, немедленно отдаётся во власть злу, оторвавшись от Бога и добра. Человек, имевший высшее назначение посредством познания и любви Божией быть свободным господином мира, теряет посредством непослушания своего власть над самим собою и не может даже управлять похотями плоти своей, а тем менее – властвовать над миром. Пока воля его управлялась заповедью Божией, до тех пор он не знал похоти чувственной, от которой бы он должен был воздерживаться, но как только он был предоставлен самому себе, он чувствует, что плотские вожделения овладевают им, что воля его бессильна и что наружный покров необходим, чтобы удалить из виду предмет вожделения. Это-то и есть источник чувства стыда, которое указывает, что начало его – грех» (Genesis cap. III, S. 7, Anm. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В главе IV, 1, 13 –14 Екклезиаста есть замечательные намеки на угнетения и на восстание юноши, который из темницы выйдет на царство, хотя родился бедным; а в главе VII 26-указание, что «горче смерти женщина, потому что она сеть». Не без основания предполагают на основании цитируемых мест и некоторых других, что Екклезиаст был начертываем Соломоном во дни покаяния, когда он уразумел, до какого греха и падения довели его языческие жены его. В это-то время «Ахий Силомлянин» объявляет волю Божию Иеровоаму, а Господь последний раз открывается Соломону, чтобы обличить его и объявить ему имеющее постигнуть его наказание 712 . На горизонте появляется уже «бедный юноша» ( Ekkл. IV, 13–14 ). которому Господь отдает десять из двенадцати колен Израилевых, оставляя сыну Соломона, – и лишь в воспоминание Давида, – одно полное колено Иудино с частью племени Вениамина 713 . Соломон, начертывая Екклезиаст, знал об угнетениях, которым подвергался народ, Богом ему вверенный, и скорбел сам об этом, как по нашему мнению доказывает первый стих главы IV-й: но к несчастью его он по-видимому уже погряз в гаремной жизни, перестал наблюдать за действиями своих управителей и никого не допускал к себе кроме приближенных льстецов и князей, грабивших народ его именем 714 . Прошло то время, когда он сам судил народ свой и «жили Иуда и Израиль покойно» (3 Ц. III, 16–28; IV, 20, 25). Напротив, судя по словам сына его Ровоама, в последние годы Соломона народ был понуждаем к тяжким работам: «Отец мой наложил на вас тяжкое иго... отец мой наказывал вас бичами» (3 Ц. XII, 14). А Екклезиаст (IV, 1) говорит: «И обратился я, и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их сила, а утешителя у них нет». Очевидно, что говоря об угнетающих во множественном числе, Соломон разумеет правителей народа и начальников и приставников, злоупотреблявших своею властью, а под именем утешителя разумеет царя, т.е. самого себя, не исполняющего своих обязанностей, ослабевшего, опутанного кругом сетями своих приближенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010