Арабы захватили полуостров Кизик в Мраморном море, который стал их морской базой. Попутно арабы оккупировали остров Крит. Однако и Константин Погонат не сидел сложа руки. Он сумел организовать флот, довольно успешно отражавший атаки арабских флотилий. Семь лет (!) длились морские сражения, следствием которых стало отступление арабов от стен греческой столицы – несомненный успех византийцев. Несмотря на явный перевес в силах, мусульмане ничего не могли сделать с византийцами, у которых к тому времени образовалось тайное, страшное и очень эффективное оружие – «греческий огонь». Его изобретателем стал некий Калинник – сирийский грек, бежавший от арабов в Константинополь. Тонкость его использования заключалась в том, что «греческий огонь» нельзя было потушить водой, и арабские суда горели, как спичечные коробки. Наиболее удачным для греков стал 678 г., когда все попытки арабов овладеть Константинополем завершились для них тяжёлыми потерями 744 . После этого поражения арабы начали отступление, причём их флот на обратном пути попал в бурю и затонул. А остатки арабских отрядов были почти полностью истреблены византийцами в сухопутных сражениях. Рассказывают, что только при отступлении потери арабов достигали 30 тыс. воинов 745 . Последующими историками даётся очень высокая оценка действий молодого царя, возможно, иногда даже преувеличенная. Например, такая: «Если бы магометане завладели тогда Константинополем, то греческий народ подвергся бы опасности быть стёртым с лица земли, да и для истории всего человечества это было бы роковым событием. Если бы магометане захватили бы тогда этот оплот христианства на Востоке, то ничто более не помешало бы дальнейшему распространению магометанского владычества в Европе. Ни слабые славяне, ни разделённые и враждебные между собой германцы, ни франки. Западные историки приписывают обыкновенно спасение Европы от магометанства победе Карла Мартелла в 732 г., но они забывают, что за 60 лет до этого опасность грозила Европе с другой стороны. И опасность эта отвращена ничем иным, как мужественною, терпеливою и искусной обороной, какую противопоставили византийские христиане полчищам и кораблям арабским» 746 . Здесь можно спорить о деталях, но не о самом событии в целостной его оценке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заготовка судов производилась в Триполи на финикийском берегу. Два местных жителя, родные братья, пылая ревностью по Боге, неожиданно напали на три-польскую темницу, в которой содержалось много пленных ромэев, взломали ворота и освободили заключенных. Затем они убили правителя города и его арабский гарнизон и предали огню весь приготовленный для похода запас; сами же спаслись бегством в византийские области. Но арабы не оставили своего намерения. Моавия, отправившись походом на Кесарию Каппадокийскую, поручил выполнение морского предприятия Авулафару, назначив его адмиралом флота. Он пошел по берегам Ликии, где находился в то время царь Констант, и вступил с ним в сражение. Несмотря на дурной сон, предвещавший поражение, император вступил с арабами в сражение и потерпел сильное поражение Он неминуемо попался бы в плен, если бы не надел одежду простого матроса и не перешел в другой корабль. Таковы были первые столкновения с арабами на море. Дальнейшие успехи их приостановлены были последовавшими в калифате смутами по смерти Османа и борьбой из-за власти. В 659/60 г. Констант заключил с арабами мир, причем калиф обязался платить дань . С переходом власти калифа к Моавии (661) притязания на обладание морем и опустошительные набеги на приморские области Византии снова входят в систему арабской политики. Сухопутные набеги на внутренние города и опустошения приморских мест ставили империю в чрезвычайно тяжелое положение, т. к. лишали культурные области Малой Азии постоянного оседлого населения, с которого собирались подати и шла воинская повинность. С этого времени входит в политику императоров обычай заселять пустопорожние места на Востоке славянскими колонистами, переводимыми из областей Балканского полуострова, и частью переселенцами из Армении, чем придана была малоазийским провинциям новая сила, поднявшая экономические средства и военную силу империи. В 668 г. со вступлением на престол Константина IV Погоната Моавия возложил на своего сына Иезида осуществление главных своих планов насчет империи.

