Наша с юным Царем и Царицей любовь Вновь скрепляет священные узы… И хоть Русь велика, но на ней уголка –172(4)- Не найдется сегодня такого, Где народ всей душой за Царя со семьей Не вознес бы моления Богу! Где, со светлым лицом, он свой царственный дом Не почтил, в день венчанья ликуя! Где, заботы забыв, всё в любовный порыв Чувства сердца не слил, торжествуя! Д. Попов К.М. Чин священного коронования: (Исторический очерк образования чина)//Богословский вестник 1896. Т. 2. 5. С. 173–196 (2-я пагин.). (Окончание.) 686 —173— 2 . Чин коронования на Руси Доселе с определенностью не установлена хронологическая дата появления царского венчания на Руси. Сохранившиеся литературные памятники, единогласно выводя его из Византии, в то же время дают разноречивые хронологические показания. Одна группа памятников указывает первовенчанного русского князя в великом князе Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113–1125), другая приписывает первовенчание великому князю Владимиру Святому (Святославичу 972–1015). Разница значительная, на целое столетие. Мы по достоинству оценим эту разницу, если примем во внимание, что конец X в. и начало XI в., как мы видели, в Византии является переходным моментом для чина коронования: в этот период чин вступает в новую стадию развития. Очевидно, что для правильного освещения истории русского коронационного чина, стоявшей в зависимости от византийского, не безразлично будет, станем ли мы начало венчания на Руси возводить к X в. или относить к началу XII века. Неизбежно, таким образом, требуется более или менее определенное решение вопроса о том, какое из двух хронологических показаний достовернее. Пользовалось широкою распространенностью сказание «О поставлении Великих Князей Российских на великое княжение святыми Бармами и Царским Венцем, откуду бе, —174— и како начата ставитися». Вот его содержание: «В лето 6722 (1114) бысть князь Великий Владимир Всеволодович, рекомый Мономах… Той бо Мономах прозвася от таковыя вины. Егда сяде в Киеве на великое княжение, начат совет творити со князи и с бояры и с вельможи, глаголя тако: Еда аз мал есмь, иже прежде мене царствовавших?… Якоже князь великий Олег взял с Царяграда велию дань и здрав возвратися во свояси; а потом князь великий Всеслав Игоревич взял на Константине граде тяжчайшую дань… и ныне убо ищу совета: и кий совет ми воздаете? Отвещаша же князи и бояре и воеводы его: мы есмы все раби твои под твоею паствою и властию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известие о мятеже сильно испугало Мономаха, и он попытался уладить дело миром. Царь убеждал Маниака сложить оружие, обещав тому личную неприкосновенность и пышные титулы, но Георгий не поверил этим обещаниям. Тогда в Фессалонику было направлено царское войско под командованием евнуха Стефана Севастофора. В завязавшейся битве успех был на стороне армии Маниака, который храбро сражался в первых рядах. Неизвестно, чем бы закончилась новая апостасия, но шальная стрела поразила Маниака в бок. Он упал с лошади, и солдаты из царской армии добили его. Мятежная армия сложила оружие, а победитель Стефан триумфально вошел в Константинополь. Правда, через 5 месяцев он был также арестован по подозрению в новом заговоре: рассказывали, будто полководец пытался поставить на царство стратига Мелитины Льва Лампроса. В июле 1043 г. евнух был пострижен в монахи и сослан, а несчастного Льва Лампроса ослепили. Так и осталось неясным, насколько обвинение было обоснованным. Как отмечают летописцы, пышно отпраздновав победу, император вынес для себя урок и стал жить гораздо более скромной жизнью, чем раньше. Хотя, конечно, возраст царя по-прежнему не позволял ему заниматься государственными делами, как того требовало время. Отстранение Маниака от командования итальянскими войсками вскоре привело к закономерному результату. Политическая карта Италии резко изменилась: теперь уже совершенно угасла идея о лангобардской автономии, поскольку отныне в Апулии и Кампании утвердились норманны. Северные воины получили прекрасный плацдарм для своих последующих наступлений в Италии. Полуостров окончательно ушел из-под власти Византийского императора, о чем, правда, никто еще не знал 812 . Но самый большой заговор случился в 1047 г., когда патрикий и вест Лев Торник, род которого вел свое начало от армянских князей, возглавил недовольных аристократов Македонии, желавших вернуть утраченное влияние при дворце. Вследствие неясных причин император Константин Мономах давно недолюбливал Торника, а потом окончательно рассорился с ним. У царя были две сестры – Елена и Еврепия, и обеих он не ставил ни во что. Но если первая сестра старалась не надоедать царственному брату, то Еврепия, дерзкая по натуре, частенько