http://sedmitza.ru/lib/text/442829/

Икосы Акафиста Божией Матери решительно ничего не говорят относительно времени его происхождения; это скорее можно найти в кондаке: он, в качестве вступления, вместе с эпилогом находится в полной гармонии с оригинальным синаксарем Акафиста. По кондаку город, «как избавленный от бед», которые постигли его при Ираклии, Погонате и Льве Исавре, возносит к Богородице, своей «военачальнице», песни «победные и благодарственные». В том же самом Кондаке, непосредственно после благодарения, город просит Богородицу, «как имеющую державу непреоборимую, освободить его от всяких напастей», где и разумеются современные опасности. Таким образом, двоякая цель праздника похвалы Божией Матери, различаемая в синаксаре, явна и в самом кондаке, хотя в кратких выражениях: так, первая его половина разъясняет первую половину синаксаря: воздается благодарность за освобождеше города от прежних опасностей; другая же половина разъясняет вторую цель синаксаря: общее моление об избавлении города κ παντοων κινδνων, которые будут не что иное, как страхи, трепеты, смятения, битвы и войны синаксаря. Тоже самое тягостное положение рисуется и в эпилоге песнопения: «О всепетая Матерь, родившая святейшее всех святых слово! Приняв нынешнее приношение, избавь от всякой беды всех, и спаси от будущего мучения». III. Четвертая осада Константинополя при царе Михаиле III и патриархе Фотии от Руси (860 год). – Исторические свидетельства о ней. – Точная характеристика события в двух беседах патриарха Фотия: ες τν φοδον τν Ρς. – Содержание первой беседы. – Взаимное сходство Акафиста, первоначального синаксаря и первой беседы патриарха в существенных чертах. Общее заключение: установление Акафиста не имеет в виду одной определенной осады города. – Переходность праздника похвалы Божией Матери и его принадлежность постному периоду в связи с его происхождением при патриархе Фотии. Так как само песнопение Акафиста Божией Матери гармонирует по духу с первоначальным синаксарем, пора нам определить время, как установления праздника, так и составления самого песнопения Акафиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

Прежде всего: был ли другой какой-нибудь случай, когда Константинополь подвергался «различным опасностям», подобным как при Ираклии, Константине Погонате и Льве Исавре? Если справиться в хрониках, то узнаем, что нехристианская и варварская осада позднейшая эпохи Льва, но и наиболее грозная и опасная происходила в 860 г. от нашествия на Константинополь пока нехристианизованных Руси (Ρς). Хотя хронографы и описывают нам случившееся при осаде чудо Богородицы, однако раз возникшее и постепенно укоренившееся извращение истины побудило историков не ставить этой осады в связь с вопросом об Акафисте. Время нашествия Руси точно определяет найденная в Брюсселе Σνοψις χρονικ следующими словами: «Михаил, сын Феофила, со своей матерью Феодорой (царствовал) года 4 и сам один лет 10 и с Василием год 1 и 4 месяца. В его царствование, 18-го 1 июня месяца, индикта 8-го, 6368 года (=860 г.), в 5-ом году его власти наступили Русь на двухстах ладьях; но они молитвами всехвальной Богородицы были завоеваны христианами и окончательно побеждены и исчезли». (Μιχαλ υς Θεοφλου σν τ μητρ ατου Θεοδρα: τη δ» κα μνος τη , κα σν Βασιλεω τος ν, μνας δ». π τς ατου βασιλεας μην ουνφ η» η», τους ‚ςτξ, τ ε´ τει τς πικρατεας ατο λθον Ρς σν ναυσ διακοσαις, ο δι πρεσβειν τς πανυμντου Θεοτκου κατεκυριεθησαν π τν χριστιανν κα κατ κρτος ττθησν τε κα φανσθησαν) 53 . Продолжатель хроники Феофана, имея в виду тот же самый 860 год, пишет: «С этих пор угнетало Ромеев нашествие Руси (народ же они скифский, дикий и грубый), который сжигал Понт и Черное море и самый Город окружал во время, когда Михаил отправился в поход против Исмаилитов; но они, подвергшись гневу Божию, возвратились к себе, как только Фотий, управляющий церковью, умилостивил Бога. Немного времени спустя посольство их прибыло в Царьград с просьбою сделать их (Русь) участниками в святом крещении, что и было исполнено». (’Εντεθεν γον τ μν τν «Ρωμαων τν »Ρς κκου πιδρομ (θνος δ οτοι Σκυθικν, νμερν τε κα γροκον) τν τε Πντον ατν, ο μν κα τν Εξεινον, κατεπμπρα κα ατν τν Πλιν περιεστοχιζεν, τηνικατα το Μιχαλ κατ Ισμαηλιτν κστρατεοντος πλν λλ’ κενοι μν ττε θεας μφορηθντες ργς, Φωτου τ θεον ξιλεωσαμνου, το τς ’Εκκλησας τς οακας χοντος, οκαδε κπεπρευντο κα μετ ο πολ πλιν τν βασιλεουσαν πρεσβεα ατν κατελμβανεν το θεου βαπτσματος ν μετοχ γενσθαι ατους λιτανεουσα κα γγονεν) 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

В 672 г. пала Смирна, а другая часть арабского флота заняла берега Ликии и Киликии. Осада столицы началась в 674 г. и длилась до 678 г. Город осаждала бесчисленная арабская флотилия, построенная калифом Моавией. Но попытки арабов штурмовать самую мощную крепость мира окончились провалом. Во время этой осады византийцами был впервые применен так называемый “греческий огонь” — напалм своего времени, формула которого до сих пор остается тайной (скорее всего он состоял из нефти и чего-то типа пороха). При помощи так называемого “сифона” его перебрасывали на неприятельские корабли, а потушить его было очень трудно. К 678 г. арабский флот был разгромлен, и остатки его бесславно убрались из византийских вод. На обратном пути они был рассеяны и практически уничтожены штормом. В то же самое время арабская армия была разгромлена византийцами в Малой Азии. Арабы вынуждены были заключить 30-летний мир с Византией. По условиям договора вся Малая Азия оставалась за Империей. Более того, арабы согласились ежегодно выплачивать императору 3 тысячи золотых и возвращать по 50 пленников и 50 коней. Победа над арабами произвела глубокое впечатление на всех соседей Византии. Аварский хан и славянские племенные вожди послали представителей к императору, прося его дружбы и покровительства и признавая его владычество. Трудно переоценить всю важность победы византийцев в 678 г. Впервые было остановлено победоносное шествие ислама. Эта судьбоносная для всей мировой истории победа вкупе с победой императора Льва III в 718 г. под Константинополем и победой Карла Мартелла в 732 г. под Пуатье остановила арабов на подступах к Европе и спасла христианскую цивилизацию. Но из всех этих трех побед победа Константина IV Погоната была первой и самой важной. Все силы арабов были направлены на овладение Константинополем, который был последней дамбой, сдерживавшей мусульманский потоп. Константинополь выстоял, и не только Византийская империя, но и вся европейская цивилизация были спасены. Зато на Балканах возникли новые проблемы из-за вторжения туда тюркского народа болгар.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Инок, воин и шут. Кинчев на сцене — шут. Он сам так себя называет. Но стоит-то он на том же рубеже, что и воины и иноки Руси. Он тоже защищает Русское Православие, Светлую Русь. И при слове инок он кланяется, высказывая тем свое свое почтение к монахам — в том числе и к тем, которые его клеймят «сатанинским отродьем». Ругань как подарок к юбилею «Всё-ли можно воцерковить?» — ставит вопрос в своей статье Людмила Ильюнина ( . Нагим ходил по московским морозам Василий Блаженный. Кстати, Людмила Ильюнина в своей статье упоминает, что на кинчевский концерт надо было пробираться по мокрому снегу. Могу свидетельствовать: в зале было прохладно, сквозняки были преизрядные. Так что с «голым торсом» Кинчев стоял отнюдь не ради своего удовольствия. Работа у него такая. Если бы с его обращением поменялось всё — всё в его творчестве, и знаменные распевы заменили бы рок-аккорды, а стилизованный кафтан прикрыл бы его татуировки — то он потерял бы всю свою аудиторию. А, значит, и все свои миссионерские возможности. Человек выставляет себя на сквозняки (и в буквальном смысле, и в переносном) ради людей, а не ради «ячества». Вообще одежда миссионера — особый и интересный вопрос. При разговоре о том, «како надлежит одеватися христианину», я вспоминаю ехидные слова христианского и гонимого писателя третьего века Тертуллиана, которыми он начинает свой трактат «О плаще»: «Мужи карфагеняне! Я радуюсь, что вы столь процветаете во времена, когда имеется приятная возможность обращать внимание на одежду. Ибо это — досуг мира и благополучия. Благо снисходит от властей и от небес». К одежде Тертуллиана в ту пору цеплялись все: христиан раздражал его плащ (форменная одежда профессиональных философов, которые в ту пору были, конечно, язычниками и врагами Церкви), а обычных язычников — то, что римскую тогу он променял на греческую одежду. Спустя сто лет такая же проблема возникла у константинопольского философа Ирона, из школы киников обратившегося в христианство. «Форма одежды» у учителей философии не поменялась: плащ киника и неостриженные длинные волосы. Поскольку в большинстве своем философы были язычниками и преподавали учения античных (то есть языческих) мыслителей, то естественно, что для христиан четвертого века встретить человека с длинными волосами в церкви было столь же подозрительно и необычно, как в конце 80-х годов встретить там же человека с голубыми гэбистскими погонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