являлась к Мономаху и выговаривала всяческие неприятные слова. Узнав, что василевс не благоволит к Торнику, она специально приблизила того к себе, дав повод для всевозможных догадок и сплетен. Лев и Еврепия настолько надоели императору, что он просто сослал Льва на периферию, откуда вскоре пришли вести, будто Торник задумал поднять апостасию. Недолго думая Мономах направил в Адрианополь своего сановника с приказом постричь Льва в монахи, и тогда Торник действительно решился на мятеж 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2886 Император Константин Дука своей новеллой гарантировал лишь интересы казны от злоупотреблений правом предпочтения, когда и имущество мужа выдаваемо было за женино приданое; он постановил, что голословное заявление не должно иметь силы и что только то имущество, которое поименовано в брачном контракте, считается приданым. См.: Zachar., III, 326. 2889 Хониат, рус., 369. Кроме доморощенных искусников, жадные до зрелиш византийцы временами имели удовольствие видеть и заезжих. Особенно тщательно описывается у историка случай при Андронике Палеологе Старшем. В это время пришли в Византию 20 человек акробатов, выходцев из Египта, и показали чудеса ловкости: исполняли разнообразные упражнения на туго натянутом канате на несущейся вскачь лошади, выделывали всевозможные фокусы. Как смелы и рискованны были их экзерсисы, видно из того, что из Египта вышло этих фокусников 40 человек, из них половина расшиблись до смерти в разных местах по дороге, где они показывали свое искусство; из 20 прибывших в Византию не все кончили благополучно, – некоторые оборвались с каната и на глазах византийской публики расшиблись до смерти. См.: Григора, рус., 343–345. 2891 Так, на одном из представлений Феодора и Евпрепия (свояченица и сестра императора Константина Мономаха) высказали неудовольствие по поводу пощады императором злоумышленника, посягавшего на его жизнь, и тот после того был отправлен в ссылку. См.: Psell., IV, 176. 2892 Эта игра, как и ристалища, была очень любима при дворе Оммайядов в Дамаске и называлась saulagan. См.: Goeje. Fragmenta historicorum arabicorum, I, 114; Cremer, I, 142. 2893 Ducange. Histoire de St. Louis par Joinville, diss. 8: de 1’exercise de la Chicane et du jeu de paume a Cheval//Glossar. med. et inf. graec. sub. v. Tchukanisterion. 2894 Известно, что Мануил I едва не был убит при падении с лошади во время цукана, а в XIII в. Иоанн I Акзух (Трапезунтский) умер от ушиба, полученного при падении. 2895 Когда у одного из любимцев Константина Мономаха такая лошадь, пропавшая было, нашлась, он в порыве радости не постеснялся ночью разбудить императора, чтобы сообщить ему приятное известие. См.: Psell., IV, 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Несмотря, однако же, на неблагоприятные условия, из среды предста. вителей Церкви выступали поборники благочестия, у которых чувство долга и сознание ответственности перед Богом брали перевес над житейским расчетом и страхом перед сильными мира сего, которые бестрепетно возвышали голос с обличением и вразумлением. Константинопольские патриархи, не все конечно, но лучшие из них, подавали в этом отношении пример подведомому духовенству. Они брали на себя нелегкий труд исправления царских нравов, когда цари предавались невоздержности, нарушали брачные узы, попирали договоры и клятвы. При Константине Мономахе такой труд нес знаменитый патриарх Михаил Керулларий, Невоздержность Мономаха, его легкомысленное отношение к договорам служили предметом частых обличений патриарха; несмотря на недовольство императора, он, бывало, учащал свои визиты во дворец и заводил речь об одном и том же до тех пор, пока наконец император не сдавался В 1047 году против Константина Мономаха поднял мятеж его родственник Лев Торник. Когда мятеж был подавлен и все стали покидать Торника, он с одним из сохранивших верность сподвижников, Иоанном Ватацей, искал спасения в храме. Им от имени царя дано было клятвенное •обещание, что на личность их не сделано будет никакого посягательства. Они тогда сдались и были приведены в Византию. При виде их в Мономахе забушевала ненависть и он велел их ослепить, что и было исполнено. Керулларий, получив известие, что император, забыв договор и клятву, отдал такой постыдный приказ, поспешил на помощь обманутым. Торника и Ватацу ему не удалось спасти от ослепления, однако же его укоры и угрозы подействовали на императора, и многие другие мятежники были пощажены. 