Несколько бывших вольноопределяющихся — георгиевских кавалеров с фронта — и я, как военный моряк, были сразу же приняты в кадетскую компанию. В первый же день приема в училище мы получили юнкерскую форму с погонами Константиновского артиллерийского училища и были разбиты по отделениям двух батарей. С б часов утра следующего дня началась размеренная, утомительная, здоровая жизнь военного училища. Кадеты принесли в училище свои традиции и навыки своеобразной военной бурсы. Эта военная молодежь не блистала, в большинстве своем, широким научным кругозором, но морально и физически она была гораздо здоровее, нежели молодежь многих гражданских столичных учебных заведений. Традиционного юнкерского «цука» со стороны старшего 10-го курса мы не испытывали, так как 10й курс был не кадетский, а студенческий, и назначенные в нашу батарею фельдфебели и взводные унтер-офицеры были все бывшие студенты, главным образом высших технических учебных заведений, и многие из них — фронтовики. Это была интеллигентная, культурная молодежь, которой школа войны придала еще лучшую шлифовку. Однако эти старшие юнкера 10-го курса, говорившие друг другу «вы» или даже «коллега», не признающие ни училищного «цука», ни старых традиций «Дворянского полка», ни старых юнкерских песен, не пользовались у новых молодых юнкеров из кадетов большим уважением. Их терпели за их портупейские, унтер-офицерские погоны, темляки, а у иных и георгиевские крестики с фронта . Кроме того, эти старшие юнкера-«коллеги» как-то признавали революцию или пытались ее оправдывать. Спорить с ними было невозможно, так как политический горизонт был в данном случае слишком различен. Кадеты отрицали и ненавидели революцию все как один, но не любили разговаривать на политические темы. Отрицание революции считалось аксиомой, не требующей разъяснения или доказательств. И если даже чувствовали в глубине души, что старший юнкер прав, в их глазах он все же оставался «сугубым, убогим шпаком», а такое существо никогда и ни в чем не могло быть правым и могло заслуживать лишь жалость и презрение к своей «убогости».

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

26 февраля 1918 года армия генерала Корнилова, с трехцветным национальным флагом впереди, двинулась через задонские станицы, держа направление на Ставрополье; за ней тянулся, обременяющий все ее маневры, обоз раненых и гражданских лиц. Этот день — 26 февраля — надо считать первым днем Первого кубанского, генерала Корнилова, похода. Юнкерская Первая батарея, несмотря на большие потери и испытания во время «рейдов» есаула Чернецова и боев на таганрогском направлении, под начальством подполковника Миончинского, оказалась в блестящем порядке. Юнкера были бодры и веселы. Боевая страда на Дону их закалила и спаяла в единую семью. Внешний вид юнкеров изменился. Юнкерские шинели сохранились не у всех, у кого порвались, у кого пропали. Преобладали овчинные казачьи или солдатские полушубки, у кого-то были и простые солдатские теплые куртки. Головные уборы были также различные, большей частью армейские или казачьи папахи. Шпор не было почти ни у кого. Ремни порвались и шпоры утонули в жидкой грязи. Шашки сохранились только у разведчиков, остальные побросали их за ненадобностью. Шашку заменила винтовка или карабин. Обувь была у большинства изношенная или новая солдатская. Но самое существенное изменение у юнкеров заключалось в исчезновении любимых юнкерских галунных погон с великокняжескими вензелями — «М» и «К». 26 февраля 1918 года все юнкера Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ были произведены приказом генерала Корнилова, ставшего главнокомандующим, в прапорщики. В тот же день юнкерские погоны были сняты и так как офицерских галунных достать было, конечно, невозможно, на солдатских суконных погонах химическим карандашом проводили по середине погона черту и рисовали звездочку. Впрочем, весь Кубанский поход все старшие офицеры продолжали считать нас за юнкеров и командовали как батарейными солдатами. Школа была тяжелая, но люди, ее прошедшие, действительно получили боевую закалку. Новые прапорщики — офицеры «Первого легкого артиллерийского дивизиона» — как была переименована Юнкерская батарея, все, без исключения, были на должностях солдат: «номера», ездовые, фейерверкеры, разведчики, телефонисты, пулеметчики.

http://azbyka.ru/fiction/poslednie-yunke...

- Топонимика - важное, но всё-таки частное направление деятельности Общества, которое Вы возглавляете... - Это - важная часть нашей главной задачи - реабилитации памяти о России до 1917 года. Мы должны ликвидировать лакуны в знании о нашем прошлом, развеять многие исторические мифы. С этим надо бороться с не меньшим энтузиазмом, чем, к примеру, «Антидиффамационная лига» борется с антисемитизмом во всем мире. Мы должны считать русофобией всякую наглую ложь о нашей русской истории. - Важное место в современных дискуссиях в патриотической среде занимает фигура Иосифа Сталина. Каково Ваше отношение к нему? - Надо признать, что Сталин был частью русофобской и антинациональной власти после 1917 года. Кто хоть сколько-то знаком с историей, с этим не станет спорить. Но дальше был период, когда о Сталине принято говорить, как о лидере, возвратившем Великую Родину. Это произошло после того, как он в 1937-38 годах расстрелял и посадил всех старых большевиков, стал авторитарным правителем. И вот, говорят нам, надо ценить Сталина именно по этому периоду. Но даже если судить Сталина по этому периоду, то надо помнить, что был 1941 год, когда мы оказались, не подготовлены к войне. Кто в тот момент мешал Иосифу Виссарионовичу командовать страной так, чтобы мы могли теперь превозносить его до небес? А ведь Государь Император, как мы помним, не пустил фронт дальше западных губерний, Польши и Прибалтики. Но при этом мы говорим, что Сталин был великим руководителем с сильной рукой, а Император Николай II, мол, не справлялся?! Почему Сталин вынужден был обратиться к России в 1943 году, когда он восстановил Патриаршество, когда начали открываться храмы, когда вернули погоны в армии? Говорят о каком-то его великом замысле. Но ведь храмы стали открывать во многом потому, что это стали делать немцы на оккупированных территориях. Стало слишком очевидным, что здесь закрыты, а там открыты. Далее, вернули погоны для кого? Все очень просто - средний возраст солдата Победы был 38 лет. С января 1942 года в армию были призваны старшие возраста, а старшие возраста все были с крестиками, о чем нам рассказывают поисковики. Они выросли в дореволюционное время. Для них офицер - это офицер с погонами. Они не были в пионерах в 30-е годы, не бегали за комиссарами и не могли их уважать. Вот, собственно говоря, чем были продиктованы эти судьбоносные решения Сталина.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/11/...

Конная статуя Марка Аврелия сохранилась в Риме потому, что не попалась василевсу на глаза. Бесценные сокровища эти были впоследствии утрачены – после гибели Константа II арабы овладели Сиракузами и все наворованное либо уничтожили, либо продали на Восток, вплоть до Индии. Ограбив Рим, император осадил Беневент, но неудачно, и отступил, потеряв много войска. Планы Константа II устроить из Сиракуз столицу не увенчались успехом – византийцы не отпустили из Константинополя к нему даже жену и сыновей. Пока он жил на Сицилии, арабы, устранив внутренние разногласия (победу в войне за халифат одержал Моавия), вновь обратились к завоеваниям. В 665 г. военачальник Моавии Окба-ибн-Нафи начал завоевывать африканские владения империи, изгнав карфагенского экзарха. Василевс не пожелал возвратиться в столицу даже перед лицом нового вторжения мусульман. 15 июля (или сентября) 668 г., когда император во время купания намыливал себе волосы «галльским мылом», некто Андрей, сын Троила, ударил его шайкой в голову и скрылся, а оглушенный Констант II сполз в воду и захлебнулся. Тело Константа было отправлено туда, куда он так не хотел ехать при жизни – в Константинополь. Основными событиями правления Погоната стали войны. Около 670 г. арабская конница подошла к Халкидону, а флот – к Золотому Рогу, но так как поход не имел должной подготовки, попытка овладеть Константинополем арабам не удалась. Однако они смогли закрепиться на полуострове Кизик (670) и взять Смирну (672). С лета 674 г. начались яростные атаки сарацинского флота на Константинополь. Четыре лета подряд неприятельские корабли, использовавшие Кизик в качестве плацдарма, выходили в Пропонтиду и устремлялись к столице ромеев. Однако военные действия арабов завершились для них полным разгромом, чему немало способствовало одно изобретение: сирийский архитектор Каллиник, перебравшийся к единоверцам (ок. 673), подарил Византии секрет самого мощного до появления пороха оружия – «греческого огня» 55 . Его состав окончательно не разгадан до сих пор, но в число ингредиентов входили, по-видимому, нефть, сера, селитра, смола (канифоль), негашёная известь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010