2956 Так вел себя этот патриарх, доблестный защитник православной истины и христианской нравственности, несмотря на то, что он понимал, к чему его смелость может повести. Впоследствии он сделался жертвой своей отваги и непоколебимости. Когда он выступил с обличением против Исаака Комнина по поводу секуляризации церковных и монастырских имуществ, грозил при этом императору даже епитимьей, 2957 то был низвергнут с престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Не смотря однако ж на неблагоприятные условия, из среды представителей церкви выступали поборники благочестия, у которых чувство долга и сознание ответственности пред Богом брали перевес над житейским расчетом и страхом пред сильными мира, которые бестрепетно возвышали голос с обличением и вразумлением. Константинопольские патриархи, не все конечно, во лучшие из них, подавали в этом отношении пример подведомому духовенству. Они брали на себя нелегкий труд исправления царских нравов, когда цари предавались невоздержности, нарушали брачные узы, попирали договоры и клятвы. При Константине Мономахе такой труд нес знаменитый патриарх Михаил Керулларий. Невоздержность Мономаха, его легкомысленное отношение к договорам служили предметом частых обличений патриарха; несмотря на недовольство императора, он бывало учащал свои визиты во дворец и заводил речь об одном и том же до тех пор, пока наконец император не сдавался. В 1047 году против Константина Мономаха поднял мятеж его родственник Лев Торник. Когда мятеж был подавлен и все стали покидать Торника, он с одним из сохранивших верность сподвижников Иоанном Вататцей искал спасения в храме. Им от имени царя дано было клятвенное обещание, что на личность их не сделано будет никакого посягательства. Они тогда сдались и были приведены в Византию. При виде их в Мономахе забушевала ненависть и он велел их ослепить, что и было исполнено. Керулларий, получив известие, что император, забыв договор и клятву, отдал такой постыдный приказ, поспешил на помощь обманутым. Торника и Вататцу ему не удалось спасти от ослепления, однако ж его укоры и угрозы подействовали на императора, и многие другие мятежники были пощажены 113 . Так вел себя этот патриарх, доблестный защитник православной истины и христианской нравственности, несмотря на то, что он понимал, к чему его смелость может повести. Впоследствии он сделался жертвою своей отваги и непоколебимости. Когда он выступил с обличением против Исаака Комнина по поводу секуляризации церковных и монастырских имуществ, грозил при этом императору даже епитимией то был низвергнут с престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

При этом не следует забывать, что в документах Константинопольской патриархии еще с середины XIV в. на официальном уровне были закреплены специальные хоронимы для отличия между собой разных частей Руси: «Великая Русь» и «Малая Русь» (в то время совокупность этих частей понималась как «вся Русь»). К концу XVI в. и в XVII в., несмотря на некоторое беспорядочное употребление данных топонимов, их официальное значение сохранялось. Во времена учреждения Московского патриархата эти топонимы продолжали играть роль официальных обозначений основных частей бывшего Древнерусского государства. Так, название «Великая Россия» достаточно прочно связывается с Московским царством, особенно со времен Ивана Грозного, в царском титуле которого оно закрепляется официально согласно изданной в 1560 г. патриархом Иоасафом II грамоте . При этом важно отметить, что у русских московских авторов XV–XVI вв. под «Великой Россией» часто подразумевалось Древнерусское государство. На это указывает одинаковое применение данного топонима и по отношению к державе великого князя Владимира, и к государству московских князей в литературе указанного периода. Так, несостоявшийся Киевский митрополит Спиридон Савва в начале XVI в. составил послание , в котором изложил сказание о происхождении династии Рюриковичей от рода римского императора Августа . В этом сочинении автор, употребляя сначала термин «Великая Россия» по отношению ко всей Руси , применил его затем и для обозначения Московской Руси времен Василия III в рассказе о царском венце (шапке Мономаха) . По-видимому, Спиридон Савва связывал «Великую Россию» с вотчиной великокняжеской династии Рюриковичей. Для него это и Русская держава времен Владимира Мономаха, и государство Василия III, который здесь представляется законным преемником древнего великокняжеского рода. Вероятно, употребление этого термина для обозначения территории всей Руси восходит к традиции XII в., когда именно название «Великая Росия/Русь» достаточно широко применялось для обозначения «русской земли» в целом .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Присутствие в оригинале для Лаврентьевского списка других статей кроме Поучения указывает, кажется, на то, что этот оригинал не был тем самым экземпляром, который вручён был Мономахом его сыну Андрею, это был список с этого экземпляра с добавлением других произведений Мономаха, сделанный после смерти Владимира Андреевича в конце XII или начале XIII века, а потому к 1377 году и значительно обветшавший. Появление списка на севере совпадает, вероятно, с той эпохою перенесения сюда духовного достояния с юга, которая характеризуется князьями Всеволодом III и особенно его сыном Константином и епископством св. Симона. Св. Симон и есть, вероятно, то посредствующее лицо, которое извлекло труд Мономаха из монастырских стен Киева на украшение библиотек Владимирских и, может быть, рекомендовало для прочтения просвещённому Константину Всеволодовичу, который «часто чтяше книгы с прилежаньем и творяше всепо писаному, не въздая зла за зло». Странно, что на севере списывают Поучение с экземпляра Андрея Владимировича, а не Юрия Долгорукого, но Юрий Владимирович, по своему характеру, кажется, мало придавал значения книгам, и его экземпляр где-нибудь лежал себе спокойно в Ростове. Рано предоставленный самому себе – мне кажется, его имеет в виду Мономах, упоминая о «малом брате» Мстислава, который «седит, хлеб едучи дедень», тоесть в отчине своего деда, в Ростове – Юрий, кажется, и не питал особенно сильной любви к отцу. Возможно, что именно его имел в виду Мономах, предполагая, что иным будет и «не люба грамотиця си». Юрию, который по характеристике у Татищева был «великий любительжен, сладких пищ и пития, более о веселиях, нежели о расправе и воинстве прилежал, но всё оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев», грамотица си действительно не могла быть люба, потому что идеал князя и человека в ней очерчен как раз противоположными чертами. Неужели Татищев вывел характеристику Юрия из Поучения? Не вернее ли предположить, что Татищев и здесь добросовестно выписывал из имевшихся у него летописей? Тогда вот ещё новое побуждение для Владимира написать Поучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

Всеволод послушался и стал просить мира у Ярополка; тот, по выражению летописца, будучи добр, милостив нравом, богобоязлив, подобно отцу своему, поразмыслил о всем хорошенько и не захотел кровопролития, а заключил мир у Моравока, на правом берегу Десны. Потом заключен был новый договор между ним и Ольговичами, неизвестно на каких условиях (1136 - 1139). Так кончились усобицы на юге при старшинстве Ярополковом; но эти усобицы сильно отозвались также на севере, в Новгороде Великом. Мы видели, как при Святополке новгородцы настояли на том, чтобы князем у них оставался выросший в Новгороде Мстислав Владимирович. Однако они недолго жили с этим любимым князем: Мономах в 1116 году вызвал его на юг, и в Новгороде остался сын его Всеволод. Молодость князя и смерть двух посадников, случившаяся почти в один год, как видно, подали повод к смятениям в городе: некоторые бояре и сотский Ставр ограбили каких-то двух граждан; неизвестно, впрочем, какого рода был этот грабеж, потому что иногда грабеж происходил вследствие судного приговора, и потому трудно решить, виновны ли были Ставр и бояре в насилии или только в несправедливости. Как бы то ни было, Мономах и Мстислав вызвали всех бояр новгородских в Киев: товарищи Ставра были заточены, другие отпущены назад в Новгород, после того как дали клятву, вероятно, в том, что вперед не будет подобных происшествий. Кем был избран в то время посадник Константин Моисеевич, неизвестно: вероятно, киевским князем, если обратим внимание на обстоятельства. На следующий год он умер, и на его место пришел посадничать из Киева Борис, разумеется, присланный Мономахом. По смерти последнего в Киеве посадили сына его Мстислава, а в Новгороде - внука Всеволода; относительно обоих в летописи употребляется одинаковое выражение: посадиша в смысле: граждане хотели, просили, призвали. Новгородцы посадили у себя Всеволода вторично, потому что по вступлении своем на старший стол Мстислав мог перевести его куда-нибудь поближе к себе в Русь по примеру отцовскому; как видно, в это время новгородцы взяли со Всеволода клятву не разлучаться с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2391 . Нет ничего невероятного, что все эти пожертвования находились в связи с восстановлением храма Св. Софии после землетрясения и составляли завершение того, что сделано было государством в этом отношении. Как бы то ни было, начало царствования Мономаха показывало заботы государства о материальном обеспечении клира Великой Константинопольской церкви, об украшении самой церкви и удовлетворении ее нужд. Другое показал конец царствования: перед смертью Мономах сделал распоряжение об обращении в государственную казну церковных и монастырских доходов, и хотя исполнение распоряжения было остановлено его смертью, 2392 однако же оно переполнило чашу огорчений, причиненных патриарху. Под свежим впечатлением этих огорчений, действительно, не мудрено было помянуть злом отошедшего в вечность государя. В последнее время, при Мономахе, Керулларий находился в оппозиции правительству. В следующие два царствования оппозиция с его стороны была почти непрерывной. Феодора до воцарения была близка к патриарху, относилась к нему с уважением, и после воцарения на первых порах руководилась его советами и указаниями. 2393 Но вскоре, под влиянием партии Льва Параспондила, разошлась с патриархом по вопросу о замужестве, и между патриархом и двором установились натянутые отношения, не улучшившиеся и при Михаиле Стратиотике, который был избран партией Параспондила, не по мысли патриарха. Феодосий Мономах знал о настроении Керуллария и надеялся найти себе в нем поддержку. Однако же практичный Керулларий не счел нужным засвидетельствовать свою солидарность в безумной затее. Иначе он отнесся к обширному и серьезному заговору военного сословия, выдвинувшего Исаака Комнина в соперники Стратиотику. Керулларий, как глава партии, недовольной правительством, сочувствовал заговорщикам. Когда махинация заговорщиков приведена была в действие, первым актом правительства, озабоченного вопросом о мерах сопротивления, было примирение с патриархом, с целью парализовать явное его содействие планам Комнина. Так как никакого договора у Керуллария с заговорщиками заключено не было, дело ограничивалось только сочувствием, открыто не обнаруженным, то примирение без труда состоялось. Оно не склонило симпатий Керуллария на сторону Стратиотика и его приверженцев, однако побудило его в ходе дальнейших событий быть осторожным, сторониться от роли руководителя и принимать в движении более пассивное, чем активное участие. Только тогда, когда вопрос был решен бесповоротно, патриарх вышел из страдательного состояния и стал действовать. От его имени предложено было Стратиотику сойти с престола и постричься в монахи, он же в своих покоях дал первый приют постригшемуся императору, он же отправил к Комнину вестника с извещением об избрании на царство и с приглашением прибыть в столицу. 2394

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Новый государь поначалу понравился и народу, и знати, так как обладал истинным даром завоевывать сердца подданных. Он умел найти подход к каждому и приэтом не морочил людей, не разыгрывал перед ними комедий, но искренне старался доставить им приятное и таким образом привлечь к себе. Он ни перед кем не был кичливым и грозным, не разговаривал выспренно и заносчиво, не мстил прежним своим недоброжелателям. Но те, кто ожидал, что с переходом власти в мужские руки положение империи укрепится, сильно просчитались. Сделавшись государем, Константин стал вершить дела без надлежащей твердости и осмотрительности. Он сразу же принялся опустошать, казну и подчистил ее до последней монеты. Чины он раздавал без всякого смысла: их получали те, кто приставал к императору с просьбами или вызывал его смех уместно сказанным словом. В конце концов, он причислил к синклиту чуть не весь рыночный сброд. Считая свою власть отдыхом от трудов, он передал другим попечение о казне, право суда и заботы о войске, лишь малую толику дел взял на себя и своим законным жребием счел жизнь, полную удовольствий и радостей. Если же кто являлся к нему, выставляя напоказ озабоченную душу, то такого человека Константин считал дурным. Поэтому в разговорах с императором люди приспосабливались к особенностям его нрава, и если кто-нибудь приходил к нему с чем-нибудь серьезным, то дела сразу не выкладывал, но предварял его какими-нибудь шутками или же перемежал одно другим и как бы заставлял больного проглотить горькое лекарство, примешивая к нему сладости. С годами окружающим приходилось все чаще прибегать к этому средству, так как царствование Константина оказалось бурным, и все было заполнено войнами и мятежами. Первым поднял против него восстание Георгий Маниак , командовавший войсками в Италии . Он высадился с войском под Диррахием, но в начале 1043 погиб в бою вблизи Фессалоники . Не успели подавить этот мятеж, как под Константинополь явилось бесчисленное множество русских кораблей. Морские силы ромеев были в это время невелики, а огненосные суда разбросаны по прибрежным водам. Кое-как собрав остатки прежнего флота, Константин отважился на битву — русский флот был частью сожжен, частью потоплен, лишь немногие смогли бежать. Затем, в 1047 , в Македонии провозгласил себя императором Лев Торник . С многочисленным войском он вскоре подступил к Константинополю, однако не смог его взять. Армия его рассеялась, а сам он был взят в плен и ослеплен.

http://drevo-info.ru/articles/3195.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010